Готовность к обучению в школе

Козлицкая Ирина Владимировна

Предварительный просмотр:

  На основании п.2 ст. 19 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» от 25.06.2002 №71-Ф3 обучение детей в образовательных учреждениях, начинается с достижения ими 6 лет 6 месяцев при отсутствии противопоказания по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. Как правило, запись в первый класс общеобразовательной школы рекомендуется начинать с 1 апреля по мере поступления заявлений родителей.

       На основании рекомендаций Министерства образования Российской Федерации по организации приёма детей в первый класс от 21.03.2003. №03-51-57 ин 13-03. все дети, достигшие школьного возраста, зачисляются в первый класс общеобразовательного учреждения независимо от уровня их подготовки. Собеседование учителя с ребенком проводится   с целью планирования учебной работы с каждым учащимся.

1 этап диагностики:  

Проверка функциональной готовности ребёнка к обучению (тест Керна – Йирасека).

Время проведения -  при приёме в школу.

2 этап -  предметная диагностика. 

Выделение звука в слове, знание букв, чтение слогов и слов, знание геометрических фигур и цифр, счёт и сравнение чисел в пределах 10.  

Время проведения -   1, 2 неделя сентября.

3 этап – стартовая диагностика УУД.

Методический комплекс для оценки сформированности УУД.

Время проведения -  3, 4 неделя сентября.  



Предварительный просмотр:

ФИ ребёнка __________________________        Дата _____________

Назови буквы

А    Б    В    Г    Д    Е    Ё    Ж    З    И  Й    К    Л    М    Н    О    П    Р    С    Т     У      Ф    Х    Ц    Ч    Ш    Щ    Ъ    Ы    Ь    Э    Ю    Я

Попробуй прочитать слоги и слова

СОМ     МАМА    ЛУНА     КОШКА

ДА    ЛЯ    ЗЕ    ГИ    БУ    СО    РЮ    ТЫ

Назови первый звук в словах: АИСТ   МАК   КРАН

Назови последний звук в словах: ДОМ   РУКА

Напиши любое слово (слова): _______________________________________

Запиши под диктовку буквы: _______________________________________



Предварительный просмотр:

ФИ ребёнка __________________________      Дата _______________

Счёт и сравнение чисел в пределах 10

Сколько всего грибов?                                       У кого больше всех грибов?

У кого меньше всех?                                           У кого поровну?

У кого больше – у Пети или Маши?                 На сколько грибов  больше?

Картинка 7 из 189

Картинка 7 из 189

Картинка 7 из 189

Картинка 7 из 189

Картинка 7 из 189

Картинка 7 из 189

Картинка 7 из 189

t21

МАМА

Картинка 1 из 212

ПЕТЯ

Картинка 12 из 212

МАША

Картинка 20 из 212

ПАПА

Назови и покажи  цифры

3         1        6         2             7           

      4        8         5         10        9 

Нарисуй геометрические фигуры: круг, треугольник, четырёхугольник, овал.

 



Предварительный просмотр:

Выявление уровня умственного и речевого развития

Понимание грамматической конструкции.

Учитель произносит  предложение: «Петя пошёл в кино после того, как дочитал книгу».

Предложение нужно произносить  медленно и чётко. Желательно повторить его дважды, чтобы быть уверенным, что ребёнок хорошо его расслышал. Затем  учитель задаёт вопрос: «Что Петя делал раньше – смотрел кино или читал книгу?»

Оценка: верный ответ – «плюс», неверный  - «минус».

Изменение существительных по числам.

Учитель говорит ребёнку: «Я назову словом один предмет, а ты измени это слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу карандаш, а ты должен  ответить карандаши».

Далее учитель называет 11 существительных в единственном числе: книга, ручка,  лампа, стол, город, окно, стул,  брат, флаг, ребёнок.

Если, изменяя первое слово, ребёнок обнаруживает недостаточно чёткое понимание инструкции, следует вновь дать ему образец ответа:

 книга – книги.

Оценка: если допущено не более двух ошибок – высокий уровень,

                3-6 ошибок – средний уровень,

                 7 и более ошибок – низкий уровень развития мышления.

Рассказ по картинкам

Перед ребёнком в беспорядке кладут 4 картинки, на которых изображена определённая, хорошо известная ему последовательность событий (например, на одной картинке мальчик просыпается, на другой – умывается, на третьей – завтракает, на четвёртой – идёт в школу). Учитель просит ребёнка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он положил их так, а не иначе.

Оценка: правильное расположение картинок и разумно обоснованное расположение в другом порядке оценивается знаком «плюс».

Если картинки расположены правильно, но ребёнок не может объяснить, почему их так разложил, - знак «плюс – минус».

Если последовательность картинок случайна – знак «минус».

Итоговая оценка уровня умственного и речевого развития ребёнка:

Уровень развития мышления и речи оценивается как высокий, если по всем трём заданиям получен «плюс».

Если три задания оценены знаком «минус», то итоговый уровень – низкий.

В промежуточных случаях оценивается как средний.



Предварительный просмотр:

      Тест школьной зрелости Керна - Йирасека 


 Возраст: Дошкольный 5-7 лет. Готовность к школе.
Цель: Определение уровня готовности ребенка к школьному обучению. Тест выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, запоминать и понимать, выполнять задания по образцу.
Содержание: тест Керна-Йирасека состоит из 4-х частей:

  • а) тест “Рисунок человека” (мужской фигуры);
  • б) копирование фразы из письменных букв;
  • в) срисовывание точек;
  • г) опросник.
    Данная методика предназначена для 5-7-летних детей, ее целью является проверка их готовности к школьному обучению. Сюда входит оценка личностной зрелости ребенка (задание 1), его мелкой моторики рук и зрительной координации (задание 2), также тест позволяет выявить зрительно-пространственное восприятие будущего первоклашки, зрительную память (задание 3) и мышление (исходя из общей оценки всего теста).

    Тест может применяться как индивидуально, так и в группе.

    Методика проведения
    Ребенку дают сложенный пополам лист A4 и простой карандаш. Лист должен лежать как тетрадка. На развернутой стороне (на левой половине листа) вверху заранее напишите короткое предложение письменными (НЕ печатными!) буквами: 
    Он ел суп.

    Внизу вы рисуете группу точек так, как показано на рис.
    Тест  Рисунок 2. Запомнить первый рисунок и воспроизвести (так по разному отвечают дети)

Правая половина листа – для ребенка, который будет выполнять задание по срисовыванию.

Сидеть он должен так, как ему удобно, чтобы стол и стул были с учетом его роста.

Когда все готово, усаживаете ребенка, кладете перед ним сложенный лист бумаги, даете первое задание и ждете когда он их выполнит. Затем просите его развернуть лист для второго задания и т.д.

1. 
Нарисуй мужчину. Так как ты умеешь (больше ничего не говорим и на все реплики ребенка повторяем инструкцию без своего пояснения). Если он спрашивает, можно ли нарисовать женщину, говорите: “Нужно нарисовать мужчину”. Если ребенок уже начал рисовать женщину – дождитесь, пока он закончит и повторите просьбу нарисовать мужчину. Бывает, что ребенок отказывается рисовать именно мужчину (далее я поясню, отчего это может быть). Тогда делаем следующее задание.
2. Ребенок переворачивает лист и видит вверху в левой части предложение. Вы говорите: “Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй, может быть у тебя получится точно так же. Внимательно посмотри и здесь рядом на свободном месте напиши так же”. Т.е. мы предлагаем ему скопировать фразу. Если ваш ребенок уже умеет читать письменный текст, напишите любую фразу на другом, неизвестном ему, языке, например, на английском:
He eats soup.
3. Затем он переходит к группе точек. Вы говорите: “Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй здесь, рядом, нарисовать точно так же.” Вы можете пальцем показать место, где он будет их рисовать.
После окончания теста не забудьте похвалить ребенка.

Рекомендации детского психолога
Если в первом задании ребенок наотрез отказывается рисовать мужчину, не настаивайте – это вам информация на размышление. Такой отказ может говорить о неблагополучии в семье ребенка, когда отец отсутствует вообще, от него исходит угроза или же с ним связаны психотравмирующие впечатления.

По поводу интерпретации Я.Йирасек отмечал, что высокое качество выполнения говорит о большей вероятности, что испытуемый будет успешно справляться с школьной программой. Однако если с тестом справился плохо – это НЕ значит, что в школе он станет двоечником и неучем. Вовсе нет. И такие дети хорошо учатся. Просто бывает, что ребенок схематично рисует человека, что сказывается на общей сумме баллов.
Так что если вы набрали не те баллы, какие хотелось бы – подумайте, все ли вы делаете для развития своего ребенка? Проявите к нему больше внимания, чаще занимайтесь с ним всеми играми и упражнениями, которые развивают мелкую моторику, память и мышление.

 ЧЕТЫРЕ ЧАСТИ ТЕСТА КЕРНА-ЙИРАСЕКА:

а) Тест “Рисунок человека” 
Задание
“Здесь (показывается, где) нарисуй какого-либо дядю, как ты умеешь”. Во время рисования недопустимо поправлять ребенка (“ты забыл нарисовать уши”), взрослый молча наблюдает. 
Оценивание
    1 балл: нарисована мужская фигура (элементы мужской одежды), есть голова, туловище, конечности; голова с туловищем соединяется шеей, она не должна быть больше туловища. Голова меньше туловища; на голове – волосы, возможен головной убор, уши.  На лице – глаза, нос, рот; руки имеют кисти с пятью пальцами; ноги отогнуты (есть ступня или ботинок)  Фигура нарисована синтетическим способом (контур цельный, ноги и руки как бы растут из туловища, а не прикреплены к нему). 
     2 балла: выполнение всех требований, кроме синтетического способа рисования, либо если присутствует синтетический способ, но не нарисованы 3 детали: шея, волосы, пальцы; лицо полностью прорисовано.
   
3 балла: фигура имеет голову, туловище, конечности (руки и ноги нарисованы двумя линиями).   Могут отсутствовать: шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.
    4 балла: примитивный рисунок с головой и туловищем.   Руки и ноги не прорисованы, могут быть в виде одной линии.
   
5 баллов: отсутствие четкого изображения туловища, нет конечностей; каракули. 

б)  Копирование фразы из письменных букв
Задание
“Посмотри, здесь что-то написано. Попробуй переписать так же здесь (показать ниже написанной фразы), как сможешь”. 
На листе напишите фразу прописными буквами, первая буква – 
заглавнаяОн ел суп.
Оценивание
  1 балл: хорошо и полностью скопирован образец; буквы могут быть несколько больше образца, но не в 2 раза; первая буква – заглавная; фраза состоит из трех слов, их расположение на листе горизонтально (возможно небольшое отклонение от горизонтали). 
    2 балла: образец скопирован разборчиво; размер букв и горизонтальное положение не учитывается (буква может быть больше, строчка может уходить вверх или вниз).
   3 балла: надпись разбита на три части, можно понять хотя бы 4 буквы. 
   4 балла: с образцом совпадают хотя бы 2 буквы, видна строка.
   5 баллов: неразборчивые каракули, чирканье.

в)  Срисовывание точек 

Задание
“Здесь нарисованы точки. Попробуй нарисовать рядом такие же”. 
В образце 10 точек находятся на ровном расстоянии друг от друга по вертикали и по горизонтали. 
Оценивание
   1 балл: точное копирование образца, допускаются небольшие отклонения от строчки или столбца, уменьшение рисунка, недопустимо увеличение. 
  2 балла: количество и расположение точек соответствуют образцу.  Допускается отклонение до трех точек на половину расстояния между ними; точки могут быть заменены кружками.
  3 балла: рисунок в целом соответствует образцу, по высоте или ширине не превосходит его больше, чем в 2 раза; число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7; допустим разворот рисунка даже на 180 градусов.
  4 балла: рисунок состоит из точек, но не соответствует образцу.
   5 баллов: каракули, чирканье. 

После оценки каждого задания все баллы суммируются.
Итак, если ребенок набрал в сумме по всем трем заданиям:
3-6  баллов –  это  высокий уровень готовности к школе;
7-12 баллов –   средний уровень;
13-15 баллов – т низкий уровень готовности, ребенок нуждается в дополнительном обследовании интеллекта и психического развития (а, может быть,  просто у ребенка было плохое настроение? - через денек пройдем тест ещё разок!)

г)  ОПРОСНИК. Последняя часть теста Керн-Йирасик 
Выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств.
Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”. 

Задание может звучать так: “Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них”. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются:

  1. Какое животное больше – лошадь или собака?
    (лошадь = 0 баллов; неправильный ответ = -5 баллов)
  2. Утром мы завтракаем, а днем...
    (обедаем, едим суп, мясо = 0; ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла)
  3. Днем светло, а ночью...
    (темно = 0; неправильный ответ = -4)
  4. Небо голубое, а трава ...
    (зеленая = 0; неправильный ответ = -4)
  5. Черешни, груши, сливы, яблоки – это что?
    (фрукты = 1;  неправильный ответ = -1)
  6. Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
    (чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0; неправильный ответ = -1)
  7. Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города)
    (города = 1; станции = 0; неправильный ответ = -1)
  8. Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных)
    (правильно показано = 4; показано только целый час или четверть часа = 3; не знает часов = 0)
  9. Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это..., маленькая овечка – это...?
    (щенок, ягненок = 4; только один правильный ответ = 0; неправильный ответ = -1)
  10. Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего?
    (на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0; на кошку без объяснения = -1, на курицу = -3)
  11. Почему во всех автомобилях тормоза?
    (указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и т.д. = 1; одна причина = 0; неправильный ответ = -1)
  12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
    (два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)
  13. Чем похожи друг на друга кошка и белка?
    (определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)
  14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе?
    (
    у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг ) = 3; винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2; неправильный ответ = 0)
  15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание - это...
    (спорт (физкультура) = 3; игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2; не знает = 0)
  16. Какие ты знаешь транспортные средства?
    (три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4; только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2; неправильный ответ = 0)
  17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?
    (3 признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т.д.) = 4; одно или два различия = 2; неправильный ответ (у него палка, он курит …) = 0
  18. Почему люди занимаются спортом? 
    (по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т.д.) = 4; одна причина = 2; неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) = 0)
  19. Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы?
    (остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4; он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2; неправильный ответ = 0)
  20. Почему на письмо нужно наклеивать марку?
    (так платят за пересылку этого письма = 5; другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2; неправильный ответ = 0)

Суммируем баллы.
Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор).
Сумма от + 14 до 23 –
выше среднего.
Сумма от 0 до + 13 –
средний показатель вербального интеллекта.
От - 1  до – 10 –
ниже среднего.
От – 11 и меньше – низкий показатель.
Если показатель вербального интеллекта низкий или ниже среднего,
необходимо дополнительное обследование нервно-психического развития 
ребенка.



Предварительный просмотр:

Диагностика готовности детей 1 класса  к обучению в школе

Сравнительная ведомость

№ п/п

Ф.И. ребёнка

Дата       10.04.2010 г.

Дата       06.04.2011 г.

фраза

точки

человек

звуки

зрелость

фраза

точки

человек

звуки

зрелость

Ахтаева А.

3

3

3

Ж, щ, ш

Средняя

1

1

2

Ж, щ, ш

Выше средней

Бондарева Л.

4

5

3

+

ниже нормы

1

1

3

+

Выше средней

Бриткина Т.

5

4

5

+

ниже нормы

3

4

4

+

Средняя

Гис Т.

5

4

4

Р, л

ниже нормы

4

2

4

+

Средняя

Гришин К.

3

2

4

р

Средняя 

1

2

2

Р

Выше средней

Есаков А.

-

-

-

-

-

1

2

2

+

Выше средней

Ефимов И.

-

-

-

-

-

2

1

3

Л

Выше средней

Кальянов А.

5

4

4

л

ниже нормы

3

3

4

+

Средняя

Кондратьева К.

3

3

4

Ж, р, л, ц, ш

Средняя

2

2

3

Р

Средняя

Курдюков М.

4

4

5

Ж, р, ч, ц, щ, ш

ниже нормы

3

3

4

Ж, ш

Средняя

Курцева Е.

-

-

-

-

-

3

2

2

+

Средняя

Лапин С.

3

5

4

З, р, ч, ц, щ

ниже нормы

2

2

3

З, р, с, л, ч, ц, щ, й

Средняя

Лященко И.

5

4

5

р

ниже нормы

3

2

3

Р

Средняя

Медведев Н.

3

2

3

Невнятная речь

Средняя

4

1

4

В, б, з, р, л, ч, ц, ш

Средняя

Медведев Р.

5

4

4

З, л, ц, щ

ниже нормы

4

3

3

Р, л, щ, с

Средняя

Павловский И.

5

5

5

З, ц, щ

ниже нормы

5

5

5

+

ниже нормы

Тагезаде А.

5

5

3

+

ниже нормы

4

1

2

+

Средняя

Цимбалюк А.

5

4

4

л

ниже нормы

3

3

4

+

Средняя

Выводы:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________

Апрель 2011 г.                                                            Классный руководитель: Козлицкая И.В.



Предварительный просмотр:

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ (проведение)

Эта методика,     предложенная Д.Б. Элькониным,    направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии,  самостоятельно действовать по указанию взрослого.         Материалом служит лист бумаги в клетку с нанесенными на нем 4 точками. Перед проведением методики доска расчерчивается на клетки, чтобы на ней можно было иллюстрировать указания, дающиеся детям.
Проведение теста 
        Давая детям инструкцию, нужно иметь перед собой ее текст, чтобы она была воспроизведена дословно. После того как детям розданы карандаши и листы (подписанные, как и при выполнении предыдущего задания), учитель дает предварительные объяснения:  

«Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными.            

 Для этого нужно внимательно слушать меня. Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны проводить линию. Проводите только те линии,  которые я скажу.  

Когда проведете линию,        ждите,   пока я скажу,     как надо проводить следующую.       Следующую линию нужно начинать там,             где закончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги.

Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Видите,  она указывает на дверь (называется какой-либо реальный ориентир, имеющийся в помещении; детей,  вытянувших не ту руку,     поправляют).   Когда я скажу,    что надо провести линию направо,      вы ее проведете вот так –      к двери (на доске проводится линия слева направо длиной в одну клетку).  Это я провожу линию на одну клетку направо. А теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх (на доске рисуется соответствующая линия).      

  Теперь вытяните левую руку. Видите,  она показывает на окно (снова называется реально имеющийся в помещении ориентир).          Вот я,   не отрывая руки, провожу линию на три клетки налево  –          к окну  (на доске проводится соответствующая линия). Все поняли, как надо рисовать?»  

После того как даны предварительные объяснения,            переходят к рисованию тренировочного узора. Проверяющий говорит: «Начинаем рисовать первый узор.  Поставьте карандаши на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клетка вниз. Не отрывайте карандаша от бумаги. Теперь одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо.      Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами».

Проверяющему  может быть удобнее диктовать,         ориентируясь не на текст, а на сам узор.     Образцы тренировочного и проверочных узоров  для учителя  даны на отдельном листе. При диктовке нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали кончить предыдущую линию.

 На самостоятельное продолжение узора дается полторы-две минуты.  Детям нужно объяснить,         что узор не обязательно должен идти по всей ширине страницы. Во время рисования тренировочного узора (как под диктовку,  так и далее –  самостоятельно) второй проверяющий ходит по рядам и исправляет допущенные детьми ошибки, помогая им точно выполнить инструкцию. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается; второй проверяющий следит только за тем,  чтобы дети не переворачивали свои листки и чтобы они начинали каждый следующий узор с нужной точки. В случае необходимости он ободряет робких детей,  но никаких конкретных указаний не дает. По окончании времени,           отведенного для самостоятельного продолжения тренировочного узора, учитель говорит:  Все, этот узор дальше рисовать не надо. 

Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились. Внимание!  Одна клетка вверх.  Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо.     Одна клетка вверх.    Одна клетка направо. Теперь сами продолжайте рисовать тот же узор». Предоставив детям полторы-две минуты на продолжение узора, проверяющий говорит:  Все,  дальше рисовать этот узор не надо.       

 Мы будем рисовать следующий узор.    Поднимите карандаши.       Поставьте их на следующую точку.  Начинаю диктовать.      Внимание!   Три клетки вверх.   Одна клетка направо. Две клетки вниз.     Одна клетка направо. Две клетки вверх.        Одна клетка направо.  Три клетки вниз.  Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз.  Одна клетка направо.  Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».  

Через полторы-две минуты начинается диктовка последнего узора:  «Поставьте карандаши на самую нижнюю точку.              Внимание!   Три клетки направо.  Одна клетка вверх.  Одна клетка налево (слово «налево» выделяется голосом, так как до сих пор это направление отсутствовало). Две клетки вверх.  Три клетки направо. Две клетки вниз.  Одна клетка налево. Одна клетка вниз.      Три клетки направо.      Одна клетка вверх.     Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

ГРАФИЧЕСКИЙ  ДИКТАНТ (оценка)  

Результаты выполнения тренировочного узора  не оцениваются.

В каждом из последующих узоров оценивается порознь выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора.  Оценка производится по следующей шкале.

Выполнение диктанта 

Точное воспроизведение узора  –         4  балла  (неровность линий, «дрожащая» линия, «грязь» ит. п. не учитываются и не снижают оценки). Воспроизведение, содержащее ошибку в одном элементе, – 3 балла.  Воспроизведение с несколькими ошибками – 2 балла. Воспроизведение,   в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором, –  1 балл. Отсутствие сходства даже в отдельных элементах –  0 баллов.

Продолжение узора  

За самостоятельное продолжение узора оценки выставляются по той же шкале. Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну – за выполнение диктанта, другую – за самостоятельное продолжение узора. Каждая из них колеблется в пределах от 0 до 4.

Общая оценка за выполнение диктанта выводится из трех соответствующих оценок за отдельные узоры путем суммирования  максимальной из них с минимальной. Оценка, занимающая промежуточное положение или же совпадающая с максимальной или с минимальной,  не учитывается. Если все три оценки одинаковые, то берется сумма только двух оценок. Полученная оценка может колебаться от 0 до 8. Общая оценка за продолжение узора аналогично выводится из трех оценок. Она также может колебаться от 0 до 8.

Итоговая оценка выполнения всего задания в целом получается сложением двух общих оценок. Она может колебаться от 0 (если ни за один узор не получено больше 0 баллов) до 16 (если во всех трех узорах получено по  4  балла как за работу под диктовку,       так и за их самостоятельное продолжение).  

 Успешность выполнения методики «Графический диктант» очень сильно зависит от того, имел ли ребенок раньше опыт фронтального обучения.  У шестилетних детей,  имеющих такой опыт,  вполне возможны высшие оценки. В то же время ребенок, не посещавший детский сад, вполне может получить за «Графический диктант» нулевой балл.

 Дети, не справляющиеся с методикой «Графический диктант»,  могут испытывать затруднения при выполнении фронтальных инструкций, относящихся ко всему классу. Поэтому,  давая классу какие-либо указания, нужно специально проследить, воспринял ли и выполнил ли их такой ученик. Возможно,    придется повторить для него эти указания индивидуально, обращаясь лично к нему.

 

С такими детьми полезно проводить групповые игры, специально направленные на развитие умения внимательно слушать других и выполнять требуемые действия. Приведем два примера таких игр:

 «Аисты –  лягушки».  Все игроки идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге,  руки в стороны). Когда ведущий хлопнет два раза, игроки принимают позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу).     На три хлопка играющие возобновляют ходьбу. Можно придумать другие позы и использовать большее количество поз – так игра усложняется. Пусть дети сами придумывают новые позы.

 «Снежный ком».  Выбирается тема игры:  города,  животные,  растения, имена и т.п. Игроки садятся в круг. Первый игрок называет слово по данной тематике,  например «слон»   (если тема игры –   «Животные»).  Второй игрок должен повторить первое слово и добавить свое, например, «слон, жираф». Третий говорит:   «слон, жираф, крокодил»  и так далее по кругу до тех пор, пока кто-нибудь не ошибется. Тогда он выбывает из игры и следит, чтобы не ошибались остальные. И так до тех пор, пока не останется один победитель.



Предварительный просмотр:

Результаты графического диктанта

ФИ учащегося

Выполнение диктанта

Продолжение узора

Общая оценка

за выполнение

(макс + мин)

Итоговая оценка

№ 1

№ 2

№ 3

№ 1

№ 2

№ 3

диктанта

узора

(дик + уз)

Выводы: _______________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

ПЕРВЫЙ ЗВУК (ПЕРВАЯ БУКВА)

Методика направлена на выявление умения выделять согласный звук в начале слова (с учетом его твердости/мягкости). При этом ребенок должен удерживать поставленную задачу:  ориентироваться на начальный звук слова, а не назначение слова.  Материалом служит лист с рисунками кошки, слона, тигра, жирафа и лошади.

Проведение теста
Детям раздаются карандаши и задания.         Каждый лист должен быть подписан.  Как и в предыдущих заданиях,  нужно иметь перед собой текст инструкции,    чтобы она была воспроизведена дословно.  В отличие от рисунка человека, не следует разрешать детям стирать неправильные линии самостоятельно. Иначе потом бывает трудно понять, которую из линий ребенок считает окончательной          

Проверяющий говорит:  «У вас нарисованы разные животные:  корова,  мышка,              тигр,  лиса, слон  (каждое слово произносится очень четко;         после названия каждого животного делается небольшая пауза).        У каждого животного есть свой мячик.  Сейчас я назову вам животное,  которого у вас нет.  Но название одного из ваших животных начинается на тот же звук, что и то, которое я вам назову. Найдите его и нарисуйте на его мячике такой знак:   (на доске рисуется «галочка»: V )». Сделав небольшую паузу, проверяющий очень четко произносит слово «ТЕЛЁНОК».
Дав детям время на то, чтобы отметить нужный «мячик», проверяющий говорит:
«Теперь я назову еще одно животное, а вы найдете у себя животное, название которого начинается на тот же звук,  и нарисуете на его мячике квадратик: (на доске рисуется квадрат:
») Проверяющий четко произносит слово «КРЫСА».

«Теперь снова нужно будет найти животное,           название которого начинается на тот же звук,  что и у того, которое я назову. На его мячике надо нарисовать плюс (на доске рисуется «плюс»: +). Проверяющий четко произносит слово «ЛЕВ».

Теперь нужно нарисовать минус (на доске рисуется «минус»: –)  на мячике у животного, название которого начинается на тот же звук,  что и то, которое я назову». Проверяющий четко произносит слово «МАРТЫШКА».  

«Теперь я назову вам последнее животное, а вы поставьте кружок на мячике у того животного,  которое называется на тот же звук (на доске рисуется кружок: O). Проверяющий четко произносит слово «СОБАКА».

ПЕРВАЯ БУКВА (интерпретация результатов)
Оценкой служит количество правильно поставленных значков  (на «мячике» у коровы – квадрат, у мышки – «минус», у тигра – галочка, у лисы – «плюс», у слона – кружок). Оценка может колебаться от 0 баллов (если ни один значок не поставлен верно)  до 5  баллов (если все значки поставлены верно).  Успешность выполнения этой методики очень сильно зависит от того, обучался ли ребенок ранее началам грамоты, поэтому вполне возможен разброс результатов по всей шкале (от 0 до 5 баллов). Оценивается отдельно каждое слово.

Методика «Первый звук» выявляет готовность к овладению грамотой. Особо низкие результаты по этой методике указывают на то,  что следует очень тщательно проработать с ребенком пропедевтический этап обучения. Такому  ребенку  будут  полезны  дополнительные  занятия  по фонематическому анализу слов, развитию фонематического слуха.



Предварительный просмотр:

Комплект материалов

 «ГОТОВНОСТЬ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

 (Научный руководитель – Г.С. Ковалева)

        Комплект материалов «Готовность первоклассников к обучению в школе» предназначен для проведения стартовой диагностики готовности первоклассников к школе.

        

В комплект входят следующие материалы:

1. Рекомендации по изучению готовности первоклассников к обучению в школе.

В рекомендациях дается описание общих подходов к изучению готовности первоклассников к обучению в школе, организация обследования в образовательных учреждениях; описание используемых методик и особенностей их проведения, представлена система оценивания ответов учащихся, описание проведения анкетирования учителей и родителей, заполнение карты первоклассника учителем и описание использования результатов обследования.

В обследовании используются известные методики: «Рисунок человека»,  «Графический диктант», «Образец и правило», «Первая буква» , «Домики».

2. Раздаточный материал для выполнения работ (5 бланков для работы).

3. Анкета для учителя начальной школы (в электронной фирме)

Анкета для учителя начальной школы используется для сбора контекстной информации о школе, классе и особенностях образовательного процесса.

4. Анкета для родителей.

Анкетирование родителей проводится с целью получения дополнительной информации о подготовке ребенка к школе в семье, готовность родителей помогать ребенку на первом этапе школьной жизни, готовность сотрудничать со школой, социальные установки, материальное положение семьи. Данные необходимы учителям для организации эффективного взаимодействия с семьями своих учеников по оказанию поддержки ребенку.

5. Карта первоклассника.

Карта первоклассника разработана с целью получения индивидуальной информации об учащихся, связанной с состоянием их здоровья, изменениями в поведении в начальный период адаптации к школе. Заполняют учителя и медицинские работники. Данные позволяют выделить детей с проблемами в адаптации к школе.

6. Электронные формы для ввода и первичной обработки результатов обследования учащихся и ввода ответов учителей на вопросы анкеты для учителя начальной школы.

Для ввода данных разработаны автоматизированные электронные формы таблиц в программе Excel. После внесения всех необходимых данных автоматически выводятся результаты выполнения работ каждым учащимся.

7. Рекомендации по интерпретации результатов изучения готовности первоклассников к обучению в школе (для учителей и психологов).

В рекомендациях описываются основные показатели готовности к обучению в школе, школы для их оценки, рекомендации по анализу профилей готовности и организации индивидуальной поддержки отдельных учащихся при обучении в первом классе.

8. Рекомендации по интерпретации результатов изучения готовности первоклассников к обучению в школе (для родителей).

В рекомендациях даны общие подходы к оценке готовности первоклассников к обучению в школе, упрощенное описание формы представления результатов, рекомендации по организации помощи детям в адаптации к школе в соответствии с полученными результатами.

9. Регламент проведения консультаций специалистов, принимающих участие в проекте «Оценка готовности к обучению в начальной школе».

Данный регламент устанавливает единые требования к передаче в школы обработанной информации и реализации консультативной части проекта.

10. Видеоматериалы по проекту «Изучение готовности первоклассников к обучению в школе»: ссылка http://acourses.ru/mod/resource/view.php?id=249

Видеофильмы с участием Даниленко Ольга Васильевна, доцента кафедры социальных проблем образования МГППУ, к.псих.н., консультанта Центра социальной помощи семье ЦАО г.Москвы «Хамовники». Первый фильм: «Адаптационный подход как основа комплексного сопровождения первоклассников», второй фильм: «Интерпретация и использование результатов обследования первоклассников на готовность к обучению в школе»

11. Аналитические материалы «Результаты эксперимента по изучению готовности первоклассников к обучению в школе» 2008-2010 годы.

Отчеты находятся по ссылке: http://www.centeroko.ru/new_pub.

12. Программы семинаров по подготовке специалистов

13. Презентации, подготовленные в рамках проекта:

  • Общая информация о проекте «Изучение готовности первоклассников к обучению в школе».
  •  Адаптационный подход как основа комплексного сопровождения первоклассников.
  • Особенности инструментария для оценки готовности первоклассников к обучению в школе.
  • Проведение исследования готовности первоклассников к обучению в школе.
  • Оценка результатов выполнения заданий диагностических методик по изучению готовности первоклассников к обучению в школе (2 части).
  • Интерпретация и использование результатов обследования первоклассников на готовность к обучению в школе.

Разработка и апробация комплекта проводилась в 2007-2010 годы. В апробации и внедрении комплекта приняли участие 15 регионов: Тамбовская область – 34031 уч-ся; Чувашская Республика - 1507 уч-ся; г. Москва – 28566 уч-ся; Московская область – 32 уч-ся; Республика Саха – 248 уч-ся; Республика Татарстан – 147 уч-ся; Калининградская область – 25606 уч-ся; Ростовская область – 115 уч-ся; Тверская область – 3168 уч-ся; Чукотский АО – 1236 уч-ся; Иркутская область – 2766 уч-ся; Мурманская область – 819 уч-ся; Новосибирская область – 1420 уч-ся, Красноярский край – 3120 уч-ся.

Контактная информация для получения материалов и консультации:

Отдел оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования.

тел./факс:8(499)246-24-21,

e-mail:centeroko@mail.ru,

сайт: http://www.centeroko.ru


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: