Участие в конкурсах

Говорина Елена Михайловна

Современному педагогу необходимо постоянно повышать уровень своих профессиональных компетентностей: предметной, методической, коммуникативной, информационной, общекультурной,  правовой.

Конкурсы педагогического мастерства – одно из средств повышения профессионализма учителя. Они создают благоприятную мотивационную среду для профессионального развития педагогов, распространения инновационного опыта, способствует профессиональному самоопределению. Каждый конкурс несет свою смысловую нагрузку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитическая записка

Говорина Елена Михайловна

                                   учитель-дефектолог

Номинация №1. «Лучшая методическая разработка учителя-дефектолога».

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики, как основа формирования графо-моторных навыков младших школьников с ОВЗ»

г. Тулун, 2020

В.А. Сухомлинский писал, что “истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…”.

 В данной методической разработке охарактеризованы особенности графо-моторных навыков у младших школьников с задержкой психического развития.  И представлен практический материал по развитию графо-моторных навыков у детей данной категории.

 Графо-моторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Графический навык представляет собой речевое и двигательное действие. Игнорирование развития этого навыка отрицательно может повлиять не только на овладение навыком письма, но и на развитии личности ребенка. Графо-моторные навыки являются конечным звеном в цепочке операций, составляющих письмо. Навыки могут оказывать на правильность и скорость письма, соответствие письма эстетическим требованиям, влиять не только на каллиграфию, но и на весь процесс письма в целом.

В последнее время в школе актуальной проблемой является нарушение письма и письменной речи у младших школьников. Особенно это касается детей с ЗПР. Категория младших школьников с ЗПР является одной из многочисленных среди учащихся, которая вызывает интерес у различных специалистов. Основной причиной этого нарушения является недоразвитие двигательной сферы школьников, которое приводит к трудностям формирования графо-моторного навыка при обучении письму.

 Нарушения письма является наиболее распространённой формой речевой патологии у учащихся начальных классов и, по данным разных авторов, становятся причиной неуспеваемости у 25-30% младших школьников (М.М. Безруких, Р.И. Лалаева, Е.А. Логинова, М.С. Грушевская). Нарушения письма создают существенные препятствия в освоении учебной программы по русскому языку и приводят к стойким трудностям обучения.

Начав работать в школе учителем-дефектологом, и проведя диагностическое обследование младших школьников, выявила, что у значительной части детей, поступивших в первый класс, не развита мелкая моторика пальцев, не подготовлена рука к письму. Это уже с первых дней создает комплекс трудностей. Наблюдения показали, что у детей часто очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низкий уровень зрительно-моторных координаций, пространственного восприятия и зрительной памяти. Нередко дети не умеют правильно держать карандаш и ручку, не знают, как правильно сидеть и расположить бумагу. Сюда же подключаются проблемы с осуществлением звукобуквенного анализа.

Все это затрудняет, иногда даже делает невозможным успешное формирование навыка письма и создает много проблем в процессе обучения.

Считаю, что развитие мелкой моторики и развитие графо-моторных навыков может предупредить трудности освоения письма, сделает по-настоящему, необходимым средством коммуникации, и тем самым поможет избежать более массивных расстройств. Поэтому, развивая интеллектуальные способности детей, особое внимание уделяю развитию мелкой моторики как основе формирования графо-моторных навыков.

Исходя из результатов диагностики и наблюдений, сложилась тема методической разработки – «Развитие мелкой моторики, как основа формирования графо-моторных навыков младших школьников»

Я поставила перед собой цель - подобрать комплекс упражнений, направленных на формирование графо-моторных навыков у младших школьников.

Реализую данную цель по двум направлениям

· развитие графо-моторных навыков;

· развитие высших психических функций, влияющих на процесс письма и чтения.

