Мастер-класс на тему: «Современные игровые технологии в развитие речи детей дошкольного возраста».»
методическая разработка по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Саляхова Ольга Фаритовна

 

Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста через использование современных, традиционных и нетрадиционных педагогических технологий (приёмов, методов и форм). 

    Задачи.

1. Познакомить педагогов с эффективными методами, приёмами речевого развития детей.

2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №14 «ДЮЙМОВОЧКА» Г. ЯНАУЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

    Утверждаю

Заведующий МАДОУ ДС №14

«Дюймовочка» г.Янаул

____________Г.Б. Нургалиева

«_____» _____________ 2021г

Мастер – класс на тему: «Развитие речи детей с использованием игровых технологий»

Подготовила и провела:

воспитатель Саляхова О.Ф.

Апрель 2022г.

Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня.

     Тема сегодняшнего мастер-класса «Современные игровые технологии в развитие речи детей дошкольного возраста». (слайд 3)

    - Я надеюсь, что процесс будет двусторонним, и вы будете активными участниками сегодняшнего мастер-класса.

   (слайд 4) Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста через использование современных, традиционных и нетрадиционных педагогических технологий (приёмов, методов и форм). 

    Задачи.

1. Познакомить педагогов с эффективными методами, приёмами речевого развития детей.

2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

     И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.

Я рада вас видеть сегодня, друзья.

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

 

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (да)

 

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

 

Кошмар этот помним с студенческих лет

Мы скучные лекции слушаем? (нет)

 

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно? в работе активными быть? (да)

 

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

 Использование игровых технологий на всех этапах педагогического процесса решает проблемы снижения речевой активности детей. Проявление речи ребёнка наиболее ярко выступает в игре и через игру.

      В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. 

А что является основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности? (ответы слушателей).

  - Конечно же - это игра. 

(слайд 5)Игровые технологии в речевом развитии можно представить следующими разделами:

• Игры для развития фонематического восприятия;

• Игры для коррекции звукопроизношения;

• Игры для развития мелкой моторики;

• Игры для развития связной речи;

• Голосовые и логоритмические игры;

• Игры для профилактики и преодоления нарушений письма и чтения;

      Для детей игра является приятным времяпрепровождением. А в играх по развитию речи ребенок:

- приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания;

- развивает речь;

 - развивает любознательность;

 - осваивает опыт человеческой деятельности;

- развивает творчество и фантазию;

 - развивает память;

 - развивает внимание;    

- развивает мыслительную деятельность;

- развивает навыки общения.

   Т. к.  у нас с вами профессиональная деятельность связана с детьми в детском саду, а ведущей деятельностью этого возраста является ИГРА, значит, мы с вами сейчас тоже поиграем.

     Сегодня с помощью  игровых методов и приемов я хотела бы вам показать, как можно заинтересовать и побудить ребенка к речевой деятельности.

А начнем мы с дыхательной гимнастики. (слайд 6)

  1. .Дыхательная гимнастика – ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо – эмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет.

Игра-упражнение «Машина»

Цель: обучение постепенному выдоху воздуха.

Дети становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р". Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании.

(слайд 7)

  1. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

 Пальчиковая игра «Шаловливые сосульки» (Ст. дошкольный возраст)

 Шаловливые сосульки (Поднимаем обе руки вверх, пальцы складываем щепоткой, острием вниз)

Сели на карниз. (Кладем левую руку на правую, как в школе)

 Шаловливые сосульки (Так же)

 Посмотрели вниз. (Кладем левую руку на правую, смотрим вниз)

 Стали думать, чем заняться? (Чешем голову то левой рукой, то правой)

«Будем каплями кидаться!». (Поднимаем руки вверх, кистями вниз. Взмахиваем кистями рук одновременно)

Целый день идет трезвон: (Кистями рук рисуем в воздухе круг)

 Дили-дили, дили-дон! (Взмахиваем кистями рук по очереди.)

(слайд 8)

  1. Физминутка:  Мышка быстренько бежала

                         Мышка хвостиком виляла

                         Ой, яичко уронила

                         Поглядите-ка разбила.

(слайд 9, 10)

  1. Развитию мелкой моторики способствует также и Су-джок терапия. Су джок – в переводе с корейского языка Су - означает кисть, Джок – стопа. Таким образом, Су Джок терапия - это метод лечения с использованием кистей и стоп. Для детей по методу Су-Джок терапии используются специальные шарики, кольца, игры и упражнения.

   Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.

   Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек

   По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

  (Катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)

   Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

   Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да. (движения по пальцам)

   Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь! (кладём в ладонь шарик и берём     подушечками пальцев)

(слайд 11, 12)

  1.       Следующий метод называется кинезиология.

                Кинезиология - наука о развитии головного мозга через определённые  

           двигательные упражнения.

      Кинезиология направлена на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизации работы двух полушарий коры головного мозга. Выполняя упражнения у ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга. В результате реализуется внутренняя потребность отражать свою речь в движении, т. е. помогать выразить свою мысль в речи и дополнить её движением руки, тела, взглядом.

(слайд 13)

6. Подвижно – речевые игры.

 Игра «Два круга» Дети строятся в два круга – внешний (большой) и внутренний (3-4 человека) Дети из большого круга стоят, а из малого идут вместе с ведущим и приговаривают: «Мы по кругу идем и с собою берем… фрукты». Игроки большого круга должны быстро назвать любой фрукт, например яблоко. Ребенок первым назвавший предмет, становится во внутренний круг. Игра продолжается («… с собою берем посуду, мебель, животное, и т. д.) Последний взрослый, оставшийся в большом круге должен выполнить какое-либо задание.

 Игра «Шаги» («Кто быстрее доберется до… ») С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса и развитием речи, в общем.

