УМК " Школа 2100"

Шатанова Ирина Николаевна

УМК " Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obosnovanie_vybora_problemno.docx16.59 КБ
Файл obosnovanie_vybora_problemno.docx16.25 КБ
Файл materialy.docx21.19 КБ
Microsoft Office document icon письмо56 КБ

Предварительный просмотр:

Обоснование выбора проблемно-диалогической технологии в начальной школе.

(программа «Школа – 2100»)

                        Приоритет в обучении по данной технологии отдаётся не традиционной передаче готовых знаний, а самостоятельному «открытию» нового младшими школьниками. Данный подход значительно упрочит знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования. Также надо правильно использовать принцип минимакса. Согласно этому принципу, школьники могут узнать много нового (максимум), но должны узнать лишь важнейшие знания (минимум) Проблемно-диалогические уроки (ПДУ) вырабатывают умения решать возникающие перед школьником проблемы на основе их собственного опыта. Это достигается тем, что ребята постоянно учатся использовать полученные знания, решая главные вопросы (проблемы) урока.

           Цель: Развитие творческих способностей младших школьников на основе использования проблемно – диалогического метода на уроке.

           Задачи:

               1. Повышение творческой активности путем         организации дискуссий, проблемного диалога.

     2. Использование технологии «открытия» новых         знаний учащимися в процессе обучения

             3. Введение новых понятий с опорой на жизненный опыт младшего школьника

             4. Использование наглядно – предметного и демонстрационного материала, базируясь на принципах деятельности, непрерывности и целостного представления о мире

             5. Развитие познавательного интереса младших школьников на основе проблемно – диалогического метода на уроках.    



Предварительный просмотр:

Этапы работ по внедрению технологии.

 (программа «Школа – 2100»)

      Преподаю  по образовательной системе «Школа – 2100». Использую следующие УМК:

 1  Математика. Автор:   Л. Г. Петерсон, самостоятельные и контрольные работы по математике Л. Г. Петерсон.

 2   Русский  язык. Автор: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В.

 3   Русская литература. Автор: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В.

 4   «Моя любимая азбука». Автор:  Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В.

 5   Окружающий мир. Автор: Вахрушев А. А.

 6   Трудовое обучение. «Технология» Автор: Куревина О. А., Лутцева Е. А.

1 Этап реализации технологии подготовительный. На этом этапе изучается литература, методические пособия, программы. Составляется календарно-тематический план по предметам.

2 этап – формирующий. На данном этапе реализуется, практически используется проблемно-диалогический метод на уроках.

3 этап – контрольный. На контрольном этапе подводится итог,

 анализируется контрольные работы, проводится мониторинг по классам.



Предварительный просмотр:

Материалы, иллюстрирующие образовательную программу.

Модель проблемно – диалогического урока в начальной школе

Этапы урока

Учитель

Ученики

1 Актуализация знаний

В диалоге вместе с учениками актуализирует

Имеющиеся у учащихся знания, необходимые для изучения новой темы.

Предлагает ребятам вспомнить знания, которые понадобятся им для изучения новой темы.

Работает с теми знаниями, которые имеются у школьника постоянно.

Чем важнее понятия и связи между ними, тем чаще они используются на этапе актуализации.

Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты)

2 Создание проблемной ситуации

В основе проблемных ситуаций лежит противоречие, вызывающее у школьников затруднение (применение знакомого алгоритма не помогает решить задачу) или удивление (противопоставление научного факта бытовой точке зрения, между двумя предъявленными фактами, выявленными в задании)

Вступая в диалог с учителем (выполняя задание) выявляют противоречие и осознают его.

3 Формулирование проблемы

Учитель просит учеников самостоятельно сформулировать вопрос ответ на который они будут получать в течение всего урока.

  • Какой у вас возникает вопрос (на основании выявленного противоречия)
  • Что нам сегодня предстоит выяснить?

- Формулируют вопрос (учебную проблему) в разных вариантах.

 4.Открытие нового знания

Использует проблемно – диалогический метод. Существует три способа решения проблемы:

Побуждающий диалог предполагающий высказывание учениками своих версий(гипотез) решения проблемы. После этого начинается всестороннее обсуждение высказанных точек зрения и поиск наиболее верного решения. (Этот прием требует много времени, и поэтому рекомендуется применять его при изучении простых тем в сильном классе.

Подводящий диалог от проблемы предполагает систему посильных вопросов, заданий, в конце концов приводящих к решению поставленной проблемы. (В этом случае логику изучения темы определяет сам учитель, однако ученики активно участвуют в выборке правильного решения).  

Всякий раз открывая новые знания учитель указывает проблему, записанную на доске и задает вопрос:

- Исходя из того что мы узнали, какой ответ на основной вопрос мы можем дать?

Предполагают свои версии. Выполняя задания открывают новые знания.

На каждый сравнительно простой вопрос ученики дают свои версии ответов, быстро находя правильный в процессе короткого обсуждения. Ученики активно принимают участие в «открытии» нового знания.

Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме.

5 Применение нового знания.

После нахождения верного решения проблемы следует вновь обратить внимание на сформулированный ученикам главный вопрос урока:

  • Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
  • Чьи версии подтвердились?
  • Используя свои новые знания выполните задание, или сформулируйте тему урока, если это не было еще сделано.

Обобщают, делают вывод по проблеме. Выполняют задания из рабочей тетради.

6 Домашнее задание.

Если текст учебника был активно использован, то можно предложить желающим ученикам выполнить те или иные письменные задания в тетради. Если текст на уроке использовался не активно, можно предложить всем ознакомиться с его содержанием дома, чтобы еще раз усвоить основной материал.

Запись домашнего задания.

7 Итог

  • Какова была цель нашего занятия?
  • Какую учебную проблему урока решали?
  • Достигли или не достигли цели урока?
  • Чему учились на уроке?
  • Оцените свою учебную деятельность, на сколько успешно вы работали на уроке?

В таблице помещены важнейшие моменты применения ПДУ по этапам. Большую часть работы можно проводить с использованием групповой работы, т к в ней могут принять участие все ученики.



Предварительный просмотр:

Заявление Совета координаторов

Образовательной системы «Школа 2100»

Уважаемые коллеги, друзья, все, кому не безразлично настоящее и будущее Образовательной системы «Школа 2100».

Случилось то, во что до сих пор трудно поверить!  

В проект Федерального перечня учебников на ближайшие 3 года не включено НИ ОДНОГО НАШЕГО УЧЕБНИКА!!!  Это означает, что  в течение трех лет образовательные организации не смогут приобретать за бюджетные средства учебники ОС «Школа 2100». Их место должны занять учебники самого большого в РФ издательства-монополиста, которое в 2011 году стало частным. Предпринята попытка не просто полного уничтожения двадцатилетней работы огромного авторского коллектива, ликвидации административным путем одной из ведущих развивающих личностно ориентированных образовательных систем –  это попытка уничтожения вариативного развивающего образования в нашей стране.

Как это произошло?  

  • В сентябре 2013 года вышел приказ Министерства образования и науки РФ № 1047, который формулировал требования к учебной литературе, претендующей на включение в Федеральный перечень, и описывал порядок проведения федеральной экспертизы. Теперь она состоит из трех составляющих: экспертизы научной, педагогической и общественной. 105 наших учебников (для начальной, основной и старшей школы) были поданы в экспертные организации.
  • К 7 февраля мы получили на каждый из них положительные заключения, то есть наши учебники успешно прошли научную, педагогическую и общественную экспертизы, что предполагало их включение в новый Федеральный перечень.  
  • 13 февраля соответствующим образом оформленные экспертные заключения, сопроводительные документы и сами учебники были отправлены для передачи в Научно-методический совет Министерства образования и науки РФ по формированию Федерального перечня. Однако работники Минобрнауки России отказались принимать наши учебники, ссылаясь на формальные разночтения в заключениях РАН и общественной экспертизы (например, «Учебник по русскому языку, 3 класс» в одном и «Учебник по русскому языку для 3 класса» в другом заключении и т.п.). Нам было сказано, что принять ряд учебников на рассмотрение Совета не могут, так как, по мнению работников Министерства, это заключения на разные учебники (?!). На просьбу принять к рассмотрению хотя бы часть наших учебных книг последовал ответ, что будут приняты либо все книги, либо ни одной. Подчеркнем, что на тот момент в Министерстве вообще не существовало Регламента приема документов для дальнейшего рассмотрения их Научно-методическим советом.  
  • 14 февраля, получив уточняющие бумаги о том, что РАН и общественной экспертизой рассматривались  одни и те же учебники, мы повторно привезли учебники и экспертные заключения в Министерство. Однако опять получили отказ принять учебники Образовательной системы «Школа 2100».  Мы обратились за помощью к заместителю Председателя комитета по образованию Государственной Думы Олегу Николаевичу Смолину. На его запрос одна из ответственных работников Минобрнауки России ответила, что издательство под видом комплекта заключений  подает заключения на совершенно разные учебники.  Стоит отметить, что каждый раз нам отказывались ставить отметку о доставке заключений и комплекта учебников. Понимая, что в дальнейшем все будет выставлено таким образом, будто мы вообще не подавали книги на рассмотрение Научно-методического совета, нам пришлось 14 февраля все книги и заключения отправить в Министерство экспресс  почтой.
  • Учебники и экспертные заключения были доставлены в Министерство 15 февраля, в последний официально разрешенный для этого день подачи. Однако работники Министерства заявили, что мы уже опоздали с подачей учебников, поэтому Совет рассматривать их не будет, хотя приказ определял последним днем подачи именно 15 февраля. Таким образом, Научно-методический совет Министерства даже не рассматривал наши учебники на предмет их включения в Федеральный перечень!!!

Что может потерять наша страна?

Напомним, что, начиная с  1997 года, под руководством академика А.А. Леонтьева в учебниках Образовательной системы «Школа 2100» была последовательно реализована концепция личностно ориентированного развивающего образования для массовой школы, которая  затем  легла в основу Федеральных государственных  образовательных стандартов. В 2008 году 10 авторов-разработчиков получили Премию Правительства РФ за выдающиеся успехи в области образования за подписью В.В. Путина. Это произошло именно в преддверии перехода российского образования на ФГОС. Премия была присуждена за научные разработки по созданию образовательной системы нового поколения и реализацию их в учебниках – именно тех учебниках, которые сегодня Министерство по формальным причинам отказалось рассматривать на предмет включения в Федеральный перечень.

На сегодняшний день Образовательную систему «Школа 2100» выбрали во всех 83 регионах РФ. По нашим учебникам учатся в среднем от 20 до 30% учеников, а есть регионы и города, где более половины учителей выбрали нашу систему. Каждый год авторы и методисты «Школы 2100» осуществляют повышение квалификации около 12 тысяч педагогов, обучая их современным образовательным технологиям, обеспечивающим реализацию ФГОС.

Считаем, что сегодня нанесен удар не только по Образовательной системе «Школа 2100», которую, опираясь на лучшие традиции образования России, создавали десятки ученых и тысячи педагогов-практиков. Нанесен удар по будущему нашей страны и будущему наших детей.

Что надо делать сейчас?

Мы призываем всех неравнодушных  изменить ситуацию. Как это сделать?

Нужно на разных официальных сайтах (см. ниже) заявить о своей позиции. Например, так, как это уже сделали наиболее активные наши коллеги (меняйте и дополняйте текст своими мыслями и эмоциями):

«Я лично работаю по учебникам Образовательной системы „Школа 2100“ (или: мои дети учатся по системе „Школа 2100“) … лет и получаю высокие образовательные результаты. Считаю невключение учебников Образовательной системы „Школа 2100“ в проект Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию в образовательных учреждениях, актом разрушения  российского образования. Я не хочу работать по другим учебникам! Требую включить учебники ОС „Школа 2100“ в Федеральный перечень».

1) Сайт, где идет обсуждение проекта Федерального перечня учебников.

 http://regulation.gov.ru/project/13055.html?point=view_project&stage=2&stage_id=8348

Инструкция:

  • составить  документ в формате Word (см. наш пример выше),
  • перейти на вкладку «Выскажите своё мнение», 
  • прикрепить документ Word, составленный Вами,
  • заполнить все указанные поля и отправить.

2) Электронная приемная Министерства образования и науки РФ

Инструкция:

  • перейти на сайт http://минобрнауки.рф/ и указываете требуемые данные о Вас;
  • в выпадающем окне «Тематика вопроса» выбрать вариант «Народное образование»;
  • в поле «Текст запроса» вставить текст примерно того содержания, что мы указывали выше (дописывайте и меняйте, как считаете нужным);
  • нажать «Отправить письмо».

3) Вы можете написать и отправить аналогичные письма в министерства, департаменты, управления образования Вашего региона.

4) Мы будем рады получить и разместить на нашем  сайте ваши развернутые письма поддержки, в которых Вы укажете, какие высокие результаты Вы получаете, работая по учебникам Образовательной системы «Школа 2100», какие проблемы у Вас возникают в настоящий момент и как Вам удается их разрешать.

5) Мы призываем Вас поделиться информацией и ссылками с коллегами и друзьями, обратиться в СМИ.

Что мы будем делать дальше?

«Школа 2100» продолжает жить и бороться! Авторы и методисты не оставят без помощи и поддержки (в виде обучения, консультаций, учебных материалов) школы и учителей, которые сознательно сделали выбор в пользу нашей системы, а также тех, кто собирается продуктивно реализовывать требования ФГОС. Однако теперь нашему УМЦ «Школа 2100» придется часть того, что мы раньше делали бесплатно (прежде всего - курсы повышения квалификации), проводить на хозрасчетной основе. Поймите и поддержите нас! Все проходит в этом мире, схлынет и очередная «грязная пена», думающая, что она утопила наше образование. Мы, «Школа 2100», – свободный союз свободных людей – пройдем через все испытания с верой в добрых людей, любовью друг к другу и надеждой!

Каковы основания для надежды?

  • Новый Федеральный перечень составлен не на всю жизнь,  а только на три года, надо их пережить.
  • Наши учебники и нашу систему никто не запрещал! На официальном сайте Минобрнауки России www.mon.gov.ru 5 марта 2014 года размещена информация: «В Минобрнауки России формируют федеральный перечень учебников согласно новому порядку»: „Федеральный перечень учебников будет утвержден к 1 апреля 2014 года. Планируется, что учебники, отобранные по новому порядку, поступят в общеобразовательные учреждения к 2014/2015 учебному году. Учебники, которые были приобретены образовательными учреждениями в этом году или раньше, также будут использоваться, пока не истечет срок износа (в среднем он составляет пять лет)“.

  • Школы не смогут за бюджетные деньги покупать наши книги как учебники, но могут самостоятельно выбирать и покупать, в том числе за бюджетные деньги, наши книги в качестве учебных пособий (Закон «Об образовании в РФ», статья 18, п.1,2,4, статья 35, п.1).
  • Тем школам, которые хотят продолжать работу по учебникам ОС «Школа 2100», но не успели закупить книги для завершения уровня образования (например, есть 1–3 кл., но нет 4-го кл.), издательство «Баласс» по возможности постарается помочь в индивидуальном порядке.  Пишите в УМЦ «Школа 2100» (umc@school2100.com).
  • По-прежнему можно покупать и использовать наши рабочие тетради, тетради для контрольных работ и другие компоненты УМК к имеющимся учебникам.
  • В ближайшее время мы предложим вам новые формы учебных материалов (в том числе, в электронном виде), позволяющие использовать наши принципы, приемы, технологии работы в сочетании с любыми учебными текстами.

Искренне Ваши:

Р.Н. Бунеев – Президент Образовательной системы «Школа 2100», член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области образования за 2008 год.

Е.В. Бунеева – доктор педагогических наук, доцент, лауреат премии Правительства РФ в области образования за 2008 год, координатор направления «Русский язык и литература» в Образовательной системе «Школа 2100».

А.А. Вахрушев – вице-президент Образовательной системы «Школа 2100», член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук, кандидат биологических наук, доцент, лауреат премии Правительства РФ в области образования за 2008 год; координатор направления «Естествознание» в Образовательной системе «Школа 2100».

А.В. Горячев – кандидат педагогических наук, лауреат премии Правительства РФ в области образования за 2008 год, координатор направления «Информатика и ИКТ» в Образовательной системе «Школа 2100». 

Д.Д. Данилов – кандидат исторических наук, доцент МПСИ, лауреат премии Правительства РФ в области образования за 2008 год, координатор направления «История и обществознание» в Образовательной системе «Школа 2100». 

С.А. Козлова – автор пособий по математическому развитию для дошкольников, учебников по математике для начальной школы и основной школы, координатор направления  «Математика» в Образовательной системе «Школа 2100».

О.В. Чиндилова – доктор педагогических наук, профессор кафедры НиДО АПКиППРО, Заслуженный учитель РФ, координатор направления «Дошкольное образование» в Образовательной системе «Школа 2100».

12 марта 2014г.

г. Москва