Ведущим считаю направление по развитию графо-моторных навыков. В связи с поставленной целью и обозначенными направлениями решаю в своей работе ряд задач:

· развивать мелкую мускулатуру пальцев и кистей рук;

· формировать реальное отображение предметов;

· вырабатывать умение пропорционально изображать фигуры, учитывая размеры и величину углов;

· вырабатывать умение правильно держать ручку, карандаш, фломастер;

· учиться владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения;

· формировать активную речь ребенка, пополнять словарный запас новыми понятиями;

· развивать мышление, память, внимание, зрительное и слуховое восприятие;

 · формировать навыки учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога; умение действовать, повторяя показанный образец и правило).

По моему мнению, реализация этих задач с учетом возрастных особенностей детей способствует их интеллектуальному развитию. Считаю приоритетной среди этой группы задач развитие мелкой мускулатуры пальцев и кистей рук.

 Формирование графического навыка письма основывается на определенных принципах обучения.

Сюда включаются как общедидактические, так и принципы, вытекающие из специфики формирования графо-моторных навыков письма.  

Принцип наглядности, особенно важный в обучении графическим навыкам, обеспечиваю демонстрацией процесса письма на доске и в тетрадях учеников, применением таблиц, трафаретов и других пособий. Так, например, в тетрадях по штриховке при выполнении узоров первый образец узора прописываю, а дети продолжают его. Считаю, что невозможно обучать графическому навыку, давая только устные указания, так как путь подражания и копирования образцов хорошего письма - один из основных путей формирования графических навыков.

Принцип сознательности в обучении                                                                             

По моему мнению очень важно, чтобы обучение этим навыкам было сознательным. Это означает, что навыки, приемы, привычки, которые формирую, должны быть разъяснены ученикам и понятны им. Сознательному усвоению графических навыков способствует умение детей замечать и исправлять свои и чужие недочеты. Здесь хорошие результаты дает такая форма работы как работа в парах по взаимопроверке тетрадей.

Принцип повторности                                                                                                    

 Считаю, что для автоматизации графо-моторных навыков большое значение имеет принцип повторности, который осуществляется в основном в упражнениях. При этом стараюсь, чтобы упражнения были сознательными, посильными, разнообразными и эффективными. Хочется отметить, что повторение особенно важно на первых этапах обучения навыку, так как за время перерывов в учении (болезни, каникул) дети довольно часто забывают правила при письме, форму букв, отдельных элементов. Например, при работе со штриховкой к различным видам штриховки возвращаемся постоянно, постепенно отрабатывая каждый вид. Дети с удовольствием выполняют такие работы, проявляют творческий подход, придумывая новые варианты сочетания изученных видов штриховки.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей                                                     Обучая детей графическим навыкам, помню о принципе учета возрастных и индивидуальных особенностей: хорошо знать способности детей к письму, учитывать особенности зрения детей (дальнозоркие, близорукие), отмечать отклонения в моторике (дрожание пальцев, подергивание руки во время письма и др.). Особенности развития организма учитываю при дозировке количества письменных упражнений и скорости их выполнения. Например, медлительным детям разрешаю выполнять часть задания. Дети в начале работают в своем темпе, а затем стараются выполнить задание за отведенное время. Вместе с тем стараюсь, чтобы обучение несколько опережало развитие детей на данный момент и способствовало их дальнейшему росту и развитию. Так работая с альбомами развитию мелкой моторики, дети имеют возможность увидеть более сложные задания. Им интересно, некоторые пытаются выполнить их самостоятельно дома, спрашивают, как их выполнять. Или, например, при выполнении упражнений пальчиковой гимнастики сначала учим простые движения, а затем объединяем их в комплекс.                                                                                                                                                  Такое знание возможностей учеников позволяет правильно организовать работу, подбирать индивидуальные задания ученикам, давать конкретные рекомендации родителям.  

    Принцип постепенного нарастания трудностей, переход от простого к сложному, постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом "зоны ближайшего развития".

