Литературное чтение

Падерина Ольга Николаевна

Конспект урока в 4 классе на тему "Писатели - авторы произведений о животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya.docx36.37 КБ
Файл prezentatsiya_k_chteniyu.pptx382.93 КБ

Предварительный просмотр:

УМК: «Школа России»

Предмет: литературное чтение

Класс: 4

Тема: Писатели – авторы произведений о животных: выставка книг .А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Характеристика героев.

Цель урока: Познакомить с жизнью и творчеством А. И. Куприна; раскрыть смысл рассказа «Барбос и Жулька», смысл дружбы и верности; учить анализировать поступки героев; прививать любовь к животным; отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащать словарный запас; развивать речь, мышление.

Планируемые результаты:

Предметные: Умения прогнозировать содержание рассказа, увеличивать темп чтения вслух.

Метапредметные:

Регулятивные УУД  - формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа  материала учебника в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, высказывать свои предположения, оценивать свою работу на уроке.

Коммуникативные УУД – отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, выражать свои мысли, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.

Познавательные УУД – осуществлять анализ художественного текста, выделять в нем основную мысль, отбирать  опорные слова  для создания собственного текста, поиск необходимой информации в учебной и справочной книге.

Личностные: Понимать понятия «автор - рассказчик». Уметь проводить самооценку на основе  критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование: портрет автора, карточки, проектор, компьютер, выставка книг А.И. Куприна.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент.

Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

Добрый день и добрый час,

Я очень рада видеть вас.

Но что бы нам урок начать,

Добра всем нужно пожелать.

Мы друг к другу повернемся

И друг другу улыбнемся.

- Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Давайте поприветствуем их.

-Тихо садитесь.

-Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем читать произведения о животных. Обращаю ваше внимание на выставку книг, которую мы приготовили для вас.

-Что ждёте, от сегодняшнего урока? Начните свой ответ так: Сегодня на уроке мне хотелось бы…

-Мы с вами настроились на серьезную работу. Пусть у вас все получится.

Приветствуют учителя,

отвечают на вопрос.

+Читать, знакомимся с новыми произведениями, новыми авторами, учимся рассуждать, доказывать свою точку зрения.

+познакомиться с новым произведением, новым автором, хороших отметок.

2. Проверка домашнего задания.

Цель: проверка усвоения материала предыдущего урока.

-Прежде чем познакомится с новым произведением, проверим старый материал, домашнее задание.

-Выполните тест.

-Обменяйтесь работами, проверьте и оцените работу «соседа». Ответы и критерии оценки на слайде. Верните проверенные работы.

-Поднимите руку кто выполнил работу на «5».

На «4». На «3». Молодцы! Отложите тесты в сторону.

Выполнение тестовых заданий по теме: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»

Проверка и оценка работ.

Дети поднимают руки.

3. Речевая разминка.

Цель: развитие фонематического восприятия, речевого аппарата, скорости чтения вслух и про себя, повышение интереса к процессу чтения.

-  Проведем небольшую разминку.

Читаем медленно: Ы  А  О  У  Э  И  . Читаем быстрее.

Добавляем эмоции: ы – испугали товарища, а – испугались сами, о- удивились, у – разочаровались, э – задумались, и – улыбнулись.

Читаю по заданию учителя.

 

4. Актуализация знаний.

Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

- А теперь возьмите на парте карточку № 1. Вспомним авторов произведений. Соотнесите портрет с именем автора.

       

- Отгадайте.

а

б

в

г

д

1

К

В

Ж

Е

Р

2

А

Я

У

Й

Ч

3

Н

П

Б

И

Ю

Ключ: 1а, 2в, 3б, 1д, 3г, 3а.

-Это - Александр Иванович Куприн.

- Какие произведения Куприна мы читали в 3 классе?

 

- ответы детей.

 

-добавление надписи под портрет

+ «Слон»

5. Самоопределение к деятельности, постановка учебных задач.

Цель: создание проблемной ситуации, фиксация новой учебной задачи.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

-А с каким произведением мы сегодня познакомимся вам предстоит отгадать.

-Назовите тему урока.

-Какие цели поставим на уроке?

  1. Углубить знания о …
  2. Познакомиться с …
  3. Учиться …

 Что вы знаете об Александре Ивановиче Куприне?

- Он родился 7 сентября 1870 г. В городе Наровчат Пензенской губернии.  В годовалом возрасте потерял отца, который умер от холеры. Семья осталась без денег и в возрасте 4 лет маленький Саша с матерью переехала в Москву. Из-за тяжёлого материального положения мать вынуждена  была отдать сына в сиротское училище. В 10 лет Куприн поступил в военную гимназию, а 18 лет - в военное училище.

Куприн был человеком широкой, доброй, отзывчивой души. Одним из первых поднялся на воздушном шаре, а затем позднее на самолете и едва не погиб, когда самолет неожиданно начал падать.

Случалось, ему работать в газете, певчим в хоре, грузчиком арбузов. Широкоплечий, коренастый Куприн менее всего походил на писателя. Его взгляд светился добротой и любовью. Он любил русскую природу. Превосходно знал характер, повадки птиц и животных.

Написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, слонах.

– Что узнали нового о жизни Куприна?  

– Что узнали про характер писателя?

 – О ком или о чём были его произведения?

- Сегодня мы познакомимся с произведением «Барбос и Жулька».

- Как вы думаете, о чем может быть этот рассказ?

- Как вы себе представляете Барбоса?

- Как вы себе представляете Жульку?

-Дети складывают слова 1 группа - Барбос, 2 группа – Жулька.

+ А.И.Куприн «Барбос и Жулька»

  1. Углубить знания о творчестве Куприна
  2. Познакомиться с произведением «Барбос и Жулька»
  3. Учиться правильно и выразительно читать, понимать прочитанное, сравнивать внешность и характеры героев, их поведение и поступки.

- Ответы детей

-Чтение текста заранее подготовленным учеником

+Писал о животных. Много произведений о собаках.

+ о жизни собак, о дружбе, о ссоре, о помощи.

Ответы детей

Ответы детей

6. Подготовка к чтению

Цель: словарно-лексическая работа

В этом рассказе вам встретятся непонятные слова.

 

  Где можно узнать значение непонятных слов?

-Мы  заранее поработали с толковым словарем Ожегова.  

 

СТАЛАКТИТ–сосульки, известковые наросты, свисающие с потолка пещеры.

ПОДПАЛИНА – рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного.

ЛИЦЕМЕРНЫЙ – неискренний.

КАРЬЕР - самый быстрый конский бег, ускоренный галоп.

ТРИУМФАЛЬНЫЙ – победный.

ИСКОНИ – издавна.

ПРИЗЕМИСТЫЙ – маленького роста.

ЛАВРЫ – ветви лаврового дерева, венок из них – символ победы, славы, награды.

ФЕСТОН - один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок.

7. Первичное знакомство с произведением

Цель: понимание прочитанного

Откройте учебник с. 85. Я начну читать, а вы внимательно следите.

1 абзац:

- Что в этом абзаце нам рассказывает автор?

- Какой он?

-Какие в нем отрицательные качества?

-Какие положительные?

2 абзац – читает …(сильный ученик)

- Что в этом абзаце нам рассказывает автор?

- Какая она?

- Что вы можете сказать о ее характере?

3 абзац читает …

- О чем абзац?

- Что описано?

4 абзац читает …

-Жульку все считали комнатной собакой, а Барбоса нет, почему?

- Почему Барбос был разбойником?

5 абзац ...

-Можно ли назвать Барбоса хитрым? Прочитайте, какая у него была тактика.

6 и 7 абзац (читает учитель)

-Какие отношения были между ними?

- Как они играли между собой?

8 абзац читает …

- Почему Барбос так вел себя при виде этой собаки?

- Как вели себя люди?

Бешенство – это смертельно-опасное инфекционное заболевание….

9 абзац …

-Как вы оцениваете подвиг Жульки?

10 абзац …

-Что случилось с Жулькой после подвига?

11 абзац…

-Как родители поступили с Жулькой?

-Как вы думаете, почему?

А теперь послушайте, что же случилось дальше.

- Почему Барбосу было жалко Жульку?

-Почему Барбос смог почувствовать, что она умерла?

Следят за чтением учителя.

+описание Барбоса.

+небольшого роста, широкогрудый, похож на белого пуделя.

+неряшлив, драчлив.

+верность, независимый характер, тонкий слух.

+описание Жульки.

+маленькая, тонконогая, с гладкой шерсткой, чистоплотная.

+деликатная, застенчивая, вежливая.

+более подробное описание Жульки.

+как она знакомилась с людьми, кушала. Она вежливая, благородная, не унижается ни перед кем.

+нет, потому что…

+он не разбирался, а …

Выборочное чтение.

Выборочное чтение.

+ она была бешенная.

Читают информацию на слайде «Бешенство»

Выборочное чтение

+отнесли в сарай.

Дети слушаю аудиозапись.

+они дружили, Жулька защитила его.

+присушивался к тому, что делается в сарае.

8.Закрепление. Применение новых знаний.

Цель: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы в парах; выявить проблемы и провести коррекцию.

- Выберите характеристику для героев и отметьте «+».

 

№ п/п

Характеристика

Барбос

Жулька

Невелик ростом

+

Деликатная, застенчивая вежливость

+

Сходство с белым пуделем

+

Никогда не попрошайничает

+

Имеет смутные понятия о праве собственности

+

Светлые и умные глаза

+

Гладкая черная шерсть

+

Не отличался аккуратностью в туалете

+

Уши превращались в причудливые фестоны

+

Желтые подпалины над бровями

+

9.Подведение итога урока.

Цель: соотносить полученный результат с поставленной целью.

Так какую мысль хотел выразить Куприн в своём рассказе?

Что он хотел донести до нас?

Смелость собаки не зависит от её внешнего облика. Большая собака может быть трусливой, а маленькая может быть смелой. Судить нужно не по внешности, а по поступкам.

- А какие ещё рассказы о дружбе между животными вы читали?

+Куприн в этом рассказе хотел показать читателям, что и животные могут испытывать "человеческие" чувства - дружить, сочувствовать, быть верными и самоотверженными. 

+(«Приёмыш», «Серая шейка» М.- Сибиряка, «Лев и собачка» Л. Толстого и др).

10. Домашнее задание

Стр. 85-90 читать, изменить концовку.

Дополнительно: Иллюстрация к рассказу.

Записывают д/з в дневник.

11.Рефлексия

Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

-Кому на уроке было интересно? (поднимание рук)

-У кого возникли трудности?

-Кто узнал для себя что-то новое?

-Продолжите предложение «Сегодня на уроке я…»

-Оцените свою работу на уроке.

Самооценка на основе критериев успешности.

Смайлики


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

а б в г д 1 К В Ж Е Р 2 А Я У Й Ч 3 Н П Б И Ю Ключ: 1а, 2в, 3б, 1д, 3г, 3а.

Слайд 2

Александр Иванович Куприн (1870 – 1938)

Слайд 3

Углубить знания о … Познакомиться с … Учиться …

Слайд 4

А. И. Куприн «Барбос и Жулька »

Слайд 5

СТАЛАКТИТ – имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост, образованный просачивающимися каплями.

Слайд 6

ПРИЗЕМИСТЫЙ – малорослый и плотный по сложению; маленький, низкий. ФЛИРТ – любовная игра, кокетство. ЛИЦЕМЕРНЫЙ – отличающийся лицемерием, исполненный лицемерия. ЛИЦЕМЕРИЕ – поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью.

Слайд 7

ФЕСТОН – один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья.

Слайд 8

КАРЬЕР – самый быстрый конский бег, ускоренный галоп. ПОДПАЛИНА – рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного. ТРИУМФАЛЬНЫЙ – триумф - блестящий успех, торжество.

Слайд 9

ЛАВРЫ – ветви лаврового дерева, венок из них - символ победы, славы, награды. (Увенчать лаврами победителя . Пожинать лавры (перенос.) - пользоваться плодами успехов).

Слайд 10

№ п/п Характеристика Барбос Жулька Невелик ростом + Деликатная, застенчивая вежливость + Сходство с белым пуделем + Никогда не попрошайничает + Имеет смутные понятия о праве собственности + Светлые и умные глаза + Гладкая черная шерсть + Не отличался аккуратностью в туалете + Уши превращались в причудливые фестоны + Желтые подпалины над бровями +

Слайд 11

Продолжите фразы: На уроке я узнал …. На уроке мне понравилось …. На уроке меня поразило ….

Слайд 12

Домашнее задание Прочитать «Барбос и Жулька » , изменить концовку. Дополнительно: нарисовать иллюстрацию к рассказу.