Музейная педагогика в детском саду как средство формирования основ патриотизма и духовности личности дошкольника посредством ознакомления с народной культурой Кубани.
методическая разработка на тему

Иванова Светлана Фрунзевна

Чтобы наши дети росли  добрыми, чуткими, уважительными, любящими Отчизну и свою малую Родину, мы, педагоги, обращаемся к лучшим традициям народа, связывающим разные поколения, объединяющим прошлое, настоящее и будущее. Развивая и удовлетворяя детскую любознательность  и познавательные интересы, мы воспитываем патриотизм (чувство гражданственности, любовь к семье и близким, детскому саду, городу, краю), желание знать обычаи, культуру и искусство, краеведение (природу, географию родной Кубани), стремление охранять и преумножать богатство и красоту природы, ощущать свою причастность к социуму, свою самодостаточность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Музейная педагогика в детском саду как средство формирования основ патриотизма и духовности личности дошкольника  посредством ознакомления  с народной культурой Кубани.

Авторы:

старший воспитатель Иванова Светлана Фрунзевна,

воспитатели Суханова Анна Юрьевна,

Куц Наталья Сергеевна

Неумолимое время стремительно меняет нашу жизнь: утрачиваются народные традиции, почитание старших, рвётся связь поколений.

Чтобы наши дети росли  добрыми, чуткими, уважительными, любящими Отчизну и свою малую Родину, мы, педагоги, обращаемся к лучшим традициям народа, связывающим разные поколения, объединяющим прошлое, настоящее и будущее. Развивая и удовлетворяя детскую любознательность  и познавательные интересы, мы воспитываем патриотизм (чувство гражданственности, любовь к семье и близким, детскому саду, городу, краю), желание знать обычаи, культуру и искусство, краеведение (природу, географию родной Кубани), стремление охранять и преумножать богатство и красоту природы, ощущать свою причастность к социуму, свою самодостаточность. Сегодня это один из центральных аспектов дошкольного воспитания. Безусловно,  основная роль в духовно – нравственном воспитании ребёнка принадлежит семье. С молоком матери он впитывает любовь к своим родным и близким, сладко засыпает под колыбельную мамы, охотно «гулит» под пестушки и забавы деда и бабушки. Поэтому очень важно для полноценного и всестороннего развития ребёнка  тесное взаимодействие семьи и детского сада.  

         Поиск содержательной, увлекательной и полезной для всех деятельности привёл педагогов в музеи, где они открыли бесконечные  сокровища знаний и образовательных возможностей.

Музейная педагогика – чрезвычайно увлекательная деятельность, которая буквально «захватывает» тех, кто с ней соприкоснулся. Воспитатели, родители с детьми начинают собирать и приносить в детский сад различные экспонаты для мини – музеев, занимаются поиском информации, больше читают, ходят в музей, в библиотеку и т.д. Главная  идея - коллекционирование и исследование, которые пробуждают любознательность, творчество, стимулирует общение детей и взрослых. Ведь и музеи бывают разные: краеведческие, художественные, военно – патриотические, исторические и т.д.        

         Музей – собрание удивительных вещей, большинство из которых ребёнок никогда не встречал, да и не мог встретить в своём окружении. Каждый новый музейный объект обещает новое открытие. Но настоящее открытие происходит только тогда, когда ты совершил его сам, приложив некоторые усилие.

Музейные коллекции дают представление о нравственных ценностях, выработанных человечеством за время его существования: здесь можно обнаружить примеры отваги и доблести, трусости и подлости, доброты и всепоглощающей любви. Создание же мини – музеев помогает решать практически все задачи дошкольного образования, формирует систему ценностей ребёнка, приобщает его к культурному, историческому, природному наследию, способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Ко всему прочему, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует более тесному взаимодействию  педагогов с семьями воспитанников.

Приоритетным направлением нашей дошкольной организации является духовно-нравственное и патриотическое воспитание. Поэтому в рамках данного направления наш детский сад включился в работу по музейной педагогике.   Было принято решение о создании мини – музея кубанского быта – «Казачий хуторок».  

Цель его создания:  формирование основ патриотизма и духовности   посредством ознакомления дошкольников с народной культурой Кубани.

Мы поставили перед собой следующие задачи:  

  1. Воспитание нравственных качеств личности.
  2. Развитие психофизиологических качеств: наблюдательности, внимания, воображения, образной памяти, грамотной речи, умения ориентироваться в пространстве и временных понятиях, эмоциональной отзывчивости.
  3. Воспитание патриотизма, любви к своей малой Родине, культуре своих предков.
  4. Приобщение к истокам народной культуры.
  5. Знакомство с элементами казачьего костюма, особенностями местного говора.
  6. Развитие художественных способностей через знакомство с народными праздниками и обрядами.

В реализации целей и задач задействованы все участники педагогического процесса: и педагоги, и родители, и дети, которые взаимодействуют между собой.  

