Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [р] в связной речи.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Суворина Нина Анатольевна

Индивидуальное занятие по автоматизации звука [р] в связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р] в связной речи.

Подготовила: учитель-логопед

подготовительной группы №2

Суворина Н.А.

Тема: Автоматизация звука [Р] в связной речи.

Цель: закрепить правильное произношение звука [Р] в связной речи.

Задачи:

Образовательные задачи:

- добиваться правильного звучания звука [Р];

- тренировать подвижность артикуляционного аппарата;

- обогащать словарь ребенка по теме «Перелетные птицы»;

Коррекционные задачи:

- закрепить правильный артикуляционный уклад звука [Р];

- развивать фонематический слух;

- развивать внимание, память, мышление;

- развивать длительный, плавный речевой выдох;

Воспитательные задачи:

- воспитывать целеустремленность, самостоятельность, контроль.

- воспитывать бережное отношение к природе и птицам.

Оборудование: разрезная картинка «Грач», карточки артикуляционных упражнений, контейнер с манной крупой, аудио записи отрывков детских песен «Антошка», «Зима в Простоквашино», «Мама для Мамонтенка», предметные картинки, предметные картинки с изображением перелетных птиц.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

- Здравствуй Полина, наше занятие начнется сразу после того, как мы узнаем, кто решил сегодня у нас побывать. Для этого, выложи, пожалуйста, картинку (Ребенку дается разрезная картинка с изображением «Грач»)

Ребенок выкладывает картинку на столе.

- Полина кто на картинке? (Это грач)

- Верно! В слове грач есть звук, который мы с тобой изучаем. Что это за звук? (Это звук [Р])

2. Артикуляционная гимнастика.

- Правильно, мы с тобой изучаем звук [Р] и сейчас мы выполним зарядку для языка и губ, чтобы этот звук звучал лучше.

Артикуляционные упражнения выполняются перед зеркалом.

«Заборчик»

«Маляр»

«Грибок»

«Лошадка»

«Барабан»

3. Ознакомление с темой занятия.

- Полина, послушай меня внимательной и скажи, какой звук повторяется во всех словах?

Журавль, грач, жаворонок, дрозд.

(Во всех словах встречается звук [Р])

- Верно. Сегодня на занятии мы продолжим работать со звуком Р. А что за птиц я сейчас называла? (Это перелетные птицы) Каких еще перелетных птиц ты знаешь? (ласточки, лебеди, стрижи, скворцы…).

-Полина, почему перелетных птиц так называют? (потому что они каждую весну и осень перелетают с места на место)

4. Уточнение артикуляции и связь звука с буквой.

- Правильно. Грач, который к нам сегодня прилетел на занятие – это тоже перелетная птица. И в его названии есть звук, который мы учим. Нашему гостю очень интересно, как же получается такой красивый звук [Р]. Расскажи, пожалуйста какой артикуляционный уклад у звука [Р].

(губы улыбаются, рот приоткрыт, кончик языка за верхними зубами на «бугорках», кончик языка вибрирует, боковые края языка прижаты к боковым зубам, горлышко дрожит)

- Умница! Грач очень доволен, что в его названии есть такой замечательный звук. Полина, мы еще кое-чем можем удивить нашего гостя, скажи, а у звука [Р] есть буква, которой мы его обозначаем на письме? (есть, это буква Р)

- Я предлагаю тебе написать тебе эту букву на досточке указательным пальцем. (ребенок пишет букву Р указательным пальцем в неглубоком контейнере с манной крупой). А теперь назови звук этой буквы (ребенок произносит звук).

5. Развитие фонематического восприятия и плавного речевого выдоха.

- Посмотри, как доволен Грач тем, что залетел к нам на занятие! Но по секрету он мне сказал, что его огорчает один факт, многие перелетные птицы умеют петь красивые песенки, а грач совсем не музыкальный. Может быть, мы с тобой его развеселим? (да) Мы с тобой попробуем спеть короткие песенки, использую только один звук [Р]. Ты согласна мне помогать? (да) Не забывай делать глубокий вдох через нос и выдыхать через рот.

Логопед вместе с ребенком поют небольшие отрывки детских песен, используя только звук [Р]. Песенки: «Антошка», «Зима в Простоквашино», «Мама для Мамонтенка».

- Какая ты молодец! Теперь немного отдохнем и поиграем в игру «Ловишки». Я буду называть слова, а ты, когда услышишь слово со звуком [Р], поймай его, хлопнув в ладоши. Готова? (да)

проталинка, снег, весна, грач, сугроб, лес, ручей, вода, трава, солнце, небо, кораблик.