2 игрока стоят на старте. Через 8-10 шагов финиш. Называется тема: «Вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое - нибудь вежливое слово. Другие темы: «Все круглое», «Слова утешения», «Ласковые слова для мамы»….

  - Следуюший метод совместных рассказываний, где можно  использовать такие игровые приемы как: Упражнения с речевым сопровождением (Слайд 14, 15, 16, 17, 18,…………..31)

«Я начну, а ты продолжи», «Закончи предложение» и т д . Попробуем?

- Пошел первый…. (воспитатель предлагает придумать несколько вариантов ответов)

- Утром дети …

- Девочка Маша играет… .

 Этот прием направлен на совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает.

«Доскажи словечко».

- Посмотрите-ка, ребята, Ведь играют тут... (котята).

- Вот пустилось что-то вскачь. Рассмотрели - это… (мяч).

- Очень чисто вымыт пол, На него поставим… (стол).

Но, так как мы с вами взрослые люди, я хочу немного усложнить задание.

Задание: вспомните героев любимых сказок и отгадайте про них загадки.

• Коли есть печка, не нужен диван, щукой командует в сказке… (не Иван, а Емеля)

• Дернуть за веревочку – такой для входа код. Съел бабушку и внучку голодный серый… (не Кот, а Волк)

• В Людоедах знает толк, съест, как мышь, любого… (не Волк, а Кот в сапогах)

• Озорник, хвастун, крепыш, подлетел к окну… (не Малыш, а Карлсон)

• Волка не пускают, Волка братья злят, крепкий дом построен у троих… (не козлят, а поросят)

• Плетью бьет всех, кто шалит, мучит кукол… (не Айболит, а Карабас)

• Стрела у Ивана упала в болото и в лапы попала она… (не бегемота, а Лягушки)

• Лягушка со стрелою – печальная картина. Женой квакушка станет теперь для… (не Буратино, а для Ивана-царевича)

• Из полена Карло вырезал фигурку, существо ожившее он назвал… (не Снегуркой, а Буратино)

• У попа работник родом из крестьян, за щелчки работать нанялся… (не Иван, а Балда)

- Молодцы, у вас все получилось.

- Следующее игровое упражнений «Почемучки».

- Я вам сейчас буду задавать вопросы, а вы должны ответить на него полным ответом, начиная со слов «потому что».

- И так, начнем.

Игра «Почемучки».

  • Почему улетают птицы?

• Почему зимой нельзя купаться?

• Почему засыхают цветы?

• Почему весной тает снег?

• Почему летом не носят шубы?

• Почему люди берут зонты?

• Почему пришел врач?

• Почему деревья мокрые?

• Почему мяч катится?

• Почему ребята не едят яблоки?

Данное упражнение направлено на формирование навыков связных речевых высказываний, развитие умения отвечать полным предложением на поставленный вопрос, учитывая установку воспитателя.

РЕФЛЕКСИЯ

Цель: оценка результативности проведенного мастер-класса, осознание собственной и коллективной только что произведенной деятельности.

- Тема речевого развития актуальна в наше время? В нашем детском саду?

- Что запомнилось особенно?

- Какие игры были наиболее интересны?

- Что планируете взять на заметку в своей работе?

Итог

     Уважаемые коллеги, я поделилась с вами тем, как можно использовать в своей работе совмещение разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Продемонстрированные приемы я активно применяю в своей работе, что позволило мне не раз убедиться в их результативном воздействии на речевое развитие детей.

Особенно примечательно и удобно в использовании  игр является то, что бесчисленное их множество можно найти не только в литературе, но и бесконечно импровизировать, придумывая разнообразные движения под хорошо знакомые вам стихи, потешки, песенки.

   Закончить мастер класс я бы хотела притчей  «4 свечи»

В комнате горело 4 свечи.

-  Первая сказала: «Я-СПОКОЙСТВИЕ».

К сожалению, люди не умеют меня хранить и погасла.

-  Вторая сказала: «Я-ВЕРА». К сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего обо мне слышать, поэтому нет смысла гореть дальше. И погасла.

-  Очень опечалившись, третья свеча произнесла: «Я – ЛЮБОВЬ.

У меня нет сил гореть дальше. Люди не ценят и не понимают. Они ненавидят тех, кто их больше всего любит – своих близких. И через мгновение и эта свеча угасла.

       Вдруг…. В комнату зашел ребенок. И увидел три потухшие свечи. Испугавшись, он закричал: «Что вы делаете? Вы должны гореть! Я боюсь темноты!!!!» Произнеся это, он заплакал.

-  Взволнованная 4 свеча произнесла: «Не бойся и не плачь! Пока я горю, можно зажечь и другие свечи. Я-НАДЕЖДА!»

Уважаемые педагоги! Пусть НАДЕЖДА всегда будет с вами и не дает погаснуть ЛЮБВИ, ВЕРЕ и СПОКОЙСТВИЮ, которые очень нужны и  взрослому и ребенку для счастья! И пусть они всегда сопровождают вас и не дают друг другу погаснуть!

Спасибо за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Современные игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста"

Мастер-класс для воспитателей по работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи.Подробное описание для чего нужны пальчиковые игры,иры с клавесами,кинезеологические упражнения,орто-палы,с приве...

Мастер-класс для воспитателей на тему: "Современные игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста".

Проблема речевого развития дошкольников очень актуальна, так как дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не ум...

Мастер-класс для воспитателей "Современные игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста"

Целью мастер-класса является повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста через использование современных, традиционных и нетрадиционны...

Современные игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста.

Бисероплетение - старинный, но достаточно актуальный в последнее время вид декоративно-прикладного творчества. Помимо того что данный вид ручного труда способствует развитию мелкой моторики, овладение...

Консультация для воспитателей «Современные игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Современные игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста»...