Перспективное планирование по чтению художественной литературы (подготовительная к школе группа)
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Анастасия Владимировна Замотаева

по программе От рождения до школы

(подготовительная группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_hud_litry.docx59.27 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по чтению художественной литературы

(старше-подготовительная группа)

Тема

Тема занятия

Программное  содержание

Методы и приемы

Оборудование

Совместная деятельность

СЕНТЯБРЬ

1 неделя

«Детский сад. День знаний»

«Откуда пришла книга»  А.Барков, Р. Сурьянинов

Интернет - источник

Формировать представления детей о книге как источнике знаний; развивать слуховое внимание; воспитывать бережное отношение к книге.

Словесные:

речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные:

показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы

Словесные:

речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные:

показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы

Книги различной тематики, иллюстрация «Первое сентября»

С/р «Детский сад», «Школа».

2 неделя

«Природа, погода, растительный мир

«Осень» Е. Трутнева (заучивание наизусть)

О.С. Ушакова, стр. 140

Учить выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать спокойную грусть осенней природы; формировать умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; подбирать эпитеты, сравнения, метафоры для описания осенних пейзажей; активизировать употребление в речи глаголов.

Иллюстрации  на осеннюю тему, иллюстрации

Наблюдения на прогулке

3 неделя

«Едет с поля урожай»

«Хлебный голос» С.Ремизов (чтение сказки)

В.В.Гербова, стр.32

Познакомить детей с новой сказкой, выяснить, согласны ли они с концовкой произведения. Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении.

Портрет писателя, книга, иллюстрации про хлеб.

Чтение рассказов, рассматривание иллюстраций к рассказам

4 неделя

«Сельскохозяйственные  профессии»

«Огородники» Н. Носов

Интернет - источник

Продолжать знакомить детей с творчеством известного детского писателя Николая Носова. Развивать у детей интерес к чтению художественной литературы. Учить анализировать текст произведения. Прививать детям доброту, честность, трудолюбие, эмпатию. Развивать у детей чувство юмора, творческое воображение. Формировать грамматический строй речи и развивать диалогическую речь.

иллюстрации из рассказа для анализа эмоций героев

Чтение рассказов, рассматривание иллюстраций к рассказам

5 неделя

«Растения, животные»

Русская народная сказка в обработке М. Булатова «Сивка -  Бурка»

О.С. Ушакова, стр. 138

Учить эмоционально воспринимать

образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; закреплять знания о жанровых особенностях сказки; формировать образность речи (чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения).

Иллюстрации к сказке.

Слушание и чтение сказок.

Тема

Тема занятия

Программное  содержание

Методы и приемы

Оборудование

Совместная деятельность

ОКТЯБРЬ

1 неделя

«Мой город»

«О чем печалишься, осень?»

Чтение стихотворений об осени

О.С. Ушакова, стр.158

Показать красоту осенней природы в процессе слушания художественных текстов; закрепить желание выразить поэтический слух; познакомить с произведениями разных авторов, развивать познавательный интерес.

Словесные:

 речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные:

показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы

Иллюстрации на тему «Золотая осень», букет из осенних листьев

Наблюдения на прогулке

2 неделя

«Моя страна»

Русская народная сказка в обработке А. Толстого «Царевна – лягушка»

О.С. Ушакова, стр.136

Учить воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской сказки; развивать поэтический слух (умение слышать и выделять в тексте выразительные средства).

Иллюстрации к сказке.

Слушание и чтение сказок.

3 неделя

«Моя планета»

«Небылицы - перевертыши»

В.В.Гербова, стр.34

Познакомить с народными авторскими перевертышами, вызвать желание составлять свои небылицы.

Иллюстрации различных небылиц

Чтение рассказов, рассматривание иллюстраций к рассказам.

4 неделя

«Культура и традиции мордовского народа»

«Бедный зайчик заболел»

С. Люлякина

РМ «Мы в Мордовии живем» /хрестоматия/

Уточнить и обогатить знания детей о творчестве мордовских писателей. Формирование уважительного отношения к традициям мордовского народа

Портрет С. Люлякиной.

Рассматривание фотографий по теме

Тема

Тема занятия

Программное  содержание

Методы и приемы

Оборудование

Совместная деятельность

НОЯБРЬ

1 неделя

«День народного единства»

Былина «Илья Муромец и Соловей –

разбойник»

В.В.Гербова, стр.60

Продолжать знакомить с жанровыми особенностями литературных произведений. Учить понимать главную мысль былины, придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании.

Словесные:

 речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные:

показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы

Иллюстрации к былине

Рассматривание энциклопедий, альбомов об истории нашей страны.

2 неделя

«Обычаи, традиции, искусство народов России»

Чтение сказки Д. Мамина – Сибиряка «Про зайца – длинные уши»

О.С. Ушакова, стр. 144

Формировать целостное восприятие художественного текста в единстве содержания и художественной формы; закреплять знания детей об особенностях разных литературных жанров; упражнять детей в подборе сравнений, синонимов, антонимов, воспитывать стремление к точному словоупотреблению.

Иллюстрации к произведению

Рассматривание

энциклопедий, альбомов об

искусстве.

3 неделя

«Транспорт. Профессии»

«Кем быть?»

В. Маяковский

Интернет - источник

Формировать умение детей анализировать литературное произведение, высказывать свое мнение о прочитанном. Продолжать работу по формированию интереса к книге. Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением. Обогащать и активизировать словарь.

Иллюстрации к произведению

Беседа и чтение художественной литературы по теме, рассматривание альбомов о профессиях.

4 неделя

«День матери»

Сопостовление сказок «Патчерица» и «Хаврошечка»

О.С. Ушакова, стр. 142

Учить замечать сходство и различие в построении сюжета, идее, характерах героев двух сказок; формировать умение выделять в тексте выразительные средства, осознавать целесообразность их использования.

Иллюстрации к сказкам

беседы, чтение произведений о матери  

Тема

Тема занятия

Программное  содержание

Методы и приемы

Оборудование

Совместная деятельность

ДЕКАБРЬ

1 неделя

«Зима как время года»

«Каким бывает снег»

Г. Иванов

О.С. Ушакова, стр.188

Формировать у детей умение внимательно слушать текст, запоминать его содержание, интонационно передавать любование зимней природы.

Словесные:

 речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные:

показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы

Сюжетные картинки о зиме

Наблюдения на прогулке

2 неделя

«Зимующие звери и птицы»

Пересказ русской народной сказки «Лиса и волк»

О.С. Ушакова, стр.75

Продолжать учить детей пересказывать сказкиблизко к тексту, закреплять умение рассказывать от лица героя. Развивать память, воспитывать любовь к русским сказкам

Иллюстрации к произведению

Наблюдения на прогулке

3 неделя

«Животные Севера, Арктики, Антарктики»

Сказка П. Бажова «Серебряное копытце»

Интернет - источник

Познакомить детей с бытовой и волшебной сказкой. Учить определять и мотивировать своё отношение к героям, замечая некоторые выразительные средства. Учить отвечать на вопросы по тексту грамматически правильно. Обогащение словаря: пожитки, балаган, душной. Воспитывать в детях доброту, умение подражать хорошим поступкам героев сказки.

Иллюстрации к сказу «Серебряное копытце», портрет П. П. Бажова;

Рассматривание иллюстраций животных севера

4 неделя

«Елка наряжается, праздник начинается»

Чтение стихотворения «Елка» Э. Мошковская.

РМ «Мы в Мордовии живем» /хрестоматия/

Продолжать приобщать детей к отечественной детской художественной литературе. Формировать умение отвечать на вопросы педагога. Развивать речь, память, логическое мышление детей. Воспитывать любовь к стихам.

Сюжетные картинки по теме

Чтение стихотворений о зиме и новогоднем празднике

5 неделя

«Труд людей зимой»

Работа с иллюстрированными изданиями сказок

В.В.Гербова, стр.45

Приучать детей с интересом рассматривать рисунки в книгах. Активизировать речь детей.

Иллюстрированные сказки

Чтение сказок

Тема

Тема занятия

Программное  содержание

Методы и приемы

Оборудование

Совместная деятельность

ЯНВАРЬ

1 неделя

«Зимние

забавы»

Русская народная сказка «Снегурочка»

О.С. Ушакова, стр.153

Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы. Закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) жанра сказки.

Словесные:

 речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные:

показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы

Книга со сказкой «Снегурочка» с иллюстрациями

Наблюдения на прогулке, лепить фигуры из снега.

2 неделя

«Зимние виды спорта»

Малые фольклорные формы. Придумывание потешек.

О.С. Ушакова, стр.151

Уточнить и закрепить представления о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц. Формировать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний.

Книги потешек и песенок, детские игрушки, кукла.

Чтение и заучивание потешек, загадок

3 неделя

«Безопасное поведение

зимой»

Чтение рассказа Н.Носова «На горке»

Интернет - источник

Познакомить детей с новым произведением  

писателя Н.Носова. Формировать умение высказывать мнение и давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту. Учить понимать характер героев художественных произведений. Развивать умение высказывать собственное мнение. Учить усваивать последовательность развития сюжета. Воспитывать уважение к чужому труду, самостоятельность, настойчивость достижений поставленных целей.

Магнитная доска. Картина «Зимние забавы» . Портрет Н. Носова . Иллюстрации к рассказу Н.Носова «На горке».

Чтение рассказов Н. Носова

Тема

Тема занятия

Программное  содержание

Методы и приемы

Оборудование

Совместная деятельность

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

«Профессии

пап»

Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»

В.В.Гербова, стр.58

Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке.

Словесные:

 речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные:

показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы

Иллюстрации к сказке

Чтение русских народных сказок

2 неделя

«Военная техника»

Чтение рассказа Е. Воробьёва «Обрывок провода»

В.В.Гербова, стр.62

Обогатить литературный багаж детей, помочь прочувствовать необычность описанной в рассказе ситуации.

Картинки военной техники. Книга с рассказом.

Рассматривание картинок

3 неделя

«Наша армия»

Чтение былины «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»

В.В.Гербова, стр.63

Приобщать детей к былинному эпосу, к былинному складу речи.

Иллюстрации к былине

Чтение русских народных сказок

4 неделя

«Профессии

мам»

Чтение рассказа В.Драгунского «Тайное становится явным»

О.С. Ушакова, стр.273

Учить понимать мораль и идею произведения, оценивать поступки героев, видеть связь названия текста с его содержанием. Осмысливать образное содержание и обобщенное значение пословиц и поговорок.

Мешочек, шило или большая игла.

Пословицы и поговорки

Тема

Тема занятия

Программное  содержание

Методы и приемы

Оборудование

Совместная деятельность

МАРТ

1 неделя

«Мамочка любимая»

Стихотворение Е.Ранневой

«Берегите маму»

Интернет - источник

Способствовать формированию умений внимательно слушать стихотворение, поддерживать беседу по содержанию, заучивать стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Способствовать развитию интонационной выразительности речи, слухового внимания и памяти в процессе разучивания стихотворения. Воспитывать у детей чувство любви и уважения к маме.

Словесные:

 речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные:

показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы

Мнемотаблица по стихотворению, стих.

Чтение стихов о маме

2 неделя

«Народная

игрушка»

Малые фольклорные формы. Составление рассказов, сказок по пословицам

О.С. Ушакова, стр.163

Учить воспроизводить образные выражения, понимать переносное значение слов и словосочетаний. Формировать умение составлять рассказы, сказки по пословицам, придумывать загадки.

Иллюстрации к фразеологизмам, картинки для загадок.

Чтение и заучивание потешек, загадок

3 неделя

«Сезонные изменения»

Весна идет, весне дорогу!

В.В.Гербова, стр.68

Чтение стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи.

Картинки о весне.

Наблюдения на прогулке

4 неделя

«Одежда

людей весной»

Чтение былины «Садко»

В.В.Гербова, стр.71

Познакомить детей с былиной «Садко».

Иллюстрации к произведению

Чтение детской художественной литературы

5 неделя

«Птицы

весной»

Чтение басни И. Крылова «Ворона и лиса»

О.С. Ушакова, стр.158

Закрепить знания о жанровых особенностях басни. Учить понимать аллегорию, ее особенное значение, выделять мораль. развивать чуткость к восприятию образного строя художественного языка.

Иллюстрации к произведению

Чтение детской художественной литературы

Тема

Тема занятия

Программное  содержание

Методы и приемы

Оборудование

Совместная деятельность

АПРЕЛЬ

1 неделя

«Космос»

Чтение рассказа «Первый космосе» В.П. Бороздина

Интернет - источник

Познакомить детей с новым произведением посвященным Дню космонавтики. Закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Ю. Гагарин. Развивать коммуникативные способности: умение слушать, не перебивая. Поддерживать и развивать интерес к художественной литературе.

Словесные:

 речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные:

показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы

Портрет Ю. Гагарина

Беседа о космосе

2 неделя

«Звери весной»

Чтение сказки М.Михайлова «Лесные хоромы». Сопостановление со сказкой «Теремок»

О.С. Ушакова, стр.195

Познакомить детей со сказкой, помочь найти сходное т отличное от русской народной сказки "Теремок". Научить осмысливать идею сказки, оценивать характеры персонажей.

Книга со сказкой

Чтение детской художественной литературы

3 неделя

«Книжкина неделя»

Малые фольклорные формы. Инсценировка песенок

О.С. Ушакова, стр.168

Поддерживать интерес к образным выражениям. Углублять знания о пословицах и поговорках. Формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания потешек и песенок. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Атрибуты к инсценировки песен.

Чтение и заучивание малых фольклорных форм.

4 неделя

«Первые цветы»

Сказка В. Катаева «Цветик - семицветик»

О.С. Ушакова, стр.165

Подвести к пониманию нравственного смысла сказки, мотивированной оценке поступков и характера главной героини. Закрепить знания о жанровых особенностях сказки.

Книга со сказкой

Чтение детской художественной литературы

Тема

Тема занятия

Программное  содержание

Методы и приемы

Оборудование

Совместная деятельность

МАЙ

1 неделя

«День Победы»

Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина»

В.В.Гербова, стр.76

Помочь детям понять смысл стихотворения ("Родина бывает разная, но у всех она одна"), запомнить произведение.

Словесные:

 речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные:

показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы

Картинки по теме

Рассматривание иллюстраций, наблюдения на прогулке

2 неделя

«Насекомые»

Знакомство с басней И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».

Интернет - источник

Продолжать знакомство с жанром - басня. Развивать умение детей выразительно и ясно излагать свои мысли, умение поддерживать беседу. Развивать устную речь, мышление. Воспитывать доброжелательные отношение в общении друг с другом, а в играх ловкость, быстроту, находчивость, самостоятельность.

Мнемотаблица, презентация по теме (или картинки).

Чтение детской художественной литературы

3 неделя

«Деревья и кустарники»

Весенние стихи

В.В.Гербова, стр.79

Помочь детям почувствовать удивительную неповторимость стихотворений о весне (цветах, кустарниках, деревьях весной).

Иллюстрации о весенней природе.

Чтение стихов о природе

4 неделя

«Летние виды спорта»

Повторение

В.В.Гербова, стр.81

Повторение материала (по выбору педагога).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по чтению художественной литературы в старшей группе

Круг детского чтения детей 5-6 лет направлен на формирование интереса к книге, на посте­пенное пополнение их литературного багажа, обогащение литературного опыта, который про­является в заинтересованн...

Перспективное планирование по чтению художественной литературы (подготовительная группа)

Перспективное планирование  по чтению художественной литературы (подготовительная группа)...

Перспективное планирование по чтению художественной литературы в первой младшей группе на 2016-2017 уч. год

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Речевое развитие» - художественная литератураСодержание образовательной области направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг че...

Календарно - тематическое планирование "Чтение художественной литературы" (подготовительная к школе группа )

Учить детей воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях произведений, продолжать развивать поэтический слух: умение слышать и выд...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Чтение художественной литературы» (подготовительная к школе группа)

Формировать представления детей о русских народных и чувашских народных сказках; формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию при восприятии сказок....

Перспективное планирование по чтению художественной литературы по программе от рождения до школы" в старшей группе

quot;Давая детям книгу, мы даем им крылья"Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.И в дошкольном возрасте закладывается фундамент, на который будет опиратьсявсё по...