Методические материалы по химии

Струева Оксана Евгеньевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Предмет химии. Вещества.

Слайд 2

Что изучает химия? ХИМИЯ ИЗУЧАЕТ ВЕЩЕСТВА СВОЙСТВА ВЕЩЕСТВ ПРЕВРАЩЕНИЯ ВЕЩЕСТВ «Отец химии» Роберт Бойль (1627 - 1691)

Слайд 4

Химия – наука о веществах, их свойствах, о превращениях веществ и способах управления этими превращениями Тело Вещество Молекулы Атомы

Слайд 5

Вещество – это то, из чего состоят физические тела Химический элемент – это определенный вид атомов Вещества Природные (углекислый газ) Синтети ческие (полиэтилен) Вещества Простые (водород, кислород) Сложные (вода, сахар)

Слайд 6

Рассмотрите модели молекул. В чём между ними сходство и различие? Какое из веществ простое, а какое - сложное? Почему? Вещества Вещество Водород Кислород Вода

Слайд 7

Вещества, которые образованы атомами одного химического элемента, называют простыми

Слайд 8

Вещества, которые образованы атомами разных химических элементов, называют сложными

Слайд 9

Упражнение №1 Определите, какое из предложенных веществ простое, а какое – сложное.

Слайд 10

Что объединяет эти объекты?

Слайд 11

Свойства веществ – это признаки, по которым вещества отличаются друг от друга либо сходны между собой Предмет химии – изучение веществ, их превращений, создание веществ с заданными свойствами Химия Применение Состав Свойства

Слайд 12

Рефлексия Что я узнал(а) нового? Было интересно…. Было трудно….

Слайд 13

Домашнее задание Параграф 1,записи в тетради. Презентация история развития химии, Таблица Дата Достижения науки


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Химия изучает ВЕЩЕСТВА Свойства веществ Превращения веществ

Слайд 2

Тема урока Превращение веществ. Роль химии в жизни человека

Слайд 3

Цель урока: научаться отличать химические явления от физических

Слайд 4

ЯВЛЕНИЯ Физические ХИМИЧЕСКИЕ изменяются размеры, форма тел, агрегатное состояние, образование новых вещест в не происходит. одни вещества превращаются в другие (химические реакции ), происходит образование новых веществ.

Слайд 5

выпадение или растворение осадка выделение газа изменение цвета появление запаха выделение или поглощение теплоты свечение изменение окраски индикаторов Признаки химических реакций

Слайд 6

Лабораторная работа №1 Сравнение скорости испарения: воды и этилового спирта Ход работы. Ответить на вопросы: какая капля высыхает быстрее, а какая медленнее? Какие явления происходят: физические или химические? Вывод

Слайд 7

Домашнее задание Параграф 3 Оформить лабораторную работу


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Периодическая система Д.И. Менделеева

Слайд 2

Каждый химический элемент занимает определенное место в таблице (клетку), где приведены его характеристики. По периодической таблице можно определить символ, название, порядковый номер, относительную атомную массу.

Слайд 3

Период Если провести диагональ от бериллия к астату, то слева внизу будут находиться элементы-металлы, а справа неметаллы . Номер периода показывает число занятых электронами энергетических уровней Каждый период начинается элементом, атомы которого образуют активные металлы и заканчивается элементом, атомы которого образуют благородные газы

Слайд 4

Периоды Малые Большие

Слайд 5

Группы Это вертикальный столбец элементов, атомы которых имеют одинаковое количество валентных электронов. Номер группы показывает число валентных( находящиеся на внешней оболочке атома) электронов в атомах

Слайд 6

Группа (А) Главная подгруппа (В) Побочная подгруппа

Слайд 7

Задание 1 Назовите химический элемент который находится в четвертом периоде, во второй группе, главной подгруппе

Слайд 8

Задание 2 Охарактеризуйте элементы № 16,3,52,48,11,5 ( период, группа, подгруппа)

Слайд 9

Как изменяются свойства атомов химических элементов в группах и в периодах Периодической системы?

Слайд 10

В периодах слева направо: Заряд ядер атомов увеличивается; радиус атомов уменьшается; металлические свойства атомов элементов убывают ; неметаллические свойства атомов элементов усиливаются. Каждый период начинается элементом, атомы которого образуют вещество — металл, а заканчивается элементом, атомы которого образуют вещество — благородный газ. В периоде

Слайд 11

В главных подгруппах сверху вниз: 1.заряд ядер атомов возрастает; 2.радиус атомов растёт; 3. металлические свойства атомов элементов усиливаются ; 4. неметаллические свойства атомов элементов ослабевают . В группе (А)- главной подгруппе

Слайд 12

Расположите перечисленные химические элементы в порядке возрастания металлических свойств атомов: Натрий, рубидий , калий

Слайд 13

Расположите перечисленные химические элементы в порядке возрастания неметаллических свойств атомов: мышьяк, бром, селен

Слайд 14

Рефлексия Я узнал… Мне было трудно…. Мне понравилось… .

Слайд 15

Домашнее задание Записи в тетради выучить . Охарактеризуйте элементы № 17,4,50,43,9,47,56 ( период, группа, подгруппа


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Химические формулы

Слайд 2

1 вариант 1. Что показывает номер периода? 2. Как понять где расположены металлы, где неметаллы? 3.Какие бывают группы? 4.Как изменяются металлические свойства в группе А? 5. Назовите элемент находящийся в 4 пер.3гр. Подгр.В 6. Назовите элемент находящийся в 3 пер.7гр. Подгр.А 2 вариант 1. Что показывает номер группы? 2. Как понять где расположены металлы, где неметаллы? 3.Какие бывают периоды? 4.Как изменяются неметаллические свойства в периоде? 5. Назовите элемент находящийся в 6 пер.1гр.Подгр.А 6. Назовите элемент находящийся в 5 пер.2гр.ПодгрВ

Слайд 3

Химическая формула - это условная запись состава вещества с помощью химических знаков и индексов

Слайд 4

химические знаки индекс показывает количество атомов в молекуле Н Н О

Слайд 5

Информация, которую содержат химические формулы:

Слайд 6

коэффициент индекс показывает количество атомов в молекуле показывает количество молекул

Слайд 7

1) 1 молекула Как быть, если нам нужно указать не одну молекулу, а несколько: 2, 3 и т. д.? Это делают с помощью коэффициента Н Н О Н Н О

Слайд 8

Чтение химических формул . Примеры: NH 3 – молекула эн аш три состоит из одного атома азота и трех атомов водорода . 2 . Al(OH) 3 – молекула алюминий о аш трижды состоит из одного атома алюминия , трех атомов кислорода и трех атомов водорода . 3. K 3 BO 3 – молекула калий три бор о три состоит из трех атомов калия , одного атома бора и трех атомов кислорода .

Слайд 9

1. В записи 5SO 3 коэффициент равен: б) 15; в) 3; г) коэффициент отсутствует. 2. В записи 5SO 3 индекс равен: а) 5; б) 15; г) индекс отсутствует. а) 5; в) 3;

Слайд 10

3. В записи СO 2 коэффициент равен: б) 3; в) 2; г) коэффициент отсутствует. а) 1; 3. В записи Mg O индекс равен: б) 0; в) 2; г) индекс отсутствует. а) 1;

Слайд 11

Информация, которую содержат химические формулы: 1) 1 молекула 2) Название вещества 3) Качественный состав

Слайд 12

2) Название вещества 3) Качественный состав вода Состоит из водорода и кислорода

Слайд 13

2) Название вещества 3) Качественный состав углекислый газ состоит из углерода и кислорода

Слайд 14

2) Название вещества 3) Качественный состав кислород состоит из кислорода

Слайд 15

2) Название вещества 3) Качественный состав это вещество состоит из алюминия и кислорода

Слайд 16

Информация, которую содержат химические формулы: 1) 1 молекула 2) Название вещества 3) Качественный состав 4) Количественный состав

Слайд 17

1) 1 молекула 2) Название вещества воды 4) Количественный состав Состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода

Слайд 18

1) 1 молекула 2) Название вещества углекислого газа 4) Количественный состав состоит из одного атома углерода и двух атомов кислорода

Слайд 19

1) 1 молекула 2) Название вещества кислорода 4) Количественный состав состоит из двух атомов кислорода

Слайд 20

1) 1 молекула 2) Название вещества этого вещества 4) Количественный состав состоит из двух атомов алюминия и трех атомов кислорода

Слайд 21

Сколько молекул серной кислоты записано? Сколько атомов водорода записано? Сколько атомов серы записано? Сколько атомов кислорода записано?

Слайд 22

HNO3 Сколько молекул азотной кислоты записано? Сколько атомов водорода записано? Сколько атомов азота записано? Сколько атомов кислорода записано?

Слайд 23

Домашнее задание 1. Записи в тетради выучить В тетради охарактеризовать кислоты: 1- угольную( 5H2CO3) , 2- азотистую (HNO3) , 3- фосфорную (2H3PO4) , 4- соляную (9HCL) -Сколько молекул ….. кислоты записано? -Сколько атомов водорода записано? -Сколько атомов элемента из которого состоит кислота записано? -Сколько атомов кислорода( если он есть)записано?

Слайд 24

Буква Физическая величина Единица измер. Относительная атомная масса Когда мы знакомились с элементами, то узнали, что для измерения масс атомов ввели новую физическую величину. Какую ? А r - Как мы узнаем значение относительных атомных масс элементов? Из таблицы Менделеева

Слайд 25

Буква Физическая величина Единица измерения Относительная молекулярная масса Зная массы атомов, по химической формуле можно найти массу молекулы, которую назвали М r - То есть с помощью химической формулы мы можем получить 5-ый вид информации Относительную молекулярную массу

Слайд 26

Информация, которую содержат химические формулы: 1) 1 молекула 2) Название вещества 3) Качественный состав 4) Количественный состав 5) Относительная молекулярная масса

Слайд 27

М r (Н 2 О)= Чтобы найти относительную молекулярную массу вещества, надо сложить относительные атомные массы элементов А r (О)= 16 А r (Н)= 1 2*1 + 16 =18

Слайд 28

Относительная молекулярная масса -М r Mr (CO 2 )= Ar (C)+Ar (O) × 2 =12+16 × 2 =12 +32 = 44

Слайд 29

М r (СО 2 )=12 + 2*16= 44 Найдите относительную молекулярную массу углекислого газа

Слайд 30

Найдите относительные молекуляр - ные массы следующих веществ: 1) кислорода О 2 2) аммиака NH 3 3 ) Оксида алюминия А l 2 О 3 4) серной кислоты H 2 SO 4 5 ) соляной кислоты H С l 6 ) Поваренной соли Na С l М r (О 2 )=2*16= 32 М r ( NH 3 )=14+3*1=17 М r (А l 2 О 3 )=2*27+3*16=102 М r ( H 2 SO 4 )=2*1+32+4*16=98 М r ( H С l )=1+35,5=36,5 М r ( Na С l )=23+35,5=58,5

Слайд 31

Рассчитайте М r (H 2 ) = Mr ( СаС l 2 ) = Mr (CaCO 3 ) = М r (Ca(OH) 2 )= Mr ( СН 3 СООН )= М r (Ca 3 (PO 4 ) 2 )= 1 × 2 =2 40+ 35 ,5× 2 =111 40+12+16× 3 =100 40+16× 2 +1× 2 =74 12× 2 +1× 4 +16× 2 = 60 40× 3 +31× 2 +16× 8 = =120+62+128=310

Слайд 32

Mr ( Н 2 SO 4 ) Mr ( Н 3 Р O 4 ) Mr (SO 3 ) Mr (MgO) 5 Mr ( CH 4 ) 2 Mr ( NaOH ) Mr (NH 3 ) Mr (PH 3 ) САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 98 98 80 40 80 80 17 34

Слайд 33

индекс


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Валентность атомов химических элементов.

