Ученикам

Демьянович Елена Владимировна
Уважаемые ученики, дорогие мои дети! Надеюсь, что информация, которую вы найдете на этой странице, будет востребованной и полезной для вас.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Темы для сочинений в царской России. ЕГЭ отдыхает.

Темы для сочинений, предлагавшиеся гимназистам в начале XX века. 

Эти темы приятно просто прочитать, понимая, какими тогда воспитывали детей.

http://c2.emosurf.com/0001Ra0dX4OU09G/1437260275_4325345.jpg

Для детей 12-13 лет

* Замирание нашего сада осенью.

* Река в лунную ночь.

* Лес в лучшую свою пору.

* Встреча войска, возвратившегося из похода.

* Дедушкин садик. 

Для младших классов:

* Великаны и пигмеи лесного царства.

* О том, что видела птичка в дальних землях.

* История постройки дома и разведения при нем сада…

Для старших гимназистов:

* Слово как источник счастья.

* Почему жизнь сравнивают с путешествием?

* Родина и чужая сторона.

* О скоротечности жизни.

* Какие предметы составляют богатство России и почему?

* О высоком достоинстве человеческого слова и письма.

* О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве.

* О проявлении нравственного начала в истории.

* На чем основывается духовная связь между предками и потомством.

Источник: konrad-karlovic.livejournal.com



Предварительный просмотр:

Напоминаю,  в каникулы в гимназии будет работать лагерь. Подробнее по ссылке: https://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2F86gmz-sov.edusite.ru%2Fp1aa1.html&post=-105736341_65 



Предварительный просмотр:

День Фибоначчи

23 ноября в мировом сообществе математиков отмечался День Фибоначчи. Чтобы ближе познакомиться с этим ученым, я предлагаю вам, ребята, принять участие в викторине. Конечно же, для правильного ответа на вопросы необходимо располагать определенной информацией. Найти её вы можете на страницах Интернета или в любых других источниках. Ответы на вопросы и результаты викторины будут опубликованы 30 ноября. В конце викторины постарайтесь ответить на вопрос: почему именно 23 ноября выбрано для проведения Дня Фибоначчи?
Если готовы проверить собственные эрудицию, внимательность и навыки поиска информации, то давайте начнём!

https://docs.google.com/forms/d/1t-6EGj5eTBfaUwhtAUFSvPPiVdOEivy1svHF00ItKJ8/viewform



Предварительный просмотр:

Сказка о мечте

http://c0.emosurf.com/0001nd0RenDm09G/350.jpg

Родилась у меня Мечта. Робкая такая, маленькая, несмелая… 
Но зато краси-и-и-ивая! И перспективная – я сразу разглядела в ней большой потенциал. Решила я проследить, к каким целям может привести такая Мечта: прищурилась, пригляделась – и даже ахнула. Вот это да!!! Очень даже волшебно должно получиться. Многие о таком и мечтать не могут, а в моем будущем такой результат явственно просматривается.

Решила я, что буду Мечту взращивать, чтобы она из маленькой превратилась в большую и даже грандиозную. Для начала решила ее родственникам представить.

— Смотрите, — говорю, — какая у меня Мечта! Такая свежая, такая оригинальная, такая вдохновляющая!

— Что ты! – всполошились родственники. – Какая-то она… вызывающая, что ли. Будет зависть вызывать и осуждение.

— Слишком высокая, — рубанул сплеча дедушка и укоротил Мечту чуть не вдвое.

— Не жирно ли будет? – категорически заявила бабушка и застрекотала ножницами, обрезая Мечту по бокам.

— Красивая, конечно, но маловероятная, — вздохнула мама, и Мечта побледнела и потеряла свой парадно-победительный вид.

— Вот еще выдумала! – нахмурился папа. – Ни у кого в нашем роду не было такой глупой задумки! Не одобряю. Тьфу на такие мечты!

Сказал – словно топором по Мечте жахнул, она аж сплющилась.

Смотрю я на свою деформированную, урезанную, оплеванную Мечту и чуть не плачу: а ведь такая красивая была!

Тут Цель голос подает:

— Посмотри на меня! Оцени, какая я великая! Ощути, какая я желанная! Пожалуйста, не бросай Мечту! Помоги ей снова расцвести! Я ведь тоже очень заинтересована, чтобы меня кто-нибудь достиг и превратил в Явь!

Прижала я к себе Мечту, утерла слезы, утешила.

— Не расстраивайся, маленькая, — говорю. – Подумаешь, не поняли нас! А мы замкнемся в себе и родственникам на глаза попадаться будем как можно реже. Давай-ка, я тебя самостоятельно начну холить и лелеять!

Успокоилась Мечта, воспрянула духом, повеселела. Стали мы вместе думать, как нам поскорее Цели достичь. Прикинули скорость движения, наметили промежуточные остановки (должны же быть привалы в пути!). Мечта снова окрепла, расцвела. И тут я решила посоветоваться с бывалыми людьми – ну так, на всякий случай. Мало ли что может на пути к Цели произойти? А у них опыт!

Бывалые люди тут же всполошились и стали мне советы вагонами давать, и из всех этих советов получалось, что впереди будут сплошные рытвины да колдобины, ямы да ловушки, и возможных рисков просто не счесть. Такого мне наговорили, что я испугалась: «А может, лучше и вовсе не начинать?». Смотрю, и Мечта моя съежилась-скукожилась, вся такая жалкая, несчастная стала. Тоже, наверное, испугалась. Но тут уже я ей говорю:

— Эй, Мечта, ты что? Ты не думай, я тебя не оставлю. Мало ли что с кем случилось на пути к Цели? Но это же не факт, что и с нами то же самое будет! И вообще: волков бояться – в лес не ходить, а кто не рискует, тот не пьет шампанского. Давай-ка, оживай, и вперед, к Цели!

Взялись мы с Мечтой за руки и пошли вперед. От родителей шифруемся, советы бывалых сложили в отдельный сундучок. Увесистый он получился – видать, тяжелый опыт в него напихан был, но решили, что нужно все-таки нести – авось пригодится! Хотя скорость, конечно, снизилась заметно… Иду, размышляю: может, ну его, чужой опыт? Я ведь в пути еще и свой получу, и как я этот груз на себе тащить буду?

— А давай оставим этот сундучок в укромном месте, — догадалась Мечта. – Если что – так мы всегда в него залезть сможем. А если будем тащиться с крейсерской скоростью черепахи, нам до цели за одну жизнь никак не добраться!

Ой, и правда! Вот ведь как Мечта помогает главное-то в жизни разглядеть! Прикопала я сундучок под деревом, и сразу у нас дело куда веселее пошло! Идем с Мечтой, песни горланим, облака разглядываем, да вдруг я как споткнусь – чуть носом землю не пропахала! Глядь по сторонам – а там друзья. И эти, с позволения сказать, друзья мне, оказывается, подножки ставят!

— Вы это чего творите? Зачем? – озадачилась я.

