Проект "Школа Росатома"

Бижова Татьяна Васильевна

В 2012-2013 уч.г. я принимала участие в проекте "Школа Росатома". Стала финалистом  конкурса учителей математики, внедряющих эффективные образовательные технологии реализации требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего  и среднего (полного) общего образования в рамках проекта "школа Росатома - 2012-2013". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_stazhirovki.docx27.2 КБ

Предварительный просмотр:

Программа стажировки

Разработчик программы: Бижова Татьяна Васильевна,                                                          учитель математики высшей квалификационной  категории  МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №135» имени  академика Б.В. Литвинова»

Информационный блок программы

Название программы: «Технология активных методов обучения (АМО) как одна из эффективных технологий формирования и оценивания метапредметных результатов учащихся в условиях реализации ФГОС ООО»

Цели программы: оказать практическую помощь учителям при разработке конспектов уроков и внеклассных мероприятий в условиях внедрения ФГОС ООО, повышение профессиональной компетенции педагогов в области внедрения современных образовательных технологий для развития и саморазвития обучающихся.

Задачи программы:

  1. Раскрыть сущность и содержание технологии АМО;
  2. Познакомить слушателей с данной технологией через практические занятия, как средством формирования и оценивания метапредметных результатов;
  3. Показать эффективность применения технологии активных методов обучения на традиционных уроках и во внеурочной деятельности;
  4. Создать  методическую  копилку АМО;
  5. Познакомить участников стажировки с собственным опытом применения данной технологии;
  6. Обобщить  методические и аналитические материалы стажирующихся и разместить их на страницах сетевых сообществ учителей математики.

Ключевые идеи опыта, в которые будут погружены стажеры

  • Требования к уроку математики с учетом внедрения ФГОС ООО, составление технологической карты образовательного мероприятия, анализ и самоанализ урока;
  • Подготовка и проведение эффективного образовательного мероприятия для школьников с применением технологии активных методов обучения;
  • Отработка профессиональных навыков современного учителя математики;
  • Активные методы обучения для формирования метапредметных результатов обучения;
  • Особенности оценки метапредметных результатов при освоении основной образовательной программы основного общего образования.

Содержательный блок программы

Перечень необходимого оборудования

Стажировка будет проводиться в кабинете математики, оборудованном АРМ  учителя: ПК, интерактивной доской, видеопроектором, множительной техникой  (ксерокс, принтер, сканер).  Кроме того, для проведения стажировки образовательное учреждение имеет кадровые ресурсы – ученые математики РФЯЦ ВНИИТФ имени академика Е.И. Забабахина, учителя математики, а также методические ресурсы: разработки уроков в электронном виде, презентации к урокам, дидактический материал, сценарии внеклассных мероприятий.

Программа стажировки

Пояснительная записка

Новые Федеральные государственные стандарты, проводимые реформы направлены на модернизацию российского образования, приведены в соответствие современным потребностям всех звеньев образовательной системы. Для достижения поставленных целей необходимо усовершенствовать формы организации образовательного процесса, внедрить новые технологии и методы обучения, принципиально изменить позицию педагога и обучающегося, повысить познавательную мотивацию школьников. Стандарты второго поколения  четко определили приоритеты общего среднего образования, определив главными  задачами школы духовно – нравственное развитие, овладение ключевыми компетентностями и формирование УУД. Перед школой, педагогом стоят цели не только обучения, но и в равной мере воспитания, развития и социализации личности обучающегося.

Новая стратегия образования нацелена на полноценное развитие личности, а это означает, что современный выпускник школы должен обладать не только набором предметных знаний, но  также и развитыми способностями применять эти знания в реальной жизни, иметь сформированные навыки самообразования, набор ключевых компетентностей, обеспечивающих уверенное вхождение во взрослую жизнь, быть мотивированным к постоянному продолжению обучения на протяжении всей жизни.  Переход обучающегося из позиции пассивного объекта, послушно выполняющего задания по запоминанию и воспроизведению информации, на позицию активного, творческого, целеустремленного, самообучающегося субъекта – краеугольный камень успешного осуществления модернизации школы. Новую стратегию прежними педагогическими инструментариями не реализовать, требуются новые образовательные технологии и методы, такие, чтобы образовательный процесс осуществлялся в эмоционально комфортной, мотивирующей, творческой обстановке, чтобы обучение стало близким, естественным желанием ребенка. Кроме того, новые технологии должны быть простыми  и понятными для педагогов, доступными для широкого применения во всех школах. Технология АМО дает педагогу инструменты, которые позволяют реально менять ситуацию в школе. Активные методы обучения являются современными методами, обладающими высоким мотивационным потенциалом и надежно обеспечивающими качество и эффективность образовательного процесса. Освоение этой технологии позволит учителю сделать уроки современными, отвечающими потребностям обучающихся, родителей, общества.

Программа стажировки рассчитана на 24 часа и включает в себя 6 ключевых тем.

Тема 1: ФГОС ООО (основные положения, концептуальные основы).

Цель занятий: акцентировать внимание участников стажировки на основных функциях ФГОС, его отличительных особенностях, ведущих принципах ФГОС – развития и преемственности.

Тема 2: Концепция модернизации российского образования: формирование метапредметных результатов при изучении математики.

Цель занятий: отбор универсальных учебных действий, формируемых в процессе изучения математики для формирования и оценивания метапредметных результатов.

Тема 3: Технология активных методов обучения (АМО) – технология ФГОС.

Цель занятий: познакомить слушателей с технологией АМО (внутреннее содержание, цель, структура,  суть активных методов обучения).

Тема 4: Обучение созданию АМО, образовательные эффекты активных методов обучения, условие эффективности применения АМО.

Цель занятий: изучить фазы образовательного мероприятия, рассмотреть активные методы обучения всех фаз урока или внеклассного мероприятия, провести практические занятия по разработке и проведению образовательных мероприятий с применением технологии.

Тема 5: Технология проектирования урока математики.

Цель занятий: проектирование урока математики с использованием технологии АМО, создание технологической карты образовательного мероприятия, конструирование урока, анализ и самоанализ урока.

Тема 6: Создание методической копилки АМО.

Цель занятий: обобщить и систематизировать знания  по технологии АМО, создать копилку активных методов обучения стажерами программы, оформить их в виде сборника и  разместить полученные результаты на страницах сетевых сообществ учителей математики.

В заключительный день работы участники стажировки представят свои разработанные АМО, проведут экспертизу и анализ своих активных методов обучения, оценят разработки коллег.

Учебный план стажировки

№ п/п, тема

Количество часов

лекция

семинар

стажерская

проба

онлайн

занятие

1 день работы

1.

Организационное занятие. Входное анкетирование «Что я жду от стажировки?»

0,5 ч

2.

Работа с нормативными документами: ФГОС ООО (основные положения, концептуальные основы)

0,5 ч

1 ч

3.

Концепция модернизации российского образования, формирование метапредметных результатов обучения при изучении математики, отбор УУД, оценивание

0,5 ч

1,5 ч

1,5 ч

4.

Рефлексия

0,25 ч

5.

Индивидуальные консультации, экскурсия по школе

0,5 ч

2 день работы

6.

Технология АМО – технология ФГОС

1 ч

7.

Обучение созданию АМО, образовательные эффекты активных методов  обучения, условия эффективного применения АМО

0,5 ч

1,5 ч

2 ч

8.

Рефлексия

0,5 ч

9.

Технология проектирования урока математики или внеклассного мероприятия

0,5 ч

0,5 ч

2 ч

3 день работы

10.

Представление результатов стажировки,  создание копилки АМО

1 ч

2,5 ч

11.

Экспертиза представленных материалов

1 ч

12.

Оформление результатов стажировки

0,5 ч

2 ч

13.

Круглый стол по итогам работы творческих групп, подведение итогов работы

0,25 ч

1,25 ч

0,5 ч

14.

Рефлексия, диагностика, финальная анкета участников стажировки

0,25 ч

Итого:

4 ч

7 ч

12,5 ч

0,5 ч

Примечание. В ходе прохождения стажировки участникам будет предложена программа культурно – массовых и спортивно - оздоровительных мероприятий: экскурсия в музей ядерного оружия РФЯЦ ВНИИТФ имени академика Е.И. Забабахина, автомобильная экскурсия по городу Снежинску, посещение школьного бассейна, Ледового дворца, поездка в театр.  

Способы оценивания результатов стажеров

Внешняя оценка результатов стажеров

При внешней оценке используется метод экспертных оценок. Внешними экспертами будут педагоги, участвующие в стажировке. По определенным критериям (творческое выполнение задания, активное участие всех членов команды и т.д.) будут проанализированы работы творческих групп (оценивание АМО команды – соперника) по 10 – бальной шкале.

Самооценивание стажерами собственных результатов  будет проводиться на каждом этапе образовательного мероприятия, результаты которого будут зафиксированы в дневнике стажера. Самооценка проводится по 10 – бальной шкале  и  следующим критериям:

  • самоотдача (полноценность ответов и рассуждений)
  • качество обсуждения
  • корректность обсуждения
  • проявление инициативы
  • творческий подход
  • среднее значение

 Оценить в какой мере была полезна проделанная работа

Степень соответствия личностных ожиданий реальных результатов стажировки в профессиональном плане

Процесс личной деятельности

Полученный результат

Деловое общение во время работы

Возможность проявить себя и услышать слова одобрения

Получение оценки

 в правой колонке поставить цифры:

1 — самое важное,

2 — важное,

3 — не очень важное,

4 — совсем не важное.