Проектная деятельность


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия «Созвездие»

(МАОУ «Прогимназия «Созвездие»)

Проект

Старшего воспитателя

Мамедгулиевой Риммы Рамазан кызы

_______________________________________________________________________             

(Ф.И.О. педагога)

Тема:

«Юный избиратель»

__________________________________________________________________________________________________________

Срок реализации 2021-2022 учебный год

г. Пыть-Ях

Пояснительная записка

    Проект- «Юный избиратель»» включает в себя цикл мероприятий, которые могут стать традиционными в деятельности образовательного учреждения.  Педагогами групп был разработан тематический план. Непосредственные участники проекта -дети подготовительных групп, которые  будут активно участвовать в предлагаемых нами мероприятиях, направленных не только на приобретение воспитанниками сугубо теоретических правовых знаний, но и на выработку активной гражданской позиции, способности к социальному творчеству, формированию готовности детей нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие окружающих людей.

Начиная с дошкольного возраста, используя ролевые игры, ребенок может становиться избирателем. Большой интерес к вопросам избирательного права, а главное, формирование активной гражданской позиции вызывает не только у детей дошкольного возраста, но и у их родителей. А это означает, что в скором будущем эти дети станут полноправными гражданами нашего государства с высоким уровнем правовой культуры, знанием основополагающих правовых норм и умением отстаивать свои законные права с использованием возможностей правовой системы государства. На сегодняшний день они смогут повлиять на своих родителей, чтобы каждый член семьи имел гражданскую позицию и являлся активным избирателем.

Вид проекта – информационно-познавательный

Участники проекта: дети подготовительных групп, педагоги подготовительных групп, родители

Продолжительность – долгосрочный. (сентябрь 2021-май 2022)

Цель:

  • Формировать первоначальные представления детей об основных правах и обязанностях гражданина.

Задачи:

  • Развивать умение осуществлять самостоятельный выбор и обосновывать его, отстаивать свое мнение, вести диалог.
  • Обобщать представления детей о процедуре выборов, способах агитации (плакаты, публичные выступления).
  • Воспитывать умение уважать права и свободы друг друга, выполнять установленные нормы и правила поведения;
  • Показать детям, что они имеют право на выбор, привлечь внимание детей к важности выборов в стране.
  • Воспитание у детей старшего дошкольного возраста гражданско-патриотических чувств, умение применять полученные знания в игре, выполнять игровые социальные роли: «избиратели», «кандидаты» «члены избирательной комиссии».

Актуальность проекта

      Правовое воспитание дошкольников играет немаловажную роль в познании ими социальной действительности, в развитии их интереса к нравственным и правовым идеалам современного общества. На сегодняшний день наиболее остро встают проблемы воспитания у детей чувства патриотизма, активной гражданской позиции. Одной из форм способствующей социализации детей являются -выборы. И нашей активной позицией является приобщить детей старшего дошкольного возраста к важной социальной роли гражданина своей страны.

Проект «Юный избиратель» акцентирует внимание на формировании у детей гражданской позиции, правовой компетенции в вопросах избирательного права.

      На реализацию  данного проекта нас побудил вопрос: «Как объяснить детям, что такое выборы,  для чего  их проводят и как они  проходят?»Объяснить детям, что мы все имеем право на выбор главных людей государства, но участвовать в государственных выборах имеют право только взрослые люди.    
Методы и приемы:

  • сбор информации;
  • наблюдение;
  • демонстрация наглядных пособий и игр;
  • рассказ педагога;
  • беседа;
  • чтение художественной литературы.
  • вопросы;
  • пояснение;
  • объяснение;
  • создание игровой ситуации.

 Практическая значимость проекта: состоит в том, что при организации работы по правовому воспитанию будущего гражданина, дети в игровой форме познакомятся с правами и обязанностями, а также привлечется внимание детей к важности выборов, научатся в дальнейшей жизни осознанно делать правильный выбор. 

Новизна проекта: в детском саду предпринята попытка организовать образовательную деятельность по гражданско-правовому воспитанию детей в вопросах реализации избирательного права граждан, в виде проектной деятельности. Данная деятельность привлекла внимание родителей, что является особо значимым аспектом.

Проект имеет игровой сюжет, носит комплексный интегративный характер (является частью образовательной деятельности в детском саду по направлениям «Познавательное развитие»«Социально-коммуникативное развитие»).

 Проект включает в себя три этапа:

  1. подготовительный (сентябрь 2021)
  2. основной -реализация проектной деятельности
  3. заключительный- итоги проекта (апрель 2022)

Мероприятия по реализации проекта

Первый этап (подготовительный) - проектировочно-организационный:

Деятельность педагога:

  • Сбор информации по теме проекта.
  • Изучение методической и специальной литературы
  • Разработка плана проекта, формулировка цели, задач, обоснование актуальности и практической значимости.
  • Подготовка материалов для работы с детьми подготовительной группы.
  • Подборка консультативного материала для родителей.
  • Ознакомление с проектом родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс.
  • Вовлечение родителей в процесс совместной деятельности по изготовлению атрибутов для голосования.
  • Вовлечение детей в игровую ситуацию

Деятельность детей:

  •  Решают, могут ли они быть участниками этого проекта.
  •   Участие в игровых мероприятиях.

Второй этап (практический) -содержательно-деятельностный:

Работа в центрах активности

Познавательное развитие

Деятельность педагога с детьми:

  • Деловая игра «Выборы в сказочной стране» (Приложение 1)
  • Проведение д/игры «Я имею право» (Приложение 2)
  • Беседа с детьми «Что я знаю о своих правах и обязанностях?», «Что такое выборы и для чего они нужны». (Приложение 2), (Приложение 3)
  • Беседа о выборах президента Российской Федерации.
  • Просмотр презентации «Детям о выборах», «Я имею право»
  • Беседа с детьми о родине, России, государственной символике, о главных должностных лицах разного уровня. (Приложение 4)
  • Чтение художественной литературы, беседа о выборах, о профессии – президент, о процедуре проведения выборов, о роли наблюдателей и членов избирательной комиссии. (Картотека/методический материал)
  • Изготовление атрибутов для игры «Выборы президента сказочной страны» (флаг, герб, паспорт, урна для голосования). (Приложение 4)
  • Официальное вручение паспортов детям – (Приложение 5)

     

 Третий этап (заключительный) - оценочно-рефлексивный:

Итоги работы по проекту

Деятельность воспитателей и детей:

  • Итоговая беседа на тему "Что мы знаем о правах и обязанностях гражданина нашей страны."
  • Подведение итогов выборов "Сказочной страны", подсчет голосов. (Презентация)
  • Продуктивная деятельность: выставки на тему «Флаг России, паспорт».
  • Отчеты в рамках повышения правовой культуры избирателей. (Приложение 6)
  •     Отчеты в рамках повышения правовой культуры детей. (Приложение 7,8)
  • Фотоотчеты.
  • Презентация проекта.

                                           

Перспективный план 2021-2022г

Сроки реализации

Тема

Цель

сентябрь

Разработка плана проекта, формулировка цели, задач, обоснование актуальности и практической значимости

октябрь

Беседа о родине- России, государственной символике, о главных должностных лицах нашей страны.

Цель: воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважения к своей Родине, ознакомление детей с такими понятиями, как «Россия”, «Родина”, «Отечество”; обзорное ознакомление с символикой и Гимном России

Аппликация «Флаг Россий»

Цель: обогащать знания о своей стране, символике.

Беседа и рассматривание буклетов «Все на выборы!», «Что такое выборы и для чего они нужны». (Приложение 2),

Цель: познакомить детей с понятиями «выборы», «голосование», «урна» и т.д

Беседа о выборах президента Российской Федерации.

Цель: показать детям, что они имеют право на выбор, привлечь внимание детей к важности выборов в стране.

Викторина на тему: «Мы молодые нам выбирать».

Цель: развивать игровую деятельность, закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры.

ноябрь

Беседа с детьми «Что я знаю о своих правах и обязанностях?», (Приложение 3). Просмотр презентации «Детям о выборах», «Я имею право»

Цель: развивать диалогическую и монологические формы речи, расширение кругозора, формирование правовой компетентности детей.

Чтение рассказа Т.А. Шорыгиной «Мои права» из книги «Беседы о правах ребенка».

Цель: знакомить детей с их правами и обязанностями.

Д/игры «Я имею право» (Приложение 2) Дидактические игры «Я имею право» и «Хорошо – плохо».

Цель: развивать умение детей осознанно делать свой выбор, уметь аргументировать его, знать последствия, закрепить знания о правах и обязанностях ребенка.

Выставка рисунков «Я выбираю»

Цель: развивать эстетические чувства, поощрение активного участия детей в художественной деятельности

декабрь

Рисование на тему: «Я, ты, он, она – голосует вся страна!»

Цель – привлечь родителей к совместной творческой деятельности с детьми, активизация совместной работы детей и родителей по гражданско-правовой тематике.

