Проект - "Говорим правильно!"
проект по логопедии
Образовательные области: Речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.
Вид проекта: исследовательский, познавательно- творческий.
Участники проекта: учитель-логопед, педагогии группы, дети 4-5 лет группы с ОНР, их родители.
Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год), групповой.
Данный проект направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической помощи детям и их родителям (законным представителям), на повышение их компетентности в вопросах речевого развития. Проект рассчитан на детей от 4 - 5 лет, посещающих группу с ОНР в дошкольном учреждении. Он позволяет снять напряженность и обеспечить доступность квалифицированной логопедической помощи в сенситивный период развития и формирования речи дошкольников в условиях речевой группы для детей с ОНР в ДОУ.
Цель проекта: Повысить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, обеспечить индивидуальный подход к каждому ребёнку с речевой патологией, и определить последующие равные стартовые возможности при поступлении в школу и максимально удовлетворяющего запросы родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_govorim-pravilno_2.docx | 120.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 2
ГОРОДСКОГО ОКРУГА РАЙЧИХИНСКА
ПРОЕКТ
«ГОВОРИМ - ПРАВИЛЬНО!»
Вид проекта: практико - ориентировочный.
Участники проекта: учитель-логопед, педагоги группы, дети разновозрастной группы с ФФНР, их родители.
Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год), групповой.
Начало проекта: 2 сентября 2019 г.
Окончание проекта: 29 мая 2020 г.
Разработчик проекта:
Рожкова О.В., учитель-логопед высшей кв. категории
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».
Иван Сергеевич Тургенев
Актуальность проекта.
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности.
Одним из основных направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Очень важно сделать родителей воспитанников активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка.
Нормативно-правовая основа проекта:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155;
- Конвенция о правах ребенка. 1991г.;
- Концепция дошкольного воспитания от 16.06.1989 г.;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях 2.4.1.3049-13;
- Устав образовательного учреждения;
- Образовательная программа ДОУ.
Содержание коррекционно-логопедической работы выстроено на основе нормативных документов, «Образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» под редакцией Нищевой Н.В.
Для дополнения и достижения наилучшего результата в коррекционной работе и разнообразия программно-методического оснащения применяются следующие парциальные программы и пособия:
- «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР» (I-III периоды). В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко.
- «Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи». О.А. Козырева, Н.Б. Дубенко.
- «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет». Е.В. Кузнецова.
- «Волшебный мир звуков и слов». Е.А. Пожиленко.
- «Обучение грамоте детей с нарушениями речи». Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова.
Проект направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической помощи старшим дошкольникам и их родителям (законным представителям), на повышение их компетентности в вопросах речевого развития. Дети зачисляются в группу по направлению городской ПМПК и детского врача-психиатра.
Новизна проекта состоит в осуществлении особого подхода к обследованию, коррекции и развитию речи ребенка. Подбора инновационных форм работы с семьями воспитанников.
Цель проекта - оказание коррекционно-развивающей помощи детям дошкольного возраста с речевыми нарушениями и повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития.
Задачи проекта:
- Разработать систему коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста;
- Создать условия для мотивации дошкольников, интереса к логопедическим занятиям;
- Приобщить к процессу активного познания для дальнейшего успешного развития речевых и творческих способностей;
- Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал.
Для достижения наилучшего результата в создании системы коррекционно-развивающего логопедического воздействия используются следующие принципы:
- Принцип коррекционной направленности. На всех этапах работы происходит коррекция звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, связной речи, «педагогической или социальной запущенности».
- Принцип последовательности, систематичности. Расположение материала построено на его усложнении.
- Принцип комплексного подхода. Направлен на решение задач, охватывающих различные стороны речевого развития – фонетической, лексической, грамматической, и на их основе – развитие связной речи.
- Тематический принцип. Занятия и упражнения начинают, продолжают и развивают одну тему.
- Принцип системности. Весь материал систематизирован по зонам, в каждой зоне отведено определенное место удобное для использования, составлен паспорт логопедического кабинета.
- Принцип взаимосвязи логопеда с медиками и воспитателями групп. Патронаж группы осуществляет врач-психиатр. Взаимосвязь логопеда с воспитателями группы выражается в коррекционно-компенсаторной направленности педагогического процесса, единстве целей и задач коррекционной работы, единстве лексических тем.
- Принцип здоровьесбережения. На всех этапах и во всех формах работы учитывается состояние здоровья ребенка и используются здоровьесберегающие технологии; в кабинете проведена пожарная сигнализация.
- Принцип природосообразности. Осуществляется учет возрастных особенностей детей: высота мебели, наглядно-дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей.
- Принцип эстетичности. Мебель, наглядно-методические пособия и игры выполнены из современных, ярких, легко обрабатывающихся материалов, эстетически оформлены.
Участники проекта: учитель-логопед, педагог группы, дети разновозрастной группы с ФФНР, их родители.
Основными формами организации проекта являются индивидуальная и подгрупповая непосредственно организованная деятельность с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии. НОД составляет 20-25 минут одно занятие ежедневно, рассчитано на годичный срок обучения.
Риск проекта: (частые пропуски детей без причины, болезни, карантин).
Данный проект предполагается реализовать в три этапа:
1 этап – подготовительный (информационно-аналитический).
Для работы на первом этапе необходимо установить доверительные отношений с ребенком и родителями. Создать положительный эмоциональный настрой и простимулировать интерес к занятиям. С этой целью проводится анкетирование родителей (Приложение № 1). Оно позволяет выяснить понимание имеющегося речевого нарушения у ребенка, особенности протекания беременности мамы, сведения о родителях и данные, о ходе раннего развития ребенка.
Диагностическое обследование всех компонентов языковой системы, само логопедическое обследование, проводится по речевой карте, составленной для детей старшего дошкольного возраста на основе методики обследования устной речи дошкольников - пособие под редакцией Н.В. Нищевой «Речевая карта ребенка 4-6 лет с ФФНР» (Приложение № 2). Данное обследование помогает заполнить индивидуальные речевые карты на каждого воспитанника и отследить динамику речевого развития.
В речевых картах проставляется дата поступления в группу, исследуется сенсомоторный уровень, отмечается состояние импрессивной и экспрессивной речи, изучается состояние связной речи. Результаты логопедического обследования позволяют выстроить определённый прогноз, разделить детей на подгруппы в зависимости от возраста, структуры и сложности речевого дефекта, проследить за динамикой речевого процесса.
На основе полученных данных составляется:
- План индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению (Приложение № 3);
- Перспективный план тематических занятий в речевой группе с детьми с ОНР на год (Приложение № 4);
- Циклограмма рабочей недели учителя-логопеда на год (Приложение № 5);
Таким образом, подготовительный этап подразумевает установление единых требований логопеда, педагогов группы и родителей к коррекционному процессу и нахождение контакта между двумя сторонами образовательного процесса.
2 этап – основной (практический). Данный этап состоит из трех направлений.
1 направление - Работа с воспитанниками.
ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Это дети, которым ставится – ринолалия, дизартрия, дислалия акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.
Дети с ФФНР имеют нормальный слухом и сохранный интеллект, но нарушена произносительная сторона речи и фонематический слух. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядоченно – в «решетке фонем».
Понятие «фонематический слух» отличают от понятия «фонематическое восприятие». Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы. Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежат в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.
Коррекционно – логопедическая работа строится с учётом образовательных потребностей детей, индивидуальных и возрастных особенностей, которые определяются, прежде всего, в результате комплексного обследования. Это позволяет систематизировать занятия, повысить их эффективность и усилить коррекционную направленность, а также осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.
Для закрепления полученных знаний и навыков ведутся индивидуальные логопедические тетради, в которых родителям предлагаются задания на выходные:
- для наработки артикуляционной подвижности - артикуляционные упражнения,
- по автоматизации и дифференциации поставленного звука,
- для тренировки мелкой моторики через штриховку, обведение по контуру, соединение точек.
- упражнения на развитие памяти, воображения, мышления.
В логопедической работе с детьми с ОНР широко использую следующие методы и приемы:
- игры и упражнения для развития психических процессов;
- развитие мелкой моторики (штриховка, шнуровка, пальчиковая гимнастика, игры с природным материалом: песок, крупы; Су-Джок);
- элементы фольклора;
- словотворчество, скороговорки, чистоговорки;
- терапии: сказкотерапия (использование сказочных персонажей и обыгрывание понравившихся отрывков произведений); мячетерапия.
- здоровьесберегающие принципы:
- приемы психогимнастики (релаксационные минутки, погружение в образ, воображаемые путешествия, поездки, приключения),
- логопедическая разминка,
- дыхательные упражнения,
- развитие мелкой моторики рук (пальчиковые игры, кинезиологические упражнения),
- телесно-ориентировочные и танцевально-двигательные упражнения.
2 направление - Работа с родителями.
Основной целью взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей группы с семьей является создание единого пространства: «Родители — дети — педагоги». Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
- создание условия для участия родителей в жизни ребенка в группе и в ДОУ в целом;
- установление партнерских, доверительных, уважительных отношений между педагогами и родителями;
- оказание психолого-педагогической поддержки родителям в воспитании ребенка и повышении компетентности в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей;
- непрерывное повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьей воспитанников.
Для решения этих задач используются следующие формы работы с родителями:
- Проведение дней открытых дверей. Помогает привлечь родителей к коррекционному педагогическому процессу. На открытых занятиях и мероприятиях они могут познакомиться с задачами, правилами и традициями ДОУ.
- Организация круглых столов, мастер-классов. Способствует формированию взаимодоверия, тесного взаимодействия родителей и педагогов в жизни группы и ДОУ целом. Темы могут быть самые разные, например «Особенности речевого развития дошкольников», «Речевые игры по дороге домой», «Что такое - Биоэнергопластика?», «Игровые приемы при автоматизации звуков», «5 языков любви!».
- Информационные стенгазеты. Позволяют с помощью фотосъемки представить интересные моменты жизнедеятельности ребенка в детском саду.
- Привлечение к участию в детских исследовательских проектах. Они проводятся в течение учебного года в рамках различной образовательной деятельности. Участие детей в проектах позволяет не только открывать что-то новое совместно с педагогами ДОУ, но и закреплять свои знания благодаря исследованиям и экспериментированию вместе с родителями вне детского сада. Например, при выполнении поручения полить цветы, дети обращают внимание на форму и размер листьев, цвет, наличие волосяного покрытия, а вечером с родителями узнают, что есть цветы кондиционеры, некоторые цветы используются в кулинарии, они помогают украсить любой праздник или торжество. На следующий день происходит обмен мнениями и знаниями, и усвоение правила – комнатные цветы нужны, особенно в холодный период времени.
- Беседы-консультации на стенде «Логопед советует», ширмы-раскладки и индивидуальный подбор материала по возникающим вопросам.
Таким образом, составляется план работы с родителями на учебный год (Приложение № 6).
3 направление - Работа с воспитателями группы.
Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе для детей с ОНР во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов. И, прежде всего, учителя-логопеда и воспитателей группы. Именно поэтому в группе существует единое планирование по лексическим темам с опорой на возраст и речевые возможности детей.
Успешное преодоление нарушений звукопроизношения возможно при правильно организованной предметно-развивающей среде и при тесной взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей, единстве требований, предъявляемых к воспитанникам. Поэтому задача формирования правильного звукопроизношения решается в течение всего дня, а упражнения на автоматизацию, дифференциацию тех или иных звуков выполняются всеми участниками педагогического процесса в различных режимных моментах.
С этой целью составлена «Циклограмма взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей группы» (Приложение № 7). На ее основе даются рекомендации педагогам группы в тетради «Взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями группы.
- этап – заключительный (контрольно-аналитический).
На этом этапе идет анализ эффективности работы учителя-логопеда за учебный год и выявление уровня осведомленности родителями группы в вопросах речевого развития детей. Подводится общий итог по эффективности коррекционных мероприятий с детьми.
В целях обеспечения положительного результата в работе с детьми-логопатами и отслеживания динамики коррекционного развития в сентябре и мае проводится диагностическое обследование по выявлению уровня освоения воспитанниками программного материала. Кроме этого в январе проводится промежуточное обследование (мониторинг) уровня речевого развития детей с целью выявления своевременного как достижения, так и трудностей в реализации индивидуальных коррекционных программ и при необходимости внесения в них изменения. Данные повторного обследования заносятся в речевую карту, начатую в начале учебного года (Приложение № 2).
Опыт работы с детьми 4-6 лет убеждает нас в том, что вовремя начатая коррекционная работа позволяет достичь положительных результатов в речевом развитии, что в свою очередь впоследствии успешно скажется на дальнейшем обучении ребенка в школе и позволит ему комфортно ощущать и реализовать себя в социуме.
Всё это позволяет провести опрос удовлетворенностью качеством образовательных услуг и изучить дальнейший спрос на получение коррекционной деятельности на будущий год.
Ожидаемый результат:
Для детей | Для родителей | Для педагогов | Для ДОУ |
- положительная динамика речевого развития; - индивидуальный подход к каждому ребенку в соответствии с его возможностями. | - активизация педагогического потенциала родителей; - приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития в домашних условиях; - готовность и желание помогать своему ребенку, особенно, в летний период времени; - чувство удовлетворенности от совместного творчества. | - положительный психологический климат между логопедом и педагогами группы; | - благоприятные условия для профессионального роста педагогов; |
Методические источники:
- Нищева Н.В. «Образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. СПб, 2016.;
- Нищева Н.В. «Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет». — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.;
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. СПб, 2008.;
- Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с ОНР (от 4 до 7 лет). СПб, 2008.;
- Коноваленко В.В. «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР» (1-3 периоды). М., 1999.;
- Колесникова Е.В. «Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет». М., 1999.;
- Козырева О.А., Дубенко Н.Б. «Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи». М., 2005.;
- Кузнецова Е.В. «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет». М., 2004.;
- Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. «Обучение грамоте детей с нарушениями речи». М., 2009.;
- Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков». М., 1999.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения». М., 1999.;
- Епифанова О.В. «Автоматизация и дифференциация звуков» Упражнения, задания, игры для детей 6-9 лет. Волгоград, 2013.;
- Дедюхина Г.В. «Работа над ритмом в логопедической практике». М., 2006.;
- Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. «Исправляем произношение. Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств». С-П.. 2007.;
- Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках». М., 2014.;
- Акименко В.М. «Новые логопедические технологии». Ростов-на-Дону, 2008.
Приложение № 1.
Бланк для обследования родителей (законных представителей) для сбора общего анамнеза о ребенке составлен на основе «Речевой карты ребенка с ОНР (от 4 до 7 лет)», автор Н.В. Нищева.
Составила учитель-логопед Рожкова Ольга Викторовна
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка ________________________________________________________
Дата рождения, возраст (число, месяц, год) ______________________________________
Дата обследования (месяц, год)_________________________________________________
Домашний адрес, телефон _____________________________________________________
Из какого ДОУ прибыл (номер, название)________________________________________
Национальный язык, двуязычия в семье _________________________________________
Занимались ли с логопедом, где, когда __________________________________________
Результат занятий с логопедом _________________________________________________
По чьей рекомендации обратились к психиатру на консультацию ____________________
Данные о ходе (раннего) развития:
- Держит голову (в N с 1,5 мес.) –
- Сидит (в N с 6 мес.) -
- Ползает (в N с 6-7 мес.) -
- Стоит (в N с 10-11 мес.) -
- Ходит (в N с 11-12 мес.) -
- К 1 году зубов (в N – 8 зубов) -
- Первые слова (в N – около года) -
- Фраза (в N с 1,5 до 2-х лет) -
- Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине -
- Дефект заметили –
- Перенесенные заболевания (до 1 года)-
- Перенесенные заболевания (после года)-
Сведения о родителях
Мать: Ф.И.О., профессия, образование, место работы, телефон________________________________________________________________
Отец: Ф.И.О., профессия, образование, место работы, телефон________________________________________________________________
Жалобы родителей (особенности поведения, нарушения в речи и обучении, трудности контакта со сверстниками, отношение членов семьи к речевому дефекту)________________________________________________________________
Наследственные заболевания (какие) _______________________________________
Сопутствующие заболевания ______________________________________________
Данные о развитии
Характер беременности: токсикоз, хронические и инфекционные заболевания _______________________________________________________________________
Роды: стремительные, затяжные ___________________________________________
Состояние ребенка после родов ____________________________________________
Заключение ПМПК ______________________________________________________
Приложение № 2.
Бланк для обследования речи детей составлен на основе «Речевой карты ребенка с ОНР (от 4 до 7 лет)», автор Н.В. Нищева.
Составила учитель-логопед Рожкова Ольга Викторовна
Система оценки речевой карты - 2-й блок:
Для СЕРИИ 1. Исследование сенсомоторного уровня:
1 балл – точное и правильное выполнение задания;
0,5 балла – замедленное и напряженное выполнение задания;
0,25 балла – выполнение с ошибками;
0 балла – невозможность выполнения или отказ от выполнения.
Максимальное количество баллов за всю серию – 61 балл.
Для СЕРИЙ 2-3. Исследование состояния импрессивной, экспрессивной речи:
1 балл – точное и правильное воспроизведение;
0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;
0,25 балла – неточное воспроизведение или правильный ответ после помощи второго вида;
0 балла – невозможность выполнения или воспроизведения.
Максимальное количество баллов за 2-ю серию - 56 баллов.
Максимальное количество баллов за 3-ю серию - 161 балл.
Для СЕРИИ 4. Исследование связной речи:
Критерии смысловой целостности:
1 балл – рассказ соответствует ситуации, воспроизведены все основные смысловые звенья;
0,5 балла – допускается незначительное искажение ситуации, неправильное восприятие и сокращение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев;
0,25 балла – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение или сокращение смысла включением посторонней информации, либо рассказ не завершен;
0 балла – отсутствие описания ситуации по причине невозможности или отказа от выполнения.
Критерии лексико-грамматического оформления высказывания:
1 балл – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;
0,5 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска или неточное словоупотребление, отдельные близкие замены;
0,25 балла – наблюдаются аграмматизмы, повторы, далекие словесные замены, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств;
0 балла – рассказ не оформлен, недоступен пересказ.
Критерии самостоятельности выполнения задания:
1 балл – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ или самостоятельный пересказ после 1-го предъявления;
0,5 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно или пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения;
0,25 балла – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам;
0 балла – выполнение задания недоступно даже по наводящим вопросам.
Максимальное количество баллов за 4-ю серию - 9 баллов.
Количество баллов по уровням за 2-й БЛОК:
Высокий уровень – 192 - 287 баллов;
- Средний уровень - 96 – 191 балл;
- Низкий уровень – 0 – 95 баллов.
Речевая карта ребенка дошкольного возраста с ФФНР
Фамилия, имя ______________________________________
Дата рождения, возраст______________________________
Дата обследования ________________________________
1 БЛОК. Общие данные
- Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии
(на основании медицинской карты)
Педиатр __________-_____ _______________________________________
Невролог ___________-________ __________________________________
Психоневролог ________-________________________________________
Оториноларинголог_____-________________________________________
Офтальмолог_______-____________________________________________
Хирург__________-_____________________________________________
Ортопед ________-_______________________________________________
- Исследование поведения и эмоциональной сферы
- Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм) ___________________________________
- Адекватность эмоциональных реакций_- ________________________
- Устойчивость эмоциональных реакций (наличие импульсивности или эмоциональная стабильность)_- _______________________________________
- Анатомическое строение артикуляционного аппарата
- Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) __________________________
- Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов)___
- Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний,перекрестный)______________________________________________
- Твердое небо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель) __________________________________________________
- Мягкое небо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, нет маленького язычка) ________________________________________________________________
- Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический») _______
- Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области) _____________________________________
2 БЛОК. Углубленное логопедическое обследование
СЕРИЯ 1. Исследование сенсомоторного уровня
- Исследование состояния моторной сферы
- Состояние мимической мускулатуры.
проба | Нач. года | Кон. года |
Закрыть правый глаз, потом левый | ||
Поднять брови, нахмурить | ||
Наморщить нос | ||
Надуть щеки, втянуть щеки | ||
- Состояние артикуляционной моторики.
упражнения | Нач. года | Кон. года |
«Окошко» | ||
«Улыбка» - «Трубочка» | ||
«Лопатка» | ||
«Иголочка» | ||
«Часики» | ||
«Грибок» | ||
«Маляр» | ||
- Состояние ручной моторики.
проба | Нач. года | Кон. года |
Сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала на правой руке, потом – на левой. | ||
Поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой. | ||
Работа с карандашом – рисование горизонтальных и вертикальных линий, кругов. | ||
Манипуляция с предметами – застегивание и расстегивание пуговиц, перекладывание мелких предметов из одной ёмкости в другую, завязывание и развязывание шнурков. | ||
- Состояние общей моторики.
проба | Нач. года | Кон. года |
Прыжки на 2-х ногах | ||
Перепрыгнуть через мяч | ||
Топать ногами и хлопать руками одновременно | ||
Бросить мяч от груди | ||
Поймать мяч, бросить из-за груди | ||
- Исследование неречевых психических функций
А) Исследование слухового восприятия:
- Исследование контрастного звучания нескольких игрушек:
колокольчик | бубен | дудочка | погремушка | ||
Нач. года | |||||
Кон. Года |
- Определение направление звука:
вверху | внизу | впереди | сзади | слева | справа | ||
Нач. года | |||||||
Кон. Года |
- Воспроизведение ритма:
-- долгий звук, * - быстрый | -- -- * * | -- * * -- | * * -- -- | -- * * -- -- | |
Нач. года | |||||
Кон. года |
Б) Исследование зрительного восприятия
- Различение цвета (показ предмета заданного цвета, подбор к чашкам соответствующих по цвету блюдец):
красный | оранжевый | желтый | зеленый | синий | фиолетовый | белый | черный | ||
Н. г. | |||||||||
К. г. |
- Восприятие формы (покажи где?):
круг | квадрат | овал | треугольник | прямоугольник | ||
Нач. года | ||||||
Кон. года |
В) Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления
- Ориентировка в пространстве - показ предметов, которые находятся:
вверху | внизу | впереди | сзади | слева | справа | ||
Нач. года | |||||||
Кон. Года |
- Ориентировка в схеме собственного тела (показ):
правая рука, левая рука | правая нога, левая нога | правый глаз, левый глаз | правое ухо, левое ухо | ||
Нач. года | |||||
Кон. года |
- Складывание фигур из палочек по образцу:
«Стульчик» | «Кровать» | «Ёлочка» | «Домик» | ||
Нач. года | |||||
Кон. Года |
ВСЕГО ЗА 1 СЕРИЮ __________________
СЕРИЯ 2. Исследование состояния импрессивной речи
А) Пассивный словарь
- Понимание существительных (покажи где?)
пробы | Нач. года | Кон. года |
Кукла, мишка, машина | ||
Чашка, ложка, тарелка, кастрюля | ||
Шапка, куртка, брюки, платье | ||
Туфли, тапки, ботинки, сапоги | ||
Яблоко, груша, банан | ||
Морковь, огурец, помидор | ||
Стул, кровать, диван | ||
(на себе) – руки, ноги, глаза, уши | ||
- Умение обобщать (покажи где предметы …?)
пробы | Нач. года | Кон. года |
Игрушки | ||
Одежда | ||
Обувь | ||
Посуда | ||
Мебель | ||
Овощи | ||
Фрукты | ||
- Понимание действий (покажи где?)
пробы | Нач. года | Кон. года |
Девочка стоит, идет | ||
Дедушка лежит, сидит | ||
Девочка читает, рисует | ||
Мальчик есть, пьет | ||
Птица летит – рыба плывет | ||
Лягушка прыгает – змея ползет | ||
- Понимание признаков (покажи где?)
пробы | Нач. года | Кон. года |
Большая чашка - маленькая | ||
Воздушные шары – красный, синий, желтый, зеленый | ||
Кислый лимон – сладкая конфета | ||
Круглый торт – квадратное печенье | ||
Холодное мороженое – горячий чай | ||
Горькое лекарство – сладкое варенье | ||
Б) Понимание различных форм словоизменения
- Образование существительных множественного числа (покажи где?)
Им. Падеж Н/Р: Стол - столы | Нач. г | Кон. г | Род. падеж Н/Р: Столы - столов | Нач. г | Кон. г |
Дом | Коты | ||||
Кот | Дома | ||||
Кукла | Глаза | ||||
Глаз | Окна | ||||
Окно | Куклы | ||||
- Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами (покажи где?)
пробы | Нач. года | Кон. года |
Машина в гараже | ||
Ваза на столе | ||
Мячик у ведерка | ||
Котик под креслом | ||
Коза за забором | ||
- Образование уменьшительно-ласкательной формы сущ-го (покажи где?)
пробы | Нач. года | Кон. года |
Стол - столик | ||
Машина – машинка | ||
Ведро – ведерко (ведерочко) | ||
Чашка – чашечка | ||
Окно – окошко (окошечко) | ||
- Дифференциация форм ЕД-го и МН-го числа глаголов (покажи где?)
пробы | Нач. года | Кон. года |
Кошка сидит – кошки сидят | ||
Слон стоит – слоны идут | ||
Птица летит – птицы летят | ||
Машина едет – машины едут | ||
- Дифференциация глаголов с приставками (покажи где?)
пробы | Нач. года | Кон. года |
Девочка наливает воду в стакан | ||
Девочка выливает воду из стакана | ||
Мальчик поливает цветы из лейки | ||
Собака выглядывает из конуры | ||
Птица летит в гнездо | ||
ВЕГО ЗА 2 СЕРИЮ ____________________
СЕРИЯ 3. Исследование состояния экспрессивной речи
А) Состояние фонематического восприятия
| Нач. г | Кон. г |
| Нач. г | Кон. г |
Кот – кит | Коса – коза | ||||
Дом – дым | Мишка – миска | ||||
Уточка - удочка | Кочка – кошка | ||||
Киска – миска | Малина - Марина | ||||
Почка – бочка | Рейка - лейка | ||||
Мишка – мышка | Марка – майка | ||||
- Повторение слоговых цепочек:
Пробы | Нач. г | Кон. г | Нач. г | Кон. г | |
Ба-па | Па-ба | ||||
Га-ка | Ка-га | ||||
Да-та | Та-да | ||||
Ма-ба | Ба-ма | ||||
За-са | Са-за | ||||
Ца-са-ца | Са-ца-са | ||||
Ша-жа-ша | Жа-ша-жа | ||||
- Исследование звукослоговой структуры:
пробы | Нач. года | Кон. года |
Кот | ||
Вода | ||
Спина | ||
Банка | ||
Самолет | ||
Фотограф | ||
Погремушка | ||
Парашютист | ||
- Исследование звукопроизношения:
Пробы | Нач. года | Кон. года |
Дом – день – обед | ||
Тень – тина – аист | ||
Нота – нить – слон | ||
Вата – вилка – улов | ||
Фота – фиалка – шкаф | ||
Собака – маска – нос | ||
Сено - василек – рис | ||
Замок – коза | ||
Зима – магазин | ||
Цапля – яйцо – огурец | ||
Шуба - кошка – камыш | ||
Жук – ножи | ||
Щука – вещи – лещ | ||
Чашка - очки – мяч | ||
Лампа – молоко – мел | ||
Лето – колесо - соль | ||
Рыба – корова – топор | ||
Река - варенье – дверь | ||
Гусь - бумага | ||
Кот – сокол – клубок | ||
Хлеб – сахар – петух | ||
Йод – майка – трамвай | ||
- Анализ звукового состава слов:
Выделение 1-го звука в слове | Нач. г | Кон. г | Выделение последнего звука в слове | Нач. г | Кон. г |
Астра | Сом | ||||
Утка | Кот | ||||
Обруч | Нос | ||||
Волк | Шары | ||||
Замок | Рука | ||||
Б) Состояние грамматического строя речи
- Повторение предложений:
пробы | Нач. г | Кон. г |
Дети ловят бабочку. | ||
В саду было много красных яблок. | ||
Дети катали из снега комки и лепили снежную бабу. | ||
Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому-что холодно. | ||
Медведь нашел под большим деревом глубокую яму и сделал себе берлогу. | ||
- Употребление предложных конструкций с предлогами В, НА, ИЗ, ПОД, ОКОЛО
Нач. г | Кон. г | |
Птенец выпал _(ИЗ) гнезда | ||
Почки распустились _(НА) деревьях. | ||
Щенок спрятался _(ЗА) крыльцом. | ||
Пес сидит __(ОКОЛО) конуры. | ||
Кошка залезла __(ПОД) дом. | ||
- Образование существительных множественного числа (покажи где?):
Им. Падеж (МНОГО) | Нач. г | Кон. г | Род. падеж (НЕТ КОГО? ЧЕГО?) | Нач. г | Кон. г |
Стол – столы | Дома – домов | ||||
Кот – коты | Слоты – столов | ||||
Дом – дома | Руки – рук | ||||
Кукла – куклы | Коты – котов | ||||
Рука – руки | Окна – окон | ||||
Окно – окна | Куклы - кукол | ||||
- Подбор прилагательных к существительному (Какая? Какой? Какое?):
Пробы | Нач. г | Кон. г |
Лиса | ||
Лимон | ||
Яблоко | ||
Брюки | ||
Солнце | ||
- Употребление числительных 2 и 5 с существительными:
С числительным 2 | Нач. г | Кон. г | С числительным 5 | Нач. г | Кон. г |
Машина | |||||
Яблоко | |||||
Груша | |||||
Мяч | |||||
Ведро | |||||
В) Активный словарь
- Имена существительные (назвать по 4-5 к каждой группе):
пробы | Нач. года | Кон. года |
Игрушки | ||
Посуда | ||
Одежда | ||
Обувь | ||
Мебель | ||
Овощи | ||
Фрукты | ||
- Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных:
пробы | Нач. г | Кон. г | ||
Дом | ||||
Стол | ||||
Забор | ||||
Окно | ||||
Палец |
- Назвать части тела (у себя) и части предметов:
Пробы | Нач. г | Кон. г | пробы | Нач. г | Кон. г |
Ноги | Спинка стула | ||||
Руки | Сиденье стула | ||||
Голова | Ножки стула | ||||
Глаза | Кузов машины | ||||
Уши | Колеса машины | ||||
Нос | Воротник куртки | ||||
Живот | Пуговицы рубашки | ||||
Грудь | Рукава платья | ||||
- Название детенышей животных:
пробы | Нач. г | Кон. г |
Кошки | ||
Лисы | ||
Свиньи | ||
Собаки | ||
Коровы | ||
- Образование глагола ИДТИ с приставками (ответ на вопрос):
пробы | Нач. г | Кон. г |
Мальчик из дома (Что сделал?)… /вышел/ | ||
По улице… /пошел/ | ||
Через дорогу… /перешел/ | ||
К магазину… /подошел/ | ||
В магазин… /вошел/ | ||
- Назвать действие по предъявленному предмету.
«Что делают?» | Нач.г | Кон.г | «Как передвигаются, общаются?» | Нач.г | Кон.г |
Лопатой | Птицы | ||||
Топором | Рыбы | ||||
Пилой | Кузнечик | ||||
Расческой | Собака | ||||
Ножом | Лягушка | ||||
Корова | |||||
- Назови одним словом (уровень обобщений)
пробы | Нач. г | Кон. г |
Мяч, кукла, машинка | ||
Шорты, куртка, платье | ||
Сапоги, туфли, тапочки | ||
Вилка, сковорода, чашка | ||
Шкаф, стол, кресло | ||
Помидор, огурец, морковь | ||
Яблоко, груша, апельсин | ||
Кошка, собака, корова | ||
Медведь, лиса, волк | ||
Воробей, голубь, сорока | ||
Автобус, самолет, поезд | ||
ВСЕГО ЗА 3 СЕРИЮ ____________________
СЕРИЯ 4 Исследование связной речи.
- Составление рассказа по сюжетной картинке
Нач. года | Кон. года | |
Смысловая целостность | ||
Лексико-грамматическое оформление | ||
Способ выполнения | ||
- Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Нач. года | Кон. года | |
Смысловая целостность (что сначала, что потом?) | ||
Лексико-грамматическое оформление | ||
Способ выполнения | ||
- Пересказ прослушанного текста
Нач. года | Кон. года | |
Смысловая целостность | ||
Лексико-грамматическое оформление | ||
Способ выполнения | ||
ВСЕГО ЗА 4 СЕРИЮ _____________________
Нач. года | Кон.года | |
1 СЕРИЯ | ||
2 СЕРИЯ | ||
3 СЕРИЯ | ||
4 СЕРИЯ | ||
ВСЕГО: |
Приложение № 3.
ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения
(нужное отметить +, подчеркнуть)
c ________________________________
Логопедическое заключение: ________________________________________________
Содержание работы:
- Формирование правильного звукопроизношения.
- Логопедический массаж;
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- постановка и коррекция звуков:
- группа свистящих – С, СЬ, З, ЗЬ, Ц
- группа шипящих – Ш, Ж, Ч, Щ
- группа сонорных – Л, ЛЬ, Р, РЬ
- губно-губные – П, Б, М + мягк.
- губно-зубные – Т, Д, Н + мягк.
- заднеязычные – К, Г, Х + мягк.
- Другие __________________________
- автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, связном тексте
- Развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания.
3. Развитие общей и мелкой моторики.
4. Развитие мимики и эмоций.
5. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха:
- определять звуки (гласные, согласные, твердые-мягкие, глухие-звонкие);
- определять наличие и отсутствие звука, место звука в слове.
6. Работа над слоговой структурой слова.
7. Развитие грамматического строя речи:
- словообразование;
- словоизменение.
8. Развитие лексической стороны речи:
- расширять предметный словарь;
- расширять словарь признаков;
- расширять глагольный словарь.
9. Формирование связной речи:
- формировать умение составлять рассказ по картинке;
- формировать умение составлять рассказ по серии картин;
- формировать умение составлять пересказ;
- формировать умение составлять рассказ - описание.
10. Пополнения активного словаря, развитие импрессивной речи.
11. Развитие психических процессов, интеллектуальной деятельности:
- развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление;
12. Сроки динамического контроля:
Январь | Динамика (положительная, незначительная, нулевая, отрицательная) |
Причины отрицательной или нулевой динамики: | |
Май | Динамика (положительная, незначительная, нулевая, отрицательная) |
Причины отрицательной или нулевой динамики: |
Приложение № 4.
Перспективный план тематических занятий
составлен на основе «Образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», автор Н.В. Нищева и «Фронтальных логопедических занятия в старшей группе для детей с ОНР» (1-3 периоды), авторы- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
Месяц | Неделя | Тема | Виды занятий |
Сентябрь | 1-3 4 | Диагностика Осень (периоды осени, месяца, деревья осенью) | Обследование: выявление уровня представления о себе самом и окружающем мире; грамматического строя речи; связной речи; фонетико-фонематического строя речи; звукопроизношения.
«Формирование представлений о звуках; обыгрывание «Сказки о звуках»; «Развитие слухового восприятия на речевых и неречевых звуках».
«Работа с понятиями ПРЕДМЕТ и ДЕЙСТВИЕ».
|
Октябрь |
1 2
3 4 | Овощи, труд в поле и огороде. Фрукты, труд в саду. Подготовка насекомых к зиме. Птицы, подготовка к отлёту. |
|
Ноябрь | 1 2 3 4 5 | Сбор грибов и ягод. Домашние животные зимой. Дикие животные зимой. Одежда, обувь, головные уборы. Зима (зимние месяцы, зимующие птицы) |
|
Декабрь | 1 2 3-4 | Зимние забавы. Мебель. Новогодние праздники, прощание с ёлкой. |
Индивидуальная работа по звукопроизношению. |
Январь | 2 3 4 | Транспорт (виды, профессии). Трудовые действия (профессии). Инструменты. | С января ЗКР – 1 раз в неделю, а ЛГСР – 2 раза в неделю.
1. ЗКР «Сравнение звуков и букв (ЛЬ-Й)».
|
Февраль | 1 2 3 4 | Животные жарких стран. Комнатные растения. Мир морей и океанов. Наша Армия |
|
Март | 1 2 3 4 5 | Весна (месяцы, первые цветы). Мамин праздник – 8 марта! Наша Родина – РОССИЯ. МОСКВА – столица Родины. Наш Город – Райчихинск. |
1. ЗКР «Знакомство со звуком и буквой (Д)».
|
Апрель | 1 2 3 4 | Космос. Посуда. Почта. Лето (приметы), насекомые. |
|
Май | 1-3 4-5 | Итоговый мониторинг | ДИАГНОСТИКА (подведение итогов на конец учебного года). Выпускной бал, прощание с д/с. |
Приложение № 5.
Циклограмма рабочей недели учителя-логопеда
День недели | Время | Содержание работы |
Понедельник | 8.00 – 8.40 | Индивидуальная работа с детьми по коррекции звукопроизношения (2 ребенка). |
8.40 – 9.00 | Работа с раздаточным и демонстрационным материалом, подготовка к занятию. | |
9.00 - 9.20 9.30 - 9.50 | Подгрупповые занятие по развитию лексико-грамматических средств языка. | |
9.50 - 10.00 | Подготовка раздаточного материала к индивидуальным занятиям. | |
10.00 – 11.00 | Индивидуальная работа с детьми по коррекции звукопроизношения (3 ребенка). | |
11.00 – 11.45 | Организованная и совместная деятельность с детьми, участие в орг./моментах. | |
11.45 – 12.00 | Консультации со специалистами ДОУ (индивидуально). | |
Вторник | 8.00 – 8.40 | Индивидуальная работа с детьми по коррекции звукопроизношения (2 ребенка). |
8.40 – 9.00 | Подготовка раздаточного материала к индивидуальным занятиям. | |
9.00 – 10.40 | Индивидуальная работа с детьми по коррекции звукопроизношения (5 детей). | |
10.40 – 10.50 | Консультационная работа с физ. инструктором. | |
10.50 – 11.10 | Изучение новинок методической литературы. | |
11.10 - 11.45 | Организованная и совместная деятельность с детьми, участие в орг./моментах. | |
11.45 – 12.00 | Работа с документацией. | |
Среда | 8.00 – 8.40 | Индивидуальная работа с детьми по коррекции звукопроизношения (2 ребенка). |
8.40 – 9.00 | Работа с раздаточным и демонстрационным материалом, подготовка к занятию. | |
9.00 - 9.20 9.30 - 9.50 | Подгрупповые занятие по развитию звуковой культуры речи. | |
9.50 – 10.00 | Подготовка раздаточного материала к индивидуальным занятиям. | |
10.00 – 11.00 | Индивидуальная работа с детьми по коррекции звукопроизношения (3 ребенка). | |
11.00 – 11.45 | Организованная и совместная деятельность с детьми, участие в орг./моментах. | |
11.45 - 12.00 | Консультации с педагогами ДОУ (индивидуально). | |
Четверг (2-ая половина дня) | 13.00 – 15.00 | Работа с индивидуальными тетрадями детей (задания для закрепления пройденного материала). |
15.00 - 16.40 | Индивидуальная работа с детьми по коррекции звукопроизношения (5 детей). | |
16.40 – 17.00 | Консультирование родителей по интересующим вопросам. | |
Пятница | 8.00 – 8.40 | Индивидуальная работа с детьми по коррекции звукопроизношения (2 ребенка). |
8.40 – 9.00 | Подготовка раздаточного материала к индивидуальным занятиям. | |
9.00 -1 0.40 | Индивидуальная работа с детьми по коррекции звукопроизношения (5 детей). | |
10.40 - 11.30 | Организованная и совместная деятельность с детьми, участие в орг./моментах. | |
11.30 - 11.45 | Работа с воспитателями группы по уточнению календарно-тематических мероприятий на следующую неделю. | |
11.45 – 12.00 | Работа с документацией. |
Приложение № 6.
Циклограмма работы учителя-логопеда с родителями группы
Месяц | Информационная форма работы в уголке "Учимся разговаривать" | Индивидуальные и коллективные формы работы |
Сентябрь | Значение правильной речи, возрастные особенности овладения детьми звукопроизношением | Родительское собрание (4-я неделя) - познакомить родителей со спецификой группы с ФФНР, с требованиями коррекционной программы; сообщить результаты диагностического обследования |
Октябрь | Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения | Практическая консультация: "как тренировать слуховое внимание ребенка с речевой патологией" |
Ноябрь | Роль родителей в процессе коррекции звукопроизношения | День открытых дверей - пригласить родителей с целью наблюдения, получения практических знаний как заниматься с ребенком дома, на что обращать внимание |
Декабрь | Подъязычная связка: подрезать или растягивать? | Родительское собрание - сообщить результаты промежуточного мониторинга, какие имеются результаты, перспектива коррекционной работы |
Январь | Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, коррекция нарушений тонкой (мелкой) моторики | Консультация-практикум: "Учимся рассказывать по одной и серии сюжетных картинок" |
Февраль | Как помочь ребенку ввести в речь звук «Р», сформированный на логопедических занятиях | Родительское собрание: "Наши папы хоть куда!" |
Март | Помогаем детям с тяжелым нарушением речи | Беседа-консультация: "Как и какие стихи следует учить, если у ребенка ОНР" |
Апрель | Патологические привычки дошколят | Консультация: "Развиваем детское воображение и фантазию в домашних условиях" |
Май | Речевая готовность ребенка к школе | Итоговое родительское собрание: подведение коррекционной логопедической работы за год, ознакомление с результатами диагностического обследования, прогнозирование дальнейших путей коррекционной работы, рекомендации на летний период времени |
Приложение № 7.
Циклограмма взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя группы на неделю
День недели | Содержание работы |
Понедельник | Выполнение заданий на закрепление знаний по лексико-грамматическим представлениям; работа по заданиям логопеда (тетрадь рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателей группы) |
Вторник | Выполнение заданий на закрепление знаний по звуковой культуре речи; отработка артикуляционных упражнений |
Среда | Выполнение заданий на закрепление знаний по ознакомлению с окружающим в соответствии с тематикой недели; выполнение игр, упражнений для развития мелкой моторики |
Четверг | Индивидуальные консультации с родителями группы, домашние задания. 1 раз в квартал - совместное проведение родительских собраний |
Пятница | Обучение игровым приемам; обсуждение плана работы тематики следующей недели |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Учись говорить правильно"
Цель проекта: стимулирование произносительной стороны речи, снижение количества детей с нарушением звукопроизношения путем профилактических мероприятий на этапе становления речи в условиях дошко...
"Учись говорить правильно" проект
Характерной особенностью речевого дизонтогенеза у детей с общим недоразвитием речи является факт длительного сосуществования предложений грамматически правильно и неправильно оформленных. Эти дети нуж...
Проект "Говорим правильно."
Проект"Говорим правильно " расчитан на три месяца....
Проект парциальной образовательной программы по речевому развитию "Давайте говорить правильно"
В программе указано обоснование выбора парциальной программы, цели, задачи, принципы реализации программы, планируемые результаты освоения программы.Тематическое планирование раскрывает содержание ...
Проект "Учимся говорить правильно"
Проект "Учимся говорить правильно", направленный на развитие звуковой культуры речи детей среднего возраста....
Проект по речевому развитию "Говорим красиво-говорим правильно"
Своевременное развитие речи перестраивает всю психику ребёнка, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени, может отразиться на дея...
Проект "Говорим Правильно"
Долгосрочный проект "Говорим правильно"...
Комментарии
Проект "Говорим правильно!"
Проект "Говорим правильно!" представляет собой систему логопедической помощи детям с ОНР.