Программа внеурочной деятельности "С любовью к городу"

Мордвинова Надежда Васильевна

               

Программа воспитательной работы с классным коллективом

«С любовью к городу»

 

        Возраст обучающихся: 6,5-11 лет

            Автор-составитель: Мордвинова Надежда Васильевна,

            учитель начальных классов

               высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

                                               

Задача воспитания — пробудить внимание к духовной жизни …

Если наш воспитанник знает много, но интересуется пустыми

интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено

живое внимание к нравственному и прекрасному —

вы не достигли цели воспитания.

К.Д. Ушинский

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа воспитательной работы с классным коллективом «С любовью к городу», реализуемая по духовно – нравственному направлению, составлена на основе программы воспитания «С любовью к городу» (авторы Т.М. Кукченко, С.А. Герасимова, В.С. Горбунов, О.Г. Красношлыкова, О.Е. Прудникова, О.А. Аверчук).

Данная программа способствует развитию у детей проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважению истории нашей страны, подвигов наших граждан, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует ценностям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно – нравственное его совершенствование. Программа «С любовью к городу» предусматривает активную экскурсионную деятельность классного коллектива.

 

Цель воспитательной программы «С любовью к городу»

Формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему, будущему своей семьи, школы, города на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия.

Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

Ø  создание и поддержка детского коллектива для реализации интересов, потребностей в самосовершенствовании, саморазвитии, самоопределении;

Ø  содействие сплочению классного коллектива и сотрудничество с семьями воспитанников, укрепление их дальнейшего взаимодействия;

Ø  ориентация детей на получение знаний об истории своей семьи, школы, города, страны для формирования патриотических чувств и гражданского сознания;

Ø  формирование дружеских отношений, объединяющих детей и взрослых средствами интерактивных методов работы.

Отличительной особенностью программы является то, что она адаптирована к условиям образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Реализация данной программы осуществляется через деятельностный подход формирования универсальных учебных действий – личностных, познавательных и коммуникативных, которые дети получают в рамках образовательной системы «Перспектива».

Содержание программы рассчитано на детей 1 – 4 классов.

В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов деятельности, которые распределяются по трем уровням.

            Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни (1 класс).

Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения,

т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает) (2 – 3 классы).

Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде (4 класс).

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

• на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

 

Срок реализации программы – 4 года.

 

Связь содержания программы с учебными предметами.

 

Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром, изобразительным искусством, музыкой, технологией).

 

Учебная деятельность

Внеурочная деятельность

Литературное чтение (анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.).

Русский язык – раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д.

Окружающий мир («связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек –человек» и «человек – природа» и т.д.).

Духовно-нравственная культура народов России («добро и зло», «мораль и нравственность», «долг и совесть», «милосердие и справедливость» и т.д.).

 

– экскурсии, например, «Добро и зло на полотнах художников» и др.; 

–беседа «Дом, где живет уважение»;

– ознакомление (по желанию детей и с согласия родителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций: экскурсии в места богослужения, добровольное участие в подготовке и проведении религиозных праздников, встречи с религиозными деятелями;

– осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их;

– ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора:

– туристические походы и другие формы совместно деятельности, требующие выработки и следования правилам нравственного поведения, решения моральных дилемм.

Окружающий мир, 3–4 кл. – «современная Россия – люди и государство», «наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого», «права и обязанности граждан, демократия», «общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребёнка».

Литературное чтение – сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории.

Духовно-нравственная культура народов России – равенство и добрые отношения народов России.

 

– беседы и классные часы: «Биографии народных героев», «Боевые знамена рассказывают», «Орден твоего дома»;

– просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения, в том числе противоречивые ситуации;

– экскурсии и путешествия - Герои Великой Отечественной войны

– чтение книги А. Гайдара «Тимур и его команда»

– встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться.

 

Технология – роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата и т.п.

Окружающий мир – знакомство с профессиями и ролью труда (в т.ч. труда учёных) в развитии общества, преобразования природы.

Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка – роль творческого труда писателей, художников, музыкантов

Получение трудового опыта в процессе учебной работы.

Настойчивость в исполнении учебных заданий, доведение их до конца.

Оценивание результатов своего труда в рамках использования технологии оценивания.

Творческое применение предметных знаний на практике, в том числе при реализации различных учебных проектов.

Работа в группах и коллективные учебные проекты – навыки сотрудничества.

Презентация своих учебных и творческих достижений.

 

- изготовление подарков;

- клуб интересных встреч;

- работа кружков, творческих мастерских;

- составление сборника стихов «Времена года»;

организация Города Веселых мастеров;

- мини проекты

Окружающий мир – взаимосвязи живой и неживой природы, природы и хозяйства человека, экологические проблемы и пути их решения, правила экологической этики в отношениях человека и природы.

Литературное чтение – опыт бережного отношения к природе разных народов, отражённый в литературных произведениях.

– сбережение природных ресурсов в ходе учебного процесса: выключение ненужного электроосвещения, экономное расходование воды, упаковочных материалов, бумаги и т.п

– экскурсии в краеведческие и биологические музеи, парки;

 -экскурсии по улице, району, городу;

- заочные путешествия;

- беседы о природе

Изобразительное искусство и Музыка – приобщение к законам изобразительного и музыкального искусства; опыт творческой деятельности.

Литературное чтение – приобщение к литературе как к искусству слова, опыт создания письменных творческих работ.

Технология – приобщение к художественному труду; осознание красоты и гармонии изделий народных промыслов; опыт творческой деятельности.

 

- посещение театров, Музейно-выставочного центра;

- конкурсы рисунков;

- фотовыставки

 

2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.

2.1 Описание требований к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе.

Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

Воспитание гражданства, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям.

Национальные ценности: патриотизм, гражданственность

I уровень:

Знать права и обязанности школьника;

Понимать необходимость соблюдения правил;

Уметь контролировать свои поступки и организую игру по правилам;

Делать первые страницы своего портфолио «Давайте знакомиться»

II уровень:

Знать историю школы, района;

Понимать необходимость изучения своих истоков;

Уметь рассказать о традициях классного коллектива, детских объединений;

Делать творческую страничку своего портфолио «Вот я какой».

III уровень:

Знать историю государственного флага и герба Росси, основные государственные праздники;

Понимать, что являюсь жителем России;

Уметь рассказать некоторые праздники России;

Делать страничку своего портфолио

Воспитание нравственного, чувственного и этического сознания.

Национальные ценности: личность, наука, солидарность

I уровень:

Знать правила вежливого поведения в школе и общественных местах;

Понимать различие хороших и плохих поступков;

Уметь признавать собственные плохие поступки;

Осуществлять что – то полезное для себя и своих родных

II уровень:

Знать, как вести себя в обществе с другими детьми;

Понимать значимость правильного поведения в обществе;

Уметь сказать «нет»;

Защищать честь и достоинство своих друзей и близких.

III уровень:

Знать правила поведения в знакомом и незнакомом обществе;

Понимать соответствие своего поведения требованиям коллектива, общества;

Уметь разумно управлять собственной речью в различных ситуациях;

Проводить беседы в подшефном классе

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Национальные ценности: труд и творчество, наука

I уровень:

Знать, что лениться – это плохо;

Понимать необходимость трудиться;

Уметь мыть полы, протирать пыль, поливать цветы;

Соблюдать порядок у себя в комнате, на рабочем месте, дежурю в классе.

II уровень:

Знать о роли труда в жизни человека;

Понимать, что каждую работу нужно доводить до конца;

Уметь работать в коллективе;

Участвовать в трудовых акциях.

III уровень:

Знать различные профессии;

Понимать, что, выполняя работу, нужно стремиться к творчеству, нестандартному ее выполнению;

Уметь работать над проектами;

Выражать свою личность в различных видах творчества, стараюсь быть полезным людям.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

Национальные ценности: природа, личность, искусство и литература:

I уровень:

Знать какие деревья, кустарники и цветы растут возле школы;

Понимать для чего они;

Ухаживать за цветами;

Рисовать плакаты о сохранности природы.

II уровень:

Знать растения, которые надо охранять;

Понимать необходимость сохранности красоты природы;

Уметь вырастить рассаду для школьной клумбы и дома;

Ухаживать за домашним цветником (или клумбой у дома), школы.

III уровень:

Знать лекарственные растения;

Понимать, что загрязнение природы вредно для здоровья;

уметь с помощью слова убедить заботиться о природе;

Добровольно участвовать в экологических акциях

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

Национальные ценности: семья, личность, наука

I уровень:

Знать правила личной гигиены, основы правил дорожного движения, безопасный путь до школы;

Понимать важность занятия физкультурой для здоровья;

Уметь делать утреннюю зарядку, могу сам дойти до школы;

Соблюдать режим дня и правила личной гигиены и ПДД.

 II уровень:

Знать основы правильного питания,

Перечислить факторы, которые вредят моему здоровью и здоровью моих близких;

Могу сказать «нет»;

Вести подвижный образ жизни.

III уровень:

Знать значение слов «физическое состояние», «настроение человека»;

Понимать зачем нужно человеку правильно питаться;

Уметь приготовить завтрак для себя и своих родных;

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представления об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Национальные ценности: искусство и литература, человечество

I уровень:

Знать правила поведения в общественных местах (библиотеки, театре, музее, кино);

Понимать значение слов «опрятный вид», «некрасивый поступок», «книга – лучший друг».

Уметь проявлять чувства (восторг, радость и т.д.): соблюдаю режим дня, правила

Посещать музеи, библиотеки, театры

II уровень:

Знать сказки, стихи, песни;

Понимать значение слов «дарить красоту»;

Уметь самостоятельно читать книги, участвовать в концерте;

Самостоятельно украсить класс, дом; участник праздника

III уровень:

Знать памятники культуры в городе;

Понимать, что надо их беречь;

Уметь рассказать о некоторых из них;

Проводить заочное путешествие для подшефного класса

2.2. Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате реализации программы.

Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – целенаправленное управление развитием личности. Следовательно, воспитательная цель – развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.

Нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника

·                  Любящий свой народ, свой край и свою Родину;

·                  Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

·                  Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

·                  Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

·                  Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

·                  Доброжелательный, умеющий слышать и слушать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

·                  Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

 

2.3. Формы подведения итогов

Формы подведения итогов реализации данной программы являются:

·        Участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского);

·        Участие в социальных акциях;

·        Создание и реализация социальных проектов.

2.4. Система контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки планируемых результатов освоения программы.

Эффективность рассматривается рядом исследователей как мера результативности, действенности, как характеристика деятельности по степени приближения к заданной цели. С общедидактической точки зрения эффективность – это показатель того, как в процессе педагогической деятельности конкретные результаты преобразуются в социально – значимые (С.И.Архангельский. Лекции по теории обучения в высшей школе, М., 1974 с.9) Таким образом, можно говорить об эффективности усвоения программы, если наблюдается положительная динамика в критериях и показателях.

Методика П.П. Капустина «Критерии оценки и показатели воспитанности ученика или качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха» (Приложение 1) ориентирована на такую оценку эффективности деятельности, которая выступает как оценка достижения запланированных результатов и сравнение их в динамике, анкета «Как определить уровень воспитанности» (Приложение 2).

3. Тематическое планирование 1-4 класс

 

Название разделов

Теоретические занятии

Практические занятия

всего

«Моя школа – моя судьба»

1

1

1

-

3

3

3

4

16

«Страницы истории родного города»

2

1

-

1

2

3

4

3

16

«Семь + я»

1

1

1

1

3

3

3

3

16

«Город будущего»

1

2

1

-

3

2

3

4

16

«Культурное наследие»

1

2

1

1

3

2

3

2

16

«Старшее поколение»

2

2

2

1

2

2

2

3

16

«Мы – будущее нашего города»

1

1

1

1

3

3

3

3

16

«В гармонии с природой»

1

1

1

1

3

3

3

3

16

«С любовью к городу»

1

2

2

1

3

2

2

3

16

итого

11

13

10

8

25

23

26

28

144

 

4. Содержание программы

Программа состоит из 9 тематических блоков:

1.      Сентябрь - "Моя школа - моя судьба".

2.      Октябрь - "Страницы истории родного города".

3.      Ноябрь - "Семь + я".

4.             Декабрь - "Город будущего".

5.             Январь - "Культурное наследие".

6.             Февраль - "Старшее поколение".

7.      Март - "Мы - будущее нашего города".

8.             Апрель - "В гармонии с природой".

9.             Май - "С любовью к городу".

 

«Моя школа - моя судьба»

Права и обязанности школьника. Взаимоотношения в классе. Классное собрание. Изучение истории школы. Знакомство с биографиями знаменитых выпускников школы. Бережное отношение к книгам и школьным принадлежностям.

Практические занятия: экскурсии, конкурсы, игра – путешествие, разработка правил классного сообщества, выпуск газет, подготовка тем для коллективных проектов.

 

«Страницы истории родного города»

Добрые дела. Изучение плана города. Что я знаю о своем районе, городе? Улица, на которой я живу. История улиц района. Правила поведения в общественных местах. «Осенняя неделя добра»

Практические занятия: экскурсии, конкурсы, встречи со старожилами, фотоконкурсы, викторины, составление безопасного маршрута от школы до дома, заочные путешествия, презентация классного коллектива.

 

«Семь + я»

Семейные традиции. Мои родители. Моя родословная. Мое имя. Что оно означает? Мои обязанности в семье. Семейные праздники. Семейная библиотека. Профессии моих родителей.

Практические занятия: разучивание песен и стихов, конкурсы, спортивные состязания «Мама, папа, я – спортивная семья», «За нами не угнаться», чтение рассказов, посещение библиотеки для семейного чтения, презентация семейных альбомов, разучивание игр, праздники семейного отдыха, выпуск газет, изготовление поделок.

 

«Город будущего»

Мечты о школе, о городе будущего. Что такое хорошо и что такое плохо? Знакомство с понятиями «проект», «архитектура». Новостройки города. Знакомство с различными профессиями.

Практические занятия: экскурсии, выставки, создание и реализация социальных проектов, конкурсы, участие в конференциях, игра – путешествие, беседы, встречи с интересными людьми, викторины.

 

«Культурное наследие»

Образ района, города, России в художественной литературе, изобразительном искусстве, Культурные учреждения города. Их история. Совместный отдых с родителями.

Практические занятия: экскурсии, прогулки, посещение театров, музеев, Дома художников, встречи с поэтами, художниками, литературные и музыкальные гостиные, выставки, викторины.

 

«Старшее поколение»

История страны. История вооруженных сил. Виды и роль войск. Боевые знамена. Личные качества воина – защитника. Ордена и медали. Символика, участие в социальном проекте «Вахта памяти».

Практические занятия: чтение рассказов о народных героях, чтение Книги памяти, поисковая работа, экскурсии в музей боевой славы, встречи с ветеранами войн и офицерами вооруженных сил, концерты, митинги, шефство над памятниками.

 

«Мы - будущее нашего города»

Что такое сам? Кем я хочу быть? Правила организации и проведения классного собрания. Дежурство в классе, школе. Мое хобби. Мои увлечения. Портфолио. «Весенняя неделя добра»

Практические занятия: чтение книги «Тимур и его команда», посещение учреждений дополнительного образования, разучивание игр для развлечений, пользы дела, выставки детских достижений, фестивали «Мир моих увлечений», «Юные дарования», персональные выставки детей.

 

«В гармонии с природой»

Природа родного города. Красная книга России и ХМАО-Югры. Походы и путешествия. Правила поведения на природе. Охрана природы. Первая помощь.

Практические занятия: работа с источниками в библиотеке, походы выходного дня, конкурсы, выпуск листовок, обращений, чтение стихов, прослушивание музыкальных произведений, участие в акциях.

 

«С любовью к городу»

Памятники города. Безопасность в городе. Правила поведения на улице. День Победы, участие семей воспитанников в «Бессмертном полку» города Когалыма. Местные умельцы и самородки.

Практические занятия: конкурсы, посещение музея, разведение комнатных растений, ухаживание за растениями для школьной клумбы, мастер – классы, создание сборника стихов и рассказов о городе, мини – проекты, поделки, участие в акциях.

 

 

 

 

 

5. Список литературы

1.      Батурина Г.И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях: методический материал / Г.И. Батурина, К. Л. Лисова, Г. Ф. Суворова. - М.: Народное образование, 2002. 

2.      Классный руководитель и воспитание школьников: методические материалы по реализации программы «С любовью к городу»: часть 1. 1 – 4 класс /под общей редакцией Кукченко Т.М. – Кемерово: МОУ ДПО «Научный методический центр», 2008. – 204 с.

3.      Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности / Л.Д. Короткова // Начальная школа. - 2007.

4.      Леонова Н.А. Младший школьник: опыт нравственного поведения: Формирование нравственной компетентности младших школьников / Н.А. Леонова // Начальная школа. - 2010. - N 5. - c.22-26

5.      Соколова И.И. Формирование ценностных ориентаций личности младшего школьника: методический материал / И.И. Соколова // Начальная школа. - 2007. - N 6. - с.82-85

6.      Сухолет, И.Н Вопросы духовной культуры в школьном обществознании/ И.Н.Сухолет -М.: Школьная пресса, 2003.

7.      Три ступени к демократии: гражданское образование учащихся общеобразовательных учреждений России // Граждановедение: приложение к «Учительской газете» -2003№7.

8.      Шемшурина А.И. Программа нравственно-этического воспитания школьников в работе классного руководителя / А.И.Шемшурина // Этическое воспитание. -2006-№2

9.      Шемшурина А.И. Нравственное воспитание школьников: методические рекомендации / А.И.Шемшурина // Этическое воспитание.-2005-№1

10. Яковлев, Ю.Я. Ваши права, дети / / Ю.Я. Яковлев.-М.: 2002.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozheniya_k_programme_s_lyubovyu_k_gorodu.docx28.87 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Мониторинг диагностики уровня воспитанности.

    Методика П.П. Капустина «Критерии оценки и показатели воспитанности ученика или качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха»

1-2-е классы

Я оцениваю себя

вместе с родителями

Меня оценивает

учитель

Итоговые оценки

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:

* мне интересно учиться

* я люблю мечтать

* мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

* мне нравится выполнять домашние задания

* я стремлюсь получить хорошие отметки

2. ТРУДОЛЮБИЕ:

* я старателен в учебе

* я внимателен

* я помогаю другим в делах и сам обра-

щаюсь за помощью

* мне нравится помогать родителям, выполнять домашнюю работу

* мне нравится дежурство в школе

3. БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:

* к земле

* к растениям

* к животным

* к природе

4. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ

* я выполняю правила для учащихся

* я добр в отношениях с людьми

* я участвую в делах класса и школы

5. КРАСИВОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:

* я аккуратен в делах

* я опрятен в одежде

* мне нравится все красивое вокруг меня

* я вежлив в отношениях с людьми

6. КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ:

* я управляю собой

* я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой

* у меня нет вредных привычек

                      Оценка результатов проводится по 5-бальной системе:

5 – всегда                                                      По каждому качеству (критерию) -

4 – часто                                                        одна среднеарифметическая оценка.

3 – редко                                                В результате каждый ученик имеет 6 оценок.

2 - никогда

  1. у меня другая позиция

Затем 6 оценок складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным определителем уровня воспитанности. Средний балл: 5 – 4, 5 – высокий уровень, 4, 4 – 4 – хороший уровень,

3, 9 – 2,9 – средний уровень, 2,8 – 2 – низкий уровень.

Классному руководителю 1-2-х классов

Сводный лист данных изучения уровня воспитанности

учащихся ______ класса

№ п/п

Фамилия, имя

Любозна-тель-ность

Тру-долю-бие

Бережное от ноше ние к при-роде

Мое отношение к шко-ле

Красивое в моей жиз-ни

Как я отношусь к себе

Средний балл

Уро-вень воспи танности

В классе _______ учеников

                         ___________ имеют высокий уровень воспитанности (в)

                         ___________ имеют хороший уровень воспитанности (х)

                         ___________ имеют средний уровень воспитанности (с)

                         ___________ имеют низкий уровень воспитанности (н)

Дата ________________                 Классный руководитель _____________________

3-4-е классы

Я оцениваю себя

вместе с родителями

Меня оценивает

учитель

Итоговые оценки

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:

* мне интересно учиться

* я всегда выполняю домашнее задание

* я люблю читать

* мне интересно находить ответы на не-

понятные вопросы

*я стремлюсь получать хорошие отметки

2. ПРИЛЕЖАНИЕ:

* я старателен в учебе

* я внимателен

* я самостоятелен

* я помогаю другим и сам обращаюсь за помощью

* мне нравится самообслуживание в школе и дома

3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ

* я берегу землю

* я берегу растения

* я берегу животных

* я берегу природу

4. Я И ШКОЛА

* я выполняю правила для учащихся

* я выполняю правила внутришкольной жизни

* я участвую в делах класса и школы

* я добр в отношениях с людьми

* я справедлив в отношениях с людьми

5. ПРЕКРАСНОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ

* я аккуратен и опрятен

* я соблюдаю культуру поведения

* я забочусь о здоровье

* я умею правильно распределять время учебы и отдыха

* у меня нет вредных привычек

Оценка результатов проводится по 5-бальной системе:

5 – всегда                                                По каждому качеству (критерию) выводиться

4 – часто                                                 одна среднеарифметическая оценка.

3 – редко                                                 В результате каждый ученик имеет 6 оценок.

2 - никогда

  1. у меня другая позиция

Затем 6 оценок складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным определителем уровня воспитанности. Средний балл: 5 – 4, 5 – высокий уровень, 4, 4 – 4 – хороший уровень,

3, 9 – 2,9 – средний уровень, 2,8 – 2 – низкий уровень.

Классному руководителю 3-4-х классов

Сводный лист данных изучения уровня воспитанности

учащихся ______ класса

№ п/п

Фамилия, имя

Любозна

тель

ность

Прилежание

Отношение к при роде

Я и школа

Прек

рас

ное в моей жизни

Сред ний балл

Уро вень воспи танно сти

В классе _______ учеников

                         ___________ имеют высокий уровень воспитанности (в)

                         ___________ имеют хороший уровень воспитанности (х)

                         ___________ имеют средний уровень воспитанности (с)

                         ___________ имеют низкий уровень воспитанности (н)

Дата ________________                 Классный руководитель ___________________

Приложение 2.

"Как определить уровень воспитанности" (анкета)

Анкета ученика (цы)_________ класса ___________________________________________

Долг и ответственность

1

Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше.

4

3

2

1

0

2

Вношу предложения по совершенствованию работы класса.

4

3

2

1

0

3

Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.

4

3

2

1

0

4

Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.

4

3

2

1

0

Бережливость

1

Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами.

4

3

2

1

0

2

Бережно отношусь к школьной мебели (не рисую, не черчу на партах.

4

3

2

1

0

3

Бережно отношусь к своей одежде (слежу за чистотой и опрятностью).

4

3

2

1

0

4

Экономлю природные ресурсы (электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,).

4

3

2

1

0

Дисциплинированность

1

Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы.

4

3

2

1

0

2

Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя.

4

3

2

1

0

3

Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе ( в школе).

4

3

2

1

0

4

Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса.

4

3

2

1

0

Ответственное отношение к учебе

1

Прихожу в школу с выполненным домашним заданием.

4

3

2

1

0

2

При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых.

4

3

2

1

0

3

Использую дополнительную литературу (пользуюсь средствами Интернета).

4

3

2

1

0

4

Аккуратен, исполнителен, точен.

4

3

2

1

0

Отношение к общественному труду

1

Своевременно и точно выполняю порученные мне задания.

4

3

2

1

0

2

Принимаю участие в трудовых рейдах (уборке класса, школы, пришкольного участка, сборе макулатуры).

4

3

2

1

0

3

Выполняю трудовые поручения родителей.

4

3

2

1

0

4

Добросовестно выполняю все поручения.

4

3

2

1

0

Коллективизм, чувство товарищества

1

Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам.

4

3

2

1

0

2

Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях.

4

3

2

1

0

3

Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых.

4

3

2

1

0

4

Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

4

3

2

1

0

Доброта и отзывчивость

1

Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними.

4

3

2

1

0

2

Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим.

4

3

2

1

0

3

Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим.

4

3

2

1

0

4

Ко мне всегда можно обратиться за помощью.

4

3

2

1

0

Честность и справедливость

1

Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки.

4

3

2

1

0

2

Честно сознаюсь, если что-то натворил.

4

3

2

1

0

3

Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре.

4

3

2

1

0

4

Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом.

4

3

2

1

0

Простота и скромность

1

Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей.

4

3

2

1

0

2

Понимаю, что человека уважают не за деньги.

4

3

2

1

0

3

Иногда люблю похвастаться.

4

3

2

1

0

4

Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности

4

3

2

1

0

Культурный уровень

1

Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц.

4

3

2

1

0

2

Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы (из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую.

4

3

2

1

0

3

Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно.

4

3

2

1

0

4

Соблюдаю правила поведения в общественных местах (в том числе транспорте)

4

3

2

1

0

Расчет делать по каждому пункту.

Детям сказать: “Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале. (расшифровка дана на доске)”

  • “0” - всегда нет или никогда.
  • “1” - очень редко, чаще случайно.
  • “2” - чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.
  • “3” - чаще да, чем нет, иногда забываю.
  • “4” - всегда да, постоянно.

Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 (максимальное кол-во баллов) (3+4+3+4)/16

Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 9. (1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/9

  • До 0,5 – низкий уровень воспитанности
  • 0,6- уровень воспитанности ниже среднего
  • 0,7 -0,8 средний уровень воспитанности
  • До 0,9 уровень воспитанности выше среднего
  • 1- высокий уровень воспитанности

Затем складываются показатели каждого ученика и делятся на количество учащихся, получаем уровень воспитанности класса. (от учеников).

Учителя предметники оценивают учеников класса без вспомогательных вопросов по 9 пунктам по 5-балльной шкале.

Так же оценивают родители.

Затем показатели сравниваются и делаются выводы.

Уровни воспитанности из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой и др.

  • Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулам и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.
  • Средний уровень: свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.
  • Хороший уровень: положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.
  • Высокий уровень: устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.