Учитель года - 2016

Русакова Светлана Юрьевна

Папка "Урок русского языка" содержит :

  • подробнейшую технологическую карту урока русского языка в 3 классе по теме "Имя прилагательное";
  • красочную презентацию к уроку, отражающую все этапы урока;
  • карточки для работы в парах и группах;
  • карточки для самостоятельной работы;
  • тест по теме "Имя прилагательное";
  • карточки для составления кластера;
  • готовые смайлики для рефлексии.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ремешок узкий, а пояс ______________ .
Ручей мелкий, а пруд _______________ .
Сарай низкий, а дом ________________ .
Молоко жидкое, а сметана ___________ .
Пух лёгкий, а камень ________________ .


Ремешок узкий, а пояс ______________ .
Ручей мелкий, а пруд _______________ .
Сарай низкий, а дом ________________ .
Молоко жидкое, а сметана ___________ .
Пух лёгкий, а камень ________________ .

Ремешок узкий, а пояс ______________ .
Ручей мелкий, а пруд _______________ .
Сарай низкий, а дом ________________ .
Молоко жидкое, а сметана ___________ .
Пух лёгкий, а камень ________________ .



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 станица Преградная»

Самоанализ

урока  русского языка,

проведенного учителем начальных классов,

высшей квалификационной категории  

Русаковой Светланой Юрьевной

в 3 классе по теме

«Имя прилагательное»

 

УМК: Школа России.

Учебник:  «Русский язык» 3 класс, учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Ч.2. / В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.- М.: Просвещение, 2013год.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Дата:  23.03.2016 г.

  1. Тема урока: «Имя прилагательное»

Предмет: русский язык                              Класс: 3                                   Дата: 23.03.2016г.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

  1. Цели и задачи урока: обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном и его грамматических признаках;

Образовательные: обобщение и систематизация знаний учащихся об имени прилагательном, его грамматических значениях (роде, числе, падеже), о согласовании с именем существительным; формирование орфографической зоркости; познакомить с новым понятием «кластер».

Развивающие: развитие речи, познавательного интереса к языку, мыслительных процессов, речевой культуры, внимания, умения сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы; формирование образовательных компетенций информационных, коммуникативных, рефлексивных  учащимися  3 класса в предметной области «Русский язык» по теме: «Обобщение знаний об имени прилагательном»

Воспитательные: воспитание мотивов учения,  любви к знаниям, интереса к предмету, чувства  коллективизма.

Использование здоровьесберегающих технологий.

  1. Планируемый результат.

Личностные УУД:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- развитие этических чувств, доброжелательности.

Регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;

-  находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

- формирование умения взаимодействовать в парах, группах.

Метапредметные УУД:

- формирование умения различать и находить имя прилагательное, другие части речи, систематизировать знания учащихся, умение  выделять орфограмму, определять ее место в слове, применять правило проверки орфограммы.

  1. Средства (оборудование):
  • учебники В. П. Канакина, В. Г. Горецкого «Русский язык  3 класс»
  • компьютер, мультимедийный  проектор,  
  • презентация урока,
  • технологическая карта урока,
  • карточки для работы в паре,
  • карточки для работы в группах,
  • карточки для самостоятельной работы,
  • электронные физминутки,
  • музыкальные физминутки,
  • музыка Рахманинова,
  • тест,
  • карточки для составления кластера,
  • смайлики.

Источники      литературы: материалы сайта nsportal.ru, doc4web.ru, prodlenka.org, infourok.ru, uchkopilka.ru, easyen.ru, 1september.ru pedsovet.org


Содержание урока.

На организационном этапе урока я старалась снять напряжение у учащихся от новой обстановки и присутствия многочисленных гостей и дать положительный настрой на работу, так как урок в этом классе проводился впервые. Организационный этап был проведен в стихотворной форме. Это позволило учащимся эмоционально настроиться на работу.

        

        На этапе постановки целей и задач, мотивации учебной деятельности  учащихся ребята  настроились на работу и определили тему, цели и задачи самостоятельно, не боясь ошибиться, выдвигали свои предположения, аргументируя их. Учащиеся учились слушать и слышать друг  друга, высказывать свои мысли в устной форме, учились ориентироваться в своей системе знаний по предмету.

        

        На этапе актуализации знаний   при проверке домашнего задания использовалось фронтальное повторение изученного материала. Приём закрепления в виде фронтальной проверки вызывает у учащихся чувство радостного удовлетворения, уверенности в своих силах, ставит каждого ученика в условия поиска, обеспечивает участие в работе всех учащихся. Проверка выполненных работ проводилась коллективно, что даёт возможность всем детям повторить изученное.

        На этапе актуализации знаний  при проведении   минутки чистописания  мною была проведена пальчиковая гимнастика, которая позволила активизировать все системы организма, что очень важно при использовании здоровьесберегающих технологий. Мною лично был придуман игровой момент на выделение лишнего слова, при назывании пальчиков. Дети прекрасно справились с этим заданием, выполняя упражнение «Разогреем пальчики» и объясняя, почему слово «мизинец» лишнее. Свои ответы учащиеся аргументировали, приводя в доказательство правила русского языка. Ребята  выражали положительное отношение к процессу познания, проявляли внимание, были нацелены на успешную работу и выполнили задание в соответствии с поставленной целью.

        Текст минутки чистописания состоял из окончаний имен прилагательных,  и здесь была создана проблемная ситуация, выход из которой нашли сами учащиеся. Они легко разделили окончания по группам, обосновывая свои ответы, и тем самым уже систематизируя свои знания.

             На этапе актуализации знаний при проведении словарной работы  осуществлялась работа по составлению словосочетаний и предложений, что способствовало развитию речи учащихся, их коммуникабельности. Нахождение непроверяемой безударной гласной позволило учащимся обратиться к своим знаниям, заставило их мыслить, вспоминать изученный материал. Ребята быстро составили словосочетания, указав род имен прилагательных. А проведенный синтаксический разбор предложения показал их уровень знания изученного материала. Ребята легко нашли главные члены предложения, указав, какой частью речи они выражены, определили род и падеж прилагательных. Доказали связь имени существительного с именем прилагательным. Выполнив эту работу, ребята подвели самостоятельно итог. 

        На этапе  проведения   физминутки  мною была проведена гимнастика для глаз, упражнение  по схеме «зрительно-двигательных траекторий». Для этого был использован электронный ресурс интернет-портала. Физминутка сопровождалась музыкой, что давало дополнительный эмоциональный настрой.

        На этапе обобщения и систематизации знаний,  мотивации учебной деятельности учащихся   я прочитала стихотворение о роли имени прилагательного в жизни человека, что создало положительный настрой на работу.

        На этапе обобщения и систематизации знаний, при подготовке учащихся к обобщенной деятельности  была проведена работа в группах. Такое задание, как  «из рассыпанных букв собери слово», давалось на развитие концентрации и устойчивости внимания. Кроме этого, учащиеся повторили, что такое синонимы и антонимы. А затем уже стали группировать слова, находя сходство и различие. Это позволило им снова систематизировать свои знания, прослеживалась связь с жизнью и другими предметами. Ребята учились слушать и слышать друг друга, работать в группе, что развивает чувство коллективизма,  учились самоконтролю, взаимоконтролю. Работа в группе позволила применить знание основных моральных норм (справедливое распределение ролей, взаимопомощь, ответственность), создала условия для развития доброжелательности, готовности к сотрудничеству. Во время выполнения задания я включила музыку Рахманинова, что давало дополнительный эмоциональный настрой.

        На этапе проведения   физминутки  мною была проведена музыкальная танцевальная физминутка. Для этого был использован электронный ресурс интернет-портала. Я сама танцевала вместе с детьми, чтобы они почувствовали себя раскрепощенными, отдохнули и получили удовольствие от танца. Это снова - использование здоровьесберегающих технологий.

        На этапе  воспроизведения знаний на новом уровне (переформулированные вопросы)  при работе по учебнику  была проведена работа в парах. Ребята учились ориентироваться в своей системе знаний и умело применять их на практике. Они анализировали объекты, согласовывали их в тексте, учились анализировать собственную работу, принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий. Здесь же ребята повторили правила и пришли сами к выводу, что прилагательные согласованы с именем существительным.

         На этапе  контроля усвоения  знаний  при работе с тестом  ребята легко и быстро выполнили тестирование по теме «Имя прилагательное», ответив на все предложенные вопросы. Здесь была использована самостоятельная работа. Ребята систематизировали свои знания, упражнялись в самоконтроле. Проведение теста подводило ребят к следующему этапу урока.

         На этапе  применения знаний и умений в новой ситуации  я познакомила учащихся с понятием «кластер», дав подробную информацию. Я считаю, что даже на уроке обобщения и систематизации знаний, учащиеся должны получать новые знания. Они прекрасно и легко составили кластер. Кластер, составленный учащимися, позволил систематизировать имеющиеся у них знания по теме, подвести итог урока.

        На этапе  получения домашнего задания  учащимся была дана подробная инструкция по выполнению упражнений. Домашнее задание – разноуровневое: детям было предложено выбрать его самостоятельно из двух предложенных вариантов, в зависимости от собственных интересов и предпочтений. Учащиеся учились  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, делать выбор Характер домашнего задания посильный, творческий

        На этапе  рефлексии и подведения итогов  урока  я выставила оценки, прокомментировав их. Ребята сами подвели итоги урока и самостоятельно с помощью смайликов оценили своё настроение. Выводы не формулировались учителем, а являлись результатом деятельности самих учащихся. Приём подведения итогов урока – рефлексия - способствовала развитию мыслительных операций, таких как умение систематизировать, обобщать изученное, анализировать и оценивать свою деятельность на уроке.  

        Презентация, используемая на протяжении всего урока, способствовала лучшему восприятию материала и заданий, кроме того активизировала и сохраняла на протяжении всего урока внимание обучающихся, развивала познавательный интерес, способствовала быстрому включению обучающихся в работу.

На уроке  применялись методы обучения, использованные на уроке:

  • словесно-репродуктивный; частично-поисковый, исследовательский метод,
  • беседа, диалог,
  • наглядность,
  • групповая технология;
  • информационно – коммуникативная технология,
  • здоровьесберегающие технологии,
  • технология тестирования; прием технологии критического мышления (кластер),
  • рефлексия.

        Частично-поисковый, потому что учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания. Часто на уроке применялась эвристическая беседа (вопрос-ответ), что позволяло учащимся систематизировать и обобщать свои знания.  Познавательная деятельность носила и самостоятельный, и творческий характер.

         Групповые технологии – позволяют организовывать  активную самостоятельную работу на уроке, развивает ответственность за совместные действия.

        Информационная технология (презентация) – делает процесс обучения более ярким, визуализирует учебный материал, делает более понятным и доступным.

         Здоровьесберегающие технологии :  высокая работоспособность обеспечивалась сменой видов деятельности, применением здоровьесберегающих технологий  (в начале урока был дан положительный эмоциональный настрой, были применены пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, танцевальная подвижная физминутка, рефлексия в конце урока).

        Технология тестирования – воспитывает у учащихся собранность, внимание к деталям.

        Технологии развития критического мышления (кластер) – служат для активизации мыслительной деятельности.

На уроке реализованы следующие принципы:

1. принцип адаптивности (каждый ребёнок работал на своём уровне сложности работа в группах)

2. принцип развития реализовывался на разных этапах урока

3. принцип целостности содержания образования ( на уроке прослеживалась связь с темами предыдущих уроков)

4. принцип ориентированной функции знаний (ученики осознавали необходимость приобретённого знания).

5. принцип психологической комфортности (учителем создана атмосфера творчества и доверия.)

        

        Изучаемый материал подавался поэтапно, от  простого к сложному. Виды речевой деятельности учащихся на уроке разнообразны: слушание, чтение, диалог, письмо. На протяжении всего урока было организованно диалогическое общение с учащимися. Ребята свободно выражали свое мнение, аргументируя свои ответы.

        В ходе всего урока происходили активизация и развитие самостоятельности, осознанности мышления, развивались мыслительные операции (синтез, анализ, классификация), воспитывались нравственные качества (организованность, активность, умение работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельность).         Время, отведенное на каждый этап урока, распределено рационально.

        В ходе урока я старалась в равной степени взаимодействовать со всеми учениками и задействовать их в деятельности различных видов, поддерживала учащихся, сталкивающихся с трудностями, делала небольшие подсказки, давала необходимые пояснения, старалась так организовать работу, чтобы каждый ученик смог проявить себя, показать свои способности. Но, проводя урок в незнакомом классе, трудно учесть индивидуальные особенности учащихся.

