Технологическая карта по выразительному чтению "О том, как важно трудиться" ,на примере басни И.Крылова "Стрекоза и Муравей"
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Пшеничникова Ольга Александровна

Технологическая карта 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyrazitelnoe_chtenie_teh._karta.docx178.64 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное

Тема занятия: О том, как важно трудиться

Возрастная группа: подготовительная к школе

Цель занятия: построение высказываний о том, что если не трудиться и не помогать друг другу, можно оказаться в сложной жизненной ситуации, без крова и пищи на примере чтения отрывка, беседы и дидактической игры по содержанию басни И. Крылова «Стрекоза и муравей»

Задачи занятия:

Обучающая: подбирать слова, определяющие характер главных героев басни (Стрекоза и Муравей), мотивы их поступков, рассуждая об идее рассказа и подтверждая примерами по содержанию басни.

Развивающая: устанавливать зависимость между поступком Стрекозы (пела и плясала, не помогала Муравью) и последствием этого поступка (случились неприятности)

Воспитательная: приводить примеры того, как нужно было поступить Стрекозе, чтобы избежать неприятностей

Дополнительные задачи:

Игровая задача: закончить предложение правильно выполняя задания игры

Дидактическая задача: повторить содержание басни И. Крылова «Стрекоза и муравей»

Словарная работа: удручена- взволнована, вешних-весенних

Планируемый результат занятия:

Подбирают слова, характеризующие главных героев, мотивы их поступков (Стрекоза – ленивая, веселая, беззаботная, не хочет трудиться, Муравей – трудолюбивый, серьезный, спокойный), приводят примеры из текста, рассуждают об идее басни

Устанавливают зависимость между поступком и его последствием, отвечая на вопрос: «Почему с Стрекозой случились неприятности»

Приводят примеры того как нужно поступать детям, чтобы избежать неприятностей.

Подготовительная работа: разработка дидактической игры

Материалы и оборудование: книга (текст басни), иллюстрация формата А 4

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Организовать детей на деятельность

Поздоровалась с детьми, загадала загадку о книге

- Хочешь первым всегда быть, Сытым и здоровым жить? Мой совет: ты не ленись, А работай и … (Трудись)

Игровой прием загадывание загадки

 Слушают, отвечают на вопросы воспитателя

Проявляют интерес к предстоящей деятельности

2.

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

- А вы любите трудиться?

- Ребята, а как вы думаете, все ли люди должны трудиться и для чего?

Создание проблемной ситуации

Постановка проблемного вопроса

Выдвигают предположения о  том, как можно выйти из ситуации, предложенной воспитателем

Испытывают затруднение при ответе на проблемный вопрос

2.2

Этап ознакомления с материалом

- Интересные предположения, а разобраться нам поможет басня И. Крылова, посмотрите, как он выглядит, «Стрекоза и муравей»

- В этой басне речь пойдет о том, как, Стрекоза, не хотела трудиться и из-за этого попала в беду и о том, помог ли ей Муравей или нет, хотите об этом узнать?

- Хорошо, тогда приготовимся к прослушиванию басни, спины держим ровно, руки на колени и внимательно слушаем.

Чтение басни

Чтение худ. произведения

Слушают произведение

Слушают, эмоционально откликаются на происходящее, запоминают последовательность событий рассказа.

2.3

Этап практического решения проблемы

подбирать слова, определяющие характер главных героев рассказа (Стрекоза и Муравей), мотивы их поступков подтверждая примерами по содержанию басни

устанавливать зависимость между поступком Стрекозы (пела и плясала, не помогала Муравью) и последствием этого поступка (случились неприятности)

Кто главные герои?

Какой была Стрекоза?

Посмотрите, как художник нарисовал ее. Послушайте ещё раз, как ее описывает писатель.

Какие поступки это подтверждают?

Какие неприятности случились с стрекозой?

Почему она так поступал?

Какой был муравей?

Какие поступки это подтверждают?

Почему он так поступал?

Беседа по содержанию

Показ иллюстраций

Повторное чтение

Прием закончи предложение(игра с лягушкой)

Отвечают на вопросы, рассуждают,  представляют образы и характер героев

Подбирают слова, характеризующие главных героев, мотивы их поступков (Стрекоза – ленивая, веселая, беззаботная, не хочет трудиться, Муравей – трудолюбивый, серьезный, спокойный), приводят примеры из текста, рассуждают об идее басни

Устанавливают зависимость между поступком и его последствием, отвечая на вопрос: «Почему с Стрекозой случились неприятности»

Снятие напряжения после статических нагрузок

По команде дети выполняют движения. Стрекоза летала, летала, пела, танцевала, устала, присела и опять полетела. Муравей копал, копал, крошки хлеба собирал, строил дом, двор убирал, в ковшик ягод набирал. Муравей устал, присел, и трудиться поспешил.

Физ.минутка «Муравьи и стрекозы»

Выполняют двигательные упражнения

Снимают статическую нагрузку

Игровая задача: закончить предложения правильно выполняя задания игры

Дидактическая задача: повторить содержание басни  И. Крылова «Стрекоза и муравей»

 Дидактическая игра «Помоги Стрекозе»

Закончи предложение:

- стрекоза не работала потому что…

Со стрекозой случались неприятности потому что.

 Муравей не помог Стрекозе потому, что…

Игра

Выполняют действия в соответствии с правилами игры, определяют самостоятельно последовательность выполнения

Воспроизводят сюжет басни ,  отвечая на вопросы игры, соблюдают правила игры, за правильный ответ получая фишки.

3.

Заключительный этап

Подвести итоги деятельности

Рефлексия деятельности

Какой рассказ читали?

Зачем И.А крылов нам его написал?

Рефлексивные вопросы

Отвечают, рассуждают о  поступках героев, объясняют своё решение  предложенной ситуации

Приводят примеры того как нужно поступать детям, чтобы избежать неприятностей.

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!»
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?» —
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило».
«А, так ты…» — «Я без души
Лето целое все пела».
«Ты все пела? это дело:
Так поди же, попляши!»

https://sakhodb.ru/uploaded/thumbnails/11105_800xauto_keep_ratio-2019294872.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта. Тема «Чтение басни Л.Н.Толстого «Белка и волк»

Разработка и организация НОДВайшля Светлана Анатольевна – воспитатель Возрастная группаСтаршая группа (дети 5-6 лет)Тема мероприятияТема «Чтение басни Л.Н.Толстого «Белка и волк...

Технологическая карта вида деятельности (выразительное чтение)Тема: «Цветик-семицветик»

Цель: ознакомление детей с произведением «Цветик-семицветик»...

Технологическая карта по речевому развитию, по басне И. А. Крылова «Ворона и Лисица»

Технологическая карта интегрированного занятияТема занятия: Чтение басни И.В. Крылова «Ворона и Лисица»Возрастная группа: подготовительная группа....

Технологическая карта по выразительному чтению рассказа Снегирёва Г. Я. «Отважный пингвинёнок» в старшей группе

Технологическая карта по выразительному чтению рассказа Снегирёва Г. Я. «Отважный пингвинёнок» в старшей группе (не закончено)...