ПРОЕКТ «ПО СКАЗКАМ А.С.ПУШКИНА» (КРАТКОСРОЧНЫЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ) для воспитанников подготовительной группы
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Цель проекта:

  • Способствовать формированию интереса к книгам, литературным произведениям;
  • познакомить детей с творчеством великого русского поэта и писателя А. С. Пушкина;
  • воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них;
  • способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта;
  • развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности;
  • развивать творческие способности;
  • обогащать и активизировать словарный запас.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ школа №1574 ОП 4

Подготовительная  группа №11

Автор проекта:

воспитатель первой квалификационной категории

Ворон Татьяна Васильевна

Москва 2022г , июнь

ПРОЕКТ

«ПО СКАЗКАМ  А.С.ПУШКИНА»

(КРАТКОСРОЧНЫЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ)

для воспитанников подготовительной группы

Паспорт проектной работы

Автор проекта: воспитатель Т.В. Ворон

Образовательная область: « Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Тип проекта по содержанию: непосредственно-образовательная деятельность по плану, образовательная деятельность в режимные моменты, самостоятельная деятельность детей, беседы, создание совместных работ родителей и детей, их презентация.

Вид проекта: познавательно – исследовательский.

Тип проекта по продолжительности: краткосрочный (1 неделя).

Актуальность темы: 6 июня день рождения А.С.Пушкина

Цель проекта:

  • Способствовать формированию интереса к книгам, литературным произведениям;
  • познакомить детей с творчеством великого русского поэта и писателя А. С. Пушкина;
  • воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них;
  • способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта;
  • развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности;
  • развивать творческие способности;
  • обогащать и активизировать словарный запас.

Задачи проекта:

Образовательные:

познакомить детей со сказками А.С. Пушкина; изучить одну из интереснейших страниц в истории русской культуры; формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев; обогащать и активизировать словарный запас; развивать связную речь; развивать интерес к художественной литературе; повышение познавательной активности; стимулирование речевой активности детей.

Развивающие: 

развивать творческое мышление; общую, мелкую, артикуляционную моторику; совершенствовать умение координировать речь с движением; активизировать словарный запас; совершенствовать технические и изобразительно-выразительные умения на основе выполнения детьми рисунков; развивать познавательную мотивацию, эмоциональную сферу.

Воспитательные: 

воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества;

воспитывать активность и самостоятельность; воспитывать интерес и любовь к художественной литературе; организовать взаимодействие участников проекта (детей, воспитателя группы и родителей) с сотрудниками библиотеки; создать развивающую среду по данной тематике, сплочение взрослых и детей в общих делах; формировать чувство эмоционального удовлетворения от участия в проекте.

Участники проекта:

 воспитатель Ворон Т.В.., дети подготовительной группы, библиотекарь ,родители.

Продолжительность выполнения проекта: краткосрочный (1 неделя)

Основные направления реализиции проекта:

  • Занятия;
  • Посещение библиотеки пгт.Сердитое;
  • Оснащение предметно-развивающей среды;
  • Работа с родителями;
  • Коллаж по сказкам А.С.Пушкина.

Обеспечение проекта:

Технические средства:

CD с соответствующей тематикой.

 Музыкальный центр.

Компьютер.

Предметно-развивающая среда:

  1. Презентация «День рождение А.С.Пушкина»
  2. Иллюстрированные сказки А.С.Пушкина.
  3. Рисунки детей.

Планируемые результаты:

  • развитие интереса к творчеству А.С. Пушкина, к русской литературе;
  • развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
  • развивать связную речь детей;
  • развитие эмоциональной отзывчивости;
  • создание единого развивающего пространства, включающего детей, педагогов и родителей.

Доступность: Проект может быть использован в образовательном процессе других дошкольных учреждений.

Продукт проектной деятельности:

Коллаж по сказкам А.С. Пушкина

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

МЕРОПРИЯТИЯ

УЧАСТНИКИ

СРОКИ

Подготовительный этап

1

НОД, подбор иллюстраций.

Воспитатель.

30.05.-02.06.2022

Практический этап

1

1.Знакомство с биографией А.С. Пушкина. ( Просмотр компьютерной презентации о поэте)

2.Рассматривание иллюстраций к сказкам

Дети, воспитатель.

01.06.2022

2

1. Отгадывание загадок.

2. Чтение стихов.

3. Обыгрывание сюжетов из сказок

Дети, воспитатель.

02.06.2022

3

1.Д/и « Знаешь ли ты сказки Пушкина».

2.Д/и « Угадай из какой сказки».

3. Посещение библиотеки в Москве.

Дети, воспитатель, библиотекарь

06.06.2022

Заключительный этап

1

Коллаж « По сказкам Пушкина»

Дети, воспитатель,

родители

06.06.2022






НОД. Познавательное развитие. Путешествие по сказкам А. С. Пушкина в подготовительной группе.

Цель:

Формирование интереса к сказкам А. С. Пушкина.

Задачи:

1. Активизировать знания детей о сказках.

2. Формировать способность проявлять радость, душевное волнение при встрече с добрым и красивым миром пушкинских сказок.

3. Формировать умение разгадывать кроссворд, загадки.

4. Формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение.

5. Уметь определять название сказок по сюжетным картинам.

6. Развивать воображение, внимание.

7. Обучать, детей умению грамотно и аргументировано отвечать на вопрос.

8. Воспитывать любовь к творчеству А. С. Пушкина.


Предварительная работа: Чтение сказок, стихотворений, заучивание наизусть; рассматривание иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина; домашние чтения и разговоры с родителями о поэте и его стихах.


Ход НОД

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы поговорим с вами о великом русском поэте А.С.Пушкине и отправимся путешествовать по его сказкам.

Он родился в Москве, с раннего детства Александр Сергеевич был окружен заботой и вниманием своих родителей. Но особенно заботилась о нём его няня. Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у неё был особый, певучий. Она была простая крестьянка. Маленький Саша очень любил свою няню и ласково называл её мамушкой. Её звали Арина Родионовна.

Начнёт Арина Родионовна рассказывать сказки, так он не шелохнётся, боится слова пропустить. А сказки, которые ему рассказывала няня, назывались так «Некоторый царь задумал жениться»«Поп поехал искать работника»«Царевна заблудилась в лесу».

На основе этих сказок Пушкин создал свои сказки, которые вы все знаете и любите.

-Приглашаю вас в путешествие.

Вот волшебный сундук, в котором есть сказочные задания.

«Но в начале для порядка отгадайте вы загадки»

  • Загадка: «Тут синее море, тут берег морской

Старик вышел к морю, он невод забросит

Кого - то поймает и что-то попросит,

Но жадность, ребята, к добру не приводит.

И кончится дело всё тем же корытом,

Но только не новым, а старым, разбитым». («Сказка о рыбаке и рыбке»).

(Вылавливание рыбок с заданием)

1. Сколько раз старик из сказки о рыбаке и рыбке закидывал невод в море? (3 раза)

2. С чем пришёл невод в первый раз? (с одною тиною)

3. С чем пришёл во второй раз? (с травой морскою)

4. С чем пришёл третий раз? (с золотой рыбкой)

5. О чём просила старика рыбка? (отпустить её в море)

6. Какими словами бранила старуха старика? («Дурачина ты, простофиля»)

7. Сколько лет жил старик со старухой у синего моря? (ровно 30 лет и 3 года)

8. Какими словами обращается старик к золотой рыбке? (Смилуйся, государыня рыбка)

9. Какой была старуха в сказке(жадной)

  • Загадка:

«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком»

Мой вопрос совсем простой: как название сказки тойСказка о царе Салтане….» )

Игра: «Белочка с орешками» (белочка раздаёт орешки с заданиями)

1. Одна из сестёр стала царицей, вторая – ткачихой, а третья? (поварихой)

2. Почему ткачиха с поварихой хотели извести сестру? (Они ей завидовали)

3. Кто был в сказке царь Гвидон(сын царя Салтана)

4. Как назывался остров, где жил царь Гвидон? (Буян)

5. В кого превращается в сказке царь Гвидон(В комара, муху и шмеля)

6. Почему Гвидон, превращаясь в насекомых, кусал ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху? (Они не хотели, чтобы царь Салтан посетил остров Гвидона)

7. Кто царю Салтану рассказал о заморских диковинах? (Корабельщики)

8. Какие чудеса появились на острове Буяне? (Чудо - белка, тридцать три богатыря, царевна - лебедь)

9. Какую службу несли богатыри, и кто ими командовал? (Богатыри обходили остров дозором, ими командовал дядька Черномор)


  • Загадка: «Вот последняя загадка,

У меня для вас, ребятки

Средь листвы на дубе этом

Есть ларец, а в нём предметы

Как они туда попали?

И кому принадлежали?


Вопросы: 1. В коробке лежит предмет с помощью, которого злая мачеха пыталась погубить прекрасную царевну? (Яблоко) («Сказка о мёртвой царевне..»)

Воспитатель: Я сейчас каждому буду катать яблоко, называя старинное слово, а вы замените его на современное: Лихо (плохо). Дивясь (удивляясь). Персты (пальцы). Кликать (звать). Браниться (ругаться). Ступай (иди). Град (город). Издалече (издалека). Величать (называть).


  • Пантомима (физминутка)

«И царица – хохотать

И плечами пожимать

И подмигивать глазами

И прищёлкивать перстами

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь».

  • Все сказки А. С. Пушкина написаны стихами. Сейчас я предлагаю вам, поупражняться в подборе рифм к словам.

Поп – (лоб, хлоп, топ…

Белка – (стрелка, тарелка, грелка…

Петушок – (гребешок, посошок…

Царица – (девица, косица, больница..

Чертёнок – (ребёнок, телёнок, котёнок..

  • Задание:

Арина Родионовна рассказывала много русских народных сказок, вот из них Пушкин взял интересные прибаутки, присказки.

1. А во лбу звезда горит.  Как вы думаете, что это обозначает? (Красавица красы невиданной) 

2. Там русский дух – там Русью пахнет. (Это Родина)

3. За тридевять земель, в тридесятом царстве. (Далеко- далеко)

4. Растёт не по дням, а по часам. ( Очень быстро растёт)

  • Итог:

«Это Пушкин, это чудо. Это прелесть без конца.

 В нашей жизни вечно будут этих сказок голоса».


-Молодцы, ребята. Я очень рада, что вы любите и знаете сказки


Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой

«Путешествие по сказкам Пушкина»

Задачи:

Образовательные:

1. Учить детей понимать красоту и силу русского языка, учить применять образные выражения, говорить красиво и правильно.

2. Закрепить знания о творчестве А. С. Пушкина, его стихах и сказках.

3. Формировать умение чётко, ясно и последовательно отвечать на поставленные вопросы.

4. Продолжать совершенствовать исполнительские навыки детей при чтении отрывков из произведений (эмоциональность исполнения, естественность поведения, копирование жестов и мимики).

Развивающие:

1. Развивать логическое мышление и умение разгадывать кроссворды.

2. Развивать творческие способности, память, воображение.

3. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

4. Приобщать к владению русским языком: учить их подбирать определения, которые описывают тот или иной предмет, употреблять синонимы, образовывать глагольные формы, подбирать рифмы к словам, развивать фонематический слух.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей интерес и любовь к творчеству великого поэта.
  2. Воспитывать лучшие человеческие качества, которые присущи поэту – гордость, патриотизм, честность, доброту.
  3. Воспитывать чувство прекрасного, умение ценить и понимать поэзию.

Словарь:

Обогащение: ветхая, невод, землянка.

Активизация: рифма, поэт, крылатые слова, русские народные сказки.

Предварительная работа:

Чтение произведений А.С. Пушкина, прослушивание аудиозаписей его сказок, просмотр мультфильмов, беседы о творчестве великого поэта.

Оборудование:

Портрет А.С.Пушкина, выставка книг А.С. Пушкина, работы детей по сказкам А.С. Пушкина, волшебный сундучок с атрибутами, кроссворд, конверты с заданиями, панно дуб.

Использование образовательных технологий:

  1. В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной группе».
  2. «Развитие речи и творчества у детей» под редакцией О.С. Ушаковой
  3. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет» под редакцией О.С. Ушаковой.
  4. «Приобщение детей к художественной литературе» Мозаика-Синтез, Москва 2010 год.
  5. Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. « Художественная литература в развитии творческих способностей детей».

Ход НОД:


Воспитатель:

Недаром дети любят сказку

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожидании,

Благополучного конца.

(В. Берестов)

Я хочу вас сегодня пригласить в необычное путешествие, путешествие в сказку. А кто лучше всех умеет их рассказывать? Конечно же, бабушка. Вот послушайте: «Жила- была бабушка, добрая, приветливая. Звали её Бабушкой – рассказушкой. Умела она утешить, и рассмешить, сказку рассказать…»

Но что это? Я, кажется, слышу её голос.

Появляется Бабушка – рассказушка: Здравствуйте, люди добрые! Разрешите отдохнуть у вас с дороги.

Дети здороваются с Бабушкой – рассказушкой , предлагают ей стул.

Бабушка – рассказушка: Ну что ж дети, а вы сказки любите? И как начинаются сказки, подскажите?

Ответы детей: Жили - были; в некотором царстве; за лесами, за долами и т.д.

Бабушка – рассказушка: А вот автора сказок, в каких вы сегодня побываете, вы узнаете, если разгадаете этот кроссворд:

1. Вы ж голубушки-сестрицы

Выбирайтесь из светлицы.

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой.

Будь одна из вас ткачиха,

А другая (ПОВАРИХА)

2. Ты волна моя, волна

Ты бурлива и вольна…

Пожалей ты нашу душу,

Выплесни ты нас на сушу!

- Как же, называется остров, на берег которого море вынесло бочку с царицей и царевичем? (БУЯН)

3. Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого (ПЕТУШКА)

4. Правду молвит молодица,

Уж и впрямь была царица

Высока, стройна, бела

И умом и всем взяла.

Ей в приданное дано

Было (ЗЕРКАЛЬЦЕ) одно

5. Вот открыл царевич очи,

Отрясая грёзы ночи

И дивясь, перед собой

Видит город он большой.

И среди своей столицы

С разрешения царицы,

В тот же день стал править он

И назвался – князь (ГВИДОН)

6. Негде, в тридевятом царстве

В тридесятом государстве

Жил был славный царь (ДАДОН)


Дети читают ключевое слово: ПУШКИН

Бабушка – рассказушка: Вот вы и отгадали фамилию автора этих сказок.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в чудесную страну сказок Александра Сергеевича Пушкина. Вы знаете, что его называют народным поэтом. Как вы думаете, почему?

Ответы детей: Потому, что его сказки очень похожи на русские народные; потому, что его сказки были понятны и бедным, и богатым, и взрослым, и детям.

Воспитатель: Правильно. Кроме того, Пушкина считают народным поэтом потому, что все его произведения написаны прекрасным русским языком. А вы знаете, что некоторые слова из сказок Пушкина стали «крылатыми». Их так называют потому, что у них словно выросли крылья, они вылетели из сказки, и люди теперь пользуются этими словами в повседневной жизни. Вот, например, слова «Глядь: опять пред ним землянка; на пороге сидит его старуха, а пред нею разбитое корыто». Этими словами заканчивается «Сказка о рыбаке и рыбке». Старуха, которая получила от золотой рыбки всё, что желала, в конце сказки потеряла всё из-за своей жадности и осталась опять у разбитого корыта. Эти слова «остаться у разбитого корыта» сейчас говорят про человека, который потерял всё из-за своей глупости или жадности. А слова «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок» из «Сказки о золотом петушке» мы говорим сегодня относительно всех сказок.

Бабушка – рассказушка: Вы собрались в сказочное путешествие, и я хочу вам помочь, у меня есть волшебная вещица, а какая, вы узнаете, отгадав загадку:

1. Маленький, кругленький,

А за хвост не поймаешь. (КЛУБОК)

Бабушка – рассказушка: Чтобы клубок привёл вас в сказочную страну нужно сказать волшебные слова: «Катись клубок впереди и детей в сказку приведи». А я ребятушки с вами прощаюсь. До новых встреч.

Клубок катится, дети вслед за ним подходят к дубу.

Воспитатель: Мы очутились в стране Лукоморье. Вот знаменитый дуб, здесь и золотая цепь и кот учёный. Из какого произведения Пушкина эта страна?

Ответы детей: Из поэмы «Руслан и Людмила».

Воспитатель: Ребята, давайте сделаем разминку под стихотворение «У Лукоморья дуб зелёный…»

Физминутка:

У Лукоморья дуб зелёный; Дети поднимают руки вверх

Златая цепь на дубе том: Делают движения руками крест на крест

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идут друг за другом по кругу

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Движения руками вправо, влево

Там чудеса: там леший бродит, Закрывают глаза руками

Шевеля пальцами, поднимают руки вверх

Русалка на ветвях сидит; Движение «волна» сверху вниз

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Идут по кругу на внешней стороне стопы

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Повороты вокруг себя с высоким подниманием колена.


Дети садятся на стульчики.

Голос кота: (магнитофонная запись)

- Ребята, я очень рад приветствовать вас в волшебной стране Лукоморье. Я учёный кот и могу разговаривать, хочу проверить, как хорошо вы знаете сказки Пушкина. На дубе висят разноцветные конверты, в них задания для вас. Если вы с ними справитесь, получите от меня подарок. Вы готовы?

Воспитатель: Ребята, мы справимся с заданиями?

Дети: Справимся.


Конверт № 1

1. Продолжи фразу:

- Кабы я была царица – говорит одна девица

ТО НА ВЕСЬ КРЕЩЁНЫЙ МИР, ПРИГОТОВИЛА Б Я ПИР.

- Царь с царицею простился

В ПУТЬ ДОРОГУ СНАРЯДИЛСЯ,

 - И царица у окна

СЕЛА ЖДАТЬ ЕГО ОДНА.

— Жил-был поп

ТОЛОКОННЫЙ ЛОБ,

- Пошел поп по базару

ПОСМОТРЕТЬ КОЙ-КАКОГО ТОВАРУ.

— Ей в приданое дано

БЫЛО ЗЕРКАЛЬЦЕ ОДНО;

- Свойство зеркальце имело:

ГОВОРИТЬ ОНО УМЕЛО!

— Жил старик со своею старухой

У САМОГО СИНЕГО МОРЯ.

- Они жили в ветхой землянке

РОВНО ТРИДЦАТЬ ЛЕТ И ТРИ ГОДА!

— Ветер по морю гуляет

И КОРАБЛИК ПОДГОНЯЕТ.

— Белка песенки поет

ДА ОРЕШКИ ВСЕ ГРЫЗЕТ,

- А орешки не простые,

ВСЕ СКОРЛУПКИ ЗОЛОТЫЕ!

Конверт № 2

1.Игра «Собери сказки»

В волшебном сундучке лежат предметы и картинки из разных сказок Пушкина, дети должны их объединить по сказкам.

Зеркало, яблоко, собачка, богатыри «Сказка о мёртвой царевне».

Рыбка, старик, дворец «Сказка о рыбаке и рыбке».

Лебедь, комар, белка «Сказка о царе Салтане».

Конверт № 3

1. Задание называется: «Поиграем в рифмы»

Ложка – кошка, плошка, мошка, картошка

Совет – ответ, привет.

Майка – гайка, зайка, зазнайка

Палка – галка, скалка, скакалка

Кот – бегемот, кашалот

Кружка – подружка, клюшка

Крыльцо – кольцо

Берёзы – розы, мимозы, слёзы

Осины – апельсины

Град – виноград, шоколад, мармелад.

Конверт № 4

  1. Игра «Будь внимательным!»

Я буду называть персонажей различных сказок, и если этих героев нет в сказках Пушкина, то вы хлопните в ладоши.

Царевна - Лебедь, лиса, комар

Мачеха, яблоко, колобок

Поп, кот Леопольд, Балда

Старуха, золотая рыбка, журавль

Конёк-Горбунок, Алёнушка, белка.

Конверт № 5

1.Игра «Доскажи словечко»:

«Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный (рожок)»

«Но царевна в обе руки

Хвать – поймала. Ради скуки

Кушай яблочко, мой свет.

Благодарствуй за (обед)»

«Всех я вас люблю сердечно;

Но другому я навечно

Отдана. Мне на свете всех милей (Королевич Елисей)»

  1. Из какого произведения эти строки?

(«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

Кот: Вы справились со всеми заданиями и под корнями дуба найдёте мой подарок, а волшебный клубочек выведет вас из сказочной страны. До новых встреч!

Дети прощаются с котом, благодарят его за подарок.

Воспитатель: Давайте скажем волшебные слова6 « Катись клубок впереди, детей из сказки выводи».


Воспитатель катит клубок, дети проходят за столы.


Воспитатель: Сегодня мы с вами побывали в сказках Пушкина, великого русского поэта. Вы очень хорошо справились со всеми заданиями, и за это получаете награду.

Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки!
Читайте Пушкина всегда –
Вот вам подсказка,
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки.

НОД «Викторина по сказкам А.С. Пушкина"

Цель: формирование интереса к сказкам А. С. Пушкина

Задачи:

1) Активизировать знания детей о сказках.

2) Учить узнавать сказку по прочитанному эпизоду.

3) Учить вспоминать героев сказок, их имена, характеры, внешний вид.

4) Вспоминать порядок появления героев в сказках.

5) Формировать способность проявлять бескорыстную радость,  душевное волнение при встрече с добрым и красивым миром

6)Формировать умение разгадывать кроссворд.

Оборудование: сказки  А.С. Пушкина:

«Сказка о царе Салтане»,

«Сказка о рыбаке и рыбке»,

«Сказка о попе и работнике его Балде»,

«Сказка о золотом петушке»,

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»,

сундучок, игрушки: лебедь, старик, старуха, рыбка,  комар, чертенок, белка , яблоко, зеркальце, петушок; кроссворд..

Ход НОД

1.Организационный момент. 

Ребенок читает отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый….»

У Лукоморья дуб зелёный.

Златая цепь на дубе том

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом .

Кто автор этого стихотворения? (А.С. Пушкин)

Ребята, сегодня мы поговорим с вами о великом русском поэте А.С. Пушкине. Он родился в Москве два века назад, с раннего детства Александр Сергеевич был окружен заботой и вниманием своих родителей. Но особенно заботилась о нем его няня. Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у нее был особый, певучий. Ведь она была простая крестьянка. Маленький Саша очень любил свою няню и ласково называл ее мамушкой. А вы, дети, помните как ее звали? (Арина Родионовна).

Начнет Арина Родионовна рассказывать сказки так он не шелохнется, боится слово пропустить. А сказки, которые ему рассказывала няня назывались так «Некоторый царь задумал жениться», «поп поехал искать работника», «Царевна заблудилась в лесу». на основе этих сказок Пушкин создал свои сказки, которые вы все знаете и любите.  

Сегодня мы проведем викторину по этим сказкам. Условия нашей викторины такие: я задаю вопрос для всех. Отвечает на него тот, кого я спрошу. За каждый правильный ответ вы получаете «золотую рыбку». В конце занятия посчитаем, у кого больше рыбок – тот лучше знает поэзию Пушкина. 


  • Первое задание викторины называется “Вспоминаем сказки”.

Я буду читать вам отрывки из сказок, а вы должны сказать мне, из какой сказки был прочитан отрывок.

а) Снова князь у моря ходит,

С синя моря глаз не сводит;

Глядь – поверх текучих вод

Лебедь белая плывет.

(«Сказка о царе Салтане».)

б) «Не дождался. К старухе воротился –

Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто».

(«Сказка о рыбаке и рыбке».)

в) «Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

 Ты волнуешь сине море,

 Всюду веешь на просторе…»

(«Сказка о мертвой царевне».)

г) «Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.»

(«Сказка о золотом петушке».)


  • Второе задание «Волшебный сундучок».

Догадайтесь, что в нем лежит.

Там лежит предмет, который в сказке Пушкина говорил человеческим голосом.. (Зеркальце)

 - Какие слова говорила мачеха, глядясь в зеркальце?

 - А еще в сундучке лежит предмет, с помощью которого мачеха пыталась погубить прекрасную царевну. (Яблоко) 

 - Из какой сказки эти предметы?

 - А сейчас  я выставлю остальные предметы, а вы должны выбрать те, которые встречаются в других сказках Пушкина.


  • Третье задание нашей викторины игра «Доскажи словечко». Я буду читать начало фразы, а вы должны ее продолжить.

Царь с царицею простился

В ПУТЬ ДОРОГУ СНАРЯДИЛСЯ,

 И царица у окна

СЕЛА ЖДАТЬ ЕГО ОДНА.

— Ей в приданое дано

БЫЛО ЗЕРКАЛЬЦЕ ОДНО;

Свойство зеркальце имело:

ГОВОРИТЬ ОНО УМЕЛО!

— Жил старик со своею старухой

У САМОГО СИНЕГО МОРЯ.

Они жили в ветхой землянке

РОВНО ТРИДЦАТЬ ЛЕТ И ТРИ ГОДА!

— Ветер по морю гуляет

И КОРАБЛИК ПОДГОНЯЕТ.

— Белка песенки поет

ДА ОРЕШКИ ВСЕ ГРЫЗЕТ,

А орешки не простые,

ВСЕ СКОРЛУПКИ ЗОЛОТЫЕ

  • Четвертое задание


  1. Сколько раз старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» закидывал невод в море? (Три раза.)
  2. С чем пришел невод в первый раз? (С одною тиной.)
  3. С чем пришел невод во второй раз? (С травой морскою.)
  4. С чем пришел невод в третий раз? (С золотой рыбкой.)
  5. О каких чудесах говорится в «Сказке о царе Салтане»? (О чудном острове с городом, о ручной белке, о богатырях, о царевне Лебеди.)
  6. Какими словами бранила старика старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке»? («Дурачина ты, простофиля!»
  7. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря?


(Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.)

8.Какими словами обращается старик к золотой рыбке? («Смилуйся, государыня-рыбка!»)

9.Какие волшебные превращения происходят в «Сказке о царе Салтане»? (Царевна превращается в лебедя, чародей – в коршуна, князь Гвидон – в комара, в шмеля, в муху.)

10.К кому обращался королевич Елисей за помощью, когда искал царевну-невесту? (К солнцу, к месяцу, к ветру.) Кто ему подсказал, где искать царевну? (Ветер.)

11.В каких сказках Пушкина встречаются числа? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Тридцать три богатыря, три девицы в «Сказке о царе Салтане». Тридцать три года жили старик со старухой у синего моря, трижды закидывал невод старик в «Сказке о рыбаке и рыбке». И т. д.)

12.Чем занимались старик и старуха до того, как старик поймал золотую рыбку?

(Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.)


  • И, наконец, последнее задание нашей викторины – кроссворд. Если мы правильно его разгадаем, то в выделенных клеточках получится какое-то слово.

Вопросы:

1. Кто взял в работники Балду?

2. Кто предупреждал царя Дадона об опасности?

3. Где находилась Шамоханская царица?

4. Кто в сказке Пушкина поет песенку «Во саду ли в огороде»?

5. Кто выходил из моря вместе с Черномором?

6. Как звали няню А.С. Пушкина?

Поп

                          петУшок

   Шатер

                          белКа

                             вИтязи

                         АриНа

                                                                                                                         

  • Подведение итогов. Ну вот, сегодня мы с вами вспомнили все сказки Пушкина. Пора подводить итоги. У кого больше всех рыбок ? Победителю мы вручаем перо, похожее на то, которым писал свои интересные сказки А.С. Пушкин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ОТКУДА БЕРЕТСЯ ЗВУК?»

В ходе познавательно-исследовательской деятельности дети устанавливают путем экспериментирования процесс улавливания звука животными, зависимости размера ушей и жизнедеятельности животных....

Конструкт занятия по познавательно - исследовательской деятельности с воспитанниками подготовительной группы ДОО

Конструкт занятия по технологии экологического образования детей дошкольного возраста, задачей которого является формирование у детей навыков поисково - познавательной деятельности экологической напра...

НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы. Тема. Воздух – смесь газов.

НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы.Форма организации: экспериментирование.Тема. Воздух – смесь газов.Цель. Формиро...

НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы. Форма организации: экспериментирование. Тема. Цвета и краски.

НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы.Форма организации: экспериментирование.Тема. Цвета и краски....

НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы. Форма организации: экспериментирование. Тема. Отражение света или как поймать солнечный луч.

НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы.Форма организации: экспериментирование.Тема. Отражение света или как поймать солнечны...

НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы. Тема. Отражение света или как поймать солнечный луч.

Сформировать представление о свойстве света отражатьсяСолнечные зайчикиСолнечные зайчикиПрыгают, как мячики.Надо мной смеются,В руки не даются!Автор: Рашида Бикметова...

Проект познавательно - исследовательской деятельности «Каменная сказка» подготовительная группа

Проект познавательно - исследовательской деятельности «Каменная сказка»  подготовительная  группа....