Слайд 2

Валентность HCl , H 2 O, NH 3 , CH 4 Валентность – это свойство атомов химического элемента присоединять к себе определенное число атомов других элементов. Атом водорода не может присоединить более одного атома другого элемента , поэтому он был выбран в качестве стандарта, обладающего валентностью, равной 1 .

Слайд 3

Валентность Валентность обозначается римскими цифрами. HCl , H 2 O, NH 3 , CH 4 I I I I

Слайд 4

Валентность Валентность обозначается римскими цифрами. HCl , H 2 O, NH 3 , CH 4 I I I I I II III IV Кислород всегда присоединяет 2 атома водорода => его валентность практически всегда II CuO HgO II II

Слайд 5

Валентность Валентность обозначается римскими цифрами. HCl , H 2 O, NH 3 , CH 4 I I I I I II III IV Кислород всегда присоединяет 2 атома водорода => его валентность практически всегда II CuO HgO II II II II

Слайд 6

Алгоритм определения валентности элемента по формуле вещества Элементы с постоянной валентностью Элементы с переменной валентностью I H, Na, K, Li, Cs , F , Ag Cl , Br,I I, III, V, VII II O , Mg, Ca, Ba, Zn S II, IV, VI III Al, B P III, V Fe II, III

Слайд 7

Алгоритм определения валентности элемента по формуле вещества Al 2 O 3 II 1 Обозначьте известную валентность элемента 1

Слайд 8

Алгоритм определения валентности элемента по формуле вещества Al 2 O 3 II II∙3=6 1 Обозначить известную валентность элемента 1 Умножить валентность элемента на количество его атомов

Слайд 9

Алгоритм определения валентности элемента по формуле вещества Al 2 O 3 2 II II∙3=6 6:2=III 1 Обозначить известную валентность элемента 1 Умножить валентность элемента на количество его атомов Поделить полученное число на количество атомов другого элемента. 2

Слайд 10

Алгоритм определения валентности элемента по формуле вещества Al 2 O 3 2 III II II∙3=6 6:2=III 1 3 Обозначить известную валентность элемента 1 Умножить валентность элемента на количество его атомов Поделить полученное число на количество атомов другого элемента. 2 3 Полученный ответ и является искомой валентностью

Слайд 11

Алгоритм определения валентности элемента по формуле вещества Определить валентность: P 2 O 5 SO 2 SO 3 H 2 S


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Металлы

Слайд 2

Особенности строения атомов металлов 1-3 е на внешнем уровне большой R a Ме 0 – n е Ме + n

Слайд 3

Химическая связь Металлическая в металлах и сплавах Ионная между ионами металла и неметалла

Слайд 4

Общие физические свойства металлов Твердость Электропроводность Теплопроводность Металлический блеск Ковкость и пластичность Звон Цвет

Слайд 5

Общие физические свойства металлов 1. Твердость ( кроме Hg ) Ртуть- жидкий металл Самый твердый - хром Cr ( царапает стекло) Мягкие – щелочные металлы Li , Na , K , Rb , Cs

Слайд 6

2.Электропроводность и теплопроводность Ag Cu Au Al Mg Zn Fe Pb Hg Электропроводность уменьшается Хорошие проводники Ag Cu Au Al Плохие - Pb Hg

Слайд 7

3.Металлический блеск Самый блестящий- Hg Венецианские зеркала Менее блестящий- А g Современные зеркала

Слайд 8

4.Ковкость и пластичность Наиболее пластичные металлы- Au Ag Cu Sn Pb Zn Подсвечники из золота Очень хрупкие- Cr Mn Хром

Слайд 9

5.Звон Самые звонкие- Ag Cu Au Царь-колокол

Слайд 10

6.Цвет Черные – Fe и сплавы Чугунная решетка Цветные среди них драгоценные Au Ag Pt Золотые яйца работы К.Фаберже

Слайд 11

Аллотропия олова Белое олово b- Sn (металл) Серое олово a- Sn (неметалл)

Слайд 12

Домашнее задание Параграф 14 Конспект выучить


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполните ОВР реакции: 1.HNO3 + H2S = H2SO4 + NO + H2O. 2.KNO3 = KNO2 + O2. 3.Mg+ N2 = Mg3N2; 4.KClO3 = KCl + O2. 5.Fe2O3 + CO = Fe + CO2 Определите степени окисления элементов в следующих соединениях: NH3, CaO , H2SO4, P2O5, K3PO4, MnO2, H2S, Al (NO3)3, ZnSiO3, Na . Выполните ОВР реакции: 1 .H2S + SO2 = S + H2O 2 .HCl + MnO2 = Cl2 + MnCl2 + H2O 3 .Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu 4 .K + H2O = KOH + H2 5 .Al + Cr2O3 = Al2O3 + Cr Определите степени окисления элементов в следующих соединениях: PH3, CO, H2SO3, P2O3, Na3PO4, Mn2O7, K2S, Fe (NO3)3, CaSiO3, Li .

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей

Слайд 2

Чистые вещества- это вещества, состоящие из молекул или атомов одного типа. Смеси- это сочетания чистых веществ, состоящих из молекул или атомов разного типа.

Слайд 3

Сравнительная характеристика смеси и чистого вещества Признаки сравнения Чистое вещество Смесь Состав Постоянный Непостоянный Вещества Одно и то же Различные Физические свойства Постоянные Непостоянные Изменение энергии при образовании Происходит Не происходит Разделение С помощью химических реакций Физическими методами

Слайд 4

Смеси Гомогенные (однородные, компоненты не видны) Гетерогенные (неоднородные, компоненты видны) Взвеси Растворы (г., ж, тв .) Суспензии ( тв.+ ж.) Эмульсии ( ж.+ ж.)

Слайд 5

Способы разделения смесей

Слайд 6

Лабораторная работа №1 «Разделение смеси, состоящий из порошков железа и серы» Инструкция для учащихся к опыту «Приготовление и изучение смеси железа и серы» 1. Насыпьте на лист бумаги отдельными кучками порошки серы и железа, рассмотрите их цвет. 2. Возьмите небольшую часть каждого вещества и проведите следующие операции: а) испытайте магнитом; б) опустите в стакан с водой. 3. Смешайте стеклянной палочкой оба порошка на бумаге, рассмотрите цвет смеси. 4. Проведите со смесью те же операции, что и с чистыми веществами . 5. Вывод



Предварительный просмотр:

Лекция Каучуки

История открытия и применения натурального каучука

Первое знакомство европейцев с натуральным каучуком произошло пять веков назад. На острове Гаити (тогда — Эспаньола) в 1493 году испанский адмирал Христофор Колумб увидел туземцев, игравших большим плотным мячом. Взяв эти шары в руки, испанцы нашли, что они довольно тяжелы, липки и пахнут дымом. Индейцы скатывали их из загустевшего млечного сока(латекса), вытекавшего из порезов на коре дерева гевеи бразильской. На воздухе сок постепенно темнел и затвердевал, превращаясь в резиноподобную смолу, которую индейцы назвали «као-чу» от двух слов: сao

– дерево и сhu – течь, плакать, что можно перевести как «слёзы дерева». Индейцы делали из него непромокаемые калоши, которые в жару прилипали к ногам, а растянувшись, больше уже не сжимались. Они использовали каучук в хозяйстве: пропитывали млечным соком лодки, корзины, одежду, изготавливать факелы, которые долго и равномерно сгорали, распространяя приятный запах.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3985748/pub_5f57eeaa428c2e0bb3daf843_5f57efbc428c2e0bb3dc04c0/scale_2400

Колумб привёз несколько кусков этого удивительного вещества на родину, но в те времена он никого не заинтересовал. Впрочем, в 1770 английский химик Джозеф Пристли нашел-таки каучуку применение: было обнаружено, что он отлично может стирать грифельные изображения (первый ластик).

Через 2 века возрос научный интерес к изучению этого вещества. В Англии британский химик и изобретатель Чарльз Макинтош в 1823 г предложил класть тонкий слой каучука между двумя слоями ткани и из этого материала шить водонепроницаемые плащи. Но эти плащи зимой становились твёрдыми от холода, а летом расползались от жары.

Химики стали искать способ, как улучшить свойства натурального каучука.

Этим заинтересовался Чарльз Гудьир. Он торговал пластинками каучука. Чтобы они не слипались, он пересыпал пластинки серой. Однажды Гудьир уронил пластинку каучука на горячую кухонную плиту. Обжигая руки, он схватил пластинку и стал мять её, чтобы убедиться, не испортилась ли она. Каково же было его удивление, когда он обнаружил, что пластинка не только не липла, но стала упругой и эластичной. Так в 1839 г. был открыт процесс, который широко применяется в настоящее время в промышленности, а новый продукт назвали резиной. Независимо от Гудьира англичанин Т. Гэнкок в 1843 г. открыл аналогичный способ, который именно он и назвал вулканизацией (по имени Вулкана – древнеримского бога подземного огня), а новый продукт – резиной (от лат. resina – смола).

https://1.bp.blogspot.com/-HyW-ggpvS3A/XXLclIOy2CI/AAAAAAAAE7Y/zV_dfgOvE5U9zRob8xTJkEAPqQ6ePWcuACLcBGAs/s1600/FB_IMG_1567808365262.jpg

Строение каучука, его физические и химические свойства

Каучуки – диеновые полимеры. Их относят к эластомерам. Такое название они получили потому, что обладают эластичностью (от греч. elastikos — растяжимый), т. е. способностью обратимо изменять форму под действием внешних сил.

Природный каучук получают из густого млечного сока – латекса – гевеи, кастиллоа, маниота, сапиума и других растений.

Еще в 1826 г английский химик М.Фарадей установил состав каучука: соединяясь друг с другом, молекулы изопрена образуют высокомолекулярное соединение – каучук.

Такой каучук является цис-полимером изопрена (2-метилбутадиен-1,3) и имеет формулу (C5H8) n, где n=1000-3000.Каучук обладает полезными для применения свойствами: эластичностью (упругостью) и водонепроницаемостью. Каучуки хорошо гнутся, растягиваются и задерживают влагу на поверхности. Они сохраняются в аморфном состоянии долгое время. При долгом хранении на холоде материал необратимо теряет свойства: твердеет, становится неэластичным и ломким. Каучуки обладают диэлектрическими свойствами и имеют низкую проницаемость воды и газов. Материал не растворяется в воде, слабых кислотах, щелочах. Растворяется после разбухания в бензине, бензоле, сероуглероде и хлороформе.

Существует природный геометрический изомер каучука – гуттаперча. Гуттаперча представляет собой транс-полиизопрен.

Изображение

Гуттаперчу применяют как изолирующий материал в электро- и радиопромышленности, в химической и обувной промышленности, а также в стоматологии как материал для пломбирования корневых каналов, а также при изготовлении зубных протезов.

Искусственный каучук был получен методом С. В Лебедева. Сначала получают дивинил (бутадиен-1,3) с формулой (C4H6) n из этилового спирта:

2C2H5OH → (MnO, ZnO; 400-500°C) → CH2=CH-CH=CH2 + 2H2O + H2.

С помощью полимеризации дивинила получают бутадиеновый каучук: CH2=CH-CH=CH2 → (-СН2-СН=СН-СН2-) n.

Синтетический бутадиеновый каучук обладает такими ценными качествами, как газо- и водонепроницаемость, однако уступает натуральному в эластичности. Из первых килограммов продукции, полученной на опытном заводе в 1931 г., была изготовлении шина. Её поставили на автомобиль, на котором ездил С. В. Лебедев, и она прослужила 16 тыс. км пробега.

В 60-х гг. прошлого столетия был получен эластичный синтетический каучук на основе изопрена — синтетический изопреновый каучук:

https://konspekta.net/studopediaru/baza24/9711996102747.files/image004.jpg

По эластичности и износоустойчивости изопреновый каучук сходен с природным и так же, как бутадиеновый, используется для производства шин.

Современная промышленность получает синтетические каучуки из разных алкадиенов. В зависимости от используемого сырья выделяют изопреновый, бутадиеновый, этиленпропиленовый, хлоропреновый и другие виды каучука.

Синтетические каучуки являются одним из основных продуктов химической промышленности. Из них изготовляют около 50 тыс. различных изделий, а мировое производство каучуков приближается к 10 млн. т в год.

Для практического использования каучуки превращают в резину.

Резина – это вулканизованный каучук с наполнителем (сажа). Суть процесса вулканизации заключается в том, что нагревание смеси каучука и серы приводит к образованию трехмерной сетчатой структуры из линейных макромолекул каучука, придавая ему повышенную прочность. Атомы серы присоединяются по двойным связям макромолекул и образуют между ними сшивающие дисульфидные мостики:

https://lh3.googleusercontent.com/7DCBwgY3fMJk51yr7Bod4sk99-0a7wT6L8ldHCECq9yRFJxEjhsSu4lmTc757BGc78j7QNlAH_M3NJQGksHKUaHJP1X9QifFmHvcnwWASzd9h8Ba=w1280

Сетчатый полимер более прочен и проявляет повышенную упругость – высокоэластичность (способность к высоким обратимым деформациям). К основным свойствам резины относятся: прочность, эластичность, износостойкость, твердость. В зависимости от количества сшивающего агента (серы) можно получать сетки с различной частотой сшивки.

Предельно сшитый натуральный каучук – эбонит (более 30% S) – не обладает эластичностью и представляет собой твердый материал. Он применяется для нанесение эбонитового покрытия на изделия химической аппаратуры (гуммирование) и для изготовления деталей электрических приборов, посуды для агрессивных жидкостей, аккумуляторных баков.

Значение каучука

Жизнь современного человека трудно представить без резиновых изделий. В настоящее время химикам известно более 25 тыс. видов искусственных каучуков. Но промышленность освоила около сотни из них.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/08e1/000f5ea8-be9abd23/img9.jpg

Заполните таблицу:

Название

Исходные

вещества (мономеры)

Химическая

формула полимера

Важнейшие

свойства и применение

Бутадиеновый

каучук

Дивиниловый

каучук

Изопреновый

каучук

Хлоропреновый

каучук

Бутадиен-

стирольный каучук



Предварительный просмотр:

8 класс. Контрольная работа №1   по теме «Первоначальные химические понятия. Атомы химических элементов»

Вариант 1.

Задание №1.  Даны вещества: К,  F2,  Ca(OH)2,   Cu,   C,  MgO,   Na2SO4

Выберите из предложенных веществ:

- простые вещества  (неметаллы)

- сложные вещества

Задание №2.

Запишите произношение названий формул : 3AlCl3, Cu(OH)2,  LiF,  2FeO,  

Задание №3.

Охарактеризуйте  качественный и количественный состав веществ: 2Cu2O,  Na2SiO3

Задание №4.

Рассчитайте молекулярную массу веществ: Al(OH)3,  CaSO4

Задание №5. Рассчитайте массовую долю всех элементов в веществах: CuCl2,  K2SO4

Задание №6.

Рассчитайте массу 5 моль KNO3 и число атомов  в данной порции вещества соответственно .

Задание №7.

Ионная связь. Водородная связь.

Задание №8.

Классификация химической посуды.

8 класс. Контрольная работа №1   по теме «Первоначальные химические понятия. Атомы химических элементов»

Вариант 2.

Задание №1.

Даны вещества: Li,  H2,  Cu(OH)2, Ca,    S,  Н2О,    NaCl

Выберите из предложенных веществ:

- простые вещества  (металлы)

- сложные вещества

Задание №2

Запишите произношение названий формул: 2MgF2, KOH, Na2S,  5Br2,  

Задание №3.

Охарактеризуйте  качественный и количественный состав веществ: 3MgO,   Na2CO3

Задание №4. 

Рассчитайте молекулярную массу веществ: Fe(OH)3,  K2CO3

Задание №5

Ковалентная полярная связь. Электроотрицательность

Задание №6

Классификация химической посуды

Задание №7. 

Рассчитайте массовую долю всех элементов в веществах: Na3 P, Na2CO3

Задание №8.

Химическая связь это?



Предварительный просмотр:

  1. Fe + Cl2 → FeCl3;
  2. CuOH → Cu2O + H2O
  3. KClO4 → KCl + O2;
  4. CuO + HCl → CuCl2 + H2O;
  5. Ca + O2 → CaO;
  6. Li + N2 → Li3N;
  7. CO2 + NaOH → Na2CO3 + H2O
  8. Cl2 + O2 → Cl2O7;
  9. P2O5 + H2O → H3PO4;
  10. SO+ KOH → K2SO3 + H2O;
  11. KCl + AgNO3 → AgCl + KNO3;
  12. H2S + NaOH → Na2S + H2O;
  13. Br2 + O2 → Br2O5;
  14. Na2O + CO2 → Na2CO3;
  15. H2S + O2 → SO2 + H2O;
  16. N2O5 + H2O → HNO3;
  17. HgO → Hg + O2
  18. Ca + P → Ca3P2;
  19.  SO+ O🡪 SO3        
  20. 3) FeСl+ Zn 🡪 ZnCl+ Fe
  21. 4) KOH + HNO🡪 KNO+ H2O
  22. 5) CuO + HCl 🡪 CuCl2 + H2O


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Амфотерные оксиды и гидроксиды

Слайд 2

Основные классы сложных веществ: Вещества Кислоты Основания Оксиды Соли

Слайд 3

Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых – кислород со степенью окисления -2 Si O 2 Cl 2 O 7 C O 2 H 2 O Fe O

Слайд 4

Степень окисления Простые вещества с.о =0 Максимальная с.о =номер группы Минимальная с.о =8-номер группы Постоянные степени окисления: H=+1 , O=-2, F=-1 Металлы первой группы с.о =+1 Металлы второй группы с.о+2

Слайд 6

Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними одного или нескольких гидроксид-ионов ( ОН ) - М(ОН) n __ где М – металл, n – число групп ОН и в то же время заряд иона металла NaOH Ca(OH) 2 Fe(OH) 3 + +2 +3 Называем: гидроксид металла

Слайд 7

Щелочи образованы металлами I группы гл. подгруппы, II группы главной подгруппы (кроме Be) NaOH – гидроксид натрия (едкий натр) KOH – гидроксид калия (едкое кали) Ca(OH) 2 – гидроксид кальция (гашеная известь, известковое молоко, известковая вода) Ba(OH) 2 - гидроксид бария LiOH - гидроксид лития Основания Нерастворимые Растворимые (щелочи) NaOH , KOH , Ba(OH) 2 Fe(OH) 3 , Cu(OH) 2

Слайд 8

Амфотерность -способность соединений проявлять либо кислотные либо основные свойства, в зависимости от того с чем они реагируют. К амфотерным соединениям относят оксиды и гидроксиды некоторых металлов (в них металл чаще всего имеет степень окисления +3, чуть реже +2).

Слайд 9

Амфотерные оксиды Из оксидов двойственными свойствами обладают: оксид бериллия BeO , оксид цинка ZnO , оксид алюминия Al2O3, оксид олова( IV) SnO2, оксиды свинца PbO , PbO2, оксид железа( III) Fe2O3, оксид хрома ( III) Cr2O3 и др.

Слайд 10

Химические свойства амфотерных оксидов При реакции с соляной кислотой оксида цинка образуются соль хлорид цинка и вода: Амфотерный оксид цинка в реакции со щелочью гидроксидом калия образовал соль цинкат калия и воду

Слайд 11

Амфотерные гидроксиды

Слайд 12

Химические свойства амфотерных гидроксидов При реакции гидроксида цинка с соляной кислотой образуются соль хлорид цинка и вода: Амфотерный гидроксид цинка в реакции со щелочью гидроксидом калия образовал соль цинкат калия и воду.

Слайд 13

Рефлексия Я узнал… Мне было трудно…

Слайд 14

Домашнее задание Записи в тетради выучить Параграф в учебнике №2 (амфотерные оксиды и гидроксиды)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классификация химических реакций.

Слайд 2

Химические реакции – это процессы, в результате которых из одних веществ образуются другие отличающиеся от них по составу и строению. При химических реакциях обязательно происходит изменение веществ, при котором разрываются старые и образуются новые химические связи между атомами. Признаки химических реакций: Выделяется газ Выпадет осадок 3) Происходит изменение окраски веществ Выделяется или поглощается тепло, свет Свечение .

Слайд 3

По числу и составу реагирующих веществ: Реакции, идущие без изменения состава веществ С (графит) < = > С (алмаз) 3О 2 (кислород) < = > 2О 3 (озон) Sn ( белое олово ) < = > Sn ( серое олово ) S ( ромбическая ) < = > S (пластическая) Р (красный) < = > Р (белый) КЛАССИФИКАЦИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ:

Слайд 4

Реакции, идущие с изменением состава вещества Реакции соединения – это реакции, при которых из двух и более веществ образуется одно сложное вещество. В неорганической химии все многообразие реакции соединения можно рассмотреть на примере реакции получения серной кислоты из серы : а) получение оксида серы( IV ): S + O 2  SO 2 - из двух простых веществ образуется одно сложное, б) получение оксида серы( VI ) : 2 SO 2 + O 2 <=> 2SO 3 - из простого и сложного веществ образуется одно сложное, в) получение серной кислоты: SO 3 + H 2 O = H 2 SO 4 - из двух сложных веществ образуется одно сложное.

Слайд 5

Реакции разложения – это реакции, при которых из одного сложного вещества образуется несколько новых веществ. а) разложение воды под действием электрического тока: эл.ток 2 Н 2 О  2 Н 2 + O 2  - из одного сложного вещества образуются два простых вещества. б) разложение карбоната кальция : t СаСО 3 → СаО + СО 2 ↑ - из одного сложного вещества образуются два сложных вещества.

Слайд 6

Реакции замещения – это реакции, в результате которых атомы простого вещества замещают атомы какого-нибудь элемента в сложном веществе. В неорганической химии примером таких процессов может служить блок реакций , характеризующих свойства металлов: а) взаимодействие щелочных или щелочноземельных металлов с водой: 2 Na + 2H 2 O = 2NaOH + H 2  Са + 2Н 2 О = Са (ОН) 2 + H 2  б ) взаимодействие металлов с кислотами в растворе: Zn + 2HCl = ZnCl 2 + H 2  в) взаимодействие металлов с солями в растворе: Fe + Cu SO 4 = FeSO 4 + Cu г) металлотермия: 2Al + Cr 2 O 3  t Al 2 O 3 + 2Cr

Слайд 7

Реакции обмена – это реакции, при которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями В неорганической это может быть блок реакций, характеризующих свойства щелочей: а) реакция нейтрализации, идущая с образованием соли и воды: NaOH + HNO 3 = NaNO 3 + H 2 O или в ионном виде: ОН - + Н + = Н 2 О б) реакция между щелочью и солью, идущая с образованием газа: 2NH 4 Cl + Ca(OH) 2 = CaCl 2 + 2NH 3  + 2 H 2 O в) реакция между щелочью и солью, идущая с образованием осадка: Си SO 4 + 2KOH = Cu(OH) 2  + K 2 SO 4

Слайд 8

2. По изменению степеней окисления химических элементов, образующих вещества: Окислительно -восстановительные реакции: Окислительно -восстановительные реакции – реакции, идущие с изменением степеней окисления элементов. К ним относится множество реакций, в том числе все реакции замещения, а также те реакции соединения и разложения, в которых участвует хотя бы одно простое вещество: 0 +1 +2 0 0 0 +2 -2 а) Mg + H 2 SO 4 = MgSO 4 + H 2  б) 2М g + O 2 = 2MgO 0 +2 0 +2 Mg – 2e¯  Mg 1 окисление Mg – 2e¯  Mg 2 окисление +1 0 0 -2 2Н + 2e¯  H 2 1 восстановление O 2 + 4e¯  2O 1 восстановление

Слайд 9

Не окислительно -восстановительные реакции: К ним относятся все реакции ионного обмена, например : Na 2 CO 3 + 2HCl = 2NaCl + Н 2 СО 3 Но т.к. угольная кислота – очень слабая, она может существовать только в разбавленных растворах, а в присутствии более сильных кислот неустойчива и разлагается на углекислый газ и воду. Таким образом, окончательное уравнение имеет вид: Na 2 CO 3 + 2HCl = 2NaCl + CO 2  + H 2 O, многие реакции соединения : Li 2 O + H 2 O = 2LiOH а также многие реакции разложения: 2Fe(OH) 3  t Fe 2 O 3 + 3H 2 O Не окислительно -восстановительные реакции – реакции, иду- щие без изменения степеней окисления элементов.

Слайд 10

3 . По участию катализатора: Катализаторы – это вещества, участвующие в химической реакции и изменяющие ее скорость или направление, но по окончании реакции остающиеся неизменными качественно и количественно. Некаталитические реакции: Некаталитические реакции - реакции, идущие без участия катализатора: 2HgO  t 2Hg + O 2  2Al + 6HCl  t 2AlCl 3 + 3H 2  Каталитические реакции: Каталитические реакции – реакции, идущие с участием катализатора: H 2 O 4Al + 3 I 2  2AlI 3 t,MnO 2 2KClO 3  2KCl + 3O 2  Pt CO + NaOH  H-CO- ONa

Слайд 11

4. По агрегатному состоянию реагирующих веществ (фазовому составу): Гетерогенные реакции: Гетерогенные реакции – реакции, в которых реагирующие вещества и продукты реакции находятся в разных агрегатных состояниях. Гомогенные реакции: Гомогенные реакции – реакции, в которых реагирующие вещества и продукты реакции находятся в одном агрегатном состоянии

Слайд 12

5. По тепловому эффекту: Экзотермические реакции: Экзотермические реакции – реакции, протекающие с выделением энергии во внешнюю среду. Экзотермические реакции, которые протекают с выделением света, относят к реакциям горения , например: 4Р + 5О 2 = 2Р 2 О 5 + Q

Слайд 13

Эндотермические реакции: Эндотермические реакции – реакции, протекающие с поглощением энергии из внешней среды. К ним относятся почти все реакции разложения, например: Обжиг известняка: СаСО 3  t CaO + CO 2  - Q Количество выделенной или поглощенной в результате реакции энергии называют тепловым эффектом реакции , а уравнение химической реакции с указанием этого эффекта называют термохимическим уравнением , например: H 2 ( г )+ Cl 2 ( г ) = 2HCl( г ) + 92.3 кДж N 2 ( г ) + O 2 ( г ) = 2NO – 90.4 кДж

Слайд 14

6. По направлению: Необратимые реакции: Необратимые реакции протекают в данных условиях только в одном направлении. К таким реакциям можно отнести все реакции обмена, сопровождающиеся образованием осадка, газа или малодиссоциирующего вещества (воды) и все реакции горения:

Слайд 15

Обратимые реакции: Обратимые реакции в данных условиях протекают одновременно в двух противоположных направлениях. Таких реакций подавляющее большинство. Например: 2 SO 2 + O 2 <=> 2SO 3 N 2 +3H 2 <=> 2NH 3

Слайд 16

Рефлексия Я узнал…. Мне было интересно….. Мне было трудно…..

