Галерея педагогического опыта

Вилимавичюте Ирина Ромуальдовна

На данной странице размещены материалы по работе с детьми по различным образовательным областям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasledie_pomorov.docx21.94 КБ
Microsoft Office document icon stsenariy_igry_potomki_lomonoova.doc57.5 КБ
Файл severnye_rospisi.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                             МБДОУ Детский сад № 113

                                                                                      г. Архангельск

                                                                                      Вилимавичюте И.Р.,              
                                                                                     воспитатель,

                                     

                               «Наследие поморов».

   

        Еще К.Д.Ушинский писал: «Народ без народности – тело без души». К сожалению, в последние годы приоритетом становятся материальные ценности, а духовность и нравственность уходят на второй план. Резко снижается воспитательное воздействие семьи и национальной культуры. Но в дошкольных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению детей дошкольного возраста к культуре русского народа. Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Воспитательно-образовательный процесс строится на приобщении детей к исторической народной памяти: бережное  сохранение уже сформировавшихся традиций и их творческое переосмысление в новых условиях.  Сегодня мы на многое начинаем смотреть по иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.

      С уверенностью можно сказать, что некоторые думают, нужно ли детям, родившимся в XXI столетии, возвращаться в "преданье старины глубокой", давно исчезнувшей из жизни взрослого человека?

      К сожалению, большинство очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало? А что тревожило? Какие они соблюдали обычаи и традиции? Чем украшали свой быт? О чем мечтали?

      Русский Север является уникальной сокровищницей крестьянских, ремесленных и культурных традиций.    Русский Север с полным основанием рассматривается как своего рода заповедник русской культурной традиции.

       Приобщение детей к традиционной народной культуре должен осуществлять детский сад. А вернуть ребенку его корни, культуру, традиции призваны детские сады с этнокультурным компонентом образования.

      В нашем детском саду мы приобщаем детей к истории и культуре родного края.

       Вся работа построена на народном календаре, годичном цикле жизни народа нашего края и включает в себя постепенное знакомство детей с традициями, обычаями, праздниками, обрядами, рукоделием, ремеслами, историей, культурой.                                            

       Основной принцип – приоритетность регионального исторического и культурного наследия: воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому, бережного отношения к природе родного края; приобщении ребенка к национальному историческому и культурному наследию, народным художественным промыслам, национально – культурным традициям, народному фольклору.

         Очень действенный и доступный ребенку подход к истории и культуре – через предметы, в которых воплощена история, прошлое и настоящее, на которых оставили свой след те, кто их делал или ими владел. В этом огромную роль играет мини-музей «Русская изба».

  «Мини-музей «Русская изба».

         Этнографический мини-музей нашего ДОУ «Русская изба» функционирует с 1998 года. Это мощное средство восприятия исторического сознания, доступное и интересное не только детям, но и их родителям: обращение к предметному миру старины, подход к культуре прошлого через предметы старины, в которых воплощена история, прошлое и настоящее, на которых оставил след те, кто ими владел. Знакомясь с подлинными вещами, дети и родители осознают, как много могут рассказать предметы о реальном человеке, который жил когда-то. Прошло много лет, а они сохранились и донесли до нас информацию о жизни, быте и укладе прошлого.                                              
      В экспозиционном зале воссоздан интерьер крестьянской избы: «красный угол» с иконами, стол с самоваром и лавками, печь с ухватом и кочергой, полки с посудой и горшками; в «Бабьем закутке» - деревянная кровать, покрытая лоскутным одеялом, домотканый коврик, в зыбке, прикрепленной к потолку, лежит малыш (кукла);  сундук с вещами, прялки, резное зеркало.                                                                                                      
      В мини-музее представлены росписи нашего края, предметы народно-прикладного искусства.  
      Традиционными являются встречи с родителями в мини - музее: семейные вечера, на которые собираются не только мамы и папы, но с удовольствием приходят бабушки и дедушки, вспоминают свои семейные традиции, играют с детьми.  В течение года проходили встречи на следующие темы: «Традиции русской семьи»,  «Народная игрушка», «Обрядовые куклы» с проведением мастер-класса по изготовлению куклы.

