Развитие у ребенка творческих способностей через нетрадиционные методы рисования»
методическая разработка (старшая группа)

Берсенева Елена Николаевна

Нетрадиционные техники рисования:

Способствуют обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, свойствах, способах применения;

стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования;

Дает возможность экспериментировать;

не утомляет дошкольников, повышает работоспособность

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА:

«Развитие у ребенка творческих способностей через нетрадиционные методы рисования»

Автор опыта: воспитатель

Берсенева Е.Н

Навашино

2018

СОДЕРЖАНИЕ

1.Информация об опыте, его актуальность…………………………………......3

2.Технология опыта………………………………………………………….…...6

3.Результативность опыта……………………………………………..……………..15

4.  Библиографический список………………………………………….............16

5.  Приложения к опыту:

Приложение №1. Примерное планирование занятий по изобразительной деятельности (нетрадиционные техники, все возрастные группы).

Приложение №2. Конспекты занятий (все возрастные группы) по нетрадиционным техникам.

Приложение №3. Консультации для воспитателей и родителей.

Приложение №4. Фотоматериалы

Информация об опыте, его актуальность.

Мир детства становится предметом пристального внимания и гения ученых и практиков.

Детство выступает особой субкультурой жизни человека. Оно концентрирует в себе и человеческую мудрость и детскую непосредственность. Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Созидая собственный мир, ребенок копирует свой образ, свой стиль жизни, неповторимый, индивидуальный отличающийся от взрослого. В этом мире своей жизнью живут вымышленные или придуманные им сказки, рисунки, игры, предметы, ленные собственными, определенными знаками и символами. Детская непосредственность, фантазия, воображение создают свою, часто непостижимую для взрослого, реальность - детство, на протяжении определенного возрастного и временного периода, рождает собственную культуру бытия, ощущения волшебства реального мира. Этот период характеризуется особенно информационной чистотой и готовностью к познанию мира. Именно в этот период самая главная задача, которую должны ставить перед собой педагоги - добиться гармонии детей с миром взрослых, чтобы душа ребенка эмоционально открылась, доверилась.

Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования с красками, глиной, пластилином, владея нетрадиционными техниками изобразительной деятельности. Особенностью изобразительной деятельности, отличающей от других видов творчества детей, является то, что результат ее (рисунок, скульптура, аппликация и т.д.) не исчезает в момент прекращения ребенком действия по созданию изображения. Созданное ими изображение остается. Его можно рассматривать, оценивать, сравнивать с ранее созданными, совершенствовать. Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для дошкольника, так как он имеет

возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, пластилина, бумаги. Этот процесс вызывает у него чувство радости, удивления. Разнообразие способов изобразительной деятельности рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение.

В результате систематической работы применения нетрадиционных техник в изобразительной деятельности, дети создают новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находят средства для его воплощения.

    Важным условием развития детского изобразительного творчества является воображение ребенка, поэтому ставится одна из основных задач - формирование этого процесса в дошкольном возрасте.

Воображение как психический процесс исследовалось многими отечественными и зарубежными психологами, педагогами и философами (JI.C. Выготский, Я.С. Коршунов, Т.С. Комарова и др.).

Современными исследованиями доказано, что воображение, наряду с другими психическими процессами активно развивается в дидактических играх, в совместной и самостоятельной деятельности детей, и особенно в изобразительной деятельности. Поэтому особый интерес представляет ряд нетрадиционных художественных техник, с помощью которых эффективно формируется воображение у старших дошкольников.

В своих работах Т.С. Комарова, И.А. Лыкова рекомендуют включать в детское творчество различные художественные материалы и техники, развивать дошкольников с помощью различных способов работы с ними, подводить к пониманию их выразительных свойств, используя разнообразные игровые методы и приемы. На современном этапе задача активизации творческих способностей детей, используя воображение, приводит педагогов к необходимости поиска новых способов художественного выражения. Каждое занятие при тщательной подготовке его педагогом сохраняет для детей элемент непредсказуемости, сюрприза, новизны. Импровизация необходима как педагогу, так и ребенку, ибо только она дает возможность неоднократного проигрывания ситуации в поисках истины, и этот поиск должен осуществляться совместно.

Все вышеизложенное актуализирует проблему, изложенную в опыте работы.

Цели и задачи.

Целью технологии изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста является создание целостной картины мира на основе интеграции внутреннего образа, лежащего в основе воображения ребенка и художественного образа, являющегося формой и содержанием искусства, отражающего мир и человека в нем. Путь познания мира идет от окружающей среды к человеку, от человека и его внутреннего мира - к искусству как образу внешнего мира. Ребенок - центр мироздания, открывающий красоту мира и искусства через свое внутреннее «Я».

