Многофункциональная игровая ширма как средство всестороннего развития детей раннего возраста
методическая разработка (младшая группа)

Сухова Ольга Александровна

В начале работы рассматриваются задачи из разных образовательных областей, которые помогает интегрированно решать многофункциональная ширма. Далее дается описание игровой ширмы, из каких частей она состоит, а также какие материалы использовались при изготовлении данного пособия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogofunktsionalnaya_igrovaya_shirma.docx27.32 КБ

Предварительный просмотр:

« Многофункциональная игровая ширма как средство всестороннего развития детей раннего возраста»

                               Воспитатель  МБДОУ «Детский сад № 134»

                                                    г. Дзержинск  

                    Сухова О. А.

Одним из главных средств развития личности ребенка, источником его знаний и социального опыта выступает среда. Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Предметно- пространственная среда должна  быть содержательно- насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Этим требованиям отвечает многофункциональная игровая ширма, которую мы решили создать в нашей группе.

Многофункциональная ширма- это средство, которое помогает интегрированно решать задачи из разных образовательных областей:

  1. Развивать силу и цепкость кончиков пальцев рук, меткость, глазомер;
  2. Развивать целенаправленность движений, ориентировочные, поисковые действия, тактильную  чувствительность  рук;
  3. Закреплять знания о временах года, сезонных изменениях в природе;
  4. Закреплять представление о последовательности одевания и раздевания;
  5. Развивать восприятие пространственных свойств объектов (форма, величина, расположение), внимание, мышление.
  6. Расширять и обогащать словарь;
  7. Развивать художественно- эстетический вкус, любознательность, воображение;
  8. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми в игре.

За основу создания ширмы берутся движения ребенка с различными материалами по принципу «от простого к более сложному»:

Материал

Действие

Липучка

Прилеплять и отлеплять

Молния

Застегивать, расстегивать

Пуговицы и петли

Застегивать, расстегивать, отстегнуть, пристегнуть

Шнурки

Шнурование – вдевание в отверстия и протягивание шнурка

Прищепки

Прикреплять

Бусинки

Перебирать

Изготовленная мною ширма состоит из трех частей: центральной и 2 боковых. Их можно откреплять и использовать с различными целями.

Ширма двусторонняя. Основа ее - полипропиленовые трубы, а также плотная ткань, к которой пришиты различные элементы. Тканевые полотна закрепляются при помощи липучек, что позволяет быстро и легко снять их. Ширма представляет собой набор плоскостных и объемных фигур, выполненных из разноцветных, разнофактурных тканей. Элементы крепятся при помощи шнурков, пуговиц, ленточек, липучек.

На первой створке размещено дерево. Играя с ним, малыши знакомятся с сезонными явлениями в природе. Дерево с дуплом изготовлено из плотного материала- фетра. К нему пришита молния, которую можно расстегивать и застегивать. Цветочки и листья крепятся с помощью пуговиц и липучек. Туча изготовлена из флиса и фетра темного цвета, к ней пришиты пуговички разных цветов. На данные пуговицы можно повесить капельки или снежинки на ленточках. Также мы изготовили белое облако на липучке. Солнышко крепится при помощи пуговиц. Лучики – это прищепки. Еще здесь можно разместить травку, цветочки, птичек, животных, бабочек. Для зимнего времени года мы изготовили снежинки, сугробы.

Так, например, после прогулки осенью я предлагаю детям отобразить на ширме сезонные изменения: прикрепить к дереву листочки красного, желтого цвета, они могут располагаться и на земле, так как опадают. Таким образом закрепляются знания детей о сезонном явлении - листопаде. Если на улице моросит дождик, то мы крепим тучу, а к ней- дождинки. Затем предлагаю спеть песенку про дождик. Слова сопровождаются соответствующими движениями. В ясную погоду тучу убираем, а вместо нее размещаем солнышко. Даю такое задание : наряди солнышко- прикрепи лучики.

Створка с деревом легко открепляется. Переворачиваем-с другой ее стороны размещена машина, выполненная из плотного материала и крепящаяся при помощи пуговиц и липучек. Ее можно превратить в корабль, убрав одни и добавив другие детали. Эту часть ширмы я использую, когда играем в игру, например, «Едем на машине».

Центральная створка- для показа сказок. Здесь размещено окошечко с занавесками, которые изготовлены из тюля. Мы используем разные виды театра.

На обратной стороне располагаются кармашки, куда можно поместить фигурки для театра. Данную створку можно использовать не только в организованной, но и  в самостоятельной деятельности. У детей развивается диалогическая речь, умение менять интонацию, силу голоса.

К третьей створке пришита куколка. Для нее мы изготовили предметы одежды по сезонам. Мы использовали материалы разной фактуры: хлопчатобумажную ткань, фетр, мех. Некоторые элементы выполнены из пряжи, например, шарфики, волосы куклы. Также имеются украшения: бусы, резиночки, бантики. Сама куколка изготовлена из флиса пастельного цвета. Одежда крепится при помощи пуговичек, петелек. Еще мы разместили шнуровку, молнии.

Детям очень нравится играть с куколкой, наряжать ее. Благодаря этому у малышей развивается эстетический вкус, они запоминают последовательность одевания, формируется представление  о том, какая одежда характерна для того или иного времени года.

Также имеются кармашки красного, зеленого и желтого цвета для хранения пособий.

Даю детям задания, связанные с одеванием и раздеванием:  «Куколка испачкалась- переодень ее в другую одежду», «Заплети косички», «Собираем куклу на прогулку», «У куклы Кати праздник- наряди ее», «Катя пришла с прогулки».

На другой стороне размещены ленточки и веревочки, на которые можно вешать различные предметы одежды, прикрепляя их с помощью прищепок.

Чтобы обучение было эффективным, я соблюдаю следующие принципы работы:

  • Игровая мотивация, обыгрывание простой сюжетной линии.
  • Многократное повторение одних и  тех же движений в игре.

Наша ширма яркая, красочная, это привлекает внимание детей, вызывает у них  интерес. Ширма удобна в использовании, мы ее применяем в образовательном процессе в режимных моментах, индивидуальной работе, а также в самостоятельной деятельности детей. Она подходит для обыгрывания различных сюжетов, создания проблемных ситуаций. Данное пособие позволяет решать задачи образовательного процесса ненавязчиво.

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа с многофункциональной игровой ширмой дает  положительный результат. У детей улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность в движениях, появляется  меткость, глазомер, целенаправленность движений, ориентировочные, поисковые действия рук.

Быстрее формируются навыки самообслуживания: малыши  самостоятельно снимают  и надевают предметы одежды. Например, натягивают колготы, снимают носочки, застегивают, расстегивают сандалии, пуговицы на кофточке.  Дети запоминают последовательность одевания, раздевания. Также у них быстрее формируются культурно - гигиенические навыки. Появляется уверенность в собственных силах, самостоятельность действий в игровой деятельности с сюжетными  и дидактическими игрушками.  Большинство детей безошибочно показывают и называют основные цвета, формы, величину, согласно возрасту. У них формируется активный словарь. Малыши пользуются не только простыми, но и сложными предложениями.

Использование многофункциональной игровой ширмы в образовательном процессе способствует формированию интегративных качеств ребенка:

  1. Любознательный, активный. Проявляет интерес к миру, демонстрирует потребность в познавательном общении со взрослыми.
  2. Эмоционально отзывчивый.
  3. Охотно включаются в совместную со взрослым деятельность.

Литература

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, 2013.
  2. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования  /Под ред.

Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.- М.: Мозаика – Синтез, 2017.

3.Игры для развития мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования.- Автор-сост. О.А.Зажигина.- СПб.: ООО «Детство- пресс», 2014.
4. Синицына Евгения. Умные пальчики.- М.: Лист, 1999.
Интернет-ресурсы:
nsportal.ru «социальная сеть работников образования»
«Дошколенок. Ру», «Фестиваль педагогических идей- открытый урок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов (групповая) на тему: « Подвижные игры как средство всестороннего развития детей раннего возраста»

Подвижные игры являются эффективным средством в решении одной из важнейших задач физического воспитания детей -развитие основных движений....

педагогический опыт воспитателя Кареньковой Ирины Николаевны "Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"

1.Обоснование  актуальности и перспективности  опыта2.Идеи опыта3Теоретическая база опыта4. Технология опыта5.Анализ результативности6.Адресная  рекомендации7.Наглядное приложениеПрилож...

Кинетический песок – как эффективное средство всестороннего развития детей раннего возраста

ldquo;В природе нет ничего бесполезного” – писал философ Мишель Монтень. Примечательно, что практически все выдающиеся философы и педагоги прошлого придавали большое значение именно приро...

Описание педагогического опыта воспитателя Ермолаевой Е.В. «Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

В условиях реализации ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, существенным отличием является — исключение из образовательного процесса учебной деятель...