Кружок «Изучаем родной край».

         Воспитательно-образовательный процесс работы кружка построен на решении задач патриотического и духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Это очень продуктивная модель, т.к. благодаря перспективному плану она решает проблему системно. При разработке  программы творческого объединения основывалась  на программы  О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей  к истории и культуре родного края» и  И.В. Томиловой «Северное сияние» по ознакомлению с жизнью и творчеством М.В. Ломоносова.                                                              
     Вся работа построена на народном календаре, годичном цикле жизни народа нашего края и включает в себя постепенное знакомство детей с традициями, обычаями, праздниками, обрядами, рукоделием, ремеслами, историей, культурой.                                            

      Основной принцип – приоритетность регионального исторического и культурного наследия: воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому, бережного отношения к природе родного края; приобщении ребенка к национальному историческому и культурному наследию, народным художественным промыслам, национально – культурным традициям, народному фольклору.            
     Разнообразие форм и методов позволяет эффективно вести работу  в данном направлении.  

    «Жилище и быт поморов».

        На занятиях по этой теме мы знакомим детей с архитектурой старинных домов, названием хозяйственных построек, внутренним убранством избы, с названиями частей дома (бабий кут, красный угол), показываем и рассказываем о предметах быта, которыми пользовались в старину поморы. Дети имеют возможность непосредственно ощутить себя жителями поморской деревни, действовать с предметами старины.

Северная народная кухня.

       На занятиях кружка дети знакомятся с традицией нашего народа соблюдать пост и мясоед, названиями блюд. Интересным приемом является дегустация блюд (квашеная капуста, картошка в мундире с постным маслом, блины, пасхальные куличи), а также самостоятельное изготовление козуль, «жаворонков», украшение пасхальных яиц.

Северный народный костюм.

Этой теме посвящен цикл занятий:

  • «Какова пряха, такова на ней и рубаха»;
  • «История создания старинных головных уборов»;
  • «История создания старинной обуви».

Инновационной формой работы является использование слайд-шоу: «От шкуры до рубахи», «От колпака до шапки», «От поршней до сапог». Дети имеют возможность самим померить рубахи, сарафаны, лапти, кокошники, валенки и т.д.

 

«М.В.Ломоносов».

       В нашем детском саду ведется работа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жизнью и творчеством М.В. Ломоносова, используя программу «Северная мозаика», автор Томилова И.В. и программу кружка «Изучаем родной край», автор Вилимавичюте И.Р. При проведении занятий используем объекты детского сада: мини - музей М.В. Ломоносова, мини-музей «Русская изба», ориентационный зал.

       Одним из интересных форм занятий для детей  - игры – путешествия. Дети имеют возможность перенестись в прошлое, соприкоснуться с историей, культурой и традициями родного края времен Ломоносова.

       В нашем детском саду сложилась традиции ежегодно проводить конкурсы творческих работ: рисунки, поделки, открытки, кроссворды. И как итоги данных мероприятий – выставки.

       Двигаясь «в ногу со временем», мы создаем виртуальные экскурсии, которые позволяют детям познакомиться с объектами, связанными с именем Ломоносова: достопримечательности г. Архангельска, с. Ломоносово, к памятникам  М.В.Ломоносову.

        Еще одним из форм  нашей работы является создание журналов, кроссвордов, дидактических игр, которые используются как на занятиях, так и в повседневной деятельности.

       Знакомя детей старшего дошкольного возраста с жизнью и творчеством нашего великого земляка М.В.Ломоносова, мы надеемся, что они сохранят эти знания и чувство гордости за своего великого земляка и будут стремиться к знаниям как Михаил Васильевич Ломоносов.

Народные обрядовые праздники.

       На предпраздничных посиделках дети знакомятся с народными обрядовыми праздниками в соответствии с народным календарем. На посиделках дети получают не только представления о праздниках, но и исполняют  песни, затевают хороводы, игры, пекут пироги, козули, украшают яйца. На посиделки дети, как и Хозяйка, приходят в русских народных костюмах. Практика показала, что ряженье повышает эмоциональный тонус детей и усиливает их восприятие. На посиделках дети знакомятся с музыкальным фольклором, устным народным творчеством, народной игрушкой, декоративно - прикладным искусством.

        Календарные обрядовые праздники – это не обычное музыкальное занятие. Во-первых, празднику предшествует большая подготовка: атрибуты, костюмы, обрядовые куклы. Во-вторых, подбирается музыкальный ряд: песни, хороводы, записи подлинных народных песен. При проведении праздника мы стараемся соблюдать традиции  и обычаи нашего народа.

Декоративно-прикладное искусство севера.

        На занятиях этого цикла дети знакомятся с историей создания и изготовления каргопольской игрушки. А также северными  росписями: мезенской, шенкурской,  пермогорской.

Результаты.

 

  • Сформированы представления о родном крае, об обычаях обрядовых праздников;
  • Развит познавательный интерес к истории культуры родного края через знакомство с традициями, обычаями, игрушками, играми.
  • Вызван интерес к традициям нашего края: гостеприимство, почитание родителей;
  • Даны представления о жизни и творчестве М.В.Ломоносова;
  • Ознакомлены с видами устного народного творчества, декоративно-прикладного искусства.
  • Воспитаны чувство любви и  уважения к истории и  культуре родного края.



Предварительный просмотр:

                                              Сценарий

                      интеллектуальной интерактивной игры

                    для детей старшего дошкольного возраста

                                     «Потомки Ломоносова»

Цель игры:

Вызвать у детей старшего дошкольного возраста чувство гордости и патриотизма за богатое духовное и историческое наследие родного края через знакомство с жизнью и творчеством великого земляка М.В. Ломоносова.

 

Задачи игры:

Создание условий для демонстрации знаний детей старшего дошкольного возраста о жизни и творчестве М.В. Ломоносова;

Развитие интеллектуально-творческих способностей детей, познавательного интереса к истории родного края;

Формирование системы знаний о жизни и творчестве М.В. Ломоносова.

Материал: портрет М.В. Ломоносова, шары для украшения зала, рисунки детей о М.В. Ломоносове, мультимедийное оборудование, трибуны для участников, кубок для победителя, призы, колокольчики по количеству участников, «Ломоносовки» номиналом  3 и 5, карточки для  конкурса «Дешифровщик», карандаши, флажки по количеству участников.

Ход игры:

1 слайд: Портрет М.В. Ломоносова.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня у нас необычный и знаменательный день! Здесь, в этом зале собрались ребята из 7 детских садов, чтобы принять участие в интеллектуальной игре «Потомки Ломоносова». Эту игру мы посвящаем дню рождения великого русского ученого, нашего земляка М.В. Ломоносова.

                            Что значит для России Ломоносов?

                            И физик он, и химик, и поэт,

                            Художник, гениальнейший философ,

                            И  создал первый университет!

                            О личности великой никогда,

                            Поверьте, не закончится рассказ.

                            Хотелось бы нам верить, господа,

                            Что Ломоносовы растут и среди нас!

2 слайд:  Портрет М.В. Ломоносова «выдвигается» на передний план, «рассыпается» на мелкие элементы.

Из-за ширмы под звуки марша появляется М.В. Ломоносов.        

Ломоносов: - Глазам поверить не могу!  

                       На славном этом берегу

                       Как прежде, город наш стоит,

                       Одет торжественно в гранит.    

 - Здравствуйте, земляки! Рад приветствовать всех в этом прекрасном зале! Наслышан я, что здесь проходит увлекательное мероприятие с участием моих потомков.  

 Ведущий: - Здравствуйте Михаил Васильевич!   Сегодня мы проводим игру «Потомки Ломоносова» и просим вас возглавить жюри.

  Представляем вам ее участников.

- Занимайте места за трибунами под номерами согласно жеребьевке.

