Методические рекомендации по использованию авторской разработки дидактического пособия «Лицо» для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста

Юмашева Антонина Михайловна

Основная педагогическая идея пособия "Лицо" заключается в творческом подходе использования методов и приемов, специфике, разработанной мной в виде игры с магнитами на железном экране специально для детей с ОВЗ. Ребенку предоставляется возможность самому составить на экране портрет из готовых элементов основных частей лица, к которым с обратные стороны прикреплены магниты.

Пособие дает детям возможность экспериментирования: сменить прическу, изменить пол и возраст, сделать сравнительный анализ изображения, мимики, показать настроение реального человека, сказочного героя - происходит обогащение его социального опыта.
 
    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_did._posobie_litso_yumasheva_a.m.docx36.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5 «Сказка» г. Рассказово

Областной конкурс авторских дидактических пособий

«Воплощение идеи»

Методические рекомендации

по использованию авторской разработки

дидактического пособия

«Лицо»

для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста

Автор:

Юмашева Антонина Михайловна

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 5 «Сказка»

г. Рассказово, Тамбовской области

Рассказово, 2023г.

Содержание

  1. Пояснительная записка.
  2. Формы и приемы работы с пособием.
  3. Описание и назначение дидактического пособия.
  4. Примеры дидактических игр.
  5. Литература.

Пояснительная записка

Дидактическое пособие по валеологии «Лицо» разработано мной и используется для совместной индивидуальной работы с детьми с ОВЗ, для решения задач по художественно-эстетическому развитию. Пособие реализует принципы развивающего обучения и воспитания, соответствует требованиям ФГОС ДО.

Пособие является актуальным, оно создает условия для самореализации ребенка в творчестве, дарит радостное и эстетическое удовлетворение. Работа с дидактическим пособием формирует у дошкольников познавательные интересы, познавательные действия и практические навыки, способствует обогащению знаний о себе, о основных частях лица и об окружающем мире ребенка. Занятия с пособием носят креативно-обучающий характер, целенаправленно создавая ситуацию «на успех».

Уникальность данного пособия состоит в том, что оно придумано мной и сделано своими руками, помогает в игровой форме донести до детей информацию о составных частях лица, их особенностях по формированию художественного образа человека в пространственном местонахождении путем простых манипуляций с формами. Играя, дети овладевают изобразительными средствами изображения, развивают мелкую моторику рук, глазомер, воображение, творческую фантазию, речь.

Основная педагогическая идея пособия заключается в творческом подходе использования методов и приемов, специфике, разработанной мной в виде игры с магнитами на железном экране специально для детей с ОВЗ. Ребенку предоставляется возможность самому составить на экране портрет из готовых элементов основных частей лица, к которым с обратные стороны прикреплены магниты. Пособие дает детям возможность экспериментирования: сменить прическу, изменить пол и возраст, сделать сравнительный анализ изображения, мимики, показать настроение реального человека, сказочного героя - происходит обогащение его социального опыта.

Цель пособия: способствовать развитию у детей с ОВЗ дошкольного возраста знаний о составных частях лица, вызвать познавательный интерес к изображению человека средствами изобразительной деятельности.

Задачи:

Обучающие:

- учить познанию самого себя, своей индивидуальности;

- расширять знания детей о частях лица их значении для человека.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к изображению лица человека;

- формировать представление об отличительных особенностях лица людей разного пола и возраста, национальности;

- развивать зрительную память, внимание, умение анализировать, способность к самоконтролю;

- развивать художественно-изобразительные навыки и умения;

- способствовать развитию творческих способностей.

Воспитательные:

- укреплять психическое здоровье детей с ОВЗ, способствовать их эмоциональному благополучию;

- воспитывать умение заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни;

- воспитывать любовь к родным и близким, малой родине.

Формы и приемы работы с пособием.

Мной используются различные обучающие формы работы с пособием в зависимости оп поставленной цели индивидуального занятия или задач НОД: это может быть фронтальная, групповая, парная, индивидуальная и самостоятельная работа с детьми дошкольного возраста. Но главным приоритетом дидактического пособия «Лицо» — это индивидуальная работа с детьми ОВЗ, потому что оно позволяет осуществить индивидуальный подход с учетом психики и здоровья каждого ребенка. Методика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность, побуждая каждого ребенка к творческому поиску при выполнении задания. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий индивидуальным способностям и особенностям здоровья детей в сочетании с практическими заданиями, которые наполнены поисковой деятельностью, игровыми моментами, которые могут иметь здоровье-сберегающие технологии, в виде мини игр, направленных на сохранение здоровья - дыхательная гимнастика, упражнения для глаз, носа, нести информацию о здоровом образе жизни.

