Особенности вокально-хоровой работы с дошкольниками
консультация

Петричук Светлана Анатольевна

Охрана детского голоса

Вокально-хоровые навыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_muzykalnyh_rukovoditeley.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №2 компенсирующего вида

Кировского района Санкт-Петербурга

Конспект выступления на МО музыкальных руководителей

 «Особенности вокально-хоровой работы с дошкольниками»

  Музыкальный руководитель

С.А. Петричук

Вступительное слово:

Здравствуйте, дорогие коллеги! Сегодня у нас замечательная тема «Особенности вокально-хоровой работы с дошкольниками» и я запланировала

  1. Кратко и доступно поговорить о строении голосового аппарата и об охране детского голоса.
  2. Попрактиковаться вместе с вами в основных вокально-хоровых навыках: в певческом дыхании, в работе над интонацией, в артикуляции и дикции,  работа над выразительностью.

Голосовой аппарат человека имеет строение, напоминающее удивительный музыкальный инструмент. Одновременно и духовой и струнный. Давайте посмотрим короткое видео о строении голосового аппарата.

У детей дошкольного возраста голосовой аппарат еще не сформирован (связки тонкие, дыхание слабое, поверхностное, челюсть малоподвижна), а потому требует к себе особенно бережного отношения. Здесь хотелось бы порассуждать  о двух моментах:  о вреде  крикливого пения и о выборе музыкального репертуара.  

 С самых первых лет работы в детском саду, мы теоретически знаем - какие методические приёмы надо применять, чтобы пение, всё-таки, состоялось, чтобы оно стало ПЕНИЕМ, а не проговариванием слов, а ещё хуже - криком под музыку. Мы все с вами практики и профессиональные музыканты, прекрасно знающие теорию, но почему у одних педагогов дети поют без напряжения, звонко, четко, выразительно, а у других перекрикивают друг друга и т.д. Может дело в умении – донести до  ребенка, что мы хотим, дело в сугубо индивидуальных нюансах. И если говорить о проблеме крикливого пения, важно не путать два понятия: громко - звонко.  На мой взгляд, слова «громко» вообще не должно быть в лексиконе муз. занятия по отношению к пению. Только «звонко». Всегда говорю детям одну фразу:
«Крик- это враг пения».
Но как тогда добиться звонкого пения? Существует  такая проблема -  как только мы убираем крикливое и громкое пение- звук и яркость пения уходят с ними.
Как же это исправить? Дело в том, что многие дети поют закрытым  ртом.
Тут очень важен  утрированный показ педагогом: «Ребята! Я покажу вам сейчас 2 примера - спою эту строчку вот так:
На СВОЁМ примере показываю  пение зажатыми губами и зубами, пою какую-то фразу.
И вот так:  открываю шире рот, беру дыхание и пою звонко.
Как красивее? Дети, конечно, выбирают 2-ой вариант. А почему он лучше

. ?  Для нас взрослых всё очевидно… 
А детям это не всегда просто: они должны САМИ понять и проговорить это осознанно - почему же изменилось пение?

Но и при выборе музыкального репертуара очень важно учитывать диапазон и возможности детей. А чтобы понимать возможности детей, необходимо проводить качественную диагностику и идти от простого к сложному! Я работаю в детском саду компенсирующего вида с детьми с ТНР, заиканием, УО и если песня будет выбрана не по силам, она просто развалится. Т.е. мы всегда находимся на стороне ребенка, мы вместе с ним, мы вместе преодолеваем трудности, не подгоняем, а создаем уютную атмосферу на занятии и последовательно и систематично развиваем у детей основные вокально-хоровые навыки

Начнем с дыхания.

Дыхание – это фундамент нашего звучания. Точнее диафрагмальный вдох. Как это?

Лягте и подышите медленно и глубоко.. во время вдоха двигается живот и расширяются нижние рёбра, заметили?

Когда мы стоим, нам нужно выглядеть стройными, подтянутыми, соответственно мы подтягиваем  живот. Особенно если юбочка, да поясок))

Поэтому вместо диафрагмального, полноценного, глубокого вдоха мы берём маленький полувдох) Называется это дыхание "ключичным". Во время него живот подтягивается, грудь и плечи поднимаются.
Что же делать??)
Необходимо  следить за тем, как дети вдыхают, чтобы вдох был верным, живот не подтягивался, грудь и плечи не поднимались. Попробуйте подышать так)
Кстати, от глубины вдоха меняется тембр голоса, становится ниже)

Если фундамент неправильно заложен, если он треснул или поплыл, что происходит с домом?...
То же самое и со звуком. И чтобы со звуком все было хорошо, сделаем пару упражнений.

Упражнение "шарик"
Представляем, что мы - шарик)
Делаем глубокий вдох (диафрагмальный!) 
На секунду задерживаем дыхание,
говорим тихонько букву "сссссс", как буд-то шарик сдувается... ооочень медленно сдувается (на лёгкой улыбке через верхние зубы)

ВАЖНО! во время "ссссс" следим за воздухом,
пользуем его максимально минимально.
Работаем прессом.
Живот не сдувается.

Польза:

Работа с опорой звучания, правильный вдох и выдох, правильная мимика, резонаторная точка верхние зубы, равномерное звучание.

