Мои публикации

Побирухина Светлана Геннадьевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект и анализ урока развития речи в технологии деятельностного метода с учетом формирования универсальных учебных действий по теме

 Приёмы правки текста.

 Выпуск газеты «Будьте всегда здоровы». 4 класс

Цель: Оформить настенную газету « Будьте всегда здоровы», используя приёмы правки текста.

Задачи:

Образовательные:

  1. Содействовать формированию умения учащихся составлять и оформлять связный текст, используя приёмы правки текста.

Развивающие:

  1. Развивать речь учащихся, логическое мышление, творческое воображение, коммуникативные отношения.

Воспитательные:

  1. Воспитывать в детях культуру общения
  2. Воспитывать в детях желание заботиться о своём здоровье.
  3. Прививать интерес к профессии корректора.

 Формирование у учащихся универсальных учебных  действий:

 личностные: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация; познавательные: работа с информацией, выполнение логических операций;

регулятивные: управление своей деятельностью, инициативность

коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества

Тип урока: Урок развития речи.

Вид урока: Деловая игра (класс превращается в отдел редакции «Корректировка корреспонденции»).

Методы, используемые на уроке:

  1. Метод информационного проекта. Продукт: газета « Будьте всегда здоровы»

Форма организации:

Групповая (класс поделён на 5 групп).

Оборудование:

Интерактивная доска.Вывески: Редакция. Отдел корректировки корреспонденции, бейджики у каждого ребёнка: корректор, дизайнер, готовые рисунки для оформления газеты, клей, ножницы, фломастеры.

 Инструкционные карты, тематические тексты.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

(1 мин.)

- Здравствуйте!

Я желаю вам здоровья!

Это самое ценное, что есть у людей, а значит, его надо беречь.

II.

Тема:

Целеполагание

(2 мин.)

- Мы сегодня будем работать над проектом. Над каким? На этот вопрос поможет ответить отгадка на загадку: « Языка нет, а все новости расскажет».

- О чём? Узнать поможет девиз:

Для чего нужна газета?

- Откуда берутся заметки и статьи в газету?

- Но чтобы в газету не попали тексты с ошибками. Эти ошибки исправляют корректоры.

- Какие приёмы правки текста будем использовать, вы скажете в конце урока.

Это газета. Значит, будем работать над выпуском газеты.

Дети читают вместе « Я умею думать, Я умею рассуждать, Что полезно для здоровья, то и буду выполнять.

Вывод : будем выпускать газету о здоровье.

-Чтобы быть в курсе актуальных вопросов.

- Их посылают дети, взрослые, дают интервью, пишут письма и т.п.

III.

Актуализация знаний

(4 мин.)

-Ребята, сегодня на уроке наш класс превратится в редакцию газеты, а именно в отдел корректировки корреспонденции. На днях мы совершили экскурсию в редакцию газеты «Кондинский вестник» и узнали много интересного, как готовится к выпуску газета.

- Давайте вспомним важные моменты:

Учитель проводит игру

 « Найди пару»

- Какие слова вы могли бы связать между собой и почему?

- Какие виды текстов публикуют в газете?

- Какие типы текста можно использовать при выпуске газеты?

- Кто работает в корректорском отделе?

- Чем занимаются?

Дети по цепочке выходят к доске (интерактивной), соединяют слова и объясняют.

Корреспондент   оформление

Дизайнер          руководитель

Главный           интервью

Редактор

Респондент            Ошибки

Корректор              Вопросы,

Анкета

- Рассказы, стихи, заметки, интервью, реклама и т.д.

- Описание, повествование, рассуждение.

Назначают ответственных:

Главный редактор, дизайнеры, корректоры.

IV.

Работа корректорских групп над правкой текста

(15 мин.)

- В нашу газету пришли заметки от Карлсона, от клоунов Тима и Тома, от доктора Айболита, от Чистюлькина.

Какая основная цель работы     группы?

- Все заметки прислали в газету без заголовков. Вам их надо озаглавить.

- Почему заголовок – это неотъемлемая часть текста?

- Учитель даёт инструктаж: работа по инструкционным картам  ( карты имеются у каждой группы на столе-

приложение № 1; приложение № 2-тексты,требующие правки).

- Определить и устранить ошибки.

- Содержит тему, а иногда и главную мысль.

Дети изучают план и приступают к работе над правкой текста

Физкультминутка

( Приложение № 3)

V.

Представление группами результата своего труда

(творческий отчёт)

(15 мин.)

Учитель корректирует  работу учащихся, чтобы  вопросы для беседы после прочтения статей  были направлены на понимание прочитанного и развития бережного отношения к своему здоровью.

-Представитель от каждой группы читает свою исправленную заметку.

- Учащиеся других групп задают вопросы.

- Дизайнеры оформляют в газете свою заметку.

VI.

Итог урока

(1 мин.)

- Над каким проектом мы работали?

- Дайте ответ на вопрос, поставленный в начале урока:

- Какие приёмы  правки текста использовали при выпуске газеты ?

- Наш урок проходил в форме деловой игры.

- Кем вы сегодня были?

- Какое дело мы научились делать? Для чего?

- Выпускали газету.

1. Замена часто повторяющихся слов.

2.Восстановление порядка слов в предложении.

3. Определение последовательности частей текста.

4. Восстановление последовательности предложений в тексте.

5. Ошибки в словах.

- Сотрудниками редакции газеты «Будьте всегда здоровы»

VII.

Рефлексия.

(2 мин.)

Сейчас для вас исполнят частушки. Кто был доволен своей работой на уроке – подпевайте припев вместе с исполнителями, а кто не очень доволен, то только послушайте исполнение частушек.

Группа учащихся класса исполняет частушки.

(Приложение № 4)

Учащиеся вывешивают газету

Приложение

  1. Вывески

РЕДАКЦИЯ

ОТДЕЛ КОРРЕКТИРОВКИ
КОРРЕСПОНДЕНЦИИ

  1. Бейджики:

КОРРЕКТОР

- 21 шт.

 

ДИЗАЙНЕР

- 5 шт.

Приложение 1

 Инструкционная карта.

  1. Исследуйте текст.
  2. Найдите ошибку в содержании.
  3. Исправьте ошибку.
  4. Проверьте по «ключу»

                                                                            Приложение  2

Тексты, требующие правки.

Задание для первой группы

Здравствуйте, друзья!

    Своё письмо, Друзья, я пишу из больницы. У меня, друзья ухудшилось здоровье: болит голова, в глазах звёздочки, всё тело вялое. Доктор говорит, что мне надо правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, варенье и пепси – кола. Это моя любимая еда. Наверное, скоро я буду здоров.

                                                                                                  Ваш Карлсон.

«ключ»

Письмо от Карлсона

Здравствуйте, друзья!  

     Своё письмо пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье: болит голова в глазах звёздочки, всё тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, варенье и пепси – кола. Это моя любимая еда. Наверное, скоро я буду здоров.

                                                                                                Ваш Карлсон

(приём правки текста: замена повторяющихся слов. Меню у Карлсона составлено не правильно)

___________________________________________________

Задание  для  второй  группы

Из моркови сок вкусный

Зорко видеть мне помог

В день пила его раз пять

И сняла усталость с глаз

                                                               Если хочешь умным быть,

Кушай разную рыбу

       Это фосфор – для мозгов

И костей прекрасно

Если хочешь не болеть,

Здоровье крепкое иметь.

Кальмары и креветки

Чем полезней конфетки

   Про нас не длинный рассказ:

                                                         Кто не знает витамины?

Пей всегда фруктовый сок

                                                          Будешь ты дружок ,тогда,

   Крепким, ловким, сильным.

 

«ключ»

Реклама

Из моркови вкусный сок

Зорко видеть мне помог

В день пила его пять раз

И сняла усталость с глаз.

Если хочешь умным быть,

Кушай рыбу разную.

Это фосфор – для мозгов

И костей прекрасно

Если хочешь не болеть

Здоровье крепкое иметь.

Кальмары и креветки

Полезней чем конфетки

Про нас рассказ не длинный:

Кто не знает витамины?

Пей всегда фруктовый сок

Будешь ты тогда, дружок,

Крепким, ловким, сильным.

(приём правки текста: установление порядка слов в  стихотворении)

___________________________________________________

Задание для третьей группы

Чтобы не болеть, надо уметь радоваться…

Радость – это особая мудрость, болезни её боятся.

Радостный человек много смеётся. Доказано, люди обладающие чувством юмора, дольше не стареют, меньше болеют и быстрее выздоравливают Почему?. Смех – отличная нагрузка для мышц плеч. Грудной клетки, брюшного пресса. Смех – способствует очищению дыхательных путей, лечит головную боль, избавляет от бессонницы. А смех снимает нервное напряжение, стресс.

Тим и Том

«ключ»

Болезнь боится радости  

Чтобы не болеть, надо уметь радоваться. А радость – это особая мудрость, и болезни не боится.

Почему? Радостный человек много смеётся. А смех снимает нервное напряжение, стресс. Доказано, люди обладающие чувством юмора, дольше не стареют, меньше болеют и быстрее выздоравливают. Смех – отличная нагрузка для мышц плеч. Грудной клетки, брюшного пресса. Смех – способствует очищению дыхательных путей, лечит головную боль, избавляет от бессонницы.

Тим и Том

(Приём правки текста : установление порядка предложений.)

___________________________________________________

Задание для четвёртой группы

Народная мудрость: «Здоровье потеряешь – всё потеряешь»

Чтобы не потерять этот драгоценный дар есть правила, которые п могают человеку вырасти здоровым кре ким, ж знерадостным, готовым к преодолению трудностей в труде, учёбе и вообще в жи зни.

Вот некоторые основные правила, которые составляют здоровый образ ж  зни:

Обязательно делать утреннюю заря ку, в школу или из школы идти пешком, выполнять различные д машние дела, требующие мышечных усилий, активно участвовать на уроках труда и физкультуры, в сп ртивных секциях и кружках, играть в подвижные игры во дворе, участвовать в кроссах, различных спортивных соревнованиях и физкультурных мероприятиях. Совершать походы в лес за грибами и ягодами, лыжные прогулки. И многое – многое другое, но желательно на свежем воздухе и никак не меньше двух часов движения в день.

Айболит

«ключ»

Здоровье.

Народная мудрость: «Здоровье потеряешь – всё потеряешь»

Но задумаемся, почему мы теряем этот драгоценный дар.

Есть свод правил, которые помогают человеку вырасти здоровым, крепким, жизнерадостным, готовым к преодолению трудностей в труде, учёбе и вообще в жизни.

Вот некоторые основные правила, которые в целом и составляют здоровый образ жизни.

 Обязательно делать утреннюю зарядку, в школу или из школы идти пешком, выполнять различные домашние дела, требующие мышечных усилий, активно участвовать на уроках труда и физкультуры, в спортивных секциях и кружках, играть в подвижные игры во дворе, участвовать в кроссах, различных спортивных соревнованиях и физкультурных мероприятиях Совершать походы в лес за грибами и ягодами, лыжные прогулки. И многое – многое другое, но желательно на свежем воздухе и никак не меньше двух часов движения в день.

Айболит

(приём правки текста: исправление ошибок в словах)

___________________________________________________

Задание для пятой группы

Вот на столе кто – то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на её лапках сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки.

Муха улетела, а микробы остались лежать на столе- на тарелке, на ложке, на хлебе т думают: « Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи».

Жили – были микробы – разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось.

И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот человеку. А там уж до болезни рукой подать!

Чистюлькин

«ключ»

Сказка о микробах

Жили – были микробы – разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось.

Вот на столе кто–то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на её лапках сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки.

Муха улетела, а микробы остались лежать на столе- на тарелке, на ложке, на хлебе т думают: « Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи». И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот человеку. А там уж до болезни рукой подать!

Чистюлькин

(приём правки текста:  установление порядка частей в тексте)

Приложение 3

Физкульт. минутки, используемые на уроке:

  1. Дыхательная гимнастика
  • холодный ветер (вдох, выдох – губы трубочкой)
  • тёплый ветер (вдох, на выдох – произносят «ха»)
  • нюхаем цветы (три коротких вдоха через нос, плавный выдох через рот.)

  1. Чтоб глаза твои зорче были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти лёгкие движенья

 Предлагаю повторить.

Вдаль посмотрим и под ноги,

Вправо, влево, побыстрей.

Удивимся, _что такое?

И  закроем  их  скорей,

А  теперь  по  кругу  быстро,

Словно  стрелочка  часов,

Проведём  глазами  дружно

Ну  а  дальше - будь  здоров!

Теперь  и  вы  все  отдохнули,

Новая  работа:

Надо  сделать  на  «отлично»

Любимую  работу.

Приложение  4

Частушки

о здоровом образе жизни

За осанкой не слежу,

Скрюченный весь день хожу

Чтобы мне здоровым быть,

Надо за спиной следить.

С книгою в руках лежу,

У компьютера сижу.

Ой, купите мне очки-

Не работают зрачки.

Каждый день стою у стенки,

У меня болят коленки,

Но без устали стою-

За осанкою смотрю.

Если долго в даль глядеть,

На зелёный цвет смотреть,

Будешь ты здоров всегда,

Будут сильными глаза.

На уроке я сижу,

На учителя гляжу.

Мне учитель говорит:

«Сядь ровней, не повредит!»

Утром, ровно в семь часов,

Я встаю с кроватки.

Для пробежки я готов,

А также для зарядки!

Нужно спину так держать, чтобы ровненько стоять.

Люди смотрят не дыша:

Ох, осанка хороша!

Буду по лесу гулять,

Буду тело закалять.

Я здоровым быть мечтаю,

Свои мускулы качаю.

Взор туманит мне слеза,

У меня болят глаза.

За глазами не слежу-

И теперь слепой хожу.

Очень любим свой бассейн,

Плавать обожаем все.

Приходите, всех зовём-

Дружно вместе поплывём.


Краткий анализ урока

Перед детьми была поставлена цель:

Оформить настенную газету «Будьте всегда здоровы», используя приёмы правки текста.

Для себя я определила следующие задачи:

Образовательные:

  1. Содействовать формированию умения учащихся составлять и оформлять связный текст, используя приёмы правки текста.

Развивающие:

  1. Развивать речь учащихся, логическое мышление, творческое воображение, коммуникативные отношения.

Воспитательные:

  1. Воспитывать в детях культуру общения
  2. Воспитывать в детях желание заботиться о своём здоровье.
  3. Прививать интерес к профессии корректора.

Формирование у учащихся универсальных учебных  действий:

 личностные: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация; познавательные: работа с информацией, выполнение логических операций;

регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность

коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества

В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.