        На протяжении всего урока я поощряла детей, вселяла в них уверенность, используя разные слова, стараясь не повторяться: «Правильно, молодцы!», «Спасибо, умницы!», «Я буду рада вашей активной работе на уроке и вашим правильным ответам», «Замечательно. Вот это ответ!», «Приятно слышать такие ответы. Великолепно!», «Правильно!», «Уверена, что многим понравился твой замечательный ответ. Может быть, и сможете привести примеры», «Прекрасно! Такие ответы нам и нужны», «Именно этого мы все и ждали!», «Как умно сказано!», «Потрясающий ответ!», «Отлично!», «Я просто счастлива! Вы в этом разобрались, представляю как вы рады», « Вы самые умные, самые лучшие, теперь покажите, что вы еще и веселые», «Это как раз то, что нужно!», «Здорово», «Очень эффектно», «Несравненно», «Вы прекрасно справились с этой задачей», «У меня сегодня прекрасное настроение. Для меня ваши ответы сегодня были такими же яркими, как солнышко», «Ребята, спасибо за отличную продуктивную работу», «Вы мне очень помогли», «Я благодарю вас  за урок», «Мне с вами было приятно работать. Молодцы!»

        Хорошая психологическая атмосфера поддерживалась самими формами групповой и парной работы, т.к. снималась тревожность, мнительность, нерешительность, в результате общение на уроке было продуктивным и качественным. За счёт применения разных вариантов заданий, с разным уровнем нагрузки на органы зрения, слуха, моторику, введения здоровьесберегающих технологий было обеспечено рациональное использование времени. Предупреждалась перегрузка школьников. Дети работали увлечённо, с интересом, давали полные ответы.  

        Цели урока были достигнуты:

        Личностные: учащиеся показали способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; проявляли доброжелательность.

        Познавательные: ориентировались в своей системе знаний; находили ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; развивали операции мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

                

        Коммуникативные: учились оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других; учились  взаимодействовать в парах, группах.

        Метапредметные: умело  различали и находили  имя прилагательное, другие части речи, систематизировали свои знания, выделяли орфограмму, определяли ее место в слове, применяли правило проверки орфограммы.

        Регулятивные, коммуникативные, познавательные:  ребята умело определяли и формулировали цели на уроке;  высказывали свое мнение на основе работы с материалом, вносили необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;  планировали, координировали, контролировали и оценивали свою деятельность; учились формировать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

Развивающая и воспитательная цели решались в единстве с образовательной.  Урок цели достиг.



Предварительный просмотр:

Эссе учителя начальных классов

МКОУ «СОШ №2 станица Преградная»

Русаковой Светланы Юрьевны

«Я – УЧИТЕЛЬ!»

Одно из воспоминаний моего детства. Я маленькая, мы с мамой идем по сельской улице. Возле домов – скамейки, на них сидят люди. Они, здороваясь, встают. «Почему они встают?» - спросила я. «Потому, что я – учитель!»- ответила мама, вложив в слово «учитель» столько уважения, гордости, что я запомнила этот эпизод навсегда. Может быть, уже тогда я решила стать учителем. А может быть, потому, что мама для меня была и есть настолько важным, значимым и любимым человеком в моей жизни, что, когда пришла пора выбирать профессию, для меня вопрос этот был уже решен – только, как мама – учителем!

И вот я пришла работать в 1996 году в школу, где меня доброжелательно встретила директор школы Мартыненко Любовь Алексеевна – замечательный учитель истории, где работала уже более 15 лет моя мама, где училась я, в школу, где мои учителя были примером для меня, были моими настоящими друзьями. Это незабываемые Дрокина Валентина Абрамовна, Алексей Петрович Андасов и Виктор Федорович Котенёв. К сожалению, их уже нет, но они всегда будут для меня моими наставниками.

Я очень благодарна Батчаевой Зухре Сейпуловне, которая с первых дней моей работы в школе оказывала мне методическую помощь, работая в нашей школе завучем и которая интересуется до сих пор моей педагогической деятельностью, поддерживая меня во всех изысканиях и начинаниях.

Я рада, что могу назвать своей коллегой Стригину Людмилу Васильевну. Её уроки истории восхищали меня, учили быть настоящим учителем. И сейчас её опыт, энергия, энтузиазм, её советы учат меня быть хорошим учителем.

И вот уже 20 лет я, набирая очередной первый класс, и, отвыкнув от малышей, таких маленьких после вполне взрослых и самостоятельных четвероклассников, каждый раз со страхом думаю: «Что мне делать с вами?», а, выпуская этих детей, думаю со слезами на глазах: «Что я буду делать без вас?» Ведь такими родными, своими, для нас,  учителей начальных классов, становятся  наши ребята!

Я рада, что в своей работе могу совместить любовь к детям и любовь к делу.

Я считаю, только настоящий квалифицированный специалист, который «идет в ногу со временем», занимается своим самообразованием, учится, постоянно работает над собой, имеет право работать в школе.

Я учитель начальных классов, и это именно то, что приносит мне радость и чувство полноты жизни. Я чувствую себя на своем месте и не представляю себя в какой-то другой роли! И профессия учителя начальных классов - она особая. В школу приходит маленький человек, который впервые находится в незнакомом месте, отрывается от мамы, и я должна стать ему второй мамой.

Начальная школа – это начало начал!

Считаю очень важным  прослеживание личностного роста каждого
ученика. Ведь  к нам, в сельские  многонациональные  школы,  в первый  класс нередко приходят дети неподготовленные, не знающие ни одной буквы,  плохо  знающие русский язык, не умеющие общаться.  С такими детьми трудно,  но вот мы уже в з классе, и  ребенок этот  общается со мною, ничуть не отличаясь от других ребят, чувствует себя   комфортно  в классе. Сколько вершин покорил этот ребенок!

Российская система образования претерпевает  целый ряд изменений, выражающихся в использовании новых программ и реалий, изменении содержании
образования и способов добывания знаний учащимися. Процессы модернизации
российского образования, происходящие в последние годы, существенным
образом меняют идеологию и приоритеты не только в общем образовании, но и в
образовании детей с проблемами в развитии. Поэтому применяю в своей работе один
из принципов инклюзивного образования: «Для  всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут». В моем классе есть
ученица с задержкой психического развития, которая находится на  индивидуальном обучении, но я  всегда  приглашаю её  на  внеклассные мероприятия, на занятия в кружках. Она  радуется возможности общения со сверстниками, а  ребята в классе  привыкают к правильному отношению к детям с  ограниченными возможностями, учатся толерантности, уважению  к личности.

«Учение – с увлечением!» - мой девиз.  Ведь ребенка нельзя заставить учиться. Сделать урок ярким, интересным, чтобы ученик участвовал в педагогическом процессе активно, радостно, эмоционально. А чтобы ученик  смог почувствовать радость познания, почувствовать себя творцом,  помогаю каждому ребенку поверить в свои силы, ведь он, как говорил В. Ф. Шаталин, всегда должен «находиться в ситуации успеха»!

        Я счастлива от того, что вижу результат своей работы - мои дети – победители школьных олимпиад, активные участники и призеры многих конкурсов, всероссийских и международных олимпиад.

Учительскую дорогу я выбрала, идя по стопам своей мамы, поэтому прекрасно понимала, что эта профессия нелегка. Но я не ошиблась в своём выборе. Ведь это -  величайшая возможность наполнять любовью и добротой каждое мгновение своей жизни.

 Моё сердце распахнуто настежь детям, ведь в каждом ребенке – целая Вселенная, каждого я учу и у каждого сама учусь чему-то: доброте, непосредственности, искренности, любви.

Пусть будет меньше праздников, чем будней,

Но тот, кто стал учителем, поймет:

Какое счастье быть полезным людям,

Учить Его Величество Народ!

Нести Ему дар мудрости, познанья

И доброты своей сердечный свет.

Нет на земле ответственней призванья,

Почётнее и радостнее нет.

                                                      Юрий Ашурков



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 станица Преградная»

Обобщение педагогического опыта

«Развитие творческих способностей младших школьников в рамках ФГОС»

Подготовила учитель

начальных классов высшей квалификационной категории Русакова С.Ю.,

Станица Преградная, 2016 год.

Проживи одну свою и тысячу
жизней своих учеников – и ты
проживёшь вечность…

Профессия учителя, которую я выбрала, одна из самых важных и трудных. Это именно то, что приносит мне радость и удовлетворение, особенно, когда видишь глаза детей, добрые и наивные, которые смотрят с любовью и безграничным уважением. Хочется отдать им всё. “ Если ты не воспитаешь себя, ты плохой учитель, но если ты воспитаешь только себя, ты вообще не учитель”, - гласит одна из профессиональных заповедей учителя.

Условие возникновения опыта. Перед современной школой стоит очень важная задача – подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе и мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении образования. И ключевую роль в решении этих задач играет компетенция современного человека.

Если посмотреть на современное состояние образования в России, то можно увидеть, что оно характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творческого мышления учащихся. И эффективность работы школы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной  и общественно-трудовой деятельности. Главной целью школы, как социального института, в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, обще учебных умений, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей.

Наше время — это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся я считаю, одной и важнейшей задач, стоящих перед современной школой. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения — это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.

Для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.

В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю именно внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество.

Актуализация темы.  

Актуальность данной проблемы обусловлена внедрением инновационной деятельности на базе школы государственных стандартов второго поколения на первой ступени обучения (письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден  приказом  Минобрнауки России от 6 октября 2009 г.№ 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 года, регистрационный № 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 ).

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.

 В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».

     Мы выполняем заказ общества и государства. Образовательные стандарты дают нам ориентир на развитие системы воспитания и обучения, которые ожидают от нас семья, общество и государство. С этой целью в стандартах второго поколения предложена модель выпускника начальной школы. Эта модель стала и моим ориентиром. А ключевыми направлениями работы стали такие личностные характеристики ученика, как любознательность, активность, заинтересованность в познании мира, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать.

 Современное обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребенка. Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей действительности. Учитель и ученики идут этим путем вместе.

        

 _        Основные педагогические идеи.

Начальная школа является исходным звеном образования. Именно поэтому содержание и методика начального образования должны обеспечивать существенное психическое развитие каждого ребенка, формирование у него таких учебных умений, которые позволят без особых трудностей продолжить свое образование в среднем звене. В своей работе я основываюсь на гуманной педагогике. Гуманная педагогика ориентирует на свободный выбор и учёт индивидуально-личностных интересов и возможностей субъектов педагогического процесса. Основными постулатами является вера в возможности ребенка, раскрытие его самобытной природы, уважение и утверждение его личности, направленность на служение добру и справедливости.

Для формирования творческой личности ребенка, развития его активности я использую идею сотрудничества. Это идея свободного выбора ребенком способа и сроков работы, идея коллективного творческого воспитания, идея творческого производительного труда. Отношения с учениками ориентированы на то, чтобы вовлечь их в творческую самостоятельную познавательную деятельность. Отсюда лозунг: «Учение без принуждения».

  Особенно значимы такие идеи, как идея творческого самоуправления (при условии совместной работы старших и младших членов коллектива), идея сотрудничества с родителями, как детей, так и педагогов, идея личностного подхода к ученику.

Моя работа всецело построена на педагогики сотрудничества – это гуманистическое направление педагогики, основанное на демократических принципах, равноправной субъектной позиции участников целостного педагогического процесса, их взаимодействии, сотворчестве, совместной коллективной деятельности, направленное на всестороннее развитие и саморазвитие личности детей.

Теоретическая база опыта

Понятие «Творчество»

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса развития творческих способностей учащихся необходимо остановиться на таких понятиях как «творчество», «способности» и «творческие способности».

Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности, это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. Однако потребность в творчестве, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью.  Ребенок , как и взрослый человек, стремится выразить своё «я». Часто взрослые полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями и, если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. Но, как показывает практика, такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию. И не все могут сохранить надолго творческие способности. Именно в школьные годы наступает критический момент детских творческих способностей. Следовательно, именно в школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, обрести, а не потерять возможность для самореализации. 

Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.

Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.

Творческий стиль жизни – это не привилегия одиночек, это единственный способ нормального существования и развития общества. Но это, к сожалению, еще не всеми осознано. И на нас лежит огромная ответственность – развить в ребенке творческое начало для того, чтобы состоялся человек, личность.

В истории педагогики проблема творчества всегда была одной из самых актуальных. Однако до сих пор проблема остаётся наименее изученной в теории и недостаточно представленной в практике воспитания детей. Это обусловлено сложностью данного явления, скрытностью механизмов творчества. Как правило, во всех определениях творчества отмечается, что творчество – это деятельность человека, направленная на создание нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя ещё никем не было сделано или сделать по-новому, лучше.

Психологи определяют творчество как выход за пределы уже имеющихся знаний, преодоление, опрокидывание границ. Это высшая форма активной и самостоятельной деятельности человека. В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребёнка.

Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности. Известный педагог И.П. Волков в своё время высказал своё мнение о том, что «развить способности – это значит вооружить ребёнка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одарённости».

Поскольку психологи утверждают, что для того, чтобы стать «кем-то», достичь «чего-то», надо многое перепробовать в детстве, то в соответствии с этим обозначается задача педагогов: как можно с более раннего возраста создать ребёнку благоприятные условия для занятия различными видами деятельности, чтобы ребёнок через руки сформировал своё ощущение и отношение к разного рода действиям.

Признаками и критериями творческой деятельности являются продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность. Но, к сожалению, до сих пор в начальном трудовом обучении преобладают репродуктивные методы и часто недооцениваются творческие возможности ребёнка, его умение и желание работать самостоятельно, инициативно. Поэтому следует пояснить, что под творчеством ученика мною понимается создание им оригинального продукта, в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки. Ведь творчество, индивидуальность, художество проявляются даже в минимальном отступлении учеником от заданного образца.

Творчество – очень важный момент в развитии ребёнка. Хорошо, когда ребёнок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Но ещё лучше, если он не только замечает эту красоту, но и творит её.  Полученный результат эстетически эмоционально привлекателен для ребёнка, поскольку ту или иную милую вещицу он сделал сам. После того,  как ребёнок своими руками начнёт создавать красоту, он непременно начнёт с любовью и заботой относиться к нашему миру. И любовь и гармония войдут в его жизнь.

Творчество – это постоянное усовершенствование своей личности, мышления, сознания, интеллекта и постоянная устремленность совершать нечто новое, делать больше и лучше, чем раньше. В творческой деятельности человек развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет интересы и потребности.

Творческая личность – это национальное достояние и истинное богатство страны. Творческая личность от других отличается стремлением выходить за пределы норм.

Проектирование, развитие и формирование творческой индивидуальности предлагает создание для этого специальных возможностей. Все лучшие человеческие качества сами собой развиваются только там, где есть творческое отношение к жизни и адекватные социальные условия для самодвижения. Работая с детьми, мы должны раскрыть их природные потенциалы и подготовить к продуктивному труду.

Для того, чтобы дети развивали способности к творческому мышлению, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных творческих дарований.

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию «способности».

2. Понятие «Способности»

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию «способности», полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Единой и общепринятой типологии способностей в психологии не разработано. Вот как рассматривал способности Р.С. Немов: «Способности — индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности».

Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания, пересмотра содержания учебных программ, разработки процессуального механизма реализации этого содержания, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности. Одной из главных задач, стоящих перед школой, является создание оптимальных условий для развития каждого учащегося в различных видах деятельности.

Известно, что какими бы значительными ни были задатки человека, они не развиваются сами по себе, вне обучения, в отрыве от деятельности этот процесс не существует. Можно по этому поводу привести  мнение ведущих психологов: «Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействии»; «Способности не могут возникать вне конкретной деятельности человека, а формирование их происходит в условиях обучения и воспитания».

Именно школа может способствовать развитию широкого спектра способностей детей, предоставляя ребёнку возможности проявить себя в активной деятельности разнообразной направленности. И задача учителя найти различные методы, способы выявить эти способности у ученика и развивать их. Этому способствует творческий процесс, так как это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, кроме этого он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество. А важным условием творческой деятельности является чувство новизны, удивления, готовность принять нестандартное решение.

Развивать творческие способности? Что это значит?

— Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.

— Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.

— В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

Технология реализации педагогической идеи.

        Стаж моей педагогической деятельности стаж составляет почти 20 лет. В  данном образовательном учреждении я работаю учителем начальных классов с 1996 года.  В 2015 году по результатам аттестации мне была присвоена высшая квалификационная категория по должности “учитель”. Я работаю по УМК "Школа России" под редакцией А.А. Плешакова. Считаю этот комплект более приемлемым и доступным для начальной школы. Учебники просты и понятны, не перенасыщены материалом, не перегружены. Проработав в школе  уже около 20 лет, я считаю УМК «Школа России» наиболее доступным для детей. Этот комплект содержит много интересных развивающих заданий. Авторы учебников и учебных пособий взяли на вооружение всё, что было накоплено и апробировано в практике отечественной школы, при этом сохранили лучшие традиции, учитывающие возрастные особенности детей и постепенное нарастание трудностей в подаче учебного материала. Заложенные в УМК «Школа России» принципы приоритета воспитания в образовательном процессе, личностно - ориентированный и деятельностный характер обучения гарантирует достижение положительных результатов в обучении и реальные возможности личностного развития ребёнка. Вместе с тем в работе я использую опыт учителей, работающих по другим программам. Деятельность педагога – непрерывный поиск методов для достижения положительных результатов в обучении и воспитании. Личный опыт, посещение уроков и занятий других педагогов, изучение передового опыта позволяет мне использовать в работе различные технологии обучения.  Уроки строю разнообразно, учитывая возрастные и индивидуальные особенности  учащихся.

        

        В течение последних двух лет работаю над методической темой: «Использование заданий на развитие творческого мышления учащихся».

        Работая по данной теме, стараюсь определить и проверить на практике педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника. Для себя выдвинула гипотезу: процесс развития творческих способностей младшего школьника, будет более эффективным, если созданы условия, способствующие развитию творческих способностей, как в учебной, так и во внеурочной деятельности ученика. В своей гипотезе отразила цели, которых хочу достичь.

        Исходя из целей, ставлю перед собой следующие теоретические  задачи:

1.Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме.

2.Обеспечить диагностику развития творческих способностей.

3.Определить формы и содержание работы по развитию творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.

Я ставлю перед собой  следующие практические задачи:

  • формировать общеучебные умения, навыки и определённый уровень знаний, которые предусмотрены государственным стандартом;
  • создать необходимые условия  для развития ребёнка и его творческих способностей;
  • способствовать формированию у школьников положительного  отношения к здоровому образу жизни;
  • содействовать воспитанию личности, способной строить жизнь, достойную человека.

