НОД "Зимнее приключение"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Трушникова Ирина Николаевна

Это занятие с детьми на закрепление темы "Зима". Дети с удовольствием , в игровой форме расскажут всё, что они знают о зиме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 49 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Конспект непрерывно образовательной деятельности по развитию речи, 

реализуемой в ходе совместной деятельности взрослого и детей.

Тема «Зимнее приключение»

                                                                             

                                                                           Автор: Трушникова Ирина Николаевна                                                                                                          

                                                                                          воспитатель логопедической группы

                               

                                                           Санкт Петербург 2021г

Конспект итогового занятия по развитию речи и грамоте в подготовительной группе «Зимнее приключение»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Программные задачи:

образовательные:

-закрепить знания детей о зимних явлениях;                                                                                                                - закреплять умение подбирать к существительному несколько прилагательных и глаголов;                                                                  - закреплять знания о гласных и согласных звуках;                                                                                                               - упражнять в умении делать звуковой анализ слов;                                                                                                        - упражнять в умении слышать определенный звук и находить его в начале, середине и конце слова;                     - упражнять в определении количества слогов;                                                                                                                -упражнять в образовании родственных слов;                                                                                                                                                            - закреплять грамматический строй речи;                                                                                                                               - расширять словарный запас детей;                                                                                                                                  - расширять диапазон двигательной активности детей;

Развивающие:

- развивать монологическую речь;                                                                                                                               - развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.                                                                          - развивать внимание, слуховое восприятие, логическое мышление, память.

Воспитательные:

- воспитывать любознательность, наблюдательность;                                                                                                     - воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;                                                                 - воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, умение работать сообща.                                                      - воспитывать интерес к работе со словами и звуками, умение слушать друг друга, дополнять тактично ответы товарищей при необходимости.

Технологии: сотрудничества, игровые, здоровье-сберегающие, личностно-ориентированные.

Формы организации: подгрупповая

Предварительная работа:

- рассматривание картин о временах года картины, составление рассказов по картинам, чтение произведений, разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, знакомство с новыми словами по теме «Зима».

Оборудование: коробка: снежок из ваты, листы А для звукового анализа слов (8 шт), снежинка и подснежники из бумаги, снеговик, подарки детям –раскраски о зиме, картинки с изображением снегопада, снегохода, Бабы-Яги, Снегурочка из резины,

ИКТ: проектор, экран (презентация)

Ход занятия: (дети встают около стульчиков лицом к экрану)

Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга.

Приветствие:                        Здравствуй небо голубое. Здравствуй солнце золотое!

                    Здравствуй матушка- земля! Здравствуй ты и здравствуй я!                                                                             Ма - ма– ма вокруг зима! Все дорожки замела!                                                                                               На-на –на придёт весна! Всё разбудит ото сна!

Баба-Яга (смеётся): Размечтались Весна к ним придёт, не дождётесь! Весь год Зима будет! Все пусть мёрзнут, снега навалит, солнца не видно! Потому что я похитила… Ой-ой-ой, проговорилась! Если выполните все мои желания, может быть и отпущу, а кого сами догадайтесь! (слайд 2)

Воспитатель: Ребята! Вы хотите узнать кого похитила Баба-Яга? И помочь выбраться из плена? Что же для этого нужно сделать?

Дети: выполнить задания!

Воспитатель: готовы?

Дети: да!

Воспитатель: Мы узнаем кого похитила Баба-Яга, если выполним первое задание (слайд3)

Назовите слово (заяц), определите  первую букву в слове,  напишем в слове (з),                                                                                            Назовите слово (иней), первую букву напишем – (и),                                                                                  Назовите слово (медведь), первую букву напишем –(м),                                                                                 Назовите слово (айсберг), первую букву напишем – (а).

Давайте прочитаем слово, кого похитила Баба-Яга (зима), Зимушку нашу.

Воспитатель: Нам Баба-Яга тут ещё прислала коробочку, в ней снежок волшебный хочет с вами поиграть, да про Зимушку узнать. Снежок передавайте, про то что зимой бывает расскажите.

Игра называется «Приметы зимы». Начинаем предложение со слова «Зимой…»

Дети: Зимой замерзают реки и озёра. Зимой люди надевают тёплую одежду. Зимой дети вешают кормушки. Зимой солнце светит, да не греет. Зимой день короткий, а ночь длинная. Зимой идёт снег и очень холодно. Зимой птицы прилетают поближе к людям. Зимой заяц и белочка поменяли цвет шубки. Зимой у зверей в лесу стал тёплым мех. Зимой в деревне топят печки, а в городе включают отопление. Зимой деревья покрыты инеем и снегом. Зимой дети лепят снеговиков, катаются на санках, лыжах и коньках.

Посмотрите (слайд 4), вот они приметы Зимы, о которых вы говорили. И с этим заданием справились. Молодцы!

