Педагогические технологии

Дианова Альбина Владимировна

Предварительный просмотр:

Конспект открытого личностно- ориентированного урока

русского языка в 3 классе

Тема: «Роль имен прилагательных в речи»

Задачи  урока:

1.Формировать представление учащихся о роли имен прилагательных, умение употреблять прилагательные в речи.

2. Развивать речь учащихся, умение делать выводы, закреплять изученные орфограммы.

3. Воспитывать самостоятельность, стремление к саморазвитию, бережное отношение к природе; прививать интерес к предмету.

Оборудование к уроку:  

- картина «Весна в природе»;

- картинки с изображением подснежников.

I.

II.

III.

IV.

V.

VI.

Организационный

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною,

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

- Ребята, о каком времени года пойдет речь на сегодняшнем уроке? (о весне)

- Сегодня на уроке мы с вами будем развивать речь, учиться употреблять в нашей речи имена прилагательные, продолжим открывать тайны нашего языка. И сегодня нам предстоит открыть тайны о роли имен прилагательных в речи.

Актуализация опорных знаний.

1)Найди лишнее слово (на доске):

Прекрасный, засохший, первый, цветок, весенний.

-Почему так думаешь? (это имя сущ-ное, а все остальные – имена прилагательные;

Отвечает на вопрос что? остальные – на вопрос какой?)

- А как называются первые весенние цветы?

(подснежники, первоцветы)

Цветок весны, идущий к нам по снегу,

Простой цветок, но сколько он несет

Добра и радости. и счастья человеку,

И веры в чудо, что оно придет.

-Давайте разберем слово подснежник по составу.

(уч-ся делают морфемный разбор в тетрадях)

Проверка: сравнить варианты разбора:

1)Прист. под- + корень –снеж- + суф. –ник

2) Прист. под- + корень –снеж- +оконч. –ник

(Дети называют выбранный ими вариант, обосновывают свой ответ.)

- В последнее время первоцветов становится все меньше, поэтому многие из них занесены в Красную книгу и находятся под охраной. Как вы думаете, почему?

-К природе можно прикоснуться только сердцем, прикасаясь к ней руками, мы губим её.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать их и срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

- Какие из данных на доске имен прилагательных подойдут для описания подснежника?

(прекрасный, первый, весенний)

- Какие еще прилагательные вы можете подобрать?

(нежный, красивый, голубой, душистый и т.д.)

А вот, что рассказывает нам про подснежник старая русская легенда:

Однажды Старуха Зима со своими помощниками Стужей и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился. Расправил лепестки и попросил защиты у Солнца.Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.

В кустарниках дятлы судачат,

Смолой истекает сосна,

Подснежник расцвел – это значит,

Пришла в Забайкалье весна.

(вывешивается картина весны)

Формирование новых знаний.

I. На доске задания на выбор:

1)Составить и записать небольшой рассказ по картине (желающие выполнить это задание могут объединиться в группу)

2) Вставить в текст прилагательные и орфограммы:

    (На)ступила  ...  в.сна. Тает ... сне. . (За)журчали повсюду ... ручейки. В ...  небе слышны ... голоса птиц.

3) Найти в тексте и выписать словосочетания Существительное+прилагательное, объяснить выделенные орфограммы:

С полей уже сошел последний снег. А в лесу еще лежат рыхлые сугробы. На полянах появились первые цветы.

Проверка:

1гр. Зачитать получившийся текст.

- Какие прилагательные использовали?

2гр. Зачитать текст без прилагательных, затем с прилагательными.

- Какой текст лучше? Почему?

Объяснение орфограмм.

3гр. Зачитать выписанные словосочетания, объяснить орфограммы.

- Молодцы!

А кто из вас видел цветущий багульник, почему его называют настоящим  чудом?

(Показ картинки)

Вывод: Для чего служат имена прилагательные в речи? (Они украшают нашу речь)

II.На улице еще лежит снег, но повсюду уже чувствуется весна.

- Ребята, а одинаков ли снег зимой и весной? (нет)

На доске запись:

         Снег

последний

искристый

мокрый

колючий

грязный

пушистый

серебристый

мягкий

рыхлый

белый

свежий

серый

Задание:

1 вариант – выписать признаки зимнего снега

2 вариант – выписать признаки весеннего снега

Взаимопроверка

- Подбирая признаки снега мы что делали?

(мы его описывали)

Вывод: прилагательные помогают описывать предметы.

III.А сейчас мы с вами поиграем.

Вам нужно угадать предмет по его признакам. Но я буду называть их по одному, если вам этого будет недостаточно, говорите «еще».

Учитель: круглое

Желтое

Вксное

Сочное

Дети: яблоко

Учитель: А почему сразу не угадали?

(не были уверенны. Уточняли)

Учитель: Какие признаки уточняли?

(размер, форму, вкус, цвет)

- Так для чего еще служат имена прилагательные в речи?

Вывод: прилагательные уточняют речь, признаки предметов.

Закрепление изученного.

- Итак, уточнив признаки какого-либо предмета, мы можем подробно его описать.

Задание:

Из имеющихся картинок выберете те, которые хотели бы описать (солнышко, цветок, дерево, дождик и т.д.). Напишите прилагательные, подходящие для описания выбранного вами предмета. Не забывая о времени года, про которое мы с вами говорили сегодня.

Или: упражнение 5, с. 103  из учебника.

Подведение итогов урока.

- Какие же тайны имени прилагательного мы сегодня открыли?

- Был ли интересен вам сегодняшний урок?

- За что вы можете себя похвалить?

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание (по выбору):

  1. С.103, упр. 8 в учебнике
  2. Составить объявление о пропаже щенка (котенка), подробно описав его.

 

Создание эмоционального настроя на урок

Сообщение целей

Постановка проблемы, создание атмосферы заинтересованности

Привлечение суб. опыта уч-ся

Объяснение способа умозаключения

Обращение к суб. опыту

уч-ся

Выработка самостоятельности суждений, работа в системе альтернативных образцов

Обращение к суб. опыту

уч-ся

Воспитание бережного отношения к природе

Обогащение суб. опыта, расширение кругозора, активизация познавательной активности

Предоставление возможности выбора задания

Обращение к соб. опыту

уч-ся

На доске запись:

Имена прилагательные

  1. Украшают речь

Опора на суб. опыт детей

Развитие самоконтроля

На доску:

2)Помогают описывать предметы

Записываю на доске:

3)Уточняют речь, признаки предметов

Использование привлекательного дидактического материала,

Развитие творчества, .

Право выбора задания

Рефлексия

Право выбора задания



Предварительный просмотр:

Понятие личностно-ориентированного обучения.

Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.

Личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта.

Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».

Функции личностно-оринтированного образования:

-гуманитарная, суть, которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Средствами (механизмами) реализации данной функции являются понимание, общение и сотрудничество;

- культуросозидательная (культурообразующая), которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Механизмами реализации данной функции является культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, принятие его ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом;

- социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождения человека в жизнь общества. Механизмом реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.

Реализация этих функций не может осуществляться в условиях командно-административного, авторитарного стиля отношений учителя к ученикам. В личностно-ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога:

-оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие;

-отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;

-опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.

Содержание личностно-ориентированного образования призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им.

Критериями эффективной организации личностно-ориентированного обучения выступают параметры личностного развития.

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно дать такое определение личностно-ориентированного обучения:

«Личностно-ориентированное обучение» - такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их личностные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира.

Особенности личностно-ориентированных технологий.

Одним из главнейших признаков, по которому различаются все педагогические технологии является мера ее ориентации на ребенка, подход к ребенку. Либо технология исходит из могущества педагогики, среды, других факторов, либо она признает главным действующим лицом ребенка - личностно ориентирована.

Термин «подход» более точен и более понятен: он имеет практический смысл. Термин «ориентация» отражает преимущественно идейный аспект.

В центре внимания личностно-ориентированных технологий - уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество».

Личность - общественная сущность человека, совокупность его социальных качеств и свойств, которые он вырабатывает у себя пожизненно.

Развитие – направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качество.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека; противоположность общего, типичного.

Творчество – это процесс, в результате которого может быть создан продукт. Творчество идет от самого человека, изнутри и является выражением всего нашего существования.

Свобода – отсутствие зависимости.

Личностно-ориентированные технологии пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение психодиагностические методики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения, перестраивают суть образования.

Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

Личностно-ориентированные технологии противостоят авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в технологии традиционного обучения, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности.

Личностно-ориентированный урок: технология проведения.

Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяются позиции ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.

В таблице 1 представлены основные различия между традиционным и личностно-ориентированным уроком.

Таблица 1

Традиционный урок

Личностно-ориентированный урок

1.Целеполагание. Урок преследует цель - вооружить учащихся твердыми знаниями, умениями и навыками. Формирование личности является следствием этого процесса и понимается как развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти. Дети работают во время опроса, потом «отдыхают», дома зубрят либо ничего не делают.

2.Деятельность учителя: показывает, объясняет, раскрывает, диктует, требует, доказывает, упражняет, проверяет, оценивает. Центральная фигура – учитель. Развитие ребенка – абстрактное, попутное!

3. Деятельность ученика: ученик – объект обучения, на которого направлено воздействие учителя. Работает один учитель – дети нередко занимаются посторонними делами. Знания, умения и навыки они получают за счет психических возможностей (памяти, внимания), а чаще нажима учителя, зубрежки, скандала в семье. Такие знания быстро улетучиваются.

4. Отношения «учитель-ученик» субъектно-объектные. Учитель требует, заставляет, грозит контрольными и экзаменами. Ученик приспосабливается, лавирует, иногда учит. Ученик – лицо второстепенное.

1. Целеполагание. Цель – развитие учащегося, создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, собственной деятельности. Учащиеся работают весь урок. На уроке – постоянный диалог: учитель-ученик.

2. Деятельность учителя: организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск. Учитель объясняет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, советует, совещается, предотвращает. Центральная фигура – ученик! Учитель же специально создает ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность, систематизирует, заинтересовывает, формирует мотивы учения: побуждает, воодушевляет и закрепляет авторитет ученика.

3.Деятельность ученика: ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идет не от учителя, а от самого ребенка. Используются методы проблемно-поискового и проектного обучения, развивающего характера.

4. Отношения «учитель – ученик» субъектно-субъектные. Работая со всем классом, учитель фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.

При подготовке и проведении личностно-ориентированного урока учитель должен выделить основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план ученика, затем деятельность, определяя собственную позицию. Вот как это представлено в таблице 2.

Таблица 2

Направления деятельности учителя

Пути и средства реализации

1. Обращение к субъектному опыту школьника

а) Выявление этого опыта путем постановки вопросов: как он это делал? Почему? На что опирался?

б) Организация через взаимопроверку и выслушивание обмена содержанием субъектного опыта между учениками.

в) Подвести всех к правильному решению через поддержку наиболее правильных версий учеников по обсуждаемой проблеме.

г) Выстраивание на их основе нового материала: путем высказываний, суждений, понятий.

д) Обобщение и систематизация субъектного опыта учеников на уроке на основе контакта.

2. Применение на уроке разнообразного дидактического материала

а) Использование учителем различных источников информации.

б) Побуждение учащихся к выполнению проблемных учебных заданий.

в) Предложение на выбор заданий различного типа, вида и формы.

г) Стимулирование учащихся к выбору такого материала, который бы соответствовал их личным предпочтениям.

д) Применение карточек с описанием основных учебных действий и последовательности их выполнения, т.е. технологических карт, на основе дифференцированного подхода к каждому и постоянного контроля.

3. Характер педагогического общения на уроке.

а) Уважительное и внимательное выслушивание отвечающего независимо от уровня его успеваемости.

б) Обращение к ученикам по имени.

в) Беседа с детьми не свысока, а «глаза в глаза», поддержка беседы улыбкой.

г) Поощрение в ребенке независимости, уверенности в себе при ответе.

4. Активизация способов учебной работы.

а) Стимулирование учеников к применению различных способов учебной работы.

б) Анализ всех предполагаемых способов, не навязывая своего мнения учащимся.

в) Анализ действий каждого ученика.

г) Выявление значимых способов, избираемых учащимися.

д) Обсуждение наиболее рациональных способов – не хорошо или плохо, а что в данном способе положительно.

е) Оценивание и результата и процесса.

5. Педагогическая гибкость учителя в работе с учащимися на уроке

а) Организация атмосферы «включенности» каждого ученика в работу класса.

б) Предоставление детям возможности проявить избирательности к видам работы, характеру учебного материала, темпу выполнения учебных заданий.

в) Создание условий, позволяющих каждому ученику быть активным, самостоятельным.

г) Проявление отзывчивости к эмоциям ученика.

д) Оказание помощи детям, не успевающим за темпом работы класса.

Личностно-ориентированный подход в обучении немыслим без выявления субъективного опыта каждого ученика, то есть его способностей и умений в учебной деятельности. Но ведь дети, как известно, разные, опыт каждого из них сугубо индивидуален и имеет самые разные особенности.

Учителю при подготовке и проведении личностно-ориентированного урока надо знать характеристику субъектного опыта учащихся, это поможет ему выбрать рациональные приемы, средства, методы и формы работы индивидуально для каждого.

Цель дидактического материала, применяемого на таком уроке, состоит в том, чтобы отработать учебную программу, обучит учащихся необходимым знаниям, умениям, навыкам. Виды дидактического материала: учебные тексты, карточки-задания, дидактические тесты. Задания разрабатываются по тематике, по уровню сложности, по цели использования, по количестве операций на основе разноуровневого дифференцированного и индивидуального подхода с учетов ведущего типа учебной деятельности учащегося (познавательная, коммуникативная, творческая). В основе такого подхода лежит возможность оценки по уровню достижения в овладении знаниями, умениями, навыками. Учитель распределяет карточки среди учеников, зная их познавательные особенности и возможности, и не только определяет уровень овладения знаниями, но и учитывает личностные особенности каждого ученика, создавая оптимальные условия для его развития путем предоставления выбора форм и способов деятельности.

Различные виды дидактического материала не заменяют, а дополняют друг друга.

Технология личностно-ориентированного обучения предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического и методического материала к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика.

Педагогика, ориентированная на личности ученика, должна выявлять его субъективный опыт и предоставлять ему возможность выбирать способы и формы учебной работы и характер ответов. При этом оценивают не только результат, но и процесс их достижений.



Предварительный просмотр:

Принципы личностно-ориентированного обучения

в начальной школе

Школа – тот социальный институт, где каждый ребенок может раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность. Сам ребенок еще не осознает своих возможностей, путь его собственного развития ему еще не ясен.

Основная и очень ответственная задача школы – раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Для этого нужна не изолированная, а единая для всех, но разнородная образовательная среда, где любой ребенок мог бы проявить себя, не боясь быть отвергнутым. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной школе.

Не секрет, что в школу приходят дети с разным уровнем подготовленности, развития, возможностей. Поэтому, учителям, надо организовать свою работу так, чтобы при минимальных временных затратах получить желаемый результат. Поэтому мы остановились на внедрении в учебный процесс принципов личностно – ориентированного обучения. Идея проведения уроков в режиме личностно-ориентированного обучения принадлежит И.С, Якиманской. Но её теоретические выкладки относятся к обучению учащихся среднего и старшего звена. Эта система не была адаптирована на начальную школу, но очень заинтересовала учителей начальных классов.

 Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть, по нашему мнению, личностно-ориентированная педагогика.

Личностно-ориентированное обучение – вид обучения, в котором образовательные программы и учебный процесс направлены на каждого ученика с присущими ему познавательными особенностями.

Цели личностно-ориентированного обучения:

- развить индивидуальные познавательные способности каждого ребёнка;

- максимально выявить, использовать индивидуальный опыт ребёнка

- помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства

Личностно-ориентированное обучение создает, на наш взгляд, оптимальные возможности, содействующие развитию личности ученика посредством учебной деятельности.

Содержание в личностно-ориентированном обучении – не только предметные знания и умения, не только способы решения типовых предметных задач, но и способы, механизмы самоизменения, саморазвития учащихся; при этом важен сам процесс движения к саморазвитию учащихся, т.е. ценен процесс получения знаний и умений.

Занимаясь по личностно-ориентированной системе обучения, ученик:

- получает возможность взглянуть на самого себя " изнутри" и " извне", сравнить себя с другими учащимися, оценить свои поступки и поведение, научиться принимать себя и других в целом, а не как совокупность хороших и плохих черт характера;

- вырабатывает силу воли, так как, иногда действуя вопреки своим желаниям и интересам, учится управлять собой через постоянное влияние на учебные (а значит и жизненные) ситуации, контролирует свои потребности, учится управлять своими мыслями и разумно пользоваться речью;

- учится преодолевать собственные эмоциональные барьеры, которые мешают принятию волевого решения, требуют принуждения к делу;

-развивает способность быстрого принятия решений, позволяющую концентрировать усилие воли не на том, чтобы выбрать одно перед другим, а на размышлении о положительных и отрицательных свойствах выбранного решения;

- удовлетворяет свои потребности в самореализации, повышении статуса, в творчестве, общении, познании, во власти, любви, безопасности, так как личностно-ориентированное обучение опирается на технику удовлетворения потребностей и побуждает учащегося к определенному поведению;

- учится продуктивному общению путем достижения гармонии с окружением;

Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. При данной системе обучения значительная доля учебного времени отводится самостоятельной работе учащихся, поэтому весь учебный процесс делится на два блока - лекционный и практический.

На уроках-лекциях ведется объяснение нового материала учителем.

В начальных классах лекция носит проблемный развивающий характер. По ходу лекции ставятся проблемы, задачи и задания, в результате решения которых ученики приходят к нужному выводу (под руководством учителя). Во время лекции учитель задает учащимся вопросы, ответами на которые является анализ, синтез, обобщение полученной информации. Лекция строится на основе взаимодействия учителя и ученика. В конце лекции составляется обобщающая таблица по теме, в которой собраны все имеющиеся знания учащихся. Этот этап в начальной школе может проводиться как закрепление или проверка теоретического уровня. Форму работы выбирает учитель: работа в парах, группах, индивидуальная работа. Виды деятельности учащихся также могут быть различными: графический диктант, тест, защита моделей, дидактические игры, игры – соревнования…

На практической части занятия учащиеся приступают к реализации своего личностно-ориентированного учебного плана.

Во всех случаях, при ответах учащихся, не используется оценка "неудовлетворительно", так как по данной технологии ученик имеет право на ошибку и возможность ее исправления.

Личностно-ориентированный план может быть нескольких видов.

Составляется личностно-ориентированный учебный план по предмету, в котором указываются:

наименование тем или разделов курса;

временные рамки изучения тем или разделов;

понятия, термины, правила, которыми ученик должен оперировать;

индивидуальные дополнительные задания ученику с учетом зоны его ближайшего развития;

учебные результаты, полученные учеником.

Каждый учащийся в зависимости от его способностей, желаний, самочувствия продвигается по учебному плану, проходя каждый уровень заданий, определяя свой темп усвоения учебного материала по предмету, согласно плану, тем самым, создаются условия для движения по коллективному учебному маршруту сообразно своим индивидуальным особенностям.

Личностно-ориентированный урок состоит из нескольких этапов:

Мотивационно-целевой этап, который включат в себя эмоционально – психологический настрой, выявление базовых знаний, определение темы урока, целеполагание.

Операционный этап, который состоит из проверки теории, самостоятельной работы и рефлексии.

Рассмотрим, распределение заданий по уровням.

В личностно-ориентированном обучении предусматривается три уровня заданий:

Репродуктивный - 1 уровень

Алгоритмический - 2 уровень

Творческий – 3 уровень и доп. задание.

После выполнения задания каждого уровня проводится качественная и количественная рефлексия, направленная на выявление эмоционального состояния учащихся и уровня их знаний.

В традиционной парадигме обучения к показателям успешного обучения относят:

- итоговые годовые отметки;

- отметки за административные проверочные работы, экзаменационные отметки;

- сравнительный анализ успеваемости;

Однако, эти показатели направлены только на определение уровня предметных знаний и умений ученика. Следовательно, в большинстве школ педагоги организуют учебный процесс лишь с одной целью – передать определенные знания, сформировать предметные умения и навыки, не учитывая личностное развитие детей.

Альтернативой традиционному способу оценки является «оценка методом сложения», в основу которой кладется минимальный уровень общеобразовательной подготовки, достижение которого требуется в обязательном порядке от каждого учащегося. Результат, полученный учеником, сравнивается с его же результатами и, тем самым, выявляется динамика его интеллектуального развития. Основной критерий, которым пользуется педагог, - индивидуальный, личностный, когда человек сравнивается с самим собой вчерашним, что и позволяет увидеть индивидуальные успехи или их отсутствие. Критерии более высоких уровней строятся на базе того, что достигнуто сверх базового уровня, и системы контрольных заданий.

Предусматривается:

тематический контроль;

полнота проверки обязательного уровня подготовки;

открытость образцов проверочных заданий обязательного уровня;

оценка методом сложения (общая оценка = сумме оценок за каждый уровень);

повышение оценки за достижения сверх базового уровня;

отсутствие отрицательной оценки;

возможность доработать и сдать материал;

предусматривается резерв времени для доработки;

возможна помощь учителя и консультанта во время выполнения самостоятельной работы;

учащимся даются «ключи» к проверочным заданиям;

на каждого ведется лист учета и контроля;

итоговые оценки выставляются по результатам контрольных уроков.

Теперь вернёмся к вопросу организации самостоятельной работы учащихся. Как мы уже сказали, детям предлагаются задания нескольких уровней сложности.

Задания 1 уровня – это базовый стандарт. Это уровень воспроизведения, выделения главного, действия по образцу, по алгоритму, многократного повторения. Задания репродуктивного уровня обеспечивают обязательное усвоение учебного материала, соответствующего оценке "удовлетворительно". Содержание такого уровня заданий включают в себя вопросы: кто? что? где? когда? и описание, пересказ, формулировку теоремы или понятия, работу с картой или справочником, выполнение практических упражнений или опытов. Задания данного уровня должен выполнить каждый ученик и перейти к заданиям второго, более высокого уровня.

Задания второго уровня направлены на развитие у школьников умений обобщать, распознавать, применять, осуществлять и соответствуют оценке "хорошо". Типовыми для данного уровня являются вопросы: почему? зачем? как? в чем суть? как использовать? и задания, содержащие возможности приведения примеров, составления опорного конспекта и т. д.

Для составления заданий учитель, прежде всего, использует вопросы и задания, помещенные к параграфу или теме в учебном пособии. При этом не обязательно задания переписывать в план, а достаточно ограничиться указанием номера заданий и упражнений, а также страницы учебного пособия, где они помещены.

Взаимодействуя с учениками в ходе урока, учитель не опасается неправильных ответов; привлекает к работе всех учеников (а не только хорошо успевающих); обсуждает все высказывания, отбирая из них наиболее соответствующие научному содержанию знания.

