Рабочие программы

Зиннурова Лилия Данировна

Рабочие программы по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл РП по математике 5 класс89.11 КБ

Предварительный просмотр:

        

«Рассмотрено»

руководитель кафедры

_________/Абдуллина Г.А./

протокол №  1  от

« 26 » августа 2019 г.

«Согласовано»

зам. директора по УР

__________/Шабурова А.А./

« 26 » августа 2019 г.

«Утверждаю»

директор МБОУ «Лицей №83»

____________/Бикуева Д.Д./

приказ №  48     от

« 26 » августа 2019 г.

                                                    

                                                                                                                                                           

                                                 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №83 – Центр образования» Приволжского района г. Казани

по математике в 5б1 классе

( базовый уровень)

Зиннуровой Лилии  Данировны,

учителя высшей квалификационной категории

                                                                                                                                                                                                Рассмотрено на заседании

                                                                                                                                                                          педагогического совета

                                                                                                                                                          протокол №1

                                                                                                                                                                             от « 26 » августа 2019 г.                                                      

2019/2020 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике для обучающихся 5 классов на 2019-2020 учебный год составлена:

  • в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • во исполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 (в редакции приказа от 31.12.2015 № 1577);
  • на основе авторской примерной программы к УМК Н.Я. Виленкина и др. «Математика. Сборник рабочих программ. 5-6 классы» (сост. Т.А. Бурмистрова - М.: «Просвещение», 2014). Программа соответствует учебно-методическому комплекту: «Математика» - М.: Мнемозина, 2013 г. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.
  • и является приложением к Основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «Лицей №83 – Центр образования» Приволжского района города Казани, утвержденной приказом МБОУ «Лицей №83 – Центр образования» Приволжского района города Казаниот 26 августа 2019 г. №48.

На изучение математики в 5 классе отводится 6 часов в неделю (210 часов в год) в соответствии с учебным планом МБОУ «Лицей №83 – Центр образования» Приволжского района города Казани. 1 дополнительный час за счет школьного  компонента. Дополнительные часы используются для расширения знаний и умений по отдельным темам всех разделов курса и углубления тем математики.  Из них 14  контрольных работ, 43 самостоятельных работ.  

Общая характеристика предмета математики в 5 классе.

      Отбор содержания обучения осуществляется на основе следующих дидактических принципов: систематизация знаний, полученных учащимися в начальной школе; соответствие обязательному минимуму содержания образования в основной школе; усиление общекультурной направленности материала; учет психолого-педагогических особенностей, актуальных для этого возрастного периода; создание условий для понимания и осознания воспринимаемого материала.

      Изучение арифметического материала начинается с систематизации и развития знаний о натуральных числах. При этом формирование теоретических знаний сочетается с развитием вычислительной культуры, которая актуальна и при наличии вычислительной техники, в частности, с обучением простейшим приемам прикидки и оценки результатов вычислений. В связи с рассмотрением свойств арифметических действий специальное внимание уделяется преобразованиям числовых выражений, выполняемых с целью рационализации вычислений. Таким образом, учащиеся на доступном материале знакомятся с идеей перехода от одного выражения к другому, ему равному, что в последующем послужит основой при овладении преобразованием буквенных выражений.

      Другой крупный блок в содержании арифметической линии – это обыкновенные дроби. Рассмотрение обыкновенных дробей предшествует изучению десятичных дробей, что целесообразно с точки зрения логики развертывания числовой линии: правила действий с десятичными дробями можно будет обосновывать уже известными алгоритмами выполнения действий с обыкновенными дробями.

      В изучении курса математики происходит знакомство с понятием процента. При обучении решению задач на проценты учащиеся овладевают разнообразными способами рассуждения, при этом они имеют возможность выбора приема и могут пользоваться тем, который кажется им более удобным. Изучение дробей и процентов опирается на предметно-практическую деятельность, на геометрическое моделирование. Широко используются  рисунки и чертежи, помогающие разобраться в соответствующих задачах и увидеть путь их решения. При обучении решению текстовых задач в 5 классах преимущественно используются арифметические (логические) приемы решения. Помимо текстовых задач, решаемых при отработке вычислительных умений, рассматриваются определенные их виды: задачи на движение, на уравнивание дробей, на нахождение количества выпущенной продукции, производительности труда. такое выделение методически оправдано. Задачи на движение и задачи на совместную работу составляют значительный пласт текстовых задач, решаемых в школьной математике.

      Курс 5 класса освобожден от чрезмерной алгебраизации. Буквенная символика широко используется прежде всего для обозначения чисел, записи общих утверждений и предположений. В учебнике для 5 класса представлена наглядная геометрия, направленная на развитие образного мышления, пространственного воображения, изобразительных умений. Это первый этап в изучении геометрии, который осуществляется на наглядно-практическом уровне, опирается на наглядно-образное мышление. Большая роль отводится практической деятельности, опыту, эксперименту.  Учащиеся знакомятся с геометрическими фигурами и их конфигурациями на плоскости и в пространстве, учатся изображать их, овладевают некоторыми приемами построения фигур, рассматривают их свойства, знакомятся с геометрическими фактами. Знания, полученные учащимися в начальной школе, систематизируются и расширяются.

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы по математикее в 5 классе.

В 5 классе обучение ориентировано на обеспечение достижений личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и Примерной программой основного общего образования изучение математики предполагает достижение следующих личностных результатов:

  1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
  2. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
  3. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
  4. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и Примерной программой основного общего образования изучение математики предполагает достижение следующих метапредметных результатов:

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • определять обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  • критически оценивать содержание и форму текста.

9. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

10. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

11. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

12. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета специфические для данной предметной области умения, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных ситуациях.

Ученики 5 класса должны продемонстрировать следующие результаты освоения математики:

Натуральные числа. Дроби. Рациональные числа.

Ученик научится:

  • понимать особенности десятичной системы счисления;
  • сравнивать и упорядочивать натуральные числа;
  • выполнять вычисления с натуральными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;
  • использовать понятия и умения, связанные процентами, в ходе решения математических задач, выполнять несложные практические расчёты.

Ученик получит возможность:        

  • познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
  • углубить и развить представления о натуральных числах;
  • научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.

Измерения, приближения, оценки

Ученик научится: использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин.

Ученик получит возможность: понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения.

Уравнения

Ученик научится:

  • решать простейшие уравнения с одной переменной;
  • понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;

Ученик  получит возможность:

  • овладеть специальными приёмами решения уравнений;
  • уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;

Неравенства

Ученик научится:

  • понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства;
  • применять аппарат неравенств, для решения задач.

Ученик получит возможность научиться: уверенно применять аппарат неравенств, для решения разнообразных математических задач и задач из смежных предметов, практики;

Описательная статистика.

Ученик научится использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных.

Ученик получит возможность приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы.

Комбинаторика

Ученик научится решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.

Ученик получит возможность научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.

Наглядная геометрия

Ученик научится:

  • распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
  • распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда;
  • строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;
  • вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.

Ученик получит возможность:

  • научиться вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
  • углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах.

Геометрические фигуры

Ученик научится:

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
  • распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
  • находить значения длин линейных  фигур, градусную меру углов от 0 до 180°;
  • решать несложные задачи на построение.

Ученик получит возможность:

  • научится пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
  • распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
  • находить значения длин линейных  фигур, градусную меру углов от 0 до 180°;
  • решать несложные задачи на построение.

Измерение геометрических величин

Ученик научится:

  • использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;
  • вычислять площади прямоугольника, квадрата;
  • вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, формулы площадей фигур;
  • решать задачи на применение  формулы площади прямоугольника, квадрата.

Ученик получит возможность научиться:

  • использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;
  • вычислять площади прямоугольника, квадрата;
  • вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, формулы площадей фигур;
  • решать задачи на применение  формулы площади прямоугольника, квадрата.

Координаты

Ученик научится: находить координаты точки.

Ученик получит возможность: овладеть координатным методом решения задач.

Работа с информацией

Ученик научится:

  • заполнять простейшие таблицы по результатам выполнения практической работы, по рисунку;
  • выполнять действия по алгоритму;
  • читать простейшие круговые диаграммы.

Ученик получит возможность научиться:

  • устанавливать закономерность расположения данных в строках и столбцах таблицы, заполнять таблицу в соответствии с установленной закономерностью;
  • понимать информацию, заключенную в таблице, схеме, диаграмме и представлять ее в виде текста (устного или письменного), числового выражения, уравнения;
  • выполнять задания в тестовой форме с выбором ответа;
  • выполнять действия по алгоритму; проверять правильность готового алгоритма, дополнять незавершенный алгоритм;
  • строить простейшие высказывания с использованием логических связок «верно /неверно, что ...»;
  • составлять схему рассуждений в текстовой задаче от вопроса.

Содержание курса математики в 5 классе

1. Натуральные числа и шкалы. Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.

Цель: систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.

Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у обучающихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков.    Рассматриваются простейшие комбинаторные задачи. В ходе изучения темы вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Здесь начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче.

2. Сложение и вычитание натуральных чисел. Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.

Цель: закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.

Начиная с этой темы основное внимание уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями. В этой теме начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).

3. Умножение и деление натуральных чисел. Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач.

Цель: закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.

В этой теме проводится целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводятся понятия квадрата и куба числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий.  Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на... (в...)», «меньше на... (в...)», а также задачи на известные обучающимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решаются арифметическим способом. При решении с помощью составления уравнений так называемых задач на части учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшествуют преобразования соответствующих буквенных выражений.

4. Площади и объемы. Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей.

Цель: расширить представления обучающихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.

При изучении темы учащиеся встречаются с формулами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.

5.  Обыкновенные дроби. Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Цель: познакомить обучающихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.

В данной теме изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от обучающихся.

6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей. Десятичная дробь. Сравнение, округление, слежение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.

Цель: выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.

При введении десятичных дробей важно добиться у обучающихся четкого представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать десятичные дроби. Подчеркивая сходство действий над десятичными дробями с действиями над натуральными числами, отмечается, что сложение десятичных дробей подчиняется переместительному и сочетательному законам. Определенное внимание уделяется решению текстовых задач на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями. При изучении операции округления числа вводится новое понятие — «приближенное значение числа», отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда.

7. Умножение и деление десятичных дробей. Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.

Цель: выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.

Основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Кроме того, продолжается решение текстовых задач с данными, выраженными десятичными дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.

8. Инструменты для вычислений и измерений. Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла. Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.

Цель: сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.

У обучающихся важно выработать содержательное понимание смысла термина «процент». На этой основе они должны научиться решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого. Продолжается работа по распознаванию и изображению и геометрических фигур. Важно уделить внимание формированию умений проводить измерения и строить углы. Китовые диаграммы дают представления обучающимся о наглядном изображении распределения отдельных составных частей какой-нибудь величины. В упражнениях следует широко использовать статистический материал, публикуемый в газетах и журналах. В классе, обеспеченном калькуляторами, можно научить школьников использовать калькулятор при выполнении отдельных арифметических действий.

9. «Множества и комбинаторика»

 Цель - показать вероятностный характер многих закономерностей и вывод ознакомить с элементами теории множеств.

Множество. Элемент множества, подмножество. Объединение  и пересечение множеств. Диаграммы Эйлера. Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения. Понятие и примеры случайных событий. Частота событий, вероятность. Равновозможные события и подсчет их вероятности.

10. Повторение. Решение задач.

Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс математики 5 класса.

Таблица тематического распределения количества часов:

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Количество контрольных работ

1

Введение

2

0

2

Натуральные числа и шкалы.

16

2

3

Сложение и вычитание натуральных чисел.

28

2

4

Умножение и деление натуральных чисел.

36

2

5

Площади и объемы.

14

1

6

Обыкновенные дроби.

32

2

7

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей.

15

1

8

Умножение и деление десятичных дробей.

29

2

9

Инструменты для вычислений и измерений.

17

2

10

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятности

4

0

11

Повторение. Решение задач.

17

1

ИТОГО:

210

14

Распределение 1 часа школьного компонента

       Программа для учащихся 5 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы примыкают к основному курсу математики. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня. Углубление реализуется на базе обучения методами и приёмами решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое алгоритмическое мышление. Тематика задач не выходит за рамки основного курса, но уровень их трудности - повышенный, существенно превышающий обязательный. Особое место занимают задачи, требующие, применения учащимися знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации. Программа дополнительных  часов  составлена с учётом содержания программы по математике для учреждений, обеспечивающих получение среднего образования.

Для углубления используются следующие темы:

  • Волшебный мир чисел
  • Старинные математические истории
  • Действия с римскими цифрами
  • Интересные приемы устных вычислений
  • Правила и приемы быстрого счета
  • Знакомство с числовыми ребусами. Решение и составление ребусов
  • Логические задачи. Решение логических задач матричным способом.
  • Составление и решение математических кроссвордов.
  • Применение графов к решению задач
  • Решение задач с помощью графов.
  • Задачи на взвешивание
  •  Задачи на переливание
  • Равносоставленные фигуры
  • Геометрические задачи на разрезание
  • Дележи в затруднительных обстоятельствах
  • Знакомство с принципом Дирихле
  • Решение задач на принцип Дирихле
  • Множества
  • Круги Эйлера
  • Математические фокусы
  • Геометрия в пространстве.  
  • Игра «Лабиринт»
  • Соревнование «Математическая регата»
  • Игры с пентамино

Календарно-тематическое планирование по математике 5 класс

Тема урока

Количество часов, отводимых на изучение темы

Дата проведения

Примечание

планируемая

фактическая

Введение (2ч)

Обобщающее повторение

1

2.09

№ 64,73

Обобщающее повторение

1

3.09

№ 24, 28, 30(а,б)

  1. Натуральные числа и шкалы (16ч)

Обозначение натуральных чисел

1

3.09

№23, 28

Обозначение натуральных чисел

1

5.09

№24,29

Обозначение натуральных чисел

1

6.09

№25,30(а,б)

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.

1

7.09

№41,42

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.

1

9.09

№71, 68(а,б), 73

Плоскость, прямая, луч

1

10.09

№99устно, 100, 101

Плоскость, прямая, луч

1

10.09

№103, 104

Входная контрольная работа

1

12.09

не задано

Шкалы и координаты

1

13.09

№137, 138, 144а

Шкалы и координаты

1

14.09

№143, 144(б)

Шкалы и координаты

1

16.09

№139, 140,142.

Меньше или больше

1

17.09

№168устно ,171, 172

Двойные неравенства

1

17.09

№173, 174, 179

Двойные неравенства

1

18.09

не задано

Сравнение отрезков

1

19.09

№,180 (а), 170, 178.

Контрольная работа №1 по теме

«Натуральные числа и шалы»

1

21.09

не задано

II. Сложение и вычитание  натуральных чисел (28ч)

Сложение натуральных чисел и его свойства

1

23.09

№229, 239

Сложение натуральных чисел и его свойства

1

24.09

№231, 230

Сложение натуральных чисел и его свойства

1

24.09

№236, 240 (а,б)

Сложение натуральных чисел и его свойства

1

26.09

№234, 240(в)

Вычитание

1

27.09

№288, 291

Вычитание

1

28.09

№ 290, 292

Вычитание

1

30.09

№ 289, 288.

Вычитание и его свойства

1

1.10

№286, 296(а,в)

 Вычитание. Решение задач.

1

1.10

№295, 296(б,г)

 Вычитание. Решение задач.

1

3.10

№ 326 (1), 327 (1).

 Вычитание. Решение задач.

1

4.10

№ 326 (2), 327 (2).

Контрольная работа №2 по теме

«Сложение и вычитание натуральных чисел»

1

5.10

не задано

Числовые и буквенные выражения

1

7.10

№328, 329

Числовые и буквенные выражения

1

8.10

№ 335 (а),336 (в)

Чтение и запись числовых и буквенных выражений

1

8.10

№330,331,332,

Применение буквенных выражений при решении задач

1

10.10

№333, 336(а,б)

Применение буквенных выражений при решении задач

1

11.10

Задание в тетрадях

Буквенная запись свойств сложения и вычитания

1

12.10

№366, 371(а)

Буквенная запись свойств сложения и вычитания

1

14.10

№364, 365, 368

Буквенная запись свойств сложения и вычитания

1

15.10

№367, 371(б)

Уравнение

1

15.10

№395 (абв), 397(а)

Решение уравнений

1

17.10

№396 (а,б), 397в

Решение уравнений

1

18.10

№ 397 (б)

Решение уравнений

1

19.10

Задание в тетрадях.

Решение задач с помощью уравнений

1

21.10

№398, 395где,

Решение задач с помощью уравнений

1

22.10

Задание в тетрадях.

Решение задач с помощью уравнений

1

22.10

№400, 403а.

Контрольная работа №3 по теме

«Сложение и вычитание натуральных чисел»

1

24.10

не задано

III Умножение и деление натуральных  чисел (36ч)

Умножение натуральных чисел и его свойства

1

25.10

№451, 452, 455а-г

Умножение натуральных чисел и его свойства

1

26.10

Задание в тетрадях.

Умножение натуральных чисел и его свойства

1

28.10

№453, 450

Умножение натуральных чисел и его свойства

1

29.10

№454, 455д-з,

Применение умножения при решении задач

1

29.10

№456, 460, 461а

Применение умножения при решении задач

1

7.11

Задание в тетрадях.

Применение умножения при решении задач

1

8.11

№ 457, 462.

Деление

1

9.11

№514, 517

Деление

1

11.11

Задание в тетрадях.

Деление

1

12.11

№515, 518

Деление

1

12.11

№516, 524абв,

Деление

1

14.11

№519, 524где,

Применение деления при решении уравнений.

1

15.11

521,523,

Применение деления при решении уравнений.

1

16.11

№ 524,527

Применение деления при решении задач

1

18.11

№525, 526

Деление с остатком

1

19.11

№550,552

Деление с остатком

1

19.11

№,553, 551абв

Деление с остатком

1

21.11

№,554, 556а.

Графы, элементы графа, полные и изолированные графы

1

22.11

Задание в тетрадях.

Графы, элементы графа, полные и изолированные графы

1

23.11

№555, 556б

Контрольная работа №4 по теме

«Умножение и деление  натуральных чисел»

1

25.11

не задано

Распределительное свойство умножения

1

26.11

№610, 616

Упрощение выражений

1

26.11

№611, 612, 614аб,

Упрощение выражений

1

28.11

613,615,617

Применение свойств умножения при упрощении выражений.

1

29.11

№614вг,618

Применение свойств умножения при упрощении выражений.

1

30.11

№621, 625а,

Упрощение выражений

1

2.12

622, 625бв

Порядок выполнения действий.

1

3.12

№644, 649,

Составление схем и программ вычислений.

1

3.12

№645, 647абв,

Решение задач по теме «Порядок выполнения действий».

1

5.12

№650, 646.

Степень числа. Квадрат и куб числа.

1

6.12

№ 666, 668а-д,

Квадрат и куб числа.

1

7.12

№669,668е-и,

Квадрат и куб числа.

1

9.12

Задание в тетрадях.

Квадрат и куб числа.

1

10.12

Задание в тетрадях.

Степень числа. Квадрат и куб числа.

1

10.12

№670,671

Контрольная работа №5 по теме

«Умножение и деление натуральных чисел»

1

12.12

не задано

IV Площади и объёмы (14ч)

Формулы.

1

13.12

№701, 704,

Формулы.

1

14.12

№702, 703, 706

Площадь. Формула площади прямоугольника.

1

16.12

№737, 738

Площадь. Формула площади квадрата.

1

17.12

№745,740, 742

Единицы измерения площадей.

1

17.12

№779, 780, 781,

Решение задач на перевод одних единиц измерения

площадей в другие.

1

19.12

№782, 784,

Решение задач на нахождение площадей.

1

20.12

№787, 788. 789,

Прямоугольный параллелепипед.

1

21.12

№813, 814

Решение задач по теме «Прямоугольный параллелепипед».

1

23.12

№815, 816

Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда.

1

24.12

№841, 842,

Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда.

1

24.12

№ 843, 848б

Соотношения между единицами объема

1

26.12

№844,  846,

Решение задач по теме

«Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда».

1

№845, 848а

Контрольная работа №6 по теме «Площади и объемы»

1

не задано

V Обыкновенные дроби (32ч)

Окружность и круг.

1

№874, 875, 878аб,

Окружность и круг.

1

№876,  877, 878вг,

Окружность и круг.

1

Задание в тетрадях.

Доли. Обыкновенные дроби.

1

№925, 927,

Доли. Обыкновенные дроби.

1

№933, 934а,

Решение задач по теме «Доли. Обыкновенные дроби»

1

№926, 934б,

Решение задач по теме «Доли. Обыкновенные дроби»

1

Задание в тетрадях.

Решение задач по теме: Доли. Обыкновенные дроби.

1

№928,  931

Решение задач по теме «Доли. Обыкновенные дроби».

1

№929, 930

Сравнение дробей

1

№965, 966

Сравнение дробей

1

№967,  968

Решение задач на сравнение дробей

1

№969,970,  963

Правильные и неправильные дроби

1

№999, 1001

Правильные и неправильные дроби

1

№1004а,1003

Решение задач по теме «Правильные и неправильные дроби»

1

№1004 вг,1002,1004б

Контрольная работа №7 по темам «Обыкновенные дроби» и «Правильные и неправильные дроби»

1

не задано

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

1

№1039, 1041

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

1

Задание в тетрадях.

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

1

№1040, 1043

Решение задач по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».

1

№1038, 1044

Деление и дроби

1

№1076, 1077

Деление и дроби

1

№1078,1079, 1080

Деление и дроби

1

Задание в тетрадях

Смешанные числа

1

№1109, 1110

Смешанные числа

1

Задание в тетрадях

Смешанные числа

1

№1111, 1113

Сложение и вычитание смешанных чисел.

1

№1136, 1137

Сложение и вычитание смешанных чисел.

1

Задание в тетрадях

Сложение и вычитание смешанных чисел.

1

№1138, 1143а,

Решение уравнений с помощью сложения и вычитания смешанных чисел.

1

№1141, 1143б.

Решение уравнений с помощью сложения и вычитания смешанных чисел.

1

п.26-29, № 1142

Контрольная работа №8 по темам «Смешанные числа» и «Сложение и вычитание смешанных чисел»

1

не задано

VI  Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей.(15ч)

Десятичная запись дробных чисел

1

1166а, 1169,

Перевод обыкновенных дробей в десятичные и обратно.

1

1166б, 1170

Перевод обыкновенных дробей в десятичные и обратно.

1

Задание в тетрадях

Сравнение десятичных дробей

1

1167, 1168

Сравнение десятичных дробей

1

№1200, 1206,

Дидактическая игра «Сравнение десятичных дробей»

1

№1201, 1203

Сложение и вычитание десятичных дробей

1

№1205абв, 1207.

Сложение и вычитание десятичных дробей

1

Задание в тетрадях

Разложение десятичных дробей по разрядам.

1

№1264, 1265

Применение свойств сложения и вычитания для десятичных дробей.

1

№1255, 1257

Решение задач на сложение и вычитание десятичных дробей.

1

№, 1256, 1258,1261,

Решение задач на сложение и вычитание десятичных дробей.

1

№1268,1259, 1262.

Приближенные значения чисел.

1

№1297, 1301,

Приближенные значения чисел.

1

№1298, 1302

Контрольная работа №  9 по теме «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей»

1

не задано

VII  Умножение и деление десятичных дробей (29ч)

Умножение десятичных дробей на натуральное число

1

№1330, 1331

Умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д.

1

№1332, 1333,

Решение задач на умножение десятичных дробей на натуральное число

1

№1334, 1335.

Деление десятичных дробей на натуральное число

1

№ 1375 (1,2 ст), 1376,

Деление десятичных дробей на натуральное число

1

Задание в тетрадях

Деление десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д.

1

1377,  1379абвг,  1375 (3ст),

Применение деления десятичных дробей на натуральное число при решении задач.

1

№1   1378,1384

Решение задач на умножение и деление десятичных дробей на натуральное число.

1

№1  1381,1382

Решение задач на умножение и деление десятичных дробей на натуральное число.

