Дидактическое пособие - лэпбук "Матрешка - русская душа"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Даниелян Анаит Вачагановна

        В условиях реализации ФГОС ДО перед педагогами дошкольных образовательных учреждений встала необходимость поиска новых современных средств обучения, подходов, идей в своей педагогической деятельности, отвечающих требованиям и целям воспитания и образования детей дошкольного возраста.

       Одним из способов достижения цели и задач образования на данном этапе развития общества является использование методики создания лэпбука. Вот и я начала изучать и использовать в своей работе интересное и незаменимое пособие – лэпбук. Лэпбук – это сравнительно новое средство обучения детей, которое является отличным способом повторения и закрепления материалов проекта или тематической недели.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 муниципального образования Усть-Лабинский район Дидактическое пособие лэпбук « Матрешка – русская душа » Подготовил в оспитатель МБДОУ №7 Даниелян Анаит Вачагановна Ст. Ладожская 2023 г.

Слайд 2

Дидактическое пособие – лэпбук « Матрещка – русская душа » включает в себя интеграцию всех образовательных областей: познавательное, речевое, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное развитие, а также отвечает требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде: • информативен; • полифункционален : способствует развитию творчества, воображения. • пригоден к использованию одновременно группой детей (а также с участием взрослого, как играющего партнера); • обладает дидактическими свойствами; • является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; • вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части); • его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста; •обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Слайд 3

Работа с лэпбуком является средством • партнерской деятельности взрослого с детьми • свободного общения, перемещение детей во время деятельности • имеет открытый временной конец деятельности. Пособие можно использовать с детьми от 3 до 7 лет. Лэпбук предназначен для организации совместной деятельности воспитателя с детьми, для самостоятельной деятельности детей в процессе закрепления и обобщения знаний, в образовательном процессе. Им могут воспользоваться несколько человек одновременно, занимает мало места. Пособие яркое, красочное. Дети с большим удовольствием играют с ним. Дидактическое пособие содержит увлекательный материал и может быть использован педагогами дошкольных образовательных организаций.

Слайд 4

Цель: закрепление знаний по формированию сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста, а также обобщение и систематизация тематической информации по ознакомлению дошкольников с народным творчеством, в рамках образовательно-воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Задачи: закрепление знаний через дидактический материал по формированию сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста; учить различать некоторые виды росписи матрешек; развивать мышление, память, внимание, речь, мелкую моторику, самостоятельность; формирование патриотизма и бережного отношения к творческому наследию своей страны; воспитывать интерес к народной игрушке – матрешке; воспитывать интерес к развивающим играм, желание играть вместе, взаимодействовать в коллективе.

Слайд 5

Дидактические свойства лэпбука : -информативность; -возможность организации развивающей деятельности как с одним ребенком, так и с подгруппой детей (в том числе с участием взрослого, как играющего партнера); - доступность структуры и содержания детям дошкольного возраста; -создание условий для развития игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности детей .

Слайд 6

Преимущества применения дидактического пособия. Степень новизны, оригинальность идеи, новаторство, творческий подход представленной работы состоит в том, что лэпбук «Матрешка – русская душа» способствует более эффективной реализации ООПДО, и, в том числе реализации неотъемлемой ее части – Рабочей программы воспитания, поскольку, приобщая детей к русскому народному декоративно-прикладному искусству, одновременно решаются задачи обучения (развитие познавательной, речевой, коммуникативной активности и т. д.). Кроме того, в пособии предусмотрена и креативная составляющая: каждый воспитатель может привнести в него свои элементы, адаптируя дидактическое пособие под любой контингент воспитанников (3-7 лет), исходя из возможностей , потребностей и способностей детей своей группы, а также, исходя из поставленных задач, в соответствии с возрастом детей. Содержание лэпбука «Матрешка – русская душа» может корректироваться, дополняться в соответствии с увеличением, пополнением заданий, игр.

Слайд 7

Планируемые результаты использования лэпбука в образовательном процессе, самостоятельной и совместной деятельностях: проявление инициативности, самостоятельности в выборе дидактических игр; - проявление повышенного интереса к содержанию лэпбука ; - качественное достижение поставленных задач по формированию сенсорных эталонов; - формирование элементарных математических представлений; - формирование умения взаимодействовать в коллективе.

Слайд 8

Описание. Дидактическое пособие – лэпбук «Матрешка - русская душа» представлен в виде книги, изготовленной из плотного картона. Каждая страница имеет форму матрешки, раскрашенной в разные виды русской народной росписи (Семеновская, Хохломская, Городецкая, Гжельская, Дымковская, Мезенская, Жостовская , Полхов-Майданская , Сергиево-Посадская, Загорская , Вятская, Туринская, Богородская , Урало-Сибирская, Крутецкая , Нолинская , Петриковская). Дошкольники рассматривая лэпбук , знакомятся с разными видами русской народной росписи. Лэпбук «Матрешка – русская душа» состоит из титульного листа и 9 разворотов. На страницах (разворотах) книги размещены различные кармашки в виде конвертиков, где содержатся дидактические игры, задания и упражнения, соответствующие теме. В лэпбук входит 30 развивающих, игровых заданий. Весь дидактический, наглядный материал, содержащийся в лэпбуке заламинирован .

Слайд 9

Содержание лэпбука - Первый разворот - размещены игры: «Разложи матрешек по размеру», «Собери цифровой пазл », «Расставь сестричек по росту». Задачи: формирование представлений о величине предметов, развитие внимания, мышления. Формирование математических представлений, обучение счету; продолжать знакомить детей с цифрами. Упражнять детей в умении соотносить по величине матрешки; познакомить с промежуточными размерами – большой, поменьше, самый маленький, побольше, самый большой.

Слайд 10

Второй разворот – игры: «Подбери половинку матрешки», «Найди сестричек по одежде», «Собери матрешек из частей». Задачи: совершенствование сенсорного восприятия, моторики рук; развивать мыслительную способность у дошкольников. Формировать представления о величине предметов, закреплять понятия «большой», «маленький», знакомить с характерными особенностями росписи матрешек. Обучение навыку соединения частей в единое целое, развитие внимания.

Слайд 11

Третий разворот – игры: «Найди заплатку», «Собери красавиц матрешек», «Укрась платье матрешки». Задачи: научить детей подбирать заплатки по рисунку; развивать у детей логическое мышление, внимание. Закрепить знание о матрешках, учить составлять целое из нескольких частей, развивать воображение. Формировать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник); развитие мелкой моторики, изучение и закрепление знания основных цветов: красный, желтый, синий, зеленый; развитие умения подбирать фигуры соответствующего цвета и формы.

Слайд 12

Четвертый разворот – игры: «Эмоции», «Подбери одежду», «Посчитай матрешек» (прямой и обратный счет). Задачи: познакомить детей с различными проявлениями эмоций людей; развивать восприятие, память, мышление, речь. Развитие восприятия, воссоздающего воображения, образного мышления, мелкой моторики. Закрепить прямой и обратный счет до 4; развивать логическое мышление, вызывать интерес и воспитывать уважение к работе народных мастеров.

Слайд 13

- Пятый разворот – игры: Найди две одинаковые матрешки», «Собери пазл «Русская матрешка», «Найди отличия». Задачи: развитие восприятия, внимания, Развитие памяти, умения логически мыслить и концентрировать внимание. Развитие умения сопоставлять объекты, выявлять сходные черты и различия.

Слайд 14

- Шестой разворот – игры: «Логические игры и задания (игры-лабиринты)», «Сколько матрешек», «Подбери половинку матрешки», «Собери матрешек» (в соответствии с цветом и узором). Задачи: формирование представления о лабиринтах и правилах их прохождения; улучшение координации движения рук, концентрации внимания, памяти; развитие мелкой моторики, пространственной ориентации, способности логически мыслить. Учить детей соотносить определенные цифры с количеством предметов, изображенных на картинках; развивать внимание, мышление. Совершенствовать умение складывать обе половинки в единое целое, соединяя детали ровно и правильно, совершенствование сенсорного восприятия, моторики рук; развивать мыслительную способность у дошкольников. Способствовать развитию внимания, умению находить предметы сходные по цвету и узору.

Слайд 15

- Седьмой разворот – игровые задания: «Раскрась матрешку», «Найди домик для матрешки», «Расскажи по схеме». Задачи : формировать интерес к русскому прикладному искусству – деревянной матрешке; познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек: закреплять умение правильно держать карандаш, развивать мелкую моторику, усидчивость, старательность, аккуратность. Формирование навыка различения объектов по величине. Совершенствовать математические знания дошкольников. Способствовать формированию умения составлять описательный рассказ по мнемотаблице ; пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о народной игрушке.

Слайд 16

- Восьмой разворот – игра «Найди недостающую матрешку». Задачи: учить сравнивать матрешек по строчкам или по столбцам, найти недостающую матрешку; развивать внимание.

Слайд 17

- Девятый разворот- Здесь размещен материал для заучивания: « Матрешкины частушки», « Матрешкины потешки , « Матрешкины загадки, «Стихи про матрешку», « Матрешкины физкультминутки». Задачи: развивать речь, память, внимание; воспитывать интерес к художественному слову, фольклору.

Слайд 18

На обороте лэпбука размещена книжка-малышка « Матрешкины приключения», в которой содержатся мини-произведения « Матрешкины приключения», «Три матрешки», «Приключения матрешек в лесу», «Загадки про матрешек», а также « Матрёшечная карта России». Задачи: воспитывать интерес к художественному слову, развивать внимание. Знакомить дошкольников с разными видами росписи матрешек и названиями. (Каждая матрешка называется по месту возникновения данного народного промысла ).

Слайд 19

Результаты использования лэпбука в образовательном процессе, самостоятельной и совместной деятельностях: За период работы с пособием у дошкольников формируется интерес к русскому прикладному искусству – деревянной матрешке; они знакомятся с характерными особенностями формы и росписи матрешек, приобщаются к истокам народной культуры, развивается познавательный интерес и любовь к Родине, ее традициям, культурным ценностям. А также наблюдается положительная динамика уровня развития математических и сенсорных способностей, мелкой моторики, связной речи. У детей улучшились показатели психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, дифференцированного восприятия качества предметов. Дети стали инициативными, самостоятельными в выборе дидактических игр; проявляется повышенный интерес к содержанию лэпбука , а также сформированы умения взаимодействовать в коллективе. Результативность применения лэпбука « Матрещка – русская душа» отслеживается мною посредством наблюдений за решением поставленных задач в ходе самостоятельной, совместной и индивидуальной работы с детьми. И в заключение хочу сказать слова Василия Александровича Сухомлинского – «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». И задача каждого родителя и педагога обеспечить это ребенку в дошкольном детстве.

Слайд 20

Использование материала лэпбука « Матрешка – русская душа » (в образовательном процессе, самостоятельной и совместной деятельности). Беседа («Знакомство детей с лэпбуком ») («Собери цифровой пазл ». Задачи: формирование математических представлений, обучение счету; продолжать знакомить детей с цифрами.

Слайд 21

Совместная деятельность («Собери матрешек из частей») Задачи: Обучение навыку соединения частей в единое целое, развитие внимания. Самостоятельная деятельность («Раскрась матрешку») Задачи: формировать интерес к русскому прикладному искусству – деревянной матрешке; познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек: закреплять умение правильно держать карандаш, развивать мелкую моторику, усидчивость, старательность, аккуратность.

Слайд 22

Образовательный процесс (занятие по познавательному развитию – математика) Дидактическая игра «Расставь сестричек по росту» Задачи: упражнять детей в умении соотносить по величине матрешки; познакомить с промежуточными размерами – большой, поменьше, самый маленький, побольше, самый большой.

Слайд 23

Индивидуальная работа «Расскажи по схеме» (схема составления описательного рассказа о матрешке). Задачи: способствовать формированию умения составлять описательный рассказ по мнемотаблице ; пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о народной игрушке. Дидактическая игра «Укрась платье матрешки» Задачи: формировать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник); развитие мелкой моторики, изучение и закрепление знания основных цветов: красный, желтый, синий, зеленый; развитие умения подбирать фигуры соответствующего цвета и формы.

Слайд 24

Совместная деятельность («Сколько матрешек?») Задачи: учить детей соотносить определенные цифры с количеством предметов, изображенных на картинках; развивать внимание, мышление Самостоятельная деятельность («Собери пазл «Русская матрешка»). Задачи: Развитие памяти, умения логически мыслить и концентрировать внимание.

Слайд 25

Мы матрешку сбережем, Через годы пронесем. Чтобы наши дети, внуки Тоже брали ее в руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Русская песня, русская душа" (подготовительная группа)

Цель занятия - пробуждение и поддержание интереса к народным традициям и русской музыкальной культуре....

Интерактивное мультимедийное дидактическое пособие "Вспомним русские сказки". (Младший дошкольный возраст).

Пособие разработана в соответствие с задачами образовательной области "Чтение художественной литературы"...

Конспект мастер-класса на тему: "Русские народные игры "Распотешься, разыграйся русская душа""

Всем известно что ФГОС ДО ориентированы на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа. Фольклор несёт в себе ...

Дидактическое пособие лепбук "Русская изба"

У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Мы не должны забывать о прошлом, Именно родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой ч...

Презентация дидактического пособия "Макет "Русская изба" ".

Александр Сергеевич Пушкин говорил: "Уважение к прошлому - вот черта, отличающая образованность от дикости."Одной из форм ознакомления детей с культурой и бытом своего народа является исполь...

Дидактическое пособие Румбокс "Русская изба"

Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочнуюдуховную опору на под...