Однако, необходимо помнить о том, что одно и то же задание по-разному воспринимается отдельными учениками. И то, что является лёгким для одного, может вызвать затруднения у другого. Как быть в этом случае? Необходимо заранее продумать этот вопрос и подготовить для учеников специальную каточку – помощь, в которой может быть алгоритм работы над заданием, указано нужное правило.

При этом не следует отчаиваться, если дети вначале не принимают таких карточек-консультаций. Здесь нужно время для адаптации к помощи, нужно научить детей пользоваться вспомогательными средствами.

Вместе с тем следует соблюдать меру в оказании помощи, чтобы не выработать у учащихся чувства иждивенчества. Практика работы показывает, что наличие различных вспомогательных средств позволяет закрепить знания и сформировать необходимые умения и навыки учеников. В этой связи существенное значение имеет и воспитательная сторона. Использование карточек с помощью вселяет слабоуспевающим уверенность в их способностях, помогает формировать положительное отношение к самостоятельной работе в классе и дома, а также к учебной деятельности в целом.

Задания творческого уровня направлены на развитие у школьников самостоятельности и критичности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к изучению учебного материала и соответствовать оценке "отлично". Это могут быть задания сравнить, систематизировать, решить разными способами, найти логическую ошибку, объяснить причину, обосновать свое отношение, доказать почему, действительно ли; перечислить преимущества или недостатки, привести аргументы или контраргументы, составить проверочный тест по теме, написать и защитить реферат по проблеме, подготовить и провести беседу или лекцию и т. д.

3 Этап - Рефлексия. Как уже было отмечено, рефлексия проходит после проверки каждого выполненного уровня. В конце урока дети сами анализируют свою работу, выявляют трудности и недочёты, ставят цель на следующий урок, дают рекомендации тем, кто не справлялся с предложенными заданиями или допускал ошибки при их выполнении, отмечают своё настроение на уроке, используя цветограмму.

На этом же этапе дети выбирают домашнее задание.

Домашняя работа – это такая же форма организации учебно-воспитательного процесса, как и урок, а не приложение к уроку.

Значение выполнения учебных заданий дома в том, что они развивают самостоятельность рассуждений и действий ученика. Хотя он работает в соответствии с указаниями учителя и по учебнику, но действует индивидуально и самостоятельно, что способствует развитию мышления, помогает осознанному овладению материалом. В личностно-ориентированном обучении необходимо индивидуализировать домашние задания в соответствии с познавательными возможностями ученика и его успехами в учёбе. Для отстающего или неуспевающего ученика более лёгкое задание укрепляет его силы, формирует уверенность. Более трудное и сложное, творческое задание для хорошо успевающих учеников способствует более интенсивному умственному развитию. При выполнении домашнего задания, учащиеся имеют право выбора уровня задания.

Разработка дифференцированных заданий как на уроке, так и дома основана на систематическом изучении трудностей, которые учащиеся испытывают в усвоении материала, изучении пробелов в их знаниях, глубоком анализе их текущих самостоятельных работ, четкой классификации ошибок. Непременно должны учитываться и недостатки в развитии отдельных учеников: неустойчивое внимание, замедленный темп работы, уровень развития речи и др. Знание индивидуальных особенностей учащихся позволяет обеспечить и наиболее целесообразный характер учебной деятельности каждого ученика в процессе выполнения домашнего задания. Поэтому, предлагая домашнее задание с ориентировкой на средний уровень подготовленности учеников, следует подбирать и задания, требующие дополнительных смысловых нагрузок, творческого поиска правильных способов решения; также как и на уроке предусмотреть определенные меры помощи (образцы решения, алгоритмы, памятки, рисунок или чертеж, вспомогательный вопрос и т.д.). Так как на уроках личностно - ориентированного обучения предполагается возможность выбора домашего задания, то очень важно научить ребенка определять уровень своих возможностей, видеть свои затруднения.

В итоге попробуем провести сравнительную характеристику традиционного обучения и личностно-ориентированного подхода, таблица

Виды обучения

Обучение

Традиционное обучение

Личностно-ориентированный подход в современной системе обучения

Ориентир на коллективную и фронтальную работу учеников

Ориентир на самостоятельную работу, собственные открытия учащегося

Работа с группами различной успеваемости

Работа с каждым учеником, выявление и учёт его склонностей и предпочтений

Используется дидактический материал, рассчитанный на определённый объём знаний “среднего ученика”

Используется дидактический материал, соответствующий успеваемости и способностям того или иного ученика

Устанавливается одинаковый для всех учащихся объём знаний и подбирается связанный с ним учебный материал.

Устанавливается объём знаний для каждого ученика с учётом его индивидуальных способностей и подбирается соответствующий учебный материал

Стимулируется активность класса (как группы)

Стимулируется активность каждого ученика с учётом его возможностей и индивидуальных склонностей.

Сообщение новых знаний только преподавателем.

Получение новых знаний при совместной деятельности учителя и учащихся.

Оценка ответа учащегося только учителем.

Сначала оценка ответа самим учащимся, потом учителем.

Использование только количественных способов оценки знаний (баллы, %).

Использование количественных и качественных способов оценки и результатов познания.

Определение объёма, сложности и формы домашнего задания учителем.

Возможность выбора учащимся объёма, сложности и формы домашнего задания.

Учителя не интересуют стратегии познания учащихся, а важны исключительно конечные или промежуточные результаты обучения.

Учитель помогает учащимся осознать их познавательные стратегии, организует их обсуждение и “обмен” способами познания.

Положительные стороны использования ЛОО в учебном процессе очевидны.



Предварительный просмотр:

Урок-игра по математике в 1 классе.

Тема урока: «Закрепление пройденного».

Цель урока: закрепить состав чисел 2 десятка, совершенствовать вычислительные навыки, развивать умение решать составные задачи.

Оборудование: шапочка Петушка, Курочка, цыплята, домики, цифры, конверты с заданиями.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы будем решать примеры и задачи. Отгадайте, кто из сказочных героев придет к нам на урок?

1. Хвост с узорами, сапоги со шпорами. (Петушок)

2. Клохчет, клохчет, детей созывает. Всех под крыло собирает. (Курица и цыплята)

Петушок золотой гребешок принес с собой конверты с заданиями.

III. Повторение пройденного.

1.Конверт №1 (Состав чисел 15, 16, 17,18)

- Ребята помогите расселить числа по своим домикам.

15

                                                      9      6

                                                      7       8

2.Конверт №2 (Математический диктант)

1 ученик на индивидуальной доске.

- Самое большое однозначное число. (9)

- 18 уменьшить на 8. (10)

- 9 увеличить на 1 десяток. (19)

- Запишите число, в котором 1 дес. и 6 ед. (16)

                                                  5 дес. и 1 ед. (51)

- Сумма чисел 8 и 6. (14)

- Разность чисел 14 и 6. (8)

Проверим ответы.

3.Конверт №3

Составить из 2 строк одну, в которой каждое следующее число на 1 большее предыдущего.

3, 5, 7, 9                   (2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9)

2, 4, 6, 8

- Что мы записали? (Отрезок натурального ряда) 

- Превратите этот отрезок в натуральный ряд.

     Запись на доске: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8,9 …

- А если перед цифрой 1 поставить 0, что получится? (Не натуральный ряд чисел)

4.Конверт №4 (Работа с учебником)

Попробуйте, ребята, правильно решить задачу. (Учитель читает задачу.)

- Повторите условие, вопрос.

- Что известно, что нужно найти?

- Что сначала узнаем, что потом?

- Какая задача?

- Запишите решение в тетрадях.

- Запишите ответ.

5.Конверт №5

Петушок привел с собой курочку с цыплятами. Цыплята гуляли на лужайке. Вдруг пошел дождь. Нужно собрать всех цыплят под зонтик. (На доске запись примеров, на карточках ответы. Нужно решить примеры и выбрать ответы.)

Запись в тетрадях:

(13-8)+9 =                        5+8-6=

(12-4)+8 =                        6+6-8=

(11-4)+6=                         8+6-5=

                                          15-7=

(14-с, 16-п, 13-a, 7-c, 4-u, 9-б, 8-о)

- Что сказала курочка ребятам? (Спасибо)

IV. Физкультминутка.

- Петушок превращает ребят в цыплят. Звучит г/запись «Цып-цып, цыплятки».

В огороде, возле грядки

Рос большой, большой лопух.

Гимнастической зарядке

Обучал цыплят петух.

                  (Хором)

6.Конверт №6.Задачи-шутки.

Ну-ка в сторону карандаши

Ни костяшек, ни ручек, ни мела.

Устный счет, мы творим это дело

Только силой ума и души.

Задача №1

В корзине было 100 яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось? (Почему?) (0)

Задача №2

Курочка Ряба снесла яичко, а мышка взяла и разбила. Тогда Ряба снесла еще 3. Мышка опять разбила яйца. Курочка поднатужилась и снесла еще 5 яиц. Но бессовестная мышка все разбила. Сколько же всего яиц снесла курочка Ряба? (9)

Задача №3

Сколько кусков сахара растворяются в налитом чае, если папа бросил туда 3 куска, а Маша добавила еще 10 кусков? (13)

7.Конверт №7. Конструирование.

Сложить фигуру из палочек.

- Какие геометрические фигуры? Сколько их?

- Убрать 2 палочки, чтобы не осталось ни одного квадрата.

8.Конверт №8.

В подарок петушок дарит вам Д/з.

V. Итог урока.



Предварительный просмотр:

Технологии психолого-педагогического сопровождения детей  с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

        Реализация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает обучение по адаптированным общеобразовательным программам НОО, которые разрабатываются в образовательном учреждении и реализуются с помощью рекомендованных психолого-медико-педагогической комиссией адаптированных образовательных программ, разработанных педагогами под конкретного ребенка с ОВЗ. Данные программы включают в свое содержание коррекционную часть. В зависимости от тяжести дефекта развития ребенок обучается по одному из четырех вариантов программы. Обучение по первому варианту программы предполагает психолого-педагогическое сопровождение образования ребенка с ОВЗ, а второй, третий и четвертый варианты программ обучения в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ, предписывают организацию коррекционной работы с данной категорией детей.

Психологическое-педагогическое сопровождение – это особая форма осуществления длительной социальной и психологической помощи — патронаж, это система профессиональной деятельности педагога-психолога и педагогического коллектива, направленная на создание оптимальных условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка. Психологическое сопровождение представляет собой целостную систему, учитывающую особые образовательные потребности и возможности ребенка с ОВЗ.

Одной из моделей или технологий психолого-медико-педагогическое сопровождения является деятельность психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации. Взаимодействие специалистов на взаимосвязанных административном и содержательном уровнях определяет моделирование программы комплексной помощи.

Моделирование программ комплексной помощи – это процесс определения проблемы ребенка и путей ее решения. Он предполагает выявление круга проблем и конкретного содержания всей работы с учащимся, а также устанавливает степень включенности и взаимодействие тех специалистов, в помощи которых нуждается ребенок.

Моделирование программ комплексной помощи предполагает соблюдение определенной структуры построения программ. В соответствии с этим в программе выделяются: 1 блок - организационный, 2 блок - содержательный.

Эффективность работы по психолого-педагогическому сопровождению ребенка с ОВЗ в едином образовательном пространстве    достигается посредством междисциплинарного взаимодействия команды специалистов ПМПк, а также организацией сетевого взаимодействия образовательных организаций.

Эффективное психолого-педагогическое сопровождение реализуется через следующие направления деятельности:

  - диагностическое;

- профилактическое;

- консультативное;

- коррекционно-развивающее;

- поддерживающее;

- просветительское;

- образовательное.

Общие принципы и правила коррекционной работы:

  1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
  2. Использование здоровьесберегающих технологий и чередование различных видов деятельности, использование адаптированного дидактического материала.
  3. Использование приемов игровой деятельности и психогимнастики.
  4. Стимулирование всех видов учебной деятельности.

Основными принципами психолого-педагогического сопровождения участников образовательного пространства являются:

- приоритет интересов сопровождаемого;

- непрерывность сопровождения;

- целенаправленность сопровождения;

- систематичность сопровождения;

- гибкость сопровождения;

- комплексный подход к сопровождению;

- преемственность сопровождения на разных уровнях образования;

- принцип сетевого взаимодействия;

- рекомендательный характер советов специалистов сопровождения.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

школа-интернат г.о. Павловский Посад Московской области

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

http://schooluchvalsk.edu.minskregion.by/gallery/111/22996_html_m2094f867.jpg

2019г.

        Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая пытливости и любознательности.

                                                                        В.А. Сухомлинский

        Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной.

        Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней охотно дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.

        Дидактические игры позволяют:

- проводить уроки в нетрадиционной форме;

- развивать коммуникативные навыки учащихся;

- обеспечивать свободный обмен мнениями;

- организовывать процесс обучения в форме состязания;

- облегчать решение учебной задачи;

- вовлекать всех учащихся в учебный процесс;

- практически закреплять полученные знания.

        Игры могут применяться на уроках различного характера. Целесообразно использование в конце урока, когда работоспособность учащихся падает, внимание начинает рассеиваться, и нужен более эффективный метод, способный мобилизовать умственные способности детей, в начале урока (организационный момент), при проверке домашнего задания, орфографической пятиминутки, как своеобразную форму словарной работы.

        Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы.

        Игровая деятельность используется на всех этапах урока:

-на этапе повторения (работа в группе, парах);

-изучение новой темы;

-закрепление материала.

        Практика показывает, что использование занимательного игрового материала для детей с ОВЗ помогает сохранить непрерывность обучения. Таким образом, дидактическая игра на уроках корригирует и развивает мышление, пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его творческих способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствовать самоутверждению ребёнка.