Методические разработки

Лобарева Елена Викторовна

Реализация эффективного взаимодействия учителя - логопеда и всех остальных участников корекционной работы в группах компенсирующей направленности в системе сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

(МАДОУ д/с «Алёнка»)

Развитие связной речи

у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством технологии «синквейн»

(методическое пособие)

                       

                                                                                             Лобарева Елена Викторовна,

Учитель – логопед

г. Советский

2022 г.

Содержание

Наименование

стр.

Введение

3

I

 Основные подходы к развитию связной речи дошкольников

4

II

 Проблемы развития связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи

7

III

Технология синквейн, как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста

9

IV

Содержание работы по развитие связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством технологии «синквейн»

10

Введение

Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, даже в ежедневной обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования образовательная область «Речевое развитие» является одной из важных.  Речь, является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской.

 Количество детей с речевой патологией в последнее время неуклонно растет. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведения и социализацию ребенка в обществе.

Характеризуя  связную  речь  детей  с  ОНР,  отметим,  что  нарушение связной  речи  –  один  из  симптомов  общего  недоразвития  речи.  У  детей  I уровня  речевого  развития  связной  речи  нет,  имеются  отдельные  лепетные слова, которые в разных случаях имеют в разное значение и сопровождаются  мимикой  и  жестами.  Вне  ситуации  такая  речь  не  понятна  окружающим.

Недостаточность речи детей  II  уровня проявляется  во  всех  ее компонентах.  Дети  пользуются  простыми  предложениями  из  2-3  слов,  могут  ответить  на вопросы  по  картинке,  на  которой  изображены  члены  семьи,  события окружающей  жизни.  

III  уровень  речевого  развития  предполагает  наличие развернутой  фразы,  однако  связная  речь  сформирована  недостаточно. Ограниченный  словарный  запас,  одинаково  звучащие  слова,  которым придается  то  или  иное  значение  в  зависимости  от  ситуации,  делает  речь детей бедной и стереотипной. При пересказе текстов дети с ОНР ошибаются в  логической  последовательности  событий,  пропускают  отдельные  звенья, «теряют»  действующих  лиц.  Рассказ-описание  малодоступен  для  них. Отмечаются  значительные  трудности  при  описании  игрушки  или  предмета по  плану,  данному  логопедом.  Дети  подменяют  рассказ  перечислением отдельных  признаков  или  частей  объекта,  при  этом  нарушают  всякую связность:  не  завершают  начатое,  возвращаются  к  ранее  сказанному. Творческое  рассказывание  детям  с  ОНР  дается  с  большим  трудом.  Они испытывают  серьезные  затруднения  в  определении  замысла  рассказа,  в изложении  последовательного  развития  сюжета.  Выполнение  творческого задания подменяется пересказом знакомого текста. Экспрессивная речь детей может  служить  средством  общения,  если  со  стороны  взрослых  оказывается помощь  в  виде  вопросов,  подсказок,  суждений.  В  редких  случаях  дети бывают инициаторами общения, они не обращаются с вопросами к взрослым, игровые ситуации не сопровождаются рассказом. Все это тормозит процесс развития связной речи.

Многие  ученые  в области логопедии достоверно подтверждают следующие положения: у детей с  ОНР  значительно  хуже,  чем  у  сверстников  с  нормальной  речью, сформированы  зрительное  восприятие,  пространственные  представления, внимание и память.  Это приводит к стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей и создаются серьезные проблемы на пути  их  развития  и  обучения.  У  таких детей  отмечается  недостаточная координация  движений  во  всех  видах  моторики  —  общей,  мимической, мелкой и артикуляционной.

В коррекционной работе по развитию связной речи детей используются разнообразные технологии (мнемотаблицы,  театрализованный пересказ, синквейн, пересказ с опорой на серии сюжетных картинок; пересказ по сюжетной картинке; рассказ по серии сюжетных картинок; рассказ по сюжетной картине и мн.др.)

Для того, чтобы вызвать интерес у детей с ТНР к связной передаче текста необходима наглядная опора.

Примером такого зрительного образца может быть схема, предложенная логопедом, представленная на рисунке 1.

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/21/s_5ba4eff63ad4a/954279_1.jpeg

Рис. 1. Схема для составления синквейна

Дидактическая технология «синквейн» способствует творческому самовыражению, обогащению словарного запаса, является инструментом для синтеза и обобщения информации, замечательной базой для подготовки к пересказу.

Само слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».

Технология «синквейн» является одним из эффективных, интересных методов,  который позволяет активизировать познавательную деятельность и является средством развития связной речи.

 Цель: развитие связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи через составления рассказов с применением технологии «синквейн».

Задачи:

  1. Развивать связную речь дошкольников, добиться умения выделять главную мысль текста, и выражать свои мысли.
  2. Познакомить дошкольников со словами–понятиями: «слово–предмет», «слово–определение», «слово–действие», «слово–ассоциация», «предложение», введение символов этих слов.
  3. Развивать коммуникативно – речевую функции; просодической стороны речи (интонационно-выразительная окраска речи);
  4. Формировать  умения и совершенствование навыка составления технологии «синквейн»  на разные темы: о природе, о картине и литературном герое, о маме и папе, о настроении и многое другое.
  5. Развивать умение работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;  творческие  способности детей, составлять схемы и воспроизводить их.
  6. Развивать  интерес, мотивацию к изучению нового, неизвестного в окружающем мире.

Предполагаемый  результат:  

Предполагается, что у детей к выпуску в школу сформируются понятия: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение»;  сформируются умения выделять главную мысль текста, а также выражать свои мысли, умение работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Сформируется мотивация к изучению нового, неизвестного в окружающем мире.

  1. Основные подходы к развитию связной речи дошкольников

Связная речь – форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень не только речевого, но и умственного развития ребенка. Развитие связной речи имеет большое значение для формирования личности ребенка, его социализации, во многом определяет успешность на начальном этапе обучения в школе.

В современное время значительное место в досуге дошкольников занимают экранные средства (просмотр телевизионных программ, компьютерные игры), что снижает речевую активность детей, отрицательно влияет на формирование связной речи, навыков общения. В связи с этим возрастает важность эффективного решения задач развития связной речи в условиях дошкольного образовательного учреждения. Развитие связной речи одна из актуальных тем. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности, как контекстная, описательно-повествовательная речь, так как психологически она считается более сложной, чем разговорно-обиходная речь.

Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Вопросы методики развития связной речи дошкольников нашли отражение в многочисленных педагогических исследованиях (А. М. Леушиной, Э.П. Коротковой, Л.В. Ворошниной, Е.М. Струниной, А.Г. Арушановой, О.С. Ушаковой и др.). В них определены задачи, содержание, формы и методы работы по развитию связной монологической и диалогической речи на разных возрастных этапах. Отличительной особенностью современного состояния методики развития связной речи является сочетание традиционных и инновационных технологий.

Как же происходит развитие связной речи ребёнка в онтогенезе?

Простейшая форма связной речи - диалогическая речь - развивается у ребёнка на 3м году жизни. Он участвует в диалоге, сначала отвечая на вопросы взрослого однословно, потом постепенно расширяя свои ответы. К трём годам у ребёнка начинает развитие монологической речи. Он может рассказать, куда ходил с мамой, что видел, что делал в детском саду. Ребёнок с удовольствием слушает чтение сказок, рассказывает известные и любимые ему сказки вместе с мамой, рассматривает иллюстрации, договаривает отдельные слова в коротких, знакомых стихотворениях (А. Барто «Игрушки»).

Дошкольник четвёртого года жизни овладевает диалогической формой речи. Часто выступает инициатором общения. Может составить описательный рассказ об игрушке, по опорной схеме, с помощью взрослого — составить рассказ по серии картинок, или по простой сюжетной картинке. Рассказывает небольшие стихи и хорошо знакомые сказки. Этот возраст называют возрастом «почемучек».

