Организация индивидуальной работы по русскому языку

Иштирякова Валентина Васильевна

                                                Организация индивидуальной работы

                                                   над ошибками по русскому языку.

 

Орфографическая грамотность- это составная часть общеязыковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Учить младших школьников правописанию очень непросто.

 Связано это и со сложностью самой орфографической системы русского языка и с теми, что дети, погружаясь в море орфографических правил не могут уловить логику правописания и воспринимают орфографию как набор разрозненных, не связанных между собой «можно» и « нельзя».

 Основной орфографической единицей, принятой в современной методике, служит орфограмма. Среди причин, порождающих ошибки учащихся, можно назвать следующие:

1.      невнимание, рассеянность, поспешность

2.      не видит орфограммы  (нет орфографической зоркости)

3.      орфограмму видит, но ошибочно её определяет                                                

4.      не понимает значения слова, словосочетания, предложения, смысла текста

                           5.   работает медленно, не успевает применить свои знания

            

В связи с этим возрастает роль работы над ошибками. Она должна быть исключительно индивидуальной.

Нужно организовать работу так, чтобы все ошибки, допущенные учеником, были им  же исправлены и объяснены. Но прежде всего мы должны научить ребёнка безошибочно решать орфографические задачи, а чтобы их решить, ученику надо пройти несколько этапов в развитии орфографической зоркости.

 

1.      увидеть орфограмму в слове

2.      определить проверяемая она или нет, и если да, то к какой грамматико-орфографической   теме относится и вспомнить правило

 В 1 классе надо учить детей наблюдать за словом. Необходимо вооружить ребят знанием опознавательных признаков, по которым они могли бы, ещё не владея орфографическими правилами,  обнаруживать подавляющее число орфограмм. Основную трудность в орфографии составляют безударные гласные в разных частях слова, проверяемые согласные, стоящие на конце слов.

Гласные а, о, и, е, я,- наиболее опасные, их нужно проверять в корне слова; например: лесной воздух - проводим звуковой анализ:

Сколько в этом слове слогов?

Чем они различаются?

В какой части слова» опасное место»?  (в корне лес)

От какого слова образовалось? от слова - лес

Что помогло именно это слово взять проверочным?

 Воздух лисной не бывает.

Для развития орфографической зоркости я предлагаю детям игры:  

детям игры: «Светофор»- красным цветом показать в слове «опасное место»                     

 « Дырявое письмо»- письмо слов с пропуском опасных мест. Аналогичная работа проводится и с согласными звуками.

Нахождение «опасных мест» в написанном слове является началом обучения самопроверки.

Работа над орфографической зоркостью принесёт плоды только при соблюдении двух условий : при систематичности её проведения и при постоянном совершенствовании её проведения, оттачивания у детей умения слушать и слышать звучащее слово.

На уроках часто провожу орфографические минутки для закрепления умения находить орфограммы и включаю такие задания:

1.      Проверьте безударные гласные, найдите лишнее слово, укажите в какой части слова орфограмма

2.      Выпишите слова, в которых проверочным является слово в ед. числе, а потом во мн. числе.

3.      Записать под диктовку предложение, посчитать количество орфограмм.

4.      Списать предложение (текст) и исправить ошибки. Назвать секрет безошибочного письма.

         Пришла зема. Трищат марозы.За мёрзла рика.

5.      Диктант « Проверь себя», когда ученик пишет слова с пропуском букв, в написании которых сомневается. После диктанта можно обменяться тетрадями и провести взаимопроверку или сначала спросить - не помогут ли дети, учитель и только потом вставить пропущенную букву.

 

Очень часто применяю тесты после изучения определённой темы, обучающие, объяснительные диктанты, после которых выполняем работу над ошибками по памяткам.

В основном она включается в домашнюю работу т.к. ошибки допускают 3-5 человек, а сильные учащиеся на уроках скучают.

Следует помнить, что быстрота и прочность усвоения орфографических навыков находится в прямой и непосредственной зависимости как от общего развития детей так и от развития их отдельных способностей: наблюдательности, внимания, памяти, воли, способности анализировать, а успех всей работы зависит от ряда условий:

1.      чёткое планирование всей работы

2.      тренировочные упражнения

3.      систематический и разносторонний характер работы по орфограммам со слабоуспевающими учениками

4.      постоянный контрольза усвоением пройденных орфограмм