Наглядно-дидактическое пособие по обучению рисованию животных детей дошкольного возраста
методическая разработка по рисованию (средняя, старшая, подготовительная группа)

Гришина Людмила Владимировна

 

 

Пояснительная записка………………………………………………………………...3

Техника рисования животных и птиц…………………………………………………5

Особенности в рисовании животных и птиц…………………………………………6

Методические рекомендации по рисованию животных посредством алгоритмических схем………………………………………………………………10

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Тульской области

Государственное профессиональное образовательное учреждение

Тульской области «Тульский педагогический колледж»

по обучению рисованию животных детей дошкольного возраста

Выполнил: Гришина

Людмила Владимировна

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка………………………………………………………………...3

Техника рисования животных и птиц…………………………………………………5

Особенности в рисовании животных и птиц…………………………………………6

Методические рекомендации по рисованию животных посредством алгоритмических схем………………………………………………………………10

Пояснительная записка

       Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания. Художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремесел, но и для общего образования и воспитания. Изобразительная деятельность стоит среди самых интересных видов деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет ребенку выразить в рисунках свое личное впечатление об окружающем мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для разностороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.

Для создания рисунка в процессе изображения детьми необходимо наличие, с одной стороны: отчетливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой стороны: умения выразить эти представления в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения. Следовательно, требуется не только специальная организация восприятия детей с целью образования нужных представлений, но и развитие движений руки, формирование графических навыков и умений.

Поэтому овладение графической стороной рисования является важным условием, обеспечивающим творческое решение изобразительной задачи, развития способности к рисованию. Реализация поставленных ребенком целей и задач способствует полноценному и разностороннему развитию.

Реализация данного способа рисования позволит детям получить более широкое представление об изобразительной технике – рисование по алгоритмическим схемам, также позволит попасть в коллектив единомышленников, которые настроены на процесс творения, эстетического познания и расширения мировоззрения. Актуальность такого способа рисования обусловлена тем, что при выполнении упражнений рисования по алгоритмическим схемам у детей включается в процесс логическое мышление, приучает ребенка к решению многоплановых задач, результатом которых является законченное творение. Ребенок на подсознательном уровне осознает, что выполнение определенных действий в правильной последовательности гарантирует наилучший результат. Программа направлена на целенаправленную деятельность по обучению основным навыкам: художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества; становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной). 

Существует опасение дать детям стереотипы рисования, которые лишат рисунки индивидуальности и творчества. Однако исследователи детского изобразительного творчества рассматривают стереотипность как неотъемлемое качество рисунка ребёнка, являющееся реальным проявлением подражательности и самостоятельности в изобразительной деятельности. Следует помнить, что стереотипы бывают положительные - опорные и отрицательные - акреативные. Опорные в дальнейшем трансформируются, и на их основе дети могут создавать индивидуальные схемы изображения животных и птиц. Акреативные же кочуют из рисунка в рисунок без существенных изменений. Они не способствуют творческому развитию. По мнению Шайдуровой Н.В., одним из наиболее эффективных способов формирования изобразительных умений в рисовании птиц старших дошкольников являются алгоритмические схемы. Эти схемы рисования состоят из знакомых детям геометрических фигур: кругов, овалов, треугольников, квадратов, прямоугольников. Ребёнок узнаёт данные формы, умеет их рисовать, к тому же он может манипулировать по желанию - поворачивать фигуры в разные стороны. Таким образом, у детей формируется положительное отношение к использованию стереотипов. Но необходимо давать детям как можно больше алгоритмов рисования одной и той же птицей, животным, а потом просить дорабатывать художественный образ особенностями внешнего вида конкретной птицы, животного.

                   

Техника рисования животных и птиц

Техника рисунка должна осваиваться ребенком в начальный период обучения рисованию так, чтобы приобрести полную свободу действий при выполнении более сложных задач, которые придётся решать в течение нескольких этапов овладения рисованием. Старшие дошкольники могут самостоятельно изображать животное, анализируя форму, цвет, расположение частей тела, их размер и пропорции, а также моделировать движение и повадки. Усвоив способы изображения одного четвероного, дети могут изобразить любое животное, сравнив их по изображению на картинках, в игрушках и т.д. Техника не сковывает возможности выразительной передачи образа, не навязывает детям одинаковую манеру исполнения, не принуждает к однообразному решению образа. Овладев техникой работы, разными материалами, дети используют их по-своему, выразительно раскрывая образы животных в рисунке. Дети среднего дошкольного возраста умеют описывать предметы, выделяя в них цвет и форму, величину, пространственное расположение частей; использовать разные сочетания цветов; закрашивать рисунки; правильно передавать строение предмета, расположение частей при изображении сложных животных; изображать на рисунке несколько животных и птиц.

Дети старшего дошкольного возраста умеют смешивать краски; рисовать по представлению с натуры, передавая форму, пропорции, цвет предметов; передавать различные сюжеты: сцены из жизни, движения животных, ситуации из сказок.  На занятиях рисования дети должны научиться передавать изображения по памяти, выполнять задания творчески, научиться грамотно размещать рисунок на листе. В старшем дошкольном возрасте дети умеют хорошо работать карандашом и кистью; в этом возрасте совершенствуются графические навыки и умения детей по рисованию, в основе которых лежат вертикальные и горизонтальные, дугообразные линии. Дети умеют изображать животных, используя различные геометрические фигуры.

Особенности в рисовании животных и птиц

Очень важно предварительно изучить анатомию, пропорции изображаемого животного. Характерное строение тела и внешний облик во многом зависят от среды обитания. Однако надо стремиться верно передать в рисунке не только анатомическое строение представителей животного мира, но и характер, образ.

В процессе работы над изображением животных и птиц решаются определённые учебные задачи: освоение конструктивно-анатомических особенностей, точная передача пропорций, фактуры шерсти и др. Приобретений знаний и умений содействует развитию творчества. Животное следует рисовать в разных позах и поворотах, стараясь уловить характерные особенности силуэта, пропорций, его движения. Прежде чем взяться за карандаш, чтобы запечатлеть грациозность оленя, мягкость движений рыси, изящность сгибов шеи лебедя, необходимо их хорошо изучить.

Полезно рисовать по памяти и представлению на основе впечатлений, полученных натуры. Размещение набросков на листе стараются продумать заранее. Если животное изменит позу, набросок можно оставить до следующего раза и приступить к новому на этом же листе. Незаконченные рисунки можно продолжить, когда движения будут повторяться. При выполнении краткосрочных набросков не требуется тональная завершённость работы, подробная прорисовка оперения и деталей.

Изображение птиц и животных требует пристального изучения их внешнего облика, пластики и строения формы тела. Гибкий позвоночник и соединяющие кости суставы обеспечивают максимальную подвижность животных и птиц. Можно выделить движения отдельных частей тела, движение на одном месте (садится, поднимается, вертеться и др.), различные виды поступательных движений (шаг, бег, прыжки, полет и др.).

При изображении животных в движении необходимо обратить внимание на следующие характерные особенности их анатомического строения. Позвоночник подвижен в шейной, поясничной и хвостовой областях. Подвижность позвоночника увеличивается от крестца к голове и хвосту. При разгибании шея с головой и тазовая часть с хвостом поднимаются вверх, а поясничный отдел опускается. Во время сгибания происходит обратное действие, при котором спина выгибается, а шея с головой опускаются.

На примере лошади рассмотрим основные фазы ее движения. В процессе поступательного движения происходит перемещение центра тяжести. Получив толчок от задних конечностей, тело животного устремляется вперёд, перенося центр тяжести на передние конечности и плечевой пояс. В последующих фазах движения задние конечности вновь дадут толчок и т. д. Движения лошади отличаются особой пластичностью, изяществом и красотой. На одном листе можно выполнить несколько набросков. Человек успевает заметить начальные и конечные фазы движения, и этого достаточно, чтобы передать в рисунке общее впечатление от бегущего зверя или полёта птицы.

Для начала лучше избрать в качестве натуры животных в состоянии покоя или малоподвижных позах. В дальнейшем можно будет ставить задачу передать движения, характеризующие определённые повадки зверей и птиц. Быстро движущиеся модели требуют от рисовальщика опыта и мастерства. Иногда на первой стадии рисунка можно воспользоваться хорошими фотографиями животных в естественных позах и во время движений.

Рисуя, нужно стремиться передать характер, индивидуальные черты, создать художественный образ. В портретах животных и птиц можно добиться изысканности и выразительности, постараться тщательно передать фактуру, блеск, богатство цветовых оттенков шерсти или перьев.

О некоторых особенностях изображения птиц. Тело птицы имеет обтекаемую форму, что особенно важно для полёта. При наличии общих черт в конструктивном строении, птицы могут значительно отличаться друг от друга. Например, по форме клюва: у хищных птиц клюв сильно изогнут; у птиц, ловящих насекомых на лету, с боков клюва имеются волоски для увеличения «воронки» рта, чтобы легче было поймать жертву; у цапли длинный клюв позволяет ловить лягушек и др. Так как у многих птиц линия рта заходит за линию глаз, создаётся обманчивое впечатление, что они всегда улыбаются. Знание анатомического строения и образа жизни птиц помогает наблюдательному рисовальщику найти индивидуальные особенности и запечатлеть их.

Рассматривая форму тела птицы, туловища, крыльев, хвоста, конечностей, головы и шеи, можно убедиться, что в их основе лежат простейшие геометрические фигуры (голова - окружность, тело - овал, крыло - треугольник и т. д.). В начале обучения полезно выполнить конструктивные наброски и рисунки домашних птиц. Например, в наброске петуха его форма специально обобщена до геометрических объёмов.

Зарисовки можно начинать с неподвижных моделей - чучел птиц. Однако только наблюдение живой натуры научит передавать очарование пластики форм. Это усложняет учебную задачу, но делает её более интересной. Вначале рекомендуется сделать несколько ознакомительных набросков какой-нибудь птицы в разных положениях, её клюва, головы, лап, а затем уже выполнять длительный рисунок.

Прежде чем приступить к анализу конструктивного строения формы птицы, необходимо определить её движение и расположение на листе. Для правильной передачи движения можно провести вспомогательные линии вдоль большой формы натуры и наметить на рисунке угол наклона общего силуэта птицы и её частей. Размещая рисунок на листе, продумывают композицию, определяют отношения больших масс и характер их формы: отношения размеров туловища к голове, крыльев к хвосту, туловища к конечностям. Кроме этого, надо проследить их положение в пространстве. Далее следует уточнить, на основе анатомического строения (черепа, позвоночного столба, грудной клетки, конечностей), характерные особенности птицы и конкретизировать расположение отдельных частей (головы, глаз, клюва, крыльев, хвоста, ног и др.). Для этого можно использовать учебные анатомические таблицы и схемы.

Рисовать птиц начинают с клюва: глаза располагают рядом с его верхней частью. Наметив глаза, нарисуй голову. Тогда уже изобрази перья в нижней части головы и вокруг верхушки плеч. Делай это большими полукруглыми, симметрично-расположенными, то длинными, то короткими суживающимися штрихами. Концы крыльев только прорисуй. Постепенно рисуй хвост и оперение вдоль позвоночника и под хвостом. Изобрази грудь и брюшко, позади них расположи лапки и низ брюшка. В конце добавь когти - они или схватили ветку, или распластаны. Общий секрет изображения птиц - форма головы, хвоста, ног, прорисовка глаз, положение при полете, пении, питье или кормлении.

Методические рекомендации по рисованию животных посредством алгоритмических схем

Рисование  - один из любимых видов детской деятельности. Большинство детей смело начинают рисовать. А у некоторых детей рисование вызывает затруднение, и они обращаются за помощью к родителям или педагогам. Не все дети будущие художники, но у всех детей есть предрасположенность к овладению графическими навыками.

Предложенные алгоритмы просты. Схемы изображения условны; обозначают конкретное животное, и ребенок легко его узнает. Алгоритмы рисования позволяют выделить существенные детали животного. И дети легко и с удовольствием их усваивают.

Старайтесь детям дать больше алгоритмов рисования одного и того же животного. Параллельно со схемой можно рассказать об этом животном. Рассказ должен быть эмоционально насыщенным и интересным для ребенка. Тем самым вызвать у ребенка желание оживить животного на бумаге. Ведь рассказ или сказка всегда ожидание чуда; волшебства. И важно не обмануть ребенка в его ожиданиях.

Алгоритмические сказки или рассказы вызывают положительные эмоции у детей и желание рисовать. Ребенок сначала с помощью взрослого; а затем самостоятельно начинает рисовать.

Алгоритмические схемы рисования животных состоят из знакомых геометрических фигур (кругов; овалов; квадратов; треугольников и прямоугольников). Когда взрослые показывают алгоритм рисования животного; дети узнают знакомые формы и радуются от того, что они умеют их рисовать.

При обучении детей средней группы ставятся следующие задачи:
-
 обучение рисованию  животных: кошка, заяц, медведь и т.д;                                        
- рисование животных по принципу «реального образца», «полукруг»;
- формирование навыков рисования туловища животного в форме овала, головы-круга, четыре лапы.

Примерные алгоритмы рисования животных в данной группе можно увидеть на Рис. 1.

Рис.1. Алгоритмы рисования животных в средней группе

При обучении детей  старшего возраста ставятся следующие задачи:
- рисование  животных в движении: стоит, сидит, лежит, опираясь на знакомые сказки;  
- выбирать формат листа в зависимости от положения животного: если сидит или стоит – вертикальный, если лежит – горизонтальный;

- прорисовывать у животного мелкие детали;

- показать способы передачи настроения животных.

Примерные алгоритмы рисования животных в данной группе можно увидеть на Рис. 2.

Рис.2. Алгоритмы рисования животных в старшей группе

При обучении детей  6– 7 лет ставятся следующие задачи:
- учить детей рисовать домашних, диких животных и животных жарких стран, образы которых максимально приближены к реальным;                                                                                                              

- дать детям понятие о последовательности изображения (по алгоритму);                                                                                                             - познакомить детей с обобщённым способом рисования животных;                                                                                                                -  учить находить различия во внешнем виде животных и отображать их в рисунке;

- показать способы передачи позы животного: стоит, лежит, сидит, мчится, принюхивается, идёт по следу;

- учить проводить осевые линии карандашом перед рисованием красками;

- учить рисовать туловище животного овальной формы; чтобы был виден переход от грудной (более широкой) части тела к задней (более узкой);

- показать приёмы смешивания цветов для получения нужного оттенка;

- закреплять умение передачи фактуры меха, используя приём набивки.

Примерные алгоритмы рисования животных в данной группе можно увидеть на Рис. 3

Рис.3. Алгоритмы рисования животных в подготовительной группе


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

“Наглядно-дидактическое пособие” имеет развивающее, обучающее и воспитывающие значение. Его можно использовать практически в любых видах учебных занятий, игровой деятельности детей. Смысл изобразительной деятельности заключается в умении передавать окружающую действительность при помощи изобразительных материалов и средств. У детей возникают трудности в рисовании животных, в передаче их движения. Актуальность

Слайд 2

Объект исследования: обучение дошкольников рисованию животных . Предмет исследования: разработка наглядно-дидактического пособия по обучению рисованию животных детей дошкольного возраста. Цель исследования: разработать наглядно-дидактическое пособие по обучению рисованию животных детей дошкольного возраста . Задачи исследования: - определить виды наглядных средств, используемых в обучении рисованию животных детей дошкольного возраста; - разработать перспективный план работы по обучению рисованию животных детей дошкольного возраста; - создать поэтапные схемы для рисования с детьми животных в дошкольном возрасте; - разработать задания для индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста по обучению рисованию животных. Методы исследования: теоретический анализ научной литературы. Методологический аппарат

Слайд 3

Основное часть Исследователь Б.Г. Мещеряков определил понятие детской продуктивной деятельности как процесс получения продукта, обладающего определёнными заданными качествами. С.В. Погодина указывает, что продуктивная деятельность имеет ряд структурных компонентов: Продуктивная деятельность мотив цели действия

Слайд 4

По утверждению Комаровой Т.С., овладение изобразительными умениями, включая и технические, теснейшим образом связано с развитием действия восприятия и представления предметов. Сакулина Н.П. показывает, что для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны, отчётливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой — умения выразить эти представления в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче воображения. Основное часть умение свободно владеть карандашом и кистью умение регулировать движения по силе, темпу - умения изображать в рисунке основные признаки и свойства предмета По мнению Кирцера Ю.М., изображение животных требует пристального изучения их внешнего облика, характера пластики и конструктивного стро­ения формы тела.

Слайд 5

По мнению Леоновой Н.Н. , Шайдуровой Н.В . одним из наиболее эффективных способов формирования изобразительных умений в рисовании животных детей дошкольников являются алгоритмические схемы. Основное часть

Слайд 6

Основное ч асть В работе с детьми можно использовать комплект наглядных технологических карт. Комплект включает картонные карточки с изображением определённых предметов, образов. На карточке наглядно показана изобразительная техника – способ создания образа по методу «шаг за шагом», варианты образов или сюжетные композиции.

Слайд 7

Практическая часть .

Слайд 8

Практическая часть . П ути использования образцов алгоритмических схем в рисовании животного: - Широкое использование образцов строения тела животного, показывая игрушку или рисунок. - Предлагает мысленно разделить объект на составляющие – туловище, шею, голову, хвост – сравнить их с геометрическими фигурами и рисовать в определённой последовательности, соблюдая пропорции. - Использование алгоритмического подхода к рисованию означает, что каждый рисунок должен быть выполнен многократно – до 38 раз каждый с тем, чтобы довести до автоматизма навыки рисования.

Слайд 9

Практическая часть . Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа Данные алгоритмические схемы можно использовать для фронтального занятия с детьми по рисованию.

Слайд 10

Практическая часть В каждом задании необходимо дорисовать либо недостающие детали Задания для индивидуальной работы с детьми.

Слайд 11

Практическая часть Рисунок с живой натуры - основной способ изучения особенностей изображения животного. Задания для индивидуальной работы с детьми

Слайд 12

Практическая часть Домашние животные Дикие животные Животные жарких стран

Слайд 13

Вывод Комплексный подход к выбору методов и способов использования алгоритмических схем при обучении детей рисованию позволит педагогам помочь своим воспитанникам правильно изображать предметы и сформировать у них художественно-творческие способности.



Предварительный просмотр:

Слайд №1

Здравствуйте, уважаемые члены комиссии!

Я, Гришина Людмила Владимировна, хочу представить

Вашему вниманию дипломную работу на тему:

«Разработка наглядно-дидактического пособия по обучению рисованию животных детей дошкольного возраста»

Слайд №2

Выявление и раскрытие потенциала каждого ребёнка, развитие его индивидуальности, создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личностного роста, обеспечение ресурсов для самореализации детей — все эти уникальные возможности для реализации новой образовательной модели представлены в такой образовательной области как «Художественно-эстетическое развитие».

Слайд №3

Учитывая актуальность проблемы, были определены объект, предмет, цель. Реализация цели осуществлялась посредством задач, представленных на слайде

Слайд№4

Психологи указывают, что процесс формирования личности ребёнка в изобразительной деятельности - это в первую очередь процесс овладения им этой деятельностью, всеми её компонентами: мотивами, целями, умениями и навыками.

Слайд 5

   По утверждению Комаровой Т.С умение - это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно. 

По мнению Флёриной Е.А, Сакулиной Н.П., Григорьевой Г.Г, именно рисованию отводится ведущая роль в педагогическом процессе как виду деятельности, направленной на развитие личности дошкольника.

Формирование изобразительных умений происходит постепенно.

Содержание умений в рисовании представлено в программе «От рождения до школы» на основе исследования Комаровой Т.С, Сакулиной Н.П. Флериной Е.А. Приступая к рисунку животных, необходимо предварительно познакомиться с их анатомическим строением, пропорциями и движением, влияющими на характер формы. Чтобы правильно изобразить животное, надо прежде всего изучить его строение, определяющее конструкцию всей формы.

Слайд №6

Шайдурова Н. В. предлагает использовать алгоритмические схемы в обучении старших дошкольников рисованию животных.

Леонова Н. Н. предлагает использовать технологию поэтапного рисования, сущность которого в создании рисунка последовательно, по этапам, от простого к сложному, с использованием метода «шаг за шагом».

Алгоритмы рисования позволяют выделить основные, существенные детали животного и показать, как их можно передать на бумаге.

Слайд №7

Данные комплекты могут использоваться для индивидуальной или фронтальной работы на занятиях по разным видам изобразительной деятельности в детском саду, студии детского творчества и семье

Слайд №8

Работа над созданием наглядно-дидактического пособия по обучению дошкольников в рисовании животного включала несколько этапов, представленных на слайде.

Слайд №9 

Изображение животного по алгоритмической схеме начинается с геометрической фигуры, основа-туловища животного, к которой последовательно дорисовываются голова, ноги, хвост.

Выделенные теоретические аспекты были положены в основу разработки наглядно-дидактического пособия.

Слайд 10

В Программе «От рождения до школы» опираясь на  задачи обучения рисованию животных, которые имеют свою специфику в разных возрастных группах.

 Были выбраны наиболее простые и сложные элементы алгоритмических схем: овал, круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, при рисовании которых у детей могут возникнуть трудности. В каждом упражнении ребёнку предлагается наглядный образец элемента, который он должен воспроизвести 2-3 раза.

Слайд №11

Были разработаны задания для индивидуальной работы с детьми.

Такие занятия развивают внимание, наглядно-образное мышление и позволяют закрепить навыки мелкой моторики ребёнка. И хотя на первый взгляд задания кажутся простыми, но для ребёнка - это невероятно сложный процесс.

Слайд №12

Рисовать животных с натуры сложнее, чем предметы, поэтому животное можно сфотографировать, а уж после нарисовать по фотографии. Используя алгоритмические схемы.

Слайд №13

Так же в пособии представлены образцы расположения животных в композиции. Эти образцы рисунков можно использовать как наглядность на занятии в рисовании животных.

Слайд№14

Использование схем последовательности рисования способствует формированию творческих способностей у детей, активизирует потенциал их возможностей в обучении рисованию. Усвоив навыки предметного рисования дошкольникам уже гораздо легче переходить на более сложный вид изображения – сюжетный.

              Слайд 15

Спасибо за внимание!

Продуктивная деятельность – это деятельность направленная на создание какого либо продукта.

Мотив  эмоционально-волевые побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей ребёнка, совокупность которых определяет характер активности. Личный мотив: «мне нравится эта открытка, хочу сделать такую же». Общественный мотив: «Скоро праздник, нам нужно сделать подарки для мам».

Цель – осознанное представление ребёнка о том результате, который должен быть достигнут с помощью определённых усилий, имеющих последовательность. Близкая цель реализуется в ближайшее время, не очень масштабна: «Я приду домой и нарисую такие же цветочки». Дальняя цель связана с временной отсрочкой: «Наши работы мы весной отправим н конкурс».

Продуктивные действия – это определённая система поступков, средств, методов, используя которые ребёнок или группа детей получает конкретный продукт, представление о них, делает выводы. Основ продуктивного действия – совместная работа ребёнка с педагогом или другими детьми.

Наглядность - это один из принципов обучения. Показ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Средняя группа

Слайд 3

Старшая группа

Слайд 5

Подготовительная группа

Слайд 8

Дорисуй. Задание для индивидуальных занятий

Слайд 9

Нарисуй по фото

Слайд 10

Образец расположения животных в композиции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

laquo;Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»...

Авторское методическое пособие по обучению элементарному программированию детей дошкольного возраста "Многофункциональный Чудо - коврик"

Данное пособие легко изготовить!  Можно начать работать с детьми младшего дошкольного возраста- от простого к сложному. Даны несколько вариаций игр. Их ,при желании, можно усложнить или наоборот,...

Авторское методическое пособие по обучению элементарному программированию детей дошкольного возраста "Многофункциональный Чудо - коврик"

Данное пособие легко изготовить!  Можно начать работать с детьми младшего дошкольного возраста- от простого к сложному. Даны несколько вариаций игр. Их ,при желании, можно усложнить или наоборот,...

Авторское методическое пособие по обучению элементарному программированию детей дошкольного возраста "Многофункциональный Чудо - коврик"

Данное пособие легко изготовить!  Можно начать работать с детьми младшего дошкольного возраста- от простого к сложному. Даны несколько вариаций игр. Их ,при желании, можно усложнить или наоборот,...

Наглядно - дидактическое пособие : Макет "Зимний лес" для детей дошкольного возраста.

Цель данного пособия - развитие познавательных способностей детей, систематизация знаний посредством развивающих заданий и игр.Образовательные задачи макета:- дать представление о диких животных, мест...

«hэеы гэрхэн» Дидактическое пособие для обогащения словаря у детей дошкольного возраста на начальном этапе обучения бурятскому языку

Пособие представляет опыт работы педагогов МАДОУ «Хоринский детский сад «Золотой ключик»  по  изготовлению и использованию в практической деятельности педагогов ...

«Волшебный сундучок» Многофункциональное дидактическое пособие для обогащения словаря у детей дошкольного возраста на начальном этапе обучения бурятскому языку

Пособие представляет опыт работы педагогов МАДОУ «Хоринский детский сад «Золотой ключик»  по  изготовлению и использованию в практической деятельности педагогов многофункци...