Так личностные  УУД  формируются  во время организационного момента (самоопределение), при постановке темы, целей урока (смыслообразование). Морально-этическая ориентация осуществляется в рамках исследовательской работы при затрагивании вопросов здоровьесбережения

  Познавательные  УУД  формируются в исследовательской работе при добывании новых знаний (работа с новой информацией),  при подготовке    выступлений по инструкционным картам;  при  подведении  итогов урока  

     Регулятивные УУД  формируются на этапах деления на микрогруппы, выборе выступающего, подведении итогов урока, рефлексии (управление своей деятельностью, проявление  инициативности и самостоятельности).

        И, конечно, коммуникативные УУД  - речевая деятельность, навыки сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах.Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при работе в микрогруппах.

        На уроке проведена рефлексия учебной деятельности ,с детьми обсуждены планируемые результаты обучения на сегодняшний урок.

Тип урока:

Урок развития речи.

Вид урока:

Деловая игра (класс превращается в отдел редакции « Корректировка корреспонденции»).

Чтобы поддержать мотивацию на уроке использовались: загадка, девиз, интересные и соответствующие возрасту тексты о здоровом образе жизни, частушки, физкультминутка.

На уроке применялся метод информационного проекта. Продуктом проектной деятельности является газета «Будьте всегда здоровы». Данный метод на уроке включал в себя совокупность исследовательских, проблемных, творческих заданий.

Проект носит динамичный характер, учитывает возрастные особенности младших школьников. Название газеты, её содержание являются актуальными.

Класс превращается в отдел редакции, где происходит корректировка корреспонденции.

Перед проведением данного урока состоялось знакомство с профессией корректора, была совершена заочная экскурсия в редакцию газеты с приглашением сотрудников газеты.

Учащиеся узнали новые слова: дизайнер, корреспондент, респондент. Свои полученные знания, они показали во время проведения игры « Составь пару».

С приёмами правки текста учащиеся хорошо знакомы, поэтому на этапе актуализации знаний я не ставила целью: повторения приёмов правки текста. Эта задача обозначена в начале урока, чтобы дети могли в конце урока сами назвать эти приёмы.

Создавая проект, учащиеся работали в малых группах. По истечении времени каждая группа провела презентацию своей статьи, а дизайнеры из отредактированных текстов составили газету « Будьте всегда здоровы».

Список использованных источников.

Шатохина Л.Ф. Обучение здоровью: Методические рекомендации по организации учебного процесса. – М.: Полимед, – 2005 г.

Детская энциклопедия от А до Я » Страница 41

Маслёнкин Сергей Николаевич «Сказка о Микробах».

http://nklassitumch.ucoz.ru/publ/konspekt_uroka_okruzhajushhego_mira_quotpitanie_i_zdorovequot_2_klass/1-1-0-3   Письмо от Карлсона

http://nsc.1september.ru/2006/17/3.htm  Реклама о витаминах

http://sh18.tashla-obraz.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=28:-----&catid=18&Itemid=55   Письмо от Тима и Тома



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

“Мотивация как одно из основных условий успешного обучения и воспитания” Автор С.Г.Побирухина учитель МБОУ Междуреченская СОШ г п.Междуреченский 2023 год Муниципальное бюджетное общеобразовательное у чреждение Междуреченская средняя общеобразовательная школа

Слайд 2

Чтобы повысить мотивацию неуспевающего ученика можно использовать некоторые приёмы.

Слайд 3

Помните, что с немотивированными учениками любые наказания не срабатывают и дают обратный результат. Не надо критики и «террора оценками ». Давайте опыт успеха в обучении. Успех – самое мотивирующее условие обучения. Варьируйте сложность заданий, чтобы дать ученикам почувствовать, что они могут справиться с материалом.

Слайд 4

Прием «три на три» Используйте ( элемент технологии совершенствования общеучебных умений В.Н. Зайцева): затруднительное для ученика задание трижды выполняется. Это может быть прочтение абзаца текста, решение уравнения и т.п. Выполняя одно и то же короткое задание, он не просто тренирует умение, но и приобретает опыт успеха: обнаруживает, что выполнение дается все легче и легче. Существенно, чтобы задание было кратким.

Слайд 5

Используйте « сорбонки »: карточки, на которых кратко написаны формулы, слова, строки из таблицы умножения и проч., требующие освоения. Задание написано на одной стороне (например «7∙8»), верный ответ на другой («56»). Учитель молча показывает сорбонку , ученик дает ответ. Правильность можно оценивать словами «верно» или произнесением правильного ответа («56») либо словами «угадал» - «не угадал». Как только ученик запомнил правильный ответ, эта сорбонка больше не предъявляется.

Слайд 6

Используйте задания самого простого уровня. Выставляйте положительную отметку за приложенные усилия, за частично верное выполнение задания. Опирайтесь в выставлении положительной отметки не на количество выполненных заданий, а на их правильность. Не позволяйте отсиживаться на уроке. Давайте посильные задания, вовлекайте в опрос, задавайте прочитать нужный фрагмент, выписать на доску формулу и т.п. Каждый ученик должен работать на уроке, организовывайте работу, используйте задания вариативной сложности и типа.

Слайд 7

Для поддержания мотивации приём « Удивление фактом » Приём «Верите ли вы?» (похлопайте (если да)-потопайте) В Японии дети пишут на доске кисточкой с цветными чернилами. Вы в это верите? Японцы изобрели способ как за несколько часов посетить все части света. В японском языке нет звука « л»

Слайд 8

Ребёнку, который испытывает затруднения в обучении мы часто даём карточку на отработку тех или иных умений, которая сработает на слабого ученика. Из неё он узнает ответы на вопросы, которые были предложены в начале урока (работа с помощниками по карточкам)

Слайд 9

Удивление – это тот момент, который заставляет удержать внимание учащихся (а неуспевающие ученики в этом нуждаются) Любые предметные знания можно представить в этом формате Пока группа работает предлагаю следующие приёмы

Слайд 10

Ситауция создания успеха (4 вопроса разной сложности)

Слайд 11

Приём «Эхо»

Слайд 12

Слово – помощникам. А вы проверьте себя, так ли вы думали « Удивление фактом » Приём «Верите ли вы?» В Японии дети пишут на доске кисточкой с цветными чернилами. Вы в это верите? Японцы изобрели способ как за несколько часов посетить все части света. В японском языке нет звука « л»

Слайд 13

Словарная работа Альбом , ягода билет, ворона, класс, карман

Слайд 14

Словарная работа Альбом , билет, ворона, карман Как можно связать эти слова?

Слайд 15

(Проблема с накопляемость оценок) Магическое число «3» В чем секрет? В магии числа 3 На любом предмете - дежурный ученик вытаскивает 3 бочонка с записанным числом. По списку смотрим кто под этими номерами. Ученики , чьи тетради выпали под этими номерами, получают отметку, например, за классную работу в журнал. Другой дежурный называет ещё 3 числа. И вот ещё 3 отметки в журнал теперь уже за домашнюю работу. Урок только начался, а у нас уже 6 отметок выставлены!) Так же данный метод очень хорошо стимулирует ребят писать красиво и выполнять качественно работу. Никто же не хочет получить 3 или 2 за работу да и ещё и в журнал сразу

Слайд 16

Варианты заданий для получения положительных отметок Перескажи материал с опорой на конспект в тетради или текст учебника. Выполни задание по образцу . Найди соответствие между понятием и его определением. Найти соответствие между типом заданий и алгоритмом (формулой, правилом) его выполнения. Подготовь рукописный реферат объемом 3 – 5 страниц на заданную тему. Дай определение основных понятий по теме (список понятий дается ученику). Найди верные и неверные утверждения (решения, формулы). Заполни пустые колонки в таблице. Найти в тексте учебника фрагменты, в которых дается ответ на вопрос. Выбери правильные ответы в задании тестового типа. Приведи свои примеры изучаемого феномена. Сделай конспект по учебнику. Выдели главные идеи текста. Запиши верные обозначения переменных. Выдели условия (известное) и вопрос (неизвестное) в задании, объясни, как выполняют такие типы заданий (объяснение без выполнения).

Слайд 17

«Бонусные карточки» (мотивирующие) Есть отличный способ мотивации - бонусные карточки, которые можно выдавать в качестве поощрения всему классу или отдельному ученику. «Скорая помощь»

Слайд 18

«Баночка успехов» - это замечательный приём , который помогает радоваться своим достижениям. Это как личный банк позитивных моментов, который накапливает радость и уверенность .



Предварительный просмотр:

Тема: «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает».

 В. Осеева «Печенье».

Цели:

  1. приобщение детей к общечеловеческим ценностям (добросердечие, любовь и уважение к родным, совестливость);
  2. совершенствование навыков сознательного, беглого, выразительного, правильного чтения;
  3. развитие творческих способностей и ассоциативного мышления.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Технологии: здоровьесбережение, дифференцированное обучение

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз

           Я знаю. каждый в классе – гений

Но без труда талант не впрок

Мы вместе сочиним урок !

                      А чтобы всё получилось нам надо потрудиться

2. Разминка.

Чтобы хорошо читать, надо правильно дышать.

а) Дыхательные упражнения:

                     «Остуди чай»

            «Понюхай цветок»

            «Сдуй пылинку».

б).А теперь мы едем в лифте и объявляем этажи, чем выше этаж, тем выше голос

в).Упражнение на развитие ритма

Условие: вместо последнего слова – хлопок. И так убираем по одному слову от конца предложения

- Ехал грека через реку.

- Ехал грека через ( хлопок ).

- Ехал грека ( хлопок ) ( хлопок ) .

- Ехал( хлопок ) ( хлопок )  ( хлопок )

- ( хлопок ) ( хлопок ) ( хлопок ) ( хлопок )  .

г).  «Звуковая зарядка»:

  Летела муха около уха … ж-ж-ж

  Летела оса около носа …с-с-с

  Ползла змея …ш-ш-ш

  Скакала лошадь …

  Рычал тигрёнок …р-р-р

  Летел комар и звенел …з-з-з

3. Подготовка к новой теме.

Учитель. Для дальнейшей работы нам надо потренироваться в чтении.

Работать будем по группам. Кто в какой группе? (учащиеся разделены на группы по способностям)

1 группа –хлопните в ладоши.

2 группа - хлопните  

Задание для 1 группы   и (ниже) для второй

1- Подберите к словам слова, противоположные по смыслу.  

Учитель

Ученики

Глупый------

умный

  Лживый -----

честный

Слабый--------

сильный

Плохой -------

хороший

Начало пословиц

Конец пословиц.

1.При солнышке тепло,

1. чем родная матушка

2. Нет лучше дружка,

2. и душа на месте

3. Вся семья вместе

3. тот вовек не погибает

4. Кто родителей почитает,

4.при матери добро

  1. Проверка 1 группы:

- Про кого можно так сказать ? (про людей )

Учитель. Может ли человек быть только хорошим или только плохим?

Ученики.  У каждого человека могут быть хорошие и плохие черты характера.

Есть люди добрые, честные, справедливые, а бывают жадные и злые.

Учитель. В каждом человек есть две половинки: белая и черная. Важно только, какую человек открывает в себе больше.

  1. Проверка 2 группы :

- Какой темой эти пословицы объединены?

Ученики. Эти пословицы о семье

4. Создание кластеров

– Что написано в центральном круге? Семья, что это в вашем понимании, какие ассоциации приходят на ум?

 Учитель. Ребята, Всему этому, о чем мы сейчас говорили, учат рассказы  Валентины Александровны Осеевой.

– В далёком 1902 году в г. Киеве, что в Украине, родилась Валентина Александровна Осеева, ставшая замечательной писательницей. Но прежде, чем писать о детях и для детей, она сначала поработала воспитательницей в детском саду. Она писала рассказы, сказки, стихи, повести.  

– Какие произведения Осеевой вам посчастливилось прочитать?  

Учитель. Все рассказы  Валентины Александровны Осеевой поучительны.  

3). На доске  запись:

Тому, кто в юности своей
Не чтил отца и мать,
Почёта от своих детей
Не суждено узнать.

Что значит чтить, почитать? (Относиться с любовью, уважением)

– Прочитав все эти  пословицы,стих-ие как вы считаете, о чём пойдёт речь на уроке? (Ответы детей)
– Что создают родители?
(Семью)

  1. Физминутка

5.Первичное восприятие текста (читает учитель)

Произведение, которое вы сейчас услышите, называется «Печенье».  

а) Работа с малознакомыми словами :

При чтении нам встретятся трудные слова:

Неначатый чай

Смерил глазами

Учитель читает рассказ.

Давайте в тишине посидим.

 - Какие чувства вызвал у вас этот рассказ ? (работа со словами)

- Скажите : Почему автор захотел рассказать нам эту историю ?

Вторичное восприятие текста.

Учитель читает, потом останавливается – продолжает ребёнок.

- Задайте вопросы друг другу.

Как поступили бы вы?

– Как начинался ужин? Прочитайте.
– Почему молчали мама и бабушка?
– Как вы считаете, какие взаимоотношения в данной семье?
– Какими растут мальчики?
– Кто такой эгоист?
(Эгоист – себялюбивый человек, пренебрегающий интересы окружающих)
Назовите героев рассказа. (Мама, бабушка, Вова и Миша).
- Все ли герои вам понравились? Почему?
- Кто ещё считает, что Вова и Миша поступили неправильно? Дадим им характеристику. Какой Вова?

На доске запись:

Вова

Миша

 

 

 

вежливый
внимательный
жадный
эгоист

Ученики выходят к доске и соединяют слова, которые относятся к характеристике Вовы.

У. Что скажем о Мише?
Д. Миша тоже жадный и эгоист.
У. Кто такой эгоист?

7. Знакомство со значением слова эгоист по толковому словарю Д.Ушакова

8. Продолжение работы

У. Значит оба мальчика поступили неправильно и поступки их отрицательные.  

 Задание: Прочитать отрывки из рассказа и восстановить его. (Рассказ отксерокопирован, разрезан на 7 частей, каждая часть наклеена на цветную бумагу – по цветам радуги. Восстановив деформированный текст, получаем радугу, что и является верным ответом).    

Обратите внимание на цвет частей текста и скажите ваши мысли по этому поводу.

(Цвета радуги).

- Какого цвета не хватает?

- Может быть нам стоит придумать счастливое окончание этой истории ?

 – Как вы считаете, у Вовы и Миши есть шанс не стать закоренелыми эгоистами, чёрствыми, невнимательными, бездушными?
– Из чего это видно?
(Многоточие в конце рассказа)

     

               Появилась радуга

                    На доске сейчас.

                    Веселее стало

                   На душе у нас!

Итог урока

  1. – Было ли что-то на уроке, тронувшее вас?
    – С чем вы уходите с данного урока, что взяли в голову и в душу?
  2. Рефлексия

Приложение

Расположить части текста так, чтобы получился рассказ

 Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

 -- Дели по одному, -- строго сказал Миша.

 Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.

 -- Ровно? -- спросил Вова.

 Миша смерил глазами кучки.

 -- Ровно. Бабушка, налей нам чаю !

 

Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

 -- Рассыпчатые! Сладкие! -- говорил Миша.

 -- Угу! -- отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.

Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму -- она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку -- она жевал корочку хлеба...



Предварительный просмотр:

                                                                                               

Тема : «Сердцу милый уголок»

Цели:

  1. Образовательная.

Совершенствовать качество чтения учащихся средствами применения приёмов технологии оптимального чтения В.Н.Зайцева.

  1. Развивающая.

Развивать эмоциональную сферу ребёнка, творческое воображение через слово, музыку, психологические процессы ( мышление , память)

  1. Воспитательная.

Пробудить состояние души и сердца, мыслей, чувств ; учить детей видеть и чувствовать мир; воспитывать патриотизм, любовь к своей Родине.

Для детей: По  теме  урока

                     Будем  думать,  размышлять,

                     На  вопросы  отвечать,

                     Выразительно  читать.

Тип урока: Комбинированный

Технология, используемая на уроке:

Технология оптимального чтения .

Форма организации: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.

Оборудование:

  1. Учебник «Чтение и литература», 4 класс, автор О.В.Джежелей.
  2. Портрет М. Горького
  3. Карточки- инструктажи для работы в парах.
  4. Слайды по теме «Сердцу милый уголок».
  5. Рисунки  детей  по  теме « Сердцу  милый  уголок» .
  6. Диск  с  записью  песни « С  чего  начинается  Родина»

                                         ХОД  УРОКА  :

 Первичное   восприятие  произведения  М  Горького  Утро  состоялось  на  предыдущем  уроке

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

Организационный момент ( 1 мин.)

Приветствие гостей .

Пусть  этот  урок  принесёт  нам  радость  общения

и  наполнит  наши  души  прекрасным.

II

Тема.  Цель.  

  1мин.

III  Разминка

3 мин.

Цель : развитие  скорочтения . внимания ,

речевого  аппарата  

IV Психологический настрой на работу на уроке ( 2 мин.)

Цель : Эмоциональная подготовка учащихся

- Прочитайте  тему  урока :

- Назовите  цель  урока :

- Итак, вперёд , разминка  ждёт.

- Для  чего  она  нужна

- Прочитайте  про  себя  слова

- Игра  Кто  быстрее  прочитает   заданное  слово.

Приложение  1.  

- Молодцы  Мы  готовы  к  дальнейшей  работе.

Включается запись

 « Голоса птиц в природе». Медленно убавляется звук: на фоне тишины звучит песня М. Бернеса « С чего начинается Родина»

- Закройте глазки , произнесите медленно слово : Ро-ди-на.

- Какие картинки вы видите, когда произносите это слово?

- Откройте глаза и давайте нарисуем картину словами.

- А  теперь  давайте  обратимся  к  рисункам , которые  вы  нарисовали  дома

по  теме  урока.

  Какие  замечательные  места,

милые  вашему  сердцу  вы

изобразили !

- Какие  цвета  вы  старались  использовать?

- Вы  изобразили  милый  уголок  в  цвете , а мы сегодня

проследим  как  его описывает

писатель.

Сердцу  милый  уголок

Читают  запись  с  доски :

По  теме  урока  

Будем  думать , размышлять,

На  вопросы  отвечать,

Выразительно  читать.

Дети  высказываются

-Учащиеся  читают  слова , записанные  на  доске  и  выпол-

няют  задания.

Ассоциативный ряд:

- при слове Родина, я вижу: Свой дом, много цветов, пейзаж, речку, радугу и т.д.

- Тёплые, светлые, яркие  …

V.

Актуализация знаний ( 5 мин.)

Цель: восстановить в памяти знания,  необходимые для дальнейшей работы над произведением.

- С каким произведением мы начали знакомство на  преды-

дущем  уроке ?

- О чём оно?

- Зачем автору понадобилось включить элементы сказки?

- Какой вывод мы сделали  на прошлом уроке ?

Почему  автор  захотел  рассказать  нам  о  том , как  наступает  день

С произведением М.Горького «Утро».

О том, как начинается, рождается новый день.

- Чтобы читатель мог лучше почувствовать мысли, чувства моря, цветов, птиц и и.д.

- описывая природу, писатель тем самым описывает Родину, милый своему сердцу уголок. Ведь природа – часть Родины.

Дети  рассуждают.

VI

Работа с произведением

( 20 мин.)

