Роль репертуара в воспитании интереса обучающихся к предмету фортепиано.

Наседкина Надежда Ивановна

Методический доклад о  роли в воспитания интереса у обучающихся к предмету фортетиано и не только, а вообще - повышение мотивации к обучению игре на  любом музыкальном иструменте!

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

I

Роль репертуара в воспитании интереса

обучающихся к предмету фортепиано.

II

Воспитание искусством.

                                                             Наседкина Надежда Ивановна,

                                                                        преподаватель МКОУ ДО                                                                      «Черемисиновская ДШИ»,

                                                              Курской области                          

п.г.т. Черемисиново

2016г.

                 

 Цель:

 - Создание у обучающихся к выпускному классу исполнительского репертуара для «Досугового музицирования», развитие у обучающихся

  технических  профессиональных  возможностей, мышления, расширение  кругозора.

Задачи:

           -Развитие стремления личности к  познанию и творчеству

           - Приобретение  обучающимися  навыков  самостоятельной творчес-

кой деятельности

          - Ознакомить обучающихся с классическим музыкальным наследием, и   современной  музыкой

 «Музыка начинается там,

где кончаются слова»

                                                                                                                     Гейне

              «Она вся -  порыв, она вдруг, за одним разом, отрывает человека от земли, оглушает его громом могучих звуков, разом погружает его в свой мир. Она властно ударяет, как по клавишам, по его нервам, по всему его существованию и обращает его в один трепет». Так с романтической приподнятостью – пишет о музыке Гоголь в известной статье «Скульптура, живопись, музыка».

                  Пусть далеко не все и не всегда   так воспринимают музыку, но кто решится отрицать ее огромное воздействие на человека?

  Ведь, в самом деле - она способна целиком захватить все наше существо, увлечь за собой, подчинить своему настроению и порыву.

  Л.Н. Толстой говорил о музыке:

          « Что же это за страшная сила. Во все времена эту силу старались использовать для воздействия на чувства и волю людей.  И музыка много раз доказывала, что она способна воспитывать человека и общество, активно влияя на взгляды, нравы, представления о красоте. В наши дни воспитательное значение музыки очень велико. Музыка формирует идейные убеждения, нравственные и эстетические идеалы людей.

             Могучие источники благотворительного воспитательного воздействия на нашего современника таятся в народной песне, в классическом наследии, в лучшем из того, что создается в музыкальном искусстве за рубежом. Ведь все истинно прекрасное в музыке – это обязательно высокое в идейном и нравственном смысле, возвышающее и облагораживающее людей. О воспитательной роли музыки писали философы и политики, ученые и музыканты. Ценные мысли по этому вопросу высказывали многие авторы: Б.В. Астафьев, Б.Л. Яворский, Д.Б. Кабалевский и др. Труды этих выдающихся общественных и музыкальных деятелей помогают лучше понять, в чем заключается воспитательное воздействие музыки и как оно может быть использовано для всестороннего и гармоничного развития личности.

            Умение подобрать репертуар для каждого учащегося – наилучший важнейший показатель педагогического искусства. Говоря о деятельности выдающихся педагогов – Игумнова, Метнера – особо выделяют их исключительное умение «продвигать» учеников, раскрывать их посредством искусного последовательного подбора наилучшего для каждого из них музыкального материала. Репертуар надо рассматривать с точки зрения специфических музыкальных воздействий, формирующих психологию учащегося, как средство воспитания огромной силы и значимости.

             Поскольку конечный смысл музыкального произведения – выражение той или иной идеи, высшим воздействием музыки является идейное. Музыка,

глубоко осмысленная и воспринятая человеком, влияет на его отношение к миру, на все его сознание. Это – окончательный результат сложного процесса восприятия и переживания музыки. Непосредственное же воздействие ее сказывается сильнее всего в области чувств и настроений человека. Никакое другое искусство не вторгается с такой властной силой в наш эмоциональный мир, подчиняя его себе. Значит, музыка оказывает эмоциональное  воздействие на человека. Отсюда, основным критерием при выборе музыкального материала для учащихся должно быть его идейно – эмоциональное содержание, оказывающее глубокое влияние на формирование музыканта.

             Молодое поколение надо воспитывать на основе образной, реалистической, высокохудожественной музыки. В лучших классических произведениях художественные и учебные задачи органично сочетаются. Чем значительнее произведение по содержанию, тем оно труднее. Некоторые педагоги считают, что на такую музыку (глубоко содержательные и тонкие произведения) имеют право лишь подвинутые и эмоционально-чуткие учащиеся.

             Мы не вправе лишить ученика радости общения с произведением, сочетающим и красоту, и относительную доступность. И если ученик увлекся работой над подлинным произведением искусства – значит, подобран ключ к его душе, затронуты лучшие его чувства. И педагог может надеяться на развитие его вкуса, его лучших задатков (пробуждается интерес к предмету, т.е. повышается мотивация к обучению). И наоборот, приспособление к запросам ученика – (выбору более легких «доходчивых пьес) – путь легкий, но бесперспективный, закрепляющий его ограниченность. Чем выше достоинство произведения, тем больше извлечет из работы над ним ученик.

              Программа каждого ученика – музыкальная пища растущего организма – должна быть более разнообразной. Здесь можно провести параллель между требованиями медицины и педагогики: ученику нужны и легко усвояемые и требующие больших усилий произведения.

             Никогда не следует забывать о «витаминах» - впечатлениях радостных, увлекательных, возбуждающих жизненные силы, без которых все остальное, как бы доброкачественно не было, лежит ненужным грузом. В программе ученика всегда должна иметься хотя бы одна соответствующая его склонностям пьеса, которую он может хорошо исполнить публично, проявив себя с лучшей стороны (это воспитывает интерес к публичным выступлениям). Заставляет обучающегося поверить в свои силы, почувствовать себя личностью, что немаловажно в его дальнейшей практической деятельности.

               Классический репертуар, проверенный многолетним опытом при всей своей высокой ценности недостаточен для воспитания музыканта нового поколения.

                Классическая музыка нам ближе в силу простоты и ясности ее музыкальных образов и средств выражения.

                 Но индивидуальное развитие нельзя рассматривать вне конкретных общественно-исторических условий. Громадное влияние на развитие слуха оказывает музыка, которую человек слышит вокруг себя с первых лет жизни. К сожалению, музыка, распространенная в быту, не всегда оказывает благотворное влияние на развитие детей. Но ряд фактов и наблюдений убеждают в том, что новые интонации и ритмы, лады и гармонии быстро находят доступ к слуху и душе молодого поколения.

              Мы обязаны изучать, отбирать и включать в репертуар обучающихся лучшее, из созданного. Новые средства выразительности привлекают обучающихся в том случае, если они даны в ясных простых сочетаниях, в безупречном оформлении. А простота и законченность – итог долгих исканий (это пьесы Прокофьева, Свиридова, Шостаковича).

              Часто можно заметить что, та или иная «новая» музыка для ученика непривычна, вызывает некоторое внутреннее сопротивление. Иногда хорошие ученики отрицательно относятся к непривычным звукосочетаниям, а ученики со средними данными, наоборот, воспринимают современный язык как очень естественный. Приобщать учеников к новой музыке надо как можно раньше. Исполнение произведений современной музыки приносит учащимся несомненную пользу, расширяет музыкальный кругозор, обогащая новыми задачами, как музыкальными (гармоническими, ритмическими и т.п.), так и новыми техническими приемами. Включение в репертуар современных произведений, наряду с классическими, создает значительный образный контраст в каждодневных занятиях и позволяет ощутить разнообразие стилей – как бы «стилевую зону»: это помогает легче постигнуть закономерности классической  и современной музыки. Кроме того, в пьесах современных композиторов встречаются своеобразные пианистические приемы, связанные со спецификой музыкального языка современности.

             Знакомство учащихся со звуковыми сложными последовательностями способствует развитию у обучающихся творческого начала.

             Современная музыка отвечает духу нашей бурной, стремительной эпохи. Она динамична, остроритмична. Включая в репертуар произведения современных композиторов, мы учим воспринимать современный музыкальный  язык и прививаем иммунитет против пошлости в музыке. Ведь удельный вес симфонической и камерной музыки, которая транслируется по радио и телевидению, значительно уступает так называемой легкой эстрадной музыке, которой наводнен эфир.

              К настоящему времени современная музыка для детей составляет большую библиотеку, рассчитанную на разный уровень продвинутости обучающихся. Современные средства музыкального языка, острота гармонии, политональное звучание, особенности ритма и мелодии – развивают обучающихся в слуховом и интеллектуальном отношении.

                 Включение в репертуар обучающегося музыки разных народов, имеющей яркую национальную окраску, способствует воспитанию патриотических чувств любви к людям родной земли.

                  Следовательно, при выборе репертуара важно руководствоваться его художественной ценностью, чтобы способствовать накоплению эстетических впечатлений, образовывать вкус наших учащихся, прививать будущим выпускникам-музыкантам культуру профессиональной работы.

                  В репертуар каждого учащегося включаются произведения разных эпох и стилей.

             1.Почти у каждого учащегося должны быть в репертуаре произведения классиков (Бетховена, Моцарта, Гайдна).

                Хоть, это иногда, самые небольшие по форме пьесы, но знакомство с ними необходимо.

             2.Полифоническое мышление обучающихся воспитывается на лучших произведениях И.С. Баха, а также Павлюченко, Мясковского, Чюрлениса. Некоторым учащимся в репертуарные планы включены обработки русских народных песен, что наиболее близко и доступно нашим обучающимся, знакомит их с некоторыми стилистическими особенностями русской народной музыки.

             Довольно широко в репертуаре обучающихся используются произведения композиторов советского периода – Шостаковича, Эшпая, Чичкова, Купревича, Кабалевского, Прокофьева. Большой любовью пользуются произведения русских композиторов – Чайковского, Лядова, Глинки.

             С включением в репертуар школьных, массовых, популярных эстрадных песен расширяется возможность заинтересовать обучающихся ближе соприкоснуться с материалом необходимым в их будущей работе.

              Школьный репертуар увязан в какой-то мере с знаменательными датами.

               В первом полугодии включаются Новогодние песни, апрель-май – песни о Победе (песни военных лет). Важное место отводится песням о Родине, о школе.

             Работа над массовыми эстрадными песнями всегда интересна для обучающихся. Здесь со стороны педагога проявляется творческая работа в работе над аккомпанементом. Чтобы любое эстрадное произведение было доступно каждому обучающемуся, облегчается аккомпанемент. С целью привлечения обучающегося к работе над этими песнями подбирается аккомпанемент самостоятельно с помощью педагога, что еще больше заинтересовывает учащегося. А педагогу в этом очень помогает методические разработки В. Козырева, В. Храмцова, П. Бережанского, Т. Смирновой и др.

             Особенно хочется отметить новейшие методические разработки по интенсивному курсу обучения игре на фортепиано Татьяны Ивановны Смирновой. В учебное пособие Т.И. Смирновой входят не только методические разработки, но и иллюстративный материал: аудио компакт диски, которые содержат иллюстративный материал в исполнении лучших мировых оркестров и исполнителей, репертуарные сборники.

            Итак. Ребенок, обучающийся в ДШИ к выпускному классу должен уметь:

  - подбирать по слуху понравившуюся мелодию с аккомпанементом;

  - аккомпанировать поющему или петь под собственный аккомпанемент;

  - импровизировать и сочинять в различных жанрах;

  - любить и понимать музыку, иметь хороший музыкальный вкус;

  - уметь рассказывать своим друзьям о музыке и композиторе, поддерживать              беседу  на  музыкальные  темы;

  - расширить эмоционально-чувственное восприятие и развить образное мышление;

   - получать эмоциональную разрядку и положительные эмоции при общении с инструментом.

     - иметь сформированный  репертуар для  «Досугового  музицирования» -  и  пусть это будут несложные произведения  Чайковского, Глинки, Бетховена, Гайдна, Моцарта, Шопена и др. (зависит от  «продвинутости»  обучаемого -  в процессе обучения используется дифференцированный подход), а, наряду, с   произведениями  классиков в репертуаре выпускника должны быть массовые современные песни, исполняемые в качестве аккомпанемента; Работа над  репертуаром фиксируется в индивидуальном плане обучающегося.

   - иметь навыки самостоятельной работы над произведениями.

             Вышеуказанные, требования преподавателей и родителей, совершенно оправданы, ибо они соответствуют нацеленности основной части обучающихся на общемузыкальное развитие, приобщению к  любительскому  музицированию («игре для себя») и конкретизируют стоящие перед детьми учебные задачи. Такие дети составляют 96% от общего количества учащихся.

            Вместе с тем эти требования нисколько не противоречат и задачам профессионального музыкального воспитания. Абсолютное большинство будущих музыкантов - профессионалов станут преподавателями  фортепиано, теоретических дисциплин, руководителями вокальных коллективов, учителями музыки в общеобразовательных школах, музыкальными руководителями детских садов, концертмейстерами, хормейстерами, фольклористами, композиторами и исполнителями в различных видах музыкального искусства (классического, джазового, эстрадного). Основу этих специализаций профессиональной деятельности как раз и составляют способности к различным видам музицирования, хороший музыкальный вкус, умение рассказать о музыке и увлечь ею.

            Большую роль эти способности, несомненно, сыграют и в деятельности тех немногих воспитанников ДМШ, ДШИ, которые в дальнейшем станут концертными исполнителями классической музыки.

            В  основе любой музыкальной деятельности лежит свободное владение инструментом, включающее в себя способности к интерпретации и музицированию, которое и определяет уровень профессиональных возможностей преподавателя, концертмейстера, концертного исполнителя и других специализаций в профессиональной музыкальной деятельности.

          Родители должны помогать педагогу повышать мотивацию к занятиям. 

                Стимулом к музыкальным занятиям  может   послужить осознание обучающимся ценности своей музыкально-творческой деятельности для окружающих. Когда он видит, что его музицирование может доставить удовольствие родным, друзьям, что благодаря своим музыкальным талантам он становится интереснее и значимее в их глазах, у него растет чувство самоуважения и желание самоутвердиться как личность в творческой музыкальной деятельности.

               Творческая деятельность развивает такие личностные качества как воображение, мышление, трудолюбие, активность, интенсивность, самостоятельность.

               Только активная самостоятельная работа под контролем преподавателя позволяет значительно интенсифицировать учебный процесс.

                Учитель ни в коем случае не должен превращаться в няньку, выполняющую работу за ученика. Его главная задача заключается в том, чтобы научить ученика работать самостоятельно. Это освобождает много урочного времени для объяснения нового материала, способствует быстрому продвижению обучающегося, формированию у него чувства ответственности и способности к саморазвитию.

Учет успеваемости. Контроль за выполнением программы.

Учебный план.

1-й  вариант.

  Осенний зачет.

  - одно произведение классического репертуара (можно ранее исполнявшегося);

  - песня с аккомпанементом, возможно исполнение собственной песни или импровизации;

  - игра гармонических цепочек в изучаемых тональностях;

  - выступление учащегося на академическом или классном концерте.

  Зимний экзамен (зачет).

  - одно-два произведения классического репертуара;

  - одно-два произведения джазового или эстрадного направления;

  - выполнение требований аналогичных тем, которые указаны в предыдущем зачете.

  Весенний зачет.

  - игра гамм, гармонических цепочек, импровизаций, своих сочинений, пение песен под собственный аккомпанемент;

  - этюд или виртуозная пьеса;

  - игра в транспорте;

  - чтение с листа.

  Переводной экзамен.

  - два-три классических произведения;

  - одно-два произведений джазового или эстрадного направления;

  - пение песен или вокальной импровизации под собственный аккомпанемент;

  - участие  в академическом или классном концерте.

2-й вариант.

  В течение года проводить множество различных детских и семейных мероприятий (праздников, концертов,, посвященных различной тематике), на которых учащиеся будут иметь возможность  проявить свои музыкальные способности, приобретенные в ходе работы по всем разделам программы. Большая часть этих досуговых мероприятий должна проводиться в классе. Например, можно отмечать дни рождения обучающихся, для чего каждый обучающийся будет готовить свой музыкальный подарок (от классческой пьесы до собственной поздравительной песенки или музыкальной сказки, инсценированной всеми учениками класса) или «семейные вечера», на которых выступают дети вместе с родителями (играют в четыре руки, аккомпанируют друг другу, выступают с небольшими литературно-музыкальными композициями. Например, мама читает стихотворение, а ребенок играет созвучную содержанию музыкальную пьесу или импровизацию  и т.д.).

  Значение такого рода мероприятий заключается в том, что обучающиеся начинают понимать, для чего они учатся, как интересно, необходимо, приятно для окружающих их умение играть на фортепиано, какое удовольствие они сами получают от общения с людьми благодаря музыке. Это служит формированию мотивации, благодаря которой возрастает интерес и усердие в занятиях музыкой. Семейные мероприятия приобщают детей и родителей к культурной форме проведения  досугового  времени, духовно сближают их, и формируют новые интересы семьи. Именно поэтому они так важны в работе детских внешкольных учреждений. 

Уже в донотный период, с самых первых дней обучения, чтобы у обучающегося усилить мотивацию к обучению, начинаем «нарабатывать, так называемый репертуар  для  «Досугового  музицирования». И в дальнейшем-

правильно сформированный, продуманный репертуар  способствует  развитию  мышления, расширению кругозора, воспитанию музыкального вкуса, развитию творческих способностей(импровизация, сочинение, побор по слуху ).В качестве повышающего у обучаемого мотивации к обучению, а также способствующего расширению исполнительского материала  в вариативную  часть программы обучения ввести урок обучения  игре  на синтезаторе.

В заключение  хочется сказать, что  вся работа каждого педагога в подборе репертуара должна быть направлена на выявление наилучших образцов, которые могут вызывать живое заинтересованное отношение к предмету  и вообще к музыкальному искусству.

                                                             Наседкина Н. И.

                                           

                                            Литература

1.Алексеев А.Д.              –Методика  обучения  игре  на  фортепиано.

                                                 3-е изд. М., 1978;

2.Сохор А.                       –Воспитательная  роль  музыки. Л. 1962 год.

3.СавшинскийС.И.          – Работа пианиста над музыкальным произведением

                                                «Москва    Классика ХХI » 2004год.

4.Баренбойм  Л.А.       -  Вопросы  фортепианной  педагогики и  исполни-   тельства. М.,1969 год

5.Смирнова Т.И.            - Воспитание  искусством  или

                                         искусство       воспитания. М. 1992 год.

                   -   Учебное пособие ALLEGRO. М.1992 год

                                -   Интенсивный  курс  по  фортепиано. М. 1992 год

Методические  рекомендации  по  системе   интен-        сивного  обучения  игре  на фортепиано. М.1992 год

                             - Программа:  «Класс  специального  фортепиано,

                                интенсивный курс»  М.1992год

 6.Гофман  И.                  - Фортепианная  игра:  ответы  на вопросы          фортепианной  игре  М., 1961;

  7.Коган  г.                   – Работа  пианиста. М. 1963 год

                                     - Выдающиеся пианисты -  педагоги о           фортепианном  искусстве.-  «Избранные статьи» - в.3,М. 1985 год

  8. Теплов Б.        - Психология      музыкальных  способностей.                                         М.,1947;