Развитие творческих способностей дошкольников: понятие, подходы и значение
консультация по рисованию (подготовительная группа)

Зуева Елена Анатольевна

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Так же развиваются специальные умения и навыки: координация глаз, владение кистью руки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_doshkolnikov.docx100.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Гусельки»

Консультация для педагогов

«Развитие творческих способностей дошкольников: понятие, подходы и значение»

https://openoblokah.ru/wp-content/uploads/kak-samostoyatelno-otmyt-plastilin-s-odezhdy5.jpg

Разработала воспитатель I квалификационной  

категории

Зуева Елена Анатольевна

Г. Югорск, 2024

Развитие творческих способностей дошкольников: понятие, подходы и значение.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Так же развиваются специальные умения и навыки: координация глаз, владение кистью руки.

Дошкольное детство - это важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок с радостью и удивлением открывает для себя незнакомый и удивительный окружающий мир, представляя собой маленького исследователя. Разностороннее развитие ребенка идет успешнее, если он включен в разнообразную детскую деятельность, где реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчество. Как правило, во всех определениях творчество отмечается, что эта деятельность, в результате которой создается новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение.  Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, оригинальное.

Занятия в дошкольных учреждениях чаще всего сводятся к стандартному набору художественных материалов и традиционным способом передачи полученной информации.

Учитывая огромный скачок умственного развитие и потенциала нового поколения, недостаточно для развития творческих способностей. Нужно, что-то новое, интересное, необычное. Творческое развитие предполагает совершенствование, достижения новых ступеней в своем развитии.

Результатом творческой деятельности является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной и субъективной значимостью.

Многие из исследователей объединяют понятие «творчество» и «творческая способность», сопоставляя их друг другу. Эти два понятия принято считать неотъемлемыми составляющими всего творчества. Под понятием творческой способности обычно понимается способность, связанная с созданием чего-то качественно нового. Творчество – практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые результаты.  Существуют различные виды творчества: научное, техническое, художественное и другие. Все они имеют свои специфические черты, общность и различия.

 Способность к творческим решениям появляется не сразу, но у каждого человека есть свой определенный потенциал. Творческие способности можно и нужно развивать.

Под творческой способностью В.А Сластенин определяет способность, отражающую глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения.

К данному понятию автор обращается в связи с характеристикой современных подходов к образованию. В.А. Сластенин опирается на основные требования современного образования, связанные с развитием творческой личности, принимать нестандартные решения, создавать продукты, характеризующиеся новизной. Большой потенциал для развития детского творчество заключен в способности дошкольника. Однако до сих пор проблема развития творчество остается наименее изученной.

Психологи, рассматривая проблему творчества, связывают ее с проблемой способностей. При этом креативность рассматривают как общую творческую способность, процесс преобразования знаний. Исследования в этой области подчеркивают, что креативность влияет на развитие воображения, фантазии, порождением гипотез (Выготский Л.С., Пономарев Я.А., Давыдов В.В., Шмелев А. Г.).

Б.М. Теплов считает, что к способностям нужно относить только те, что имеют непосредственное отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. Такие проявления как вспыльчивость, вялость, медлительность, память не имеют ничего общего со способностями. При этом Б. M. Теплов не считает, что способности могут быть врожденными. Он признает, что в основе творческих способностей «лежат некоторые врожденные особенности, задатки».

Сами способности создаются и развиваются только в процессе деятельности, а существуют только в развитии.

Поддерживает эту же идею и другой известный психолог. По мнению C. Л. Рубинштейна в основе способностей лежат «наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков».

В разработке проблемы творческих способностей C. Л. Рубинштейн в своих исследованиях уделил большое внимание. Под способностями он понимает пригодность к определённой деятельности. При этом о наличии способностей можно судить по достижениям, по темпам духовного роста, а именно: по лёгкости усвоения и быстроте продвижения в деятельности.

Отечественные психологи выделяют некоторые предпосылки и основания, позволяющие определить черты проявления творческих способностей. Среди таких предпосылок и оснований перечисляются такие как персептивные особенности личности, обладающие творческим потенциалом. Персептивные особенности могут проявляться в необыкновенной напряженности внимания, огромной впечатлительности, восприимчивости.

Также проявление творческих способностей может фиксироваться через такие характеристики деятельности как уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокая самоорганизация, колоссальная работоспособность. Также психологи считают, для творческой личности свойственны высокая мотивация к деятельности. Творческая личность находит удовлетворение не столько в достижении цели творчество, сколько в самом его процессе. Специфическая черта творца характеризуется как почти непреодолимое стремление к творческой деятельности.

В этой связи мы можем дать общее определение понятия «творческие способности» - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяет успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

При этом проблема способностей признается как одна из наиболее сложных и наименее разработанных в психологии. При ее изучении следует учесть, что реальным предметом психологического исследования является деятельность и поведение человека. Многообразие видов деятельности человека и количественно-качественная разница продуктивности позволяют различать виды и степени способностей.

Суждение о способностях имеет всегда сравнительный характер, то есть основывается на сопоставлении продуктивности, умении одного человека с умением других.

Еще в 40-60х гг. прошлого столетия проблема общих и специальных способностей привлекла к себе внимание российских психологов. Хорошо известны работы в этой области отечественных ученных: Б. M. Теплова, C. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, A. H. Леонтьева, B. M. Мясищева, Ф.H. Гоноболина.

Благодаря этим исследованиям можно выделить несколько подходов к определению способностей.

Один из подходов к определению сущности способностей связан с их характеристикой как индивидуально-психологических особенностей личности. Именно они являются успешным условием той или иной продуктивной деятельности или ее освоения. При этом такая деятельность не сводится только к реализации определенных умений, знаний или навыков. Способности с этой точки зрения, всегда - социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества. Но успешность этого процесса в наличии у личности органических, наследственно закрепленных предпосылок для их развития в виде задатков.

Другой подход к изучению творческих художественных способностей, синтетический подход, связан с поисками взаимосвязи между компонентами способностей. При этом способности изучаются как целое, хоть и состоящее из компонентов, но не сводимое к простой их сумме.

Каждый подход имеет своих последователей и проблематику исследований. Но и в педагогической психологии, и в педагогической практике противопоставление одного подхода другому, как неправомерно противопоставление или игнорирование способностей как предпосылок успешного обучения способностям как результату обучения.

Каждый из подходов имеет свои методологические и теоретические основания. Один из этих походов предполагает, что способности в большей степени составляют основу индивидуальных различий между людьми, другой основывается на положении о принципиальной значимости содержания и методов организации обучения и воспитания для развития и формирования способностей.

В соответствии с этим творческие способности составляют результат, итог обучения и воспитания, основывающийся на усвоении специальных способов интеллектуальной деятельности. В свою очередь усвоение новых способов деятельности обеспечивают личности ребенка возможности успешного решения новых задач в данной системе знаний или в данном виде творческой деятельности.

Начинать развитие творческих способностей в детском возрасте в мировой педагогике стало общепринятым, прежде всего, на материале искусства и всевозможных детских игр. При этом подчеркивают, что процесс детского творчества развивается на основе двух подходов.

Первый подход отражает позицию Л. С. Выготского, который считал, что нужно культивировать творческое воображение. Второй подход связан с тем, что в особой культуре нуждается и сам процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно, давать ребенку то, что мы вправе от него ожидать.

В целом творческие способности разделяют на специальные и общие творческие способности в зависимости от диапазона видов деятельности, в которых они реализуются. Специальные творческие способности связаны с конкретными видами творческой деятельности (технической, научной, музыкальной, изобразительной и другие) и обеспечивают успех в областях творчества. В каждом случае специальные способности определяются на определенные специфические задатки и требуют развития своеобразного набора прижизненно формируемых личностных свойств, развивающихся именно в данном виде. Вместе с тем, практически все исследователи отмечают, что творчество следует рассматривать как наиболее содержательную форму психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.

Существует тесная и непрерывная связь способностей со знаниями, умениями, навыками. С одной стороны – способности зависят от знаний, с другой – в процессе приобретения знаний, умений, навыков развиваются способности. Знания, умения и навыки зависят также от - способности позволяют быстрее, легче, прочнее и глубже овладеть соответствующими знаниями и способностями.

Дошкольное детство становиться переломным моментом в развитие внимания. В это период дети в первые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая на определенных предметах. Для этой цели средний дошкольник использует определенные способности, которые он принимает от взрослого.

Если говорить о детском творчестве, то следует подчеркнуть, что оно всегда основано на подражании. Подражание уже имеющимся художественным образцам служит важным фактором развития ребенка, в частности, его художественных способностей. Именно это конкретизирует задачу педагога, опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна самостоятельная творческая деятельность дошкольников. Учитывая склонность к повторению того, что видит ребенок, педагог должен воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом: творческие способности - это способности человека, которые порождают нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, не существовавшее, это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Как правила, во всех определениях творчества отмечается, что это деятельность, в результате которой создается новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение. Эта может быть новое значение, предмет, способ деятельности. Исходя из этого, способности определяются не только своей связью с определенными видами деятельности. Они связываются также и с личностными психическими свойствами, обусловленными индивидуальными своеобразием склада личности.  

Начинать развитие творческих способностей в детском возрасте необходимо на материале искусства и всевозможных детских игр.

В целом творческие способности разделяются на специальные и общие творческие способности в зависимости от диапазона видов деятельности, в которых они реализуются. Специальные творческие способности связаны с конкретными видами творческой деятельности (изобразительной, музыкальной, научной и другие) и обеспечивают успех в определенных областях творчества.

Таким образом, подводя итог по всему вышесказанному можно сделать вывод: детская творческая способность по своим объективным возможностям носит творческий характер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной художественно-творческой деятельности»

Развитию творческих способностей дошкольников  придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Одним из эффективных средств развития индивиду...

Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников.

             Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития...

«Творческий проект по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольника».

«Творческий проект по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольника»....

Развитие творческих способностей дошкольника через художественно-творческую деятельность.

Рисование для ребенка - это игра. Дети с удовольствием и интересом чертят на бумаге каракули. Дай детям возможность, они изрисовали бы все вокруг. Как только ребенок поймет, что карандаш, ручка оставл...

Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию творческих способностей дошкольников в процессе обучения изобразительной деятельности

СодержаниеВведение1.      Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию художественно-творческих способностей дошкольников2.      Особенности ...

«Методы и приёмы развития творческих способностей дошкольников в художественно-творческой деятельности (в рисовании) в соответствии с ФГОС ДО»

ü    Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);ü    Развитие детского творчества;ü    Приобщение к изобр...

"Значение театрализованных игр в развитии творческих способностей дошкольников" Консультация для воспитателей и родителей.

quot;Значение театрализованных игр в развитии творческих способностей дошкольников" Консультация для воспитателей и родителей....