Методическая разработка «Знакомство с иллюстрациями Е.Чарушина и Ю.Васнецова» для детей дошкольного возраста с 4–5 лет
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)

Судакова Наталья Геннадьевна

Методическая разработка «Знакомство с иллюстрациями Е.Чарушина и Ю.Васнецова» для детей дошкольного возраста с 4–5 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Методическая разработка «Знакомство с иллюстрациями Е.Чарушина и

Ю.Васнецова» для детей дошкольного возраста с 4–5 лет

Цель: познакомить с иллюстраторами Е. Чарушиным и Ю.Васнецовым.

Задачи:

формировать умение понимать и различать

содержание книжной графики Ю.Васнецова и Е.Чарушина к русским народным

потешкам и произведениям русских писателей;

 развивать: умение определять

характер художественного образа в произведениях изобразительного искусства,

эмоционально позитивное отношение к книжной графике художников –

иллюстраторов, речь, наблюдательность;

воспитывать ценностное отношение к

произведениям искусства, эстетические чувства.

Оборудование: детские книги с иллюстрациями

Е.Чарушина, Васнецова, книга без иллюстраций, ноутбук, дидактическая игра

«Сравни иллюстрации».

Предварительная работа: чтение произведений Е.Чарушина с

рассматриванием иллюстраций, заучивание потешек к иллюстрациям

Ю.Васнецова.

Ход занятия:

(Дети слышат плач)

- Ой, ребята, вы слышите, кто-то плачет (воспитатель заносит Незнайку,

и спрашивает его, почему он плачет).

- Здравствуйте, ребята! Из книг Цветочного города пропали все

иллюстрации, и детям стало не интересно их читать. Помогите нам,

пожалуйста, их вернуть» (показывает книгу без иллюстраций).

- Ребята, а вы хотите помочь Незнайке и его друзьям?

- Да.

- Ребята, давайте рассмотрим книгу. Интересно, о чём в ней

рассказывается? Как это можно узнать? (можно прочитать, рассмотреть

иллюстрации).

- А мы можем это сделать? Почему? (Нет, потому что в нашей книге

иллюстраций нет и читать мы не умеем)

- А если мы не умеем читать? Иллюстраций в книге нет, то, как же быть?

– спрашивает Незнайка.

- Чтобы узнать ответ на этот вопрос, я предлагаю отправиться в

удивительное путешествие в книжный уголок. Чтобы попасть туда, произнесем

волшебные слова: «в ладоши хлопнем раз-два-три, в книжный уголок нас

перенеси».

- Смотрите, ребята, как много книг в книжном уголке.

- Скажи, Алёна, а какие книги нравятся тебе, с иллюстрациями или без

них? (Ответы детей).

- А кто скажет, почему иллюстрированные книги очень интересно

рассматривать? (потому что, даже не читая книги, по иллюстрациям мы

можем догадаться, о чем эта книга).

- А кто создает иллюстрации? (художники-иллюстраторы).

- У художника-иллюстратора трудная и интересная работа, он сначала

внимательно читает текст в книге, затем представляет себе героя, пытается

понять, какой он - добрый, злой, веселый, смешной, грустный. А затем уже

рисует иллюстрацию.

- Сейчас в поисках утерянных иллюстраций мы с Незнайкой вместе

отправимся на выставку.

(Просмотр презентации, дети садятся).

Рассматривание иллюстраций Е. Чарушина.

- Взгляните на эти иллюстрации. Кто на них изображен? (Животные).

Взрослые или детеныши? (Детеныши). Давайте их назовём (ответы детей).

Эти иллюстрации написал художник - иллюстратор - большой друг

зверей и птиц – Евгений Чарушин  (демонстрация портрета художника).

Когда он был таким как вы, совсем ребёнком, вместе с отцом он часто бывал в

лесу, бродил по полям, наблюдая повадки зверей и птиц. Дома у него всегда

жили кошки, собаки, кролики и утки, гуси и рыбки. Вместе с родителями

маленький Женя ухаживал за животными, лечил их, спасал от беды. Позднее,

когда вырос, он не только стал художником - иллюстратором, но и начал писать

рассказы о животных.

- Кто изображен на этой иллюстрации? (волчонок)

- Чей он детёныш? (волка и волчицы)

- А какими словами мы может описать волчонка? Какой он?

(Испуганный, маленький, пушистый).

- Действительно, волчонок немного обеспокоен. Почему? (Потому что

рядом нет мамы, а может, он что-нибудь услыхал, и это его испугало).

- Да, ребята, волчишко совсем маленький жил в лесу с матерью. Ушла

мать на охоту.

- Кто же мог его так испугать? (Человек...)

- А что бы вы сделали, если бы встретились с ним в лесу? (Покормили бы,

погладили спинку).

- Ваши намерения очень хорошие, но вот подходить к нему нельзя,

почему? (Он нас испугается, будет убегать).

- Это действительно так. Более того, недалеко может оказаться его мать -

волчица, и она погонится за вами, ибо примет вас за опасность.

- Скажите, каким изображен этот лисенок? (Испуганный, ощетинился). А

можно представить почему? (Боится, испугался).

- Действительно, Чарушин пишет о лисенке: «Заблудился я в лесу,

потерял я норку - яму. Позовите мне лису, позовите маму!»

- А кто изображен на этой иллюстрации? (Котенок Тюпа).

- Каким его изобразил иллюстратор? (Испуганным, не хочет трогать

птиц). Почему? (Он их боится).

- Да, обидели его, клюнули!

- Какими Чарушин изображал животных в своих иллюстрациях:

сказочными или настоящими?

- Правильно, Чарушин изображал животных, как настоящих –

реалистичных. А окружающая природа: кусты, цветы, деревья в его

иллюстрациях - только едва заметны. Главное для иллюстратора - изобразить

зверя.

- А кто скажет, как имя этого художника-иллюстратора. (Е. Чарушин).

Физкультминутка «Звериная зарядка»

Раз - присядка, два - прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята, как проснутся,

Любят долго потянуться,

Обязательно зевнуть,

Ну и хвостиком вильнуть.

А волчата спинку выгнут

И легонечко подпрыгнут.

Ну, а мишка косолапый,

Широко расставив лапы,

То одну, то обе вместе,

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало -

Начинает всё сначала!

Рассматривание иллюстраций Ю.Васнецова

Тили - бом, тили - бом,

Загорелся Кошкин дом.

Кошка выскочила,

Глаза выпучила.

Бежит Курочка с ведром,

Заливает Кошкин дом.

- Ребята, посмотрите, какой изображена Кошка на этой иллюстрации?

(Ответы детей: красивая, испуганная ...).

- Что случилось с ее домом? (Загорелся кошкин дом).

- Кто пришел к Кошке на помощь? (Курица с ведром)

- Кошка испугана, кричит, зовет на помощь. А курочка несет ведро с

водой, помогает кошке спасти ее дом.

Рассматривание графического листа с изображением нарядно одетой

кошечки.

(Показывается новый графический лист, где изображена нарядно

одетая кошечка с иголкой в руках. На ней нарядный воротничок, куртка

(кафтан), бантик.)

- Ребята, а кто изображен на этой иллюстрации?

- Чем она занимается?

- Правильно, кошка в окошке платье шьет.

- Как вам кажется, это кошечка настоящая, из реальной жизни, или

сказочная, не настоящая?

- Почему вы так решили?

- Вот таких зверей нарисовал художник - иллюстратор Юрий Васнецов

(демонстрация портрета художника).

Когда Юра Васнецов был маленьким, он очень любил ходить со

своими родителями на ярмарку и покупать там красивые игрушки из глины,

расписанные яркими красками. Мечтал тогда Юра стать художником, и

научиться рисовать.

Прошло время, и стал Юра художником…

Однажды он сидел за своим рабочим столом, на котором стояли

краски, кисти, карандаши и рисовал необычного кота – в валенках, с булкой.

К нему подошла маленькая дочка и спросила:

- Кого ты рисуешь?

- Кота.

- Он совсем не похож на нашего Мурзика?

- Как вы думаете, дети, почему этот кот не похож на обычного

домашнего кота? (Потому что этот кот сказочный).

Дочке котик очень понравился. С тех пор Юрий Алексеевич стал

иллюстратором детских книг.

- Назовите имя этого художника – иллюстратора (Ю.Васнецов).

Сравнение иллюстраций Е.Чарушина и Ю.Васнецова.

- Похожи ли персонажи просмотренных иллюстраций на животных Е.

Чарушина? (Нет).

- Почему вы так думаете? (У Евгения Чарушина животные –

реалистичные, как живые, а у Юрия Васнецова – сказочные). А что еще на

них можно заметить? (Одежду).

– Правильно, Юрий Васнецов своих героев одевает в одежду.

- Как они передвигаются? (У него звери ходят на задних лапках, как

люди).

Итог занятия.

Дидактическая игра «Сравни иллюстрации»

- Так как же, ребята, мы можем помочь Незнайке и его друзьям, чтобы

их книги стали опять интересными? (Нужно создать иллюстрации).

- Давайте тогда возвращаться в детский сад, прочтем книгу, которую

принес нам Незнайка, и создадим иллюстрации к ней. (Дети закрывают

глаза, а воспитатель говорит: «в ладоши хлопнем раз-два-три, в

детский сад нас перенеси».

После занятия дети рисуют иллюстрации к прочтенной книге и дарят

их Незнайке (во время рисования дети выбирают по своему желанию

материалы и техники рисования (рисовать пальчиками, ватными палочками,

тычком, восковыми мелками)).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к методической разработке "Влияние игровой деятельности на воспитание гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста"

Данная разработка  представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении. Содержание разработки...

Методическая разработка «Организационно –педагогические условия формирования начал мужественности и женственности у детей дошкольного возраста на основе представлений об идеальных моделях поведения».

Методтческая разработка поможет методистам и педагогам образовательных учреждений дошкольного образования в современных условиях с введением ФГОС ДО увидеть в каждом ребенке его индивидуальные особенн...

Методическая разработка раздела программы "Познавательное развитие" по теме "Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средствам игры"

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей ...

Методическая разработка: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Ознакомление детей с жанрами живописи, с приемами рисования в традиционной и нетрадиционной форме на занятиях в течение учебного года и вне занятий.Младший и средний возраст....

Методическая разработка в рамках аттестации "Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста"

Учёные - лингвисты считают, что многие педагоги недооценивают устную речь, обращая основное внимание на письменную. Это невнимание к культуре устной речи, правилам произношения и ударения привело к то...

Методическая разработка «Сюжетно – ролевая игра как средство формирования нравственных норм поведения детей дошкольного возраста»

Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Сюжетно-ролевая игра главный вид деятельности дошкольника. Через неё он позна...