1

№1379 е,ж,з,и, 1389аб

Контрольная работа №10 по теме «Умножение и деление десятичных дробей»

1

п. 34-35 №1387, 1380аб

Умножение десятичных дробей

1

№1 1432 (1,2 ст), 1440,

Умножение десятичных дробей

1

Задание в тетрадях

Умножение десятичных дробей на 0,1, 0,01, 0,001.

1

№1 1433,1431,

Применение умножения десятичных дробей при решении уравнений.

1

№1 1435,1432(3ст)

Применение умножения десятичных дробей при решении задач.

1

№,1438, 1441,

Применение умножения десятичных дробей при решении задач.

1

№1437аб, 1434

Деление десятичных дробей

1

№1483, 1484,

Деление десятичных дробей

1

Задание в тетрадях

Деление десятичных дробей на 0,1, 0,01, 0,001.

1

№1485, 1489аб,1486,

Применение деления десятичных дробей при решении уравнений.

1

1489 вг,

1490, 1492а,

Применение деления десятичных дробей при решении уравнений

1

№1491, 1492б,

Применение деления десятичных дробей при решении задач.

1

№1492в, 1493,

Применение деления десятичных дробей при решении задач.

1

№1494,1488,

Применение деления десятичных дробей при решении задач.

1

№1495, 1492г

Среднее арифметическое

1

№1524, 1534а,

Решение задач на нахождение среднего арифметического

1

№1528, 1532,

Решение задач на нахождение средней скорости движения

1

№1534б,1526,

Решение задач на нахождение среднего арифметического

1

№1534в, 1529, 1530.

Контрольная работа №11 по теме «Умножение и деление  десятичных дробей»

1

не задано

VIII Инструменты для вычислений и измерений (17ч)

Микрокалькулятор

1

№1156(1ст), 1557, 1558

Проценты

1

№1 1598, 1599, 1612а,

Решение задач на нахождение про-цента от числа

1

№111600, 1601, 1612б,

Решение задач на нахождение числа по его проценту

1

№1 1603, 1604,

Решение задач на процентное отношение чисел

1

№11609, 1610.

Решение задач на проценты

1

№11605,1606, 1611,

Множества

1

Задание в тетрадях

Контрольная работа №12 по теме «Инструменты для вычислений и измерений»

1

не задано

Угол. Прямой и развёрнутый угол. Чертежный треугольник.

1

1638, 1639,

Угол. Прямой и развёрнутый угол. Чертежный треугольник.

1

№1640, 1642а, 1641,

Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник.

1

№1643,1644, 1647,

Измерение углов. Транспортир.

1

№1682, 1683,

Измерение углов. Транспортир.

1

№11692а,1687,

Измерение углов. Транспортир.

1

№1685, 1686

Круговые диаграммы.

1

№1706, 1710

Круговые диаграммы.

1

№1707. 1709

Контрольная работа №  13 по теме «Углы»

1

не задано

XI Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятности (4ч)

Достоверные, невозможные, случайные события

1

Задания в тетрадях

Достоверные, невозможные, случайные события

1

Задания в тетрадях

Комбинаторные задачи

1

Задания в тетрадях

Комбинаторные задачи

1

Задания в тетрадях

XI1 Итоговое повторение курса математики 5 класса.  (17ч)

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

1

№1727, 1728

Сложение и вычитание смешанных чисел.

1

№1822, 1823, 1824

Сложение и вычитание смешанных чисел.

1

Задания в тетрадях

Сложение и вычитание десятичных дробей.

1

№1815, 1816,

Умножение и деление десятичных дробей.

1

№1834

Решение уравнений.

1

№1817, 1835

Решение уравнений.

1

Задания в тетрадях

Решение текстовых задач

1

1837, 1838

Решение текстовых задач

1

Задания в тетрадях

Решение задач с помощью уравнения

1

1839, 1840

Решение задач с помощью уравнения

1

Задания в тетрадях

Решение задач на движение.

1

№1831, 1832

Решение задач на проценты.

1

Карточка

Углы. Измерение и построение углов.

1

1842, 1843, 1847

Итоговая контрольная работа

1

не задано

Итоговая контрольная работа

1

не задано

Анализ контрольной работы

1

не задано