Моя педагогическая концепция

Трегубенко Наталья Владимировна

Для преподавателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koncepciya.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

      Моя педагогическая концепция

     «Моя Родина, моя родная земля, мое Отечество, в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе» – это искреннее признание нашего великого земляка Михаила Александровича Шолохова стало путеводной звездой учительской династии, к которой принадлежу я. Мой прадед Ключников Архип был инспектором образовательных учреждений России конца XIX века, а я, Трегубенко Наталья, - учитель 4-го поколения, в XXI веке преподаватель Донецкого сельскохозяйственного техникума.

     Все, что когда-то генетически заложено было во мне, потом привело в Вешенское педучилище, в Таганрогский пединститут, превратило меня в учителя, то есть в человека, который не имеет права на подлость, черствость и равнодушие. Особо ценный опыт индивидуальной работы с детьми я получила в Целинском детском доме.

     Эти дети человеческих ошибок и взрослой слабости, дети, лишенные родительской ласки и любви, научили меня распознавать фальшь, неискренность и прощать многое.

     

     Мой союзник – педагогика творчества, успеха, радости, установление доверительных межличностных отношений не только между педагогом и студентом, но и в системе студент – студент.

     Мои ученики, как правило, жители отдаленных сел, в городских условиях порой испытывают чувство неловкости, неуверенности, да и уровень образованности их ниже, чем у городских сверстников. Они пока еще не знают:

     Как общаться в новых условиях?

     Как без потерь войти во взрослую жизнь?

     Как реализовать свои возможности?

     Как достичь успеха?

     Как научить всех, ведь передо мной 30 человек, и все такие разные?

     …Закончился еще один урок. Я захожу в препараторскую, кладу на стол бумаги и снова задаю себе вопросы: все ли удалось? Что мне принес этот урок – радость, боль, удовлетворение, грусть?

     Конечно, радость – сегодня Лена впервые вышла к доске и активно участвовала в игре при закреплении материала.

     Конечно, гордость – ребята выходили из класса и благодарили меня за урок.

     Конечно, тревогу – Артем остался после занятия и рассказал о семейных проблемах, объяснил почему молчал весь урок.

     Я тронута их откровениями и благодарна за доверие. Мы вместе проходим путь взаимопонимания

  1. Это сопереживание – без искренности нет пути к сердцу человека.
  1. Это соучастие – невозможно отстранить от проблемы тех, кого ведешь за собой.
  1. Сотрудничество – только совместный поиск, творчество помогут покорить любые вершины.

     Великий мыслитель Иоганн Генрих Песталоции в своих трудах «Линград и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей», «Лебединая песня» связал обучение  с

воспитанием и развитием ребенка, педагогику с психологией. То есть уже в конце XVIII века швецарский педагог – демократ обосновал принципы развивающего обучения.

     Поэтому не отвергая классики обучения (доступность, прочность, научность) я из множества новейших педагогических технологий выбрала самую, на мой взгляд, гуманную – личностно-ориентированное развивающее обучение.

     Итак, на чем основана моя педагогическая концепция.

     1.

     2. Алгоритм решения педагогической проблемы:

  1. это личность студента;
  2. обучение (процесс результат);
  3. воспитание (процесс  результат);
  4. личностные ценности.

     Моя задача как преподавателя «Психологии социально- правовой деятельности» на уроках и внеаудиторных занятиях создать ситуацию успеха – дать понять, что нет ничего невозможного, непостижимого в жизни для каждого. И на первом уроке студенты должны запомнить одну истину: все решает личность! А творческий потенциал, его активность и самостоятельность определяется главным – мотивационной готовностью к получению знаний.

     По учебной дисциплине «Психологии социально- правовой деятельности» мною составлена адаптирована программа с учетом принципов междисциплинарности, гуманистической направленности, единства теоретических и практических видов деятельности. Ключевыми понятиями курса с учетом специфики будущей профессии выступают такие понятия, как профессиональная компетентность, социально-психологический портрет личности.

     Современный и будущий работодатель, общество в целом заинтересованы в таком работнике, который не только умеет решать разнообразные проблемы, критически мыслить, но и обладает определенными личностными качествами.

     Я стремлюсь к тому, чтобы выпускник нашего техникума умел адаптироваться в меняющихся жизненных обстоятельствах.

     Чтобы добиться поставленной цели, необходимо знать индивидуальные особенности студента, его стремления, умение взаимодействовать в данном коллективе. Поэтому не первых уроках в различных группах я провожу опрос, используя методику выявления социометрической структуры группы, которая несет важную информацию о характере межличностных отношений. Зная такую структуру, я могу ответить на следующие вопросы:

  1. Кто является неформальным лидером в группе?
  1. Через кого лучше оказывать влияние на конкретного студента?

     Нельзя работать по старинке, так как в XXI веке значительную роль в нашей жизни играет мультимедиа (электронный носитель информации).

     Использование мультимедиа в учебном процессе обеспечивает возможность:

  1. дать студентам более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах;  
  2. повысить роль наглядности в учебном процессе;
  3. удовлетворить запросы, желания и интересы студентов;
  4. освободить преподавателя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний.          

     Главным для меня – не умения и навыки, а развитие личности через саморазвитие, самоусовершенствование. Это может сделать преподаватель, помогая студенту познать мир и самого себя, на развивающем уроке. Это:

  1. уроки с применением деловой (ролевой игры);
  2. уроки с элементами микроисследования;
  3. урок – интервью;
  4. урок – тренинг;
  5. модульная экскурсия (в будущее).  

Нестандартная форма урока - отличная форма обучения общению, взаимодействию, сотрудничеству, раскрытию творческого потенциала студента.

Успеваемости в группах, работающих по экспериментальной программе, выше, чем в контрольных.

Успех в любой просветительской деятельности зависит от личности. И я должна держать себя в хорошей личностной форме:

  1. постоянно повышаю свои теоретические знания;
  2. активно участвую в жизни техникума;
  3. веду здоровый образ жизни

     Мои увлечения я передаю своим ученикам, я помогу им полюбить Родину, ибо твердо знаю, что утрата связи с родной землей приводит к психологическому дискомфорту и распаду личности.

     Мои студенты активно участвуют в подготовке открытых мероприятий. Посетили Санкт –Петербург, Волгоград, Вешенскую, памятные места освобождения Ростовской области фашистов.

     Но самое главное – они незаменимые мои помощники в поисковой работе клуба «Отечество» и музея техникума.

     Мне повезло в жизни: у меня мудрые наставники и хорошие студенты.  

     Мы растем вместе со студентами – они растут в нас и, вырастая, уходят. Уходят многие, возвращаются немногие.

     Возвращаются повзрослевшие, еще не снявшие армейские мундиры, помягчевшие, утратившие свою ершистость.      

     Возвращаются со своими проблемами, просьбами, иногда с радостными известиями: рождение первого ребенка, первые премии, удачи.

     Возвращаются в письмах, иногда от тех, от кого и не ждала:

     «Завидую вашим ученикам, я бы сейчас слушал вас внимательно. В жизни много трудностей, а принимать решение надо самому».

     Верю в то, что наши выпускники не будут Иванами не помнящими родства, верю в то, что все они будут прекрасными людьми, талантливыми работниками, потому что иначе быть не может.

     А пока меня радуют успехи моих студентов в областном конкурсе «Боевой путь участника Великой Отечественной войны» 1 место, а музей был показан не только по Миллеровскому телевидению, но и участвовал в областном телемарафоне.

     Я вижу результаты своей работы и хочу еще долго нести свет знаний.

Есть надписи, которым я не верю,

Пускай они застыли, как завет:

Входя, повсюду закрывайте двери,

Повсюду, выходя, гасите свет.

А я иной завет оставлю в мире,

Как ни были бы надписи строги!

Когда ты входишь, дверь открой пошире,

Уходишь, пламя за собой зажги.