Мои разработки и достижения

Маркевичус Людмила Фёдоровна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 9 класса разработана на основе Федерального государственного стандарта. Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику 7 класс под редакцией . (М.: Дрофа), рекомендована Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, 20 год.

                       ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

      Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубиной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает всё богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

      Литература – базовая дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно – эстетическим ценностям нации и человечества.

     Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально – эстетической реакции читателя. Её качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться  произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объём историко – теоретико – литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

      Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой); на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно – историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

      Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально – нравственные ориентиры.

                                         ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

- воспитание развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;

- овладения умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний;

- выделение характерных причинно - следственных связей;

- сравнение и сопоставление;

- умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;

- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения(ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.,)

- владение монологической и дилогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем ( текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.,);

- составление плана, тезиса, конспекта;

- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет – ресурсы и др. базы данных;

- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА.

Уровень - базовый.

Направленность - основное общее образование.

Место предмета «Литература» в Базисном учебном плане:

В год – 102 часа.

Контрольные работы –  6 часов.

 Развитие речи – 10 часов.

Творческий практикум –  14 часов.

В неделю - 3 ч., не менее 34 недель.

   


                                       КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 9 КЛАСС – 102 ЧАСА.

      Тема урока

Кол.-во

часов

       Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

   Вид контроля

             Дата проведения

  1

                 2

    3

                 4

                               5

             6

План

 Факт

 Корр-ка

                                                                                   ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО. ЖАНРЫ.

1

Образ – послание автора читателям.

1

Вводный урок. Урок изучения нового материала.

Знать: термин «художественный образ»

Уметь: анализировать художественные образы.

Беседа, работа с учебником.

2

Образ  и образность в литературе.

1

Урок изучения нового материала. Практикум.

Знать: термин «художественный образ»

Уметь: анализировать художественные образы.

Беседа, ответы на вопросы, вводный тест.

                                                                                            АВТОР – ОБРАЗ – ЧИТАТЕЛЬ.

3

Понятие интерпретации художественного произведения.

1

Урок изучения нового материала.

Знать: понятие интерпретация, её основные этапы.

Уметь: выбирать главные мысли из статей учебника.

Беседа, работа с учебником.

4

Интерпретация текста.

1

Урок изучения нового материала. Практикум.

Знать: понятие интерпретация, её основные этапы.

Уметь: выбирать главные мысли из статей учебника.

Беседа, ответы на вопросы, работа с текстом.

                                                                                                    ЛИТЕРАТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

5

Литература средних веков.

1

Урок изучения нового материала.

Знать: периодизацию мировой художественной культуры, эстетический идеал Средневековья.

Уметь: анализировать произведения.

Лекция, работа с учебником.

6

Эстетический идеал Средневековья.

1

Урок изучения нового материала. Практикум.

Знать: периодизацию мировой художественной культуры, эстетический идеал Средневековья.

Уметь: анализировать произведения.

Беседа, ответы на вопросы.

7

У.Шекспир. «Гамлет». Основной конфликт трагедии.

1

Урок изучения нового материала.

Знать: жанры драматического произведения, их отличительные признаки.

Уметь: анализировать текст с точки зрения его строения и понимания.

Беседа, ответы на вопросы, работа с учебником.

8

Т/П. Тема – мотив – сюжет – жанр.

1

Урок развития речи.

Уметь: систематизировать материал, понимать понятия: тема, мотив, сюжет, жанр.

Работа с книгой, письменная работа.

9

М.де Сервантес. Роман. «Дон Кихот»

1

Урок изучения нового материала.

Знать: проблематику романа.

Уметь: давать оценку действиям героя, раскрывать содержания понятий «вечный образ», «иллюзия», «действительность».

Работа с учебником, беседа, ответы на вопросы.

10

Т/П. «Чудак? Безумец? Герой?»

1

Урок развития речи.

Уметь: систематизировать материал, понимать понятия: «вечный образ», «иллюзия», «действительность».

Работа с книгой, письменная работа.

11

Контрольная работа №1

по теме: «Литература средневековья»

1

Урок контроля.

Знать: изученный и пройденный материал.

Уметь: систематизировать пройденный материал, аргументировано отвечать на вопросы.

Контрольная работа.

                                                                                          ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ.

12

Мольер. «Тартюф»

1

Урок изучения нового материала.

Знать: отличительные черты эпохи абсолютизма.

Уметь: определять конфликт произведения.

Работа с учебником, беседа, ответы на вопросы.

13

Изображение человека эпохи абсолютизма.

1

Урок изучения нового материала. Практикум.

Знать: отличительные черты изображения человека в эпоху абсолютизма.

Уметь: определять жанр – комедия, определять черты – просветительского реализма.

Работа с текстом, выразительное чтение, ответы на вопросы.

14

Контрольная работа №2 по теме: «Литература Просвещения»

1

Урок контроля.

Знать: особенности развития литературы – средневековья, эпохи возрождения, эпохи просвещения.

Уметь:  систематизировать изученный материал.

Письменная работа.

                                                                                                        ЛИТЕРАТУРА XIX  ВЕКА.

15

Возникновение русской литературы.

1

Урок изучения нового материала.

Знать: основные этапы развития русской литературы, её жанровое своеобразие.

Уметь: делать выводы, сравнивать произведения.

Работа с учебником, беседа, ответы на вопросы.

16

Возникновение русской литературы. Русский роман.

1

Урок изучения нового материала. Практикум.

Знать: основные этапы развития русской литературы, её жанровое своеобразие.

Уметь: делать выводы, сравнивать произведения.

Работа с учебником, конспект, беседа.

17

Г.Р.Державин. Идея просвещения гуманизма в русской литературе.

1

Урок изучения нового материала. Практикум.

Знать: классицизм как литературное направление, его принципы.

Уметь: анализировать поэтический текст.

Анализ поэтического текста, беседа, ответы на вопросы.

18

Т/П.Художественный мир романтической поэзии.

1

Урок развития речи.

Знать: понятие о художественном мире писателя, основные темы и мотивы лирики, биографию и творческий путь В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова.

Уметь: анализировать поэтический текст.

Работа с карточками, выразительное чтение.

19

А.С.Грибоедов. «Горе от ума»

1

Урок изучения нового материала.

Знать: понятие драматического произведения, ремарка как выражение авторского взгляда, значение реплик героев, изображение характера героя в драматических произведениях.

Уметь: анализировать эпизоды текста.

Работа с книгой, чтение и анализ эпизодов.

20

А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Система образов героев произведения.

1

Урок изучения нового материала. Практикум.

Знать: нравственную проблематику повести.

Уметь: исследовать принцип контраста в изображении героев повести.

Работа с книгой, характеристика героев произведения.

21

 А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Речевая характеристика героев.

1

Урок изучения нового материала. Практикум.

Уметь: производить речевую характеристику героев, определять конфликт в произведении.

Работа с учебником, устная работа по произведению.

22

Т/П. А.С.Грибоедов. «Горе от ума» Идеалы автора романа.

1

Урок изучения нового материала. Практикум.

Знать: смысл понятия «идеал», содержание произведения.

Уметь: систематизировать прочитанный материал, самостоятельно составлять текст.

Письменная работа.

23

А.С.Пушкин. «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…»

1

Урок изучения нового материала.

Знать: биографию и творческий путь А.С.Пушкина, изобразительно – выразительные средства литературы, особенности философской лирики.

Уметь: анализировать языковой строй стиха.

Работа с учебником, беседа, ответы на вопросы.

24

Тематическое и жанровое многообразие лирики А.С.Пушкина.

1

Урок изучения нового материала.

Знать: биографию и творческий путь А.С.Пушкина, изобразительно – выразительные средства литературы, особенности философской лирики.

Уметь: анализировать языковой строй стиха.

Работа с книгой, беседа, ответы на вопросы.

25

Р/Р. Сочинение по теме: «Тематическое и жанровое многообразие лирики А.С.Пушкина»

1

Урок развития речи.

Знать: особенности каждого жанра, тематической группы.

Уметь: анализировать языковой строй стиха.

Работа с карточками.

26

Т/П. Тематическое и жанровое многообразие лирики А.С.Пушкина.

1

Урок развития речи.

Знать: особенности каждого жанра, тематической группы.

Уметь: анализировать языковой строй стиха.

Письменная работа.

27

Русская литература XIX века. А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»

1

Урок изучения нового материала.

Знать: основные факты жизни и творчества А.С.Пушкина, исторические источники, содержание произведения.

Уметь: владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, выявлять авторскую позицию.

Работа с учебником, беседа, ответы на вопросы.

28

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Две России в романе.

1

Урок изучения нового материала. Практикум.

Знать: содержание изучаемого произведения, этапы формирования характера героя.

Уметь: владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Работа с учебником, беседа, ответы на вопросы.

29

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка» Главы 4 – 7.

1

Урок изучения нового материала. Практикум.

Знать:  содержание изучаемых глав в тексте, систему художественных образов.

Уметь: владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, выражать своё отношение к поступкам героев, участвовать в диалогах.

Работа с учебником, беседа, ответы на вопросы.

30

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка» Главы 8 – 9 .

1

Урок изучения нового материала. Практикум.

Знать: исторические сведения о Пугачёвском восстании, содержание изучаемого произведения, его проблематику.

Уметь: характеризовать особенности сюжета, композиции, выявлять авторскую позицию и своё отношение к прочитанному.

Работа с учебником, беседа, ответы на вопросы.

31

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка» Художественное совершенство романа.

1

Урок изучения нового материала. Практикум.

Знать: содержание и проблематику романа.

Уметь: глубоко анализировать художественный текст, сопоставлять эпизоды и сравнивать поступки и характеры героев, выражать своё отношение к прочитанному, владеть различными видами пересказа.

Работа с учебником, беседа, ответы на вопросы.

32

Р/Р. Подготовка к домашнему сочинению по роману А.С.Пушкина.

1

Урок развития речи.

Знать: содержание и проблематику изученного произведения.

Уметь: выбирать тему и жанр сочинения, составлять план к выбранной теме, формулировать идею, подбирать цитатный материал, аргументировать свою точку зрения, редактировать написанное.

Подготовка к домашнему сочинению.

33

А.С.Пушкин. «Медный всадник». Петербургская повесть.

1

Урок изучения нового материала.

Знать: содержание и проблематику прочитанного произведения.

Уметь: аргументировано высказываться на поставленные вопросы.

Работа с учебником, беседа, ответы на вопросы.

34

Т/П. Сопоставление романа «Капитанская дочка» и повести «Медный всадник».

1

Урок изучения нового материала. Практикум.

Знать: содержание и проблематику прочитанных произведений.

Уметь: производить сопоставительный анализ.

Работа с текстом, ответы на вопросы.

35

Контрольная работа №3 по теме: Герои романа «Капитанская дочка»

1

Урок контроля.

Знать: изученный и пройденный материал.

Уметь: систематизировать пройденный материал, аргументировано отвечать на вопросы.

Написание контрольной работы.

36

М.Ю.Лермонтов. Воплощение исторических тем в творчестве.

1

Урок изучения нового материала.

Знать: основные факты жизни и творчества М.Ю.Лермонтова.

Уметь: определять род и жанр литературного произведения, выразительно читать произведение, в том числе выученные наизусть отрывки, соблюдать нормы литературного языка.

Работа с учебником, беседа, ответы на вопросы.

37

«Смерть поэта» - история создания, образы, художественное своеобразие.

1

Урок изучения нового материала.

Знать: понятие «композиция» художественного произведения.

Уметь: объяснять особенности строения стихотворения.

Работа с учебником, с текстом, ответы на вопросы.

38

М.Ю.Лермонтов. Эмоциональная ёмкость художественных образов.

1

Урок изучения нового материала.

Знать: понятия «образ» и «символ», прочитанные  произведения.

Уметь: сравнивать тексты поэтических произведений.

Работа с текстами, беседа, ответы на вопросы.

39

Н.В.Гоголь. Писатель – сатирик. Биографический очерк.

1

Урок изучения нового материала.

Знать: основные факты жизни и творчества Н.В.Гоголя.

Работа с учебником, беседа.

40

Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор»

1

Урок изучения нового материала.

Знать: особенности драматического произведения, определения понятия «комедия».

Уметь: составлять тезисы к лекции, определять род и жанр литературного произведения, выразительно читать фрагменты по ролям, владеть различными видами пересказа.

Работа с книгой, беседа, ответы на вопросы.

41

Н.В.Гоголь. «Ревизор» Действие первое.

1

Урок изучения нового материала.

Знать: основы сценического поведения, содержание комедии.

Уметь: владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, выразительно читать фрагменты комедии, выражать своё отношение к прочитанному.

Работа с текстом, лекция, беседа.

42

Т/П.Разоблачение нравственных и социальных пороков в комедии «Ревизор»

1

Урок изучения нового материала.

Знать: основы сценического поведения, содержание комедии.

Уметь: выразительно читать фрагменты, перевоплощаться в героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, владеть различными видами пересказа.

Работа с текстом, беседа, ответы на вопросы.

43

Н.В.Гоголь. «Ревизор»

Действие 4 – 5.

1

Урок изучения нового материала.

Знать: содержание действий, позицию автора по отношению к каждому из героев.

Уметь: строить устные и письменные высказывания в связи с изучением произведения, участвовать в диалоге по содержанию и сопоставлению характеров, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Работа с текстом, беседа, ответы на вопросы.

44

Н.В.Гоголь. «Шинель» Человек, лицо, вещь.

1

Урок изучения нового материала.

Знать: вечный образ в литературе – «маленького человека», приёмы раскрытия образа – антитеза, авторская ирония, каламбур, логический абсурд.

Уметь: находить примеры приёмов в тексте.

Работа с учебником, лекция, беседа.

45

Р/Р. Н.В.Гоголь.  Сочинение по теме: «Маленький человек в литературе»

1

 Урок развития речи.

Знать: вечный образ в литературе – «маленького человека», приёмы раскрытия образа – антитеза, авторская ирония, каламбур, логический абсурд.

Уметь: находить примеры приёмов в тексте, составлять связный текст.

 Написание сочинения.

46

Контрольная работа №4 по теме: « Литература XIX века»

1

Урок контроля.

Знать: изученный и пройденный материал.

Уметь: систематизировать пройденный материал, аргументировано отвечать на вопросы.

Написание контрольной работы.

                                                                                                ТРАДИЦИИ ДУХОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

47

Н.В.Гоголь. Размышления о божественной литургии.

1

Урок изучения нового материала.

Знать: различия духовной и светской литературы.

Уметь: определять различия духовной и светской литературы по текстам.

Работа с учебником, лекция, беседа.

                                                                                                       РОМАН, ПОВЕСТЬ, ЛИРИКА.

48

И.С.Тургенев. «Ася»

1

Урок изучения нового материала.

Знать: основные факты жизни и творчества Н.В.Гоголя, содержание произведения.

Работа с учебником, беседа, лекция.

49

И.С.Тургенев. «Ася» Характеристика героев.

1

Урок изучения нового материала.

Знать: понятия литературные типы «слабого человека».

Уметь: логически выражать свои мысли.

Работа с текстом, беседа, ответы на вопросы.

50

Лирика Н.А.Некрасова. «Тройка»

1

Урок изучения нового материала.

Знать: основные факты жизни и творчества Н.А.Некрасова.

Работа с учебником, лекция, беседа.

51

Т/П. Лирика Н.А.Некрасова. «Тишина»

1

Урок развития речи.

Знать: основные жанры лирики, понятие «гражданская лирика» и её особенности.

Уметь: анализировать поэтический текст, выразительно читать.

Анализ поэтических текстов.

52

Ф.М.Достоевский. Повесть «Белые ночи»

1

Урок изучения нового материала.

Знать: основные факты жизни и творчества Ф.М.Достоевского.

Работа с учебником, чтение эпизодов, беседа, лекция.

53

Ф.М.Достоевский. Повесть «Белые ночи»

1

Урок изучения нового материала. Практикум.

Знать: содержание повести.

Уметь: характеризовать изобразительно – выразительные средства.

Работа с текстом, беседа, ответы на вопросы.

                                                                                           ЕВРОПЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА  XIX  ВЕКА.

54

О.Уайльд. «Кентервильское привидение»

1

Урок изучения нового материала.

Знать: основные факты жизни и творчества О.Уайльда.

Работа с учебником, лекция, беседа.

55

О.Уайльд. «Кентервильское привидение» Герои произведения.

1

Урок изучения нового материала. Практикум.

Знать: признаки нового направления в литературе – модерн, ирония как художественное средство.

Уметь: производить аналитическую работу с прозаическим произведением.

Работа с текстом, чтение эпизодов, беседа, ответы на вопросы.

56

А.П.Чехов. «Студент».

1

Урок изучения нового материала.

Знать: основные факты жизни и творчества А.П.Чехова.

Работа с учебником, лекция, беседа.

57

А.П.Чехов. «Студент». Традиционные образы в рассказе.

1

Урок изучения нового материала. Практикум.

Знать: понятия «вечный мотив» и традиционный образ.

Уметь: характеризовать изобразительно – выразительные средства.

Работа с текстом, беседа, ответы на вопросы.

                                                                                                          ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА.

58

Лирика конца XIX – начала XX века. Понятие «Серебряный век»

1

Урок изучения нового материала.

Знать: основные черты искусства «серебряного века», новые направления в противовес реализму.

Уметь: характеризовать изобразительно – выразительные средства.

Лекция, работа с учебником, беседа.

59

Т/П.Лирика конца XIX – начала XX века. Понятие «Серебряный век»

1

 Урок развития речи.

Знать: основные черты искусства «серебряного века», новые направления в противовес реализму.

Уметь: характеризовать изобразительно – выразительные средства.

 Письменная работа, анализ стихотворений.

60

И.А.Бунин. «Тёмные аллеи»

1

Урок изучения нового материала.

Знать: основные факты жизни и творчества И.А.Бунина.

Работа с учебником, лекция, беседа.

61

И.А.Бунин. «Тёмные аллеи» Герои произведения.

1

Урок изучения нового материала. Практикум.

Знать: понятия «импрессионализм» в искусстве.

Уметь: характеризовать изобразительно – выразительные средства.

Работа с учебником, чтение эпизодов, ответы на вопросы.

62

Современная духовная литература.

1

Урок изучения нового материала.

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно – этические темы.

Работа с учебником, лекция, беседа.

63

А.Ахматова, М.Цветаева.  Биография и творческий путь поэтесс.

1

Урок изучения нового материала.

Знать: основные факты жизни и творчества А.Ахматовой, М.Цветаевой.

Уметь: самостоятельно выражать читательское восприятие стихотворений.

Работа с книгой, лекция, беседа.

64

А.Ахматова, М.Цветаева. Лирические герои поэзии.

1

Урок изучения нового материала. Практикум.

Знать: основные факты жизни и творчества А.Ахматовой, М.Цветаевой.

Уметь: самостоятельно выражать читательское восприятие стихотворений, уметь выразительно читать.

Работа со стихотворениями, беседа, ответы на вопросы.

65

М.Булгаков. Повесть  «Собачье сердце»

1

Урок изучения нового материала.

Знать: основные факты жизни и биографии М.Булгакова.

Работа с учебником, лекция, беседа.

66

М.Булгаков. Повесть  «Собачье сердце» «Новый мир» и «Новые люди»

1

Урок изучения нового материала. Практикум.

Знать: содержание произведения.

Уметь: определять нравственную проблематику произведения, владеть разными видами пересказа.

Работа с учебником, чтение эпизодов, беседа.

67

Т/П. Поэтический семинар: поэзия XX века.

1

Урок развития речи.

Знать: основные факты жизни биографии Б.Л.Пастернака.

Уметь: самостоятельно выражать восприятия стихотворений, анализировать стихотворения.

Выразительное чтение, беседа, анализ стихотворений.

68

Т/П. Поэтический семинар: поэты  XX века.

1

Урок развития речи.

 Знать: основные факты жизни биографии О.Э.Мандельштама.

Уметь: самостоятельно выражать восприятия стихотворений, анализировать стихотворения.

 Выразительное чтение, беседа, анализ стихотворений.

69

М.А.Шолохов. «Судьба человека»

1

Урок изучения нового материала.

Знать: основные факты жизни и биографии М.А.Шолохова.

Уметь: определять нравственную проблематику произведения, владеть разными видами пересказа.

Работа с учебником, чтение эпизодов, беседа.

70

М.А.Шолохов. «Судьба человека». Тема войны в советской литературе.

1

Урок изучения нового материала. Практикум.

Знать: композицию рассказа, его пафос, приёмы и средства изображения характера героя, автора и повествователя в рассказе.

Уметь: определять нравственную проблематику произведения, владеть различными видами пересказа.

Работа с учебником, чтение эпизодов, беседа, ответы на вопросы.

71

Р/Р. Сочинение: «Жизнь или судьба – это синонимы или самостоятельные понятия?»

1

Урок развития речи.

Уметь: анализировать пройденный материал, составлять связный текст, систематизировать материал.

Написание сочинений.

                                                                                          СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ПРОЗА.

72

Проза XX века.

1

Урок изучения нового материала.

Знать: основные факты жизни и биографии В.Г.Распутина и В.И.Белова.

Уметь: определять нравственную проблематику произведения, владеть разными видами пересказа.

Чтение эпизодов, беседа, ответы на вопросы.

73

Произведения В.П.Астафьева.

1

Урок изучения нового материала.

Знать: основные факты жизни и биографии В.П.Астафьева.

Уметь: определять нравственную проблематику произведения, владеть разными видами пересказа.

Чтение эпизодов, беседа, ответы на вопросы.

74

Контрольная работа№5 по теме: «Серебряный век»

1

Урок контроля.

Знать: изученный и пройденный материал.

Уметь: систематизировать пройденный материал, аргументировано отвечать на вопросы.

Написание контрольной работы.

75

Р.Бах. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

1

Урок изучения нового материала.

Знать: основные факты жизни и биографии Р.Баха, содержание произведения.

Уметь: определять нравственную проблематику произведения, владеть разными видами пересказа.

Работа с учебником, чтение эпизодов, беседа.

76

Р.Бах. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Характеристика произведения.

1

Урок изучения нового материала. Практикум.

Знать: основные факты жизни и биографии Р.Баха, содержание произведения.

Уметь: определять нравственную проблематику произведения, владеть разными видами пересказа.

Беседа, ответы на вопросы, анализ эпизодов.

                                                                                        ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ.

77

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»

1

Урок изучения нового материала.

Знать: основные факты жизни и творчества А.С.Пушкина, содержание произведения.

Уметь: владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, выявлять авторскую позицию.

Работа с учебником, беседа, ответы на вопросы.

78

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» - самое задушевное произведение поэта.

1

Урок изучения нового материала. Практикум.

Знать: жанры лирики, её особенности, понятие «роман в стихах», композиционное строение романа, герои романа.

Уметь: самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию и художественную концепцию произведения, сюжет, систему образов.

Работа с текстом, беседа, ответы на вопросы.

79

Образ «героя времени»

1

Урок изучения нового материала.

Знать: проблематику произведения, смысл понятия «герой времени».

Уметь: выбирать цитаты, характеризующие героя.

Работа с текстом, письменная работа.

80

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени».

1

Урок изучения нового материала.

Знать: биографию и творческий путь М.Ю.Лермонтова, историю создания романа.

Работа с учебником, беседа, ответы на вопросы.

81

Т/П. М.Ю.Лермонтов. «История души человеческой»

1

Урок изучения нового материала.

Знать: проблематику произведения, смысл понятия «герой времени».

Уметь: систематизировать пройденный материал, составлять связный текст.

Работа с учебником, письменная работа.

82

Т/П.Сопоставительная характеристика Евгения Онегина и Владимира Ленского.

1

 Урок развития речи.

Уметь: самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию и художественную концепцию произведения, сюжет, систему образов.

