Вовлечение родителей в образовательную деятельность через нетрадиционные формы взаимодействия с семьей
материал

Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. В то же время стоит отметить, что современные родители не всегда заинтересованы во взаимодействии с ДОУ в связи с большой занятостью, мнением среди родителей, что воспитанием детей должно заниматься образовательное учреждение, отношением к образованию детей – дошкольников как к услуге. Таким образом, возникло противоречие между необходимостью вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ и низкой мотивацией родителей участвовать в реализации ООП ДО.   Разрешить это противоречие, на наш взгляд, возможно через вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ через нетрадиционные формы взаимодействия, когда  родители – активные участники, а не пассивные слушатели и созерцатели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_vzaimodeystvie_s_semey.doc50 КБ
PDF icon vzaimodeystvie_s_semey.pdf1.52 МБ

Предварительный просмотр:

Вовлечение родителей в образовательную деятельность через нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй

    В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. [ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9]

ФГОС  направлен на решение следующей  задачи: 

- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.[ч. I п. 1.6 п. п. 9] 

- взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи (ч.III. п.2.5 п.п.5).

В то же время стоит отметить, что современные родители не всегда заинтересованы во взаимодействии с ДОУ в связи с большой занятостью, мнением среди родителей, что воспитанием детей должно заниматься образовательное учреждение, отношением к образованию детей – дошкольников как к услуге.

          Таким образом, возникло противоречие между необходимостью вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ и низкой мотивацией родителей участвовать в реализации ООП ДО.

            Разрешить это противоречие, на наш взгляд, возможно через вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ через нетрадиционные формы взаимодействия, когда  родители – активные участники, а не пассивные слушатели и созерцатели.

Для нас нетрадиционными формами взаимодействия стали игра-квест, экскурсия на место работы родителей, проведение праздничных мероприятий на работе у родителей.

         Во всех формах взаимодействия я выделила алгоритм проведения образовательного мероприятия, показывающий специфику его проведения.

  1. Постановка перед родителями проблемной ситуации (например, предстоит игра, не хватает педагогов для ее проведения, или разрабатываем проект «В мире профессий», дети не знают, в чем суть профессии почтальона и т.д. ).  Совместный поиск решения проблемы с учетом ресурсов родителей.
  2. Совместное планирование мероприятия с инициативной группой (содержательный и организационный компонент).
  3. Проведение мероприятия.
  4. Получение обратной связи, поддержка образовательных инициатив семьи на последующие мероприятия.

            Игра-квест очень популярна в работе с детьми дошкольного возраста.  Мы применили эту форму для вовлечения родителей в образовательный процесс. Как показать родителям, чего достигли дети подготовительной группы к концу года? Для этого мы организовали игру-квест.

             На родительском собрании, поставив проблемную ситуацию перед родителями (планируется игра-квест для детей «Скоро в школу», но не хватает ведущих для ее проведения), мы выбрали команду разработчиков  и соведущих. Команда разработчиков собиралась вечером, писали сценарий, проговаривали нюансы квеста, изготавливали оборудования, реквизиты, пособия. За содержательный компонент квеста отвечал педагог.

             К проведению самого квеста привлекли самых активных родителей.

            На квест пришли практически все родители. Те, кто не участвовал в проведении квеста, включили в команду ребят для помощи в удержании цели,  отвечать за безопасность детей и помогать при затруднениях.

             По сценарию 2 команды: родителей и детей, выполнив задание, получают маршрутные карты и проходят города: Решалкино, Развивалкино, Вспоминалкино, Рисовалкино, выполняя как творческие задания, так и  задания на развитие логического мышления, умение договариваться и выполнить задание в команде, спортивные состязания. Закончился квест игрой «Собери рюкзачок в школу». В конце игры  участники получают сладкие призы.

           После проведения квеста, в неформальной обстановке, вместе с ребятами за чашкой чая, был подведён итог подготовки ребят к школе.

Что даёт квест детям:

  • развитие умения планирования и прогнозирования;
  • воспитывает  навыки коллективного сотрудничества;
  • создаёт благоприятную эмоциональную среду, способствующую релаксации, снятию нервного  и психологического напряжения;
  • способствует формированию  самостоятельного  мыщления, развитию фантазии и познавательной  активности.

           Еще одна форма взаимодействия с родителями - экскурсия на предприятие родителей.

           Для ознакомления с профессиями родителей и знакомства с предприятиями посёлка, во время тематических недель о профессиях мы выезжали  на экскурсию на предприятие, где работают наши родители. Для этого на родительском собрании  решали с родителями, куда поедут ребята в этом году, кто будет  гидом на этот раз.

       Еще одна  форма взаимодействия с родителями - это проведение праздничного образовательного мероприятия на предприятии, где работают родители. Здесь как в рекламе: «Не можете прийти в детский сад на праздник? Тогда мы идем к вам!».

           В рамках приобщения детей к традициям русского народа, традиционно в январе ребята подготовительной группы выезжают на предприятия, где работают их родители, колядовать.

            Работа по подготовке к Колядкам начинается заранее. Ещё  в декабре обговариваются предприятия, куда пойдут дети, договариваются с руководством предприятий, пишется сценарий совместно с родителями, шьются костюмы, готовятся атрибуты, оборудования, покупаются сладости.

              Алгоритм подготовки к Колядкам:

I. подготовительный этап:

  1. представление  проблемной  ситуации;
  2. выделение цели и задач Колядок;
  3. выбор предприятий;
  4. составление плана проведения Колядок  и участия в нем родителей;
  5. распределение ролей взрослых (выбор команды разработчиков сценария, команды организаторов, «хозяев дома»);
  6. написание сценария;
  7. изготовление костюмов, атрибутов, оборудования;
  8. репетиции к Колядкам;
  9. договор руководителей (дата, время, транспорт);
  10. подготовка документов для вывоза детей.

II.основной этап:

   проведение Колядок.

По результатам  опыта вовлечения семей в образовательный процесс        ДОУ мы отметили следующие результаты:

  • увеличилась посещаемость родительских  собраний;
  • увеличилось количество родителей участвующих в образовательных мероприятиях группы, детского сада;
  • родители стали более открытые;
  • оформились образовательные запросы родителей;
  • положительные отзывы  родителей о работе ДОУ.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:«Вовлечение родителей в единое образовательное пространство путем современных форм взаимодействия с семьями воспитанников»

Свое выступление, я бы хотела начать такими словамиСемья – поистине высокое творенье.Она заслон надёжный и причал.Она даёт призванье и рожденье.Она для нас основа всех начал.Е.А Мухачева...

Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс через активные формы взаимодействия

Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс через активные формы взаимодействия...

Статья на тему: Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО как составляющая взаимодействия с семьей.

В статье рассматривается эволюция просветительской работы с родителями дошкольниковю Дается характеристика термина "взаимодействие" педагогов с родителями, отличие его о просвещения, освещаю...

Доклад "Вовлечение родителей в единое образовательное пространство путем современных форм взаимодействия с семьями воспитанников"

Семья - поистине великое творенье.Она заслон надежный и причал.Она дает призванье и рожденье.Она для нас основа всех начал....

"Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечение родителей в образовательную деятельность, в том числе, посредством создания образовательных проектов совместно с семьей"

Взаимодействия детского сада, и семьи по вопросам образования  ребенка является создание единого образовательного пространства, в котором созданы условия для саморазвития всех субъектов образоват...