Программа "Умелые пальчики"
рабочая программа по развитию речи

Программа "Умелые пальчики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа "Умелые пальчики" 51.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – «Детский сад «Ладушки»

ПРОГРАММА

«Умелые пальчики»

По художественно-эстетическому развитию

(для детей от 2 до 3 лет)

Разработчик: Козленкова А.В.

г. Качканар, 2015-2016г.г.

Содержание

1.

Пояснительная записка

3

2.

Характеристика игровых приемов, способствующие развитию мелкой моторики руки у детей

7

3.

Целевые ориентиры

10

4.

Перспективный план

11

5.

Работа с родителями

13

6.

Аннотация

14

7.

Приложение №1

15

8.

Приложение №2

18

9.

Приложение №3

21

10.

Приложение №4

25

11.

Приложение №5

27

12.

Список литературы

28


Пояснительная записка

        Программа «Умелые пальчики» составлена на основе: Федерального закона от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155); приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1014 г. Москва «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; Конвенции о правах ребенка (Принята Генеральной Ассоциацией ООН в 1989г., вступила в силу для Российской Федерации 15.09.1990г.); санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13); устава МДОУ - детский сад «Ладушки» (Постановление Администрации Главы Качканарского городского округа от 26.10.2012г. №1310); основной общеобразовательной программы МДОУ – детский сад «Ладушки» решение педсовета №1 от 27.08.2014г.); программы развития (приказ № 120 – С от 27.12.2010г.).

        Одной из главных задач детского сада является: обеспечение развития личности в контексте современной детской субкультуры, достижение ребенком уровня психофизического и социального развития, создающего условия для успешного познания окружающего мира через игровую деятельность.

2-3 года. Этот возраст характеризуется особенно активным развитием подкорковой (экстрапирамидной) и мозжечковой двигательных систем, которые, действуя совместно с пирамидными и стволовыми, обеспечивают достаточно сложные двигательные координации. Его можно назвать возрастом первых «трюков». Ребенок встает со стульчика без опоры, перешагивает через препятствия. Сам спускается по лестнице приставным шагом. Пытается поймать мяч, который катится к нему. Такие действия требуют достаточно сложных двигательных координации. Строит башенку из 4 кубиков. Переливает жидкость из одного сосуда в другой.

        В 3 года вырабатываются первые двигательные автоматизмы, что свидетельствует о значительной степени зрелости двигательной сферы в целом. Ребенок стоит на одной ноге 2-3 секунды. Встает на цыпочки. Поднимается по лестнице сам приставным шагом. Крутит педали трехколесного велосипеда. Раскатывает пластилин, делая неровную «колбаску». Пытается резать бумагу ножницами.

        Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь, графические навыки.         Актуальностью разработанной программы стали: требования современных родителей, как к всесторонней развитой личности, так и к подготовленности ребенка к школе. Данная программа обеспечивает: создание наиболее оптимальных условий (через обновление предметно-развивающей среды, занятия-игры, игровые упражнения, специально подобранные продуктивные виды деятельности) для развития потенциальных творческих возможностей детей в настоящем, подготовку к овладению навыкам письма в будущем.

        Программа соответствует принципам основной общеобразовательной программы МДОУ детский сад «Ладушки»:

• развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; 

• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости; 

• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности; 

• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников; 

• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей; 

• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; 

• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; 

• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра; 

• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей; 

• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой. 

        Цель: создание наиболее оптимальных условий для развития потенциальных возможностей детей, условий для развития мелкой моторики руки, как основы подготовки к письму.

        Задачи:

 - создавать максимально эффективные условия для развития мелкой моторики руки у детей;

- содействовать укреплению мышечной силы рук и точности тонких движений рук;

-  формировать правильные навыки пользования карандашом, правильный захват (щепотью) орудия для письма посредствам укрепления мышечной силы рук;

        В разработанный план включены эффективные методы и приемы, способствующие развитию мелкой моторики руки:

- пальчиковые гимнастики;

- работа с крупой;

- работа со штампами;

- игры со счетными палочками.

        А так же включена диагностика развития Кольцовой.

        Перспективный план разработан для детей 2х – 3х лет, содержит игровые упражнения, с периодичностью один раз в неделю (9 игровых занятий по каждой технологии) и рассчитан на девять месяцев. В конце каждого месяца оформляется фотоотчёт для родителей, администрации. Д.О. – проводится по четвергам во второй половине дня.

        Новизна программы «Умелые пальчики» определена в использовании нетрадиционных технологий для развития мелкой моторики у детей младшего возраста в условиях ДОУ. 

 

Характеристика игровых приемов, способствующие развитию мелкой моторики руки у детей

Рисование штампами

        Интересна и доступна для детей работа с картофельным штампом (можно взять любой другой овощ).  Чтобы приготовить печатку из картофеля, надо взять крупную сырую картошку и разрезать ее пополам. Поверхность разреза должна быть ровной, гладкой. Большая часть картофеля подрезается так, чтобы се было удобно держать. На разрезе химическим карандашом рисуется какой-нибудь очень простой мотив (полоска, квадратик, кружок), из которого и будет составлен узор. Этот мотив предварительно можно нарисовать на бумаге с учетом размера картофельного штампа. Разрез картофеля влажный и рисунок, сделанный химическим карандашом, будет на нем хорошо виден. Затем, осторожно копчиком ножа надо вокруг контура рисунка срезать небольшой слой картофеля так, чтобы рисунок стал рельефным. Печатка готова. Печатать можно одним штампом, но лучше двумя или тремя, таким образом, узор можно сделать много диетным. Краски для этого используются акварельные. На штамп их наносят кисточкой. Краска не должна быть слишком жидкой, чтобы не получилось подтоком. Попеременно печатая рдяными печатками время, от времени возобновляй краску на штампе, сохраняет определенный ритм и интервалы, можно сделать веселый и красочный узор. Краска со штампа легко вытирается влажной ватой или тропочкой, и поэтому цвета узора можно менять по желанию.

                                               Пальчиковые игры


        Первичные пальчиковые игры ориентированы на простое соприкосновение пальцев, поглаживание взрослым пальцев и рук, простые круговые движения внутри ладони по часовой и против часовой стрелки.        Таким образом, мы активизируем точки, связанные с речевыми зонами мозга. Постепенно игры усложняются, взрослый уже не просто дотрагивается и оперирует с пальцами ребёнка, а быстрым движением массажирует палец от основания пальца до подушечки.

Рисование манкой

        Рисование по манке является признанным современными специалистами по раннему развитию детей средством развития мелкой моторики. А если для малыша организуются специальные занятия по развитию мелкой моторики рук, то у него развивается и речь, и мышление! Польза рисования манкой:

        • Во-первых, манку можно брать в рот. Экологически чисто, безопасно и практично

        • Еще эту крупу можно брать в ручки, пересыпать из ладони в ладонь, водить рукой и пальчиком, рассыпать манку на подносе и на лист бумаги, что обожают совершать все ребятишки. Такие простые движения способствуют развитию мелкой моторики, следовательно, влияют на развитие речи и мозга детей.

         • Играть и рисовать манкой можно круглый год, по сравнению с играми в песок, которые носят сезонный характер.

        • Во время рисования у ребят снимается напряжение, зажатость, они становятся более раскованными и расслабленными. Поэтому можно считать такое рисование с манной крупой способом лечения для снятия стресса и часто рекомендуется психологами.

         • Занятия с крупами влияют на тактильное восприятие малышей. Во время игр с манкой ребятишки используют ладонь, пальцы, тыльную сторону ладони руки, рисуют различные узоры, линии, фигуры. На таких занятиях развивается фантазия и воображение ребенка, память и координация его движений. Настоящие сенсорные занятия, не требующие ни специальных навыков, ни предметов для их проведения.