 Формируя графические навыки, активно использую их большое воспитательное значение. Приучая школьников к аккуратному и четкому письму, воспитываю в них такие качества, как аккуратность, трудолюбие, добросовестное и старательное отношение к выполнению любой работы, а не только письменной, уважительное отношение к труду, наконец, способствую их эстетическому воспитанию. Так анализируя выполненные работы, будь то штриховка, или графический диктант, или устный ответ обязательно отмечаем с детьми наиболее аккуратные, точные, красивые, правильные.

 

 

Муниципальный конкурс методических разработок

«Фестиваль специальной педагогики и психологии»

«Развитие мелкой моторики как основа формирования графо-моторных навыков младших школьников с ОВЗ»

Автор: Говорина Елена Михайловна, учитель-дефектолог, высшая квалификационная категория, педагогический стаж 30 лет, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Тулуна                                «Средняя общеобразовательная школа № 6»

г. Тулун, 2020

Содержание работы по развитию графо-моторных навыков у младших школьников с ОВЗ

Для детей, имеющих речевые нарушения, характерно замедление в развитии двигательной сферы. Это выражается в неточном выполнении движений, несоблюдении заданного темпа, недостаточной координации.

Диагностику уровня развития произвольной моторики пальцев рук осуществляю в сроки, отведенные для индивидуального обследования (с 1 по 15 сентября и с 15 по 31 мая)

Для обследования произвольной моторики пальцев рук использую    методику Трубниковой.  

Качество выполнения говорит об уровне сформированности внимания, зрительной памяти, самоконтроля.

Сначала задание выполняется по зрительному образцу (показ и повтор), затем то же упражнение выполняется по словесной инструкции.

Для исследования развития графо-моторных навыков использую тематические рисунки "Дом, дерево, человек", "Человек", а также срисовывание геометрических фигур.

 Наибольшая неполноценность ручной моторики детей с ЗПР выявляется

при проведении тестовых упражнений на исследование состояния

пространственной ориентировки на плоскости листа. Было проведено

тестирование с детьми младшего школьного возраста с ЗПР. Обучающимся

были предложены следующие упражнения «Путешествие на автомобиле», «Рисуем

узор» и графический диктант, авторов Д. Элстон, Д. Тейлор. (см. Приложение № 1)

 

При выполнении этих упражнений у детей отмечались следующие

ошибки:

 инструкции выполняли неправильно;

 затруднялись в определении право, лево;

 затруднялись в определении направлений движения, предметов;

 затруднялись в определении диагональных направлений;

 не обращали внимания на свои ошибки.
Если ребенок уже владеет письмом, то подключаю исследование письменных работ данного ученика.

 Комплекс упражнений, направленный на формирование графо-моторных навыков младших школьников

В своей работе использую словесные, наглядные и практические методы обучения. В силу специфики формируемых навыков большей частью это наглядные и практические методы.

Работу по развитию графо-моторных навыков провожу систематически по 2-5 минут ежедневно.

В начале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываем упражнения постепенно и вначале учащиеся выполняют пассивно, с помощью взрослых в медленном темпе. Темп и количество повторений постепенно увеличиваю.

Свою работу строю по следующим разделам:

 Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений. Считаю данный раздел одним из основных в работе по формированию графо-моторных навыков.

Рекомендую специальный комплекс упражнений (словесный, наглядный, практический методы).

Цель: развитие силы пальцев, быстроты и ритмичности их движений.

Противопоставление пальцев.

Сгибание и разгибание кисти в кулак поочередно и одновременно.

Круговые движения кистями при свободно согнутых пальцах.

Отведение - приведение пальцев.

Сжимание ластика разными пальцами.

Свободное постукивание пальцами по парте, одновременно и поочередно.

Перекладывание мячей разного диаметра.

Надавливание подушечками пальцев руки на пальцы другой.

Перекатывание в пальцах карандаша.

Передача пальцами теннисного шарика. (см. Приложение № 2)

 

Занятия по штриховке по контуру, обводка.

Цель: развитие зрительно-моторных координаций.

Развитию мелкой моторики способствуют упражнения, проводимые в специальных тетрадях, - орнаментальное рисование. В течение первого полугодия включаю данный вид работы практически в каждое занятие. Эти задания способствуют не только развитию мелкой моторики, но и формированию обще учебных умений и навыков, в частности, такого важного, как умение слушать и слышать инструкцию и точно ее выполнять.

- Рисование бордюров, состоящих из отрезков прямых и ломаных линий (практический, наглядный методы). (см. Приложение №3)

-  Копирование и моделирование фигур из деталей. (см. Приложение №4)

-  Задания на тренировку умения вести руку по заданной траектории, копирование элементов букв, написание букв и слов по шаблонам.

Приведу пример выполнения задания "Тропинки - дорожки".

Цель: выработка умения вести руку по заданной траектории (Фрагмент занятия).

- Отправимся к жилищам животных по тропинкам-дорожкам.

-Переверните листы справа.                                                                                                                                                                     - Проведите прямую линию по узкой тропинке, пунктирную линию по извилистой дорожке, волнистую линию по широкой дороге.                                                                                                                                                                 Пока будете работать, будет звучать музыка.                                                                                                                                                            Проверка. Отмечаются лучшие работы.

-  Графические диктанты (словесный, практический методы). (Приложение №5)

Использую для отработки пространственной ориентации, отработке умения проводить линии в заданном направлении и определенной длины. Учу передавать форму геометрической фигуры. Приведу фрагмент занятия.

Откройте тетради, нарисуйте квадрат, треугольник, круг, овал, прямоугольник.

В круге поставьте плюс, в треугольнике точку, в квадрате галочку, в прямоугольнике палочку, в овале снежинку.

Где галочка? (В КВАДРАТЕ)

Где точка? (В ТРЕУГОЛЬНИКЕ)

Где плюс? (В КРУГЕ)

Где снежинка? (В ОВАЛЕ)

Где палочка? (В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ)

Какое же слово будет помогать?

Что оно обозначает?

Вывод: Предлог "В" означает, что один предмет находится внутри другого. Такой прием, помогает детям наглядно усвоить значение предлога "В", закрепить умение точно передавать форму геометрической фигуры, располагать предмет на тетрадном листе.

Работа по формированию графического образа букв (графемы).

Особым пунктом хочу выделить работу по дифференциации букв, имеющих кинестетическое сходство.

Предлагаю следующую последовательность операций:

выделение звука из слова;

определение сигнального признака артикуляционной позиции при произнесении звука (артикулемы);

соотнесение звука с буквой (графемой);

контроль правильности выбора;

запись буквы.

Работу начинаю с уточнения опытно-пространственных дифференцировок на действиях с картинками, геометрическими фигурками, мозаикой.

Для упражнений в конструировании букв алфавита использую счетные палочки, картонные элементы, нитяные узоры (см. Приложение № 6).

Дети упражняются:

-  в анализе состава и структуры графического знака;

-  в его синтезе из элементов;

-  в сравнительном анализе букв (от более грубых дифференцировок - к более тонким).

Сначала конструкцию букв провожу в наглядно-действенном плане, а затем - отвлеченно, т.е. по представлению.

Переходя к рукописному шрифту, упражняю детей в записи чередующихся элементов букв, смешиваемых по кинетическому сходству: по образцу, исходной инструкции, под команду с постепенным увеличением темпа.

Считаю, что при дифференциации таких букв основная задача - научить детей выделять "опорные", сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы (и соответственно обозначаемые ими звуки).

 Использую также устный диктант слогов, слов - когда дети в ответ выписывают букву в воздухе, либо пальцем на поверхности стола. Интересным приемом для детей было выписывание букв на подносе с крупой. Можно использовать вместо подносов большие плоские тарелки.

 Стихотворные упражнения – Пальчиковая гимнастика

Стихотворные тексты являются основой упражнений, которые использую для развития движений руки и снятия мышечного напряжения в кисти. Кроме того, этими упражнениями развиваю чувства ритма, кратковременной слуховой памяти. (см. Приложение № 7)

Использую короткие стихи для закрепления понятия "слово". Во время чтения стихотворения на каждое слово пальчики "здороваются", т.е. последовательно соединяются с большим пальцем в кольцо. Здесь использую два варианта: пальцы можно соединять в прямом и обратном порядке, можно чередовать. Детям нравиться выполнять эти задания. По моим наблюдениям ежедневное выполнение такого упражнения развивает память детей, учит на слух различать предлог. При произнесении слов сложной структуры слежу за тем, чтобы пальцы соединялись только один раз, так как соединением отмечаем слово, а не количество слогов в слове.

Самомассаж кистей и пальцев рук

Цель: развитие движений пальцев рук, снятие мышечного напряжения, подготовка мелкой мускулатуры руки к письму.

Данный вид задания рекомендую детям, у которых повышен мышечный тонус мелкой мускулатуры. Такие дети обычно отличаются сильным нажимом при письме, и, как следствие, быстрая мышечная утомляемость, низкая скорость письма. (см. Приложение №8)

Составление фигурок из счетных палочек или спичек

Цель: развитие мелкой моторики, пространственная ориентировка, соотнесение формы предмета, развитие навыков графической символизации.

Прошу выложить на столе сначала по образцу, затем по памяти и, наконец, самостоятельно, по представлению, следующие фигуры: квадрат, треугольник, кубик, ваза, лодочка, юбочка, очки, лесенка, мельница, рыбка, пирамидка, флажок, звезда, мороженое, бабочка, аквариум, жук, окно, сумка, морковка, грузовик, рожица, брюки, пирог, мост, качели, лейка, танк, лопата, коробка карандашей, ракета, пароход, грибок, горка, тачка, беседка, снежинка, парусник, башня, песочница, самолет, кровать, телевизор, собака, корова, часы, санки, фонарик. (см. Приложение № 9)

Рисование по клеточкам

Цель: развитие концентрации и объема внимания, формирование умения следовать образцу, развитие мелкой моторики руки.

Дети рисуют согласно образцу фигуру простым карандашом.

 Упражнения, направленные на развитие внимания и его свойств.

В данном направлении работы выделяю приоритетное направление по развитию внимания и его свойств.

Считаю, что одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного внимания. Результатом внимания становится улучшение всякой деятельности, которой оно сопутствует.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания, поэтому, работая над формированием графо-моторных навыков, провожу параллельно коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения внимания. Для этого включаю в работу следующие упражнения.

«Исключение лишнего»

Цель: развитие мышления и объема внимания.

Ребенок ищет один предмет на рисунке, который отличается от остальных. В начале это 4-5 предметов, затем количество предметов увеличиваю.

«Найди отличия»

Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания.

На карточке с изображением двух предметов, отличающихся друг от друга деталями, нужно найти все отличия.

Это вид упражнений очень нравится детям, они с удовольствием выполняют его на скорость.

«Выкладывание узора из мозаики»

Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, формирование умения работать по образцу.

Дети по образцу выкладывают узор.

 «Таблицы Шульте»

Цель: развитие концентрации, распределения, объема внимания, расширение поля чтения.

Дети собирают числа сначала черного цвета в прямом порядке, потом красного в обратном порядке, затем по очереди число черного цвета и число красного цвета, при этом числа черного цвета называются в прямом порядке, а красного в обратном.

Если с первыми двумя заданиями дети справляются достаточно успешно, третье задание у детей с нарушениями внимания вызывает трудности. В процессе тренировок третье задание выполняется более успешно. Улучшаются основные свойства внимания.

Библиография

1. Лалаева Р.И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы. - М., 1978.

2. Логопедия /Под редакцией Л.С. Волковой. / - М., Просвещение. - 1995. - с.374.

3. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие - М.: Владос, 1995.

4. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М., 1997.

5. В. Кондрашов. Грамматические игры и загадки. Костромское книжное издательство - 1961 г.

6. Н.А. Гегелия. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. М. - 1991 г.

7. Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М. - 1991 г.

8. Л.Г. Парамонова. Говори и пиши правильно. Дельта, Аквариум - 1996 г.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс

«Ярмарка педагогических идей и технологий»

«Интерактивные игры, как средство развития психических процессов у обучающихся с ОВЗ (ЗПР, ТНР) и повышение качества коррекционного- развивающего процесса»

Автор: Говорина Елена Михайловна,

учитель-дефектолог, высшая квалификационная категория, педагогический стаж 32 года,

МБОУ «СОШ №6»

г. Тулун, 2022

Организация учебно-воспитательного процесса в современных условиях требует от учителя - дефектолога совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностных приоритетов в определении содержания, форм и методов организации познавательной деятельности детей, использование современных образовательных технологий.

Мы живем в 21 веке. Компьютерные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Особенно важна современная развивающая предметно-пространственная среда в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Интерактивные игры принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Коррекционно-развивающая работа с обучающимися, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (обучающих и развивающих). Эффект их применения зависит от умения педагога использовать новые возможности, включать ИКТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также развития способностей ребёнка с ЗПР и ТМНР и повышения качества коррекционного процесса.

Использование интерактивных игр на дефектологических занятиях заметно усиливает эффект коррекционного обучения. Дети с большей мотивацией вовлекаются в процесс, проявляют активность при выполнении упражнений, интересные задания-игры создают положительный эмоциональный фон, что в совокупности приводит к положительной динамике обучения.

Интерактивные развивающие и обучающие игры «АЛМА» открывают удивительные возможности для проведения продуктивных и при этом увлекательных занятий с детьми младшего школьного возраста.

«АЛМА» – современный инструмент, позволяющий педагогу превратить обычное занятие в приключение, интересное, захватывающее, интригующие. При использовании

«АЛМА» полностью раскрывается потенциал обучающихся, каждый из них вовлечен в учебный процесс и получает от него удовольствие.

Каждый мотивирован на получение новых знаний и навыков. Все это создает оптимальные условия для организации активной учебно-познавательной деятельности, формирования у обучающихся готовности к непрерывному развитию и обучению. В итоге удается улучшить личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы, что соответствует требованиям ФГОС.

Образовательные игры «АЛМА» подготовят детей к базовым знаниям по математике, окружающему миру, русскому и чтению. Освоение данных дисциплин происходит в игровой форме, что позволяет, не перегружая ребенка, добиться отличных результатов. Ребенок научится быстрее читать, считать, размышлять, а также многому другому, благодаря играм, направленным на развитие:

  • внимания;
  • памяти;
  • мыщления;
  • логики;
  • творческих способностей;
  • мелкой моторики;
  • абстрактно-логического мышления;
  • воображения.

«АЛМА» предлагает большое разнообразие игр, которое можно использовать как для индивидуальных, так и для групповых занятий. Таким образом, применять игры можно и на занятиях, и дома, и в классе образовательного учреждения.

Каждая игра – это удивительные персонажи, захватывающие сюжеты, яркие эмоции и новые впечатления. Благодаря этому ребенок не воспринимает игру как часть обязательного урока, он не только играет и получает удовольствие от процесса игры, но учится играя. Достигает победы и достижения.

Игры прекрасно подойдут для ознакомления с новой темой, закрепления пройденного материала или организации перерыва между занятиями.

Каждая игра сопровождается подобным описанием и инструкцией. А для специалистов и родителей, которое будут контролировать обучающий процесс, разработаны ценные рекомендации и видео уроки.

Исходя из вышеизложенного, использование интерактивных игр на коррекционно- развивающих занятиях способствует развитию способностей у обучающихся с ЗПР и ТМНР и способствует повышению качества коррекционного процесса.

Данная разработка предназначена для оказания помощи детям младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР, ТНР), обучающимся общеобразовательных школ, испытывающих затруднения в развитии психических процессов и ликвидаций пробелов знаний по основным предметам. Может использоваться в качестве развивающих заданий. Материалы могут быть полезны педагогам инклюзивных классов, учителям-дефектологам, логопедам, родителям. В методической разработке включены игры, задания и упражнения, способствующие развитию психических процессов.

А чтобы развитие психических процессов было интересным, познавательным и нескучным для обучающихся, предлагаю использование интерактивных игр «Алма».

Интерактивная панель Алма NOVA 49"

Описание игр:

  1. Игра «Логические круги»

Развивающая игра для детей, формирует логическое мышление, обучает ребенка сопоставлять, обобщать, группировать. Логические круги – это геометрическая схема, с помощью которой наглядно отображены отношения между понятиями. Игра делится на уровни сложности. На доске с пересекающимися кругами написаны признаки предметов, и только их сочетание должно подсказать, какой предмет из предложенных, необходимо выбрать.

  1. Игра «Семья русская»

Обучающая игра   направлена   на формирование   понятий   «семья»,   «родственники»,

«родственные отношения», развитие логики, мышления, внимательности, навыков чтения. В игровой форме ребенок с легкостью сумеет разобраться в непростых родственных отношениях, а также запомнить названия членов семьи.

В игре предложено родословное древо с фотографиями, к которым необходимо подобрать соответствующие имена. На табличках должны быть написаны имена всех родственников. Ребенок, читая задание, должен расположить таблички с именами под нужными фотографиями.

  1. Игра «Музей»

Обучающая игра направлена на развитие навыков чтения, мышление, внимание, активизацию словаря детей, закрепление умения выделять существенные признаки предметов, развитие любознательности. В музее происходят странные события – кто-то постоянно снимает картины со стен.

Задача игрока – развесить картины по местам. На табличках написаны названия картин, которые необходимо правильно расположить. Для этого нужно прочитать надписи на табличках. А загадки-подсказки должны помочь в трудной ситуации.

  1. Игра «Танграм»

Это игра для детей, которая развивает пространственные представления, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность, комбинаторные способности, формирующая элементарные математические представления. Так же игра воспитывает терпение и усидчивость. Танграм – старинная восточная головоломка из геометрических фигур, в результате складывания которых должны получаться плоскостные изображения, контуры которых напоминают различные предметы.

  1. Игра «Танграм»

Это обучающая игра для детей, позволяющая узнать и запомнить названия различных профессий. Игра направлена на уточнение представлений детей о труде взрослого, знакомство с предметами, необходимыми для каждого вида деятельности. Игра разделена по уровням сложности. Усложнение достигается за счет увеличения количества предлагаемых профессий. В игре встретятся пожарный, учитель, инженер и другие.

Задача игрока – распознать, кто изображен на картинке и подобрать соответствующее слово на карточке.

  1. Игра «Кот»

Обучающая игра, которая направлена на развитие навыков счета в пределах десяти, формирование понятия предыдущего и следующего числа, понятий «больше на …», меньше «на…». Играя с котенком, ребенок должен учиться считать в пределах десяти методом увеличения или уменьшения числа на один. Задача игрока состоит в том, чтобы помочь котенку, любителю лазать по лестнице, выбрать нужную ступеньку. Для этого

нужно будет правильно посчитать. Веселое задание, красочные иллюстрации, подсказки диктора должны помочь ребенку с легкостью освоить новый учебный материал.

  1. Игра «Путешествие»

Обучающая игра, направлена на формирование слоговой структуры слов, буквенного анализа слов, развитие речи, пополнение словарного запаса, запоминание правильного написания словарных слов.

Ребенку предлагается стать машинистом поезда и собирать составы из вагончиков с буквами или слогами, составляя название следующей станции. Добродушный голос диктора должен подбадривать игрока даже в случае ошибки, а красочные пейзажи должны радовать глаз и повышают мотивацию ребенка.

  1. Игра «Старый телевизор»

Дидактическая игра, направлена на развитие речи, обучающая умению делить буквы на гласные и согласные, способствующая запоминанию букв русского алфавита. На экране старого телевизора появляются буквы русского алфавита. Задача ребенка кликать на кнопки: если на экране высвечивается гласная буква, кликаем на красную кнопку, если согласная – на синюю. Если всё выполнять правильно, то должен начаться следующий уровень, а «градусник» должен подсказать, сколько еще осталось до конца уровня. Играя в эту занимательную игру, ребенок должен научиться отличать согласные буквы от гласных.

  1. Игра «Умный доктор»

Дидактическая игра для детей, направлена на развитие логического мышления, внимания, памяти детей, развитие умения классифицировать предметы по одному признаку, умения сопоставлять, выделяя черты схожести и различия предметов, обогащает знания об окружающем мире. Ребенку демонстрируется 4 карточки с картинками, на трех из которых изображены предметы, связанные по смыслу, а четвертая лишняя. Если уровень развития логического мышления и кругозор ребёнка находятся на должном уровне, то эти задания не вызовут затруднений. Также ребенку предлагается объяснить свой выбор, в таком случае игра будет являться и пособием по развитию речи.

  1. Игра «Тело человека»

Игра знакомит детей с основами анатомии человека, направлена на формирование представлений о внешнем строении тела человека, пространственном расположении его частей, развитие речи, пополнение словарного запаса.

Перед нами на экране нарисован мальчик, возле каждой части его тела должны находиться рамочки, в которую нужно поместить правильное название нужной вам части тела. Игра разделена на уровни. За счет этого будет усложняться.

  1. Игра «Альфа дед»

Дидактическая игра направлена на развитие словарного запаса, обучение чтению, запоминанию и узнаванию букв русского алфавита, запоминанию правильного написания слов. В игре ребенка встречает дедушка, который очень любит рассказывать старые истории, он же должен рассказать инструкцию к выполнению заданий. Ребенку предстоит определить первые буквы в словах на фотографиях, которые покажет Альфа дед. Нажимая на кнопку «Алфавит», можно выбрать подходящую букву. Если же ребенок ошибается, дедушка добродушно сообщит об этом.

  1. Игра «Облачные слоги»

Игра направлена на формирование слоговой структуры слов, умение правильно разделить слово на слоги, знакомство с животными и их детёнышами.

В игре предлагается внимательно посмотреть на рисунок животного, назвать его и поделить слово на слоги с учетом правил русского языка. После этого легким касанием руки можно перетаскивать слоги с облаков на свои места в слове. Если всё выполнено верно, происходит переход к следующему персонажу, если же случается ошибка, диктор должен сообщить об этом игроку.

  1. Игра «Счет с Гиппо»

Развивающая игра формирует элементарные математические представления, навык счета в прямом и обратном порядке в пределах десяти, внимание. Главным герой – бегемотик. Задача ребенка нажимать на числа, расположенные по зоопарку, по команде диктора сначала в прямом порядке, а затем в обратном. При правильной последовательности чисел карточки, на которых они написаны, загораются зеленым кружочком, и диктор озвучивает названия чисел. В случае ошибки – карточка загорается красным цветом, а диктор должен подсказывать, что нужно исправить.

  1. Игра «Тренировка памяти»

Это обучающая игра для детей позволит узнать и запомнить названия геометрических фигур, цветов, чисел на английском языке. Есть три режима игры. Один из них это режим Learn shapes. Предлагается несколько круглых карточек, перевёрнутых «рубашкой» вверх. Если вы кликните на перевернутую карточку, будет показана картинка, вам следует найти пару для этой карточки. Если следующим кликом вы угадали пару, то будет произнесено название фигуры, а карточки исчезнут. Если новая карточка не совпадает с уже открытой, то карточки, не являющиеся парными, будут перевернуты «рубашкой» вверх. Каждый следующий этап игры должен усложняться за счет увеличения количества предъявляемых карточек.