Принцип содружества семьи и ДОУ в деле развития ребёнка с ОВЗ считаю ключевым фактором, гарантирующим эмоциональное здоровье, например, дети в кругу семьи выполняют домашнее задание «Моя семья и я» - это творческие, поисковые упражнения, направленные на развитие предпосылок для избавления от негативных эмоций, воспитания любви к своим родным и близким, учит объяснять свое настроение, а также причины его возникновения и изменения.

Пособие и ее дидактико-методическое обеспечение, оборудование просты для понимания, как педагогам, так и детям. Оно многофункционально и это позволяет использовать пособие для множества различных видов дидактических игр и упражнений. В своей работе с пособием я использую различные методы и приемы: словесный - объяснение, уточнение, вопросы и ответы, беседы-рассуждение, рифмовки и загадки, сказки, наглядный метод - демонстрация слайдов, показ картинок и иллюстраций произведений художественного искусства, наблюдения, рассматривание себя в зеркале, обрисовка портрета друга, члена семьи через оргстекло.

Это пособие я придумала и изготовила для решения проблем по художественно эстетическому циклу у детей с ОВЗ, проблем, связанных с изображением фигуры человека, а, следовательно, и рисования лица, передачи эмоционального отношения рисующего ребенка к своему изображению, созданию художественного образа других героев.

Мой опыт работы совместной деятельности с детьми ОВЗ показал, что приобретенный детьми опыт использования пособия в игровой, занимательной форме значительно способствовал развитию у дошкольников рисовальных навыков и умений. У них возрос интерес к практической продуктивной изобразительной деятельности, пропали страхи перед пустым листом бумаги, появилась эмоциональная отзывчивость на результат своей практической деятельности. Дети стали с большим удовольствием и уверенностью рисовать себя, друзей, родных, сказочных героев, включать в свои рисунки портреты и фигуры людей.

Дидактические игры с пособием способствуют: развитию познавательных способностей, обогащению чувственного опыта ребенка, развитию речи, социально-нравственному, художественно-эстетическому развитию и воспитанию.

Описание и назначение дидактического пособия «Лицо»

Материалы дидактического пособия «Лицо»

Дидактическое пособие «Лицо» состоит из:

- основы — это железный экран на съемной подставке, а также в комплект входит прозрачная рамка с оргстеклом размером А-4;

- большого зеркало на ножке, нескольких маленьких зеркал;

- магнитиков с приклеенными на них изображениями основных элементов, составляющих лицо человека:

  • овал - лицо (круглый, овальный, треугольный);
  • брови (тонкие, широкие, короткие, длинные, треугольником, дугообразные);
  • глаза (круглые, узкие, большие и маленькие - разного цвета);
  • нос (широкий, тонкий длинный, круглый);
  • рот (большой, маленький, бантиком, улыбка, грустный);
  • уши (большие, маленькие, круглые, треугольные);
  • подбородок;
  • борода (Деда Мороза, короткая, длинная); усы (короткие, длинные);

- различных видов причесок и дополнений на магнитиках;

- элементов головных уборов и украшений.

Цели и задачи педагога при использовании пособия: каждое занятие предполагает индивидуальную совместную работу педагога и ребенка с ОВЗ, постоянно углубляя и расширяя его знания о физиологических свойствах лица человека, формируя эстетически-нравственные качества своей личности. В заключении занятия дети выполняют свой рисунок всегда самостоятельно выбирая тип работы, материалы и инструменты: рисунок, лепка, аппликация, поделка.

Дети выполняют задание на железном экране, который можно использовать, положив его на стол или поставить на специальную подставку. Выполняя задание, ребенок кладет магнитики с изображением частей лица и характерных дополнений к задуманному образу. Магнитики можно легко передвигать, менять один на другой для создания более яркого эмоционально окрашенного художественного образа. Быстрая смена одной прически на другую, голубые глаза на карие, удивление на смех.

Самое первое занятие с дидактическим пособием «Лицо» я посвящаю знакомству ребенка с содержимым коробки. Предлагаю рассмотреть себя в зеркале, рассказать, кого он видит и что, и, если он затрудняется назвать свои элементы лица, помочь озвучить ребенку их название. Конечно, дети знают, что это он отражается в зеркале, видит свои глаза и глазами он видит, здесь важно поддержать его эмоциональный настрой в исследовании себя, потому что многие дети очень плохо говорят. И важно с постепенным нарастанием обогащать его словарь, эмоционально окрашивая речь. Завершая занятие нужно поддержать игровой момент и предложить ребенку самостоятельно выложить любой протрет по его желанию.

На втором занятии мы совместно с ребенком используя пособие «Лицо» и иллюстрационный материал определяем, что глаза, нос, рот, уши у всех людей разные и значительно отличаются от черт лица у сказочных героев. Игра «Превращение», очень нравится детям. Заменяя портрет обычного лица на сказочного героя с большими ушами и круглым носом, приводят ребенка в восторг. Он, конечно, узнает гномика, одевает ему колпак, дополняет портрет бородкой, румянцем или веснушками. Или это может быть веселый клоун!

        Положительные эмоции вызывают желание рисовать, перенести составленный рисунок на бумагу, дополнить сюжет важными для героя деталями. И вот, гномик несет корзину с самоцветами, или клоун жонглирует колечками, а может выступает с дрессированной собачкой? В этой деятельности дети полностью переключаются на свой рисунок, он им интересен и доставляет огромное удовольствие. Это будут неловкие ломанные линии, штриховка выйдет за конуры рисунка, но это победа, победа самого ребенка. Это его смешной человечек.

Выполнение заданий зависит от личного опыта ознакомления детей с окружающим миром и конечно индивидуальных особенностей здоровья каждого ребенка с ОВЗ. Если совсем плохо сформирована ручная умелость, рассеянное внимание, то я использую прием копирования. Прием очень прост и доставляет радость своей необычностью. Нужно накрыть оргстеклом железный экран с составленным портретом, изображением сказочного героя и предложить ребенку обвести контуры и закрасить, например, волосы, губы специальными цветными маркерами по стеклу.  

Так постепенно у ребенка появляется мотивация к изобразительной деятельности и как следствие будет развиваться ручная умелость, концентрироваться внимание и усидчивость.

        Пособие многофункционально и с его помощью можно составлять портреты различной модификации или превращать одно изображение в другое, например, поменяем прическу. И тогда мальчик (у портрета только челка), появятся хвостики, то на нас уже будет смотреть девочка. Менять возраст добавляя усы или бороду. Заменять одни эмоции на другие и грустного человечка превратить в веселого.  

         Игры и упражнения с использованием пособия «Лицо»

 «Мое настроение»

Цель: учить познанию самого себя, своей индивидуальности. Учить детей составлять свой портрет из основных элементов лица человека. Закреплять представление об основных частях лица, активизировать словарь: глаза, рот, губы, нос, брови. Развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

Содержание: используя материалы пособия, зеркало, ребенок составляет свой протрет, составляет описательный рассказ о себе. Выполняет рисунок по замыслу, выбирая материалы и инструменты самостоятельно.

         «На кого похож?»

Цель: учить составлять портреты родных, анализировать схожие и отличительные черты внешнего вида своего лица с папой или мамой, сестрой, братом, бабушкой.

Материалы: фото членов семьи, зеркало, элементы пособия «Лицо».

Содержание: используя материалы пособия, ребенок составляет протрет одного их ближних родственников, членов семьи, составляет описательный рассказ о себе. Выполняет рисунок выбирая материалы и инструменты самостоятельно.

«Добрым быть лучше, чем злым»

Цель: углубить представление детей о доброте, как о ценном качестве человека. Учить составлять протрет доброго человека.

Содержание: используя материалы пособия, ребенок составляет протрет доброго человека, характеризует его положительные качества характера, добрые поступки, составляет описательный рассказ из своего опыта.

Выполняет рисунок выбирая материалы и инструменты самостоятельно.

«Мой внутренний мир»

Цель: предложить выложить и дополнить любое изображение, которое ребенок считает соответствующим его настроению, о котором есть желанию рассказать.

Содержание: используя материалы пособия, ребенок составляет протрет

любимого героя, персонаж по-своему желанию. Составляет рассказ.

Выполняет рисунок выбирая материалы и инструменты самостоятельно.

«Я покажу ты отгадай»

Цель: учить определять настроение, эмоции.

Содержание: на экране педагог выкладывает лицо, предлагает показать, что он видит, нарисовать эмоции. Далее ребенок выполняет рисунок по замыслу, выбирая материалы и инструменты самостоятельно.

«Превращения»

Цель: учить видоизменять портрет человека на портрет клоуна.

Содержание: предложить заменить одно или несколько элементов портрета на черты лица клоуна. Отметить влияние преувеличений и стилизованных форм и красок, для выражения более яркого образа клоуна. Выполняет рисунок выбирая материалы и инструменты самостоятельно.

«Моя семья»

Цель: учить составлять портреты родных по желанию.

Содержание: предложить составить портрет одного из членов семьи. Вызвать положительные эмоции, учить составлять рассказ о профессии мамы или папы, бабушки или другого члена семьи. Далее ребенок выполняет рисунок по замыслу, выбирая материалы и инструменты самостоятельно.

«Мои друзья»

Цель: предложить составить портрет своего друга.

Содержание: учить высказывать свое мнение о своем друге, его поступках.

Далее ребенок выполняет рисунок по замыслу, выбирая материалы и инструменты самостоятельно.

«Составь пару»

Цель: предложить составить портрет по образцу.

Содержание: предложить рассмотреть и выложить точно такой же рисунок портрета сказочного героя на экране. Далее нарисовать соблюдая основные черты, цвет и форму образа. С целью закрепления формирования ручной умелости, зрительного внимания предложить нарисовать свой рисунок используя за основу предложенный образец портрета.

«Сказочные герои»

Цель: работа по собственному замыслу.

Содержание: учить задумывать и завершать задуманный образ, высказывать свое мнение, рассуждать о герое, его поступках и внешнем виде портрета.

«Дед Мороз»

Цель: научить составлять портрет Деда Мороза.

Содержание: учить рассуждать, рассказывать о герое, его сказочном образе.

Далее создать условия для самостоятельного рисования, учить соблюдая основные черты, цвет и форму образа.

«Портрет веселого гномика»

Цель: формировать представление об отличительных особенностях лица людей и сказочных героев.

Содержание: создать условия для рассуждений детей о портрете сказочного героя, его специфики изображения - использование преувеличений, гипербол, характерных дополнений к образу. Предложить придумать рассказ о гномике и нарисовать портрет своего веселого гномика.

«Парикмахерская»

Цель: уточнить представление детей о том, почему у всех могут быть одинаковые части лица, но люди выглядят по-разному при смене прически. Наглядно показать виды причесок, уточняя её влияния на художественный образ изображения.

Содержание: прикладывая к одному и тому же лицу разные виды причесок, ребенок получает разные образы: девочка (хвостики), мальчик (челка), женский портрет (длинные волосы, пучок) или дедушки (волосы. Создать условия для рисования художественного образа по своему замыслу.

«Смешной человечек»

Цель: продолжать формировать представление об отличительных особенностях лица смешного человечка. Учить размышлять и находить ответ - почему он смешной?

Содержание: учить, высказывать свое отношение к герою, его поступках и внешнем виде портрета. Создать условия для самостоятельного рисования, учить задумывать и завершать задуманный образ.

Результативность использования пособия

У детей появился интерес к самому себе, уважительное отношение и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в нашем дошкольном учреждении, чувства сопереживания и эмоциональной отзывчивости, саморегуляции собственных действий.

Дети стали проявлять любознательность, усилилась творческая изобразительная активность, а также познавательная мотивация к окружающему миру, малой родине и Отчизне.

Совместные занятия с использованием дидактического пособия способствовали расширению активного словаря, развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитию мелкой моторики рук, развитию зрительного контроля над своими действиями, памяти, воображения, творческой фантазии.

Все это благотворно на детей с ОВЗ и способствует развитию речи, рисовальных навыков и умений и их активному включению в социум сверстников.

Список используемой литературы:

1. Виды настольных игр для детей, журнал «Мама и малыш», №12, 2006;

2. Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. «Преодоление общего

недоразвития у дошкольников». - М., 1990;

3. Ковтун О. А. «Игрушка как средство психического развития ребенка от рождения до 4-х лет». – Мариуполь 1999 г.

4. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. /Под ред.

Шипицыной Л. М. СПб., 2005;

5. Крупенчук О.И. «Пальчиковые игры для детей». С.П.6 Литера, 2005;

6. Наревская И.Н., Сабирова Н.Г., Куранова Н.А., Нурмухаметова Н.С.

«Профилактика нарушений в поведении дошкольников: материалы для диагностики и коррекционной работы в ДОУ» - М.: АРКТИ, 2010;