Воспитатель: Снегурочка нам подсказывает, что надо сейчас нам поиграть, наши пальчики размять (слайд 5)

«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять     (Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.   (Соединяем пальчики с большими)
Бабу снежную лепили,           («Лепим» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,     (Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались,    (Проводим указательным пальцем пр.р. по ладони л.р.)
А ещё в снегу валялись.        (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли.      (Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли.          (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

Воспитатель:                                                                                                                                                                             А вот снежинка предлагает нам задание: найти, «Где находится звук в слове» (слайд 6)

Я сейчас назову слова, а вы скажите, какой звук я выделяла голосом? (ш)                                         Определите, где находится звук в словах: кормушка, карандаш, шуба.                                                             Дети определяют и называют (в начале, в середине или в конце слова)

Воспитатель: молодцы, выполнили задание Бабы-Яги.

Воспитатель: а задания-то всё сложнее становятся, справитесь ли?

Дети: да!

Воспитатель: (слайды 7 и 8)

Снеговичок хочет, чтобы мы определили «Из каких звуков состоит слово». Для этого надо очень тихо сесть за стол и заполнить звуковую схему (1-2 минуты).

Проверяем, назовите 1 слово (шарф). Сколько всего звуков в этом слове(4) Сколько гласных? (1) Сколько согласных? (3) Сколько твёрдых согласных? (3) Мягких согласных? (0) Проверяем.

Назовите 2 слово (лиса) Сколько всего звуков в этом слове(4) Сколько гласных? (2) Сколько согласных? (2) Сколько твёрдых согласных? (1) Сколько мягких согласных? (1) Проверяем.

Молодцы! Справились!

Воспитатель: (слайды 9 - 10)

А сейчас задание от снегиря «Расскажи стихотворение», чтобы рассказать вам нужно тихо задвинуть стульчики и встать напротив экрана.

По мнемотаблице дети рассказывают стихотворение И. Сурикова «Вот моя деревня».

Воспитатель: Садитесь, пожалуйста. Совсем скоро мы освободим нашу Зимушку. Вот только коварная Баба-Яга не унимается, ещё одно задание нам прислала с Белоснежкой (слайд 11-12). Хочет, чтобы мы по картине составили рассказ о зиме. Только помните, что надо сначала придумать название своему рассказу. Кто хочет рассказать по картине? (2-3 детей)

Воспитатель: Я буду читать стихотворение, а вы добавлять подходящие слова.

Игра «Доскажи словечко».

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю (снег).

С неба все скользят пушинки, серебристые (снежинки).

Вот веселье для ребят – все сильнее (снегопад).

Все бегут вперегонки, все хотят играть в (снежки).

Словно в белый пуховик нарядился (снеговик).

Рядом –снежная фигурка, эта девочка (снегурка).

На снегу то, посмотри –с красной грудкой (снегири).

Вокруг снега, сугробы, лёд, нам очень нужен (снегоход)

А к весне из снега нежный выглянул цветок(подснежник)

На какое слово были похожи все эти слова? (снег) (слайд 13) Какие это слова- родственные, похожие по звучанию. Какие из них нам помогали сегодня спасть Зимушку, давали нам задания? (снежок, снежинка, Снегурочка, Белоснежка, снегирь)

А техника, которая снег убирает? (снегоуборочная)

Определите сколько слогов в словах (подснежник, снежок, Снегурочка).

Звучит отрывок из песни «Три белых коня!» (слайд 14)

Воспитатель: спасибо вам ребята, спасли вы Зимушку из плена Коварной Бабы-Яги! Теперь она сможет с Весной повстречаться, и Весна вступит в свои права в своё время.

А вам Зимушка за ваши старания передала раскраски с зимними забавами.

Расскажите, трудно ли было Зимушку освобождать и какие вам задания понравилось выполнять?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приключение Мухи-Цокотухи и Паука на дороге.

Детская оперета. Конспект театрализованного представления по развитию певческих навыков у дошкольников с применением знаний по ПДД....

Конспект занятия "Сказочные приключения" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

В увлекательной  для дошкольников форме я стараюсь помочь им понять особенности сказочного жанра, испытать радость от встречи с знакомыми сказочными героями, побеждающими в жестокой схватке с злы...

Выпуск в школу "Приключения Буратино"

Даный сценарий составлен по мотивам сказки А.Толстого "Золотой ключик или Приключения Буратино",с использованием музыки А.Рыбникова к фильму-сказке "Приключения Буратино"...

Конспект развлечения в старшей/подготовительной группе «Приключения на Святки».

Цель: - расширять и обогащать знания детей о различных традициях русского народа, о его культуре.Программное содержание: - в игровой форме закрепить знания русских народных сказок;- поддержать интерес...

Физкультурный досуг во второй младшей группе "Зимнее приключение"

Цель: упражнять в выполнении общеразвивающих упражнений (ходьбе, беге, ползании, подлезании, метании). Развивать ловкость,  внимание, быстроту реакции,координацию движений. Доставить детям ...

"Разноцветное приключение"

Занятие о помощи красок...