Счетные палочки

        Выкладывание из палочек -  универсальная игрушка, которая развивает мелкую моторику, интеллектуальные и творческие способности.

        Когда малыш научится справляться с заданием, следует добавлять палочки других цветов. Игра с палочками развивает сенсорное восприятие, умение сравнивать, находить сходство и различия, знакомит малыша с логическими операциями анализа и синтеза на элементарном уровне!

        

Целевые ориентиры освоения программы

        - ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в игре;

        - ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру;

        - ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;

        - ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;

        - ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?),

          - ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;

        - творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т.п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;

        - у ребёнка развита мелкая моторика, он может мастерить поделки из различных материалов;  

        - ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело. Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены.

Перспективный план

Сентябрь

Неделя

Тема

Пособия

1

П.И. «Пальчики здороваются»

2

М. «Манная крупа» знакомство

Разнос, крупа

3

Ш. «Штампы» знакомство

Штампы

4

С.П. «квадрат»

Палочки

Октябрь

Неделя

Тема

Пособия

1

П.И. Ерши

2

М. «Узоры»

Разнос, крупа

3

Ш. «Кубики»

Штампы.

4

С.П. «Телевизор»

Палочки

Ноябрь

Неделя

Тема

Пособия

1

П.И. «Шалун»

2

М. «Капли дождя»

Разнос, крупа

3

Ш. «Башни»

Штампы

4

С.П. «Прямоугольник»

Палочки

Декабрь

Неделя

Тема

Пособия

1

П.И.  «Елочка»

2

М. «Снежинки»

Разнос, крупа

3

Ш. «Волшебные снежинки»

Штампы

4

С.П. «Санки»

Палочки

Январь

Неделя

Тема

Пособия

1

П.И. «Транспорт»

2

М. «Елочка»

Разнос, крупа

3

Ш. «Транспорт»

Штампы

4

С.П. «Треугольник»

Палочки

Февраль

Неделя

Тема

Пособия

1

П.И. «Мышки испугались»

2

М. «Сугробы»

Разнос, крупа

3

Ш. «Звездочки»

Штампы

4

С.П. «Морковка»

Палочки

Март

Неделя

Тема

Пособия

1

П.И. «Белочка»

2

М. «Метель»

Разнос, крупа

3

Ш. «Цветы для бабушки»

Штампы.

4

С.П. «Письмо»

Палочки

Апрель

Неделя

Тема

Пособия

1

П.И. «Дождик капает»

2

М. «Сосульки»

Разнос, крупа

3

Ш. «Мы сажаем огород»

Штампы

4

С.П. «Маленький домик»

Палочки

Май

Неделя

Тема

Пособия

1

П.И. «У жирафов»

2

М. «Солнышко»

Разнос, крупа

3

Ш. «Салют ко Дню Победы»

Штампы.

4

С.П. «Окно»

Палочки

Условные обозначения:

П.И. – пальчиковые игры,

М. – работа с манкой,

Ш. – работа со штампами,

С.П.- счетные палочки.

Работа с родителями

Сентябрь

Консультация:

«Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребенка»

Декабрь

Родительское собрание

«Ладушки, ладушки!»

Март

Консультация:

«Пальчиковые игры и потешки с жестами»

Май

Родительское собрание

Отчет по программе Д.О.

Аннотация

        Программа дополнительного образования детей младшего дошкольного возраста в области развития мелкой моторики рук направлена на реализацию творческих задач, развитие речи, подготовку руки к письму. Обеспечивает психическое развитие. Развитие воображения, воли, мышления, внимания; становление основных качеств личности, активности, самостоятельности, трудолюбия

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Пальчиковые игры

        Пальчики здороваются

Утром встали пальчики - маленькие мальчики,

Друг другу обрадовались, Здороваться начали.

Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик…

        Ерши

На реке камыши, расплескались там ерши

Круг постарше, (рисуем большой  круг по часовой стрелке на руке)

круг помладше, (рисуем маленький круг по часовой стрелке на руке)

круг совсем малыши (ставим - щекочем точечкой в серединке).

        Шалун

Наша Маша кашу варила,

Кашу сварила, малышей кормила.

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

А этому - не дала.

Он много шалил,

Свою тарелку разбил.

        Елочка

Праздник приближается, ёлка наряжается:

Шарики висят (упражнение-фонарики, кисти рук крутятся в воздухе)

Звёздочки горят,

А хлопушка – бом (хлопок в ладоши)

Конфетти кругом!

        Транспорт

Будем пальчики сгибать, будет пальцы называть:

Автомобиль и вертолёт, трамвай, метро и самолёт.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

        Мышки испугались

Один, два, три, четыре, пять,

Вышли мышки погулять!

Испугались кошки, спрятались опять.

Берём кулак ребёнка в свой кулак, как бы сверху обнимаем плотно кулак ребёнка. На первые 2 строчки поворачиваем аккуратно кулак ребёнка по часовой стрелке.  На слова «гулять» - отпускаем руку ребёнка, помогаем ему растопырить пальчики и пошевелить ими. На слова «спрятались опять», быстро собираем руку ребёнка опять в свой кулак-норку.

        Белочка

Сидит белка на тележке,

Продаёт свои орешки;

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

        Дождик капает

Дождик капает, Дождик капает.

Кап -кап-кап. Кап-кап-кап.

Пальчики обеих рук постукивают по столу.

        У жирафов

У жирафа пятна, пятнышки везде. Хлопаем по всему телу ладонями.

На лбу, на носу, на ушах, на шее, на животе, на коленях и носках. Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела, называем любые части тела сверху вниз.

У слонов есть складки, складочки везде.

Щипаем, как бы собирая складки.

На лбу, на носу, на ушах и т.д.

У котяток шёрстка, шёрсточка везде.

Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)

На лбу, на носу, на ушах и т.д.

и дальше, покуда есть фантазия: у рыбки- чешуйки, у тигра полоски, у собачки шёрстка у курочки – перья и т.д.)

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Работа с манкой

Знакомство с манкой

        Дать представление о манной крупе, из которой готовят кашу, дать исследовать ее: потрогать, пощупать, потереть между пальцами, пересыпать с ладошки на ладошку, рассмотреть через лупу, по одной крупинке и сразу много. Дети исследуют крупу, воспитатель делает выводы: манка сыпучая, мелкая, крупинками, на ощупь похожа на песок из песочницы.

        Помните, как летом мы рисовали на песке палочками. Вы знаете, оказывается, что на манке тоже можно рисовать, как на песке. Я хочу научить вас этому. Подойдите к подносам и попробуйте пальчиком нарисовать какие-нибудь простые рисунки. (Дети рисуют).

Узоры

        Воспитатель предлагает детям порисовать на крупе: Ребята, вы давно не играли с манкой, хотите, поиграем? Сегодня мы будем рисовать любые линии, круги. А из ваших линий и кругов получатся красивые узора! Давайте скорей пробовать!

        Дети свободно рисуют, наблюдают что получилось у сверстников.

Капли дождя

        Воспитатель. Ой, ребята! Набежала тучка, закапал дождь! Дети стучат пальцами по полу или столу. Засверкала гроза. Стучат ладошками. Загремел гром. Дети стучат кулачками. Дождь стал стихать и совсем прекратился. Постепенно ритм замедляется. Приплыли тучи дождевые.

Лей, дождик, лей! Руки вытянуты, ладони вниз.

Дождинки пляшут, Потряхивают руками, топают ногами.

Как живые, Пей, рожь, пей!

И рожь, склоняясь к земле зеленой,

Пьет, пьет, пьет,

А теплый дождик неугомонный

Льет, льет, льет!

        Воспитатель предлагает детям нарисовать дождь на крупе. Показывает, как ритмично наносить небольшие штрихи на подносе указательным пальчиком.

Снежинки

        Воспитатель показывает как нарисовать снежинку для д.Мороза, читает стих или включает какую-нибудь нежную музыку.

Падают снежинки — золотые льдинки.

Падают, кружатся, на землю ложатся.

Ветер налетает, волком завывает.

Нет снежинок краше — им никто не страшен!

Елочка

        Ребята, скажите, пожалуйста, а как вы думаете, почему я сегодня для приветствия взяла именно эту игрушку? (потому, что скоро Новый год). Да ребята, ведь совсем скоро наступит долгожданный праздник – Новый год. А подскажите мне, без чего не может быть Нового года?  Ответы детей.

Пышная красавица

Всем ребятам нравится,

Так блестит ее наряд:

Бусы, шарики горят,

И снежинки на иголках.

Это праздничная….

        Конечно, это Ёлка! Ребята, сегодня мы побываем в гостях у новогодней елочки и нарисуем ее. Показ, рисование.

Сугробы

        Беседа о зиме: какая она? Как вы думаете, что это? Это сугроб снега и снежинки. «Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо, падает, ложится.» Как кружатся снежинки? Какие они? Давайте мы покружимся как снежинки. Вот сколько снегу выпало! Какой большой сугроб вырос! Детям предлагается нарисовать волнистые длинные и короткие линии: сугробы.  Дети рассматривают что получилось. Посмотрите, а сугробы у нас не простые, а волшебные, каждый из них на что-то похож.

Метель

        Морозные узоры, метель, порошу можно так же изобразить при помощи манки. Как красиво кружились на ветру снежинки, как тихо они опускались на землю. И мы тихо присядем на ковер, и послушаем историю о том, как подружились снег и ветер.

   - Жили-были снег и ветер. Однажды озорной ветер увидел внизу снежное море, подлетел поближе и стал на него дуть: у-ффф, у-ффф! Снежное море улыбнулось ветру и поприветствовало его: «Чух-чух-чух!» Ветерок стал летать над морем, то метель поднимет - сугробы наметет, то на снегу волны нарисует - узоры волшебные, выдувая ямочки и канавки. Снежному морю очень понравилось, как с ним играет ветер. Так они и подружились.

        А сегодня, ребята, мы научимся делать снежный ветер из манной крупы.

Сосулька

        Предварительно дети наблюдают за капелью, рассматривают картинки. Воспитатель предлагает поиграть и нарисовать как «плачут» сосульки: рисуем длинные и короткие палочки-сосульки с верху вниз.

Солнышко

        На этом занятии ребята закрепляю умение рисовать солнце. Можно сделать пальчиком глазки, улыбку!

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Работа со штампами

Знакомство со штампами

        Познакомить с новым материалом - штампами; учить правильно и аккуратно использовать их и гуашь: взять штамп, обмакнуть его в краску, аккуратно положить на лист, прижать и, не двигая, поднять вверх; обращать внимание на следы, оставляемые штампом на бумаге; учить видеть сходство оттисков с предметами; развивать интерес к рисованию и желание рисовать; вызывать положительное эмоциональное отношение к результатам деятельности.

Кубики

        Научить детей рисовать красками с помощью штампа, используя овощи; ориентироваться на листе бумаги; уточнять и закреплять знания цветов и форм; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

        Воспитатель. Посмотрите, что я вам сегодня принесла. Правильно, это кубики. Давайте не просто нарисуем, а отпечатаем их. Посмотрите, как это можно сделать быстро и просто.

        Показ: как следует взять в руки кубик-штамп, окунуть его одной стороной в краску, приложить к бумаге и придавить, затем осторожно поднять — на бумаге останется яркий оттиск. Воспитатель помогает правильно держать штамп, окунать в краску, прижимать на листок.

Башни

        Рисовать красками с помощью штампа, используя овощи-кубики; располагать отпечатки определенным образом относительно друг друга; уточнять и закреплять знание цветов и форм; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

        Воспитатель предлагает поиграть и построить башенки, показывает, как нужно правильно расположить лист, как накладывать отпечатки, чтобы получилась башня – один квадрат над другим.        

Волшебные снежинки

        Наблюдение за снегопадом, рассматривание снежинок, пойманных на варежках; чтение стихотворений, игры, составление из бумажных полосок – снежинок, П.И. «Снежинки».

        Воспитатель предлагает нарисовать снежинки: мы с вами и рассматривали снежинки, и составляли и играли, а сейчас давайте, нарисуем их!

Показ как надо рисовать снежинку: сначала длинные линии, потом короткие.

 Транспорт

        Предварительно воспитатель рассматривает игрушки, иллюстраций книг, плакатов на тему «Транспорт», «Светофор»; проводит беседу по ПДД, чтение стихотворения А. Барто «Грузовик».

        Воспитатель загадывает детям загадку:

Четыре колеса,

Резиновые шины,

Мотор и тормоза

Что это? (машина)

Достает спрятанную игрушку, рассматривает вместе с детьми, называют части машины. Создание проблемной ситуации: зайка хочет покататься, а колес нет. Давайте нарисуем колёса! Где надо рисовать колёса? (внизу).

В руки штампики берём

В краску чёрную макнём,

Аккуратно опускаем

Штампики мы нажимаем,

Их немножко подержали

Дружно штампики подняли.

Звездочки

        Предложите детям по очереди напечатать звездочки из штампов-овощей – нарисовать ночное небо! Предварительно воспитатель показывает картинки с изображением звезд и звездного неба.

Цветы для бабушки

Педагог предлагает поиграть пальчиками «Наши алые цветы»:

Наши алые цветы

Руки вертикально, плотно прижаты друг к другу, кисти рук вместе - бутон

Распускают лепестки

раскрывают постепенно пальчики

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет

потихоньку шевелят пальчиками, кисти рук поворачивают влево - вправо

Наши алые цветки закрывают лепестки

сомкнуть пальцы вместе - бутон

Тихо засыпают,

Головой качают.

кисти рук опустить, круговые движения кистями рук

        

        А затем, нарисовать цветы для мама или бабушки. Воспитатель показывает свою работу, объясняет, как это получилось. После подводит итог:

Нарисовали мы цветы.

Небывалой красоты.

Желтые, синие –

Все цветы красивые,

Оранжевые, красные –

Все цветы разные.

Воспитатель уводит детей.

Мы сажали огород… (лук)

        Рассматривание салата и лука. Объяснение и показ воспитателя. Работа детей. Индивидуальная помощь. Рассматривание детских работ: «Вот какой у нас салат и лук!»

Салют к Дню Победы

        Дети слушают рассказ воспитателя о празднике, рассматривают иллюстрации. Педагог читает стихотворение Ивановой Н. «Что за праздник?»:

В небе праздничный салют,

Фейерверки там и тут.
Поздравляет вся страна
Славных ветеранов.
А цветущая весна
Дарит им тюльпаны,
Дарит белую сирень.
Что за славный майский день?

        Показывает картину, где изображен праздничный салют, предлагает детям попробовать сделать свой салют. Показывает, как ставить отпечаток штампом на бумаге, подводит итог.

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Работа со счетными палочками

                                                         Квадрат
Четыре палочки сложили
И квадратик получили.

Телевизор

Телевизор тигр купил,

Самый лучший попросил.
- Я люблю,- сказал он строго.-
Чтоб полосок было много!

        Телевизор выполнен из квадрата. Добавили всего несколько палочек. Так постепенно из простой геометрической фигуры мы делаем более сложное изображение - телевизор! По этому же принципу знакомим детей с другими фигурами и предметами, которые можно изобразить, используя простую форму из палочек.

Прямоугольник

Прямоугольник квадрата длиннее.
Фигура простая, рисуем смелее.
                                                                Окно


Посмотрите ка в окно,
Всё вокруг белым бело!
Как у нашего окошка, (Как на нашем на окошке)
Любит кошка посидеть,
Посидеть совсем немножко
И на птичек посмотреть!

Делая окошко, можно не просто выкладывать изображение, а ещё и закрепить знание геометрических фигур: квадрата и прямоугольника, а так же посчитать с ребёнком "Сколько прямоугольников? Сколько квадратов? Сколько маленьких квадратов? Сколько всего фигур? Покажи большой квадрат..." Задания для малыша могут быть разными (всё зависит от возраста малыша и Вашей фантазии). В игру можно включить и какой-либо персонаж. Например посадить "у окошка кошку" или " на окошко", как в стишке (в этом случае можно закрепить предлоги и ориентировку в пространстве: «у окошка кошка", "возле окошка..." "на окошке сидит кошка", "в окошко смотрит ...", "справа/слева сидит..."

Треугольник

У треугольника три стороны,
И они могут быть разной длины.
А вот это треугольник, посмотри!
И конечно стороны у него ТРИ!

Морковка (к треугольнику добавили "ботву" морковки...)

Вот и вырастил я ловко
Очень сладкую морковку!

Конверт (письмо)

Почтальон принёс письмо!
Посмотрите. вот оно!

Здесь мы закрепляем умение выкладывать прямоугольник и треугольник. Так же можно дать задание найти все фигуры, которые он увидит и показать.

Маленький домик

Квадрат с треугольником соединяем
И маленький домик мы получаем!

Санки

Всё лето стояли,    Зимы ожидали.
Дождались поры-  Помчались с горы!
А вот эти сани,
С горы помчатся сами!

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

Диагностика развития мелкой моторики рук для младшего дошкольного возраста

        Методика Озерецкого предложена в 1923 г., ориентирована на диагностику моторного развития, словесной регуляции движений и на выявление отклонений в физическом и психическом развитии детей, проста в применении, информативна по содержанию и, как свидетельствует долгая проверка временем.              
           Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук даёт возможность правильно спланировать свою работу и узнать степень продвижения детей в речевом развитии. Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста можно определить с помощью следующих заданий:

Задание № 1

        Выполнение по зрительному образцу: · соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо - "O-KEY"; · пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты - "зайчик"
· 2 и 3 пальцы - "коза-дереза». То же левой рукой.

Задание №2

        Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора: · с закрытыми глазами задать своей рукой "зайчика" и "козу"
· открыть глаза - повтор движений. 

Задание №3

        Перенос позы с выключением зрительного анализатора: 
Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот ("зайчик" и "коза"). 

                                             Оценка результата воспитателем.

     ( + ) -  0 баллов  – ребенок не справился с заданием.

    ( - ) -  0,5 баллов  - ребенок справился с помощью взрослого.

    ( =) – 1 балл – ребенок справился с заданием.

Список литературы

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, И. «Мозайка-Синтез», М, 2014

2. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников / Е.С. Анищенкова. – Москва: Изд. АСТ: Астель, 2006. – 280 с.

3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Родительские собрания в ДОУ»

4. Любина Г.А., Желонкина О.В. Методические рекомендации / Г.А., Любина, О.В. Желонкина. // Ребенок в детском саду.

5. Озерецкий Н.О., Гуревич Н.И.  «Психомоторика» Москва, 1997

6. Прохорова С.Ю., Нигматулина Н.В., Евстигнеева В.И. «Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду».

6. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь / В.В. Цвынтарный, Москва: Изд. Лань, 1996. – 32 с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"

Развитие мелкой моторики у ребенка....

«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».

Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....

Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...

Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ  ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».                      ...