1.Работа с началом произведения

Физкультминутка

 под  тихую  музыку  «Прогулка  в лес»

2.Выборочное  

   чтение.

Работа в парах по рядам

Цель: дифференцированный подход

3. Проверка

- Найдите отрывок, в котором говорится о том, как  писатель  описывает  рождение  дня

- Подумайте как будете читать эту часть? Тихо или громко? Почему?

- Прочитайте вслух выразительно

- Какими приёмами воспользовался М. Горький , чтобы мы не только увидели, но и почувствовали душой картины природы?

Приложение  2

-Тихо, так как день только начинается, всё начинает просыпаться; автор употребил слова « тихонько прячется»

- Дети читают, соблюдая интонацию

- Использовал  олицетворения,

эпитеты, сравнения.

1ряд – задания , направленные  на  развитие  дикции   и  выразительности.

2  ряд – задания , направленные  на  развитие  выразительности  чтения

3  ряд – задания, направленные  на  увеличение  темпа  чтения  и  осмысленности  читаемого

VI

Обобщение

Итог ( 2 мин.)

- Прочитайте последние строки, которыми заканчивается сказка

- Я присоединяюсь к словам М.Горького.

-Какая тема урока была сегодня7

- Какую цель мы ставим перед собой?

- Дети находят отрывок, зачитывают.

VII

Домашнее задание

( по выбору) ( 3 мин.)

1.Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку и подписать словами текста.

2.Перечитать

3.Составить кроссворд по произведению М.Горького.

VIII

Рефлексия

( 3 мин.)

-Какие  чувства  у  вас  возникли  после  чтения  описания  милого  уголка  природы  М. Горького?

-Влновалась ли у вас сегодня душа, читая великолепные описания милых уголков природы?.

- Положите ручку на своё сердечко. Говорят, там душа человека.

Я желаю вам всем, чтобы сердца ваши были всегда открыты для прекрасного, для людей, для любви к своей Родине. А закончим  урок стихотворением, которое написал. Зайцев  М.

( приложение 3)

- 3 ученика дикламируют стихотворение, а в это время идёт показ слайдов « Сердцу милый уголок»

Приложение 3

Распахну окно навстречу свету!

Тишь какая! Будто на века!

Нету, нету, понимаешь, нету

На земле красивей уголка,

Чем вот этот, сотни раз воспетый

Сотнями поэтов и певцов,

Где зимой- зима, а лето- летом,

А весна- так в щебете скворцов!

Если осень-ах, какая осень!

Тишь какая! Будто на века!

Всё спалит и лишь не тронет сосен

Да седин у мамы на висках…

                         ( М.Зайцев)

Приложение 2

Работа в парах. 1 ряд.

  1. Прочитайте отрывок, в котором  автор  описывает волны.
  2. Составьте кластер.            

                                                      СОЛНЦЕ

                             Волны ласкового моря

         Эпитеты                                                    Олицетворения

________________________                       _____________________

________________________                       _____________________

________________________                       _____________________

________________________                       _____________________

________________________                       _____________________

________________________                       _____________________

 3. Найдите предложение, в котором говорится о том, как волны перекатываются. Какой согласный звук помогает передать, что  волны перекатываются.

- Прочитайте так, чтобы мы услышали как перекатываются волны.

                                                       

Работа в парах. 2 ряд.

  1. Прочитать по  ролям  отрывок, где описываются цветы.
  2. Составьте кластер.

                                                                     

                                                                          СОЛНЦЕ

Милые цветы

Что  делают





3. Подумайте: для чего автор использует много глаголов?

Работа в парах. 3 ряд.

  1. Приготовьтесь  к  трёхкратному  чтению  минутного  отрывка  на  странице  8.
  2. Задайте  друг  другу  вопросы  по  содержанию.

        Приложение 1

Цветы

пчелы

птицы

ботара

удивление

ящерица

-Прочитайте слова  про себя

-А сейчас, кто быстрее найдет и прочитает следующие слова

  1. Прочитайте слово , в котором  гласные идут  в таком порядке: я-е-и-ы (ящерица)
  2. Прочитайте 6 слово  снизу  (цветы)

Упражнение  «Нюхаем цветы» ( Три коротких вдоха , один выдох)      

 


  1. Прочитайте 2 слово сверху  (пчелы)

Упражнение  «Хоботок» . Хоботок  вместо рта. Изо всех сил  сожмите губы в кружок и

вытяните их вперед .Подвигайте хоботком  влево- вправо , вокруг, слева- направо.

  1. Мальчики первого ряда прочитайте слово , в котором  последняя (е)

-поиграем со словом. Прочитайте  с разными  оттенками  интонации: (радость,

           удивление, восхищение)

     - Чему  удивились, когда шли в школу ?

     - Я рада , что вы видите красоту  вокруг себя , что внимательны.

     -Какое слово  показалось  интересным ?

     - Что это за  слово ? (ботара – работа)

     - Нам надо  на  «отлично»  сегодня  поработать  на уроке.