Задачи:

формирование навыков восприятия различных видов нетрадиционных техник;

стимулирование творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности; развитие воображения, фантазии с учетом возрастных особенностей детей, уровня их психического, интеллектуального развития.

Новизна опыта.

Важное значение для определения природы возникновения воображения и для организации процесса его формирования имеют выдвинутые А.Н. Леонтьевым положения о том, что в психологических предпосылках детской игры элементов фантастики нет, а есть потребность действовать так, как это видел ребенок, какой у него художественный опыт. Поэтому необходимо использовать, воображаемое игровое действие дошкольника, выполняемое графическим способом. В связи с этим необходимо опираться на следующие заповеди:

  •  Предлагать детям смело высказывать свои оригинальные, часто для взрослых не представляющие серьезной ценности, суждения, поощрять их.
  •  Увеличить количество творческих заданий в совместной деятельности воспитателя и детей таких как: «Дорисуй», «Нарисуй по описанию», «Изобрази по своему замыслу», «Пятнография», «Кляксография», «Манотип» и т.д.

 Создание условий для творческих, самостоятельных игр и рисования дома, в семье. Обеспечивать ребенка различными материалами: краски, карандаши, восковые мелки, масляная пастель, которые легко ложатся на бумагу и позволяют без затруднений создавать крупные цветные пятна, красивые разнообразные оттенки при наложении одного цвета на другой. Вышеуказанные методы работы внесены в опыт работы.

Технология опыта.

«Детство  -  важный период человеческой жизни, не подготовка будущей жизни, а настоящая яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто ввел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшней малыш» (В.А.Сухомлинский)

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Т.С. Комарова указывает: «Однако внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет, а домик вот так» и т.п.)».

Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно малыш начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать

Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков, аппликации и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Больше разнообразия следует вносить и в организацию занятий: дети могут рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, сидя за отдельными столами (мольбертами), за сдвинутыми вместе столами по два и более; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, у мольбертов и т.д. Важно, чтобы организация занятия соответствовала его содержанию, чтобы детям было удобно работать.

Особый интерес у детей вызывает создание изображений на темы сказок. Дети любят сказки, готовы слушать их бесконечно; сказки будят детскую фантазию. У каждого малыша есть свои любимые произведения и сказочные герои, поэтому предложение нарисовать картинки к сказкам или вылепить волшебных персонажей всегда вызывает у детей положительный отклик. Тем не менее, рисование, аппликации, лепку по сюжетам сказок необходимо разнообразить. Так, все дети могут создавать образ одного и того же персонажа. В этом случае, рассматривая вместе с малышами готовые работы, следует обратить внимание на разницу в изобразительных решениях, на какие-то оригинальные находки. Например, если дети рисовали петушка из сказки «Лиса и заяц», можно затем попросить их выбрать самого большого петушка, отметить, у кого петушок самый красивый, храбрый. Можно провести занятие, на котором дети будут изображать разных сказочных животных. В другой раз они рисуют иллюстрации к одной сказке, и каждый сам решит, какую картинку нарисует.

Занятие может проходить и так: ребята вместе создают иллюстрации к своей любимой сказке, а затем поочередно рассказывают эпизод, который изобразили. Дети с большим удовольствием откликаются на предложение воспитателя нарисовать или вырезать и наклеить общую картинку к какому- то произведению, например, «Незнайка в Солнечном городе» Н. Носова, «Чебурашка и крокодил Гена» Э. Успенского, «Горшочек каши» братьев Гримм и др. Предлагая детям создавать изображения на темы сказок, необходимо разнообразить и материалы.

Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

Что бы повысить результативность работы с детьми по разделу изобразительное искусство и художественная деятельность я решила использовать в своей работе различные нетрадиционные техники рисования. Для достижение планируемого результата было поставлено ряд задач:

1. Создание условий для творческой деятельности.

2. Ранняя диагностика художественных способностей детей дошкольного возраста с помощью специальной и научной литературы.

3. Налаживание межличностного общения в процессе изобразительной деятельности.

4. Апробирование нетрадиционных техник рисования для развития художественных способностей дошкольников.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

- способствует снятию детских страхов;

-развивает пространственное мышление;

-развивает уверенность в своих силах;

-учит детей свободно выражать свой замысел;

-побуждает детей к творческим поискам и решениям;

-развивает чувство композиции ритма, колорита цвета восприятия;

-развивает мелкую моторику рук;

-во время работы дети получают большое эстетическое удовольствие

Во  многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов, такими стимулами могут быть:

-игра которая является основным видом деятельности детей;

-сюрпризный момент – любимый момент сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествии.

-музыкальное сопровождение;

-просьба о помощи, ведь дети ни когда не откажут помочь слабому и т.п.

Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения, доставляет истинную радость. Если воспитатель видит, как блестят на занятиях глаза его воспитанников, если каждое занятие проходит как праздник, значит дети развиваются как умные, творческие, думающие личности. Нетрадиционные методы помогают развивать у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, уверенность в себе. Очень интересно наблюдать как дети изображают в своих рисунках: запах, шум, дорисовывают кляксу.

В своей работе я использую пособие Г.Н. Давыдовой «техника нетрадиционного рисования» и другие методические источники. Для занятий стараюсь приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставляю детям возможность выбора средств изображения.

Необычное начало работы, применение игровых приемов- все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

В процессе своей работы исключительно важное значение, педагог придаёт творческому и эстетическому развитию детей. Но творить без определенных знаний детям не так-то и легко. Поэтому в ходе игр, познавательных бесед, наблюдений, чтения художественной литературы и рассматривания к ней иллюстраций, я стараюсь донести до детей красоту окружающего мира, воспитываю эмоциональную отзывчивость к красоте природы, показываю разнообразие форм, цветов, совершенство строения. Полученные во всех видах деятельности знания помогают детям глубже раскрывать свои художественные способности. В свободное от занятий время я приглашаю детей поиграть с красками, водой и бумагой. Дети охотно отзываются, так как им интересно играть в такие игры, они испытывают радость, восторг. Занятия такого рода помогают больше узнать о красках, запомнить название цветов и их оттенков. Игры с красками, водой и бумагой развивают пространственное воображение, воспитывают потребность искать, думать, принимать самостоятельные решения. А такие черты характера необходимы подрастающему человеку и сейчас, и в будущем, кем бы он ни стал - художником, строителем, педагогом или физиком. Многое зависит от нас, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многообразный мир.

Сущность опыта: процесс художественно-эстетического воспитания дошкольников строится на основе формирования у детей знаний о многообразии техник отражения реального мира на листе бумаги с использованием нетрадиционных техник рисования в сочетании с другими методами и приемами обучения и воспитания. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по особенному смотреть на все их окружение, прививать любовь ко всему живому.

В своей работе педагог использует такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.

Работая с ребенком, неизбежно приходится сотрудничать с их родителями. Поэтому воспитателем проводятся для родителей консультации и беседы, занятия, развлечения, дни открытых дверей, интеллектуальные игры. Детское творчество требует к себе самого серьезного отношения. Поэтому в ходе индивидуальных бесед, я стараюсь убедить родителей, чтобы у них не было пренебрежения, боязни, что ребенок обольется водой или запачкается красками. Для этого нужно лишь подготовить рабочее место и подобрать специальную одежду. Рабочая одежда нравится детям и сразу же настраивает их на рабочий лад. Я уверяю родителей, чтобы они поддерживали интерес своего ребенка к рисованию в кругу семьи. А игры с красками, водой и бумагой - очень интересны и даже полезны. Они развивают глаз и пальцы, углубляют и направляют эмоции, возбуждают фантазию, расширяют кругозор. На эту тему я провожу консультации и семинары-практикумы, где показываю родителям приемы работы по нетрадиционной технике рисования.

Есть родители, которые уделяют большое внимание всестороннему развитию своих детей, уже сегодня радуются успехам своего малыша и с желанием рассказывают об этом в детском саду.

  Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.

Тычок жесткой полусухой кистью.

Возраст: любой.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками.

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой.

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск пробкой.

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребенок         прижимает         пробку         к

штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

Оттиск печатками из картофеля.

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Оттиск поролоном.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ        получения        изображения:        ребенок        прижимает        поролон        к

штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск пенопластом.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ        получения        изображения:        ребенок        прижимает пенопласт        к

штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.

Оттиск печатками из ластика.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет,

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на        ластике        с помощью        ножа или

бритвенного лезвия).

Способ        получения        изображения:        ребенок        прижимает        печатку        к

штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.

Оттиск смятой бумагой.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча + акварель Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой" на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Печать по трафарету.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы:        мисочка        или        пластиковая        коробочка,        в        которую        вложена

штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полу картона либо прозрачной пленки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

Монотипия предметная.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Кляксография обычная.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы:        бумага, тушь        либо жидко разведенная гуашь        в        мисочке,

пластиковая ложечка. Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается:

определяется, на что оно похоже.

Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с трубочкой.

Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: пятно.

Материалы:        бумага, тушь        либо жидко разведенная гуашь        в        мисочке,

пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая        небольшое пятно (капельку). Затем        на        это пятно

дует        из трубочки        так, чтобы ее        конец не касался ни пятна, ни        бумаги. При

необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с ниточкой.

Возраст: от пяти лет, Средства выразительности: пятно.

Материалы:        бумага,        тушь        или        жидко        разведенная гуашь в

мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.

Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг.

Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь,

кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Акварельные мелки.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, линия.

Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

Тычкование.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2x2 < журнальная и газетная бумага (например, для иголок ежа), карандаш, клей ПВ, мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения:        ребенок ставит тупой конец

карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квадрат на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно.

Монотипия пейзажная.

Возраст: от шести лет.

Средства выразительности:        пятно,        тон, вертикальная симметрия,

изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафель плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, что бы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать т. бумаги и

кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Результативность опыта.

Проанализировав нетрадиционные, художественные техники, мы (воспитатель, психолог) выявили те, которые успешно способствуют формированию воображения у старших дошкольников, определили эффективность использования в детском изобразительном творчестве. В старшей группе на начало года развитие воображения соответствовало в основном среднему и низкому уровню.

Использование разработанной серии занятий, совместной и самостоятельной работы улучшило уровень развития воображения старших дошкольников, использовались художественные техники такие как «акварель по мокрому», «рисование нитками», «живопись шпателем.

Использовали при проведении нетрадиционных занятий по изобразительной деятельности магнитофонные записи классической, народной и современной музыки.

Выработали для воспитателя следующие рекомендации :

Не стараться излишне опекать начинающего творческого художника. Позволять ему как можно больше делать собственными руками, проявлять выдумки, фантазию.

Не затягивать продолжительность занятий, даже самой веселой и интересной для ребенка игрой, так как внимание становится рассеянным, желание творить пропадает.

Не обрывать занятие резко, продумывать игровые приемы в конце занятия, использовать музыку, художественное слово, дидактическую игру.

 Добиваться самостоятельности детей, прислушиваться к вариантам, предложенным ребенком. Основная цель этих творческих, игровых занятий - научить растущего человека думать, фантазировать, в полной мере проявляя свои способности.

Библиографический список.

1. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционной техники сценарий занятий. Под ред. Казаковой Р.Г. –м., 2004г.

2. Розова С. Чудесный мир красок //Ребенок в детском саду -2002 - №3-7

3. Романова Р. Чем мы только не рисуем // Дошкольное образование – 2000г. № 3-4

4. Шклярова М.Рисуйте в нетрадиционной технике // Дошкольное воспитание – 1995- № 11.

5. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки – Ярославль: Академия развития, 2004.

6. А.В. Никитина Нетрадиционные техники рисования в детском саду – С – Петербург КАРО. 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы «Формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья творческих способностей через нетрадиционную технику рисования»

Ведущая идея моей работы: развитие творческого потенциала, индивидуально выраженных способностей детей с ОВЗ через освоение различных художественных материалов и техник....

«Развитие творческих способностей у детей младшего возраста с ОВЗ через нетрадиционные методы рисования»

Статья напечатана в сборнике Вестник образования "Моя методичка". Актуальность темы, выбранной мною, обусловлена как усилением интереса современной педагогики к возможностям ИЗО-дея-тельност...

Методическая разработка Тема: «Развитие творческих способностей через нетрадиционные техники рисования у детей 3-4 лет»

Методическая разработка  Тема: «Развитие творческих способностей через нетрадиционные техники рисования у детей 3-4 лет»...

Проект «Развитие у детей творческих способностей средствами нетрадиционных техник рисования»

Педагогический проект.Тема: «Развитие у детей творческих способностей средствами нетрадиционных техник рисования».Для детей среднего дошкольного возраста.Вид проекта: информационно-творчес...

«Развитие интеллектуальных и творческих способностей через реализацию STEAM - технологий» Тема: «STEAM - технология «Дары Ф. Фребеля» как инновационный метод допрофессионального самоопределения старшего дошкольника с ОВЗ (ТНР)»

В дошкольном возрасте формирование представлений о мире труда и профессий осуществляется только в рамках лексической темы «Профессии», так как перед старшими дошкольниками 6-7 лет с ТНР не...