Проблемы приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе
методическая разработка по художественной литературе

методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_detey_k_hudozhestvennoy_literature.docx17.37 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Проблемы приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе

Но не всякий воспитатель осознает ведущую роль книги в становлении личности. Чтобы способствовать осознанию этой проблемы каждым человеком, В. Г.Белинский пишет статью «О воспитании детей вообще и о детской книге» [4;5].

Это такие проблемы, как:

1) выбор книг для чтения детям: «...читать дурно выбранные книги для них и хуже и вреднее, чем ничего не читать»;

2) чтение книги соответственно возрасту, жизненному опыту и развитию человека: «нет ничего столь вредного и опасного, как неестественное и несвоевременное развитие духа». «Неестественно и преждевременно развившиеся дети — нравственные уроды»;

3) каким должен быть круг детского чтения и детская книга.

В начале XX в. благодаря художественно-педагогическому движению, основной идеей которого было эстетическое воспитание детей, пришли к выводу о необходимости создать для детей новый тип книги — яркий, красочный, нарядный, достойный называться произведением искусства.

Выготский так говорил о программе детского сада: «Эта программа должна быть сходна со школьной программой в том смысле, что она должна быть программой единого систематического цикла общеобразовательной работы. Вместе с тем она должна быть программой самого ребенка» [7. с. 434]. Говоря о задачах ознакомления детей с художественной литературой, Л.С. Выготский указывал, что они состоят не в том, чтобы изучать классическую литературу, ее историю, а в том, чтобы «вообще открыть перед ребенком мир словесного искусства» [7. с. 436].

Ввести ребенка в мир словесного искусства - значит познакомить его с существованием этого искусства как неотъемлемой части жизни каждого человека, приучить малыша к постоянному общению с ним (искусством), показать многообразие жанров художественной литературы (проза и поэзия, рассказы и сказки, пословицы, загадки, песенки и многое другое), воспитать чувство слова, вызвать интерес, любовь и тягу к книге.

Второй стороной содержания литературного образования и воспитания дошкольника является формирование умения воспринимать и понимать произведения литературы.

Другим важнейшим компонентом процесса восприятия литературного произведения является познавательная деятельность, в результате которой человек осознает воспринятое, проникает в смысл произведения, его идею. Понимание предполагает в читателе умение установить существенные связи в тексте, уяснить причины тех или иных событий. Центральной фигурой в литературном произведении является литературный персонаж. Ребенку необходимо увидеть и понять его действия, поступки, переживания, разгадать мотивы этих поступков, причины переживаний.

Главными критериями отбора произведений для чтения дошкольникам и ведущими принципами формирования круга детского чтения все чаще называются высокая идейность произведения и соответствие его требованиям текущего момента.[37]

Методы приобщения детей к книге (рассказывание, беседа, выразительное чтение) постепенно подчиняются задачам педагогического и идеологического воздействия на детей, цель которого - воспитание человека нового общества.

Формирование читателя в каждой отдельной личности, дает возможность не только понять, но и прочувствовать процесс восприятия, обдумывания, влияния книги на ребенка, увидеть, как происходил отбор литературы, ставшей впоследствии классикой, каким параметрам она должна соответствовать, чтобы войти в круг чтения многих поколений детей, всегда ли в этом процессе опре-деляющим будет художественное мастерство писателя.

Анкета для родителей

Вопросы анкеты:

1. Как вы думаете, какой вид и жанр литературы предпочитает ваш ребенок?

2. Любит ли ваш ребенок сказки? Какие? Почему именно эти сказки? Умеет ли он рассказывать (пересказывать) сказки? Пробовал ли он сам сочинять сказки? О чем? О ком?

3. Любит ли ваш ребенок стихи? Какие? Знает ли ваш ребенок стихи наизусть и какие? Пробовал ли он сам сочинять стихи? О чем? О ком?

4. Любит ли ваш ребенок рассказы и повести? Какие? Умеет ли он рассказывать (пересказывать) рассказы? Пробовал ли он сам сочинять рассказы? О чем? О ком?

5. Как вы думаете, понимает ли ребенок разницу между поэзией и прозой? Сказкой и рассказом? Почему вы так думаете?

6. Знает ли ребенок, кто сочиняет сказки и стихи? Назовите писателей и поэтов, которых знает ваш ребенок.

7. Говорил ли ваш ребенок о том, что хотел бы быть похожим на каких-то героев из книг? На каких?

Список литературы

1.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956

2,Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика — Синтез, 2005. - 72 с.

3,Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго.. : пособие для чтения и рассказывания детям 4-6 лет (с метод. рекомендациями):. - М. : Просвещение, 2004. – 142 с.

4,. Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения: пособие для родителей по организации чтения дошкольникам. - М.: Просвещение, 2003. – 77 с.

5. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи.... - М.: Линка-пресс, 2003. - 174 с.

6. Гриценко З.А. Еще раз о детском чтении // Детский сад от А до Я. -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе

Проблемы приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе...

"Кружок по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе "Юные книголюбы"

Дошкольный возраст — это тот период, когда восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста может стать главным увлечением не только одаренных дошкольников, но и всех остальных д...

Практикум для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе»

Практикум для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе»...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе через музыкальную деятельность для детей подготовительной группы» Тема: «Со сказкой по дорогам музыки»

Конспект написан для музыкальных руководителей детских садов, также может быть использован в работе педагогов дополнительного образования. Через музыкальную деятельность на занятии дети приобщаются к ...

Проект «Книга-лучший друг» для детей старшей, подготовительной группы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе

Проект «Книга-лучший друг» для детей старшей, подготовительной группы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе...

Проект «Книга-лучший друг» для детей младшей группы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе

В дошкольном возрасте дети делают первые шаги в мир художественной литературы и проводниками для детей становятся воспитатели и родители. Родители в большинстве не читают своим детям художественную ли...