           Музей «Казачий хуторок» относится к одному из самых популярных видов  мини – музеев  - фольклорному. В нем представлены экспонаты, которые помогают понять фольклор, народные традиции, а также представить условия,  в которых он рождался. Он является комплексным мини – музеем, так как помогает познакомить детей с историей, искусством, литературой, природой. Наш мини – музей находится на территории детского сада. Многие экспонаты  созданы родителями наших воспитанников: телега, стол и скамья, корытца – кормушки для домашней живности, колодец, собачья конура, да и сама хата  сделаны «золотыми руками» наших пап. Мамы и бабушки смастерили колыбель с куклой ребёнком, сшили занавески на окошки и лоскутное одеяло в люльку, связали половицы. Для демонстрации казачьей одежды родители подарили детскому саду несколько манекенов. Наряду с вновь воссозданными в  оформлении казачьей хаты присутствуют и подлинные экспонаты: льняные скатерти, «накидочки», салфетки, рушники, украшенные различными видами народной вышивки. На стене висят фотографии казаков, которые были сделаны в конце XIX начале XXвв., возле печи стоит настоящий чугунок и старинный чугунный утюг. Многие из экспонатов специально привезены из станиц и хуторов воспитателями и родителями, причем некоторым из них более 100 лет. Экспонаты музея и его дизайн постоянно меняется, в зависимости от того какие задачи решаются в данный момент. Недавно территория музея была огорожена изгородью, сделаны ворота, в точности, повторяющие те, что были у казаков в станицах. Ворота висят на настоящих кованых петлях (которые сделал настоящий кузнец, папа одного из воспитанников). Возле дома «выросла» поленница с колотыми дровами.  

Работа в нашем  мини – музее продолжается круглый год. Дети очень любят приходить сюда на экскурсии, на занятия,  находить и узнавать  для себя  что-то новое.  На территории мини-музея проходят развлечения, фольклорные досуги –  «Колядки», «Посиделки», театрализации народных сказок.  Самый любимый праздник для детей и взрослых – «Кубанская ярмарка», которая проводится осенью. Каждая группа с участием родителей готовит свои выставки осеннего урожая, поделки из различного материала, рисунки и т.д. И, конечно же, детский концерт, сопровождающийся бурными овациями зрителей.  На праздничной ярмарке развлекают народ персонажи – ростовые куклы, изготовленные нашими педагогами.

        Огромная работа проводится воспитателями и музыкальными руководителями в образовательной деятельности. Они знакомят детей с музыкальным фольклором, разучивают стихи и песни о родной Кубани, о красоте её природы, о любви к ней, делают постановку танцев в кубанских костюмах.   Воспитатели вместе с детьми изучают старинные карты Кубанского края (так он назывался раньше), названия городов, станиц и хуторов, и проводят сравнение с современными картами, изучая географическое расположение населённых пунктов и городов Краснодарского края.  Усвоение детьми такого рода знаний  способствует формированию культурологического видения, пониманию диалектики исторических событий.

        Педагоги способствуют эмоционально-творческому развитию личности ребёнка. Они учат дошкольников передавать в рисунках, лепке, аппликации предметы и сюжеты кубанской тематики,  формируют умение передавать художественный замысел, смысловые отношения сюжетно-живописной композиции.

         В мини-музее проводятся тематические занятия, посвящённые памятным датам и событиям, помогающие  прививать детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, чувство патриотизма, привязанности к своей малой и большой Родине.

        В ходе работы над созданием музея и в процессе  «музейной жизни» возникли такие формы совместной деятельности родителей и детей, как изучение родословной, создание генеалогического древа своей семьи, путешествие по станицам края, изучение народных кубанских традиций, собирание новых экспонатов и т.д.

        В процессе создания музея родители оказались чрезвычайно активны,что не могло нас не порадовать.  Они с удовольствием искали, приносили, мастерили новые экспонаты. Это так захватило их, что родители сами стали предлагать темы для последующих экскурсий, бесед, развлечений.  

       Мы систематически вывозим воспитанников на  экскурсии, где они посещают выставки,  представленные в музее. Дети открывают для себя бесконечные сокровища знаний и образовательных возможностей. Наша главная задача – пробудить интерес, потребность, привычку и желание посещать музейные экспозиции для постоянного утоления жажды познаний, эстетического наслаждения и творчества. Ведь всё, что касается истории, культуры, духовности -  это необходимые составляющие гармоничного развития подрастающего поколения, сегодняшних дошкольников.

          Ещё Аристотель сказал: «Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь».  

        Сменилось несколько поколений. Но память о жизни, о быте, о подвигах предков жива.  

 

Наследники славы дедов своих,

В нас искра казачества есть.

И мы в испытаньях и бедах любых

Проявим и доблесть, и честь!


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Лэпбук как средство формирования основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста"

Лепбук изготовлен из двух папок для дипломных работ. Обклеен обычной бумагой с напечатанными картинками...

Лэпбук как средство формирования основ патриотизма у детей

Лепбук изготовлен из двух папок для дипломных работ. Обклеен обычной бумагой с напечатанными картинками...

Выступление на ММО Тема: «Музейная педагогика в детском саду как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Муниципальное методическое объединениевоспитателей подготовительной группыДОУ городского округа ХимкиТема: «Музейная педагогика в детском саду как средство развития познавательной активности дет...

Лэпбук как средство формирования основ патриотизма у дошкольников

Лэпбук как средство формирования основ патриотизма у дошкольников...

Лэпбук «Русские традиции и культура», как средство формирования основ патриотизма у дошкольников.

Лэпбук представляет собой папку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены миникнижки - простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек, стрелочек, окошек и других деталей с наглядной инф...

Лэпбук - инновационная технология как средство формирования основ патриотизма у детей дошкольного возраста.

Лэпбук - инновационная технология как средство формирования основ патриотизма у детей дошкольного возраста....

Консультация "Лепбук как средство формирования основ патриотизма у дошкольников"

Лэпбук как средство формирования основ патриотизма у дошкольников...