- Здорово! Ты поймала все нужные слова и ни одно слово от тебя не улетело! Покажем нашему гостю, какая ты внимательная девочка. У меня есть много интересных картинок, но я такая неловкая, все их перепутала, мне необходимо разобрать их, выбрать все картинки, в которых есть звук [Р].

Ребенок отбирает нужные картинки и выкладывает их на столе. После чего картинки называет, четко проговаривая звук [Р].

6. Автоматизация звука [Р].

- Полина, ты такая внимательная, уверена, что наш гость очень доволен этим. Ну а сейчас мы отгадаем загадки, которые Грач для нас подготовил. Они о его друзьях – перелетных птицах.

Хочет - прямо полетит,

Хочет - в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поет, поет. (Это жаворонок)

Стали братья на ходули,

Ищут корма на пути,

На ходу ли, на бегу ли,

Им с ходулей не сойти. (журавли)

С самого утра кричат они:

«Тра-гра»

Гнезда вьют на тополях,

Корм находят на полях. (Это грачи)

После того, как ребенок отгадает загадки, нужно соотнести отгадки с картинками, на которых изображены перелетные птицы. Так же ребенок определяет место звука [Р] в этих словах.

- Полина, у тебя все отлично получилось! Скажи пожалуйста, ты бережно относишься к природе и птицам? (да) Как люди могут помогать перелетным птицам? (Люди строят скворечники и кормушки). А как ты сама можешь помогать птицам? (Я могу их не обижать, могу приносить корм в кормушки) Грачу очень приятно слышать, что ты бережно относишься к природе и птицам. Ведь птицы для природы делают полезные дела. И мы должны оберегать птиц. Ты знаешь, грачи не только любопытные и умные птицы, они еще очень красивые. Наш гость очень любит слушать о себе рассказы, может быть, мы его порадуем и придумаем рассказ о нем? Я тебе помогу, я буду задавать вопросы, и если ты будешь отвечать на них полными предложениями, получится рассказ. Ты готова попробовать? (Да)

7. Развитие связной речи:

Составление рассказа «Грач». С опорой на картинку по плану.

1. Грач это перелетная или зимующая птица? (Грач – это перелетная птица).

2. Чем покрыто тело грача? (Тело грача покрыто перьями).

3. Какого цвета перья у грача? (Его перья черного цвета).

4. Какой клюв у грача? (У грача крепкий и острый клюв).

5. Чем питается грач? (Он питается червями и личинками насекомых).

6. Как называют птенцов грача? (Птенцов грача называют грачата).

А теперь расскажи рассказ самостоятельно, посмотри на картинку. (Ребенок рассказывает рассказ «Грач»).

«Грач».

Грач – это перелетная птица. Тело грача покрыто перьями. Его перья черного цвета. У грача крепкий и острый клюв. Он питается червями и личинками насекомых. Птенцов грача называют грачата.

8. Итог занятия. Домашнее задание.

- Полина, Грач сегодня остался доволен твоими ответами и тем, как ты составила рассказ о нем. Ему очень понравился звук [Р], теперь это его любимый звук. Наш гость в благодарность приготовил тебе небольшой подарок, это наклейки с птицами. А еще он просит тебя дома выучить скороговорку про него: У грача чёрный фрак, Грач червям – главный враг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Л в словах и фразах

Индивидуальное логопедическое занятие по теме: "Автоматизация звуков в словах и фразах" Цель: автоматизировать звук [л] в словах и фразах. Задачи: развивать фонематический слух, тонкую...

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [л]

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [л] по мотивам сказки "Золушка" . Подразумевает использование компьютера....

Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: автоматизация звука [Л] в связной речи;

Тема: автоматизация звука [Л] в связной речи;Цель: обучение использованию звука [Л] в самостоятельной речи.Задачи:Образовательная: формирование практических умений и навыков пользоваться исправленной ...

Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: автоматизация звука [Л] в связной речи;

Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: автоматизация звука [Л] в связной речи;Цель: обучение использованию звука [Л] в самостоятельной речи.Задачи:Образовательная: формирование практичес...

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [с] в слогах, словах и фразовой речи

Цель: «Автоматизация звука «С» в слогах, словах и фразовой речи»...

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [р] в свободной речи «Новогодний праздник»

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [р] в свободной речи «Новогодний праздник»...