- Представляем вам жюри: 1. М.В. Ломоносов.

                                             2.

                                             3.

3 слайд: Игровое поле (игра – ходилка).

Ведущий: - Перед вами игровое поле. Вы все в начале пути, в конце пути – кубок победителя! Каждое задание обозначено значком. Оценкой за правильный ответ будут «Ломоносовки», которые члены жюри будут прикреплять на ваши трибуны. За правильный ответ вы получите «5 Ломоносовок», за ответ с помощью группы поддержки «3 Ломоносовки». Кто из участников игры получит больше «Ломоносовок» станет победителем и получит кубок.

Все готовы? Начинаем игру!

4 слайд: Конкурс «Приветствие».

Ведущий: - Первый конкурс нашей игры – «Приветствие».

- Прошу жюри   подвести итоги этого конкурса. А мы продолжаем продвигаться по нашему игровому полю.

5 слайд: Картинка  - дети в русских народных костюмах водят хоровод.

Дети подготовительной группы детского сада «Ветерок» исполняют «Северный хоровод» муз. Филиппенко.

6 слайд: Игровое поле.

Ведущий: - Уважаемое жюри! Вам предоставляется слово (оглашаются результаты, «Ломоносовки» помещают на трибуну участников).

- Продолжаем наш путь! Следующий значок.

7 слайд: Конкурс «Самый умный!».

- Послушайте правила для этого и последующих конкурсов игры:

  1. Ведущий задает вопросы.
  2. Отвечать на вопрос может любой участник, но перед этим нужно позвонить в колокольчик.
  3. Члены жюри называют имя первого позвонившего и тот отвечает.
  4. Если участник ответил неправильно, ему дается шанс обратиться к группе поддержки, но при этом снижается количество «Ломоносовок».
  5. Если ответ опять неправильный, дается шанс ответить другим участникам.
  6. Ответ должен быть кратким, четким и понятным.

Правила всем понятны? Начинаем 2 конкурс игры!

8 слайд: Где родился М.В. Ломоносов? (д. Мешанинская)

9 слайд: Изображение деревни.

10 слайд: -  Как звали родителей Михайло Ломоносова? (Василий Дорофеевич и Елена Ивановна)

11 слайд: Изображение мужчины и женщины в традиционных русских народных костюмах.

12 слайд: - Как называли мальчиков, помогающих в рыбном промысле? (зуйки).

13 слайд: Изображение из кн. «Ломоносов».

14 слайд: - Назовите первые книги, с которыми познакомился Михайло? («Псалтырь», «Арифметика», «Грамматика»)

15 слайд: Изображение книг.

16 слайд:  - Кто был первым учителем Михайло? (дьякон Семен Сабельников)

17 слайд: Иллюстрация из кн. «Ломоносов».

18 слайд:  - Сколько лет было Михайло Ломоносову, когда он отправился с рыбным обозом? (19 лет)

19 слайд: Изображение картины Н.И. Кислякова «Юноша Ломоносов на пути в Москву».

20 слайд:  - Куда поступил М. Ломоносов в Москве? («Славяно – греко – Латинскую академию»).

21 слайд: Фото Академии.

22 слайд:  - Какое жалованье в год получали студенты? (10 рублей).

23 слайд: Иллюстрация из книги «Ломоносов» с. 8.

24 слайд: Игровое поле.

Ведущий:  - Конкурс «Самый умный!» закончен. Жюри подсчитывает итоги конкурса, а мы продолжаем путь.

25 слайд: Значок «Игра».

 - Михайло с  другими детьми  любили играть в рыбаков и рыбок.

                                          Игра  «Тянем невод»                                                 
                                            Невод поднимаем                                                                                
                                            рыбу вынимаем                                                                  
                                            ёршиков – котику,                                                            
                                            косточки – пёсику,                                                                                      
                                            треску в засол.                                                                          
                                            Остальные же,                                                              
                                            остальные же,                                                                    
                                            остальные в котёл.

   Мальчики строятся полукругом. На раз – ритмично наклоняются вперед с вытянутыми руками. На два – встают, руки прижимают к груди – тянут «невод».

   Девочки – «рыбки», «плавают».                                                            Мальчики, стоящие с краев, на слова: «Остальные же …», заводят круг, на слово «котёл» опускают сцепленные руки. «Рыбки», оказавшиеся в круге, считаются пойманными.

После игры жюри объявляют итоги 2 конкурса и размещают «Ломоносовки» на трибунах участников.

26 слайд: Игровое поле.

Ведущий: - Борьба за кубок продолжается!

27 слайд: Портрет М.В. Ломоносова  и название конкурса «Ломоносов – великий ученый».

Ведущий: -  Конкурс «Ломоносов – великий ученый». М.В. Ломоносов сделал много научных открытий. На экране вы увидите фрагменты изображения одного из научных открытий или изобретений М.В. Ломоносова. Внимательно рассмотрите и назовите это открытие или изобретение.

28 слайд: «Ночезрительная труба».

29 слайд: «Смальты».

30 слайд: «Атмосфера на Венере».

Ведущий: - Этот конкурс закончен. Уважаемое жюри, объявите результаты этого конкурса.

 -  Продолжаем наш путь по игровому полю.

31 слайд: Картинка с изображением ребенка и букв вокруг него.

Ведущий: - Конкурс «Дешифровщик». Дешифровщик – это человек, который умеет расшифровывать слова. Вам даны карточки, на которых зашифровано слово, обозначающее одно из научных открытий М.В. Ломоносова. Ваша задача расшифровать это слово с помощью алфавита и цифр, позвонить в колокольчик. Если вы не можете расшифровать слово, обратитесь к группе поддержке, но для этого поставьте на трибуну флажок.

Правило заполнения карточки: в пустые клеточки вы вписываете букву из алфавита, соответствующую цифре. У вас получиться слово. Назовите его.

32 слайд: Картинка «Смальты».

33 слайд: Игровое поле.

Ведущий: -  Жюри, огласите, пожалуйста, результаты конкурса и разместите «Ломоносовки» на трибунах участников.

  - Продолжаем наш путь по игровому полю. Мы все ближе к кубку. И сейчас последний конкурс.

34 слайд: Панорама г. Архангельска и портрет М. В. Ломоносова.

Ведущий: - Конкурс «Имя Ломоносова на карте Архангельска». На экране будут появляться изображения достопримечательностей нашего города, связанными с именем Ломоносова, узнав его, позвоните  в колокольчик.

35 слайд: Парк им М.В. Ломоносова.

36 слайд: Архангельский драматический театр.

37 слайд: Центральная городская библиотека.

38 слайд: Городской лицей.

39 слайд: Памятник М.В. Ломоносову.

40 слайд: САФУ.

41 слайд: Аудитория в МИУ.

42 слайд: ДК им. Ломоносова.

43 слайд: Проспект Ломоносова.

44 слайд: Игровое поле.

Ведущий: - Закончился последний конкурс, жюри подсчитывают «Ломоносовки», а на игровом поле остался еще один значок до кубка.

45 слайд: «Скрипичный знак» - музыкальная пауза.

Дети исполняют песню   «Мы – ребята с Севера» сб. «Лети над Севером песня»,   составитель Мокроусова Л.И.

                                                       муз.М.Картушиной                
                                                      сл. А.Онегиной

  • С неба северное солнышко

светит весело для всех

и река Двина широкая

это гордость здешних мест.

                 Припев:  А мы – ребята с Севера,

                                  А мы идем уверенно

                                  По городу любимому

                                  Архангельской земле.

                                  А мы – ребята с Севера,

                                  Делами мы проверены,

                                  Торопимся к победам мы

                                  В учебе и труде.

  • Как цветы растем на радость мы

набираемся мы сил

и науки покорятся нам

Ломоносов так учил.

  • Много вырастет учёных,

много вырастет врачей.

Много вырастет хороших

замечательных людей.

46 слайд: Кубок.

Звучит торжественная музыка.

Ведущий: - Мы просим выйти участников игры. Уважаемое жюри! Вы подсчитали «Ломоносовки» и мы узнаем, кто стал победителем нашей игры. Но без подарков никто не уйдет.

М.В. Ломоносов объявляет итоги игры, награждает победителя и участников игры по номинациям.

М.В. Ломоносов: - Ну что ж! В сем славном заведении

                                 С умом, упорством и терпением

                                 Науки честно постигают,

                                 Тем славу мне приумножают.

                                 Покорено не все пока,

                                 Но покорят наверняка.

                                 Без зависти скажу вам честно,

                                 Мне было очень лестно,

                                 Что племя это молодое

                                 Здесь может показать такое!

                                 Что каждый отрок здесь мудрец!

                                  А значит, не придет конец

                                  Развитью истинных наук.

                                  Я в убежденье этом тверд!

                                  И будущим России горд!

Участники игры фотографируются на память с М.В. Ломоносовым.

Под звуки торжественного марша М.В. Ломоносов обходит зал и выходит за экран.

47 слайд: Из фрагментов составляется портрет М.В. Ломоносова.

Звучит гимн г. Архангельска, участники игры покидают зал.



Предварительный просмотр:

 

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования "Город Архангельск"                                    Детский сад общеразвивающего вида № 113

"Приобщение детей старшего дошкольного возраста к

народно-прикладному искусству Севера

 через интерактивные игры "

   

                                                           Автор: Вилимавичюте И.Р.,

воспитатель МБДОУ Детский сад № 113

г. Архангельск

        Народное декоративно-прикладное искусство - это цельный и стройный мир особого отношения человека к окружающему миру, к своему труду и быту. Народное творчество, будучи составной частью искусства, несет в себе лучшие примеры духовности, нравственности и патриотизма.

     Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов. Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга.

       Использование народно-прикладного искусства Севера в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития, эстетического и патриотического воспитания детей. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.

    Вовлекая детей в творческую деятельность на занятиях по декоративно-прикладному искусству, столкнулись с проблемой восприятия детьми излагаемого материала. Показывая приемы различных видов росписи, поделок с применением росписи, не наблюдали включенности детей в процесс познания. Дети с трудом усваивают элементы той или  ной росписи, путают виды декоративно-прикладного искусства.

     Им были понятны простые линии, простые формы, сочетание двух или трех цветов в композиции, т.е. все то, с чем они чаще всего сталкиваются в жизненных ситуациях. А именно, игрушки в доме, мультфильмы по телевизору, сказочные персонажи из детских книжек.

     Мы задались вопросом: какую форму работы можно использовать при ознакомлении детей с декоративно-прикладным искусством, чтобы знания детей усвоились прочно и надолго.  

      Новизна методики состоит в том, что учитывая характер мышления детей дошкольного возраста (оно является наглядно-действенным и наглядно-образным), остановились на дидактической игре, т.к. игра является ведущей деятельностью детей.

       Актуальность проблемы обозначила цель нашей работы.

Цель:  составить методику работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с декоративно- прикладным искусством посредством дидактической игры.

       Игры должны быть включены как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей. 

      Уже разработаны и применяются на практике игры:

"Народная игрушка",

"Северные росписи",

"Каргопольская игрушка",

"Пермогорская роспись",

"Четвертый лишний",

"Что перепутали ?" и др.

       

Предполагаемый результат:

  • дети имеют представления о народных промыслах;
  • умеют различать изделия разных народных промыслов;
  • у детей появится интерес к истории и культуре нашего народа;
  • развивается художественный вкус, они научатся видеть  красивое вокруг себя, выражать свои впечатления. Эмоциональное отношение через свое творчество;
  • приобретут трудовые навыки и умения, стремясь овладеть традиционным мастерством.

   Итогом детской деятельности  служат выставки детского творчества; создание декоративных книг; участие в конкурсах по народным промыслам; развлечениях, досугах, праздниках.