Работа с текстом, беседа, ответы на вопросы.

83

Р/Р.Сопоставительная характеристика Евгения Онегина и Владимира Ленского.

1

 Урок развития речи.

Уметь: систематизировать пройденный материал, составлять связный текст.

Письменная работа.

84

Образ Татьяны Лариной.

1

Урок изучения нового материала.

Уметь: систематизировать пройденный материал, выявлять авторскую позицию.

Беседа, ответы на вопросы.

85

Р/Р. Сочинение по теме: «Образ Татьяны Лариной»

1

 Урок развития речи.

Уметь: работать с критической литературой.

Письменная работа.

86

Р/Р. Сочинение по роману «Евгений Онегин»

1

Урок развития речи.

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно – этические темы.

Написание сочинений.

87

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Другое время – другой герой.

1

Урок изучения нового материала.

Знать: проблематику и композицию романа.

Уметь: самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию и художественную концепцию произведения, сюжет, систему образов.

Работа с учебником, беседа, лекция.

88

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени».  

1

Урок изучения нового материала. Практикум.

Знать: проблематику и композицию романа.

Уметь: самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию и художественную концепцию произведения, сюжет, систему образов.

Беседа, ответы на вопросы.

89

«Герой нашего времени» - сложность композиции, система образов. Характеристика Печорина.

1

Урок изучения нового материала. Практикум.

Знать: художественные средства создания характера героя.

Уметь: анализировать эпизоды, строить собственное высказывание на материале произведения, анализе изобразительных средств.

Анализ эпизодов, беседа, ответы на вопросы.

90

Н.В.Гоголь. «Мёртвые души»

1

Урок изучения нового материала.

Знать: содержания произведения, историю создания произведения.

Работа с учебником, беседа, лекция.

91

Н.В.Гоголь. «Мёртвые души» - история создания, замысел, жанр.

1

Урок изучения нового материала. Практикум.

Знать: особенности жанра «поэмы» как эпического произведения, понятия «лиричности» и «психологизма»

Уметь: самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию и художественную концепцию произведения, сюжет, систему образов.

Чтение и анализ эпизодов.

92

Н.В.Гоголь. «Мёртвые души». Образы помещиков.

1

Урок изучения нового материала. Практикум.

Знать: понятия «типизация».

Уметь: самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию и художественную концепцию произведения, сюжет, систему образов.

Чтение и анализ эпизодов, работа с текстом.

93

Т/П. Н.В.Гоголь. «Мёртвые души». Образы помещиков.

1

Урок изучения нового материала. Практикум.

Знать: понятия «типизация».

Уметь: самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию и художественную концепцию произведения, сюжет, систему образов.

Чтение и анализ эпизодов, работа с текстом, письменная работа.

94

Чиновники в поэме «Мёртвые души»

1

Урок изучения нового материала. Практикум.

Знать: содержание произведения.

Уметь: самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию и художественную концепцию произведения: сюжет, систему образов.

Чтение и анализ эпизодов, работа с текстом.

95

Р/Р. Сочинение по теме: «Чиновники в поэме «Мёртвые души»

1

Урок изучения нового материала. Практикум.

Знать: содержание произведения.

Уметь: самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию и художественную концепцию произведения: сюжет, систему образов.

Письменная работа.

96

Чичиков как новый «герой» эпохи.

1

Урок изучения нового материала. Практикум.

Знать: содержание произведения.

Уметь: строить собственные выводы по теме, анализировать детали произведения.

Работа с текстом, анализ эпизодов.

97

Р/Р.Доклад по теме: «Чичиков как новый «герой» эпохи»

1

Урок развития речи.

Знать: содержание произведения.

Уметь: анализировать эпизоды, составлять связный текст.

Написание сочинений.

98

Ч/К. «Художественное произведение и его читатели»

1

Урок закрепления прочитанного.

Уметь: самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию и художественную концепцию произведения, сюжет, систему образов.

Урок - конференция.

99

Ч/К. «Художественное произведение и его читатели»

1

Урок закрепления прочитанного.

Уметь: самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию и художественную концепцию произведения, сюжет, систему образов.

Урок - конференция.

100

Итоговая контрольная работа № 6 по теме: «Прошлое, настоящее, будущее»

1

Урок контроля.

Знать: литературные термины курса.

Уметь: пользоваться понятиями «автор», «образ», «читатель».

Написание контрольной работы.

101

 Обобщение изученного по теме: Автор – образ – читатель.

1

Урок контроля.

Знать: литературные термины курса.

Уметь: пользоваться понятиями «автор», «образ», «читатель», систематизировать пройденный материал.

Тестирование.

102

Обобщение изученного по теме: Литература в  9 классе.

1

Урок контроля.

Знать: литературные термины курса.

Уметь: пользоваться понятиями «автор», «образ», «читатель», систематизировать пройденный  материал.

Работа с книгой, беседа, ответы на вопросы.

ОСТАВЛЯЮ ЗА СОБОЙ ПРАВО В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА ПРОИЗВОДИТЬ КОРРЕКТИРОВКУ ПРОГРАММЫ. МАРКЕВИЧУС.Л.Ф.__________________

Т/П – творческий практикум.

Р/Р – развитие речи.

Ч/К – читательская конференция.


                       СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.

 Автор – образ – читатель

Введение

Читатель и жизнь литературного произведения. Художественное произведение – «послание» автора читателю, его современнику и потомку. Чтение и осмысление художественного произведения читателями разных поколений и эпох. Чтение и перечитывание. Интерпретация.

Средние века

Лирическая поэзия средних веков.

Поэтическое мастерство трубадуров, миннезингеров и вагантов. Основные мотивы их поэзии. Новый тип лирического героя.

УК де ла Бакалариа. «Вместо нежного привета…»

Рудольф фон Фенис. «Должно быть, сам себе я враг исконный…»

Безымянный поэт. «Любовь к филологии».

Советы библиотеки.

Эпоха Возрождения

Эпоха Возрождения: новый взгляд на человека.

У.Шекспир. «Ромео и Джульетта».

«Вечные» образы и проблемы трагедии. Основной конфликт и его различные интерпретации. Тема, мотив, сюжет, жанр.

Творческий практикум. Классная дискуссия

М.де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот».

Рыцарский роман или пародия на него? Интерпретация образа главного героя. Образ и символ. Жизнь произведения во времени.

Советы библиотеки.

Творческий практикум. Эссе на тему «Галерея образов эпохи Возрождения».

Эпоха Просвещения

Литературное направление и эпоха.

Мольер. «Тартюф».

Человек эпохи абсолютизма. «Вечные» образы и их восприятие читателями разных эпох. Злободневность и актуальность комедии. Мастерство комедийной интриги. Понятие о классицизме.

Творческий практикум. Литературоведческое исследование.

Просветительский реализм.

Зарождение реализма как одного из основных, наряду с романтизмом, художественных творческих методов.

Особенности изображения человека в литературе этого периода.

Советы библиотеки.

Девятнадцатый век

«Золотой век» русской литературы.

А.С.Пушкин –  «начало всех начал» и ориентир русской культуры. Взаимосвязь и взаимовлияние прозы и поэзии в творчестве А.С.Пушкина.

А.С.Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

Поэзия и история. Поэт и его предназначение. «Вечная жизнь» как художественная метафора и реальность.

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка».

Человек в русской литературе XІX века. Проблема нравственного долга, верности и чести. Две России. Тема «русского бунта». Автор, герой, рассказчик. Композиция и система образов. Особенности повествовательной манеры автора. Реализм романа.

Творческий практикум. Эссе «Проза Пушкина насквозь проникнута поэзией».

А.С.Пушкин. «Медный всадник».

Интерпретация конфликта человека и власти, неоднозначность его разрешения в поэме. Стихия и разум. Философское осмысление темы бунта.

Творческий практикум. Общие сюжетные мотивы.

М.Ю.Лермонтов. «Смерть Поэта».

Судьба и предназначение поэта. Особенности композиции и образа переживания лирического героя.

М.Ю.Лермонтов. «Парус», «Молитва».

Особая эмоциональная ёмкость художественного образа. Образ и символ. Романтизм Лермонтова.

Творческий практикум. Сочинение-размышление.

Н.В.Гоголь. «Ревизор».

Своеобразие сюжета, системы образов. Гоголевский смех. Страх как основа развития комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик. Мотивы и преемственность сюжетных линий и образов. Общечеловеческое значение характеров. Романтическое и реалистическое в творчестве Н.В.Гоголя.

Н.В.Гоголь. «Шинель».

Человек и государство. Гуманистический пафос произведения. Традиции и новаторство в изображении «образа реального (маленького) человека». Человек,  лицо и вещь в художественном мире Гоголя. Единичное, особенное, всеобщее. «Шинель» в писательском и читательском восприятии и осмыслении.

Творческий практикум. Словарь крылатых слов и выражений комедии Гоголя «Ревизор» или эссе «Общечеловеческое выражение роли».

И.С.Тургенев. «Ася».

Проблема счастья в повести. Автор и рассказчик. Образ «тургеневской девушки». Лиризм повести. Злободневное и вечное в повести.

Творческий практикум. Сочинение-размышление «Злободневное и вечное в повести».

Советы библиотеки.

Н.А.Некрасов. «Тройка», «Внимая ужасам войны…», «Тишина».

Художественное мастерство и гражданственность поэзии Некрасова, её основные мотивы и образы.

Н.А.Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо» (в сокращении).

Мастерство Некрасова в изображении характерных человеческих типов. Связь поэзии Н.А.Некрасова с фольклором и духовной литературой.

Советы библиотеки.

Творческий практикум. Сочинение-сопоставление мотивов поэмы Н.А.Некрасова и притчи Платона Каратаева из «Войны и мира» Л.Н.Толстого.

Ф.М.Достоевский. «Белые ночи».

Русская действительность в художественном мире повести. Нравственно-философская проблематика. Утверждение самоценности человеческой личности. Сюжетные коллизии «Станционного смотрителя» и «Шинели» в повести.

Творческий практикум. Мечтатели в русской и мировой литературе.

Европейская литература XІX века (обзор)

Советы библиотеки. Самостоятельное чтение одного произведения по выбору учащихся. Художественные особенности и «вечные» образы европейской литературы XІX века.

О.Уайльд. «Кентервильское привидение».

Художественное своеобразие рассказа. Образ и символ в рассказе.

А.П.Чехов. «Студент».

Композиционная и образная структура рассказа. Традиционные темы и образы русской литературы в рассказе. Художественное мастерство писателя.

Творческий практикум. Рецензия-отзыв на рассказ.

Советы библиотеки.

Духовная литература

Православная духовная традиция и светская русская литература. Их взаимосвязь и взаимовлияние.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). «Слово на Светлой пасхальной седмице».

Иеромонах роман. «Пресвятая Богородице».

Двадцатый век

«Эпоха войн и революций»

Литературная революция: А.Блок, С.Есенин, В.Маяковский. традиции и новаторство. Особенности художественной лирики поэтов.

А.А.Блок. «Гамаюн, птица вещая», «Поэт в изгнаньи и сомненьи…».

С.А.Есенин. «Гой ты, Русь, моя родная…», «Неуютная жидкая лунность…».

В.В.Маяковский. «А вы могли бы?», «Послушайте!».

Творческий практикум. Поэтический семинар.

И.А.Бунин. «Тёмные аллеи».

Сюжет, характер, образ. Изображение «мгновения» жизни как художественный приём. Психологизм и лиризм бунинского художественного стиля.

Творческий практикум. Интерпретация художественного произведения.

Советы библиотеки.

А.А.Ахматова. «Смятение». М.И.Цветаева. «Ошибка».

Образ переживания лирического героя и приёмы его создания в творчестве поэтов.

Творческий практикум. Поэтический практикум.

М.А.Булгаков. «Собачье сердце».

Система образов произведения. Сатирические традиции русской литературы в повести, её новаторство. Отражение в повести постреволюционной действительности и глубина философской проблематики. Фантастика и реальность в повести. Образы повести, ставшие символами.

Творческий практикум. Эссе или классная дискуссия «Уроки эксперимента».

Советы библиотеки.

Б.Л.Пастернак. «Зимняя ночь…», О.Э.Мандельштам. «Век».

Особенности художественно образности: ассоциативная манера письма, тяготение к зрительному образу, драматизм, тайнопись, поэтические шифры.

Творческий практикум. Поэтический семинар.

М.А.Шолохов. «Судьба человека».

Война в жизни народа и человека. Человек в экстремальной ситуации. Психологизм повествования. Образ главного героя: безысходная трагичность или победившая трагедию сила духа?

Творческий практикум. Сочинение-рассуждение.

Советы библиотеки.

Современная русская проза (по выбору учителя и учащихся)

В.Г.Распутин. «Прощание с Матёрой», В.И.Белов. «Привычное дело», В.П.Астафьев. «Царь-рыба».

Традиции и новаторство современной прозы. Нравственно-философская проблематика. Совестливость как ключевое качество прозы писателей. Образы-типы. Писательское мастерство.

Современная зарубежная литература

Р.Бах. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».

Жанр произведения. Евангельские и сказочные мотивы, особенности композиции. Читательская интерпретация.

Творческий практикум. Классная дискуссия. Зачем человеку художественная литература?

Советы библиотеки.

Прошлое, настоящее, будущее

Ознакомительное чтение произведений А.С.Пушкина «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

Проблема взаимоотношения героя и времени в этих произведениях.

Читательская конференция.  Художественное произведение и его читатели.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творческого пути А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя;

- изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Название документа

                    Автор

  год                    

1

Государственный стандарт основного общего образования.

2010

2

Учебник

 «В мире литературы» 9 класс. Авторы: А.Г.Кутузов, Е.С.Романичева, А.К.Кисилёв. М.: «Дрофа»

2010

3

Методическое пособие

 О.В.Ельцова, Н.В.Егорова, Поурочные разработки по литературе. 9 класс – М.: «Вако»

2009

4

Программа по литературе для 5-9 классов.

А.А.Кузнецов, М.В.Рыжаков, А.М.Кондаков.

2010

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

  1. Ельцова О.В. Поурочные разработки по литературе по программе А.Г.Кутузова, 9 класс. Москва, «ВАКО», 2010
  2. Коровина В.Я. Читаем. Думаем. Спорим: вопросы, задания по литературе. 9 класс. Москва, «ПРОСВЕЩЕНИЕ», АО «Учебная литература», 1996 год
  3. Научно-методический журнал «Литература в школе» и др.
  4. Ресурсы сети Интернет.



Предварительный просмотр:

                                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 8 класса разработана на основе Федерального государственного стандарта. Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику 8 класс под редакцией . (М.: Дрофа), рекомендована Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, 20 год.

                       ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

       Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубиной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает всё богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

      Литература – базовая дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно – эстетическим ценностям нации и человечества.

      Под литературным образованием понимается изучение литературы как искусства слова, а целью данного процесса является формирование творчества читателя, способного к полноценному восприятию предмета в контексте мировой духовной культуры.

     Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью, так и с эстетической функцией литературы. Структурообразующими составляющими программы А. Г. Кутузова являются базовые теоретико-литературные понятия. Для 8 класса это «Литература и традиция», поэтому формулировки тем уроков составлены с учетом данного базового понятия и не противоречат сложившейся ранее системе, учитывают этапы литературного развития учащихся.

Кроме того, концептуальная основа программы А. Г. Кутузова – изучение произведений на основе творческой деятельности. Поэтому планирование составлено с учетом анализа произведения в единстве формы и содержания. Задолго до появления Стандартов в программе А. Г. Кутузова был осуществлен  деятельностный подход в обучении, что также отражено в составленном тематическом планировании как в виде творческих практикумов и творческих мастерских, так и в названиях уроков.

         Учебный предмет «Литература»  занимает центральное место в общей системе эстетического и нравственного воспитания школьников, в развитии их самосознания, познавательных интересов, коммуникативных способностей, художественного вкуса, читательской и речевой культуры. Одной из важных задач «Федеральной программы развития образования» является «усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободе человека, любви к Родине, семье, окружающей природе».

      Под литературным образованием понимается изучение литературы как искусства слова, а целью данного процесса является формирование творчества читателя, способного к полноценному восприятию в контексте мировой духовной литературы.  

                                  ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Цели:

- осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

-формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- формирование эстетических и теоретико – литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно – художественных произведений;

Задачи:

- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

- устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица)

художественному – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;

- научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристики героя;

- отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

-освоение, лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенцией;

- владеть формами промежуточной аттестации: сочинение, эссе, диспут, рассказ, очерк, речь, сообщение.

                             ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА.

Уровень - базовый.

Направленность - основное общее образование.

Место предмета «Литература» в Базисном учебном плане:

В год – 68 ч.

Контрольные работы –  8 часов.

 Развитие речи – 8 часов.

Творческий практикум – 13 часов.

В неделю - 2 ч., не менее 34 недель.


                                             КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС – 68 ЧАСОВ.

      Тема урока

Кол.-во

часов

       Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

   Вид контроля

             Дата проведения

  1

                 2

    3

                 4

                               5

             6

План

 Факт

 Корр-ка

                                                                                              ЛИТЕРАТУРА И ТРАДИЦИЯ.

1

Литература и традиция.

1

Урок изучения нового материала.

Знать: определения традиции и новаторство.

Уметь: самостоятельно работать с книгой.

Работа с учебником, беседа, опрос.

2

Фольклорные традиции в литературе. Сопоставление сказок.

1

Урок изучения нового материала.

Знать: фольклорные традиции.

Уметь: находить общее и различное в сказках.

Работа с учебником, составление таблиц.

3

Фольклорные традиции в литературе. Ю.П.Кузнецов «Атомная сказка»

1

Урок изучения нового материала. Практикум.

Знать: признаки сказки.

Уметь: анализировать поэтический текст.

Письменная работа, беседа, опрос.

4

Контрольная работа№1 по теме: «Литература и традиция»

1

Урок контроля.

Знать: понятия литература и традиция.

Уметь: определять фольклорные тексты, признаки фольклора.

Выполнение контрольной работы.

                                                                                            ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

5

Древнерусская литература. «Повесть временных лет»

1

Урок изучения нового материала.

Знать: жанровые особенности древнерусской литературы.

Уметь: сопоставлять историческую и литературную традицию в древнерусской литературе.

Работа с учебником, беседа, опрос.

6

«Слово о полку Игореве». История «Слова..», сюжет, композиция, пейзаж.

1

Урок изучения нового материала.

Знать: историю создания «Слова…». Авторскую позицию и способы её выражения.

Уметь: определять систему образов.

Работа с учебником, беседа, опрос.

7

Герои «Слово  о полку Игореве» Образ автора.

1

Урок изучения нового материала. Практикум.

Знать: историю создания «Слова…». Авторскую позицию и способы её выражения.

Уметь: определять систему образов.

Работа с учебником, беседа, опрос, исследовательс-кая работа.

8

Р/Р.Традиции «Слово о полку Игореве» в литературе.

1

Урок изучения нового материала. Практикум.

Уметь: письменно излагать свои мысли на одну из предложенных тем.

Письменная работа.

9

Контрольная работа№ 2

по теме: «Древнерусская литература»

1

Урок контроля.

Знать: особенности развития древнерусской литературы.

Уметь:  систематизировать изученный материал.

Написание контрольной работы.

                                                                                                     ДУХОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

10

Духовная литература. «Поучение Владимира Мономаха»

1

Урок изучения нового материала.

Знать: особенности жанра «поучения»

Уметь: сопоставлять историческую реальность и литературную традицию в жанре «поучения»

Работа с учебниками, опрос.

11

«Письмо преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия…»

1

Урок изучения нового материала. Практикум.

Знать: литературные традиции духовных жанров.

Уметь: выполнять сравнительный анализ.

Письменная работа.

12

Контрольная работа№ 3 по теме: «Духовная литература»

1

Урок контроля.

Знать: особенности развития духовной  литературы.

Уметь:  систематизировать изученный материал.

Написание тестов.

                                                                                                   ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

13

Жанр «сонета» в зарубежной литературе.

1

Урок изучения нового материала.

Знать: особенности развития зарубежной литературы.

Уметь: определять жанр «сонета»

Работа с учебником, беседа, опрос, исследовательс-кая работа.

14

Контрольная работа №4 по теме «Духовная и зарубежная литература»

1

Урок контроля.

Знать: особенности развития духовной и зарубежной литературы.

Уметь: определять жанры духовной литературы и сонета.

Написание контрольной работы.

                                                                                                  РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА.

15

Русская литература 18 века и её традиции.

1

Урок изучения нового материала.

Уметь: определять признаки новой русской литературы и отличать её от древнерусской.

Работа с учебником, беседа, опрос.

16

Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Знакомство с комедией.

1

Урок изучения нового материала

Знать: жанр «комедии», традиции классицизма в комедии.

Уметь: определять признаки классицизма.

Комментиров-анное чтение комедии.

17

Д.И.Фонвизин. Речевая характеристика героев.

1

Урок изучения нового материала. Практикум.

Уметь: производить речевую характеристику героев.

Работа с учебником, беседа, опрос, исследовательс-кая работа.

18

Драматургический конфликт и композиция пьесы. Традиции и новаторство в комедии.

1

Урок изучения нового материала. Практикум.

Знать: понятия «драматургический конфликт».

Уметь: определять «драматургический конфликт» в комедии.

Работа с учебником, опрос, исследовательск-ая работа.

19

Урок – обсуждение: значение комедии для современников и последующих поколений.

1

Урок изучения нового материала. Практикум.

Знать: понятия «драматургический конфликт».

Уметь: показать значение пьесы, её актуальность.

Чтение по ролям, обсуждение прочитанного.

20

Т/П. Инсценировка фрагментов пьесы «Недоросль»

1

Практикум.

Уметь: систематизировать материал и составлять простой и цитатный план.

Инсценировка пьесы.

21

Контрольная работа№ 5 по теме: Д.И.Фонвизин «Недоросль»

1

Урок контроля.

Знать: особенности развития русской литературы 18 века.

Уметь:  систематизировать изученный материал.

Написание контрольной работы.

22

Г.Р.Державин. Вехи жизни и творчества.

1

Урок изучения нового материала.

Уметь: анализировать стихотворения, показывать значение творчества Державина для русской литературы.

Работа с учебником, беседа, опрос, исследовательс-кая работа.

23

Г.Р.Державин. «Снегирь»

1

Урок изучения нового материала.

Знать: понятие «лирика».

Уметь: определять высокое и низкое в языке и предметах изображения.

Работа с учебником, опрос.

24

Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза»

1

Урок изучения нового материала.

Знать: понятие сентиментализм.

Уметь: определять признаки сентиментализма в тексте.

Работа с учебником, комментирова-нное чтение.

25

Т/П  по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»

1

Урок развития речи.

Уметь: анализировать прозаическое произведение.

Анализ эпизодов произведения.

26

Контрольная работа №6 по теме: Русская литература 18 века.

1

Урок контроля.

Знать: особенности развития русской литературы 18 века.

Уметь:  систематизировать изученный материал.

Написание контрольной работы.

                                                                                                  РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА.

27

Романтизм как литературное направление.

1

Урок изучения нового материала.

Знать: особенности русской литературы 19 века.

Уметь: определять его основные черты.

Конспектирова-ние, беседа, ответы на впросы.

28

А.С.Пушкин. «Братья разбойники» как романтическая поэма.

1

Урок изучения нового материала.

Знать: признаки жанра «романтизм».

Уметь: определять романтические мотивы в тексте.

Работа с учебником, анализ поэмы.

29

А.С.Пушкин. «Братья разбойники» Анализ поэмы.

1

Урок изучения нового материала. Практикум.

Уметь: анализировать тексты.

Работа с учебником, анализ поэмы.

30

А.С.Пушкин. «Станционный смотритель»

1

Урок изучения нового материала. Практикум.

Знать: тему «маленького человека» в русской литературе.

Уметь: писать сообщения.

Письменная работа.

31

Т/П. Семинар «Художественные особенности повести А.С.Пушкина»

1

Урок изучения нового материала. Практикум.

Уметь: систематизировать материал, составлять цитатный и простой план.

Доклад.

32

Р/Р. Рассказ, статья, сочинение в жанре «эссе»

1

Урок развития речи.

Уметь: работать с дополнительным материалом.

Сочинение в жанре «эссе»

33

Е.А.Баратынский «Водопад», «Чудный град порой сольётся…»

1

Урок изучения нового материала.

Знать: романтические мотивы в лирике.

Уметь: интерпретировать поэтический текст.

Выразительное чтение, беседа, ответы на вопросы.

34

Т/П. «Анализ стихотворений»

1

Практикум.

Уметь: анализировать стихотворения.

Анализ стихотворений.

35

М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Романтический конфликт.

1

Урок изучения нового материала.

Знать: средства создания образа романтического героя.

Выразительное чтение, беседа, ответы на вопросы.

36

Р/Р.Анализ сюжета и композиции поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

1

Урок изучения нового материала. Практикум.

Знать: понятие «композиция».

Уметь: анализировать текст, определять композицию.

Анализ поэмы «Мцыри»

37

Т/П. Дж.Г.Байрон. «Корсар»

1

Урок изучения нового материала. Практикум.

Уметь: производить сопоставление романтических поэм.

Доклад.

38

Н.В.Гоголь. «Портрет». Судьба художника Чарткова.

1

Урок изучения нового материала.

Уметь: определять традиции духовной литературы в повести.

Сообщение учеников, беседа, ответы на вопросы.

39

Тема призвания художника и роли искусства в мире, в повести Н.В.Гоголя «Портрет»

1

Урок изучения нового материала. Практикум.

Уметь: аргументировано отвечать на вопросы.

Беседа, ответы на вопросы, сообщение.

40

Т/П. Диспут: «Роль искусства в современном обществе»

1

Урок  развития речи.

Уметь: интерпретировать произведение.

Доклад.

41

Мир природы и мир души в стихотворениях Ф.И.Тютчева.

1

Урок изучения нового материала.

Знать: понятия параллелизм.

Уметь: определять романтические традиции в русской лирике.

Беседа, ответы на вопросы, работа со стихотворениями.

42

Т/П. Анализ лирических стихотворений Ф.И.Тютчева.

1

Урок развития речи.

Уметь: анализировать стихотворения.

Анализ стихотворений.

43

И.С.Тургенев. «Записки охотника»

1

Урок изучения нового материала.

Знать: особенности реализма.

Уметь: аргументировано отвечать на вопросы.

Беседа, ответы на вопросы, работа с учебником.

44

И.С.Тургенев. «Бирюк» Средства создания образа в реалистическом произведении.

1

Урок изучения нового материала.

Знать: цикл рассказов И.С.Тургенева «Записки охотника»

Уметь: систематизировать материал.

Доклад.

45

Р/Р.Ги де Мопассан «Ожерелье»

1

Урок изучения нового материала.

Уметь: сопоставлять произведения и писать сочинение.

Написание сочинений.

46

Н.С.Лесков. «Человек на часах»

1

Урок изучения нового материала.

Знать: понятия «гротеск», «внутренний конфликт», «слово – символ».

Уметь: реалистические традиции  и художественные приёмы в произведении.

Беседа, ответы на вопросы, работа с учебником.

47

Р/Р. Сочинение – рассуждение: «Борьба чувства и долга в литературном произведении»

1

Урок развития речи.

Знать: об особенностях построения текста рассуждения; понятия «заголовок текста»; «основная мысль текста», «аргумент».

Уметь: озаглавливать текст сочинения, составлять план текста, аргументировано высказывать свою точку зрения; грамотно оформлять текст.

Написание сочинения – рассуждения.

48

Контрольная работа №7 по теме: «Русская литература 19 века»

1

Урок контроля.

Знать: особенности развития русской литературы 19 века.

Уметь:  систематизировать изученный материал.

Написание контрольной работы.

                                                                                                 РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА.

49

Особенности романтизма М.Горького.

1

Урок изучения нового материала.

Знать: особенности русской литературы 20 века.

Уметь: определять его основные черты.

Беседа, работа с учебником, ответы на вопросы.

50

Р/Р.Анализ рассказа М.Горького «Макар Чудра»

1

Урок изучения нового материала.

Знать: признаки жанра «романтизм».

Уметь: определять романтические мотивы в тексте, анализировать текст, характеризовать героев.

Анализ эпизодов, работа с текстом.

51

А.И.Куприн. «Гамбринус»

1

Урок изучения нового материала.

Знать: биографию и творчество А.И.Куприна, средства характеристики героя.

Уметь: анализировать текст.

Цитатная характеристика, анализ эпизодов.

52

Т/П. Эссе на тему: «Жизнь коротка – искусство вечно»

1

Урок развития речи.

Знать: об особенностях построения эссе;  

Уметь: выполнять творческие работы.

Написание эссе.

53

Р/Р. Н.С.Гумилёв. «Золотой рыцарь»

1

Урок развития речи.

Знать: традиции жанра «баллада»

Уметь: развивать представление о неоромантическом герое; выявлять традиции баллады в рассказе.

Написание сочинений.

54

Т/П. Доклад по теме: «Судьба романтизма в 20 веке»

1

Урок развития речи.

Знать: традиции жанра «романтизм»

Уметь: систематизировать изученный материал, составлять доклад.

Доклад.

55

А.П.Платонов. «В прекрасном и яростном мире»

1

Урок изучения нового материала.

Уметь: определять роль художественных приёмов.

Работа с учебником, беседа, опрос.

56

Р/Р. Сопоставительная характеристика произведений А.П.Платонова.

1

Урок развития речи.

Знать: приёмы сопоставления произведений.

Уметь: сопоставлять произведения.

Работа с учебником, беседа, ответы на вопросы, письменная работа.

57

Поэма А.Т.Твардовского «Василий Тёркин» и её значение.

1

Урок изучения нового материала.

Знать: биографию и творчество А.Т.Твардовского, знать понятие обобщённого образа.

Уметь: показать роль поэмы в годы Великой Отечественной войны.

Конспект, беседа, ответы на вопросы.

58

Т/П. «Характеристика героя поэмы «Василий Тёркин»

1

Урок развития речи.

Знать: понятие «поэма».

Уметь: определять роль главного героя в поэме, определять жанр, давать характеристику герою.

Анализ поэмы.

59

Т/П. Очерк об участнике Великой Отечественной войны.

1

Урок развития речи.

Уметь: выполнять творческие работы в жанре «очерка», составлять доклад.

Доклад учащихся.

60

«Есенинская» линия русской лирики 20 века. Лирика Н.М.Рубцова.

1

Урок изучения нового материала.

Знать: биографию и творчество Н.М.Рубцова, мотивы и сквозные образы лирики поэта.

Уметь: выявлять «есенинскую» линию в лирике Н.М.Рубцова.

Выразительное чтение, анализ стихотворений.

61

Проза 60-70-х годов. В.М.Шукшин. «Дядя Ермолай»

1

Урок изучения нового материала.

Знать: биографию  и творчество В.М.Шукшина.

Уметь: анализировать прозаический текст.

Беседа, ответы на вопросы, анализ эпизодов.

62

Народное понимание правды в рассказе В.М.Шукшина «Дядя Ермолай»

1

Урок изучения нового материала. Практикум.

Знать: пафос произведения, дать понятие об «открытом финале».

Уметь: анализировать эпизоды произведения.

Анализ эпизодов, работа с текстом.

63

Т/П.Читательская конференция: «Прогноз развития литературных традиций в 21 веке»

1

Урок развития речи.

Знать: понятие «эпилог».

Уметь: самостоятельно анализировать текст, излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Написание сообщений, доклад.

64

Т/П.Читательская конференция: «Прогноз развития литературных традиций в 21 веке»

1

Урок развития речи.

Знать: понятие «эпилог».

Уметь: самостоятельно анализировать текст, излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Написание «эссе»

65

Контрольная работа №8 по теме: «Курс литературы за 8 класс»

1

Урок контроля.

Знать: особенности развития русской литературы.

Уметь:  систематизировать изученный материал.

Написание контрольной работы.

66

Итоговый контрольный тест №9.

1

Урок контроля.

Знать: особенности развития русской литературы.

Уметь:  систематизировать изученный материал, выполнять тесты.

Написание тестов.

67

Резервный урок.

1

                                     Написание тестов, письменных работ.

68

Резервный урок.

1

                                     Список литературы для летнего чтения.

ОСТАВЛЯЮ ЗА СОБОЙ ПРАВО В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА ПРОИЗВОДИТЬ КОРРЕКТИРОВКУ ПРОГРАММЫ. МАРКЕВИЧУС.Л.Ф.__________________


                                          СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.

Введение. Литература и традиция.

Фольклорные традиции в литературе.

«Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды». Русская народная сказка. Литературная сказка. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».

Ю. П. Кузнецов, «Атомная сказка». Творческий практикум. Сочиняем сказку сами. Сопоставление героев литературных сказок с фольклорными.

Древнерусская литература. Её традиции. «Повесть временных лет», «Откуда пошла Русская земля…»

«Повесть временных лет». Церковь и просвещение.

«Слово о полку Игореве». Историческая основа «Слова…». Патриотический пафос поэмы. Тема и идея.

Композиция «Слова…». Образная система и художественные особенности языка. Авторская позиция и средства её выражения.

Жизнь «Слова…» в литературе. Переводы и произведения по мотивам «Слова…».

Духовная литература. «Поучение Владимира Мономаха», «Письмо Амвросия Оптинского…».

Творческая мастерская. Историческая реальность и литературная традиция в духовных жанрах. Сравнительный анализ.

Зарубежная литература средних веков и эпохи Возрождения. Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Уильям Шекспир. Жанр сонета.

Библиотечный урок. Сопоставление сонетов разных авторов.

Русская литература XVIII века и её традиции.

Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Анализ I действия. Чтение и комментарий.

 Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Чтение и комментарий. Анализ действий 2, 3.

 Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Чтение и  комментарий 4, 5 д.

Итоговый урок по комедии. Традиции и новаторство. Особенности жанра.

Р/р. Классное контрольное сочинение по комедии «Недоросль».

Г. Ф. Державин – представитель классицизма, родоначальник русской философской лирики. «Осень во время осады Очакова», «Снегирь».

Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме, его основные  черты.

Повесть «Бедная Лиза», положившая начало новой традиции в русской литературе. Анализ повести.

Русская литература XVIII века. Литературный монтаж. Советы библиотеки.

Русская литература XIX века. Романтизм как литературное направление, его основные черты.

Творческая мастерская. Романтический герой остросюжетного фильма. Создание кинофрагментов.

 А. С. Пушкин. Романтическая поэма «Братья разбойники».

А. С. Пушкин. «Станционный смотритель». Тема «маленького человека» в русской литературе.

 Р/р.  Проба пера. Эссе «Печальная участь «сущих мучеников четырнадцатого класса» в России».

 Е. А. Баратынский. «Водопад», «Чудный град порой сольется».

 Романтическая поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Печальная судьба юноши – монаха. Монолог – исповедь.

Образный строй языка.  Художественные особенности, черты романтизма.

Творческий практикум. Эссе на тему «Интересен ли Мцыри современному молодому человеку?»

Библиотечный урок. Д. Г. Байрон  «Корсар». Влияние Байрона на М. Ю. Лермонтова.

 Н. В. Гоголь  «Портрет». Страшная судьба художника Чарткова.

Сочетание фантастики и реальности  в романтической повести. Вопрос о назначении искусства.

Советы библиотеки. «Призвание и судьба человека искусства». Урок-семинар.

Ф. И. Тютчев. Мир природы в творчестве поэта «Что ты клонишь…», «Ты, волна моя морская,…».

 Анализ лирического произведения. Урок – практикум.

 И. С. Тургенев. Реализм в литературе. Рассказ «Бирюк».

Роль портретной характеристики и окружающей обстановки для раскрытия характера героя. Роль рассказчика.

Творческий практикум. Проба пера. Сочиняем рассказ на тему «Как в тех или иных обстоятельствах с неожиданной стороны раскрылся характер героя».

Библиотечный урок. Ги де Мопассан «Ожерелье».

Н. С. Лесков «Человек на часах». Конфликт в произведении.

Традиции русской духовной и светской литературы в изображении чувства и долга, человечности и чести.

 Р/р. Сочинение – рассуждение на тему «Борьба чувства и долга в литературных произведениях».

Литература XX века. Традиции. М. Горький «Макар Чудра». Образная система произведения.

Композиция, язык и стиль произведения. Роль автора – рассказчика.

Творческий практикум. «Образ женщины в романтической литературе XIX – XX в.» (или сопоставление Людмилы и Радды).

А. И. Куприн «Гамбринус». Образ Сашки.

Антитеза «живого и неживого» в повестях Куприна. Развитие антитезы в «Гамбринусе».

Творческий практикум. Эссе на тему «Жизнь коротка – искусство вечно».

Н. С. Гумилев. Рассказ «Золотой рыцарь».

Библиотечный урок. «Зорко только сердце!». Антуан де Сент Экзюпери. «Маленький принц».

Вечные философские вопросы  в повести-сказке «Маленький принц».

А. С. Грин «Алые паруса». Вечная мечта человека о счастье.

 А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Тонкий душевный мир машиниста Мальцева.

Мир природы и мир людей у Платонова. Особенности прозы писателя.

А. Т. Твардовский. Военная тема в русской литературе.  «Василий Теркин». Избранные главы.

Собирательный образ бойца Теркина. Фольклорные и реалистические традиции в создании образа.

Творческий практикум. Очерк об участнике Великой Отечественной войны.

Н. М. Рубцов. Поэтический мир поэта. Природа и родина в его лирике.

 Советы библиотеки. Поэты о малой родине. Поэтический вечер.

В. М. Шукшин «Дядя Ермолай». Вечные вопросы русского человека.

Советы библиотеки. Рассказы Шукшина «Упорный», «Микроскоп», «Одни» и др. Продолжение темы «маленького человека» в русской литературе.

 Р/р. Сочинение «Тема маленького человека в русской литературе».

Творческий практикум. Литературное анкетирование. Проверка читательской квалификации учащихся.

Итоговая читательская конференция «Прогноз развития литературных традиций в XXI веке».

Рекомендация книг для летнего чтения.

 Резервный урок.

                 

                  ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

ЗНАТЬ/ ПОНИМАТЬ/ УМЕТЬ:

- базовые теоретико – литературные понятия;

- содержание программных произведений;

- закономерности происхождения литературы;

- жанровые особенности произведений;

- владеть умениями выразительного чтения;

- видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

- видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;

-  самостоятельно анализировать литературно – художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

- грамотно строить монологические  высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;

- выполнять элементарные исследовательские работы.

                                 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Название документа

                    Автор

  год                    

1

Государственный стандарт основного общего образования.

2010

2

Учебник

 А.Г.Кутузов.,А.К.Киселёв., Е.С.Романичева. «Литература» 8 класс. М.: «Дрофа»

2010

3

Методическое пособие

 О.В.Ельцова, Н.В.Егорова, Поурочные разработки по литературе. 8 класс – М.: «Вако»

2013

4

 Программа по литературе для 5-9 классов.

 А.А.Кузнецов, М.В.Рыжаков, А.М.Кондаков.

2010

                                          Учебно – методическое обеспечение.

  1.   Ельцова О.В. Поурочные разработки по литературе по программе А.Г.Кутузова, 8 класс. Москва, «ВАКО», 2010
  2. Коровина В.Я. Читаем. Думаем. Спорим: вопросы, задания по литературе. 8 класс. Москва, «ПРОСВЕЩЕНИЕ», АО «Учебная литература», 1996 год
  3. Научно-методический журнал «Литература в школе» и др.
  4. Ресурсы сети Интернет.