Для реализации этих задач в практике своей деятельности:

  • применяю частично элементы уровневой дифференциации,  которая даёт возможность ученику усваивать учебный материал в соответствии со своими способностями;иногда применяю исследовательский метод, который воплощается в основном наиболее подготовленными учащимися; использую новые технологии – ИКТ.
  • Технология проблемно-диалогического обучения. При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формирование учениками вопроса для исследования (темы урока), а методы поиска решения организуют “открытие” знания учащимися, и, следовательно, деятельность детей на уроке становится творческой.
  • Здоровьесберегающие технологии, которые “работают” на каждом уроке и направлены на укрепление физического и психического здоровья учащихся (традиционные физминутки, разминки, гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику, танцевальные физминутки, смену динамических поз, создание ситуации успеха).
  • Общепредметные технология - формирование правильной читательской деятельности. Эту технологию я использую при работе с текстом на уроках по разным предметам, но особенно на уроках литературного чтения. Через комментированное чтение и диалог с автором, через текст учащиеся учатся самостоятельно получать информацию из текста, включают своё творческое воображение, учатся задавать вопросы к тексту, выделять ключевые слова, самостоятельно составлять план и т. д.  Перечисленные технологии результативны, поскольку обеспечивает высокое качество усвоение знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности, формирование высокой учебной мотивации моих учеников.
  • использую  разнообразный наглядный и дидактический материал, игры и игровые упражнения;
  • применяю стимулирование, развитие самооценки и веры в собственные возможности.
  • применяю коллективные формы  работы. Это и работа в группе и в паре, творческие задания, работа в группе и в паре сменного состава, когда дети, следуя правилам такого вида работы, обучают друг друга, тем самым закрепляя и прочно усваивая необходимый материал.
  • обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры)Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии)
  • Изучение и закрепление нового материала («ученик в роли учителя», «каждый учит каждого») и др.

Инновации в обучении. Я активно занимаюсь самообразованием. Изучаю педагогическую литературу, знакомлюсь с нормативными документами, развиваю потребность в постоянном пополнении педагогических знаний. С развитием информационных технологий использую информацию сети Интернет, принимаю участие во всероссийских вебинарах. В январе 2013 года создала персональный сайт на NSPORTAL.RU (nsportal.ru/svetlanarusakova)

Там же публикую творческие работы учащихся, их рисунки, проекты, сочинения, исследовательские работы. Ученики моего класса принимают самое активное участие во всероссийских и международных олимпиадах  (результаты размещены на моем сайте в папке «Достижения моих учеников»). Получая задания, выполнив его, они с нетерпением ждут результатов. Стараюсь привлечь к участию и детей со средними способностями.

 Постоянно пользуюсь опытом коллег, размещённым на сайтах. В своей профессиональной деятельности поддерживаю тесную связь с коллегами по работе: мы обмениваемся опытом, новинками педагогической литературы, методическими разработками, помогаем друг другу в подготовке к различным мероприятиям; кроме этого постоянно обращаюсь к психологу за консультациями, помощью в работе с детьми, прохожу курсовую подготовку, участвую в работе районного методического объединения учителей, в работе школьного методического совета, в   педагогических чтениях.

Работа в качестве руководителя школьного методического объединения учителей начальных классов позволяет и стимулирует на изучение педагогических новинок  и заставляет переосмыслить результаты собственной педагогической деятельности и позволяет повысить эффективность и качество образовательного процесса (с этой целью создала сайт Методическое объединение учителей начальных классов (nsportal.ru/site/metodicheskoe-obedinenie-uchiteley-nachalnyh-klassov-mkou-sosh-no2-st-pregradnaya)

        Самоанализ результатов профессиональной деятельности. На всех уроках, в разных видах деятельности, раздаю детям разного рода карточки, на каждом уроке использую наглядные пособия (презентации, таблицы, схемы, картины, иллюстрации).   Знание теоретического материала детьми отслеживаю через систему мониторинга. Практикую само -  и взаимопроверки для оценки учебной деятельности учащихся.

        Мониторинг качества знаний и успеваемости учащихся 2 «б» класса за 2014/2015 учебный год  по итогам контрольных работ

Русский язык

Математика

Чтение

Мониторинг качества знаний учащихся по русскому языку, математике, чтению по итогам контрольных работ

Мониторинг качества знаний и успеваемости

учащихся 2 «б» класса за 2014/2015 учебный год

1 ч

2 ч

3 ч

4 ч

год

Количество учащихся

25

25

25

25

25

Закончили на «5»

3

2

3

4

4

На «4» и «5»

8

10

9

12

12

Качество обученности

44%

48%

48%

64%

64%

Успеваемость

100%

100%

100%

100%

100%

График отражает процент качества знаний, таким образом, можно видеть и положительные стороны обучения и моменты, над которыми необходимо еще поработать.

Далее я представлю мониторинги за 2015/2016 учебный год (3 «б класс) за прошедшие три четверти, что позволит более объективно проследить рост качества знаний учащихся.

       Мониторинг качества знаний и успеваемости учащихся

3 «б» класса за 2015/2016 учебный год

по итогам контрольных работ

Русский язык

Математика

Чтение

Мониторинг качества знаний учащихся по русскому языку, математике, чтению по итогам контрольных работ

Мониторинг качества знаний и успеваемости

учащихся 3«б» класса за 2015/2016 учебный год

1 четверть

2 четверть

3 четверть

Количество учащихся

27

28

27

Закончили на «5»

2

3

2

На «4» и «5»

9

11

13

Качество обученности

41%

50%

55%

Успеваемость

100%

100%

100%

Мониторинг качества знаний и успеваемости учащихся  класса

за  2014/2015 и 2015/2016(3 четверти) учебные года

Таким образом, анализируя результаты мониторингов качества знаний за 2014/2015   - 2015/2016 (3 четверти) учебные года, можно наблюдать хоть и небольшой, но все-таки рост качества знаний по предметам.

Считаю, что заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь, чтобы учащиеся занимались с желанием и удовольствием. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь тогда, когда они являются единомышленниками.

Это позволяет им проявлять свои творческие, физические, интеллектуальные способности, учиться  самостоятельно планировать и организовывать свою внешкольную деятельность. У детей повысилась самооценка, вследствие чего наблюдается положительная динамика развития ученика как субъективной личности.  

        Многим детям учеба дается с трудом.  Для этих детей организую дополнительные занятия по ликвидации пробелов в знаниях. Такие групповые или индивидуальные занятия проходят во внеурочное время и позволяют уделить как можно больше внимания каждому ученику.  Главное, по-моему, дать возможность детям поверить в свои силы, получить удовлетворение и радость от своего труда, почувствовать  вкус учёбы и прелесть победы над собой. Важнейшим параметром оценки результатов деятельности ученика является полнота, осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи

        Конечно, учащиеся понимают, что можно ошибиться, можно и исправить ошибку- главное достичь положительного результата деятельности. Но не всегда удаётся уберечь их от стрессов по поводу неудач.

       Я учу своих учеников адекватно воспринимать оценку, формирую самоконтроль, умение анализировать и объективно оценивать свою деятельность. Я знаю, что мастерами своего дела не рождаются, а становятся в процессе практики и, как говорил А.С. Макаренко, «мастером может стать каждый», что это вещь вполне достижимая, но требует от человека огромного труда и волевых усилий по работе над собой, по самосовершенствованию. Этому учу и своих учеников.

        Знаю, что большую роль для формирования интереса к учёбе играет личность учителя. Поэтому я стремлюсь  увлечь детей и предметом,  и преподаванием, верю  в возможности ученика, готова прийти ему на помощь. На уроках стараюсь быть сдержанной и терпеливой и никогда не допускать грубости по отношению к ученику. Использую благотворное влияние на формирование интереса поощрение и похвалу.

        Педагог учится всю жизнь – это известная истина. Я – не исключение. Нахожусь в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь стараюсь быть исследователем. Особенно большое влияние на формирование моего профессионализма оказывает научно методическая деятельность. Эта деятельность предполагает:

  • Постоянное ознакомление с современными научными исследованиями ученых.
  • Изучение прогрессивного опыта коллег.
  • Ознакомление с новыми программами и концепциями воспитания и обучения детей, их оценка и др.

      С 2007 по 2012 мною была разработана программа «Здоровье школьника» Программа была утверждена на педагогическом совете школы.  В ходе работы по этой программе разработала и провела много мероприятий, формирующих здоровую личность ребенка. Работа по данной программе продолжается постоянно. В данный момент готовлю к печати в СМИ обобщение опыта и разработки мероприятий

        С 2012 по 2015 год мною была разработана программа по профориентации младших школьников «Кем быть?» Было проведено много классных часов, бесед, родительских собраний, экскурсий. В данный момент готовлю к печати в СМИ обобщение опыта и разработки мероприятий.

        Сама стараюсь принимать активное участие в жизни школы, выступая на педагогических и методических советах школы, принимаю участи в вебинарах. Принимаю участие в конкурсах: ноябрь 2015г. – Лучший учитель Основ Православной Культуры, декабрь 2015 – Муниципальный интеллектуально-творческий конкурс «Наши надежды» - 2 место.

       Дети младшего школьного возраста активны и деятельны по своей природе. Мои дети любят готовить и проводить  открытые внеклассные мероприятия. Все вместе посещаем библиотеки, ходим на экскурсии, в походы, участвуем в смотрах художественной самодеятельности, в конкурсах чтецов.  Мои дети любят трудиться, поэтому мы принимаем самое активное участие в общественно-полезном труде, в субботниках.

        Для  каждого ученика моего класса веду портфолио, которое представляет собой подборку тетрадей, проверочных работ, результаты тестирования мной и школьным психологом, рекомендации и памятки для родителей, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников. В контроле динамики успеваемости мною использовались традиционные и современные средства диагностики:

  •  анализы письменных контрольных работ по русскому языку и математике;- индивидуальные карты по технике чтения;
  • -индивидуальные диагностические карты письменных контрольных и самостоятельных работ;
  • индивидуальные карты динамики усвоения общеучебных навыков в условиях безоценочной системы в 1 классе.

        Работу с родителями веду в двух направлениях: повышение педагогической культуры и объединение родителей в сплоченный коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно-воспитательной работы с учащимися класса. Для лучшей информированности родителей создала персональный сайт нашего класса «Наш самый классный класс», где стараюсь выкладывать материалы для родителей и детей.

В нашей школе я работаю уже почти 20 лет. В ней я училась сама. Многие учителя школы являлись и моими учителями, некоторые  коллеги – мои бывшие одноклассники. Моя школа – это мой дом, в котором тесно переплелись работа и отдых, друзья, ученики и собственные дети, радости и разочарования.  Нетрудно представить, что окружающий меня  коллектив – это большая дружная семья, которая никогда не оставит в беде, поможет и поддержит. Я рада, что коллектив наш творческий, работоспособный, интересный. Я высоко оцениваю свои взаимоотношения с другими учителями школы. Для меня это очень ценные отношения. Мои коллеги – люди, которые искренне любят свою работу и посвятили свои жизни детям. И мне будет очень приятно, если мой небольшой вклад в обучение детей и развитие личности каждого ученика достигнет цели.

Список использованной литературы.

  1. Афонина Р. М. Развитие творческого мышления учащихся в процессе
    выполнении экспериментов/Журнал «Начальная школа». 2007 № 6, с. 56-60.
  2. Битянова М. Групповая работа в школе.//М., 2001.
  3. Гюламирян Дж. Формирование навыков сотрудничества как средство обеспечения гуманистического образовательного процесса.//Журнал «Начальная школа». 2005 г. №7
  4. Дмитриева Н.Я. Казакова А.Н. Мы и окружающий мир, 1 - 4 класс.
  5. Зверева М. В. Изучение результативности в начальных классах (система Л. В. Занкова).//М 2003
  6. Землянская Е. Н. Учебные проекты младших школьников.//Журнал
    «Начальная школа». 2005 № 9.
  7. Казарова О. А. Учимся учиться в классе и дома.//Журнал «Практика образования». 2007 № 2, с. 20-22.
  8. Каткова Е. Г. Занимательные задания и проверочные вопросы по естествознанию. 1-4 класс.// М. 2003.
  9. Леонтьев А. П. Деятельность. Сознание. Личность.//М. 1999.
  10. Новое время - новая дидактика: Педагогические идеи Л. В. Занкова и школьная практика. Сб. статей,         посвященных 100-летию со дня рождения Л. В. Занкова.//Самара, 2001.
  11. Орлова Л. А. Участие младших школьников в проектно- исследовательской работе. //Журнал «Начальная школа».  2007 № 3,    с. 28-33.
  12. Савенков А. И. Маленький исследователь: Как научить младшего школьника приобретать знания.//Ярославль, 2002.
  13. Степановская В. М. Воспитание творчеством.//Журнал «Начальная школа». 2007 № 6, с. 60-62.
  14. Тихомирова Л.Ф. Развитие творческого мышления детей.//Ярославль, 1996.
  15. Цирулик Н. А. Работа по методу проектов.// Журнал «Практика образования». 2006 № 4
  16. Якиманская И.С. Личностно - ориентированное обучение в современной школе.//М.,1996

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей младших школьников в рамках ФГОС» Подготовила учитель начальных классов высшей категории Русакова С.Ю . Станица Преградная, 2016 год. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 станица Преградная»

Слайд 2

Актуальность данной проблемы обусловлена внедрением инновационной деятельности на базе школы государственных стандартов второго поколения на первой ступени обучения (письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г.№ 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 года, регистрационный № 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 ). Актуальность опыта

Слайд 3

Образовательные стандарты дают нам ориентир на развитие системы воспитания и обучения, которые ожидают от нас семья, общество и государство. С этой целью в стандартах второго поколения предложена модель выпускника начальной школы . Эта модель стала и моим ориентиром. А ключевыми направлениями работы стали такие личностные характеристики ученика, как любознательность, активность , заинтересованность в познании мира, способность к организации собственной деятельности , готовность самостоятельно действовать. Практическая значимость

Слайд 4

Для формирования творческой личности ребенка, развития его активности я использую идею сотрудничества. Это идея свободного выбора ребенком способа и сроков работы, идея коллективного творческого воспитания , идея творческого производительного труда. Отношения с учениками ориентированы на то, чтобы вовлечь их в творческую самостоятельную познавательную деятельность. Отсюда лозунг: « Учение без принуждения». Педагогическая идея

Слайд 5

Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности, это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру . Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют. Творческая личность – это национальное достояние и истинное богатство страны . Творческая личность от других отличается стремлением выходить за пределы норм. Теоретическая база опыта

Слайд 6

Что такое способности? « Способности — индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности» Р.С . Немов Школа может способствовать развитию широкого спектра способностей детей , предоставляя ребёнку возможности проявить себя в активной деятельности разнообразной направленности. И задача учителя найти различные методы, способы выявить эти способности у ученика и развивать их. Этому способствует творческий процесс Теоретическая база опыта

Слайд 7

Исходя из целей, ставила перед собой следующие теоретические задачи: 1.Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме. 2.Обеспечить диагностику развития творческих способностей. 3.Определить формы и содержание работы по развитию творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности. Я ставлю перед собой следующие практические задачи: формировать общеучебные умения, навыки и определённый уровень знаний, которые предусмотрены государственным стандартом; создать необходимые условия для развития ребёнка и его творческих способностей; способствовать формированию у школьников положительного отношения к здоровому образу жизни; содействовать воспитанию личности, способной строить жизнь, достойную человека. Технология реализации педагогической идеи

Слайд 8

Для реализации этих задач в практике своей деятельности: применяю частично элементы уровневой дифференциации иногда применяю исследовательский метод, который воплощается в основном наиболее подготовленными учащимися; использую новые технологии – ИКТ. технология проблемно- диалогического обучения. здоровьесберегающие технологии использую разнообразный наглядный и дидактический материал, игры и игровые упражнения; применяю стимулирование, развитие самооценки и веры в собственные возможности. применяю коллективные формы работы (работа в группе и в паре, творческие задания, работа в группе и в паре сменного состава) обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры) использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии) изучение и закрепление нового материала («ученик в роли учителя», «каждый учит каждого») Технология реализации педагогической идеи

Слайд 9

Я активно занимаюсь самообразованием : изучаю педагогическую литературу использую информацию сети Интернет, публикую свои разработки на разных сайтах принимаю участие во всероссийских вебинарах . В январе 2013 года создала персональный сайт на NSPORTAL . RU (nsportal.ru/ svetlanarusakova ) Постоянно пользуюсь опытом коллег, размещённым на сайтах. В своей профессиональной деятельности поддерживаю тесную связь с коллегами по работе: мы обмениваемся опытом, новинками педагогической литературы, методическими разработками, помогаем друг другу в подготовке к различным мероприятиям; кроме этого постоянно обращаюсь к психологу за консультациями, помощью в работе с детьми, прохожу курсовую подготовку, участвую в работе районного методического объединения учителей, в работе школьного методического совета, в педагогических чтениях. Инновации в организации образовательного процесса

Слайд 10

Декабрь 2015 создала сайт «Наш самый классный класс» Там же публикую творческие работы учащихся, их рисунки, проекты, сочинения, исследовательские работы. Ученики моего класса принимают самое активное участие во всероссийских и международных олимпиадах (результаты размещены на моем сайте в папке «Достижения моих учеников » и на сайте «Наш самый классный класс» и в фотоальбоме «Наши достижения»). Получая задания, выполнив его, они с нетерпением ждут результатов. Стараюсь привлечь к участию и детей со средними способностями. Инновации в организации образовательного процесса

Слайд 11

Январь 2016 – создала сайт МО учителей начальных классов ( nsportal.ru/ site /metodicheskoe-obedinenie-uchiteley-nachalnyh-klassov-mkou-sosh-no2-st-pregradnaya) Работа в качестве руководителя школьного методического объединения учителей начальных классов позволяет и стимулирует на изучение педагогических новинок и заставляет переосмыслить результаты собственной педагогической деятельности и позволяет повысить эффективность и качество образовательного процесса (с этой целью создала сайт Методическое объединение учителей начальных классов Инновации в организации образовательного процесса

Слайд 12

Самоанализ результатов профессиональной деятельности Мониторинг качества знаний учащихся 2 «б» по русскому языку, математике, чтению по итогам контрольных работ Мониторинг качества знаний и успеваемости учащихся класса за 2014/2015 и 2015/2016 (3 четверти) учебные года Мониторинг качества знаний учащихся 3 « б» по русскому языку, математике, чтению по итогам контрольных работ

Слайд 13

Большое спасибо за внимание к моей работе