Слайд 17

Домашнее задание Выучить записи в тетради


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Электролитическая диссоциация

Слайд 2

Электролитическая диссоциация Цель урока: сформировать представление об электролитах, неэлектролитах и электролитической диссоциации; объяснить причины электролитической диссоциации».

Слайд 3

Электролитическая диссоциация – процесс распада электролита на ионы при растворении его в воде или расплавлении.

Слайд 4

Вещества ЭЛЕКТРОЛИТЫ НЕЭЛЕКТРОЛИТЫ Неэлектролиты – вещества, растворы и расплавы которых не проводят электрический ток. Электролиты – вещества, растворы и расплавы которых проводят электрический ток

Слайд 5

Почему растворы электролитов проводят электрический ток? Сванте Аррениус ( 1859-1927 ) Создал теорию электролитической диссоциации. За исследования в области электролитов был удостоен Нобелевской премии в 1903 г.

Слайд 6

Легче всего диссоциируют вещества с ионной и ковалентной полярной связью: Кислоты : HCl, H 2 SO 4 , HF, HNO 3 Основания : NaOH, Ba(OH) 2 , KOH Соли : NaCl, CuSO 4 , KNO 3

Слайд 7

Последовательность процессов, происходящих при электролитической диссоциации: Ориентация молекул – диполей воды около ионов; Гидратация (взаимодействие) молекул воды с противоположно заряженными ионами поверхностного слоя кристалла; Диссоциация (распад) кристалла электролита на гидратированные ионы

Слайд 8

Степень диссоциации – это отношение числа частиц, распавшихся на ионы ( N д ), к общему числу растворенных частиц ( N р ) N д ά = N р ά – степень диссоциации N д - число частиц, распавшихся на ионы N р - общее число растворенных частиц

Слайд 9

По степени электролитической диссоциации электролиты делят сильные слабые

Слайд 10

Электролиты Сильные все растворимые соли; сильные кислоты H2SO4, HCl, HNO3 все щелочи NaOH, KOH Слабые слабые кислоты H2S, H2CO3, HNO2 водный раствор аммиака NH3*H2O органические вещества

Слайд 12

Рефлексия Я научился -Я считаю полезным -Я был бы рад, если бы…

Слайд 13

Домашнее задание П.4. № 2.3 стр.23 выполнить письменно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изомерия органических соединений

Слайд 2

Историческая справка Термин изомерия предложен в 1830 г. Шведским химиком И.Берцелиусом. Берцелиус Йенс Якоб (1779-1848)

Слайд 3

Вещества, которые имеют один и тот же качественный и количественный составы, но отличаются по своему строению и свойствам, называются изомерами , а явление существования таких веществ носит название изомерии СН3 СН2 СН2 СН3 СН3 СН СН3 СН3 БУТАН (С4Н10) ИЗОБУТАН (С4Н10)

Слайд 5

Типы изомерии Структурная Структурными называют изомеры, имеющие различный порядок соединения атомов в молекуле. Пространственная Пространственные изомеры имеют одинаковые заместители у каждого атома углерода, но отличаются их взаимным расположением в пространстве.

Слайд 6

Какие изомеры называют структурными? Структурными называют изомеры, имеющие различный порядок соединения атомов в молекуле.

Слайд 7

Виды структурной изомерии Изомерия углеродного скелета 2. Изомерия положения кратной связи (С=С, С=С) или функциональной группы (ОН и др.) 3. Межклассовая изомерия (таутомерия)

Слайд 8

Виды структурной изомерии: 1. Изомерия углеродного скелета Соединения отличаются порядком расположения углерод - углеродных (С-С) связей. (АЛКАНЫ)

Слайд 9

Виды структурной изомерии. 2. Изомерия положения кратной связи или функциональной группы Определяет принадлежность соединения к тому или иному классу органических соединений. АЛКЕНЫ ОДНОАТОМНЫЕ СПИРТЫ

Слайд 10

Виды структурной изомерии: 3. Межклассовая изомерия Изомеры относятся к разным классам органических соединений. СН3 СН2 ОН этиловый спирт (ОДНОАТОМНЫЕ СПИРТЫ) СН3 О СН3 диметиловый эфир (ПРОСТЫЕ ЭФИРЫ) С 2 Н 6 О

Слайд 11

Виды пространственной изомерии (стереоизомерии) Геометрическая Характерна для соединений с двойной углеродной связью, так как по месту такой связи молекула имеет плоскостное строение. Если одинаковые заместители находятся по одну сторону это ЦИС-положение, если по разную сторону, то ТРАНС-положение

Слайд 12

Виды пространственной изомерии. Оптическая Оптические изомеры являются зеркальным изображением друг друга, подобно двум ладоням, и не совместимы.

Слайд 13

Рефлексия Я узнал…. Мне было трудно… Мне понравилось…..

Слайд 14

Домашнее задание Выучить записи в тетради.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проверка домашнего задания Вариант 1 1. Что такое изомеры? 2. Виды структурной изомерии? 3. Межклассовая изомерия. Примеры 4. Пространственная изомерия –оптическая 5. Классификация органических соединений Вариант 2 1.Явление изомерия это? 2. Виды пространственной изомерии? 3. Изомерия углеродного скелета. Примеры 4. Пространственная изомерия-геометрическая 5. Классификация органических соединений