Методические рекомендации.

Методические    рекомендации при проведении уроков изобразительного искусства и черчения  в школе.

1. Учитель должен осуществлять обучение детей с учетом их интересов и способностей.

2. Обязательным является связь ИЗО искусства с уроками литературы, музыки, математики, информатики. Внеурочные занятия помогают углубить и обогатить многие темы.

3. Эффективной технологией погружения в тему является использование ИКТ. При использовании компьютера на занятиях в творческом объединении представляется динамичной, видео ряд, звуковой ряд, что повышает эффективность усвоения материала. Можно организовать виртуальную экскурсию по музею, осуществить экскурсию  по залам Третьяковской галереи или Эрмитажу и т.д. При объяснении нового материала учитель может использовать фотографии, портреты художников, иллюстрации, репродукции картин изучаемых художников, видеоэкскурсии, видеофрагменты, динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, проектируя их на большой экран. Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, а с возвратом, при необходимости к какому либо фрагменту.

    Использование на занятиях презентаций дают некоторые преимущества: обеспечивают последовательность рассмотрения темы, иллюстрации доступны всем учащимся, позволяют ускорить учебный процесс. Основные этапы занятия представляем не в одном программном приложении, например, создание презентаций или показ печатных текстов, или проигрывание дисков по теме, но и организуем контроль приобретенных знаний на уроке, что возможно с применением электронных таблиц или же создание тестов.

   4. Учащиеся – не просто пассивные поглотители информации, целью учителя становится формирование навыков нахождения и отбора нужной информации. Это достигается через подготовку проектов самими учащимися.

5. Программа предусматривает создание пакета заданий – карточек и творческих задач по темам тестов, дидактические материалы к разделу «Сопряжение», «Геометрические тела», «Эскиз», «Технический рисунок», в том числе компетентностно - ориентированных, позволяющие повысить мотивацию учащихся к обучению и качество образования.

  Использование составленных дидактических материалов, проблемных заданий, проведение   мероприятий на параллели, организация встреч  с художниками, экскурсии,  поездок  в интересные знаменитые места и организация системы внешних связей школы, необходимы для успешного осуществления образовательных проектов и программ. На  занятиях присутствует выбор: веер возможностей разных решений данной теме. Именно выбор создаёт успех работы ребёнка. Выбор играет роль в самовыражении учащихся.

6. Для реализации задач по включению школьников в различные виды творческой деятельности, связанные с применением графических знаний и умений в процессе решения проблемных ситуаций и творческих задач, создан пакет заданий по каждой теме. Развитие творческой активности школьников,  введение различных новых заданий невозможно без совершенствования восприятие детьми окружающего мира. Однако в развитии восприятия большую роль играют новизна, острота, свежесть впечатлений, которые дети могут получить при наблюдении малознакомых им объектов.

7.Чтобы заинтересовать детей, чтобы каждый мог выявить и развить свои способности, необходимо работать в разнообразных  техниках «акватипия», «граттаж», «набрызги», «эстамп», «кляксография», работаем по манке и т.д. В выполнении заданий можно использовать различные нетрадиционные технологии изображения, например, рисование пальцем, палочкой, тычком, кистью, пером;  использование монотипии, рисование по смятой бумаге, по сырой бумаге; совмещать различные художественные материалы, печатание изображений различными способами и материалами и т.д.   Задания относительно просты, но в развитии творческого воображения незаменимы, так как позволяют учащимся понять механизм создания художественного образа. Систематическое обращение к творческим задачам создает предпосылки для развития творческого потенциала обучающихся, который реализуется при решении задач с элементами технического конструирования и моделирования.

  Приведу пример упражнений по развитию воображения, творческой активности, зрительной памяти, гибкости и быстроты мышления, оригинальности и индивидуальности каждого ребенка.

   Использование основных нетрадиционных техник: рисование свечой, "пушистое рисование", рисование на мокрой бумаге или "по-мокрому", рисование на мятом листе, "кляксография", "монотипия", "точечный рисунок", "объемное рисование" (прямо из тюбика с краской), печатание, "набрызг", процарапывание ("Граттаж"), "ниткография", рисование пальчиками и ладошками, создание коллажей, объёмная аппликация (бумага, песок, ракушки, яичная скорлупа, различные крупы, вата, нитки и др.)

1 Работа по мокрому листу тушью, пером. Растекающаяся  тушь дает интересные заплывы, фактуру. Можно изображать заданный образ или найти образ в получившихся пятнах и дорисовать. Техника сложная, но очень эффективная.

2 Смятый лист бумаги накатывают с помощью фотовалика  краской, делают с него оттиск. В полученных переплетениях черных и белых пятен необходимо найти образ.

3 Рисуем восковой свечей на листе, а затем акварелью.

4 На чистом листе рисуют водой. Затем на лист посыпают марганцовку – получается изображение в тоне, отличающееся интересной текстурой.

5 Упражнение с обыкновенной ниткой, обмазанной краской. Нить набрасывается на лист бумаги, сверху накладывается другой лист. Прижимается рукой, затем нить вытягивают – получается динамически размазанное пятно. В полученном изображении находятся образы или дорисовывают по воображению.

6 Использование гербария, различных растительных форм. На покрытый краской линолеум накладываются растения и делается оттиск. Получаем белое изображение на черном фоне. Листочки гербария снимают с линолеума и окрашенной стороной кладут на чистый лист, делают оттиск, прокатывая сверху фотоваликом. Получаем черное изображение на белом фоне, которое можно дорисовать тушью.

7 Упражнение с раздуванием капельки туши. Пример задания на изображение веток дерева разного характера.

8 Изображение рисуется обычной свечой на листе. Затем зажженной свечой коптится все нарисованное, и копоть убирается ватой. В итоге интересно не только детям, но и взрослым.

9 Рисуем акварелью по крупе, сначала приклеиваем на лист бумаги крупу, а потом рисуем по ней.

10 Рисуем акварелью  по деревянным опилкам.

11 Рисуем акварелью, гуашью по тесту соленому.

12  Ищем образ по точкам.

13 Создаем образ при помощи линий чертежа.

14 Создаем работу в техниках папье-маше, коллаж, аппликация, трафарет, силуэт, оригами и т.д.

15 Создание образа на воздушном шаре.

16 Роспись по дереву.

Эти упражнения позволяют развивать их творческое воображение. 

7. Итоговой работой является научно – практическая конференция учащихся, где ребята защищают свои работы, проекты.  Одним из действенных средств поддер­жания интереса к урокам изобразительного искусства являются выставки и конкурсы творческих работ учащихся –уроки-вернисажи. Очень важный момент - оформление рисунков. Работа будет смотреться маленьким шедевром, ес­ли ее оформить со вкусом или создать презентацию детских работ.

8. Программой предусматривается самообразование, возможность самостоятельной работы обучающегося.

9. Все виды работ с детьми надо тесно связывать с жизнью детей. Темы для занятий стоит брать из истории, литературных произведений. Опыт показывает, что если давать детям облегченные задания, то они не затрачивая много сил для их выполнения, заскучают. Слишком же сложное задание вызовет неверие в свои силы и также утрату интереса. Необходимо постепенное усложнение учебного материала и внеурочного материала. Это развивает у детей творческое воображение, фантазию, образное мышление.

9. Фиксировать результаты обучения.

Каждый учитель может творчески относиться к процессу обучения, найти свои пути и методы преподавания. От организации и умелого проведения уроков почти полностью зависит решение задач обучения и воспитания учащихся. Каждый урок должен быть законченным, цельным и в то же время являться частью системы уроков, связанных между собой общей целью и общими задачами данного учебного предмета.

10. Фиксировать достижения ученика в портфолио достижений.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Tehnologii_rabot.ppt200 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: