Знакомство со звуком ( Л - ЛЬ ) и буквой "Л"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Тулякова Юлия Александровна

Знакомство со звуком ( Л - ЛЬ ) и буквой "Л"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_i_bukva_l.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Центр развития ребенка – детский сад № 9"

Знакомство со звуком (Л – ЛЬ) и буквой «Л».

Составил

учитель - логопед: Тулякова Ю. А.

Конспект занятия по звуковой культуре речи

в старшей группе

Тема: Обозначение согласного звука «Л» буквой  Л.

Цели: - Познакомить детей со звуком и буквой Л.

        - развивать фонематическое восприятие, наблюдательность, логическое мышление.

        - научить правильно произносить звук «Л», дифференцировать его на слух и в произношении.

Оборудование: предметные картинки, игрушки, загадки.

Тип занятия: Изучение нового материала.

План занятия:

  1. Организационный момент.

-К нам сегодня на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с ними.

Д: Здравствуйте!

- К нам пришел еще один гость. Посмотрите, кто это?

Д: Лошадка

- У лошадки горе. Потерялся первый звук его клички. И теперь его зовут «…ОРД».

-Давайте поможем ему найти потерявшийся звук.

-Поможем?

Д: Да!

«В добрый путь ребята!» - говорит вам лошадка.

  1. Артикуляционная гимнастика для звука «Л».

Перед тем как приступим к поиску пропавшего звука давайте поиграем с нашим языком.

  1. Упражнение «Часики»:

 Тик – так, тик-так

Ходит маятник вот так!

  1. Упражнение «Качели»:

Вверх-вниз

Вверх-вниз

Ты качаться не ленись.

Выше вверх и ниже вниз,

Язычок не торопись.

  1. Упражнение «Маляр»:

раз-два, раз-два

и покрашена стена

три-четыре, три-четыре

потолок мы побелили!

  1. Упражнение «»Лошадка»:

Ты, лошадка, хвост не прячь,

На тебе помчимся вскачь.

  1. Изучение нового материала.

-Посмотрите, что это здесь лежит?

Д: Письмо.

-Давайте посмотрим, что в нем. А в нем лежат загадки!

- Давайте отгадаем их:

        1) На ветке не птичка –

        Зверек – невеличка,

        Мех теплый, как грелка

        Кто же это?...  (БЕЛКА)

        2) Кто зимой холодной

        Бродит злой, голодный?   (ВОЛК)

        3) Я прихожу с подарками,

        Блещу огнями яркими,

        Нарядная, забавная,

        На Новый год я главная.  (ЕЛКА)

        4) Маленького роста я,

        Тонкая и острая,

        Носом путь себе ищу,

        За собою хвост тащу.  (ИГОЛКА С НИТКОЙ)

        5) Сидит дед в сто шуб одет

Кто его раздевает,

        Тот слезы проливает.  (ЛУК)

- Давайте проговорит ответы-отгадки.

Д: БЕЛКА, ВОЛК, ЕЛКА, ИГОЛКА С НИТКОЙ, ЛУК.

- Какой звук чаще всего встречается в  этих словах?

Д: «Л»

- На  звук «Л» узкий кончик языка

Вверх, в зубы  упирается

По бокам от языка

Воздух пробирается

«Л» получится певучий,

Плавный, ласковый и звучный.  

(Гул самолета).

  1. Характеристика звука «Л».

-Какой это звук: гласный или согласный,

Твердый или мягкий, звонкий или глухой.

  1. Игра «Один –много»

Белка-белки, волк - …, елка-.., игла - .., луковица-…, слон -…, стол - …, стул- …, молоток-…, болт -… .

  1. Физминутка «БАБОЧКА»

  1. Письменное обозначение звука «Л».

-На письме звук «Л» обозначается буквой Л.

                Л уставилась на цаплю:

                «Мы похожи как две капли:

                Ноги длинные у цапли,

                Как у буквы Л, не так ли?»

- На что еще похожа буква Л?

ИГРА «ХЛОПРИ В ЛАДОШИ, КОГДА УСЛЫШИШ ЗВУК «Л»

Ш, м, л, в, к, л…., ла, ма, по, ро, ло… , лапа, шум, лак, лавка, дом, лайка, лоб, ком, лодка, суп, шапка, лук, луна.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛИЧИЯ ЗВУКА В СЛОВАХ

АХ, ОХ, ОН(уточнение значения слова)

-Какой звук слышится в начале этого слова?

-Какой он по счету в слове?

-Какой звук слышится в конце слова?

-Какой по счету звук «Х» в слове?

- Сколько букв в этом слове?

VII. Итог.

Давайте вспомним все слова отгадки.

-Какой звук чаще всего в них встречается?

-Так какой  же звук потерялся?

- Какая кличка у нашей лошадки?

«Лорд» очень благодарен вам за то, что вы отыскали пропавший  звук  и правильно прочитали его кличку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Волшебный мир звуков. Знакомство со звуком Ж, буквами Ж, ж."

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...

Конспект занятия по логоритмике «Знакомство со звуком Мь. Дифференциация звуков М-Мь» (4-6 лет)

Конспект является продолжение программы по знакомству детей с согласными звуками. в него включены игры, задания, упражнения, подобран песенный материал для знакомства с согласными звуками М, Мь, и их ...

Конспект занятия по логоритмике «Знакомство со звуком Сь. Дифференциация звуков С-Сь» (4-6 лет)

Конспект разработан как продолжение программы по логоритмике, которую можно использовать как отдельно так и в структуре логопедических занятий с детми с ОВЗ с ТНР. Подобранные игры, упражнения, задани...

Конспект подгруппового занятия для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком «Звук ж. Буква Ж»

Ознакомление с буквой Жж и звуком [ж]. Формирование навыка чтения слогов, слов с новой буквой. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных. Совершенствование навыков з...

Конспект занятия по логоритмике «Знакомство со звуком Дь. Дифференциация звуков Д-Дь»

Конспект разработан для знакомства детей с мягким звуком Дь и для дифференециации звуков Д-Дь для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с ТНР. Предложенные игры, задания и упражнения можно ислольз...

Конспект занятия по логоритмике "Знакомство со звуком В, Дифференциация звуков В-Вь"

Конспект является продолжнением программы по логоритмике для детей с ОВЗ  с ТНР. Занятие можно проводить как фронтально для всей группы, так для подгруппы детей. Некоторые игры, задания, упражнен...