Упражнение «Великаны и гномы»

Делаем глубокий вдох (диафрагмальный)

На секунду задерживаем дыхание,
На выдохе говорим «ха», «ха-ха» на высоких и низких звуках.

Но бывает так, что дети дыхательные упражнения выполняют правильно, а в песне задыхаются. Тогда можно просить ребенка спеть тихо и быстро. Потом постепенно темп замедлять.

Пример с детьми с заиканием.

РАБОТА НАД  ИНТОНАЦИЕЙ

В процессе пения мы учим детей петь чисто. А что такое петь чисто? Навык чистоты интонации (очень редко это бывает врожденным качеством) – это координация между слухом и голосом.

Пример из опыта Аллы Евтодьевой со схемой.
- играю мелодию, и на этом фоне пою, страшно фальшивя.
- играю мелодию и пою с ней в унисон.

Что изменилось, как красивей, почему?

И вот только тогда, когда дети сами поймут и сформулируют, что голоса должны сливаться воедино: детей, инструмента, музыкального работника или воспитателя: как ручьи сливаются в речку, как цветы в красивый букет.

Пример – песни – эхо.  «Пой со мной» - М. Картушина.  

 Песня «Лето» - учимся интонировать чисто маленькими интонациями. Это просто, легко, интересно.

Игровое распевание.

АРТИКУЛЯЦИЯ  И ДИКЦИЯ 

Дети опираются на нашу артикуляцию.

Самая распространённая сложность, связанная со свободой звучания, это наша челюсть.

Попробуйте сказать "да" так, как мы обычно говорим, т.е. почти не раскрывая рта.
И, раскрыв рот, опустив нижнюю челюсть, скажите "да"

Обратили внимание как меняется звук?
Нет?
Тогда сделайте ещё раз

Так же и во время пения)

Челюсть это дверь, которую мы открываем и выпускаем звук в свободный полет, или дверь в которую звук "ударится лбом, и, упав, останется лежать на корне языка", перегружая связки дополнительными колебаниями.

Отсюда и усталость голоса от продолжительного пения.

Что делать? Ответ прост!
Открывать рот.

Это сложно, правда, мы ПРИВЫКЛИ  ГОВОРИТЬ практически НЕ РАСКРЫВАЯ РТА, а поём мы - как говорим...
НО...
Как говориться,
НАДО!

Упражнение на раскрытие челюсти:

Любую мелодию "жуём" максимально опуская нижнюю челюсть. Губы при этом держим закрытыми, но не сжатыми.

Проверьте выполнение упражнения перед зеркалом. При опущении челюсти, губы образуют улыбку наоборот.

Что мы делаем?
Мы растягиваем жевательные мышцы, привыкаем к тому, что открыть рот, на самом деле, можно очень широко.
Для многих, как и для меня когда-то, это открытие.

Ещё можно сравнить песенку с птицей, которая сидит в скворечнике, а скворечник заколочен досками ( зубками) Сможет песенка- птичка вылететь? ( показываю пение с почти зажатыми зубами и губами) . А если открыть путь птичке, освободить выход из скворечника (кстати, он тоже круглый, как ротик), свободно и легко птица вылетит из него? Ответ детей очевиден.
« Ребята, давайте попробуем и освободим птицу - песенку!» Пробуем мы оба варианта- и полузакрытым ртом, и открытым, кругленьким!
А попробовав, и убедившись, что ТАК петь красивее, в будущем достаточно сказать – выпустите свою птичку из горлышка- как сразу ротик у детей открывается шире, становится круглым и звук становится ярче, звонче.

«Язык» С. Бурнос

Исследования учёных показали, что во время пения активируется бОльшая часть мозга нежели при говорении.

Когда мы разговариваем, активируется только то полушарие головного мозга, которое отвечает за речь. А когда поем - просыпаются оба полушария.

Вы знали, что во время пения у поющего выделяется аж три гормона? Эндорфин (гормон радости)
Дофамин (ответственный за мотивацию, память, внимание)
И окситоцин (усиливает чувство связи с другими людьми)

 Поэтому пойте сами, пойте с детьми с удовольствием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками 5-6 лет в условиях логопункта ДОУ" (консультация для родителей)

"Особенности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками 5-6 лет в условиях логопункта ДОУ" (консультация для родителей). В данном материале освещены цель, задачи логопедической работы; содержание...

Лекторий для педагогов "Особенности вокально-хоровой работы с детьми имеющими речевые нарушения"

Затронута работа как в группах воспитанников с нарушениями речи, развивать особенности вокально-хоровой работы....

Методическая разработка "Особенности развития вокально - хоровых навыков у старших дошкольников"

основные направления и задачи  отраженные в данной  разработке...

Развитие вокально-хоровых навыков у младших дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ

Народное песенное творчество в музыкальном воспитании детей...

Развитие вокально-хоровых навыков у младших дошкольников на музыкальном занятии в ДОУ

Развитие чувства ритма, интонации, дикции, плавного звуковедения,интонационного слуха....

Развитие вокально-хоровых навыков у младших дошкольников на музыкальном занятии в ДОУ

Развитие чувства ритма, интонации, дикции, плавного звуковедения,интонационного слуха....

Особенности вокально-хоровой работы с детьми, имеющими речевые нарушения

Музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе....