Консультация для родителей - "Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста в адаптационный период"
консультация

Рожкова Ольга Викторовна

     Как показывают многочисленные исследования, основы формирования речи и его первый фактор обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие движений, действий и своей деятельности ребенка.

     Второй фактор развития речи – установление эмоционально-положительного контакта – подразумевает использование преимущественно индивидуального общения педагога с ребенком и формирование у детей мотивации к общению между собой.

     Третий фактор развития речи – создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_rechevyh_narusheniy.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста в адаптационный период».

 Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста в адаптационный период

     Анализ современных материалов по проблеме речевых нарушений у детей раннего возраста в адаптационный период выявил необходимость оптимизировать организацию речевой среды, направить ее в нужное русло, стимулируя положительные проявления и затормаживая отрицательные. И это следует реализовывать уже с первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

     Как показывают многочисленные исследования, основы формирования речи и его первый фактор – обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие движений, действий и своей деятельности ребенка.

     Именно поэтому так важно совместное со взрослыми рассматривание ребенком предметов, наблюдение за явлениями природы, действиями окружающих, сопровождаемое речью.

     Специалисты считают, что одной из основных ошибок, отрицательно влияющих на развитие речи детей раннего возраста, «шаблонную речь», которую используют практически все педагоги. Ребенок слышит в определенных ситуациях изо дня в день одни и те же повторяемые выражения, в связи, с чем у него формируется стереотипные словесные сочетания, которые в значительной степени обедняют его словарь и отнюдь не способствуют образованию обобщенного значения каждого слова. Сделать на этом акцент желательно в самом начале учебного года, а если возможно – до оформления ребенка в дошкольное образовательное учреждение.

     Второй фактор развития речи – установление эмоционально-положительного контакта – подразумевает использование преимущественно индивидуального общения педагога с ребенком и формирование у детей мотивации к общению между собой.

     Важно, чтобы эту часть процесса курировали педагог-психолог и социальный педагог. Между тем, понимая, что далеко не каждый акт общения способствует развитию речи, следует ответить на следующие вопросы:

  • Как оптимизировать общение педагога с ребенком?
  • Как вызвать у ребенка потребность в речевом общении?
  • Каким образом грамотно ответить на вопросы родителей о речевом развитии дошкольников?

     Третий фактор развития речи – создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности.

     Работая в данном направлении, рекомендуется создание для детей раннего возраста коммуникативную мини-среду – гармоничное речевое пространство, которым (педагоги и родители) должны окружить ребенка в такой ответственный для него период.

     Вот некоторые требования:

  • Многократно проговаривать режимные моменты. 
  • Предъявлять требования к речевому общению с ребенком всех близких взрослых не будет лишним, а для кого-то из родителей покажется новинкой.

     Еще одной формой в данном направлении может быть создание «Дневника нашей группы» - своеобразного детского альбома, странички которого оформляются самими родителями. На первом родительском собрании в ознакомительном выступлении делается акцент, что каждому ребенку непременно хочется заявить о себе всему свету или уже, по крайней мере, сверстникам и взрослым. Но сделать это ему в силу возрастных особенностей ещё сложно, особенно если он испытывает трудности в общении или речи. И мы понимает, что одно не возможно без другого. Рассматривая красочные странички со своей фотографией, ребенок будет рассказывать о себе или своей семье доступными ему средствами.

Это может быть

  • Указательный жест; ¬
  • Односложный ответ на вопрос взрослого; ¬
  • Нечленораздельное, но эмоциональное высказывание.

     В любом случае, это будет «ПРОВОЦИРОВАТЬ» ребенка на речевой контакт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Тема: "Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста".

Профилактика речевых нарушений у детей.Развитие и становление речи детей проходит определенные стадии развития. Сначала малыш гулит, потом лепечет, потом начинает говорить первые слова, потом предложе...

Консультация для родителей "Профилактика психоречевых нарушений у детей раннего возраста.

В консультации я расскажу вам об особенностях развития детей раннего возраста, о причинах возникновения нарушений речи, и более  подробно остановлюсь на играх по профилактике психоречевых нарушен...

Работа с родителями по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста

Анкеты родителям для раннего обследования речи детей...

Семинар-практикум для родителей "Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста".

Я хочу познакомить вас с основными направлениями логопедической работы, которые помогут предупредить и преодолеть некоторые проблемы в речевом развитии ваших детей. Их вы сможете использоват...

Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста в адаптационный период

Профилактика речевых нарушений у детей ранего возраста в адаптационный период...