статья «Ознакомление старших дошкольников с сезонными изменениями в природе в процессе экскурсий на экологической тропе»
статья по окружающему миру

Задорина Марина Андреевна

 Бурное развитие экологического образования дошкольников наблюдается в 90-е годы: появляется ряд парциальных авторских программ, вопросы экологии включаются в содержание отдельных разделов комплексных программ «Развитие», «Детство», «Радуга», в базисную программу развития ребенка «Истоки», публикуются методические разработки, как ученых, так и педагогов-практиков. Анализ литературных источников-монографии, сборники, статьи журналов «Дошкольное воспитание», «Обруч» - позволяет утверждать, что современное экологическое образование,  как особое направление дошкольной педагогики в нашей стране формируется на основе: традиционных для отечественной педагогике подходах, народных традициях, научных исследованиях отечественных педагогов, психологов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zadorina_m.a._1.docx26.46 КБ

Предварительный просмотр:

«Ознакомление старших дошкольников с сезонными изменениями в природе в процессе экскурсий на экологической тропе»

Задорина Марина Андреевна

Воспитатель

ГБДОУ детский сад №22 Красногвардейского района

г.Санкт-Пербург

  Бурное развитие экологического образования дошкольников наблюдается в 90-е годы: появляется ряд парциальных авторских программ, вопросы экологии включаются в содержание отдельных разделов комплексных программ «Развитие», «Детство», «Радуга», в базисную программу развития ребенка «Истоки», публикуются методические разработки, как ученых, так и педагогов-практиков. Анализ литературных источников-монографии, сборники, статьи журналов «Дошкольное воспитание», «Обруч» - позволяет утверждать, что современное экологическое образование,  как особое направление дошкольной педагогики в нашей стране формируется на основе: традиционных для отечественной педагогике подходах, народных традициях, научных исследованиях отечественных педагогов, психологов. Традиционные для отечественной педагогики подходы базируются на тесном контакте детей с природой, натуралистических наблюдениях, экскурсиях. Широко известно, что К.Д. Ушинский рекомендовал расширять познание природы ребенком в общении с нею. В непосредственной и органичной связи с природой решал проблемы воспитания Л.Н.Толстой. В организованной им школе он широко практиковал экскурсии, опыты, предпочитал показывать детям подлинные  явления и предметы в их естественном натуральном виде. Идею использования природы как средства всестороннего воспитания развивали Е.и.Тихеева, Э.И. Залкинд, С.А. Веретенникова и др. Опыт В.А. Сухомлинского служит ярким доказательством воспитывающего потенциала педагогически организованного взаимодействия ребенка с природой.  В практике школы были распространены уроки под глубоким небом. В.А.Сухомлинский писал: «Мы стремимся к тому, чтобы на школьном дворе ребенок видел красоту природы, которая становится еще красивее от того, что к ней приложил заботу ребенок».  С именами этих известных педагогов связано такое направление в педагогике как ознакомление с окружающим миром, природой которое создает хорошую базу для перехода к экологическому образованию. Народные традиции: Фольклор, народные праздники, приметы и поговорки разных народов всегда отображали особенности восприятия природы людьми, их отношение к ней. В народном творчестве хорошо прослеживаются региональные особенности взаимоотношений человека и природы. Интерес детей дошкольного возраста к играм, сказкам, загадкам делает особо перспективным использование элементов различных культур в целях экологического образования. Исследования отечественных педагогов и психологов. Крайне важным является утверждение Л.С.Выготского о том, что при переходе от одной возрастной ступени к другой возникают новые образования, не существовавшие в предыдущий период, перестраивается и изменяется сам ход развития. В ряде работ в качестве первой ступени системы непрерывного экологического образования рассматривается начальная школа. Однако оно не может заменить дошкольную ступень. Они дополняют, но не взаимо исключают друг друга. Результаты исследований ученых в области детской психологии и педагогики - А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддъякова доказали, что к 5 годам у ребенка  уже сформирован ряд представлений об окружающей среде и отношение к ней,  что может служить основой для экологического образования в старшем дошкольном возрасте. Именно по отношению к 5-7  летним детям можно говорить о более углубленном изучении и восприятии природы экологическом образовании, что обусловлено их психофизиологическими особенностями. Как отмечал А.В.Запорожец, дети старшего дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. Становиться возможным формирование представлений и элементарных понятий, которые могут стать ядром системы знаний. Учеными доказано, что в 5 – 7 лет у ребенка происходит переход к мышлению общими представлениями, развивается способность сравнивать предметы по представлению, объединять их по сходным признакам, оформлять свои мысли словесно, вырабатывать определенные суждения. Появляется способность к логическому мышлению. Дошкольнику вполне доступно формирование новых способов обобщения, так как оно происходит на основе развернутой предметной деятельности. Психолого-педагогические исследования многих авторов доказывают возможности освоения старшими дошкольниками различных взаимосвязей, зависимостей, существующих в природе. Исследования С.Н. Николаевой доказали, что дети 5 – 7 лет характеризуются особенно большими возможностями познания разнообразных зависимостей природы. Автор считает, что формирование экологических представлений может идти на протяжении всего дошкольного возраста, но в младшем дошкольном возрасте дети могут прослеживать только единичные связи, в то время как в старшем при последовательной работе-понимать связи комплекса признаков. В работах И.А Хайдуровой и З.П. Плохий отмечается, что при специальной организации наблюдений старшие дошкольники могут прослеживать и понимать цепочки связей внутри сообщества растений. Е.Ф. Терентьева также указывает, что старшие дошкольники способны устанавливать более сложные, многозвенные связи, цепочки связей, биоценотические взаимоотношения внутри лесного сообщества, луга, водоема, причины отлета птиц, связь комплекса признаков, зависимость жизни растений и животных от ряда факторов. То есть, у них уже формируются достаточно правильные и полные картины окружающей природы. В исследованиях Л.С Игнаткиной подтверждена возможность формирования у дошкольников динамических представлений о природе. Наличие экологических представлений, эмоционально-положительного отношения к природе и организация полезной деятельности детей, по мнению В.Г. Грецова, З.П. Плохий, М.К. Ибрагимова, является основной для осознанного бережного отношения к природе. Как показывает опыт, дошкольники обладают довольно большим объемом знаний о природе. Часто эти знания формируются стихийно, под влиянием телепередач, рекламы, литературы. Как отмечает Л.С. Выготский, в стихийном опыте дошкольников вначале возникают предпонятийные образования. Полноценные понятия смогут сформироваться лишь в процессе целенаправленного, организованного обучения, на что и должен быть направлен процесс экологического обучения в детском саду. Познавая, ребенок осваивает представления о связях в природе и социуме, о многообразии ценностей природы. При этом его знания, как показали научные исследования Кондратьевой Н.Н., Логиновой В.И., Саморуковой П.Г., приобретают качество системности. Тем самым, возрастают возможности операционной стороны интеллекта: совершенствуются познавательные умения и познавательный интерес, способность понимать последствия поступков и сознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе. Все это позволяет детям творчески применять полученные знания и умения в повседневном общении с природой. Важным, с точки зрения экологического образования, качеством ребенка дошкольного возраста является анимизм. Впервые существование анимизма было доказано швейцарским психологом Ж. Пиаже. Для дошкольников характерно восприятие объектов «на равных» - растения и животные могут думать, чувствовать, общаться. Это создает благоприятные условия для формирования восприятия объектов природы, как живых организмов, сопереживание сочувствие, что должно отражаться в методике экологического образования дошкольников. Особенностью детей дошкольного возраста является эмоциональность, которая играет большую роль в восприятии природы, ее красоты. С этих позиций большое значение приобретает регулярный контакт ребенка с природой. Таким образом, экологическое образование дошкольников – это самоценная ступень системы непрерывного экологического образования, что соответствует теории А.В. Запорожца об амплификации дошкольного детства как самоценного периода развития личности. Оно способствует не только формированию основ экологического мировоззрения, но и развитию ребенка в целом. Дошкольная ступень является неотъемлемой частью системы непрерывного экологического образования и нам кажется возможным использование термина «экологическое образование дошкольников». В настоящее время для дошкольных образовательных учреждений разработан и опубликован ряд образовательных программ по экологическому воспитанию детей. Проанализируем, какие используются формы и методы работы с детьми в программах экологического образования, авторы которых рекомендуют проводить работу с детьми на экологической тропе. На экологической тропе воспитатель работает над: словарным запасом детей; знакомит с окружающим миром – с живой и неживой природой; творчески использует разнообразные методы и приемы по обогащению знаний детей путем проведения эпизодических и длительных наблюдений, создания игровых ситуаций, практических заданий, выполнения зарисовок. Л.И. Марченко отмечает, что экологическая тропа может совмещать несколько остановок в одну – это зависит от плана воспитателя, при необходимости может включить дополнительный объект, сократить или заменить другим. Отбор материала зависит от времени года, от возраста детей. В программе реализуется интегрированный подход через экологизацию развивающей предметной среды и экологизацию различных видов деятельности детей. Автор указывает на необходимость замены распространенной в детских садах формы монолога обучения на диалоговую, когда ребенок является равноправным собеседником взрослого. Авторы программы отмечают, что экологическая тропа позволяет наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить новые объекты в их естественном окружении. Именно экологическая тропа позволяет понять общую связь живого организма с внешней средой, наблюдать жизнь живых организмов в экосистемах, их взаимное влияние друг на друга. Хорошо продуманное оборудование экологической тропы позволяет педагогам даже обычную прогулку использовать для ознакомления дошкольников с новым материалом, закрепить пройденный, воспитывать у детей эмоциональное, бережное отношение к окружающему миру, развивать его ощущения и учить видеть новое в привычных объектах. Экологическая тропа – один из важнейших компонентов экологической развивающейся среды. В дошкольных учреждениях она выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. В литературе по экологическому образованию дошкольников нет однозначного, четкого определения экологической тропы. Этот вопрос актуален для дошкольного экологического образования. Авторы программ, методик по экологическому образованию дошкольников рассматривают экологическую тропу, как «экологическое пространство» позволяющее проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу в летний период (С.Н. Николаева). Н.Н. Кондратьева определяет экологическую тропу – как специально оборудованный и тщательно изученный путь, в местах, где окружающая живая природа позволяет передавать знания о естественных явлениях и объектах, создавать предпосылки для развития экологического мышления, экологически целесообразного поведения в природе. В.В.Смирнова считает, что экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу. Организуя работу на экологической тропе с детьми старшего дошкольного возраста, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач обучения, воспитания и развития. Исследованиями педагогов и психологов доказано, эмоциональное отношение детей к объектам природы, знакомство с рядом животных, растений, уход за ними играют большую роль в формировании экологически грамотных представлений об окружающей среде. Однако достаточно: детям нужен минимум элементарных экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя экологически грамотно. Сочетание эмоционального отношения к природе и знаний о ней дают гораздо больший эффект. Опыт работы показывает, что знания дошкольников должны строиться на информации об окружающих, доступных и знакомых им объектах. Только в этом случае информация будет личностно значимой и трансформируется в деятельность ребенка. Работа на экологической тропе тесно связана с развитием эмоций у детей, умения удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, умении видеть красоту окружающего мира. Для экологии характерна высокая степень интеграции, поэтому в содержании экологического образования дошкольников включаются элементы географических, исторических знаний, искусства. Важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу также можно на экологической тропе, где ребенок познает окружающий мир, самостоятельно выделяет связи и зависимости, существующие в природе: наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой природы, он активно взаимодействует с ними. Таким образом, опыт работы показывает, что экологическая тропа позволяет детям дошкольного возраста: наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе; изучать живые объекты в их естественном природном окружении; получить навыки простейших экологических исследований; понять общую связь живого организма с внешней средой, наблюдать жизнь живых организмов, их влияние друг на друга. Работа на экологической тропе позволяет решить практически все задачи экологического образования дошкольников, что дает возможность рассматривать экологическую тропу как средство экологического образования детей дошкольного возраста. Организуя экологическую тропу, изучено состояние территории детского сада, результаты работы выполненной при составлении экологического паспорта. На основе полученных данных составили карту - схему, на которой обозначили видовой состав растений, животных, наличие участков представляющих интерес для работы с детьми. Основным критерием выбора маршрута и  объектов экологической тропы является включение большого количества разнообразных, привлекающих внимание детей объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов экологической тропы нами выбраны различные виды как дикорастущих, так и культурных растений - деревья, кустарники, травы, гнезда птиц на деревьях, клумбы, отдельно цветущие растения, места регулярного скопления насекомых—солдатиков, кузнечиков, божьих коровок, альпийская горка. Созданы условия для выращивания растений, подлежащих охране в России. Тем самым оформляется своеобразная «Живая красная книга». Для детей карта-схема содержит небольшое количество информации в виде рисунков наиболее привлекательных для них объектов. Все эти  рисунки соединены линией, стрелками указывающими маршрут, по которому они идут от одного объекта к другому. Нами были изготовлены таблички с рисунками, подписями для точек маршрута, составлен паспорт экологической тропинки с информацией для воспитателей об объектах тропинки. При описании объектов даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождения названия, народные названия, отражение его образа в стихах, народных приметах, отмечается его роль в жизни людей, рекомендации по использованию объекта  в работе по экологическому воспитанию дошкольников и просвещению родителей. Количество посещений экологической тропинки зависит от возраста детей и целей воспитателя. В разное время можно посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны. Важно помнить об интегрированном подходе:  на тропинке с детьми занимается воспитатель, но  свои впечатления об увиденном они затем выражают на занятии по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, в подвижных и дидактических играх. Для повышения интереса детей, к занятиям, педагоги совместно с детьми выбирают «хозяина тропинки» - сказочного героя (Боровичка, Лесовичка и т. п.)  На экологической тропе применяются разнообразные формы и методы работы - наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии, опыты. Организован пост «Зеленый патруль»- дети выявляют сломанные и пораженные деревья «лечат»: замазывают раны на березках, сирени, не позволяют ловить насекомых для игры. Поиск новых наиболее эффективных форм и методов с детьми на экологической тропинке, способствующих активизации самостоятельной деятельности, стимулирующих их  познавательный интерес, вызвало у нас желание апробировать в наших условиях экологических проект «Наше дерево» специально разработанного Н.А. Рыжовой для детей старшего дошкольного возраста. Методика работы с детьми в рамках экологического проекта «Наше дерево» проводится на основе интегрированного подхода с включением регионального компонента, который предполагает изучение ближайшего природно - социального окружения. В работе по экологическому образованию дошкольников педагоги применяют: занятия, экскурсии, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы. Для работы имеется литература для чтения детям, методические указания последних лет. Работу педагогам строят по Соломенниковой О.А. «Ознакомление с природой в детском саду». С целью выяснения, как использовались возможности экологической тропы в экологическом образовании, ознакомилась с содержанием календарных планов в старшей и подготовительной группах. Анализ планов убедил нас в том, что причиной низкого уровня знаний у детей о природных объектах является отсутствие тематической работы на экологической тропе, упускается возможность использования прогулки в целях экологического образования. Страницы исследований заполняли постепенно по мере проведения исследований, в конце которых сделали «Паспорт нашего дерева». Здесь указаны данные - возраст дерева (старое, молодое), его высота, диаметр ствола, соседи, наличие молодых деревьев того же вида или его отростков «деток», гнезд на дереве. На остальных страницах записывали высказывания детей, результаты наблюдений, рисунки «Наше дерево под снегом», «Земля – почва», «Листья», «Корни», «Кора», «Кто с деревом дружит». Название страничек и их количество зависят от частоты наблюдений, их разнообразия. На отдельных листах дети рисуют «портреты дерева» в разное время года.

Литература

  1. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте.//Умственное воспитание и развитие детей в процессе обучения. М., Л., 1967. с.29
  2. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. - М., Новейшая школа,1995.-с.3-4.
  3. Николаева С.Н. Роль педагогической технологии в формировании экологической культуры детей и взрослых.//Дошкольное воспитание.-2000.-№6.-с.19.
  4. Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры// Дошкольное воспитание.-1996.-№7-с.36.
  5. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М. Изд. Дом. «Карапуз»,2001.-432с.
  6. Рыжова Н.А. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы.//Дошкольное воспитание.-2001.-№7.с.61.
  7. Рыжова Н.А. Экологический паспорт в дошкольном учреждении.// Дошкольное воспитание.-2000.-№2.-с.30.
  8. Рыжова Н.А. Экологическая тропинка.//Дошкольное воспитание.-2000.-№4.-с.25
  9. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. «Воспитание человека». М., Изд. Дом «Карапуз», 2001.-256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление старших дошкольников с правилами поведения в природе.

В данной статье описана актуальность темы экологического воспитания дошкольников.Перечислены методы и приемы с помощью,которых можно эффективно и плодотворно проводить работу по ознакомлению старших д...

« Знакомство дошкольников с сезонными изменениями в природе »

Любовь к природе можно воспитать лишь на основе знаний, о растениях и животных, условиях их жизни, основных потребностях, а также навыков и умений по уходу за растениями и животными. Формированию бере...

Ознакомление старших дошкольников с правилами поведения в природе

Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в ...

Консультация для воспитателей:" Деятельность воспитателя по ознакомлению дошкольников с сезонными изменениями в природе"

Для ознакомления детей с природой педагогу дошкольного учреждения требуется огромный запас знаний из разных областей науки о природе, понимание закономерностей её развития, умение правильно объяснять ...