Деятельностный подход в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками.
статья по логопедии (старшая группа)

Олеся Николаевна Муравьева

Работая учителем-логопедом, я осознаю важность самостоятельной работы учащихся. Это способствует развитию у детей самоконтроля, подготовке детей к самообразованию, формированию умения планировать, анализировать, делать обобщения. А это очень важно в коррекционной работе. Ведь поставить отсутствующие звуки это не самое сложное. Гораздо сложнее это ввести эти звуки в речь. А тут уже не обойтись без самоконтроля, умения ребенка самостоятельно контролировать свою речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyatelnostnyy_podhod_v_korrektsionnoy_rabote_uchitelya.docx16.61 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельностный подход в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками.

Муравьева Олеся Николаевна

(Воронеж. olesia.murawiewa@yandex.ru)

        Работая учителем-логопедом, я осознаю важность самостоятельной работы учащихся. Это способствует развитию у детей самоконтроля, подготовке детей к самообразованию, формированию умения планировать, анализировать, делать обобщения. А это очень важно в коррекционной работе. Ведь поставить отсутствующие звуки это не самое сложное. Гораздо сложнее это ввести эти звуки в речь. А тут уже не обойтись без самоконтроля, умения ребенка самостоятельно контролировать свою речь.

Долгое время главной ценностью считались знания, которые мы даем детям. Сейчас получить, добыть знания, не составляет труда. Интернет сделает это с легкостью.  Поэтому наибольшей важностью обладают умения применить эти знания. Но ещё важнее – знание того, как добывать информацию, интерпретировать её или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. В связи с этим возникла необходимость изменить характер учебного процесса и способ деятельности ребенка и в логопедии. Появилась потребность применения деятельностного метода обучения. Это организация работы с ребенком таким образом, что главным является самостоятельная познавательная деятельность дошкольника. В своей коррекционной работе я использую технологию системно-деятельностного подхода. Задача моих занятий не дать знания сразу и в полном объеме, а научить детей учиться. То есть организовать работу так, чтобы дети сами додумались до решения проблемы, сами объяснили, как нужно действовать.

Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности. Обучающиеся становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача педагога при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать, а в организации исследовательской работы детей, причём она должна быть организована таким образом, чтобы дети сами додумались до решения проблемы и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Каждое логопедическое занятие носит учебно-игровой характер. Ведь одним из важнейших приемов работы с детьми является игра. Игра способствует гармоничному развитию ребенка, снимает напряжение и обеспечивает максимальное восприятие нового материала.

Игра дает свободу, увлеченность, возможность проявить свои творческие навыки, развивает воображение.

Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре.

Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству.

Игра дает увлеченность. Она интенсивно вовлекает ребенка, активизирует его способности, развивает творческие навыки.

Игра дает развитие воображения.

Игра дает возможность развить умственные способности, логические связи.

Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, дает психологическую устойчивость, снимает уровень тревожности, вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

Игра увеличивает потребность ребенка в общении, стимулирует накопление и развитие речевых умений и навыков.

Игра дает радость общения.

При проведении игры необходимо учитывать возраст и возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.

Основой логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Дети без удовольствия выполняют упражнения. И такая работа не приносит должного результата. Но когда гимнастика проходит в виде игры, в которой главных героев выбирают дети, то повышается ее эффективность.  Дети выбирают и самостоятельно изготавливают кукол, которые помогают им делать артикуляционную гимнастику. Это куклы с языками, несуществующие зверушки и говорящие язычки. Дети придумывают истории связанные с этими героями и при выполнении гимнастики обыгрывают их.  Их герои попадают в беду и чтобы спасти их, нужно правильно сделать гимнастику. Дети самостоятельно выбирают, с какими предметами можно делать упражнения на формирование воздушной струи. Делают из бумаги, ниток забавные поделки, которые им интересно сдувать.

Важно заинтересовать ребенка так, чтобы он сам захотел участвовать в процессе коррекции речи. Ребенок должен стать полноценным участником, который не только выполняет задания взрослых, но и сам участвует в процессе создания средств достижения цели.

Занятия с детьми носят продуктивный характер. Для детей эти занятия не скучные уроки, а веселые игры, где главный герой – он сам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии мультипликации в коррекционной работе учителя-логопеда со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи

Процесс создания мультфильмов несет в себе большой развивающий потенциал, позволяет ребенку выбрать вид деятельности в соответствии с его способностями и интересами, активно познаватьокружающий мир, р...

Методические разработки "Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ"

Актуальность, цели и задачи, план работы коррекционной работы с детьми ОВЗ дошкольного возраста....

мастер-класс " Использование нейропсихологического подхода в коррекционной работе учителя-логопеда"

использование инновационной деятельности в работе учителя-логопеда...

Использование нейропсихологического подхода в коррекционной работе учителя- логопеда. Работа над дыханием.

АктуальностьЛичный опытПользаРезультатыСостовляющие компонентыУсовия для работыВозможные ограниченияСписок литературы...

Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда.

В данной статье рассматривается применение нейропсихологического подхода в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Значимость и актуальность нейропсихологических упражнений в работе учителя-логоп...

План самообразования "Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР"

Нарушений речи у детей в современном мире является особо острой проблемой. Количество детей с тяжелыми нарушениями речи с каждым годом увеличивается. Следовательно, одним из основных направлений в лог...

«Использование полисенсорного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда».

   Полисенсорный подход, предполагает опору на максимально возможные количества анализаторов при ознакомлении с новым объектом либо явлением. Использование такого подхода помогает уст...