Чтение художественной литературы, беседа о выборах.  Познакомить с профессией – Президент

Цель: расширять представления о разнообразии профессий ,о социальной значимости каждой из них в жизни человека.

январь

ООД. Аппликация. Изготовление атрибутов для игры «Выборы президента сказочной страны» (флаг, герб, паспорт, урна для голосования). (Приложение 4)

Цель –закреплять навыки приёмов  вырезания, формировать умение красиво располагать детали  на  листе бумаги.

Сюжетно -ролевая игра: Официальное вручение паспортов детям – (Приложение 5)

Цели: помочь детям ощутить значимость события – вручение паспортов; воспитывать гражданско-патриотические чувства, любовь к Родине; закрепить знания о государственной символике, основных документах государства и гражданина.

»

С/р игра «Выборы в сказочной стране» (Приложение 1)

 Цель: познакомить дошкольников с важными событиями, происходящими в стране. Закреплять знания о процедуре голосования, развивать умение выражать своё мнение, самостоятельно принимать решение, аргументируя свой выбор.

С/р игра «Мы все идем на выборы»

Цель: познакомить с

основными понятиями избирательного права, рассказать о том, с какого возраста они

имеют право избирать и быть избранными.

февраль

Дидактические игры: разрезные картинки  «Герб России», «Флаг России»

 

Цель: закреплять умение играть в различные игры, закреплять знания о символах страны.

Тематическая выставка на тему «Флаг России, паспорт».

Цель: формировать интерес к истории страны, города; воспитывать чувство гордости за свою страну, город

март

Чтение художественной литературы заучивание стихотворений о России

Цель: развитие интереса к художественной литературе. отработка интонационной выразительности речи

Д/игры: разрезные картинки «Мой край», «Достопримечательности родного края»

Цель: расширять представление о родном крае.

»

Итоговая беседа на тему "Что мы знаем о правах и обязанностях гражданина нашей страны."

Цель: развивать игровую деятельность, закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры.

Апрель-май

Отчет в рамках повышения правовой культуры избирателей. (Приложение 6)

Отчет в рамках повышения правовой культуры детей. (Приложение 7) Фотоотчет.

Презентация проекта.

Цель: подведение итогов реализации проекта.

Результаты проекта

  • Наша работа над проектом планировалась с учётом возрастных особенностей детей. Все мероприятия проводились в игровой форме.
  • Таким образом, в ходе реализации проекта мы приобщили дошкольников к общественно-значимому мероприятию, а также сформировали представления о предвыборной кампании и проведении выборов. Дети смогли не только определить свои позиции, но и попробовать свои силы в роли лидера, оценить себя как гражданина.
  • дети познакомились с темой «Выборы», получили знания, как выглядит избирательный участок и избирательный бюллетень, имеют представление о том, как работают члены комиссии в день голосования. Ребята ответственно отнеслись к своим обязанностям.  
  • в процессе организации занятий, бесед с детьми даны первоначальные знания о государстве, в котором живем (о России), родном крае ХМАО-Югре, о родном городе о символике государства, округа, города; о главных должностных лицах разного уровня. Познакомились с правами и обязанностями человека. Закрепили представления о том, что дети наравне с взрослыми имеют равные права.

Приложение 1.

Деловая игра «Выборы в сказочной стране» Подготовительная «В»

Цель: Знакомить дошкольников с важными событиями, происходящими в стране.

Оборудование:

- интерактивная доска

- компьютер и мультимедийная установка

- выставка рисунков

- костюмы героев

-оформленный стенд «Символика нашей страны»

- оборудование для импровизированных выборов

Предварительная работа:

— конкурс рисунков «я с мамой и папой иду на выборы»;

- разучивание стихов, частушек и сценки;

- выборы избирательной комиссии и депутатов;

- изготовление бюллетеня

- оформление группы.

Ход мероприятия:

Дети читают стихи.

Здравствуй, Родина моя

Утром солнышко встает,

Нас на улицу зовёт.

Выхожу из дома я:

– Здравствуй, улица моя!

Я пою и в тишине

Подпевают птицы мне.

Травы шепчут мне в пути:

– Ты скорей, дружок, расти!

Отвечаю травам я,

Отвечаю ветру я,

Отвечаю солнцу я:

– Здравствуй, Родина моя!

(В. Орлов)

Что мы Родиной зовём

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

(В. Степанов)

Стихи читают взрослые участники

Воспитатель. Ребята! Вы сейчас послушали очень красивые стихи и, конечно же, поняли, что мы будем сегодня говорить о нашей Родине, о России. Наше государство живет по своим законам.

Слайд1 (На экране символика России).

В каждом государстве есть свои символы: герб, флаг, гимн

Звучит Государственный Гимн (дети и взрослые встают) Воспитатель: кто управляет государством? Для чего его выбрали и выбирают?

Главный человек, который управляет государством – это Президент. Как зовут нашего президента? (ответы)

Воспитатель: правильно, президент России - В. В. Путин. Президенту очень нужны помощники. Ведь наша страна большая.

Для этого и выбирают Депутатов. А выбирают их народ.

Кто имеет право голосовать? Граждане страны — это все люди,у кого есть паспорт.

Наша встреча проходит сегодня, в очень важный для нашей страны день.

Рассказ воспитателя.

17 и 18   сентября 2021 года по всей стране пройдут выборы депутатов (представителей народа) РФ

Слайд 2.Сейчас я расскажу, как организуются выборы.

(Презентация «Работа избирательной комиссии).

«Каждый кандидат в президенты и депутаты, который выставляет свою кандидатуру на выборы, составляет свою программу, по которой он будет работать и знакомит с нею население через встречи, газету, телевидение, радио и агитационную литературу.

Слайд 3 В каждом населенном пункте организуются избирательные комиссии.

В нашей станице созданы несколько избирательных участков: они будут работать в школе, в Доме Культуры, в спорткомплексе и в здании сельской администрации.

На каждом избирательном участке работает избирательная комиссия, которая регистрирует избирателей, выдает бюллетень, следит за ходом выборов и в 20-00 начинает подводить итоги голосования и заполнять документацию.

Игра «Выборы».

Воспитатель: сейчас мы с вами будем играть. Я раздам вам паспорта. Кто знает, что это за документ и для чего он нужен? Ответы: Это удостоверение личности, он нужен для того чтобы узнать кто ты есть, установить личность человека

Ребята Бюллетень -это лист на котором нарисованы или напечатаны люди которых выбирают. В них нужно поставить -Галочку за понравившегося персонажа. Бюллетень бросают в ящик. Это называется избирательная урна. Посмотрите на ней герб России, сверху – прорезь, а крышка опечатана печатями. Сюда избиратели опускают свои избирательные бюллетени.

Голосование проходит тайно. Оно называется _ТАЙНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ, это значит каждый сам должен выбрать персонажа. Никому об этом не говорить.

Избиратели -это люди, которые голосуют.

Слайд 4 Вам хочу представить наших кандидатов в депутаты сказочной страны – Мышка-норушка, Лягушка-квакушка и Муха-цокотуха.

Сначала заслушаем программу каждого кандидата.  Заслушав программу депутатов, избиратели пойдут на наш избирательный участок и проголосуют за одного из них. Затем комиссия подведет итог, и мы узнаем, кто же победит.

Выступления кандидатов (персонажи).

1. Если буду депутатом,

Обещаю, вам, ребята,

Буду я народ лечить,

Всем таблетки приносить.

Чтобы наше населенье

Шло ко мне без сожаленья.

2. Я даю вам честное слово,

Что работать я готова.

Буду чистить, убирать,

Чтоб поселок начал процветать.

3. Если выберете меня,

Обещаю, ребятня,

Буду школы возводить,

Чтобы вас всех там учить.

Настало время провести выборы. Прошу избирательную комиссию занять свои места. Организация выборов (По несколько человек (1-2), раздать карандаши) (Звучит веселая музыка. Дети подходят к комиссии, регистрируются, берут бюллетень и голосуют).

  Воспитатель: Наше с вами голосование подходит к концу. (дети по одному бросают листочки в урну)

Когда выборы закончатся -Счетная комиссия вынимает все бюллетени и подводит итоги голосования (помощник воспитателя), и избирательный участок будет закрыт. Члены избирательной комиссии открывают избирательную урну, сортируют бюллетени, считают: за кого из кандидатов проголосовало большее число избирателей. Итоговые данные передают в территориальную избирательную комиссию и так далее.  На следующий день подводят итоги голосования и объявляют победителя ли победителей избирательной компании. Об этом сообщают по телевизору. Через некоторое время избранный кандидат приступает непосредственно к своей работе. 

Воспитатель: Обратимся к наблюдателям, были ли выявлены какие-нибудь нарушения во время выборов?

Воспитатель: Я надеюсь, что выбранные вами кандидаты будут активно работать в сказочной стране.

Воспитатель. Я думаю, что вы сегодня поделитесь своими впечатлениями от нашей встречи со своими родителями, родными и друзьями, и они все придут на избирательные участки.

Рефлексия: ребята в какую игру мы с вами сегодня играли? (ответы…)

правильно "Выборы», а кого мы с вами выбирали? (ответы…)- Депутатов, представителей от народа, помощников президента.

С каким документом ходят на выборы? (ответы…) Паспорт

А вам понравилось играть? (ответы…)

В. Выборы подошли к концу. Сейчас избирательная комиссия подведёт итоги голосования.

В. Внимание, внимание! Всех избирателей сказочной страны приглашаем на избирательный участок для объявления результатов голосования. Слово предоставляется председателю избирательной комиссии.

Председатель. Уважаемые избиратели! Мы подсчитали ваши голоса и получили вот такие результаты:

  • за -1 кандидата __________человек;
  • за - 2 кандидата _________человек;
  • за -3 кандидата ___________человек.

В. Дорогие избиратели! Выборы состоялись! Поздравляем с победой на выборах __________! Звучит фонограмма патриотической песни)

Приложение 2

Беседа: «Детям о правах человека»

Предварительная работа:

1. Чтение рассказа Т.А. Шорыгиной «Мои права» из книги «Беседы о правах ребенка».

Цель: знакомить детей с их правами и обязанностями.

2. Чтение русской народной сказки «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».

Цель: познакомить детей с произведением, обратить внимание детей на продуманный выбор пути Ивана – царевича, развивать умение логически мыслить, анализировать проблемные ситуации.

3. Дидактические игры «Я имею право» и «Хорошо – плохо».

Цель: учить детей осознанно делать свой выбор, уметь аргументировать его, знать последствия, закрепить знания о правах и обязанностях ребенка.

Приложение 3.

Беседа «Что такое выборы и для чего они нужны»

Цель: показать детям, что они имеют право на выбор, привлечь внимание детей к важности выборов в стране.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, что вы больше всего любите делать? 

Дети: играть, рисовать, смотреть мультфильмы ….  (другие ответы детей).

Ведущий: Да, больше всего вы любите играть. Игры бывают разные, но во всех играх есть … Что?

Дети: Правила.

Воспитатель: Правильно. Их обязательно нужно соблюдать, тогда играть будет интересно. Есть игры, где нужен водящий. С чего тогда вы начнете игру?

Дети: С выбора водящего.

Воспитатель: А как вы это сделаете?

Дети: Считалочкой или можно договориться.

Воспитатель: То есть для начала игры вы делаете определенный выбор. Выбирать, то есть взять или выделить что – либо интересное, необходимое.

Что еще дети могут выбирать.

Дети: Какую игрушку взять, с кем играть, какой мультфильм смотреть, какую книгу читать, что нарисовать…

Воспитатель: Верно. Скоро вы подрастете, будете взрослыми и сможете участвовать в выборах, как ваши папы и мамы. Вы будете выбирать депутатов Государственной думы, главу нашего города, губернатора края, президента России. Это все выборные должности. И от того, кто будет во главе поселения, края, страны будет зависеть как будут жить люди в станице, в крае, в стране. Это очень большая ответственность.

Воспитатель: Наверно кто – то из вас уже ходил с взрослыми на выборы? Что вы там видели, что вам запомнилось?

Рассказы детей.

 Воспитатель: Ребята, когда я ходила на выборы мне там подарили символ нашей страны -флаг. Мы уже не раз знакомились со значением цветов на нём. Давайте вспомним их значение.

Дети: ответы.

Я предлагаю вам сегодня сделать флаг нашей страны

 Деятельность в центре активности. Аппликация

Деятельность детей.

Рефлексия.

Приложение 4.

Беседа с детьми о родине, России, государственной символике, о главных должностных лицах разного уровня.

      Цель: воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважения к своей Родине, познакомить детей с понятиями «выборы», «голосование», «урна». Объяснить для чего проводятся выборы, ознакомление детей с такими понятиями, как «Россия”, «Родина”, «Отечество”; обзорное ознакомление с символикой и Гимном России; закрепление полученной информации (рисунок, аппликация, игра).

  • Задачи:
    Обогащать знания детей о своей стране, чем богата и знаменита их Родина;
  • Формировать представления детей о государственных символах России – флаге, гимне, гербе; подвести детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают, раскрывают явления;
  • Познакомить детей с Президентом России; губернатором области, главой района.
  • Формировать представления детей о природе России, вызвать чувство восхищения русской природой;
  • Развивать представление о том, что Российская Федерация (Россия) -огромная страна;
  • Формирование целостной картины мира;

Планируемые результаты:

  • Уважительно относиться к государственным символам: флагу, гербу, гимну России.
  • Иметь патриотические чувства к Родине: любовь, гордость, уважение к родной стране, бережное отношение к ней.


 
Методы и приёмы: 

 Методы: игровые, словесные, наглядные.

 Приёмы: вопросы, указания, дополнения, напоминания, художественное слово, самооценка.

 Наглядные средства обучения: слайды с изображением карты, герба и флага Российской Федерации природы, городов, достопримечательности, фотографии президента и др.аудиозапись: гимн.

Организация детей: дети сидят на стульчиках

Словарная работа: Отечество, управляет, руководит, многонациональная, могучая….

 Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением городов России; рассматривание флага и герба Российской Федерации; чтение произведений; заучивание стихотворений о Родине; подготовка демонстративного материала, изучение методической литературы.

Ход беседы:

       Педагог: Добрый день ребята ! Ежедневно нам с вами приходится делать выбор: позавтракать кашей или яичницей, подарить другу на день рождения игрушку или шоколадку и т. Д. Это повседневный выбор. Мы к нему привыкли. Однако в нашей жизни существует другое значение этого слова. И этот выбор, сделанный пока ещё не вами, но вашими родителями может решить судьбу всей нашей страны. Наше государство живет по своим законам. (Показ на мониторе – символика России).

 В каждом государстве есть свои символы: герб, флаг, гимн

Звучит Государственный Гимн

 Педагог-: кто управляет государством?

Главный человек, который управляет государством – это Президент. Как зовут нашего президента?

Дети: президент России – Владимир Владимирович Путин.

 Педагог: правильно, в нашей стране президент В.В.Путин.

В ХМАО -Югре  – Губернатор. Как зовут нашего Губернатора?

Дети: Губернатор Н.В. Комарова

 Педагог: В нашем городе Пыть-Ях. Как зовут мэра нашего города?

Дети: Мэр нашего города  Морозов  Александр Николаевич.

 На мониторе появляется символика России, главные должностные лица.

 Педагог: Государство, область и наш округ  имеют свою символику – это герб и флаг.

 Ребята у государства «Сказочной страны» тоже есть герб, флаг и гимн.

     Как и в любом государстве, президент – глава государства. А как вы считаете,в    сказочном  государстве должен быть Президент? (дети отвечают).

Педагог:Скажите, какими качествами должен обладать Президент? (дети отвечают).

Педагог:Скажите, ребята, а Вы ходили на выборы с родителями? (дети отвечают).

Педагог:Что вы там увидели? Доверяли ли родители бросить в урну (это такой специальный прозрачный ящик), бумажку с их записями? (дети отвечают).

Педагог :Знаете, ребята, на бумажке, которая называется бюллетень, написаны фамилии имена и отчества тех людей, которые желают стать президентом, депутатами. Люди галочкой на бюллетене отмечают тех, которым они больше доверяют.

Педагог :запомните ребята о необходимости проявлять свою гражданскую позицию, приходить на выборы и голосовать. Гражданская ответственность наступит у детей тогда, когда им исполнится 18 лет. Сегодня мы с вами рассмотрим как выглядит паспорт.

Я приготовила для вас сюрприз вы   тоже сегодня примите участие в изготовлении паспортов. Мы с вами наклеим туда свои фотографии, а потом я вам их торжественно вручу.  Конечно ваши паспорт сказочный, ведь мы будем принимать участие в выборах президента сказочной страны.

Работа в центре активности. Аппликация.

 Деятельность детей. Рефлексия

Приложение 5.

Игровое занятие "Официальное вручение паспортов детям"

Цели: помочь детям ощутить значимость события – вручение паспортов; воспитывать гражданско-патриотические чувства, любовь к Родине; закрепить знания о государственной символике, основных документах государства и гражданина.

Ход мероприятия

Воспитатель: Добрые день, дорогие ребята!

В мире есть такие государства –
                    Солнцем озаренные края,
                    С пеньем птиц,
                    С гудками на рассвете
                    Это наша Родина, друзья.

Воспитатель: я рада видеть вас, приветствуем всех кто готов прочувствовать всю важность и торжественность предстоящего события – получения главного документа каждого гражданина.

 Дорогие ребята, сегодня вам вручат паспорта. Давайте окунемся в историю его возникновения.

      В давние времена люди беспрепятственно передвигались по миру. В поисках знаний по Европе скитались школяры. Отправлялись в святую землю паломники. Однако, по дорогам скитался не только деловой люд, но и разбойники, бродяги. Надо было как-то отделить одних от других, взять под защиту добросовестных и честных людей. С этой целью были введены особые документы, удостоверяющие личность. Впервые они появились в Германии в 15 веке и выдавались не всем. Позднее такие документы стали называться «паспорт», означавшего разрешение на проезд через порт. Со временем все большее число государств вводили у себя паспорта.

     В России были введены указом Петра I от 30 октября 1719 года. Они назывались – «проезжими грамотами». А 27 декабря 1932 года был принят закон, который ввел единую на всей территории СССР паспортную систему. С той поры паспорт стал жизненно важным документом.

       Быть гражданином России – это высокая честь. Всем гражданам нашей страны присущи любовь к Родине, ответственность за ее судьбу. Вместе с тем каждый из нас должен быть уверен что наша жизнь, свобода, права надежно защищены государством. И все это обеспечивает Основной закон нашей страны Конституция.

     Воспитатель: молодежь – будущее России. И вы, ребята, являетесь ее яркими представителями. Молодым в нашей стране даны большие возможности для разнообразной деятельности. Перед вами открыты двери различных государственных структур, которые помогут вам реализовать себя в жизни.

Вручение паспортов детям подготовительной группы.

     Воспитатель: Любовь к Родине начинается с любви к родителям. С ранних лет мы впитываем чувство любви и преданности своей семье. Именно мама учит первому слову, а папа помогает сделать нам первый шаг по родной земле. Мы взрослеем, становимся мудрее, набираемся опыта, а для родителей мы все равно остаемся детьми.

     Воспитатель: получая паспорт, вы становитесь не только гражданами России, но и полноправными хозяевами своей Родины. Мы уверены, что вы успешно продолжите дела и начинания людей старших поколений, которые создавали и развивали экономику, культуру и искусство страны.

      Еще недавно гордость за свою Родину, за свою Россию воспринималось как одно и тоже. Времена изменились – так сильно, что мы перестали реагировать на государственные символы и святыни. И не случайно наше сегодняшнее торжество началось с самой главной мелодии страны – Государственного Гимна России, полноправными гражданами которой сегодня стали юные жители детского сада «Созвездие».

     Вручение паспорта – это большое и волнующее событие в жизни каждого человека. Этот факт знаменует для юных граждан начало взрослости и самостоятельности, так как паспорт – это юридический документ, удостоверяющий личность гражданина любой страны.

Приложение 6.

Отчет в рамках повышения правовой культуры избирателей

а) что за событие (новость) произошло или предстоит:

     В «Прогимназии «Созвездие» с воспитанниками провели цикл мероприятий на тему: «Все на выборы!» 

б) кто является/являлся участником события и сколько человек приняло участие

    Участниками данного мероприятия были дети 5-7 лет, Подготовительной «В» группы «Любознайки», «Прогимназии «Созвездие», города Пыть-Ях. В мероприятии приняло участие в количестве 14 детей.

в) где событие произошло или произойдет:

     В группе с детьми были проведены беседы

«Что такое выборы?»,

 «Детям о выборах»;

А так -же была проведена деловая игра «Выборы в сказочной стране» дети  в игровой форме познакомились с тем, как проходят выборы, стали их непосредственными  участниками. Узнали для чего нужен паспорт, познакомились с терминами и атрибутами для выборов с символикой нашей страны. Играли в настольно-печатные игры. Слушали стихотворения. Смотрели презентацию «Что такое выборы и для чего они нужны». Просматривали короткометражный фильм «Я живу в России»

г) почему и как произошло событие:

     В целях расширения познавательного интереса и просвещения подрастающего поколения и будущих избирателей, в сфере избирательного права и избирательного процесса. Беседы и игры  с дошкольниками  направлены на формирование у дошкольников первоначальных правовых знаний важности выборов, в сознании каждого человека в обществе; повышение уровня правового просвещения будущих избирателей в сфере избирательного права и избирательного процесса; развитие у старших дошкольников таких качеств, как уважения к окружающим, чувство самоуважения, доброта, отзывчивость и привлечение внимания детей к выборам, чтоб повысить их гражданскую ответственность и сформировать активную жизненную позицию дошкольников через показ иллюстраций символов нашего государства.  Беседы и игры проводили воспитатели группы Лымарева Н.В, Алексеева Л.Н.

д) зачем и с какой целью происходило событие, какие достигнуты результаты по его итогам:

     Целью данного мероприятия является, воспитание чувства патриотизма, которое направлено на то, чтобы показать детям, что они имеют право на выбор, привлечение внимания детей к важности выборов в стране для каждого человека. Продолжали формировать знания детей с Государственными символами России: гербом, фагом, гимном, конституцией России; его значением в жизни людей нашей страны - Россия. Детям объяснили, что каждый человек имеет право принимать участие в выборах и отстаивать свою гражданскую позицию. В процессе данной работы формировали у детей основы правового сознания, и правовой культуры, а также развивали инициативу и творческие способности у детей и навыки межличностного общения в коллективе.

Приложение 7.

Отчет в рамках повышения правовой культуры детей

а) что за событие (новость) произошло или предстоит: 

     В «Прогимназии «Созвездие» с воспитанниками провели цикл мероприятий на тему: «Я имею право!» Не успев появиться на этот свет, каждый ребенок обладает теми же правами, что и другие граждане нашей страны. Эти права необходимо не только досконально знать, но и соблюдать.

б) кто является/являлся участником события и сколько человек приняло участие

    Участниками данного мероприятия были дети 5-7 лет, Подготовительной «В» группы «Любознайки», В мероприятии приняло участие в количестве 14 детей.

     в) где событие произошло или произойдет: 

«Прогимназия «Созвездие», города Пыть-Ях.

г) почему и как произошло событие:

  20 ноября – необычный день. Еще 1989 году была принята Конвенция ООН «О правах ребенка» а с 1996 года было решено ежегодно отмечать этот день, как «День прав ребенка».   Беседы и игры были проведены в игровой форме.  

д) зачем и с какой целью происходило событие, какие достигнуты результаты по его итогам: 

Беседы и игры проводили воспитатели группы Алексеева Л.Н., Лымарева Н.В.

   С целью расширения познавательного интереса и просвещения подрастающего поколения, а также формирование первоначальных правовых знаний будущих граждан нашей страны.

 В своей работе с детьми подготовительной группы мы используем карточки – «Права ребенка в картинках». Веселые и красочные картинки лучше воспринимаются и запоминаются детьми. Дети в игровой форме обогащают свой словарный запас и лучше запоминают свои права в семье.

  • В этот день дети узнали какие права они имеют:
  • Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование.
  • Дети имеют право на воспитание в семейном окружении.
  • Каждый ребенок имеет право на семью.
  • Дети имеют право на медицинский уход.
  • Право на жилье.
  •  Право на заботу взрослых о детях.
  • Право на полноценное питание.
  •  Право на защиту от всех форм жестокого обращения.
  • Дети имеют право на отдых, развлечения.
  • Каждый ребенок имеет право на национальную самобытность.
  •  Дети имеют право пользоваться своей национальной культурой, родным языком.
  • Узнали то, что у детей есть не только права, но и обязанности.

  • Тематические беседы и мероприятия о правах ребенка:
  • «Я – маленький человек».
  • Беседа «Как играют дети и взрослые».
  •  Беседа «Где я живу?».
  • Беседа «Кто нас любит?».
  • Обмен мыслями «За что я люблю своих папу и маму?».
  • Рисование «Кто где живет?». Познакомили детей с разными видами домов, их функциями и назначениями. Объяснили детям, что означает право на неприкосновенность дома.
  • Беседа «Наше питание».
  •  Праздничное мероприятие «День народного единства».
  • В с/р игре «Семья» знакомим с правом на любовь и заботу родителей.
  • Во время бесед о доброте и зле, объясняем детям о праве на защиту от всех форм жестокого обращения.
  • Дети имеют право на отдых, развлечения. Мы систематически предоставляем им возможность на выбор любимого занятия.
  • А так -же была проведена игра «Мои права» дети в игровой форме познакомились с тем, что такое права человека. Узнали для чего нужны права человека, познакомились с новыми терминами, с Конвенцией о правах человека и с самим документом. Играли в настольно-печатные игры. Смотрели презентацию «Что такое права человека и для чего они нужны». Просматривали короткометражный фильм «Я живу в России»

     В процессе данной работы формировали у детей основы правового сознания, и правовой культуры, а также развивали инициативу и творческие способности у детей и навыки межличностного общения в коллективе. Продолжали формировать знания детей с Государственными символами России: гербом, фагом, гимном, конституцией России.

  • Работа с законными представителями ребёнка.

    С целью ознакомления родителей с правами ребенка, мы подготовили для них папку-передвижку на тему: «Права детей».

 В ней затронули такие вопросы:

  • Права ребенка -современный взгляд.
  • Морально-правовое воспитание ребенка-дошкольника.
  • Когда нарушаются права ребенка?
  • Каждый ребенок имеет право.
  • Памятка добрых родителей.
  • Что родители могут сделать для своего ребенка?
  • Как реагирует ребенок на нарушение его прав?
  • Надо ли наказывать ребенка?

  • Мы провели анкетирование родителей нашей группы. Ответы на вопросы помогли нам подобрать необходимый материал для бесед с ними относительно защиты прав ребенка.

Приложение 8.

Отчет в рамках повышения правовой культуры избирателей

а) что за событие (новость) произошло или предстоит:

МАОУ «Прогимназия «Созвездие» 15 сентября провели мероприятие «Мы все идем на выборы» и викторину на тему: «Мы молодые нам выбирать».

б) кто является/являлся участником события и сколько человек приняло участие:

Участниками данного мероприятия были дети 6-7 лет подготовительной группы «Б» «Лучики». В мероприятии приняло участие 16 детей.

в) где событие произошло или произойдет:

Мероприятие «Мы все идем на выборы» и викторину на тему: «Мы молодые нам выбирать» проводили в детском саду.

г) почему и как произошло событие:

В рамках дня молодого избирателя участникам предложено было поучаствовать в мероприятии «Мы все идем на выборы» и ответить на вопросы викторины «Мы молодые нам выбирать». Мероприятие проводил воспитатель Прогимназии «Созвездие».

д) зачем/с какой целью происходило событие, какие достигнуты результаты по его итогам:

Ребята прослушали небольшой экскурс в историю выборов, познакомились с основными понятиями избирательного права, узнали с какого возраста они имеют право избирать и быть избранными, а также поучаствовали в викторине «Мы молодые нам выбирать». Целью данного мероприятия: было формирование у детей гражданской ответственности, увеличения интереса молодежи и будущих избирателей к вопросам управления государственными и местными делами посредством выборов.

Список литературы: 

1. Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009 (Вместе с детьми).

2. Голицына Н.С., Огнева Л.Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.

3. Доронова Т.Н. и др. – Защита прав и достоинств маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада: пособие для работников дошк. образов. учреждений – М.: Просвещение, 2006.

4. Жукова Р.А. Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий. - Изд. 2-е переработанное. /Сост. – Волгоград: ИТД «Корифей».

5. Имя вашего ребенка. – СПб.; ООО «Виктория плюс», 2007

6. Имена, именины, именинники. – СПб.; ООО «Виктория плюс», 2007.

7. Калинина Л.В. Изучаем права вместе с любимыми персонажами. - «Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 С.39 – 45.

8. Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ - М.:ТЦ Сфера, 2007 (Библиотека руководителя ДОУ).

9. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина… Практическое пособие для работников ДОУ, - М.: АРКТИ, 2003 (Развитие и воспитание дошкольника).

10. Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – М.: РИОР, 2007

11. Конституция Российской Федерации. Государственный гимн Российской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2008 (Правовая библиотека).

12. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.: Просвещение, 1990.

13. МячинаЛ.К., и др. Маленьким детям – большие права: Учебно-методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

14. МячинаЛ.К., ЗотоваЛ.М., ДаниловаО.А. Мои права: Рабочая тетрадь у учебно-методическому пособию «Маленьким детям – большие права».

15. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб. – метод. Пособие. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. (Воспитание и доп. Образование детей).

16. Соловьева Е.В., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Степина Н.М. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. (Развитие и воспитание дошкольника)

17. Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. (Серия «Малышам о Родине»)

18. Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. (Серия «Малышам о Родине»)

19. Фарафонова И.И., Пасякина Л.В., Сухова Е.Г., Комова Т.М. Права ребенка (семейные проекты) – журнал «Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 С.39 – 45.

20. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. - Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

21. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008 (вместе с детьми).

22. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей 3-6 лет). – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.

23. В пособиях: Шорыгиной Т.А. «Беседы о правах ребенка» и Давыдовой О.И., Вялковой С.М. «Беседы об ответственности и правах ребенка» много рассказов и сказок, которые можно использовать в своей работе с детьми.



Предварительный просмотр:

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия «Созвездие»

(МАОУ «Прогимназия «Созвездие»)

              ПРОЕКТ                             

                          «Никто не забыт, ничто не забыто»                       

Старший дошкольный возраст

                                                                                                                 Старший воспитатель:

Мамедгулиева Р.Р.

2022г.

                   Проект "Никто не забыт, ничто не забыто"

                               

Тип проекта:

 - творческий - информационный
 - игровой
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта: воспитатель, дети, родители.
Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за подвиг нашего народа в           Великой Отечественной войне.

Задачи:

1. Сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной Войне.
Воспитывать гордость и уважение к ветеранам ВОВ.
2. Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыки о войне.
3. Формировать чувство гордости за Родину, за наш народ.
4. Воспитывать трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны. 
5. Привлечь родителей к совместной деятельности.

Актуальность проекта:

Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Поэтому необходимо ещё до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем.

Предварительная работа:

1.Рассматривание иллюстраций о войне, дне Победы.
2.Чтение художественных произведений о Великой Отечественной войне, слушание военных песен, вальсов, заучивание стихов и песен.
3.Подготовка литературно-музыкального досуга «9 Мая».

Этапы реализации проекта

1 этап 
1. Выявление первоначальных знаний детей о войне, о празднике победы.
2. Информация родителей о предстоящем проекте.
3. Подбор литературы, презентаций, фотографий, плакатов. 
2 этап 
1. Проведение НОД, бесед о ВОВ, победе в войне.
2. Привлечение родителей к участию в проекте.
3. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр.
3 этап 
1. Организация выставки работ ко Дню Победы (совместная работа детей и родителей)
2. Экскурсия к памятнику «Неизвестному солдату» Возложение цветов
3. Литературно-музыкальный досуг «9 Мая».

Формы проведения проекта:

Беседы:

•«Поклонимся погибшим тем бойцам…»
•«Солдат – победитель»
•«Что такое героизм?»
•«О городах героях»
•«Москва – город герой»

Знакомство с художественной литературой:

•Е. Благина «Шинель»; 
•чтение глав из книги С. Баруздина «Шел по улице солдат»; 
•Н. Дилакторская «Почему маму прозвали Гришкой»;
•А. Митяев «Землянка»; «Мешок овсянки»; «Почему армия родная?» 
•Л. Кассиль из книги «Твои защитники».
•Прослушивание музыкальных произведений: «Священная война», «День победы».

Дидактическая игры:

•«Назови пословицу».
•«Раньше и теперь».
•«Защитники Отечества».
•«Великие люди России».
•«Что изменилось».
•"Военный транспорт».

Сюжетно-ролевые игры:

•«Пограничники»
•«Мы военные», 
•«Моряки», 
•«Летчики».

Подвижные игры:

•«Разведка. » 
Цель: развивать у детей выдержку, наблюдательность, четность.
•«Встречные перебежки» 
Цель: закрепить умение детей бега наперегонки.
•«Попади в цель» 
Цель: продолжать учить сочетать замах с броском при метании. Соблюдать очередность в игре.
•«Меткий стрелок».
Цель: формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров.

НОД:

• Аппликация - Открытка «Георгиевская ленточка».

• Аппликация с элементами рисования «Кремль».
• Познание (формирование целостной картины мира).
Наша армия. День Победы.

Работа с родителями:

•Консультация для родителей на тему: «Знакомьте детей с героическим прошлым России»
•Оформление папки-передвижки «9 Мая»

 Советы родителям «Как рассказать детям о войне».

Итог проекта:

 Создание и посещение музея «Наследники победы» в детском саду.

 Участие в построении живого коридора для ветеранов войны, вручение открыток и цветов.

               Приложение к проекту "Никто не забыт, ничто не забыто"

Тема беседы: «Поклонимся погибшим тем бойцам…»

Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за подвиг нашего народа в           Великой Отечественной войне.

Ход занятия:

Сегодня мы поговорим о замечательном празднике ДЕНЬ ПОБЕДЫ нашего народа в ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ.

Путь к победе был долгим и трудным.

Немецкие захватчики напали на нашу страну 22 июня 1941 года.

Напали неожиданно, без объявления войны. Наши воины встали на защиту Родины. Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт. Родные и близкие провожали их со слезами на глазах, но верою в победу. Четыре с половиной года продолжалась эта страшная война! Вся огромная страна поднялась на борьбу с врагом. Все кто остался в тылу – даже дети, работали на заводах и фабриках. Делали оружие. В школах ребята вязали бойцам теплые носки и варежки. Тогда говорили: «Все для фронта! Все для победы! »

И вот наступил долгожданный день!

По радио объявили об окончании войны. Страна ликовала! Пели, танцевали прямо на улицах, даже незнакомые люди обнимали друг друга, многие плакали от радости.

Во многих семьях сохранились письма с фронта. Их называли треугольники, т. к. они складывались в виде треугольника. Посылали такие письма не простой почтой, а военно-полевой.

Здравствуй, дорогой Максим!

Здравствуй, мой любимый сын!

Я пишу с передовой,

Завтра утром – снова в бой!

Будем мы фашистов гнать.

Береги, сыночек, мать,

Позабудь печаль и грусть –

Я с победою вернусь!

Обниму вас, наконец.

До свиданья. Твой отец. (Т. Шорыгина)

Как же ждали таких писем в каждом доме! И дети и взрослые смотрели в окно – не идет ли почтальон, не несет ли весточку с фронта. Ах, как гордились мальчишки своими отцами и старшими братьями, которые воевали! Но на войне сражались не только мужчины, но и женщины. Девушки, которые были санитарками, медсестрами, врачами, связистками и даже разведчицами. Сколько солдат спасли от смерти верные женские руки!

ФРОНТОВАЯ СЕСТРИЧКА

Пушки грохочут, пули свистят.

Ранен осколком снаряда солдат.

Шепчет сестричка: «Давай, поддержу,

Рану твою я перевяжу! » -

Все позабыла: опасность и страх,

Вынесла с боя его на руках.

Сколько в ней было любви и тепла!

Многих сестричка от смерти спасла! (Е. Трутнева)

Победа далась дорогой ценой – погибли миллионы солдат. Имен многих из них мы не узнаем. Но каждый год в этот день мы вспоминаем всех погибших в боях за Родину. Каждый год 9 мая в честь Великой Победы вечернее небо озаряется праздничным салютом.

Пышные букеты

В небе расцветают,

Искорками света

Лепестки сверкают.

Вспыхивают астрами

Голубыми, красными,

Синими, лиловыми –

Каждый раз все новыми!

А потом рекою

Золотой текут.

Что это такое? – (праздничный салют)

Во многих городах горит вечный огонь, мы возлагаем к нему цветы.

НИКТО НЕ ЗАБЫТ! НИЧТО НЕ ЗАБЫТО!

Не забыть нам этой даты,

Что покончила с войной

Той великою весной,

Победителю – солдату

Сотни раз поклон земной!

Тема беседы:  «Солдат – победитель»

Цель: Обобщение материала по теме «День Победы».

Материал: 

Сюжетные картинки по теме «День Победы», предметные картинки (ордена, медали, салют, букет, памятник, Вечный Огонь), георгиевская лента.

Предварительная работа.

Рассматривание картинок и иллюстраций на тему войны, беседы о подвигах советского народа в годы войны, рассматривание картинок с изображением различных наград.

Словарная работа.

Ветераны, герои, подвиг, памятник, Великая Отечественная война, торжественный парад.

Ход занятия.

Игра: «Повтори – не ошибись»

Смелый – храбрый – сильный;

Умный – геройский – отважный;

Решительный – бесстрашный – отважный;

Храбрый – геройский – мужественный;

Смелый – отважный – сильный;

Молодой – старый – юный;

Отважный – сильный – умный;

Геройский – бесстрашный – отважный.

 Воспитатель:

 - Ребята, как вы думаете, к какому празднику относятся все эти слова?

- Воспитатель показывает картинку с изображением салюта и радостных и счастливых людей.

- Как вы думаете, чему радуются все и дети и взрослые?

- С кем была война?

- Вспомните, сколько лет она длилась?

- Почему мы с вами до сих пор празднуем этот день?

Воспитатель:

Прошло много лет после этой войны, но люди до сих пор помнят о героях, их подвигах; им посвящено много фильмов, картин, рассказов, песен, стихов.

Воспитатель: Послушайте стихотворение.

Победой кончилась война.

Те годы позади.

Горят медали, ордена

У многих на груди.         (С.Михалков)

Воспитатель показывает картинки с изображением орденов и медалей.

- За что давали награды русским воинам?

- Ордена и медали получали только мужчины?

- Живые и павшие получали различные награды, значит, они были какими?

Физкультминутка.

Воспитатель:

 давайте представим с вами, что мы вырастили цветы для героев. Давайте покажем, как мы это делали.

Имитация движений: копка земли, рыхление почвы, посадка, полив, срезание цветов и вручение их герою.

А теперь покажите, какие лица были у ветеранов.

Воспитатель:

Долгой и тяжелой была война, много погибло народу. Я уже говорила, что этой войне и этой победе было посвящено много песен, стихов, рассказов, фильмов. Мы с вами тоже не должны оставаться в стороне и предлагаю вам стать художниками и нарисовать каждому картину на тему «Священная война»

Дети рисуют по замыслу на тему «Священная война»

Тема беседы: «Что такое героизм»

Цель: Формировать представление о героизме. Воспитывать у детей эмоционально-положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании подражать им в ловкости, быстроте, смелости, в стремлении быть похожими на них. Уточнять и расширять представления о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны.

Материал: Фотографии памятников городов-героев, иллюстрации с изображением орденов и медалей.

Ход занятия:

Воспитатель: ребята, я прочитаю вам стихотворение С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое». Как вы считаете, парень лет двадцати, действительно герой? (Ответы детей). Как вы думаете, почему стихотворение названо «Рассказ о неизвестном герое»? (Ответы детей). Как можно охарактеризовать его поступок? (храбрый, смелый, героический). Да, правильно, этот парень настоящий герой, он вынес ребёнка из горящего дома, а награду за это не потребовал. Он скромный герой. Скажите, а каждый ли поступок можно назвать героическим? Например, на глазах у прохожих перебежать проезжую часть улицы на красный свет светофора – это героизм? (Нет). Правильно, это не героизм, а глупость, которая может плохо кончиться для «героя».

Воспитатель читает отрывки из стихотворения В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» Задаёт вопросы по содержанию о поступках «героев».

Воспитатель: Героическим можно назвать поступок, когда он совершается во имя благородной цели. Например, если человек, рискуя жизнью, спасает утопающего – это героизм. Когда пожарные , рискуя жизнью, спасают людей из огня – это тоже героизм. А герои космоса? Кто знает, не подстерегает ли на этот раз их непредвиденное. И всё же они уходят на задание, чтобы открыть человечеству новые тайны. А кто был первым героем космоса? Правильно, Юрий Гагарин. Дети, кого ещё можно назвать героями? (Спасатели, врачи, военные). А из вас кто-нибудь совершал хорошие поступки? Какие? (Ответы детей).

Физкультминутка: «Мы военные» 
Мы станем все военными, Шагают на месте. 
Большими, здоровенными. Руки вытянуть вверх, опустить через стороны
Будем в Армии служитьБудем Родину любить. Движения повторяются. 
Сад и дом свой охранять, Наклон вперёд, смотрим в «бинокль». 
Будем мир мы защищать! Шагают на месте.

Воспитатель:

Много героических поступков было совершено и во время войны. Героизм проявляли не только взрослые, но и дети-подростки. Они, как и взрослые, делали для победы всё, что могли. Многие города нашей страны захватили фашисты. Трудно и тяжело было людям, когда вражеские войска стали подбираться к Москве. Москвичи сказали: «Не сдадим Москву! Будем оборонять нашу столицу!» И они обороняли: строили баррикады по дорогам, по которым шли фашисты, рыли окопы, землянки. На заводах работали и днём и ночью: делали снаряды, оружие для фронта. На фронте войска сражались с врагом, защищая Родину.

В названиях городов, площадей, улиц живут имена героев великой Отечественной войны. Героям-победителям посвящены памятники на улицах городов России.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает открытки с памятниками городов-героев, посвящёнными героям Великой Отечественной войны.

Воспитатель: 

Дети, а из вас может кто-то был в городах-героях  вместе с родителями? (рассказы детей).

Много в России героев и в наше время. С такими людьми наша страна обязательно должна всегда побеждать.

В конце занятия воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Михалкова «День Родины»:

Не забыть нам этой даты,

Что покончила с войной

Той великою весной.

Победителю-солдату

Сотни раз поклон земной!

Много лет, как миновало

С исторического дня.

А в Берлине, с пьедестала,

Он, отлитый из металла,

Так и смотрит на меня…»

 

Тема беседы: «Города-герои»

Цель: познакомить детей с городами – героями Москва, Ленинград (Санкт –Петербург, Волгоград, пополнять знания об истории нашей Родины, ознакомив их с основными фактами и реалиями Великой Отечественной войны; воспитывать непримиримое отношение к врагам мира и свободы народов, стремление быть приемниками лучших традиции своего народа; чувство патриотизма, гордости за свою страну; развивать познавательную активность.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, что мы Родиной зовём? Да, Родина – это наш город, наша страна. Это место, где нам кажется всё родным и близким, где люди говорят на родном нам языке. И сделать нашу Родину ещё сильнее и краше можем только мы сами своим трудом.   65 лет назад люди мечтали о светлом и мирном будущем. Но их мечтам не суждено было сбыться, произошло событие, которое принесло горе и беду всем народам (слайд 1). 22июня 1941 года началась Великая Отечественная война. На нашу страну напал злой и жестокий враг – фашистская Германия. (кадры из документального фильма «О наступлении фашистской Германии») .

Воспитатель: Сейчас о войне мы узнаём из военных фотографий, воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны, из документальных фильмов. Тогда ещё никто и не думал, что война продлится целых 4 года. Родина высоко оценила мужество и героизм своих защитников, присвоив им почётное звание Героев Советского Союза.

Сегодня я приглашаю вас совершить поездку по городам – героям: (воспитатель показывает фотографии городов-героев) Москве, Ленинграду, сейчас это город Санкт – Петербург, Волгограду, и совершить экскурсию по местам боевой славы. Я очень хочу, чтобы вы гордились своей страной, её подвигом в годы Великой Отечественной войны, её героями.

Воспитатель: В город – герой Москва мы полетим на самолёте.  Дети встают, подняв руки в стороны «самолет», оббегают группу по кругу и садятся на места.

Воспитатель: С главной площади нашей страны – Красной, солдаты уходили на фронт. Садились в военные эшелоны и отправлялись на фронт. Под Москвой развернулось одно из крупнейших сражений Великой Отечественной войны. Сотни тысяч москвичей встали на защиту своего родного города.

Ребёнок, одетый в костюм танкиста:

Москва, моя родная мать, люблю тебя всем сердцем свято.

Тебя иду я защищать, по долгу сына и солдата.

Честь и красоту твою, храня, тебя спасу я от огня.

Воспитатель: На фронт уходили отцы и братья. Ребята, скажите, а кто оставался дома? (Дома оставались женщины, старики и дети).

Воспитатель: Чем помогали они стране в столь трудное время?

 (Они работали на заводах, делали снаряды, рыли окопы, гасили на крышах зажигательные бомбы, чтобы спасти свои дома от пожаров).

Воспитатель: Правильно. И очень ждали с фронта писем от своих родных. А письма во время войны назывались «треугольниками» (воспитатель показывает письмо- «треугольник»). Вот несколько строк из солдатского письма: «Здравствуйте, мои дорогие, родные! Пишу вам прямо с поля боя. Бой только что затих. Но думаю что это ненадолго. Спешу сообщить, что пока жив и здоров. Очень хочется увидеть вас, места свои родные, скучаю очень. Наш полк стоит под Москвой, родную столицу защищаем. Фашистские самолёты пытаются разрушить Москву с воздуха, но наши истребители преграждают им путь. Танковые армии врага пытались окружить город. Но их остановили наши солдаты. Среди них Василий Клочков. Когда закончились боеприпасы, тяжело раненный Клочков с последней связкой гранат, бросился под гусеницы вражеского танка со словами «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва». Его примеру последовали другие. Они все погибли, но не пропустили ни одного вражеского танка. Всё дальше и дальше гоним мы врага от нашей дорогой Москвы. И знайте одно: живы будем – увидимся, погибнем – значит за Родину»

И солдаты погибали, отдавая свои жизни за Москву. Здесь, под Москвой, советские солдаты одержали первую победу над фашистской Германией. А городу Москва присвоено звание город – герой.

Воспитатель: В город – герой Волгоград мы поплывём на теплоходе.

Дети выполняют танцевальные движения имитируя теплоход.

Воспитатель: Потерпев поражение под Москвой, фашистская армия прорывалась к Волге – великой русской реке. Они хотели захватить Сталинград. Сейчас этот город называется Волгоград. Враг был сильным и опасным. Фашистские генералы получили приказ стереть с лица земли город на Волге. Немецким захватчикам удалось прорваться в центр города. Бои шли за каждый дом, за каждую улицу. На одной из высоток произошла битва советских солдат с фашистами. Битва эта получила название Сталинградская. Фашистам не удалось захватить вершину высотки, они стали отходить. Так была одержана ещё одна победа советских солдат. А городу присвоено звание город –герой. В память о Великой Отечественной войне, её героях в Волгограде поставлены памятники.

Воспитатель: Чтобы попасть в город Ленинград, а сейчас это город Санкт- Петербург, мы поедем на поезде. Дети встают друг за другом, двигаются по группе, изображая «поезд».

Воспитатель: Есть очень хорошая пословица «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей». В битве за родной город ленинградцы стояли насмерть. Во время войны город оказался в кольце фашистских войск, т. е. в блокаде. Связь города с землёй прервалась. Лишь одна дорога связывала блокадный город с землёй. Это - Дорога Жизни. Дорога шла по воде, а с наступлением холодов – по тонкому льду озера. Много опасностей подстерегало шофёров. Днём и ночью фашистские бомбардировщики сбрасывали бомбы на машины, которые везли в город продукты. Часто лёд трескался, и машины тонули, но колонны шли и шли, ведь эта дорога сохраняла людям жизнь. По ней же вывозили измученных и обессиленных людей. Много дней и ночей город был оторван от других городов. Особенно тяжело приходилось детям. Единственным продуктом был хлеб, но его не хватало. Лишь маленький кусочек (воспитатель показывает 250 г хлеба) выдавали тем, кто работал, и ещё меньше (показывает 125г хлеба) тем, кто не работал, это дети и старики. Хлеб не был таким свежим, мягким, белым, какой мы едим сейчас. Он был клейким, похожим на глину, но люди ели, потому что знали: другой еды не будет.

.

Тема беседы: «Москва – город герой»

Цель: Закрепить у детей знания о главном городе России – Москве. Познакомить детей с обороной Москвы в годы Великой Отечественной войны, формировать понимание значимости патриотического подвига всех граждан страны.

Ход занятия:

Воспитатель:

- В какой стране мы живём? (в России)

- В каждой стране есть главный город – столица, кто знает, как называется столица России? (ответы детей)

- Народная мудрость гласит «Кто в Москве не бывал, красоты не видал».

Что это значит? Как вы это понимаете?

- Кто из вас, ребята, бывал в Москве? Расскажите о своих впечатлениях.

Рассмотрим с детьми иллюстрации Москвы.

- Посмотрите – это Московский Кремль, с него в старину начиналась строиться Москва. А это – Красная площадь. Главная площадь страны, на которой проходят военные парады и праздники.

В Москве много красивых храмов, театров, памятников, известных россиянам. Много ещё в Москве всего удивительного.

Москва - очень древний город. Много ей пришлось пережить за свою историю. Кто только не посягал на Москву, мечтая захватить её: и татары, и поляки, и французы. Но это всё было давным-давно.

Последней войной была Великая Отечественная война

Физкультминутка:

На одной ноге постой-ка, будто ты солдатик стойкий.

Ногу правую к груди, да смотри не упади!!!

А теперь постой на правой, если ты солдатик бравый.

Воспитатель:

Как вы думаете, почему о Москве говорят – это город – герой?

Подумайте, какой город может стать героем? (ответы детей)

Города России, которые пережили нападения фашистов, выдержали бомбёжки, лишения, тяжёлые бои, называются героями, как люди, потому что эти города и люди, живущие в них, совершили настоящий подвиг!

Скоро день Победы. В этот день в Москве, на Красной площади будет праздничный парад. В параде участвуют ветераны – люди, которые героически воевали во время войны.

Вечером небо Москвы озаряется праздничным салютом. К братским могилам несут цветы, возлагают венки.

Вот ребята, сколько испытаний выпало на долю Москвы. Но в памяти москвичей и всех россиян навсегда останутся те тяжёлые дни обороны Москвы от врага.

Город – герой.

Все мы гордимся нашей Москвой

Наша столица – город герой,

Красные звёзды горят над тобой,

Город родной, город – герой,

Смело с врагами в битву вела

И победила наша Москва

Все мы сегодня гордимся тобой,

Город родной, город – герой.   (Е. Карасёв)

Дидактическая игра «Назови пословицу»

Цель: закрепить знание детьми пословиц о солдатах, военном долге, о Родине, воспитывать интерес к русскому фольклору.

Каждый ребенок, к которому в руки попадает мяч, вспоминает и проговаривает пословицу о смелости, силе, отваге, объясняет ее значение.

«Сам погибай, а товарища выручай»,

«С родной земли — умри, не сходи»,

«За край свой насмерть стой»,

«За правое дело стой смело»,

«Жить - Родине служить»,

«Счастье Родины - дороже жизни»,

«Не тот герой, кто награду ждет, а тот герой, кто за народ идет».

Дидактическая игра «Раньше и теперь»

Цель: закреплять знания детей об истории России и укладе жизни наших предков; знакомить детей с предметами старины; учить находить аналог в современном мире; воспитывать интерес к прошлому нашей страны;   развивать речь, логическое мышление дошкольников.

Оборудование: 10 карт формата А4 с изображением предметов старины и современного мира; Картонные кружочки диаметром 4 см двух цветов: синие и красные.

Играют от 2 до 10 игроков. У каждого игрока по одной большой карте с изображением предметов старины и предметов современного мира; картонные кружочки двух цветов. Роль ведущего выполняет воспитатель. Детям предлагается закрыть красными кружками картинки с изображением предметов современной жизни; синими кружками закрыть картинки с изображением предметов старины. Рассмотреть предметы современного мира, изображенные на открытых картинках; дать им правильное название и объяснить их назначение.

Дидактическая игра «Защитники Отечества»

Цель:   закреплять знания детей о разных родах войск Российской армии;   закреплять знания об особенностях военной службы и необходимых условиях для ее успешного прохождения; воспитывать чувство гордости за защитников Отечества; развивать речь, умение классифицировать предметы.

Оборудование: 9 карт формата A3. В центре каждой карты изображение солдата различных родов войск (летчик, артиллерист, десантник, моряк, подводник, танкист, пограничник), а также ветеран Великой Отечественной войны. Свободное пространство вокруг воина разделено на 6 квадратов. Раздаточные карточки, на которых изображены различные предметы и события военной тематики (танк, пушка, автомат, бинокль, бескозырка, корабль, планшет, парад, Вечный огонь и т.д.).

В игре могут принимать участие от 1 до 9 детей. Ведущий (воспитатель или ребенок) раздает участникам игры большие карты, маленькие карточки перемешивает между собой и по одной показывает детям. Задача детей — определить принадлежность показываемого предмета или события представителю тех или иных родов войск, аргументировать свой ответ. Если ребенок ответит правильно, он получает маленькую карточку и закрывает ею пустой квадрат на большой карте. Игра продолжается до тех пор, пока все маленькие карточки не будут розданы.

Дидактическая игра «Великие люди России»

Цель: закрепить знания детей о великих соотечественниках; учить подбирать к соответствующему портрету необходимые предметы, которые относятся к данному человеку, его виду деятельности;   воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому России, гордость за великих соотечественников и их достижения;   развивать речь и логическое мышление дошкольников.

Оборудование: 11 карточек (25x20 см) разного цвета, на которых в центре изображены портреты: А.В. Суворова, М. И. Кутузова, И. Н. Кожедуба, А. П. Маресьева, А.М.Матросова. Под каждым портретом — по 3 свободных белых кружка.

В игре могут принимать участие до 11 детей. Воспитатель раздает большие карты, на которых изображены портреты великих людей. Показывает детям маленькие карточки-кружочки, где нарисованы предметы, характерные для того или иного вида деятельности. Воспитатель предлагает детям определить, какому из исторических персонажей, изображенных на портретах, подойдет этот предмет, и объяснить почему. Ребенок, который правильно ответил на вопрос, забирает карточку себе и закрывает ею кружок под портретом. Игра продолжается до тех пор, пока все кружки на картах не будут закрыты.

Сюжетно-ролевая игра «Пограничники»

Цель. Способствование военно-патриотической подготовке дошкольников. Воспитание у них смелости и выносливости.

Игровой материал. Игрушки: пистолеты, автоматы; погоны, знаки различия, палатка, (для оборудования санчасти), санитарные сумки, бинт, вата, фляжка, телефон, бинокли, котел, кружки.

Игровые роли. Командующий армией, командир заставы и наряда, шпионы, разведчики, связные, снайперы, врач, санитарки, рядовые пограничники, повар и др.

Ход игры. В целях создания интереса к игре педагог может провести беседы с детьми на военную тематику, типа «Как пограничники охраняют границу?», «Что делает командир (разведчик, снайпер)?», организовать встречу с пограничником, который расскажет ребятам о своей службе, ответит на все интересующие их вопросы.

Затем с ребятами можно прочитать насколько рассказов о границе и о людях, ее защищающих, посмотреть фрагменты фильма о пограничниках, предложить сделать зарисовки на тему «Граница», также можно выучить и инсценировать песни о пограничниках.

Следующим этапом при подготовке к игре может быть предложение провести маневры перед игрой (военно-спортивную подготовку): метание в цель, изучение простейших топографических знаков, построение по сигналу тревоги, перевязку раненых, упражнения на наблюдательность, переход по бревну, переползание по-пластунски и т. п.). Сначала маневры проводятся в форме упражнений, затем воспитатель организует военно-спортивную эстафету. Ребята выполняют задания, соревнуются в силе, ловкости, меткости.

Воспитатель может предложить детям провести соревнование двух «погранзастав» по выполнению заданий: «Обнаружить и задержать нарушителя границы», «Доставить срочный пакет», «Расшифровать срочное донесение» (в виде ребуса) и т. д.

За день до игры распределяются роли, чтобы дети вместе с воспитателем могли подумать об игровом реквизите, подготовить все необходимое для разыгрывания ролей.

Затем участники игры находят подходящее место на площадке детского сада для заставы, оборудуют штаб, санчасть, договариваются о том, где проходит граница.

После того как намечен основной сюжет (с участием педагога), начинается игра. Воспитатель делит ребят на подгруппы: пограничный патруль, разведчики, снайперы, шпионы, санитарки.

Пограничников командир выводит на открытое место рядом с границей (проведенная красным мелом линия на асфальте) и говорит: «Нам доверено охранять границу. Стало известно, что в нашу сторону идут несколько нарушителей. Наша задача - задержать их. Знайте: враг хитер, будет умело маскироваться». Затем вдоль границы зашагали патрули, они оглядываются по сторонам, прислушиваются к шорохам.

У разведчиков свое боевое задание. Командир ведет их по дорожке и говорит: «Идите и все по пути запоминайте. Пройдете десять шагов и возвращайтесь обратно, чтобы доложить мне, что увидели и услышали. Потом снова идите той же дорогой и смотрите в оба: все ли на ней так, как было. Разведчику нужен зоркий глаз!».

Снайперы в другой стороне площадки соревнуются в меткости. Педагог ставит щит-мишень. Каждый снайпер получает по полмешка боеприпасов - еловых шишек. Командир дает задание стрелять по-разному: с места, с разбега, лежа, с колена.

Шпионы идут на свою территорию и выбирают место для вылазки.

Санчасть готовится к приему раненых и отправляет несколько санитарок на границу - подбирать раненых и оказывать им первую помощь.

Когда все участники игры займут свои места, воспитатель дает команду горнисту - это сигнал о том, что граница на замке. Нарушители могут начинать вылазку.

После этого пограничники обнаруживают шпионов, начинается стрельба, погоня; появляются раненые - их подбирают санитарки и оказывают первую помощь. Пограничники ловят нарушителей границы, доставляют их в штаб к командиру, где он с ними беседует. По окончании игры командующий армией зачитывает приказ: «Всем бойцам, участвовавшим в боевой операции, за ловкость, смелость, находчивость объявляется благодарность. Приказываю всех без исключения бойцов наградить медалями»

При последующем проведении игры можно расширять сюжет. Ребята могут изображать жизнь на пограничной заставе - дежурить в штабе, заниматься строевой подготовкой, осваивать бег с препятствиями, способы маскировки, переноса раненых, передвижение по-пластунски.

Эта игра очень помогает в повседневной жизни детей. Например, если дети медленно строятся, долго не могут встать с постели, педагог объявляет построение по тревоге, организует на пограничной заставе соревнование на самое быстрое построение взводов, объявляет в приказах благодарности лучшим взводам и пограничникам, назначает особенно отличившихся на командные должности.

При обсуждении сюжетов проведенных игр педагог должен обращать внимание на умение детей самостоятельно описывать события, выражая собственное отношение к героям и их поступкам. При обсуждении ролевого поведения детей после игры также нужно обращать внимание на раскрытие образа любимого персонажа (героя гражданской войны, российского воина). Например: «Света была смелой и заботливой медсестрой, она перевязывала раненых и доставляла их в госпиталь», «Пограничники оказывали помощь друг другу во время переправы через реку».

Советы родителям «Как рассказать детям о войне».

Первый способ — говорите об этом с ребенком!

Второй способ — просмотр тематических передач по телевизору вместе с детьми. Только здесь следует оговорка — не все подряд. Идеальными для просмотра станут старые военные фильмы, в которых раскрыт смысл, которые несут в себе доброту, свет, веру в Победу. Это «В бой идут одни старики», «Максим Перепелица», «Офицеры», «А зори здесь тихие», «Журавли». Параллельно с ними посмотрите всей семьей военный парад, концерты военных песен.

Третий способ — общение с ветеранами. Зачастую пожилые люди легче находят контакт с детьми, нежели родители. И они обязательно подберут нужные слова, рассказывая ребенку о пережитом.

Четвертый способ — расскажите о ваших воевавших предках.

Пятый способ — делайте упор на юный возраст солдат, ушедших на войну. Постоянно упоминайте в рассказах о том, что те, кого сейчас называют героями, в то время были обычными ребятами, такого же возраста, как и ваши дети, с такими же интересами.

Шестой способ — договоритесь с воспитателями детского сада о том, что 9 мая они будут проводить с детьми утренники на тему Войны. Проведение таких мероприятий оставляет в душе ребенка глубокий след, заставляет прочувствовать и прожить кусочек той, военной жизни самому.

Седьмой способ — посещение памятных мест.


Предварительный просмотр: