Создание интерактивных интеллект - карт с использованием цифровой платформы МЭО
методическая разработка

Аперонова Ирина Вячеславовна

Данный материал содержит описание авторской методической разработки интерактивных интеллект - карт в дистанционном работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meo.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

Использование мультимедийных объектов цифровой платформы МЭО для создания интерактивных интеллект-карт.

Педагог-психолог: Аперонова Ирина Вячеславовна

В нашу повседневную жизнь уже прочно и навсегда вошли компьютерные технологии. И это вполне оправдано, ведь XXI век – век информационных технологий. В настоящее время  ФГОС ДО указывает педагогам  предоставлять детям «свободу выбора» предстоящей  деятельности и своим мастерством увлечь детей за собой.  Чтобы деятельность была интересной для воспитанников, педагогу приходится осваивать новые технологии и приёмы подачи информации. В  современном обществе стало очевидным то, что необходимо управлять не самой личностью, а процессом ее развития. Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Интерактивные технологии все больше и больше завоевывают сферу образования и это неслучайно. Чтобы обычное занятие стало необычным, чтобы повысилась мотивация к обучению, приходиться быть в поиске новый интересных методов обучения, один из них является метод интерактивных интеллект- карт.

Интеллект- карты создают для отображения в рисунках и схемах эффективных способов  запоминать, ассоциировать, активизировать способности к запоминанию информации и решению различных интеллектуальных задач.      Другими словами, интеллект карты — это представление информации в рисунках, излагающая в виде древовидной схемы. Интеллект-карта подразумевает изложение ветвей проблемы на бумаге или электронном носителе— техника визуализации мышления, с помощью которой можно лучше и эффективнее обработать некоторую информацию.  Запоминать новые сведения в таком виде намного проще, чем в любом ином.

Актуальность интеллект карт

Интеллект -карты помогают педагогам проводить интеграцию речевого, познавательного и социально-коммуникативного развития.

Интеллект-карты развивают у детей такие навыки, как:

•        активность;

•        любознательность;

•        овладение средствами общения;

•        овладение способами взаимодействия.

       Цель составления интеллект карт — собрать информацию о предмете, объекте или явлении. Во время составления карты педагоги с дошкольниками рассуждают, пополняют словарный запас, анализируют, синтезируют и обобщают сведения.

      Интеллект-карты помогают детям развивать связную, логичную, грамотную речь, а также самостоятельно и ясно излагать мысли, выделять главную из них и запоминать изученный материал.

Основные правила создания интеллект-карт:

  1. Располагать главную идею, предмет в центральной части;
  2. С центральной идеей следует соединять главные ветви интеллект-карты, а с ними соединять ветви второго и последующих порядков. Лучше изображать изогнутые ветви (как у дерева), чем прямые линии. Ветви не должны переплетаться с соседними ветвями.
  3. Над каждой ветвью нужно писать только одно ключевое слово.
  4. Использовать рисунки, картинки и ассоциации. Это поможет детям лучше запомнить и усвоить новую информацию. 
  5. Деталей на карте может быть бесконечное множество – столько, сколько нужно.

Существует несколько видов интеллект – карт:

  • Карта, созданная совместно с детьми на бумаге, когда дети собирают информацию с помощью ассоциативных картинок и рисунков;
  • Карта, выполненная педагогом при помощи цифровых ресурсов для демонстрации  ее на экране по обобщенной теме, которая может являться итоговой работой, например при развитии связной речи. Выполняя задание дети самостоятельно и последовательно излагают своими мысли, становятся более активными при разговоре, формируя умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен.

Далее, мне пришла мысль создания интерактивной интеллект- карты для того чтобы она исполняла не только функцию визуализации информации, но и обучающую. То есть выстроить работу с учетом того, чтобы педагог не просто объяснял новый материал, а создал условия для того чтобы дети самостоятельно открыли его для себя. Например, дома с родителями или самостоятельно смогли исследовать каждый объект на карте, и закрепить данный материал при помощи специально- подобранных заданий.

Существует множество ресурсов для создания интерактивных плакатов  и интеллектуальных карт. Я выбрала для себя наиболее подходящий сервис, в котором предоставляется возможность объединить создание двух вариантов.  Интерактивность обеспечивается за счет использования различных интерактивных элементов: ссылок, кнопок перехода, областей текстового или цифрового ввода и т.д.  Такие карты я создаю в специальном сервисе Google Рисунки, в котором есть возможность использовать инструменты для вставки каждого объекта гиперссылки на интерактивные игры, упражнения, обучающие ролики, презентации  и т.д.  таким образом, каждая картинка на карте становится кликабельной и перенаправит по ссылке для выполнения специально- подобранных по теме заданий. Приведу пример одной из карт на тему «Дикие животные».

В центральной части данной карты расположена основная картинка-главная идея или тема недели, от нее расходятся ветви с изображением диких животных, а от каждого животного его жилище. Чтобы ребенок больше узнал интересных фактов о диких животных, я под каждым названием закрепила гиперссылку на обучающее видео (это могут быть ссылки на мультимедийные презентации или видеоролики на платформе МЭО или из  других удобных, подходящих ресурсов). Дети самостоятельно просматривают обучающие видеоролики, узнают много интересно о животных, а закрепляют данный материал с помощью специально –подобранных заданий, которые содержатся в библиотеке курса в системе МЭО, каждый объект имеет название, например, нажав на картинку «Кто, где живет?», мы переходим по ссылке в систему МЭО на страницу где расположен данный объект и выполняем задание: подбираем каждому животному соответствующее жилище, тем самым закрепляем изученный материал интеллект-карты, по аналогии выполняем следующее задание под названием «Малыши и мамы».

На интеллект карте по теме «Весна», также в центральной части расположена картинка с главной темой, от нее отходят ветви с подтемами: признаки весны, весенние праздники, животные весной, труд людей весной, нажимая на картинку с подтемой мы переходим по гиперссылке  на страницу с объектом «Признаки весны», где предлагается поиграть в игру расположить признаки по месяцам, нажав на картинку «Весенние праздники», переходим на познавательный видеоролик в котором содержится информация о таких праздниках как: Масленница, Великая Пасха, 8 марта, 9 мая и.тд. Если вся подходящая информация о предметах, явлениях и т.д содержится на платформе МЭО, то мы можем прикреплять ссылки на страницы по данным темам в библиотеки курса, если информации не достаточно, то дополняем ее с других ресурсов.

В процессе обучения интерактивная интеллект-карта позволяет достичь двух очень важных результатов:

-за счет использования интерактивных элементов вовлечь ребенка в процесс получения знаний;

-за счет использования различных мультимедиа и 3D объектов добиться максимальной наглядности информации;

-даёт возможность сделать вашу работу с детьми насыщенной, доступной, интересной, можно использовать как групповую работу, так и индивидуальную.

- предоставляет возможность спроектировать занятие для дистанционного обучения, если ребенок не посещает детский сад, а также есть возможность предоставить интерактивную интеллект карту выходного дня, для самостоятельного исследования объектов карты, после изучения ребенок может поделиться полученной информации в качестве личного мини-сообщения на занятии. Педагог перестает выполнять просто информационные функции, а становится организатором, помощником и консультантом в познавательной деятельности детей

Если тема недели узкая ее можно исследовать в течении недели, если обширная то можно возвращаться к ней в течении длительного времени, например тему «Весна» или другое время года можно изучать  на протяжении трех месяцев. Это позволяет лучше усвоить и запомнить материал после зрительного изучения и устного проговаривания.

Также карта удобна для родителей тем что все ссылки на объекте закреплены, что позволяет освободить родителей от перехода к нескольким действиям (зайти в библиотеку курса, найти соответствующую тему и т.д) . Им остается лишь скачать данную карту, закрепленную в сообщении, как домашнее задание и кликать на картинки. Такой способ привлекает родителей своей наглядностью, интерактивностью, удобством использования.

Данный метод является хорошим помощником для педагогов. Они не только могут содержать больше интересного материала, чем обычные мультимедийные интеллект-карты, но и способны предоставлять его в гораздо более наглядной и эффективной форме, даёт детям возможность добывать информацию самостоятельно, оперировать с этой информацией, проверять и закреплять полученные знания. За счет использования интерактивных элементов может быть решена одна из важнейших задач, привлечение внимания ребенка, его вовлечение в активную познавательную деятельность. Детям нравиться работать с интерактивными пособиями. Взаимодействие с интерактивной интеллект –картой вызывает у ребенка живой интерес, способствует развитию познавательной активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: "Что такое интеллект-карты? Создание: как составить интеллект-карту?"

Интеллект-карта — это особый вид записи материалов в виде радиантной структуры, то есть структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Данный материал ...

Использование интерактивных цифровых платформ для повышения эффективности учебной деятельности и формирования положительной учебной мотивации на уроках в начальной школе и уроках математики в 5-11 классах

Использование интерактивных цифровых платформ для повышения эффективности учебной деятельности и формирования положительной учебной мотивации на уроках в начальной школе и уроках математики в 5-11 кла...

«Использование цифровых ресурсов платформы МЭО в образовательном процессе»

Цель: Повысить компетентность педагогов в вопросах использования МЭО в образовательном процессе. Задачи: Познакомить педагогов с  мобильным электронным образованием, рассказать в чем его пре...

Презентация «Использование цифрового оборудования, цифровых платформ и технологий, направленных на развитие творческого мышления в первой младшей группе»

Презентация обобщает опыт использования современного компьютерного оборудованиея  как средства организации и оснащения воспитательного процесса....

Детско-родительский проект «По страницам сказок» с использованием цифровой образовательной платформы Zoom.

Детско-родительский проект «По страницам сказок» созданный для повышения компетентностей  родителей в области речевого развития детей с использованием цифровой образовательной платфор...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ, ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ И ТЕХНОЛОГИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В данной работе рассматривается актуальность применения цифровых образовательных ресурсов в дошкольном образовании....

Доклад на тему: «Создание и использование интеллект – карты «Мой любимый город Мичуринск»

Интллект - карты, это простой и уникальный метод запоминания информации....