— Да ты со своей Мечтой совсем о нас забыла! – наперебой загалдели друзья. – Отрываешься от коллектива, нехорошо! Подумаешь, цель у нее! Да у всех какие-то цели есть! Размечталась, понимаешь ли…

Я расстроилась. И обиделась. И забеспокоилась. В самом деле, что важнее – Цель, которая еще только будет, или друзья, которые уже сейчас есть?

— Мечта, ты прости, но придется временно свернуть, — покаянно сказала я. – Совсем я о друзьях забыла, они в претензии.

— Это не они в претензии, это Зависть их гложет, — покачала головой Мечта. – Настоящий друг на пути к Мечте подножек ставить не будет, а всегда поддержит.

Пригляделась я – и правда, большинство моих «друзей» на плече носят зверька по имени Зависть. Вредный такой зверек, злобненький, постоянно грызет и побуждает рыть ямы, ставить палки в колеса и подножки организовывать. Чтобы, стало быть, не выделялась из общей массы, не влияла на их самооценку своими великими целями и возвышенными мечтами.

— Но если я пойду своим путем, выходит, я одна-одинешенька останусь? – растерялась я.

— А ты попробуй, — посоветовала Мечта.

Я решилась – и рванула вперед. И что вы думаете – не все друзья оказались завистниками! Многие, наоборот, предложили руку, помощь и поддержку. А некоторые познакомили меня со своими Мечтами и встали рядом, чтобы двигаться к своим Целям. Тут мне и вовсе хорошо стало: оказывается, друзья могут быть единомышленниками, а в компании двигаться куда как интереснее и сподручнее!

Но все равно, раз Цель у каждого своя, то и направления рано или поздно расходятся. Кроме того, каждый движется в своем темпе, скорость у всех разная. Поэтому я хорошенько усвоила: на пути к Цели не стоит ни на кого надеяться. Если рядом – хорошо, если отстали или обогнали – без обид. Главное, постоянно подпитывать свою Мечту, вот она-то твой лучший проводник и вдохновитель!

И тут я добралась до места, где не было ничего. Дорога обрывалась прямо в пропасть. Уже и Цель была отчетливо видна, и казало, до нее рукой подать, но пути больше не было.

— Это что же, провал? – в ужасе спросила я, озирая бескрайнюю пропасть.

— Похоже на то, — согласилась Мечта.

— Приехали… — прошептала я, разом растеряв весь свой пыл. – Кажется, конец пришел моей Мечте.

— Я не хочу умирать. Придумай что-нибудь, — попросила Мечта.

— Нет. Не знаю. Ничего в голову не лезет, — уныло сообщила я.

— Пожалуйста…

Я взглянула на свою Мечту. Ах, какая же она была красивая! За время путешествия она окрепла, набрала силу, стала яркой и зрелой. Она всегда была со мной, она меня окрыляла… И тут меня осенило:

— Мечта! А у тебя есть крылья?

— Крылья? Не знаю, я никогда не пробовала летать. Но ты-то должна знать, ведь я же твоя Мечта, я у тебя родилась.

— Тогда – точно есть! – ликующе воскликнула я, вскакивая на ноги. – Ты – моя крылатая Мечта, и никакие провалы нам не страшны! Подумаешь, провалы! Если у нас есть крылья – мы их преодолеем одним прыжком!

Если у Мечты и были сомнения, она их озвучивать не стала. Мы с ней крепко обнялись, я зажмурила глаза – и сразу почувствовала, как ноги мои отрываются от земли, и я лечу. В первые мгновения мне было страшно, а потом меня охватил восторг. Я лечу! Раньше я шла к своей цели, падала, поднималась, а теперь лечу – и нет мне преград! И тогда я открыла глаза.

Отсюда, с высоты птичьего полета, все казалось маленьким и незначительным. В том числе и страхи. И здесь, в небесах, я поняла одну важную вещь: все, кто мешает на пути к Цели, не обязательно враги, и даже чаще всего не враги. Они проверяют нас на прочность и на верность Мечте. Если мы сдались, отступили – это только наше решение. Значит, не так уж и хотелось. Но если выстояли, не повелись на отговорки, пугалки и увещевания – значит, Мечта жизнеспособна и обязательно поможет достичь Цели. И никаких провалы не страшны, потому что настоящая Мечта всегда крылата.

Я и не заметила, как пропасть осталась позади, а передо мной оказалась Цель. Вблизи она оказалась еще значительнее, еще прекраснее. Меня переполняли и радость, и гордость, и восхищение. Но вот что странно: она больше не была желанной. В самом деле: чего желать, если мы уже у Цели?

— Мы сделали это, — сообщила я. – Вот она, Цель!

Мечта молчала. Я обернулась и застыла: ее больше не было. Она пустила корни и превратилась в прекрасное цветущее дерево.

— И что теперь? – растерянно спросила я. – Отдыхать в тени Мечты? Сидеть и ждать плодов?

— Быть привязанной к одной-единственной Мечте – это скучно, — ответила Цель.

— Это точно! – согласилась я.

— Твоя Мечта и впрямь скоро даст плоды, и они будут питать тебя долгое время.

— Да это понятно… Но что мне делать сейчас?

— Отдохни. Порадуйся. Подведи итоги. Оцени опыт, — посоветовала Цель. – Насладись в полной мере тем, что ты смогла ко мне прийти. Поверь, это далеко не всем удается.

— А потом?

— Потом? Какая же ты нетерпеливая! – хмыкнула Цель. – Но, если уж тебя это так волнует, то ладно… Разреши-ка тебя кое с кем познакомить!

Цель расступилась и выпустила вперед какое-то существо. Маленькое такое, робкое, несмелое… В цветных одеждах и с чудной улыбкой.

Я, протянув руки ему навстречу, широко улыбнулась:

— Ну, здравствуй, моя новая Мечта!



Предварительный просмотр:

Обучение на Яндекс

https://academy.yandex.ru/events/m/ 

Лекции Малого ШАДа посвящены информатике, математике, лингвистике и смежным областям знаний и рассчитаны на учеников 9-11 классов.

Докладчики — ведущие ученые, специалисты наукоёмких компаний и преподаватели известных вузов. После каждой лекции проходит дискуссия со слушателями и ответы на вопросы.

Мы стараемся сохранить в нашей аудитории неформальную атмосферу выездных школ и конференций. Лекции полностью независимы друг от друга, и слушатели могут свободно выбирать интересные темы. Занятия бесплатные.



Предварительный просмотр:

БЫСТРЫЙ СЧЕТ БЕЗ КАЛЬКУЛЯТОРА

Умножение на 25:

  1. Разделить число на 4
  2. Умножить на 100.

Пример: 384 * 25 = 384:4*100 = 8700




Умножение на 9:

  1. Приписать к исходному числу 0
  2. Отнять исходное число.

Пример: 241 * 9 = 2410 – 241 = 2169

(Подумай, как умножить число на 99, на 999)




Умножение на 11:

  1. Приписать к исходному числу 0.
  2. Прибавить исходное число.

Пример: 241 * 11 = 2410 + 241 = 2651

Возведение в квадрат числа, оканчивающегося цифрой 5:

  1. Умножить количество десятков числа на количество десятков + 1.
  2. Приписать 25.

Пример: 952 = 9025 (9 * (9+1)=90, приписали 25)

               1252 = 15625 (12*13=156, приписали 25)



Вычисли:

28 * 25 =                            571 * 9 =                        317 * 11 =                              852 =

36 * 25 =                            231 * 9 =                         425 * 11=                              952 =

48 * 25 =                            256 * 9 =                         435 * 11 =                             1152=

УДИВИ СВОИХ ДРУЗЕЙ!

Попроси друга задумать двузначное число, возвести его в третью степень ( в куб) и показать тебе ответ. Ты почти мгновенно сообщаешь, какое число было задумано. Как тебе это удалось?! Ты просто гений!

На самом деле -  все очень просто.  Для этого нужно знать всего лишь таблицу кубов чисел от 1 до 10:

Число

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Куб числа

1

8

27

64

125

216

343

512

729

1000


заметь, что кубы некоторых чисел оканчиваются той же цифрой, что и само число (выделено жирным шрифтом), а кубы остальных чисел – разностью десяти и самого числа (7
3=343, 10-7=3).
Значит, последнюю цифру ты сможешь определить сразу. Для того, чтобы определить первую цифру задуманного числа, нужно отбросить три последние цифры получившегося числа и определить, между кубами каких чисел оно находится. Меньшее из двух чисел и есть первая цифра задуманного числа.

Пример:          Тебе сообщили результат 103823. Значит, последняя цифра – 7 (10-3=7). Отбрасываем три последние цифры, получилось 103, находится между 64 и 125, т.е. между 43 и 53. Значит, первая цифра задуманного числа – 4. Друг задумал число 47.

Потренируйся и удиви своих друзей! (Выучи таблицу кубов!)

УДИВИ СВОИХ ДРУЗЕЙ!

Попроси друга задумать двузначное число, возвести его в третью степень ( в куб) и показать тебе ответ. Ты почти мгновенно сообщаешь, какое число было задумано. Как тебе это удалось?! Ты просто гений!

На самом деле -  все очень просто.  Для этого нужно знать всего лишь таблицу кубов чисел от 1 до 10:

Число

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Куб числа

1

8

27

64

125

216

343

512

729

1000


заметь, что кубы некоторых чисел оканчиваются той же цифрой, что и само число (выделено жирным шрифтом), а кубы остальных чисел – разностью десяти и самого числа (7
3=343, 10-7=3).
Значит, последнюю цифру ты сможешь определить сразу. Для того, чтобы определить первую цифру задуманного числа, нужно отбросить три последние цифры получившегося числа и определить, между кубами каких чисел оно находится. Меньшее из двух чисел и есть первая цифра задуманного числа.

Пример:          Тебе сообщили результат 103823. Значит, последняя цифра – 7 (10-3=7). Отбрасываем три последние цифры, получилось 103, находится между 64 и 125, т.е. между 43 и 53. Значит, первая цифра задуманного числа – 4. Друг задумал число 47.

Потренируйся и удиви своих друзей! (Выучи таблицу кубов!)

ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ УМНОЖЕНИЕ

УСТАНОВИ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ И ПРОДОЛЖИ САМ:

А)11*11=121

111*111=12321

1111*1111=1234321

………………………………………..

Б) 1*9+2=11

12*9+3=111

123*9+4=1111

……………………………..

В)9*9+7=88

98*9+6=888

987*9+5=8888

……………………………

Г)9*7=63

99*77=7623

999*777=776223

……………………………..

Д) 12345679*9=1111111111

12345679*18=2222222222

12345679*27=3333333333

……………………………………………………

НЕ ПРАВДА ЛИ, КРАСИВО?



Предварительный просмотр:

http://lyceum.urfu.ru/study/?id=5 

Учеба с УрФУ! Готовимся к поступлению!



Предварительный просмотр:

http://lyceum.urfu.ru/links/?id=4 ссылка на сайты по подготовке к ЕГЭ

Полезная ссылка для подготовки к экзаменам и вообще, повышения уровня своей математической подготовки и не только.

http://foxford.ru/ 

Правила международной онлайн-олимпиады Фоксфорда

Центр онлайн-обучения «Фоксфорд» проводит Международную онлайн-олимпиаду (Олимпиаду) по математике, русскому языку, информатике, физике, биологии, химии, обществознанию и истории для учащихся 5–11 классов.

 

Во 2 сезоне Олимпиады по каждой дисциплине проводятся отдельно:

  • по математике, русскому языку, информатике, английскому языку в 5–11 классах;
  • по биологии в 6–11 классах;
  • по физике в 7–11 классах;
  • по химии в 8–11 классах;
  • по обществознанию, истории в 9–11 классах.

Для участия в Олимпиаде необходимо зарегистрироваться на сайте olymp.foxford.ru. Если у вас есть учетная запись на сайте foxford.ru, вы можете принять участие в Олимпиаде, войдя на сайт с помощью этой учетной записи.

 

Олимпиадные задания по каждой дисциплине станут доступны для просмотра и решения 1 декабря 2015 года. Ваш индивидуальный вариант олимпиады вы найдете на странице соответствующей олимпиады.

 

Задания Олимпиады решаются самостоятельно, ответы принимаются в срок до 31 января 2016 г. 23:59 по московскому времени. До завершения Олимпиады вы можете многократно их изменять. В 23:59 31 января 2016 г. введение и изменение ответов будет остановлено.

 

Правильные ответы и ваш результат будут доступны после завершения Олимпиады. Набранные баллы и предварительные рейтинги будут опубликованы не позднее чем через 7 дней после завершения Олимпиады.

Апелляции и претензии на оценку олимпиадных задач принимаются в течение 14 дней после публикации баллов и рейтингов.

Победители и призёры Олимпиады будут определены не позднее чем через 21 день после завершения Олимпиады.

 

Внимание! Все численные ответы следует давать в единицах измерения, указанных в условии задачи, округлёнными при необходимости до указанного в условии задачи порядка. Числовым ответом в задачах может быть либо целое число, либо конечная десятичная дробь. В качестве десятичного разделителя можно использовать как запятую, так и точку.

Все ответы с вводом текста следует давать согласно условию задачи, без орфографических ошибок.

Рекомендуемый браузер для выполнения задач олимпиады - Google Chrome последней версии (вы можете скачать его по ссылке). Обратите внимание, на мобильных устройствах (планшетах и смартфонах) может не поддерживаться полный функционал.

 

По завершении Олимпиады всем участникам будут выданы в электронном виде грамоты об участии, а лучшим участникам Олимпиады — дипломы.

 

Призы Олимпиады:

  • 7 (семь) Apple iPad Mini 2 16 GB Wi-Fi;
  • 147 (сто сорок семь) брендированных толстовок Foxford.ru;
  • 8 (восемь) книг «Как это построено» и «Великие здания» от издательства «Манн, Иванов и Фербер».

Apple iPad выигрывает участник Олимпиады в каждом классе (согласно указанному участником Олимпиады в Учётной записи классу), набравший максимальный среди других участников балл, определенный по олимпиаде с лучшим результатом. При равенстве максимальных баллов у нескольких участников Apple iPad будет разыгран между ними.

 

Брендированные толстовки Foxford.ru выигрывают 3 участника Олимпиады, набравшие максимальный балл в каждой отдельной олимпиаде. Учитываются только олимпиады того же или большего класса, чем указанный участником Олимпиады в Учётной записи. При равенстве максимальных баллов у нескольких участников толстовки будут разыграны между ними.

Участник Олимпиады не может выиграть более одной брендированной толстовки.

 

Книгу выигрывает участник Олимпиады в каждом классе (согласно указанному участником Олимпиады в Учётной записи классу), набравший наибольший суммарный балл по всем олимпиадам того же или большего класса, чем указанный участником Олимпиады в Учётной записи. При равенстве максимальных баллов у нескольких участников книги будут разыграны между ними.

Участник Олимпиады, набравший максимальный суммарный балл по всем олимпиадам того же или большего класса, чем указанный участником Олимпиады в Учётной записи, выигрывает 2 книги.

 

Выплата денежного эквивалента стоимости призов или замена другими призами не производится.

Обязанности по исчислению и уплате налогов, связанных с получением призов, в соответствии с законодательством РФ или других стран, а также ответственность за неисполнение этой обязанности участники Олимпиады, выигравшие призы, несут самостоятельно.

 

Для получения приза участник Олимпиады, выигравший в розыгрыше, в течение 14 (четырнадцати) календарных дней после объявления результатов розыгрыша, обязан предоставить справку из общеобразовательного учебного учреждения, подтверждающую обучение участника Олимпиады в указанным им классе, а также адрес для доставки приза или намерение забрать приз самостоятельно.

 

При непредоставлении каких-либо данных или документов в течение указанного срока участник Олимпиады лишается права на получение приза.



Предварительный просмотр:

26 марта 16:00

МАТЕМАТИКА

Мастер-класс по подготовке к решению части С ЕГЭ по математике, 10-11 классы

https://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Ffoxford.ru%2Fevents%2F262%3Futm_source%3Demail%26utm_medium%3Dnewsletter%26utm_campaign%3Dkpk_2016_03_16%26utm_content%3Dmasterclass_ege_gia&post=327304146_40 



Предварительный просмотр:

https://youtu.be/pIM_k14jZac

 Видео уроки для 5-6 классов.



Предварительный просмотр:

https://pp.vk.me/c630228/v630228614/1b63d/CLRtXJXAHOo.jpg

Пес был стар. Даже по человеческим меркам количество прожитых псом лет выглядело весьма солидно, для собаки же подобная цифра казалась просто немыслимой. Когда к хозяевам приходили гости, пес слышал один и тот же вопрос:

– Как ваш старик, жив еще? – и очень удивлялись, видя громадную голову пса в дверном проеме.

Пес на людей не обижался – он сам прекрасно понимал, что собаки не должны жить так долго. За свою жизнь пес много раз видел хозяев других собак, отводивших глаза при встрече и судорожно вздыхавших при вопросе:

– А где же ваш?

В таких случаях хозяйская рука обнимала мощную шею пса, словно желая удержать его, не отпустить навстречу неотвратимому.

И пес продолжал жить, хотя с каждым днем становилось все труднее ходить, все тяжелее делалось дыхание. Когда-то подтянутый живот обвис, глаза потускнели, и хвост все больше походил на обвисшую старую тряпку. Пропал аппетит и даже любимую овсянку пес ел без всякого удовольствия – словно выполнял скучную, но обязательную повинность.

Большую часть дня пес проводил лежа на своем коврике в большой комнате. По утрам, когда взрослые собирались на работу, а хозяйская дочка убегала в школу, пса выводила на улицу бабушка, но с ней пес гулять не любил. Он ждал, когда Лена (так звали хозяйскую дочку) вернется из школы и поведет его во двор. Пес был совсем молодым, когда в доме появилось маленькое существо, сразу переключившее все внимание на себя. Позже пес узнал, что это существо – ребенок, девочка. И с тех пор их выводили на прогулку вместе. Сперва Лену вывозили в коляске, затем маленький человечек стал делать первые неуверенные шаги, держась за собачий ошейник, позже они стали гулять вдвоем, и горе тому забияке, который рискнул бы обидеть маленькую хозяйку! Пес, не раздумывая, вставал на защиту девочки, закрывая Лену своим телом.

Много времени прошло с тех пор… Лена выросла, мальчишки, когда-то дергавшие ее за косички, стали взрослыми юношами, заглядывающимися на симпатичную девушку, рядом с которой медленно шагал громадный пес. Выходя во двор, пес поворачивал за угол дома, к заросшему пустырю и, оглянувшись на хозяйку, уходил в кусты. Он не понимал других собак, особенно брехливую таксу с третьего этажа, норовивших задрать лапу едва ли не у самой квартиры. Когда пес выходил из кустов, Лена брала его за ошейник, и вместе они шли дальше, к группе березок, возле которых была устроена детская площадка. Здесь, в тени деревьев, пес издавна полюбил наблюдать за ребятней. Полулежа, привалившись плечом к стволу березы и вытянув задние лапы, пес дремал, изредка поглядывая в сторону скамейки, где собирались ровесники Лены. Рыжий Володя, которого когда-то пес чаще всех гонял от Лены, иногда подходил к нему, присаживался рядом на корточки и спрашивал:

– Как дела, старый?

И пес начинал ворчать. Ребят на скамейке собачье ворчанье смешило, но Володя не смеялся, и псу казалось, что его понимают. Наверное, Володя действительно понимал пса, потому что говорил:

– А помнишь?..

Конечно, пес помнил. И резиновый мячик, который Володя забросил на карниз, а потом лазал его доставать. И пьяного мужика, который решил наказать маленького Толика за нечаянно разбитый фонарь. Тогда пес единственный раз в жизни зарычал, оскалив клыки. Но мужик был слишком пьян, чтобы понять предупреждение и псу пришлось сбить его с ног. Прижатый к земле громадной собачьей лапой, мужик растерял весь свой педагогический пыл, и больше его возле площадки не видели…

Пес ворчал, Володя слушал, изредка вспоминая забавные (и не очень) случаи. Потом подходила Лена и говорила, поглаживая громадную голову пса:

– Ладно тебе, разворчался. Пойдем домой, вечером еще поболтаете.

Вечернюю прогулку пес ждал особенно. Летом ему нравилось наблюдать как солнце прячется за серые коробки многоэтажек и вечерняя прохлада сменяет дневную жару. Зимой же пес подолгу мог любоваться черным, словно из мягкого бархата, небом, по которому кто-то рассыпал разноцветные блестки звезд. О чем думал в эти минуты старый пес, отчего порой он так шумно вздыхал? Кто знает…

Сейчас была осень, за окном уже смеркалось и капал тихий, унылый дождик. Пес вместе с Леной шли привычным маршрутом, когда чуткое собачье ухо уловило необычный звук. Звук был очень слабый и почему-то тревожный. Пес оглянулся на Лену – девушка звук не замечала. Тогда пес быстро, насколько позволяло его грузное тело, метнулся в заросли кустов, пытаясь отыскать… Что? Он не знал. За всю долгую жизнь пса с таким звуком он еще не сталкивался, но звук полностью подчинил себе сознание пса. Он почти не слышал как испуганно зовет его Лена, как ее успокаивает Володя… Он искал – и нашел. Маленький мокрый комочек разевал крошечную розовую пасть в беззвучном крике. Котенок. Обычный серый котенок, который только неделю назад впервые увидел этот мир своими голубыми глазами, задыхался от затянутой на его горле веревочный петли. Передние лапки его беспомощно хватались за воздух, задние же еле доставали до земли.

Пес одним движением мощных челюстей перегрыз ветку, на которой был подвешен котенок. Тот плюхнулся в мокрую траву, даже не пытаясь подняться. Осторожно, чтобы не помять маленькое тельце, пес взял его зубами за шкирку и вынес к Лене.

– Что за дрянь ты при… – Начала было Лена и осеклась. Тихонько ойкнула, подхватила маленькой дрожащий комочек. Попыталась снять петлю, но мокрая веревка не поддалась.

– Домой! – скомандовала Лена и, не дожидаясь пса, побежала к подъезду.

Котенок выжил. Три дня лежал пластом, никак не реагируя на суету вокруг. Только жалобно пищал, когда большой бородатый человек со странной кличкой «Ветеринар» делал уколы тонкой длинной иглой. На четвертый день, завидев шприц, котенок заполз под диван, чем вызвал сильное оживление среди людей. А еще через неделю по квартире скакал озорной и абсолютно здоровый кошачий ребенок. В меру хулиганистый и непослушный. Но стоило псу слегка рыкнуть или хотя бы грозно посмотреть на озорника и котенок тут же становился образцом послушания.

А пес с каждым днем становился все слабее. Словно отдал частичку своей жизни спасенному котенку. И как-то раз пес не смог подняться со своей подстилки. Опять вызвали ветеринара, тот осмотрел пса и развел руками. Люди долго о чем-то говорили, Лена тихо плакала… Потом звякнуло стекло, ветеринар стал подходить к собаке, пряча руки за спиной. И вдруг остановился, словно перед ним выросла стена.

Но это был лишь маленький серый котенок. Выгнув спинку дугой и задрав хвост, котенок первый раз в жизни шипел, отгоняя от пса что-то непонятно, но очень страшное. Котенок очень боялся этого человека со шприцом. Но что-то заставляло его отгонять ветеринара от пса…

Ветеринар постоял, глядя в полные ужаса кошачьи глаза. Отступил назад, повернулся к Лене:

– Он не подпустит. Уберите котенка…

– Нет.

– Лена! – Воскликнула хозяйка. – Ну зачем же мучать собаку?

– Нет. Пусть будет как будет. Без уколов…

Ветеринар посмотрел на котенка, затем на заплаканную Лену, снова на котенка… И ушел. Люди разошлись по своим делам, квартира опустела. Только бабушка возилась на кухне, изредка всхлипывая и шепча что-то невнятное.

Пес дремал на подстилке, положив громадную голову на лапы и прикрыв глаза. Но не спал. Он слушал дыхание котенка, который беззаботно спал, уютно устроившись под боком пса. Слушал, и пытался понять, как этот маленький слабый зверек сумел отогнать большого и сильного человека.

А котенок спал, и ему снилось, что псу опять угрожает опасность, но он снова и снова прогоняет врага. И пока он, котенок, рядом, то никто не посмеет забрать его друга.

© Сергей Уткин



Предварительный просмотр:

Темы для проектов по математике

 

Распределение тем по классам условное

 Можно выбрать любую из заинтересовавших вас тем

 5 класс

1. Сумма углов треугольника на плоскости и на конусе

2. Совершенные числа

3. Числа Мерсенна

4. Четыре действия математики

5. Древние меры длины

6. Возникновение чисел

7. Счёты

8. Старинные русские меры или старинная математика

9. Магические квадраты

 

6 класс

1. Арифметика Магницкого

2. Числа

3. Математика на клетчатой бумаге

4. Решето Эратосфена

5. Масштаб. Работа с компасом, GPS-навигация

6. Математика в жизни человека

7. Леонтий Филипович Магницкий и его «Арифметика»

8. Задачи на переливание жидкости

9. Координатная плоскость и знаки зодиака

 

7 класс

1. "Применение равенства треугольников при измерительных работах”

2. Геометрия формул

3. Процентные расчёты на каждый день

4. Цепные дроби

5. Складные квадраты

6. Последние цифры степеней

7. Треугольник Паскаля

8. Свойства степени

9. Страна треугольников.

10. Лист Мёбиуса

11. Периодическая дробь мне улыбнулась

12. Деление во множестве многочленов

 

8 класс

1. Применение подобия треугольников при измерительных работах

2. Пифагор и его теорема

3. Кривые на плоскости

4. Замечательные кривые

5. Площади фигур

6. Взаимосвязь архитектуры и математики в симметрии

7. Паркеты

8. Бордюры

9. Построение графиков или функции.

10. От натурального числа до мнимой единицы

 

9 класс

1. Использование тригонометрических формул при измерительных работах

2. Золотое сечение

3. Построение графиков сложных функций

4. Нестандартные способы решения квадратных уравнений

5. Треугольник Эйлера-Бернулли

6. Уравнения (виды, решения и т.д.)

 

10 класс

1. Математика без формул, уравнений и неравенств

2. Математика и Гармония

3. Фракталы

4. Объемы и площади поверхностей правильных многогранников и тел вращения

5. Тайна гармонии "Пропорция. Основное свойство пропорции"

6. Развертка

7. геометрия многогранников

8. Поверхности многогранников

9. Геометрия Лобачевского

10. Загадки пирамиды

 

11 класс

1. Построение асимптот

2. Геометрические формы в искусстве.

3. Графы и их применение в архитектуре.

4. Матричная алгебра в экономике.

5. Задачи механического происхождения. (Геометрия масс, экстремальные задачи)

6. Приложения определенного интеграла в экономике.

7. Стереометрические тела

8. Векторы в пространстве

 

Разные

1. Симметрия в природе.

2. Математический бильярд.

3. Алгебра логики в информационных процессах.

4. Моделирование экологических процессов.

5. Приложение математики в педиатрии. А именно: расчет максимального и минимального артериального давления (формула Молчанова); расчет прибавки массы детей; расчет прибавки роста детей; расчет питания (объемный и калорийный способы)

6. Вирусы и бактерии. (Геометрическая форма, расположение в пространстве, рост численности)

7. Финансовая математика.

8. Чертежи, фигуры, линии и математические расчеты в кройке и шитье

9. Шарнирные механизмы

10. Действия с рациональными числами

11. Построение графиков функций

12. Математические софизмы

13. Элементы статистики

14. Элементы статистики

15. Великие открытия (математики)

16. Дерево знаний (алгебра)

17. Дерево знаний (геометрия)



Предварительный просмотр:

http://mathus.ru/olymp/index.php 

Самый правильный путь в лучшие вузы лежит через олимпиады. Школьнику, способному показать на ЕГЭ результат 75+, нет смысла заниматься одной лишь подготовкой к ЕГЭ — следует также готовиться к олимпиадам по математике и физике и активно участвовать в них.

Абитуриентам ведущих вузов (МФТИ, МГУ, ВШЭ, МГТУ им. Баумана, МИФИ) необходимо принимать участие в олимпиадах, которые входят в Перечень Министерства образования и науки РФ. Имея диплом такой олимпиады, вы обеспечите себе существенные льготы при поступлении в вуз и получите серьёзное преимущество перед другими абитуриентами.

Боковое меню справа содержит список олимпиад из Перечня, заключительные этапы которых проходят в Москве. В нижеследующей таблице указаны также уровни олимпиад и ссылки на их официальные сайты.

Общая информация об олимпиадах: уровни, дипломы, льготы

На олимпиаде можно получить диплом I степени, II степени или III степени. Обладатели дипломов I степени называются победителями олимпиады; обладатели дипломов II и III степени называются призёрами. Выиграть олимпиаду (так говорят в фольклоре) — это значит войти в число её победителей или призёров, то есть получить диплом.

Каждая олимпиада имеет определённый уровень: первый, второй или третий. Уровни олимпиад определяются в начале учебного года приказом Минобрнауки и публикуются в перечне. Чем выше уровень олимпиады, тем более весомые льготы имеют её победители и призёры. Уровень, которым обладает та или иная олимпиада, не связан напрямую со сложностью её выигрывания (а с чем именно связан — дело тонкое).

Льготы, предоставляемые вузами, могут быть трёх видов:

  • зачисление без экзаменов;
  • засчитывание 100 баллов за ДВИ (дополнительное вступительное испытание — в МГУ, например);
  • засчитывание 100 баллов по предмету вместо результата ЕГЭ.

Льготы объявляются вузами обычно в конце учебного года. Льготы зависят от уровня олимпиады и могут быть разными для победителей и призёров. Вузы сами решают, какие предоставлять льготы. В каждом вузе имеется своя специфика — смотрите ниже примеры различных вузовских льгот в 2015 году.

Если льгота сформулирована для олимпиады данного уровня, то она относится ко всем олимпиадам данного уровня. Вот пример 2015 года. Пусть у вас есть диплом олимпиады «Физтех» по физике (которая имеет 1-й уровень), и при этом вы поступаете на ВМК МГУ. Среди льгот этого факультета видим: победители и призёры олимпиады по физике 1-го уровня получают 100 баллов в зачёт ЕГЭ по физике. Несмотря на то, что диплом у вас с олимпиады МФТИ, вам засчитывают на ВМК 100 баллов за ЕГЭ по физике. Точно так же в МФТИ вам дали бы 100 баллов по математике за диплом не обязательно «Физтеха», но и «Ломоносова» или ОММО, например.

Однако в 2016 году ситуация станет иной. Пункт 39 нового Приказа теперь разрешает вузу не только устанавливать льготы по уровням олимпиад, но и сформировать свой перечень олимпиад, по которым будут предоставлены льготы. Чем конкретно это обернётся для абитуриентов — сейчас сказать сложно. Пока можно дать один совет: участвовать в максимальном количестве олимпиад и особое внимание уделить олимпиаде того вуза, куда вы собираетесь поступать (ибо вуз, разумеется, включит в свой перечень свою же олимпиаду).

Обладатель диплома олимпиады может получить льготу при поступлении в течение четырёх лет, следующих за годом проведения данной олимпиады. Это означает, что для абитуриента имеют ценность дипломы, полученные начиная с 7 класса. Однако вуз вправе указать, за какие классы должен быть получен диплом, чтобы льгота была предоставлена.

Для получения льгот олимпиаднику нужно не завалить ЕГЭ. Вузы устанавливают пороговые баллы за ЕГЭ, начиная с которых предоставляются льготы. В 2016 году ситуация ужесточается: пороговая величина для всех вузов составляет 75 баллов (так что про 65 баллов в МФТИ и МГУ можно забыть).

Почему нужно готовиться к олимпиадам?

Серьёзная подготовка к олимпиадам и активное участие в них намного важнее и полезнее обычной подготовки к ЕГЭ. Имеется целый ряд причин для того, чтобы сконцентрироваться именно на олимпиадах.

  • Подготовка к олимпиадам — это глубокое изучение математики и физики плюс постоянная практика решения сложных и нестандартных задач. Такая деятельность развивает интеллект и создаёт хорошую базу для дальнейшей учёбы в вузе. Опыт показывает, что студенты МФТИ, МГУ или ВШЭ, которые в своё время готовились лишь к ЕГЭ, начинают испытывать проблемы по математике и физике в первом же семестре; в то же время те ребята, которые активно участвовали в олимпиадах (пусть и безуспешно), впоследствии гораздо легче усваивают вузовский материал. В этой связи интересны результаты исследования успеваемости студентов вузов, опубликованные Российским союзом ректоров. Главный вывод данного исследования гласит: только лица, поступившие как лауреаты олимпиад, демонстрируют устойчивую тенденцию к росту успеваемости при её уровне выше среднего.
  • Готовясь к олимпиадам, вы автоматически получаете исчерпывающую подготовку к ЕГЭ, причём на гораздо более высоком уровне. Некоторые задачи олимпиад «Физтех», «Ломоносов», «Покори Воробьёвы горы» по виду напоминают задачи ЕГЭ, но в то же время являются более содержательными и трудными. Даже если не удастся выиграть ни одну из олимпиад, вы придёте на ЕГЭ спокойными, без дрожи в коленях — ведь за плечами у вас будет опыт решения гораздо более сложных задач. А спокойствие вкупе с накопленным мастерством обеспечит вам конкурентное преимущество на ЕГЭ и даст возможность получить максимально высокий балл.
  • Диплом олимпиады обеспечит вам льготы при поступлении, описанные выше (то есть как минимум 100 баллов в зачёт ЕГЭ). При этом стать призёром олимпиады — задача куда более реальная, чем получить те же 100 баллов на самом ЕГЭ (бесстрастная статистика: стобалльников ЕГЭ на порядок меньше, чем победителей и призёров олимпиад). Поэтому если ваш потенциальный ЕГЭ-уровень не меньше 80 баллов, то у вас имеется неплохой шанс выиграть какую-нибудь олимпиаду и положить в копилку 100 баллов за ЕГЭ по данному предмету.
  • Олимпиад несколько; не получилось на одной олимпиаде — возможно, получится на другой или третьей. В то же время ЕГЭ сдаётся один-единственный раз, и нелепые ошибки на ЕГЭ, от которых не застрахован никто, могут попросту перечеркнуть судьбу.
  • Может случиться (например, на некоторых специальностях МФТИ или Высшей школы экономики), что предъявлять одни только результаты ЕГЭ окажется бессмысленно — обладателей дипломов олимпиад, подавших документы, окажется больше, чем бюджетных мест, так что все места достанутся олимпиадникам.
  • Вступительные экзамены умерли, но дело их живёт. Олимпиады «Ломоносов» и «Покори Воробьёвы горы» по своему содержанию продолжают традиции вступительных экзаменов на мехмат, ВМК и физфак МГУ (существовавших до эпохи ЕГЭ). Аналогично, олимпиада «Физтех» унаследовала дух и специфику прежних вступительных экзаменов в МФТИ. Соответственно, методических материалов для подготовки — море, и в целом понятно, как и к чему тут следует готовиться (в наибольшей степени это относится к олимпиаде «Физтех»).



Предварительный просмотр:

Клиповое мышление не позволит вашим детям стать элитой

Молодые люди сегодня любой новый материал воспринимают совершенно не так, как раньше. Клиповое мышление — вот как это называется. Почему же дети с клиповым мышлением никогда не станут элитой?

http://c2.emosurf.com/0001Rm0Guxw709G/52391_0.jpg

Что такое клиповое мышление

Термин «клиповое мышление» появился в середине 1990-х годов и первоначально означал особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания теленовостей или видеоклипов. Слово «clip» переводится с английского как фрагмент текста, вырезка из газеты, отрывок из видео или фильма. Видеоряд большинства музыкальных клипов состоит из цепочки слабо связанных по смыслу кадров. При клиповом мышлении жизнь напоминает видеоклип: человек воспринимает мир не целостно, а как последовательность почти не связанных между собой событий.

Современные сериалы, фильмы и мультфильмы создаются для клипового потребителя. Сцены в них идут маленькими блоками, часто сменяя друг друга без логической связи. Пресса наполняется короткими текстами, в которых авторы лишь очерчивают контуры проблем. Телевидение преподносит новости, которые между собой не связаны, потом рекламу, ролики которой тоже никак друг к другу не относятся. В результате человек, не осмыслив одну тему, переходит к потреблению другой.

Мир обладателя клипового мышления превращается в калейдоскоп разрозненных фактов и осколков информации. Человек привыкает к постоянной смене сообщений и требует новых. Усиливается желание искать цепляющие заголовки и вирусные ролики, слушать новую музыку, «чатиться», редактировать фотографии и так далее.

http://c2.emosurf.com/0001Rn0VdPE609G/I0D-_dm-Z6wj2-7B6l8PhQ-wide.jpg

Профессор, доктор психологических наук, старший научный сотрудник отдела организации научно-исследовательской работы ФГБУ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова МЧС России» Рада Грановская говорит об этом следующее:

— Сегодня часто говорят о том, что современное поколение детей и молодежи очень сильно отличается от предыдущих. В чем, на ваш взгляд, заключается это отличие?

— Оно связано с тем, что молодые люди сегодня по-другому воспринимают новый материал: очень быстро и в другом объеме. Например, учителя и родители стонут и плачут, что дети и современная молодежь не читают книг.

Это действительно так. Многие из них не видят надобности в книгах. Они вынуждены приспосабливаться к новому типу восприятия и темпу жизни. Считается, что за последний век скорость изменений вокруг человека увеличилась в 50 раз. Вполне естественно, что возникают и другие способы переработки информации. Тем более, что они поддерживаются с помощью телевизора, компьютера, интернета.

Дети, выросшие в эпоху высоких технологий, по-другому смотрят на мир. Их восприятие — не последовательное и не текстовое. Они видят картинку в целом и воспринимают информацию по принципу клипа.

Для современной молодежи свойственно клиповое мышление. Люди же моего поколения, которые учились на книгах, с трудом представляют себе, как такое вообще возможно.

— Вы не могли бы привести какой-нибудь пример?

— Например, проводили такой эксперимент. Ребенок играет в компьютерную игру. Периодически ему дается инструкция на следующий шаг, где-то на три страницы текста. Рядом сидит взрослый, который, в принципе, быстро читает. Но он успевает прочитать только полстраницы, а ребенок уже обработал всю информацию и сделал следующий ход.

— И чем это объясняется?

— Когда у детей в ходе эксперимента спрашивали, как они так быстро читают, то они отвечали, что не читали весь материал. Они искали ключевые моменты, которые давали им знать, как поступить. Чтобы представить, как работает такой принцип, могу привести еще один пример. Представьте, что вам поручили в большом сундуке на чердаке найти старые галоши. Вы быстренько все выкидываете, добираетесь до галош и спускаетесь с ними. А тут какой-то дурак подходит к вам и просит перечислить все, что вы выкинули, да еще сказать, в каком порядке оно там лежало Но в вашу задачу это не входило.

Были еще эксперименты. Детям показывали картинку на определенное количество миллисекунд. И они описывали ее так: кто-то поднял что-то на кого-то. На картинке была лисица, которая стояла на задних лапах, а в передней держала сачок и замахивалась на бабочку. Вопрос в том, нужны ли были детям эти подробности, или для задачи, которую они решали, было достаточно, что «кто-то поднял что-то на кого-то». Сейчас темп поступления информации такой, что для многих задач детали не нужны. Нужен только общий рисунок.

На клиповое мышление во многом работает и школа. Детей заставляют читать книги. Но на самом деле школа построена так, что учебники не являются книгами. Ученики читают один кусочек, потом через неделю — другой, а в это время еще по кусочку из других десяти учебников. Таким образом, провозглашая чтение линейное, школа ориентируется на совсем другой принцип. Не нужно читать весь учебник подряд. Один урок, потом десять других, потом снова этот — и так далее. В итоге возникают противоречия между тем, что требует школа и что она реально предлагает.

— А о какой возрастной границе в данном случае идет речь?

— В первую очередь, такой тип мышления свойственен молодежи где-то до 20 лет. Поколение, представителям которого сейчас 20–35 лет, можно сказать, находится на стыке.

— Неужели всем современным детям и молодежи свойственно клиповое мышление?

— Большинству. Но, конечно, сохраняется определенное количество детей с последовательным типом мышления, которым нужен монотонный и последовательный объем информации, чтобы прийти к какому-то заключению.

— А от чего зависит, какой у ребенка будет развиваться тип мышления, последовательный или клиповый?

— Это зависит во многом от темперамента. Флегматики, скорее, склонны к восприятию больших объемов информации. Это также зависит от среды, от задач, которые она предлагает, от того, в каком темпе они поступают. Неслучайно людей старого типа психологи называют людьми книги, а нового — людьми экрана.

— И что для них характерно?

— Очень большая скорость включения. Они обладают возможностью одновременно читать, посылать смс, звонить кому-то — в общем, делать многие вещи параллельно. И ситуация в мире такова, что таких людей требуется все больше. Потому что сегодня замедленная реакция при любой квалификации не есть качество положительное. Только некоторым специалистам и в исключительных ситуациях необходима работа с большим объемом информации.

Еще немецкий промышленник Крупп писал, что если бы перед ним стояла задача разорить конкурентов, он бы просто предоставил им самых высококвалифицированных специалистов. Потому что они не начинают работать, пока не получают и не обработают 100% информации. А к тому времени, когда они ее получают, решение, которое от них требуется, становится уже не актуальным.

Быстрая реакция, пусть и не достаточно точная, в большинстве случаев сейчас важнее. Все ускорилось. Изменилась система технического производства. Еще 50-60 лет назад машина состояла, скажем, из 500 деталей. И нужен был очень хороший, квалифицированный специалист, который нашел бы конкретную деталь и быстро заменил. Теперь технику преимущественно делают из блоков. Если есть поломка в каком-то блоке, его целиком вынимают, а потом быстро вставляют другой. Такой квалификации, как раньше, для этого уже не нужно. И эта идея быстроты сегодня проникает повсюду. Сейчас главный показатель — скорость.

— Получается, что сегодня люди учатся быстрее реагировать на поставленные перед ними задачи. А есть ли здесь обратная сторона медали?

— Происходит снижение квалификации. Люди с клиповым мышлением не могут проводить глубокий логический анализ и не могут решать достаточно сложные задачи.

И здесь я бы хотела обратить внимание на то, что сейчас происходит интересное расслоение. Очень небольшой процент состоятельных и профессионально продвинутых людей обучают своих детей преимущественно без компьютера, требуют, чтобы они занимались классической музыкой и подходящими видами спорта. То есть, по сути, дают им образование по старому принципу, который способствует формированию последовательного, а не клипового мышления. Яркий пример — основатель компании Apple Стив Джоббс всегда ограничивал количество современных устройств, которые дети используют дома.

— Но ведь очень многое зависит и от среды, в которой воспитываются дети. Могут ли родители как-то повлиять на то, чтобы при всей нынешней вовлеченности в мир современных устройств у ребенка развивалось не только клиповое мышление, но и традиционное, последовательное?

— Конечно, могут. Надо, в первую очередь, стараться расширить их круг общения. Именно живое общение дает нечто невосполнимое.

— В начале беседы вы упомянули о том, что книги читают все меньше. На ваш взгляд, означает ли это, что век массовой книги подходит к концу?

— К сожалению, во многом это так. В одной из американских статей я недавно прочитала совет для преподавателей вузов: «не рекомендуйте своим слушателям книги, а рекомендуйте главу из книги, а лучше параграф». Гораздо меньше шансов, что книгу возьмут в руки, если ее порекомендуют прочесть целиком. Продавцы в магазинах обращают внимание, что книги толще трехсот страниц редко покупают и даже рассматривают. И вопрос не в цене. Дело в том, что люди внутри себя перераспределили время на разные виды занятий. Они лучше посидят в социальных сетях, чем будут читать книжку. Это им интересней. Люди уходят в другие виды развлечений.

— Насколько я понимаю, клиповое мышление – это неизбежное следствие развития современного общества, и повернуть этот процесс вспять невозможно?

— Правильно, это направление цивилизации. Но, тем не менее, надо понимать, к чему это ведет. Те, кто пошел по линии клипового мышления, элитой уже никогда не станут. Идет расслоение общества, очень глубокое. Так что те, кто позволяет своим детям часами сидеть за компьютером, готовят для них не самое лучшее будущее.

http://c2.emosurf.com/0001Ro0GA5an09G/klip-thinking.jpg

Как бороться с минусами клипового мышления?

В некоторых странах проводятся специальные тренинги по борьбе с клиповым мышлением. На них учат концентрировать внимание и анализировать информацию. А в Соединённых Штатах рассеянное внимание у школьников лечат медикаментозно. Многие источники предлагают следующие способы борьбы с отрицательными сторонами клипового мышления:

«Метод парадоксов»

Михаил Казиник, профессор и педагог с мировым именем, в своей практике использовал «метод парадоксов», который развивает аналитические способности и критическое мышление. Парадокс значит противоречие. Исследования показали, что дети с пассивным сознанием принимают утверждения учителя на веру. Но когда учитель озвучивает два взаимоисключающих утверждения, как правило, ученики задумываются.

Например: Моцарт — гениальный культовый композитор, который, написал несчётное множество музыкальных произведений, умирает в нищете. Бетховен сочинял грандиозные симфонии, но при этом был глухим. Шопену поставили диагноз туберкулёз и предрекли, что проживёт он не больше двух лет, но композитор продолжил давать концерты и писать музыку и прожил двадцать лет! Как это объяснить? Поиск парадоксов и противоречий — удобное упражнение, которое искореняет потребительское отношение к информации и учит размышлять.

Чтение художественной и философской литературы

В своей статье «Google делает нас глупее?» американский писатель и публицист Николас Карр признался, что после прочтения им двух-трёх страниц текста внимание его рассеивается и появляется желание найти себе другое занятие. Таковы «издержки» клипового мышления, и для борьбы с ними специалисты советуют читать классиков. Их произведения тренируют умение анализировать. В отличие от телевидения, где восприятием зрителя управляют, при чтении художественной литературы человек создаёт образы самостоятельно.

Некоторые преподаватели заставляют своих студентов читать современных философов — Лиотара, Бодрийяра, Барта, Фуко, Бахтина, Лосева. Считается, что через философские труды можно научиться строить цепочку от общего к частному. Правда, для неподготовленного обладателя клипового мышления читать философов на порядок сложнее, чем классиков.

Для выработки усидчивости новичкам рекомендуется ставить на время чтения будильник. Сначала можно прерываться от книги каждые 10 минут, потом 20, 30 и так далее. В паузах полезно пересказывать прочитанные отрывки и анализировать поступки героев, а ещё лучше — тезисно конспектировать прочитанное. Результат — аналитический ум и порядок в голове.

Дискуссии и поиск альтернативной точки зрения

Чтобы глубоко и последовательно мыслить, нужно анализировать и понимать позиции людей с противоположными взглядами. Видеть только единственную точку зрения — всегда опасно.

В любом вопросе нужно искать противоположный взгляд. Обсуждение и участие в дискуссионных клубах и круглых столах делает человека трезвомыслящим. Причём лучше всего участвовать именно в дискуссиях, а не в полемике. В процессе полемики люди просто отстаивают свою позицию и хотят победить, участники же дискуссии защищают свои точки зрения, но пытаются понять друг друга и найти истину. Важны и полемика, и дискуссия, но именно второе развивает умение и желание думать.

День отдыха от информации

Ограничить себя в потреблении информации — мудрое решение в эпоху информационного бума. Эксперты предлагают ввести личный «День отдыха от информации». В этот день нельзя ничего смотреть или читать. Потребление заменяется созиданием и творчеством: можно писать, рисовать, общаться офлайн. Без баланса между потреблением и созданием нового человек — всего лишь машина для обеспечения работы рынка.

В остальные дни важно следить за способом поглощения информации. Например, хотя бы частично заменить судорожное переключение каналов («зеппинг») и чтение кратких материалов на просмотр полноценных фильмов (а лучше театральных представлений) и продолжительное чтение больших текстов.

Нужно понимать, что клиповое мышление — вынужденное явление в эпоху информационных технологий, у которого есть как плюсы, так и минусы. Что касается детей, важно скорректировать их развитие и потребление клиповой информации. И как минимум, отдавать себе отчет в том, что те, кто позволяет своим детям часами сидеть за компьютерами, планшетами и айфонами, готовят для них не самое лучшее будущее.