Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстникам в ситуации игрового взаимодействия и в повседневной жизни
консультация по коррекционной педагогике (средняя группа)

Аксененко Юлия Александровна

Потребность в общении – одна из самых главных в жизни человека. Общение – это главное условие и основной способ жизни человека.

Не каждое взаимодействие можно назвать по праву общения. Чтобы оно являлось таковым, оно должно соответствовать 4 критериям (М.И. Лисина):

- Внимание и интерес к другому.

- Эмоциональное отношение к другому.

- Стремление вызвать интерес другого.

- Чувствительность к тому отношению, которое проявляет партнёр.

Чтобы можно было избежать проблем в воспитании, взрослый  должен создать эту общность в коллективе детей. Через общение со взрослым ребёнок учится чувствовать, мыслить, разговаривать. Другими словами, общение со взрослыми является главным и решающим условием становления всех процессов и качеств психики ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстникам в ситуации игрового взаимодействия и в повседневной жизни»

В период дошкольного детства взаимодействие и общение с взрослым сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития дошкольникам уже недостаточно общаться только с взрослыми. В ситуации взаимодействия со сверстниками дошкольник более самостоятелен и независим. Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами дети дошкольного возраста обретают такие качества, как взаимное доверие, добросердечность, стремление к совместной работе, способность дружить, отстаивают свои права, рационально решают возникающие конфликты. Ребенок, обладающий позитивным опытом взаимодействия с ровесниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, таким образом, растет его творческая независимость, социальная компетенция.http://ds330.ru/doc/img/child.jpg

В дошкольном возрасте имеются весьма существенные индивидуальные варианты отношения к сверстникам, где личность ребенка проявляется наиболее ярко. Далеко не всегда отношения с другими складываются легко и гармонично. Уже в группе детского сада существует множество конфликтов между детьми, которые являются результатом искаженного пути развития межличностных отношений. Как правило, проблемы и конфликты между детьми, которые порождают тяжелые и острые переживания (обиды, неприязнь, зависть, злость, страх), возникают в тех случаях, когда доминирует предметное, объектное начало, т. е. когда другой ребенок воспринимается исключительно как конкурент, которого нужно превзойти, как условие личного благополучия или как источник должного отношения. Причины конфликтов между детьми: «из-за игрушек»; «из-за ролей и правил игры»; «разрушение игры», «по поводу выбора общей темы игры», «по поводу состава участников игры», «по поводу сюжета игры», «по поводу правильности игровых действий».

В работе по формированию отзывчивого отношения к сверстникам осуществляется путем решения воспитателем следующих задач:

1) развивать у детей способность понимать состояние, настроение окружающих по выражению лица, интонации речи, эмоциям;

2) стимулировать у дошкольников положительные эмоции, выражающие чувства доброжелательности и заботливого отношения к людям;

3) формировать способы эмоционального содействия, умение утешать, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

Для реализации этих задач необходимо создание педагогических условий:

- Пример проявления гуманного отношения со стороны воспитателя при организации учебно-воспитательного процесса, через оценку деятельности детей;

- Использование социальных сюжетов в сюжетно-ролевой игре, способствующих формированию гуманных отношений дошкольников к окружающим;

-Организация совместной предметной деятельности. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами.

-Формирование субъективного взаимодействия между детьми – гуманные чувства, чуткость к состояниям другого. Для развития гуманных отношений рекомендуется использовать произведения художественной литературы, в которых не только описывается конфликтная ситуация, а как в сказках, были бы противопоставлены друг другу добро и зло.

  Приучая детей раздумывать над поступками, взрослые развивают в них нравственное сознание. Надо чаще создавать условия, в которых ребенок мог бы проявить самостоятельность, активность. Необходимо привлекать детей к разрешению конфликтов. Дети чувствуют большое эмоциональное удовлетворение от того, что самостоятельно находят выход из создаваемого положения. Воспитание гуманных чувств находится в тесной зависимости не только от уровня этических представлений детей, но и от их способности эмоционально реагировать на различные события: радоваться, возмущаться, сопереживать. Важно привлекать внимание ребёнка не только к негативным переживаниям другого (страх, плач), но и позитивным (радость, удовольствие). Необходимо стремиться к тому, чтобы поведение и поступки ребёнка стали осознанными. Поэтому нужно учить поэтапному анализу действий и поступков.

  1.  Игра - упражнение.

Задачи:

1) воспитывать отзывчивое отношение к окружающим;

2) активизировать собственный опыт переживаний детей в конкретной ситуации;

3) формировать умение находить разные способы решения.

Воспитатель: "Мама пришла с работы поздно, очень усталая, расстроенная. В доме не убрано. Ребята, как нам поступить?".

Воспитатель обращается к детям, предлагая им разные роли (мамы, папы, дочки, сына…), помогает наладить диалог с уставшей мамой, обратиться к ней со словами утешения.

- Ребята, а как еще можно порадовать маму?

- Кто предложит что-то новое?

Воспитатель поощряет различные предложения детей, выделяя интонацию голоса, мимику ребенка, который смог своими словами передать заботу и ласку. Отмечает детей, которые придумали различные способы, чтобы порадовать маму.

  1.  Продолжи рассказ

Задачи:

1) воспитывать сочувствие к переживаниям сверстника;

2) желание помочь справиться с огорчениями.

Алина любила порядок. Она всегда убиралась в кукольном уголке. Расставляла игрушки на свои места, протирала пыль с кукольной мебели. Но однажды, за очередной уборкой, Алина нечаянно пролила воду на ковер. Она в растерянности стояла и смотрела на лужицу. К ней подошла Олеся… Продолжите рассказ. О чем говорили девочки? Чтобы вы сделали? Почему вы так думаете?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстникам в ситуации игрового взаимодействия и в повседневной жизни"

Нашему обществу нужны люди с активной жизненной позицией, пользующиеся авторитетом, умеющие работать в коллективе. Закладывать основу этих качеств можно и нужно в дошкольном возрасте.Формирование гума...

Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстникам в ситуации игрового взаимодействия в повседневной жизни

Для маленького ребенка общение с другими людьми это не только источник разнообразных впечатлений, но и главное условие формирования его личности. Через общение с взрослым ребенок учится чувствовать, м...

Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстникам в ситуации игрового взаимодействия в повседневной жизни

Для маленького ребенка общение с другими людьми это не только источник разнообразных впечатлений, но и главное условие формирования его личности. Через общение с взрослым ребенок учится чувствовать, м...

Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстникам в ситуации игрового взаимодействия в повседневной жизни

Для маленького ребенка общение с другими людьми это не только источник разнообразных впечатлений, но и главное условие формирования его личности. Через общение с взрослым ребенок учится чувствовать, м...

«Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстникам в ситуации игрового взаимодействия и в повседневной жизни»

Консультация для педагогов: «Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстникам в ситуации игрового взаимодействия и в повседневной жизни»...

Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстникам

В статье описаны методы влияния взрослого на ребенка в процессе формирования положительного отношения к сверсникам, а также приведен ряд психологических игр и упражнений,  направленных на ул...