В помощь учителю

Конева Людмила Николаевна

Методические разработки, рекомендации, рекомендательные списки летературы, новинки в библиотеке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon V_pomoshch_uchitelyu_Metod.reko-_____mendaciya.doc102.5 КБ
Microsoft Office document icon deti_v_socialnyh_setyah.doc724.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая рекомендация.

Составила: Конева Л.Н.

зав.бибдиотекарь

ГОУ СОШ № 425,

г.Москвы

«О том, как правильно составить библиографическое описание

источника информации и другие полезные советы.»

                                                 (В помощь учителю и библиотекарю)

 

Предлагаемые методические рекомендации содержат информацию об особенностях использования информационно-поисковых систем современных библиотек; содержат практические советы по выбору источников информации, по способам работы с ними. Основной акцент сделан на объяснении правил составления библиографического описания различных печатных источников и некоторых других документов, а также электронных ресурсов. Приведено достаточное количество примеров библиографического описания различных источников информации. Рассказано также о правилах оформления цитат и ссылок, составления списков использованных источников.

I.О видах источников информации.

Очень часто нам приходится решать конкретную задачу: сделать методическую разработку, написать статью, составить реферат, подготовить выступление, доклад, написать дипломную работу и т.п.  Во всех случаях мы сначала хотим познакомиться с тем, что уже сделано, сказано, написано по интересующей нас теме. То есть, начинаем с разыскания материалов, знакомства с ними, отбора самых необходимых, значительных, интересных. Каждый из нас может иметь определенные предпочтения, но полезно иметь более широкое представление о существующих видах источников информации. Итак, нам могут пригодиться:

тексты,

видеозаписи (особенно документальные или методического характера),

звукозаписи,

изоматериалы,

карты,

комплекты (например, книга+CD),

кинофильмы,

микроформы,

мультимедиа,

ноты,

предметы (например, музейные экспонаты),

рукописи,

электронные ресурсы.

Где мы их разыскиваем?

II.О различных информационных средах и особенностях их использования

Возможностей удовлетворения информационных потребностей в современном мире много. Существует огромное количество информационных ресурсов по различным областям знаний и человеческой деятельности. Ресурсы эти представлены на различных носителях. Функционируют и специальные структуры (учреждения), задача которых собирать, хранить, систематизировать и предоставлять эти ресурсы в пользование. К ним можно отнести и библиотеки, и книжные магазины, и, наконец, интернет. Но необходимо уметь  ориентироваться в этих столь различных информационных средах. 

   III. Об информационно-поисковых системах (ИПС) современных библиотек.

Главной составляющей ИПС библиотек остаются карточные каталоги. Они отражают фонды конкретной библиотеки: книги, звукозаписи, диапозитивы, диафильмы, видеозаписи,  материалы на  оптических носителях. Для удобства пользования один и тот же фонд представлен в алфавитных и систематических каталогах. В алфавитных каталогах карточки расставлены в алфавите авторов и названий. Следовательно, не зная фамилии автора (а иногда важны и его инициалы, например, в случае очень распространенных фамилий) или точного названия разыскиваемого издания (например, сборника статей без автора), к алфавитному каталогу прибегать бесполезно. Об особенностях организации и использования систематических каталогов будет сказано ниже.  

В каждой библиотеке есть еще большое количество периодических изданий. Публикации в газетах и журналах гораздо оперативнее отражают наше динамичное время во всех областях. Карточки с описанием статей из журналов и газет, которые выписывает конкретная библиотека, помещаются отдельно от описания книг. Они собираются в картотеках. По способу организации картотеки бывают систематическими, предметными, предметно-тематическими.

В каждой библиотеке читатель найдёт ключ к каталогу или памятку для пользователя. В трудных случаях на помощь придёт библиограф-консультант. Но помощь эта будет эффективной только в том случае, если читатель чётко и точно сформулирует свою тему, цель обращения к литературе и желательный характер изданий. Например, «Нужен материал о состоянии воздуха в Москве, в частности, о различии воздуха в разных районах Москвы. Хотелось бы посмотреть статистические данные за последние пять лет». Запрос такой степени точности даст возможность работнику библиотеки быстро предложить читателю нужные материалы: например, издания правительства Москвы, региональную периодику, справочники.

Или ещё пример. Читатель спрашивает литературу по теме «Преступления в сфере экономики». Ему предлагают книги: Верин В.П. Преступления в сфере экономики. – М.: Дело, 2001. – 200 с.; Бертовский Л.В., Образцов В.А. Выявление и расследование экономических преступлений. – М.: Экзамен, 2003. – 256 с.; Курс российского уголовного права. Особенная часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. – М.: Спарк, 2002. – 1040 с.  Чувствуется, что читатель не очень удовлетворён, что он рассчитывал на что-то другое. После уточняющих вопросов выясняется, что конкретно его интересует проблема преступлений в финансово-кредитной сфере. На этот раз были предложены книги: Ларичев В.Д. Злоупотребления в сфере банковского кредитования. – М.: Юринформ, 1997. – 227 с. и Сатуев Р.С., Шраер Д.А., Яськова Н.Ю. Экономическая преступность в финансово-кредитной системе. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. – 272с.  Конкретизация запроса помогла в подборе нужной литературы.

     Другой студент, пришедший с той же темой курсовой работы, уточнил её в другом ключе. Его интересовала судебная практика в этой области. Были предложены сборники постановлений пленумов Верховных судов СССР, РСФСР, РФ по уголовным делам. То есть в этом случае потребовались издания даже другого типа.  Конкретность и точность запроса дает возможность работнику библиотеки быстро предложить читателю нужные материалы: например, энциклопедические издания или учебники,  региональную периодику, справочники и т.п.

     В последние годы многие библиотеки получили возможность предоставлять читателям в пользование электронный каталог на свой фонд, а в библиотеках, подключённых к интернету, и доступ к сводному каталогу библиотек Москвы, к электронным ресурсам крупнейших библиотек. Эффективное использование этих возможностей зависит от степени подготовленности читателя. И опять повторим: точно зная, что именно нужно, необходимо  чётко формулировать запрос.  Требования эти только возрастают, когда посетитель библиотеки остаётся один на один с монитором. Кроме умения работать с компьютерными базами данных, нужны навыки   библиографического поиска. Наряду с владением приёмами работы с информацией (свёртывание текста до тезиса,  определение тезиса и аргумента, определение необходимости и достаточности доказательной базы), требуется навык логического структурирования, определение ключевых слов в тексте.

      При поиске в электронном каталоге используются различные параметры: по фамилии автора, по теме (в чёткой формулировке), по ключевым словам. Если в библиотеке, где вы занимаетесь, каталоги и картотеки объединены в локальную сеть, можно в ответ на запрос сразу получить список и книг, и статей из газет и журналов, имеющихся в данной библиотеке. Если же нет, придётся отдельно запрашивать разного вида издания.  Но к периодическим изданиям обязательно нужно обратиться. Именно в  них можно надеяться  найти материалы о самых современных точках зрения на тот или иной предмет, новейшие сведения о развитии науки, техники, права, статистические данные, рецензии на книги, аналитику, материалы дискуссий.

      Большую помощь в работе могут оказать  специальные указатели литературы. Они бывают  универсальными и отраслевыми. Большая часть указателей, предназначенных, в том числе, и специалистам, содержит круг литературы, отобранной по тем или иным критериям. Такими критериями могут быть, например, широкая или узкая проблематика, время издания, читательское назначение.

IV.О классификационных системах.

ИПС библиотек основаны на различных классификационных системах. Например, в научных и учебных библиотеках используется УДК (Универсальная десятичная классификация).   Систематические каталоги и картотеки в общедоступных (массовых, публичных) библиотеках России организованы в соответствии с философией и технологическими принципами библиотечно-библиографической классификации (ББК). Науки и явления действительности, области знаний и отрасли практической деятельности человека закодированы (зашифрованы) цифрами. Иногда эти символы или индексы (шифры) выглядят, как многозначные числа или даже формулы,  содержащие точки и скобки, реже буквы. Это может означать, что содержание конкретного издания раскрывает разные области науки, явления на стыке разных наук или посвящено какой-то узкой (высокая степень детализации), либо комплексной научной проблеме.

Например, литература по образованию и педагогической науке имеет общий классификационный индекс 74. Различным подотделам, рубрикам, разрабатываемым областям присваиваются свои индексы. По логике структурирования, чем тоньше детализация, тем «длиннее» индекс. Например:

74.202   Дидактика (теория и методика образования и обучения)

74.202.4  Процесс обучения и его закономерности (в т.ч., технология обучения)

74.202.5   Методы обучения и организация учебного процесса

  1. Методика преподавания учебных предметов

И т.д.

Длина индекса (а значит, глубина детализации) в этой сфере достигает иногда девяти символов.

По системе ББК разыскивая необходимые издания в карточных каталогах ГНПБ, например, по теме инновационных педагогических технологий, полезно особенно внимательно посмотреть в рубрике 74.202   Дидактика (теория и методика образования и обучения) следующие подрубрики:

74.202.4 – Технология обучения: проблемное обучение; программированное обучение, алгоритмизация обучения; новые информационные технологии в обучении; моделирующая технология обучения (деловые, организационно - деятельностные, организационно - мыслительные игры, разбор конкретных ситуаций и др.)

74.22.5 – Методы обучения и организация учебного процесса

88.8 – Психология детей. Учет возрастных особенностей.

Если  захотите воспользоваться для поиска материалов электронным каталогом (в режиме удаленного доступа), то сможете попасть туда  через сайт библиотеки по адресу http://www.gnpbu.ru/.

   

    V.Библиотека как информационная среда

Печатные источники, содержащиеся в универсальных  фондах  публичных библиотек, дают возможность широкого выбора авторов, типов  и видов изданий. Библиотека – единственное не ангажированное учреждение, призванное и способное представлять интересующимся через имеющиеся у нее материалы различные точки зрения, различные подходы, теории, концепции, системы взглядов на тот или иной предмет, явление, событие. И для пользователей это чрезвычайно важная возможность формирования критериев отбора и оценки информации, обоснования самостоятельных суждений, собственной позиции. Работа  с информацией разного рода способствует формированию целостного мировоззрения.

 Что еще находят пользователи в библиотеках? Прежде всего, конечно,  информацию, и в том числе, второго уровня, т.е. информацию об информации.  В современных условиях небывалого возрастания информационного потока грамотный специалист особенно ценит профессионально выполненную систематизацию источников, классификацию по ясным критериям, не рекламное представление информации. И, конечно, профессиональную помощь в работе с ней. Располагая современными средствами поиска и доставки информации, а также умением этот поиск осуществлять с одновременным анализом и отбором, библиотеки уже давно предоставляют пользователям информацию о книгах и иных материалах не только на основе  своего фонда.  

Сейчас не имеет принципиального значения наличие или отсутствие конкретных материалов в данной библиотеке. Библиотекарь информирует о том, что такое-то издание существует, рекомендует его использовать тем или иным способом, готов проконсультировать, как целесообразнее поработать с печатным изданием или другим источником информации, чтобы решить конкретные задачи. Библиотека как центр документации помогает осуществлять межпредметные, междисциплинарные связи.

При разыскании информации вы можете использовать, кроме библиотеки и собственного книжного шкафа, списки литературы в специальных изданиях, энциклопедиях, авторефератах диссертаций, отраслевых библиографических указателях (для учителей большой интерес представляют издания ГНПБ им. К.Д. Ушинского) и, конечно, неисчерпаемый интернет.

VI.О некоторых способах работы с источниками информации

Набрав определенное количество документов (вообще это процесс длительный, чтобы не сказать бесконечный), мы должны произвести первичный отбор, руководствуясь какими-то собственными критериями. Затем подробно изучаем уже отобранные источники информации (этот массив может пополняться или сокращаться в процессе работы). В результате освоения мы обрастаем закладками, картотеками, выписками, планами, конспектами. Разными способами мы фиксируем в них не только основные идеи и аргументы авторов, но и собственную реакцию, впечатления. Очень часто парадоксальные или поначалу вызывающие резко отрицательные эмоции чужие мысли и предложения дают хороший творческий толчок развитию наших собственных идей. Их обязательно нужно записывать по горячим следам.

Однако самое большое внимание уделите составлению картотеки используемых материалов. Этот информационный массив может, конечно, существовать и в виде списка. Но картотека (на стандартных библиотечных карточках или самодельных, не имеет значения) рациональнее в смысле удобства использования и экономичности. На карточку, где описан один документ (книга, статья из журнала или газеты, электронный ресурс, материал из интернета) можно заносить всё новые и новые записи. Потом эти карточки можно многократно группировать в зависимости от конкретной задачи. Из них вы будете, в частности, составлять основу списка использованных источников. Такой список является обязательной составной частью законченной работы.

В результате вы создадите новый информационный продукт: эссе, рецензию, обзор, доклад, реферат, выступление. В своём законченном виде он должен удовлетворять определённым правилам. В частности:

  1. правилам грамотного оформления цитат и ссылок;
  2. правилам составления библиографического описания документа;
  3. правилам грамотного  составления списка использованной литературы.

VII.О правилах оформления цитат и ссылок

Рассмотрим вопросы оформления ссылок на упоминаемую или цитируемую работу. Обычно используют один из трех вариантов:

  1. Источник указывается непосредственно после цитаты или приведённого фактического материала - в скобках.
  2. Приводимым цитатам присваиваются порядковые номера, и в конце страницы под чертой описываются соответствующие источники. В компьютерном текстовом редакторе Word это делается автоматически.
  3. После цитаты в скобках указывается номер источника, соответствующий его месту в списке использованной литературы, и после запятой номер страницы. Сам список помещается в конце всей работы. В компьютерном текстовом редакторе Word такая сноска называется концевой и ее тоже можно оформить автоматически.

VIII.Особенности библиографического описания печатных источников

 Но само библиографическое описание источника автоматически не возникнет. Его нужно грамотно сделать. Итак, о правилах описания печатных источников, или документов. Эти правила содержит стандарт «Библиографическая запись. Библиографическое описание: Общие требования и правила составления» (ГОСТ 7.1 – 2003), введённый в действие летом 2004 года. В полном объёме стандарт распространяется на описание документов, которое составляется библиотеками, органами НТИ, центрами государственной библиографии, издателями. На библиографические ссылки он распространяется в сокращенном виде.

Тем не менее, работая в каталогах библиотек, заполняя требование на книгу, журнал, нотный сборник, картографическое издание или CD, мы уже как потребители сталкиваемся и с полным вариантом библиографического описания документа. Поэтому нелишне иметь некоторое представление об его особенностях.

В библиографическом описании на каталожной карточке мы встретимся с тем, что знакомая нам книга, которую написали два или три автора, описана под именем лишь первого. Остальные указаны после заглавия за косой чертой. Если же авторов больше трёх, то описание книги начинается вообще сразу с названия.

Следующая особенность состоит в употреблении знаков препинания в сочетании с математическими символами иногда вопреки принятым у нас нормам пунктуации. Применение особых правил в этой специальной области связано с решением содержательной задачи – дать возможно более полную характеристику книге и технологической – обеспечить машиночитаемость описания документа. Поэтому каждый знак, пробел, употребление большой или маленькой буквы в этих описаниях значимы. Так достигается возможность идентификации изданий.

Еще об одной хитрости. На каталожной карточке кроме библиографического описания издания имеются и некоторые сведения, связанные с его «регистрацией» (пропиской) в данной библиотеке: идентификационные индексы и предметные рубрики, шифры расстановки (местонахождения на полках) и др. Эти сведения необходимо переписывать на листок читательского требования при заказе издания. Так мы облегчаем библиотекарю поиск и экономим собственное время.

И еще одна важная деталь. Часто торопливость или напряженное состояние творческого накала мешает нам обратить внимание на частности, как нам иногда кажется. Например, мы нашли в информационно-поисковой системе библиотеки (в картотеке статей или в электронном каталоге) материал нужного нам автора под тем самым названием, которое рекомендовал методист или научный руководитель. И мы радостно вписываем в читательское требование имя этого автора и название его статьи, не обращая внимания на то, что материал опубликован в сборнике или в журнале. Заказывать-то нужно этот «физический носитель». Причем  в случае, если это номер журнала, а тем более газеты, вам могут принести годовой или квартальный сброшюрованный комплект. Каждая библиотека принимает в этом деле собственные решения, исходя из конкретных условий.

IX.О правилах описания печатных источников

Минимальные требования по составлению библиографического описания печатного издания можно представить в виде ниже приведенных схем.

 Упрощенно схема  библиографического описания книги выглядит так:


        Фамилия первого автора, инициалы. Название книги : Сведения о назначении, жанре и др. / Имена и фамилии всех авторов[1]; перевод с какого языка и чей; чья редакция. - Место издания : Наименование издательства, год издания. - номер страницы (в ссылке или сноске) или количество страниц (в списке литературы).


       

Например:

Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя /И.С. Кон. – М. : Просвещение, 1989. – 255 с.

Полозова Т.Д. Всем лучшим во мне я обязан книгам: Кн. для учителя / Т.Д. Полозова, Т.А. Полозова. – М. : Просвещение, 1990. – 256 с.

Из глубины: Сборник статей о русской революции / С.А. Аскольдов, Н.А. Бердяев, С.А. Булгаков и др. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 298 с.

Сырых В.М. История государства и права России. Советский и современный периоды. – М.: Юристъ, 2000. – 488 с.

Так будут выглядеть библиографические описания книг в заключительном разделе реферата или курсовой работы «Список использованной литературы».

Для постраничной сноски схема описания еще проще:

 Сырых В.М. История государства и права России. Советский и современный периоды. – М. : Юристъ, 2000. – С. 103-104.

Sic! Обратите внимание на маленькую букву с. в характеристике объёма издания в первых примерах и на большую С. перед номерами страниц, на которые вы ссылаетесь в постраничной сноске.

Схема библиографического описания в случае сноски на статью из сборника:

           Автор (фамилия, инициалы). Название статьи из сборника // (две косые черты) Название сборника. – Место издания: Издательство, год издания. – Номер страницы.


Например:

Венецкий С.М. Погубивший Рим: [свинец] // Рассказы о металлах. – М. : Металлургия, 1985. – С. 189-192.

Схема библиографического описания статьи из периодического издания для постраничной сноски:

Автор (фамилия, инициалы). Название статьи из сборника // (две косые черты) Название издания (без кавычек). – Год. – Номер журнала или дата, если это газета. – Страницы (“С” заглавная).


Например:

Ланда Г. Первые контакты русских с мусульманами // Азия и Африка. – 1996. - № 11. – С. 40-44.

Носова О. В Болгарии заговорили о том, что Тодору Живкову помогли умереть / 1911-1998/. // Комс. правда. – 1998. - 13 авг. – С. 5.

Е.И. Шамурин и проблемы текущей государственной библиографии / Т.Д. Крылова //   Развитие библиографической науки в советский период. –  Л., 1978. – С. 120-134. - (Труды / Ленингр. гос. ин-т культуры ; вып. 41).

Т. е., статья Т. Крыловой о Е.И. Шамурине опубликована в выпуске сериального издания «Труды Ленинградского государственного института культуры». Выпуск имеет название «Развитие библиографической науки в советский период»

При библиографическом описании рецензий и рефератов сведения о предмете рецензирования или реферирования приводят в примечании после слов «Рец. на кн.:», «Рец. на ст.:», «Реф. кн.:», «Реф. ст.:». Например:

Из истории белого движения / К. Александров // Мир библиографии. – 1988. - № 2. – С. 94-95. – Рец. на кн.: Библиографический справочник высших чинов Добровольческой армии и Вооруженных сил Юга России : (материалы к истории белого движения) / Н.Е. Рутыч. – М. : Regnum : Рос. Архив, 1997. – 295 с.

Если рецензия или реферат не имеет собственного заглавия, то в качестве него в квадратных скобках приводят слова «Рецензия» или «Реферат».

Описание официальных документов (законов, указов, положений, постановлений, правил, патентов, промышленных каталогов и др.) осуществляется по следующей схеме:




Название официального документа : (двоеточие) Кем принят (утверждён) акт; Дата принятия; его номер.


Например:

Гражданский процессуальный кодекс РСФСР : [принят третьей сессией Верхов. Совета РСФСР шестого созыва 11 июня 1964 г.]. – офиц. текст : по состоянию на 15 нояб. 2001 г. / М-во юстиции Рос. Федерации. – М. : Маркетинг, 2001. – 159 с.

Или описывается публикация документа:

Конституция Российской Федерации. – М. : Приор, 2001. – 32 с.

Свои особенности имеют описания депонированных и неопубликованных научных работ. Например:

Социологическое исследование малых групп населения / В.И. Иванов [и др.] ; М-во образования Рос. Федерации, Финансовая академия. – М., 2002. – 110 с. Библиогр. : с. 108-109. – Деп. в ВИНИТИ 13.06.02, № 145432 .

Состояние и перспективы развития статистики печати Российской Федерации : отчет о НИР (заключ.) : 06-02 / Рос. Кн. палата ; рук. А. А. Джиго ; исполн.: В.П. Смирнова [и др.]. – М., 2000. – 250 с.

Диссертации и авторефераты диссертаций описываются как книги одного автора[2]. В описание включаются сведения об ученой степени и шифр номенклатуры специальностей научных работников, наименование учреждения, в котором диссертация защищена; при описании диссертации дополнительно приводятся дата защиты и утверждения, номер государственной регистрации. Например:

Недоспасова Н.П. Валеологизация образовательной среды в в воспитательно-образовательных учреждениях района : Автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Н.П. Недоспасова; Кемеровский го. ун-т. – Кемерово, 1999. – 22 с.

Петренко Т.Ф. Импликация глагольной связки в двусоставном предложении французского языка : Дис. … канд. филол. наук : 10.02.05 / Т.Ф. Петренко; Моск. Гос. ун-т. – Защищена 25.03.83. ; Утв. 22.06.83 ; 04830005565. – М., 1982. – 145 с. – Библиогр.: с. 119-145.

О правилах описания изоизданий, аудиовизуальных материалов и электронных ресурсов

В описание изоизданий кроме общих элементов включаются сведения об особенностях воспроизведения изображения, форме выпуска документа. Под автором описываются только репродукции произведений изобразительного искусства. Например:

Шишкин И.И. Утро в сосновом лесу : [Репрод.] / И.И. Шишкин. – М. : Правда, 1959. – 1 л.; 53х72 см.

Олег Басилашвили, заслуженный артист РСФСР : [Открытка]. – Киев, 1980. – 1 л.; 14х9 см.

Откуда берем сведения для библиографического описания?

Упомянутый действующий ГОСТ (как и все предыдущие) предписывает считать «паспортом» издания его титульный лист. Все основные сведения отражены на нем. Если же потребуются дополнительные, то их нужно искать на обороте титульного листа. Кстати, издательства обязаны воспроизводить там и грамотно составленное описание, и аннотацию. Постепенно это начинает реализовываться.

При описании аудиовизуальных материалов (фонограмм, кинофильмов и т.п.) обязательно включение вида и характеристики документа наряду с остальными сведениями. Например:

«Ария». Игра с огнем. – М.: MOROZ Records, 1989. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Форрест Гамп: Драма / Реж. Р. Земекис; В гл. ролях: Т. Хэнкс, Р. Райт. – М.: Премьер-видеофильм, 1997. – 1 вк.

И, наконец, о библиографическом описании электронных ресурсов. Различают два основных вида электронных ресурсов по степени доступа к ним: локальные (диски) и удаленного доступа (т.е. сетевых). Соответственно используют и разные формы описания.

Описание магнитных и оптических дисков включает после основного заглавия, взятого с самого носителя (а иногда с этикетки, иногда с контейнера, иногда из сопроводительного документа), общее обозначение материала – «электронный ресурс». Оно заключается в квадратные скобки. Например:

Библия [Электронный ресурс]. – Электр. дан. – М. : Кирилл и Мефодий, 1996. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв., цв.+ Прил.: Руководство пользователя (7 с.).

Русские художники Х11-ХХ веков [Электронный ресурс] : Энциклопедия / Регион. Общественный фонд поддержки науки, культуры и образования «Петербургское наследие и перспектива». – Электрон. Дан. – СПб. : Азбука, 1998. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв., цв.

При описании материалов из интернета необходимо отразить кроме общих сведений: режим доступа,  тип протокола, доменный адрес сайта, имя файла, дату получения информации. Например:

Создание корпоративной сети публичных  (КСПБМ) библиотек Москвы [Электронный ресурс] : Эскизный проект (с элементами технического проектирования) / Науч. Руководитель проекта Я.Л. Шрайберг ; Отв. Исполнитель Ф.С. Воройский. – Электрон. текстовые данные (4515 bytes). – М. : ГПНТБ РФ, 2000. – Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/korppro/2/index.html Tuesday, 18 Apr 2000 09:31:34.

О составлении списков использованных источников

Списки использованных источников составляются из библиографических описаний книг, статей и других источников информации, расположенных по алфавиту авторов или названий (в случае отсутствия автора). Возможны разные способы группировки материалов, включённых в Список использованных источников: алфавитный, в порядке упоминания в тексте работы, систематический (проблемный), хронологический, по видам источников и пр. Однако в любом случае в начале Списка приводятся законодательные и нормативные документы. Они располагаются по значимости, а внутри каждой группы – в хронологическом порядке.

Список рекомендуемой литературы:

ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. – Введ. 2004-01-07. – М. : ИПК Издательство стандартов, 2004. – IV, 48 с.  

Волков В.Г. Как написать и защитить диссертацию: Практическое пособие для аспирантов и соискателей учёной степени / В.Г. Волков; Отв. ред. Н.И. Загузов. - М.: Социально-гуманитарные знания, 2000. - 224 с.

Гецов Г. Как читать книги, журналы, газеты / Г. Гецов. – М. : Знание, 1989. – 144 с.

Гецов Г. Рациональные приёмы работы с книгой / Г. Гецов. – М. : Книга, 1975. – 108 с.

Колесова А.М. Научная организация умственного труда учащихся / А.М. Колесова. – Л. : Знание, 1975. – 32 с.

Смородинская М. Различные виды записей // М. Смородинская, Ю. Маркова.  О культуре чтения: Что нужно знать каждому. – М. : 1984. – С. 18-28.

Формирование информационной культуры личности в библиотеках и информационных учреждениях : Учебно-метод. Пособие / Н.И. Гендина и др. – 2-е изд., перераб. –  М. : Школьная б-ка, 2003. – 296 с.

Эко Умберто. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: Учебно-методическое пособие / Умберто Эко; пер. с ит. Е. Костюкович. – М. : Книжный дом «Университет», 2001. – 240 с.

Новые издания в помощь соискателям и аспирантам по работе с информацией можно найти в интернете по адресу:

http://aspirant.istu.ru/degree/literature/

Список использованной литературы:

ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. – Введ. 2004-01-07. – М. : ИПК Издательство стандартов, 2004. – IV, 48 с.  

Амплеева Т.Ю. История государства и права в России: Методические указания по курсу и тематика курсовых работ для студентов специальности юриспруденция / Т.Ю. Амплеева–М.: Институт защиты предпринимателя, 1996. – 58 с.

Гендина Н.И. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования : Учебно-методическое пособие. Ч. 1. / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова., Г.А. Стародубова.  –  Кемерово: Кемеровская гос. академия культуры и искусств, 1999. – 143 с.

Зеленков М.Ю. Методические рекомендации по подготовке письменных работ на кафедре общественных наук / М.Ю. Зеленков – М.: Юридический институт МИИТа, 2002. – 22 с.

Методические указания по подготовке, написанию и защите студентами курсовых работ. – М.: Юридический институт МГУ ПС, 2001. – 10 с.

Формирование информационной культуры личности в библиотеках и информационных учреждениях : Учебно-метод. Пособие / Н.И. Гендина и др. – 2-е изд., перераб. –  М.: Школьная б-ка, 2003. – 296 с.


[2] Здесь и далее рекомендации по оформлению библиографического описания составлены на основе книги Формирование информационной культуры личности в библиотеках и информационных учреждениях : Учебно-метод. пособие / Н.И. Гендина и др. – 2-е изд., перераб. –  М. : Школьная б-ка, 2003. – 296 с. Оттуда же приведены и конкретные примеры.

 

Resource id #932


Предварительный просмотр:

Дети в социальных сетях

ЧТО И ГОВОРИТЬ, современная жизнь тесно переплетена с Интернетом, значительная её часть проходит именно там: мы читаем новости в Интернете, смотрим видео на сайте YouTube, “дружим” в социальных сетях.

В последнее время разработчики веб-приложений стремятся приобщить к своим “онлайновым” продуктам не только взрослых, но и подрастающее поколение. Аудитория эта благодатная, увлечённая цифровыми технологиями и проводящая в Интернете всё больше и больше времени. Вот и появились в Рунете (виртуальном пространстве, примерно соответствующем бывшей территории СССР. – Прим. ред.) различные медиа- проекты для детской аудитории, в том числе и социальной направленности. Рассмотрим некоторые из них.

Мир Бибигона

http://www1.mirbibigona.ru/cgi-bin/sd.fcgi

Главную страницу надо просматривать не привычным способом – сверху вниз, а слева направо, прокручивая её, как ленту. Для этого существует специальная кнопка со стрелкой, направленной вправо, и словом “туда”.

Сайт разделён на четыре части: информационную, социальную, образовательную и развлекательную. В первой, названной “События месяца”, публикуются различные новости. Во второй части, “Знакомься и общайся”, предлагается для налаживания контактов использовать фото, дневники, клубы, сообщения, чаты, сайты школ. В третьей части, “Учись”, представлены обучающие программы, энциклопедические материалы, а также электронные версии учебников и видеоуроки. Четвёртый раздел портала имеет самое приятное название: “Играй и участвуй в конкурсах”.

По утверждению авторов ресурса, в “Мире Бибигона” реализована глубоко продуманная система безопасности и всегда присутствует психолог, которому можно задать вопрос как в детских клубах, так и в закрытой от детей части сети, предназначенной для родителей и учителей.

Детская социальная сеть создана 4 сентября 2008 года холдингом ВГТРК. Вот что говорят о своём проекте его разработчики:

“”Мир Бибигона” – социальная сеть с закрытой регистрацией. Существует три типа пользователей, которые могут зарегистрироваться самостоятельно: дети, взрослые и учителя. Взрослый пользователь может зарегистрироваться в сети с помощью sms-сообщения, получив код активации на мобильный телефон. Учителям высылаются приглашения только после телефонного общения с сотрудниками компании.

Конечно, даже такие строгие условия регистрации не могут стопроцентно гарантировать отсутствия проникновений в детскую часть взрослых с дурными либо хулиганскими намерениями под видом детей. Поэтому весь пользовательский контент круглосуточно отслеживается сотрудниками проекта. Правила проекта довольно строги, и нарушение их тут же пресекается модераторами”.

Взрослые могут совершенно свободно общаться в своей части между собой. У них свои клубы по интересам. Это некое родительское собрание, где основная тема общения – семья и дети. У родителей есть возможность получить консультации специалистов разного профиля по вопросам здоровья, образования, психологии детей, их безопасному общению в Интернете. Родители могут общаться со своим ребёнком, видеть, с кем он дружит, в каких сообществах состоит.

Твиди

http://tvidi.ru/ch/Main/

Проект запущен в конце сентября 2009 года компанией РосБизнесКонсалтинг совместно с израильской фирмой Tweegee. Социальный проект “Твиди” ориентирован на детскую аудиторию от шести до четырнадцати лет. На сайте дети могут играть в онлайновые игры, общаться, вести дневники, размещать фотографии и видеоматериалы, искать новых друзей, загружать файлы и даже строить виртуальные миры.

В системе предусмотрены специальные механизмы безопасности и просмотра контента, призванные оградить несовершеннолетних пользователей от нежелательных материалов.

Создатели “Твиди” рассчитывают, что с течением времени социальная сеть превратится в крупнейший детский медиапроект в российском сегменте Интернета. В дальнейшем планируется продвигать ресурс и в регионах.

На самом портале о проекте написано следующее: “Создавай свои веб-сайты, общайся с пользователями из разных городов и стран, узнавай о самых интересных событиях в мире, играй в захватывающие игры и делай много других прикольных вещей!

Ты научишься искать информацию, творчески проявлять себя и быть активным по жизни. Делись впечатлениями, отправляй музыку и видео друзьям, комментируй, рассказывай о себе, и у тебя появится шанс выиграть призы! На нашем сайте ты сможешь использовать все преимущества Web 2.0 и станешь продвинутым интернет-пользователем. При этом мы позаботились о том, чтобы навигация по сайту была безопасной”.

А вот что о проекте говорят его разработчики. Олег Ульянский, генеральный директор “Твиди”: “Взрослому гораздо труднее зарегистрироваться в системе “Твиди” благодаря специальным ограничениям, заложенным на этапе регистрации. Наша система наблюдения за поведением пользователей обеспечивает страховку от появления нежелательных людей на сайте… Всё, что дети публично пишут на сайте, все изображения, аудио- и видеофайлы, которые они закачивают, появляются на сайте только после прохождения проверки. Мы, конечно, не раскрываем всех деталей систем защиты “Твиди”, но можем сказать, что сайт разработан на основе американского стандарта COPPA (Children’s Online Privacy Protection Act), а американцы более чем известны особой строгостью в области защиты детей”.

Смешарики

http://www.smeshariki.ru/

Социальная сеть – по мотивам одноимённого анимационного сериала. В виртуальном мире смешариков дети могут участвовать в игровых турнирах, смотреть мультфильмы, слушать аудиосказки, общаться с другими пользователями, искать друзей и при помощи любимых героев сериала находить ответы на любые каверзные вопросы.

В системе ведётся рейтинг наиболее активных пользователей, предусмотрен форум. Есть и раздел для родителей с подразделами: “В школе”, “Дома”, “На улице”, “Профессионалы”, “Праздники”. Вниманию взрослых предложена информация о правильном воспитании и обучении ребёнка, представлены советы психологов, педиатров, рекомендации по проведению детских праздников. Создатели проекта отмечают:

“Мир Смешариков – это мир уважительного отношения друг к другу и к окружающей природе, мир дружелюбия и толерантности – мир без насилия. Герои мультсериала “Смешарики”, полюбившиеся миллионам зрителей по всему миру, помогают малышам выработать устойчивую жизненную позицию успеха, основанную на доверии к окружающему миру и вере в собственные силы. “Смешарики” – единственный в России комплексный детский проект, охватывающий все сферы увлечений подрастающего поколения: от игрушек, детских праздников и мультфильмов до инновационных учебных пособий, книжек и развивающих компьютерных игр”.

Данный проект создан в рамках социально-культурной программы “Мир без насилия”. Государственную поддержку проекта “Смешарики” осуществляют Федеральное агентство по культуре и кинематографии и Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям Российской Федерации, Министерство образования Российской Федерации, администрация Санкт-Петербурга и Правительство Москвы.

ClassNet

http://www.classnet.ru/

“Классная сеть” – так называется эта социальная сеть для российских школьников. Она объединяет учащихся разных школ из разных городов, позволяет находить друзей по интересам и общаться с ними, обмениваясь текстовыми сообщениями и файлами. Участники могут создавать свои классы и группы, представлять там самые интересные моменты из школьной жизни, фото- и видеоматериалы. В ClassNet регулярно проводятся различные интеллектуальные конкурсы, участвуя в которых можно зарабатывать виртуальные монетки и получать призы.

Основные разделы сайта: “Я”, “Школа”, “Группы”, “Доска”, “Конкурсы”.

Mir4you

http://mir4you.ru

Знакомьтесь – молодёжная социальная сеть “МИР: Молодёжное информационное равенство”. Сервис создан как место для общения молодёжи разных возрастных групп.

Создатели проекта отмечают его особые цели и задачи:

“Целью проекта МИР является формирование здоровой информационной культуры общества путём создания единого молодёжного информационного пространства, являющегося безопасной площадкой для общения, развития и реализации личностного потенциала в реальной жизни, и предоставление равных возможностей и доступа к информации с учётом возрастных особенностей.

Задачи проекта:

• разработка масштабного интернет-портала, предоставляющего инструмент для построения полноценных региональных ресурсов;

• создание актуального качественного контента, отвечающего современным информационным потребностям пользователей;

• предоставление возможностей для воплощения собственных инициатив;

• развитие единого коммуникативного пространства и реализация ожиданий целевой аудитории”.

После привычной процедуры регистрации пользователям предоставляются традиционные для социальной сети разделы: фотоальбом, сервис знакомств, форум, блоги, новости и работа. Доступна система обмена сообщениями на сайте, есть лента друзей. В специальном разделе пользователь может разместить своё резюме.

Контент сайта предназначен для молодых людей в возрасте от 10 до 25 лет. На сайте представлены рубрики: “Кем быть”, “Здоровье”, “Школьный мир”, “Мы и общество”, “Мир увлечений”. Подросткам предлагают рубрики: “Мир образования”, “Работа и карьера”, “Мир технологий”, “Мы и общество” и ряд других. На главной странице размещён блок с последними записями блогов.

И совсем “свежий” ресурс:

Webkinz

http://www.webkinz.com/ru_ru/

В декабре 2009 года в России запущена глобальная социальная сеть для детей Webkinz – Вебкинз. Питомцы Вебкинз – это милые плюшевые животные, у каждого из которых есть уникальный Секретный код, который позволяет входить в Мир Вебкинз.

На сайте можно зарегистрировать своих питомцев Вебкинз, “оживить” их и ухаживать за ними.

Как утверждают создатели этой сети, она полностью безопасна для детей и предлагает возможность социальной адаптации к взрослой жизни.

Сайт webkinz.com был запущен в 2005 году в Канаде. Проект оказался очень популярным и через год количество пользователей превысило один миллион человек. К концу 2009 года материалы сайта перевели на 26 языков. Игрушки с кодом продаются более чем в 50 странах. Ежемесячно веб-портал посещают около пяти миллионов “уникальных” посетителей.

Вместо послесловия

Социальные сети уже стали чрезвычайно популярными у подростков. И всё большую популярность приобретают среди детей младшего возраста. В этом пространстве они общаются, играют, размещают свои фотографии и видеоролики и смотрят чужие, ведут блоги, публикуют данные о себе.

Со временем дети перестают замечать разницу между жизнью в реальном мире и в Интернете, эти границы размываются…

Британские психиатры считают, что у детей, активно пользующихся “онлайновыми” социальными сетями, может развиться “потенциально опасный” взгляд на реальный мир. По мнению психиатров, дети, рождённые после 1990 года, не знают мира без Интернета. При этом ряд профессионалов считает, что каждое новое поколение людей сталкивается с новыми “вызовами”, и опасности Интернета не стоит преувеличивать. Нейробиолог Оксфордского университета баронесса Сьюзан Гринфилд сделала предупреждение миллионам пользователей, чья социальная жизнь зависит от посещения любимых веб-сайтов каждый день. Она утверждает, что компьютерные игры, мессенджеры, чаты и социальные сети могут превратить наших детей в поколение с рассеянным вниманием.

“Мне интересно, может ли быть разговор в реальной жизни вытеснен диалогами в сети” – говорит Сьюзан. По её словам, учителя с 30-летним стажем отмечают у своих учеников резкое снижение способности понимать друг друга.

По материалам сайтов

http://news.softodrom.ru/ap/b3092.shtml

http://sociofan.ru/2009/02/socialnye-seti-negativno-vliyayut-na-detskij-mozg/