Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Протасова Анна Сергеевна

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся*:

Приоритетной целью школьного образования является обеспечение условий для выявления и развития способностей

учащихся.

Педа­гогическая система строится на четырех базовых идеях:

-  на осознании самоценности каждого школьника как уникаль­ной, неповторимой личности;

-  на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребен­ка, в том числе его творческих способностей;

-  на приоритете внутренней свободы перед внешней, как свобо­ды, необходимой для творческого саморазвития;

- на понимании природы творческого саморазвития как интег­ральной характеристики «самостоятельности», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствова­ние и самореализация личности школьника.

Категории  способностей:

- Высокие общие (интеллектуальные);

- Умственная одаренность  в определенной области наук;

- Высокие творческие (художественные);

- Лидерские (руководящие);

- Яркая  познавательная активность, оригинальность мышления и психического склада. 

Принципы работы:

  • максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • возрастания роли внеурочной деятельности;
  • индивидуализации и дифференциации обучения;
  • создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.

Способы выявления и развития способностей учащихся:

Педагогическое наблюдение, анкетирование, диагностическое тестирование, дифференциация индивидуальных работ, разработка и проведение предметных тестов, викторин, творческих мастерских, подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, конференциям,  спектаклям, анализ портфолио учащихся, беседы с учащимися и их родителями.

Цель – развитие творческих способностей и воспитание активной творческой личности на основе создания максимально благоприятных условий для развития индивидуальных способностей учащихся.

Задачи:

  1. Развитие креативного мышления.
  2. Развитие творческой самостоятельности учащихся.
  3. Воспитание творческой личности.

       В своей педагогической деятельности использую методы для развития творческих способностей учащихся:

     - эвристический;

     - проблемный;

     - модельный.

       При этом обязательно учитываю:

  1. общий уровень развития класса;
  2. возрастные особенности учащихся;
  3. личностные особенности;
  4. специфику своего предмета.

Условия формирования творческих способностей:

  1. положительные мотивы учения;
  2. интересы учащихся;
  3. творческая активность;
  4. предоставление вариативности работ.

Принципы деятельности:

  1. креативность обучения;
  2. учет субъективного опыта учащихся;
  3. актуализация результатов обучения;
  4. индивидуализация и дифференциация обучения;
  5. творческое взаимодействие учителя и ученика;
  6. системность в обучении.

Данная работа строится на двух параметрах: 1) выявление способностей; 2) развитие выявленных способностей.

 

Учебный год

Способы развития у обучающихся способностей к разным видам деятельности

Научной

творческой

Спортивной

2015 – 2016 уч. год

Таблицы Шульте

(внимание)

Психодиагностика творческого мышления Елены Туник

Анкета «ЗОЖ»

2016  – 2017 уч. год

Беседы, занятия в предметном кружке.

Беседы, игры, конкурсы,

реконструкции событий

Уроки здоровья, походы,

обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни;

спортивные праздники

2017  – 2018 уч. год

Беседы, участие в конкурсе исследовательских работ,

предметные олимпиады.

Обществоведческие и исторические викторины, проекты, выступления на школьных предметных неделях.

Классные часы, организация  внеурочных

спортивных мероприятий, тестирование физической подготовленности.

2018  – 2019 уч. год

Рефераты, презентации, тестирование, участие в НПК, предметных олимпиадах.

Конкурсы рисунков, плакатов, ФЛЭШМОБ, занятие в кружках, факультативах.

Дни Здоровья, спортивные секции, Весёлые старты, сдача норм ГТО.

2019 – 2020  уч.год

Рефераты, презентации, беседы, участие в НПК, предметных олимпиадах.

Викторины, плакатов, краеведческие челленджи, занятие в кружках, факультативах.

Дни Здоровья, спортивные секции, Весёлые старты, сдача норм ГТО.