Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях сенсорной комнаты

Виктория Юрьевна Епишина

Сенсорная комната (или комната для психологической разгрузки) представляет собой помещение, оборудованное по специальному проекту, где ребенок пребывает в безопасной и комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, воздействующими на все органы чувств человека.

При этом основой сенсорной комнаты (СК)  является свет, так как более 90% информации человек получает через глаза, и именно через воздействие специального света можно добиться наиболее полной релаксации, психологической разгрузки и восстановления сил человека. Сочетание разных стимулов оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Эффективность применения таких комнат в реабилитационной и терапевтической практике доказана опытом многих стран, в т.ч. России. 

СК - это пространство, которое состоит из множества различного рода стимуляторов. Мозг активизируется через стимуляцию базовых чувств - зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов, и развивается саморегулирование процессов возбуждения и торможения. В сказочных условиях СК есть возможность раскрепоститься, стать самим собой, они обеспечивают почти мгновенное установление теплого контакта между специалистом и клиентом, обеспечивая быстрое становление мотивации.

Релаксация и медитация в этой комнате - это не только избавление от эмоционального негатива и укрепление нервной системы - это сохранение и приумножение душевного и физического здоровья, активизация умственных и творческих способностей. Эффект релаксационного воздействия основан на воздействии света, музыки и других разнообразных оптических и акустических раздражителях.

 

Обстановка СК способствует нормализации психического, психологического и эмоционального состояния и у здоровых и у больных людей, снимает усталость стрессы, выступает как мощное реабилитационное средство при последствиях травматических ситуаций разного рода.

Такие комнаты не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Знакомство с сенсорной комнатой16.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Знакомство с волшебной комнатой»

Цели:

- развивать когнитивную сферу детей;

- активизировать произвольное внимание, умственные способности;

- закреплять умение передавать свои чувства и ощущения

Материалы: все модули сенсорной комнаты в порядке очередности, музыкальный центр с дисками

Ребенок приходит в сенсорную комнату. В комнате включен свет, играет спокойная музыка. Модули отключены. Ребенку рассказывают правила поведения в «Волшебной комнате». Психолог рассказывает о волшебной комнате несколько слов. Можно делать это с помощью мягких игрушек.

Знакомство начинается с модуля воздушно-пузырьковая труба.

Что это такое? Воздушные пузырьки какого цвета? Что там плавает? Сколько рыбок? Какого они цвета? И т.д.

Постепенно переходим от одного модуля к другому. Расспрашиваем ребенка о том, что он видит, на что это похоже. Смотрим его реакцию на каждый раздражитель. Перед тем, как активизировать следующий модуль отключаем предыдущий.

Фиксируем наблюдения в диагностической карте.

Переходим к от свето-звуковых модулей к тактильным. Подводим ребенка к каждой панели и предлагаем потрогать ее. Если ребенок не может это сделать, берем его руку и начинаем знакомить его с каждой панелью. На что это похоже? Твердое или мягкое? Какого цвета? Если панель подвижна, предлагаем покрутить ее или делаем ее с помощью психолога.

Далее знакомим ребенка с тактильной дорожкой. Предлагаем ему пройти по ней или ставим ребенка сами на каждый кусок. При этом срашиваем: на что это похоже? Трердое или мягкое? Какого цвета? Где тебе приятней находиться из 7 кусочков? Почему?

Предлагаем ребенку заклянуть в зеркальный домик. Эффект многократного отражения позволяет ребенку видеть себя сверху, снизу и со всех сторон.

Упражнения в сенсорной комнате

Занятие 2.

Материалы: воздушно-пузырьковая труба, проектор, музыкальный центр с дисками, мягкая игрушка

Цель: установление положительного эмоционального контакта с детьми

  1. Упражнение «Ручки»

Ход игры. Группа из 2-3 детей располагается перед психологом. Психолог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывание себе или с другим ребенком. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки психолога по руке ребенка по типу

  1. Упражнение «Ладушки»

предлагаем такое четверостишье:

Ручки наши ручки поиграйте вы за нас,
Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчас
Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить.

  1. Упражнения «Спрятался-появился», «Ку-ку»

Взрослый прячется за воздушно-пузырьковый модуль, затем неожиданно «появляется». Или делает это с мягкой игрушкой.

  1. Упражнение «Ожидание игрушки»

Игрушку кладут на мягкий пуфик возле ребенка, затем убирают, потом возвращают обратно — у ребенка вырабатывается рефлекс ожидания. Появление игрушки должно быть обязательным.

  1. Упражнения «Поймаю», «Догоню»

Игра проводится сидя на мягких матах. Взрослый делает вид, что хочет поймать руку или пальчик ребенка. Ребенок старается отнять руку.

Цель: создание хорошего настроения; тренировка зрительной памяти.

  1. Упражнение «Мысленная картина»

Детей просят посмотреть на звездное панно (воздушно-пузырьковую колонну), закрыть глазки и попытаться удержать увиденное в памяти. Обсуждение: удалось ли удержать в памяти увиденное с закрытыми глазами?

Цель: развитие когнитивных навыков, мелкой моторики, любопытства, умение координировать совместные усилия, умения рассчитывать свои силы, развитие навыков сотрудничества.

Материал: Набор звучащих панелей 1. Основа и три панели: с двумя металлическими шарами, звучащими при вращении; с пощелкивающим колесом – деревянным диском с резиновыми «паучьими» ножками, при вращении которого раздаются щелчки; с деревянными шариками, имитирующими при медленном движении по различным поверхностям звук разных скребков.

Набор звучащих панелей 2. Основа и шумовые инструменты - «дождь»; тамбурин из натуральной гладкой кожи; погремушка-трещотка, состоящая из подвижных деревянных реек, которые трещат. Сталкиваясь друг с другом.

Зеркальный домик. Домик из натурального полированного бука высотой 116 см, со встроенными внутрь зеркальными пластинами из безопасного материала размером 134x62x3 см каждая. Эффект многократного отражения позволяет ребенку видеть себя сверху, снизу и со всех сторон. Игра в таком домике предоставляет возможность познакомить детей с принципами зеркального отражения, позволяет им экспериментально «открыть» закон симметричности отражения. Можно видеть бесконечное множество своих отражений. Снизу, сверху, сбоку, с любой стороны – это совершенно новое ощущение возможно благодаря зеркальному домику. Детям очень понравится видеть себя и своих друзей в самых неожиданных ракурсах. И все это достигается самыми естественными средствами с помощью многократных отражений. Зажженная свеча превратит домик в звездное небо, домик из кирпичиков -  в каменный город, а выстроенная из кубиков улица будет звать детей в путешествие в бесконечность.