Ребёнок пятого года жизни использует разные формы общения (Диалогическую и монологическую речь, ситуативную и конкретную речь). По по-прежнему задаёт много вопросов. Дошкольник этого возраста пересказывает хорошо знакомую сказку, или только что прочитанный небольшой рассказ, составляет рассказ по серии сюжетных картинок из 3-4 предложений. Рассказывает любимые стихи.

Ребёнок шестого года жизни уверенно владеет диалогической и монологической формами речи. У него сформированы навыки близкого к тексту и краткого пересказа. Может составить рассказ по серии картинок по предложенному взрослым плану. Нет проблем в общении со сверстниками и взрослыми.

Ребёнок седьмого года жизни овладеет развёрнутой фразовой речью, основными формами внутренней речи – внешней устной и внутренней, диалогической и монологической. Он владеет пересказом. Доступно составление рассказа по серии картинок. По сюжетной картинке, из личного опыта, творческий рассказ. Выразительно рассказывает стихи.

Рассмотрим подробнее некоторые авторские методики развития связной речи:

Н.В. Нищева предлагает работу над связной речью по онтогенетическому принципу и начинать ее с развития диалогической речи.

Диалогическая речь наиболее простая форма устной речи, которая служит для общения людей. Диалог состоит из отдельных реплик и поддерживается собеседником, что позволяет опускать некоторые элементы развёрнутого высказывания, использовать стереотипные разговорные конструкции. Развитие диалогической речи находится в тесной связи с развитием, памяти, внимания, мышления, формирования словаря и грамматического строя речи, таких качеств как общительность, вежливость. Работая над формирование диалогической речи самых маленьких дошкольников, можно разыгрывать перед ними диалоги в настольном, кукольном, пальчиковом, плоскостном, театре между зверюшками, сказочными персонажами. Также стихотворные диалоги, например, диалоги - дразнилок, использование такого приёма, как беседа.

Следующий этап развитие монологической речи, обучению рассказыванию.

В методической литературе принято выделять следующие виды рассказывания:

Рассказывание по восприятию (рассказы-описания о предметах и объектах, сравнительные и объяснительные описательные рассказы, сюжетные рассказы, рассказы по сериям картинок, пересказ);

Рассказывание по памяти (из личного или коллективного опыта детей);

Творческое рассказывание (рассказывание по воображению).

Рассказывание по восприятию – достаточно сложный вид речевого деятельности, самостоятельное изложение. Этот вид рассказа оказывает стимулирующее влияние на развитие ребёнка, способствует развитию сенсорики, воображения, мышления.

В обучении рассказыванию применяются такие приёмы, как образец рассказа, частичный образец, разбор образца рассказа, план рассказа, воспроизведение плана детьми, коллективный разбор плана, коллективное составление рассказа, составление рассказа по частям, окончание детьми рассказа, начатого педагогом, оценка детских рассказов.

В детском саду детей учат составлять описательные (сравнительные, объяснительные) и сюжетные рассказы.

Описание представляет собой рассказ о каком-либо предмете, объекте, явлении и его признаках. Сначала называются предмет или объект, перечисляются его признаки, оставляющие части и в заключении рассказывается о применении и назначении предмета.

Сюжетный рассказ- это изложение событий, происходящих в определенной последовательности с определённым героем. Такой рассказ начинается с называния героя, описания его внешнего вида. Затем следует изложение событий. И, наконец, следует окончание рассказа.

Для обучения рассказыванию широко используется рассказ по серии картинок и по картине. Для обучения используются следующие приёмы: вопросы, беседа, образец рассказа, частичный образец, план рассказа, коллективный рассказ, составление рассказа по частям, подсказки и тд. При работе с серией картинок или картиной очень важным является осмысление детьми общего содержания картины или серии картин, целостное и взволнованное восприятие.

Не менее важную роль для формирования связной речи играет обучение пересказу. Пересказ является сравнительно простым видом речевой деятельности и представляет собой связное воспроизведение прослушанного текста. Пересказывая ребёнок может излагать содержание близко к тексту, или, осмысливая текст, передавать его более свободно. На занятиях по пересказу уточняются словарь детей и звукопроизношение, развиваются речевой слух, внимание, память, мышление, восприятия чувства языка, формирует интерес к тому, как следует излагать мысли. Правильно подобранные тексты для пересказа оказывают эмоциональное, нравственное, воздействие на детей.

Обучение рассказыванию по памяти начинается в старшей группе, не раньше второго полугодия. К этому времени достигают определенного уровня память, мышление, связная речь дошкольника. Дети учатся запоминать яркие события их жизни, обобщать, делать выводы, рассуждать. При обучении детей рассказыванию по памяти используются такие приёмы, как демонстрация наглядного материала, беседа, вопросы, окончание детьми рассказа, начатого педагогом, указания, оценка работы детей.

Рассказыванию по воображению является самым сложным, поэтому используется он в подготовительной к школе группе.

Одним из возможных вариантов при обучении детей рассказыванию по воображению является завершение детьми рассказа начатого педагогом, т.к. придумыванием начала рассказа является самым сложным для детей. Педагог начинает рассказ. Далее педагог подключает к работе детей и даёт им задания. Даёт примерный план работы.

Т.А. Ткаченко предлагает методику формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Она выделяет два основных средства, облегчающих и направляющих процесс становления у ребёнка развёрнутого смыслового высказывания:

В методике используются упражнения, которые располагаются в порядке возрастающей сложности с постепенным убыванием наглядности и «свёртыванием» плана высказывания.

Т.А. Ткаченко предлагает следующий порядок работы по развитию связной речи.

Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию. Здесь наглядность представлена максимально: в виде предметов, объектов и действий с ними, непосредственно наблюдаемых детьми. Планом высказывания служит порядок действий, производимых на глазах детей. Необходимые речевые средства детям дает образец рассказа логопеда.

Составление рассказа по следам продемонстрированного действия. Наглядность и план высказывания аналогичны используемым на предыдущем этапе; усложнение достигается за счет отсутствия образца рассказа, что, кроме того, позволяет разнообразить лексическое и грамматическое наполнение связной речи.

Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа. В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками; план рассказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно выставляемых на фланелеграфе.

Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображенными на сюжетных картинах; их последовательность служит одновременно планом высказывания; образец рассказа логопеда дает детям необходимые речевые средства.

Составление рассказа по серии сюжетных картин. Наглядность и план высказывания обеспечиваются теми же средствами, что и на предыдущем этапе; усложнение достигается за счёт отсутствия образца рассказа логопеда. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины. Наглядность уменьшена за счёт отсутствия видимой динамики событий: дети наблюдают, как правило, конечный этап действий; моделирование плана рассказа достигается путем использования образца логопеда и его вопросного плана.

Составление рассказа по одной сюжетной картине. Отсутствие образца еще более усложняет задачу по составлению связного высказывания. На этом этапе создаются предпосылки и возможно начало работы над творческим рассказыванием.

Сравнение предметов и объектов с помощью вспомогательных средств (схем для составления описательных и сравнительных рассказов).

Описание предметов и объектов с помощью вспомогательных средств.

Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева при работе по развитию связной речи рекомендуют следующие направления: обогащение словарного запаса; обучение составления пересказа и придумывание рассказов; разучивание стихотворений, отгадывание загадок.

  1. Проблемы развития связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи

Проблема развития связной речи раскрываются в трудах отечественных психологов и педагогов А.В. Запорожца, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, Н.Н. Поддъякова, М. И. Лисиной, А.М. Леушиной, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, В.С. Мухиной и др.

Проведя анализ лингвистических исследований М.М.Алексеева, В.И. Яшина отмечают, что развитие связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребёнком отдельных слов и синтаксических конструкций.

Связная речь вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, его звуковым строением, словарным составом, грамматическим строем.

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединённые законченные отрезки. Она обеспечивает общение и взаимопонимание людей – результат общего развития речи. Построение фраз уже свидетельствует о том, что ребёнок уже начинает устанавливать связи между предметами, соподчинять одни явления другим. А.М. Леушина провела специальное исследование развития связной речи у детей дошкольного возраста. Ею было установлено, что у одних и тех же детей их речь может быть то более ситуативной, то более контекстной. По мысли автора ситуативная речь не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Содержание её понятно собеседнику только при учёте им той ситуации, о которой рассказывает ребёнок, а также при учёте им жестов, движений, мимики, интонаций и т.д.

Контекстная речь характеризуется тем, что её содержание раскрывается в самом контексте и тем самым становится понятным для слушателя, вне зависимости от учёта им той или иной ситуации. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

Диалог – беседа нескольких людей не меньше двух. Цель беседы – спросить о чём-то и вызвать ответ, пробудить интерес к какому-то действию. Диалог по стилю в основном разговорная речь. «Разговорная речь» состоит из взаимных реакций двух общающихся между собой индивидов, определяемых ситуацией или высказыванием собеседника. Диалог – это в сущности цепь реплик.

Монолог – связная речь одного лица. Цель монолога – сообщить о каких-то фактах. Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не 10 рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, она более развёрнута. В монологе необходима внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном.

По данным О.А. Нечаевой для монолога характерны: литературная лексика; развёрнутость высказывания; законченность; логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развёрнутая система связующих элементов), связность монолога одним говорящим. Монологическая речь, по мнению А.А. Леонтьева, стимулируется внутренними мотивами, её содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Она является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания. Говоря о монологической речи, имеется в виду формирование связного высказывания или, по определению лингвистов, умение создавать текст. Чтобы организовать работу с детьми по формированию монологической речи, педагогам необходимо руководствоваться данными современной лингвистики текста.

Общепринятого определения понятия «текст» в лингвисте пока не существует, однако, чаще всего ссылаются на определение, данное автором научных работ по лексикологии, стилистике, общему языкознанию И.Р. Гальпериным: «Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, состоящее из 11 названия (заголовка), ряда особых единиц (слов, словосочетаний, предложений, абзац), объединенных разными типами связей (лексической, грамматической, стилистической, логической), имеющее определенную целенаправленность и установку».

Текст называется речевым произведением, если он обладает соответствующими признаками. Все признаки речевого произведения взаимосвязаны между собой. Выделяются следующие основные признаки речевого произведения: целостность (единство темы, соответствие всех микротем главной мысли); структурное оформление (начало, середина, конец); связность (логические связи между предложениями и частями монолога); объём высказывания; плавность (отсутствие длительных пауз в процессе рассказывания). Всякое связное монологическое высказывание характеризуется рядом признаков. В процессе речи человеку приходится говорить то о последовательно сменяющих друг друга действиях, то о признаках предметов, месте, состояний окружающей среды или человека, то о причинах или следствиях тех или иных свойств, явлений, то о своей оценке чего-либо.

 Связная монологическая форма речи используется при описании чеголибо, при повествовании или рассуждении. Отличие этой формы речи от диалогической определяется характером логической связи предложений внутри контекста. По данным О.А. Нечаевой существует три типа монологической речи: описание, повествование, рассуждение:  описанием называется сообщение о фактах существующих одновременно;  сообщение о фактах, находящихся в причинно-следственных отношениях, называется рассуждением.  повествование – это тип речи, выражающей сообщение о развивающих действиях и состояниях, которые происходят в разное время, но связаны между собою, зависимы друг от друга.  Н.А.Стародубова отмечает, что тип речи зависит от характера объекта речи, от материала, о котором надо что-то сказать.

Если материалом речи являются последовательные действия, то речь будет повествовательной, если объект речи – предмет, признаки которого нужно словесно обозначить, то речь будет иметь описательный характер.

Если же объектом речи являются какие-то суждения, при сопоставлении которых можно прийти к определенным выводам, то это речь типа рассуждения. Вышеназванные типы речи могут встречаться в связных высказываниях дошкольников в смешанном виде, когда элемент описания или рассуждения включается в повествование и наоборот.

Повествование представляет собой ответ на вопросы: что? где? как? когда? Повествование характеризуется рядом признаков. Прежде всего, повествование отличается динамичностью, которая передается семантикой глаголов, видовременными формами глаголов со значением мгновенности, стремительности, наличием обстоятельственных слов со значением временной последовательности, союзов со значением чередования. Следующим признаком этого типа речи является наличие сюжета и действующих персонажей, может быть передан диалог. Повествование отличается структурой: текст начинается с экспозиции, которая знакомит со временем и местом события или действия. Затем следует завязка, после этого повествование продолжается развитием события и кульминацией, которая завершается развязкой. Для повествовательных рассказов также характерна цепная связь между предложениями.

О.В. Марьясова, изучая вопросы развития описательно повествовательной речи, отмечает, что данный тип разговорной речи психологически считается более сложным, чем разговорно-обиходный тип. Описательно-повествовательная речь отличается большей развернутостью, так как вводит слушателя в обстоятельства событий, способствует пониманию рассказа. Описательно-повествовательная речь требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию речи. Описательно повествовательная речь сложнее и в лингвистическом отношении. Для того чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные распространенные предложения, наиболее точный словарь. Основой для становления описательно-повествовательной является свободное владение словарем и грамматическим строем языка, умение устанавливать логические связи и отношения между частями текста, придерживаться плана повествования или описания. Описательно-повествовательная речь требует полного раскрытия содержания темы, соблюдения необходимой лексической точности, умение выделять главное в теме, сравнивать, сопоставлять, анализировать. Особенностью повествовательных рассказов детей дошкольного возраста является то, что этот тип речи, который в силу возрастной активности, деятельностного характера дошкольников, привлекает их больше других и чаще создается ими в речевой практике. Для достижения связности речи необходим ряд умений, а именно: умение понимать и осмыслять тему, определять её границы; отбирать необходимый материал; располагать материал в нужной последовательности; пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачам высказывания; строить речь преднамеренно и произвольно. Формирование вышеназванных умений поможет детям создавать высказывание, отвечающее требованиям хорошей речи.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности, носящую характер последовательного развернутого изложения, которая в дошкольном возрасте приобретает форму монологической, контекстной.

  1. Технология синквейн, как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста

История возникновения синквейна достаточно молода. Синквейн  возник в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В начале XX века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси, опиравшаяся на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хайку и танка. Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений Verse, изданное в 1915 году и несколько раз переиздававшееся. Крэпси считала эту форму наиболее сжатой из метрических форм английского стиха, способных существовать как единое целое.  В дальнейшем стал использоваться (с 1997 года и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Основная задача синквейна научиться мыслить максимально емко, при этом необходимо также уметь кратко и понятно выражать свои мысли.

Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

Дидактический синквейн нельзя рассматривать как самостоятельную технологию - она лишь часть, включаемая в логопедические технологии, отметила В.М. Акименко «Новые педагогические технологии», способствующая внести в работу новые способы взаимодействия педагога и ребёнка.

Н.Терентьева указывает, что слово синквейн происходит от французского “пять". Это нерифмованное стихотворение из пяти строк, которые строятся по правилам. Правила составления синквейна: первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею, вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль, третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы, четвертая строка -предложение из нескольких слов, показывающая отношение к теме, пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Н.Д.Душка в своей работе «Синквейн в работе по развитию речи», основной чертой синквейна выделяет его вариативность. Могут быть использованы такие варианты работы как: краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна); коррекция и совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить); полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексики.

Процедура составления технологии «синквейн» позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной. Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями коррекционной программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат, Акименко В.М. «Развивающие технологии в логопедии».

Практический этап работы над синквейном начинается в старшем дошкольной возрасте в конце лексической недели. На первых порах при составлении синквейна работу с детьми проводят фронтально, в парах, в малых группах и только затем – индивидуально. Для детей, не владеющих чтением, предлагается алгоритм с графическими схемами, по которому они создают свои устные сочинения, затем красиво их оформляют совместно с родителями и «читают их» в поэтическом кресле под музыку для всех детей.

  1. Содержание работы по развитию связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством технологии «синквейн»

      Синквейн - это стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами. Значение этой технологии в обогащении и активизации глагольного словаря, словаря прилагательных, о грамматическом оформлении фразы, о развитии ассоциативного и наглядно-образного мышления.

Цель технологии «Синквейн»: развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна с помощью символов, добиться умения выделять главную мысль текста, а также выражать свои мысли.

       Алгоритм составления синквейна 

Синквейн состоит из пяти строк, его форма напоминает елочку.

  • Первая строка – это заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет).
  • Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему.
  • Третья строка обычно состоит из трёх глаголов описывающих действия предмета.
  • Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
  • Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, синоним первого слова.

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова.

Условные обозначения слов для составления синквейна:

https://cf.ppt-online.org/files1/slide/g/gNOD7Uqbdl4AWneGs0zQIwCSuL6cmRTEKxhP8yoV5t/slide-5.jpg

Слово – живой предмет (кто?)

Слово – неживой предмет (что?)

Слово – определение (какая? какой? какое?)

Слово – действие (что делает?)

Предложение из четырех слов

Слово – ассоциация (синоним первого слова)

Эффективность синквейна в развитии образной речи дошкольника.

  1. Синквейн могут составить все.
  2. В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
  3. Синквейн является игровым приемом.
  4. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
  5. Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умение находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулировать свои высказывания.

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять его только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

Если составление вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами. Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса, и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием. Дети будут гордиться своими достижениями! 



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Советский»

«Педагогическая копилка»

Тема: «Новая форма работы с применением  технологии «Синквейн» в работе учителя – логопеда «Ладошки - синквейн»»

Учитель – логопед:

Лобарева Е.В.

г. Советский,

 2024 г.

Аннотация:

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Поэтому, использование технологии «синквейн» в коррекции ОНР детей, способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закрепляются навыки словообразования, формируется и совершенствуется умение использовать в речи различные по своему составу предложения, умение описывать предметы, составлять синквейн по предметным, сюжетным картинкам, по прослушанному рассказу или сказке.

Содержание.

  1. Введение…………………………………………………………………………

4

  1. Основная часть.…………………………………………………………………

6

  1. Заключение………………………………………………………………………

7

  1. Список использованных источников………………………………………….

8

  1. Приложение…………………………………………………………………….

9

  1. Введение

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования выделена, как самостоятельная образовательная область «Речевое развитие», включающая в себя обогащение активного словаря, развития связной грамматически правильной диалогической и монологической речи дошкольников.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

Изучив разнообразные методы и приемы по обогащению речи детей, я в своей практике пришла к выводу, что буду в своей  работе использовать  дидактическую технологию «синквейн»,  потому что считаю, что    данная технология,  способствует творческому самовыражению, обогащению словарного запаса, является инструментом  обобщения информации, замечательной базой для подготовки к пересказу.
           Работа над созданием нерифмованного стихотворения «синквейн» является одним из эффективных, интересных методов,  который позволяет активизировать познавательную деятельность и
является средством развития связной речи.

Само слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».

Значение этой технологии в обогащении и активизации глагольного словаря, словаря прилагательных, в грамматическом оформлении фразы, в  развитии ассоциативного и наглядно-образного мышления.

Синквейн состоит из пяти строк, его форма напоминает елочку.

https://cf.ppt-online.org/files1/slide/g/gNOD7Uqbdl4AWneGs0zQIwCSuL6cmRTEKxhP8yoV5t/slide-5.jpg

Первая строка – это заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет).

Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему.

Третья строка  состоит из трёх глаголов описывающих действия предмета.

Четвёртая строка – это  предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, синоним первого слова.

Составление синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

Актуальность  синквейна:

- Синквейн является игровым приемом.

- Синквейн могут составить все.

- это вид новой творческой речевой деятельности, основанной на развитии интеллектуальных  возможностях (так как необходимо запомнить алгоритм и следовать ему), а так же учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

- обогащает словарный запас;

-  является средством обучения краткому пересказу;

- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление);

- облегчает процесс усвоения понятий и их содержания;

- Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

  1. Основная часть

Работая с детьми по данной технологии третий год, в голову пришла мысль, что нужно как – то обновить работу в новом формате, вот и пришла такая мысль «Ладошки - синквейн»

Выглядит данное пособие  следующим образом: это детские ладошки, который состоят из 2х ладошек (правая и левая). Подобрав для себя самый оптимальный вариант ладошек, необходимо распечатать их  на белой бумаге, вырезать и заламинировать для многократного использования.

План работы с «Ладошками синквейн»

  1. Тыльная сторона левой ладони с изображением алгоритма составления «Синквейн»
  2. Внутренняя сторона левой ладони с изображением человечков «синквейн» расположенных на каждом пальце начиная с большого пальца.
  3. Внутренняя сторона правой  ладони чистая для зарисовки элементов, признаков, действий по теме «синквейн».
  4. Тыльная сторона правой  ладони чистая для зарисовки отгадок по теме «синквейн».

Детям предлагается на начальном этапе по тыльной стороне левой ладони с изображением алгоритма составления «Синквейн» рассказывать  о предмете, картине по теме «синквейна».

Затем ладони расскрываются, появляется внутренняя сторона левой ладони с изображением человечков «синквейн» расположенных на каждом пальце начиная с большого пальца, и внутренняя сторона правой  ладони чистая для зарисовки элементов, признаков, действий по теме «синквейн». Дети зарисовывают, а потом рассказывают.

И еще один вариант работы с данным пособием проходит в парах, у одного ребенка открыта тыльная сторона левой ладони с изображением алгоритма составления «Синквейн», по которой он загадывает загадку своему соседу, у второго  же в это время открыта тыльная сторона правой  ладони чистая для зарисовки отгадки  по теме «синквейна».

  1. Заключение

Исходя из наблюдений в применении данной формы работы с детьми старшего дошкольного возраста можно сделать следующие выводы:

- детям очень нравиться новая форма работы, так как можно зарисовать каждое слово по своему, раскрашивать по цвету свои мысли и высказывания  в свои любимы цвета;

-  развивается чувство самостоятельности каждого ребенка в индивидуальном порядке.

- создается  эмоциональный комфорт.

- создаются  условия для свободного выбора детьми деятельности; участников совместной деятельности;

- создаются  условия для принятия детьми решений, выражение чувств;

поддержка детской инициативы и самостоятельности со стороны взрослых в разных видах деятельности.

В играх с данным пособием детей подготовительной к школе группы прослеживалось инициативность и самостоятельность. Большинство детей стремились самостоятельно организовывать работу с данным пособием,  предлагая игры  другим детям. Происходила активная социализация детей в коллективе сверстников и взрослых. У детей снизился уровень тревожности, внутренней напряжённости, зажатости, боязни сделать что-то не так.

Стремление детей решать задачи своей деятельности, независимо от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, поисковые действия, является значимым фактором социально-личностного созревания и готовности к школьному обучению.

  1. Одной из главных задач дошкольного образования является развитие речевых способнотей у детей дошкольного возраста.

  1. Список используемой литературы:

  1. Акименко        В.М. Новые        педагогические        технологии:       

 Учеб.-метод.        пособие. Ростов н/Д., 2008.

  1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.

  1. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. Ростов н/Д., 2008.

Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед». №5, 2005

               

           

             

Приложение

https://papikpro.com/uploads/posts/2022-11/1669835628_papikpro-com-p-shablon-dlya-izgotovleniya-applikatsii-lad-28.jpg

https://papikpro.com/uploads/posts/2022-11/1669835628_papikpro-com-p-shablon-dlya-izgotovleniya-applikatsii-lad-28.jpghttps://fsd.multiurok.ru/html/2021/03/09/s_60479b4eaa8e2/img16.jpg