План самообразования «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
материал (средняя группа)

Кулакова Юлия Александровна
Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.
Задачи:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. составить  подборку дидактических  игр, заданий  игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
3. использовать разработанный материал на занятиях  математики с детьми дошкольного возраста;
4. активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
5. обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное  образовательное учреждение

детский сад №7 г. Хвалынска Саратовской области

«План по самообразованию педагога»

Кулакова Юлия Александровна

Ф.И.О. педагога

Воспитатель

должность

Общий стаж

Пед.стаж

Пед. стаж в данном МДОУ

Категория

11 лет

10 лет

10 лет

1

Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

название темы

2022-2023

учебный год

Средняя группа

возрастная группа

                                                       

Этапы работы над темой:                                                         в течении года

Дата начала работы над темой:                                               сентябрь 01.09.2022 г.

Предполагаемая дата окончания работы:                              май 25.05.2023 г.

Тема:  «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

 

Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.

Задачи:

  1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  2. составить  подборку дидактических  игр, заданий  игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
  3. использовать разработанный материал на занятиях  математики с детьми дошкольного возраста;
  4. активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
  5. обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

Актуальность

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.

Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс

решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

План работы                                                                                                                                   по самообразованию

Подбор и изучение научно-методической литературы

п/п  №

Мероприятия

Сроки - выполнения

План работы с детьми

1.

Дидактические игры на усвоение понятия «цвета»: «Сделаем кукле бусы», «Цветная вода», «Цветные палочки».

сентябрь

Дидактические игры по развитию представлений о величинах: «Украсим коврик», «Домики для медвежат», «Угостим мышек чаем», «Цветные кубики».

октябрь

Дидактические игры: «Найди пару», «Разложи по коробочкам».

ноябрь

Дидактические игры «Что лишнее?», «Что изменилось?»

декабрь

Дидактические игры по развитию количественных представлений: «В лес за грибами», «Малина для медвежат», «Угости зайчат».

январь

Дидактические игры по развитию равенства на основе сопоставления двух групп предметов: «Угостим белочек грибочками», «Жучки на листиках», «Бабочки и цветы».

февраль

Дидактические игры: «Подбери дорожки к домикам», «Почини коврик», «Мостики для зайчат», «Подбери дорожки к домикам».

март

Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Разложи фигурки по домикам», «Катится – не катится», «Найди пару по форме».

апрель

Дидактические игры на расположение в пространстве: «Возьми игрушку», «Магазин игрушек».

Дидактические игры на умение соотносить цифры с количеством: «Следопыты», «Строители», «Магазин игрушек».

май

План работы с родителями

2.

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

в течение года

Проведение индивидуальных консультаций и бесед.

в течение года

Консультация: «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста».

ноябрь

Консультация «Обучение дошкольников математике в условиях семьи».

февраль

Папка-передвижка «Математика в жизни ребенка»

март

Рекомендации: «Формируем пространственные представления»

«Как научить детей определять свойства предметов».

май

Самореализация

3.

Изучение методической литературы по теме.

Внедрение данной темы в работу с детьми

сентябрь

Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей 4-5 лет

октябрь

Составление памяток, консультаций для родителей.

ноябрь

Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития).

В течение года



Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразованию в средней группе за 2022-2023 учебный год воспитателя Ю. А. Кулаковой  по теме: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.

Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс

решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

Поэтому, выбрав эту тему, я поставила перед собой цель и задачи:

Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.

Задачи:

  1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  2. составить  подборку дидактических  игр, заданий  игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
  3. использовать разработанный материал на занятиях  математики с детьми дошкольного возраста;
  4. активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
  5. обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

Мною была рассмотрена и изучена литература:

1. Программа «От рождения до школы» — Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

2. «Ориентировка в пространстве» — Т. Мусейнова – кандидат пед — х наук.

3. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» — А. А. Смоленцева.

4. «Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина.

5. «Играем в числа» — серия пособий

6. «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина.

7. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.

8. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005 г. — 208 с.

9. «Малыш и математика, непохожая на математику»Журнал «Знание сила»

10. «Игра с правилами в дошкольном возрасте» Н.Я.Михайленко, П.А.Короткова.

11. «Ступеньки творчества или развивающие игры» Б.П.Никитин.

12. В. Волина «Веселая математика» - Москва, 1999г.

Разработала и провела с родителями такие мероприятия как:

Консультации: «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста»; «Обучение дошкольников математике в условиях семьи».

Папки-передвижки: «Математика в жизни ребенка».

Привлекала родителей к  изготовлению дидактических игр и демонстрационного материала.

Основная работа заключается в работе с детьми:

   В начале года был составлен перспективный план дидактических игр.

Игры направлены на развитие логического мышления, а именно, на умение устанавливать простейшие закономерности, порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.
Для развития интеллекта должное внимание уделяю развитию речи. В ходе игры не только задаю заранее подготовленные вопросы, но и непринужденно разговариваю с детьми по теме и сюжету игры.

Использую  потешки, загадки, считалки, фрагменты сказок. Игровые познавательные задачи решаю с помощью наглядных пособий.

Новые  знания не даю  детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.

        Итак, через математическую деятельность  с  применением социально - игровой технологии у моих  детей формируются  интеллектуальные – познавательные  способности: умение обобщать, отбирать необходимую  информацию, видеть общее в единичном  явлении, самостоятельно находить решение  возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и   и вариативное мышление. У них увеличивается объем памяти и внимания. Развивается речь, умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

     Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойч...

План по самообразованию на тему «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников (с использованием технологий ТРИЗ)»

   Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает ...

План самообразования на 2019-2024 г. воспитателя Гузаеровой Флёры Талгатовны на тему: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания нов...

План по самообразованию Тема «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»2021-2022гг

План по самообразованию Тема «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» 2021-2022гг...

План по самообразованию «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»...

План по самообразованию. Тема «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, реч...

План по самообразованию Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

План по самообразованию Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»...