План самообразования «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
материал (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План самообразования | 20.52 КБ |
otchyot_po_samoobrazovaniyu_v_sredney_gruppe_za_2022.docx | 17.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №7 г. Хвалынска Саратовской области
«План по самообразованию педагога»
Кулакова Юлия Александровна
Ф.И.О. педагога
Воспитатель
должность
Общий стаж | Пед.стаж | Пед. стаж в данном МДОУ | Категория |
11 лет | 10 лет | 10 лет | 1 |
Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
название темы
2022-2023
учебный год
Средняя группа
возрастная группа
Этапы работы над темой: в течении года
Дата начала работы над темой: сентябрь 01.09.2022 г.
Предполагаемая дата окончания работы: май 25.05.2023 г.
Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
- составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
- использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольного возраста;
- активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
- обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
Актуальность
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.
Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс
решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.
План работы по самообразованию
Подбор и изучение научно-методической литературы | ||
п/п № | Мероприятия | Сроки - выполнения |
План работы с детьми | ||
1. | Дидактические игры на усвоение понятия «цвета»: «Сделаем кукле бусы», «Цветная вода», «Цветные палочки». | сентябрь |
Дидактические игры по развитию представлений о величинах: «Украсим коврик», «Домики для медвежат», «Угостим мышек чаем», «Цветные кубики». | октябрь | |
Дидактические игры: «Найди пару», «Разложи по коробочкам». | ноябрь | |
Дидактические игры «Что лишнее?», «Что изменилось?» | декабрь | |
Дидактические игры по развитию количественных представлений: «В лес за грибами», «Малина для медвежат», «Угости зайчат». | январь | |
Дидактические игры по развитию равенства на основе сопоставления двух групп предметов: «Угостим белочек грибочками», «Жучки на листиках», «Бабочки и цветы». | февраль | |
Дидактические игры: «Подбери дорожки к домикам», «Почини коврик», «Мостики для зайчат», «Подбери дорожки к домикам». | март | |
Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Разложи фигурки по домикам», «Катится – не катится», «Найди пару по форме». | апрель | |
Дидактические игры на расположение в пространстве: «Возьми игрушку», «Магазин игрушек». Дидактические игры на умение соотносить цифры с количеством: «Следопыты», «Строители», «Магазин игрушек». | май | |
План работы с родителями | ||
2. | Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. | в течение года |
Проведение индивидуальных консультаций и бесед. | в течение года | |
Консультация: «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста». | ноябрь | |
Консультация «Обучение дошкольников математике в условиях семьи». | февраль | |
Папка-передвижка «Математика в жизни ребенка» | март | |
Рекомендации: «Формируем пространственные представления» «Как научить детей определять свойства предметов». | май | |
Самореализация | ||
3. | Изучение методической литературы по теме. Внедрение данной темы в работу с детьми | сентябрь |
Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей 4-5 лет | октябрь | |
Составление памяток, консультаций для родителей. | ноябрь | |
Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития). | В течение года |
Предварительный просмотр:
Отчёт по самообразованию в средней группе за 2022-2023 учебный год воспитателя Ю. А. Кулаковой по теме: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.
Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс
решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.
Поэтому, выбрав эту тему, я поставила перед собой цель и задачи:
Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
- составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
- использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольного возраста;
- активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
- обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
Мною была рассмотрена и изучена литература:
1. Программа «От рождения до школы» — Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
2. «Ориентировка в пространстве» — Т. Мусейнова – кандидат пед — х наук.
3. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» — А. А. Смоленцева.
4. «Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина.
5. «Играем в числа» — серия пособий
6. «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина.
7. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.
8. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005 г. — 208 с.
9. «Малыш и математика, непохожая на математику»Журнал «Знание сила»
10. «Игра с правилами в дошкольном возрасте» Н.Я.Михайленко, П.А.Короткова.
11. «Ступеньки творчества или развивающие игры» Б.П.Никитин.
12. В. Волина «Веселая математика» - Москва, 1999г.
Разработала и провела с родителями такие мероприятия как:
Консультации: «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста»; «Обучение дошкольников математике в условиях семьи».
Папки-передвижки: «Математика в жизни ребенка».
Привлекала родителей к изготовлению дидактических игр и демонстрационного материала.
Основная работа заключается в работе с детьми:
В начале года был составлен перспективный план дидактических игр.
Игры направлены на развитие логического мышления, а именно, на умение устанавливать простейшие закономерности, порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.
Для развития интеллекта должное внимание уделяю развитию речи. В ходе игры не только задаю заранее подготовленные вопросы, но и непринужденно разговариваю с детьми по теме и сюжету игры.
Использую потешки, загадки, считалки, фрагменты сказок. Игровые познавательные задачи решаю с помощью наглядных пособий.
Новые знания не даю детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.
Итак, через математическую деятельность с применением социально - игровой технологии у моих детей формируются интеллектуальные – познавательные способности: умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и и вариативное мышление. У них увеличивается объем памяти и внимания. Развивается речь, умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойч...
План по самообразованию на тему «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников (с использованием технологий ТРИЗ)»
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает ...
План самообразования на 2019-2024 г. воспитателя Гузаеровой Флёры Талгатовны на тему: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания нов...
План по самообразованию Тема «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»2021-2022гг
План по самообразованию Тема «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» 2021-2022гг...
План по самообразованию «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»...
План по самообразованию. Тема «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, реч...
План по самообразованию Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
План по самообразованию Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»...
- Мне нравится (1)