Педагогам в помощь

Уважаемы педагоги, на данной странице представлены методические разработки, которые будут полезны в вашей работе: 

  • Диагностические карты по методике Верещагиной Н.В., представлены в формате Microsoft Excel и оснащены формулами;
  • Форма справки отчета воспитателей группы по итогам года;
  • Форма оформления сценария мероприятий с детьми;
  • Карта контроля образовательной деятельности с детьми;
  • Структура оформления рабочей программы воспитателя;
  • Формы докуменнтации в группе требующие ежедневного ведения:

          - дневник наблюдений;

 

       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рекомендации по заполнению диагностических карт по методике Верещагиной Н.В. в Microsoft Excel редакторе16.97 КБ
Файл Диагностические карты педагогического процесса по методике Верещагиной Н.В для детей 1 младшей группы в формате Microsoft Excel52.61 КБ
Файл Диагностические карты педагогического процесса по методике Верещагиной Н.В для детей 2 младшей группы в формате Microsoft Excel59.06 КБ
Файл Диагностические карты педагогического процесса по методике Верещагиной Н.В для детей средней группы в формате Microsoft Excel62.63 КБ
Файл Диагностические карты педагогического процесса по методике Верещагиной Н.В для детей старшей группы в формате Microsoft Excel61.74 КБ
Файл Диагностические карты педагогического процесса по методике Верещагиной Н.В для детей подг.группы в формате Microsoft Excel59.26 КБ
Файл Форма справки отчета воспитателей группы по итогам года25.99 КБ
Файл Форма для оформления сценария мероприятия с детьми25.07 КБ
Файл Карта контроля образовательной деятельности с детьми22.79 КБ
Файл Дневник наблюдения 22.26 КБ
Файл Консультация «Карта индивидуального развития от 0 до 7 лет В.К. Загвоздкина, И.Е.Федосовой»14.82 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по заполнению диагностических карт по методике Верещагиной Н.В. в Microsoft Excel редакторе

Диагностические карты по методике Верещагиной Н.В., представлены в формате Microsoft Excel и оснащены формулами. Что значительно экономит время педагога, так как формулы в ячейках сами высчитывают результат и выводят средний показатель по группе по всем 5 образовательным областям. И выводит итоговый показатель группы за год в сравнении сентябрь –май.

Предлагаемая диагностика разработана с целью оперативного отслеживания формирования целевых ориентиров детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет. Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей. Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения. Диагностику рекомендовано проводить на основе наблюдения за деятельностью детей как на занятиях, так и в режимных моментах.

Техническое описание карт:

Документ Microsoft Excel состоит и 7 страниц: 5 страниц это карты по образовательным областям, итоговый -свод за год, и страница пример краткого анализа.

  • Карты по образовательным областям заполнение соответствует методическим рекомендациям Верещагиной Н.В. Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

1 балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;

2 балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;

3 балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;

4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;

5 баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, если другое не предусмотрено в образовательной организации, — в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.

Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей - в данной ячейке стоит формула, котрая автоматические высчитывает показатель). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей - в данной ячейке стоит формула, которая автоматические высчитывает показатель). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций.

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Эго позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять коррекционно-развивающую работу.

  • Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8 - данный показатель обозначается уровень буквой "В".
  • Показателями проблем в развитии ребенка социального и\или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе, это параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 - данный показатель нужно обозначается уровень буквой "С".
  • Выраженное несоответствие развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру/ данной образовательной области, это интервал в среднем значении менее 2,2 - данный показатель нужно обозначается уровень буквой "Н".

Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста.

Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной организации.

  • Итоговый - свод за год, оснащен гиперссылками к картам по образовательным областям, а также формулами. Данная страница не требует заполнения, она заполняется автоматически.


Предварительный просмотр:

Название организации (По уставу)

Справка отчет

по итогам 20___- 20___учебного года

средней группы №_ «_____________»

название группы

Воспитатели: ______________

(ФИО педагогов)

Май 20___ г.

Списочный состав детей: ___ детей.

Состояние здоровья детей:

1 группы – ___,

2 группы – ___,

3 группы – ___.

Образовательную работу с детьми осуществляем по образовательной программе ДО/ адоптированной образовательной программе ДО.

Задачи группы: (перечислить образовательные задачи группы на учебный год)

1.

2.

3.

4.

Для реализации данных задач, нами подобран методический арсенал, создана развивающая предметно - пространственная среда, где каждый центр активности несет в себе соответствующий материал и оборудование по возрасту детей, способствующий повышению познавательного интереса и познавательной активности.

Образовательное пространство группы формируем с учетом требований к развивающей предметно - пространственной среде п. ФГОС дошкольного образования. Таким образом, мы в развивающей предметно - пространственной среде определили центры активности, где предоставляем детям самостоятельный выбор деятельности.

Для эмоционально – положительного содержательного общения в игровой деятельности, становлению гуманных взаимоотношений, развитию познавательных мотивов, накоплению личного опыта, все зоны активного действия доступны, наглядны, учитывая интересы каждого ребенка, чтобы они имели возможность выбора, могли заниматься любимым делом, продуктивной деятельности.

(Если в игровом пространстве используется техническое оборудование, опишите его значимость в развитии детей и необходимость использования) Пример (в организации образовательной деятельности используем телевизор для просмотра развивающих видеороликов (фрагментов мультфильмов) и мультимедийных презентаций, так как красочные инсталляции, привлекательны для детей и актуальны в данном возрасте …)

Опишите используемые авторские дидактические игры, созданные для повышения качества образования.

Пример (Особое внимание уделяли сенсорному развитию. В целях сенсорного развития мы помогаем ребенку формировать представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Для этого используем дидактические игры (которые сделали своими руками), большой самодельный Бизиборд, развивающий коврик)

В целях выявления эффективности педагогических действий, отслеживаем уровень индивидуального развития детей используя пособие «Карты развития детей» под редакцией В.К.Загвоздкин, И.Е.Федосовой, издательство «Национальное образование».

Результаты наблюдений по освоению каждым ребенком содержания образовательной программы на конец учебного года следующие:

Параметры оценки

Положительная динамика результатов

Стабильно положительные результаты

Отрицательная динамика результатов

Средний

показатель

(кол-во %)

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

Социально –коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показывает положительную динамику по всем направлениям развития.

Выводы: Результаты наблюдений по освоению каждым ребенком содержания образовательной программы в образовательных областях следующие:

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» - итоговый показатель по группе ___

Не выявлено (Выявлено) детей с отрицательной динамикой развития.

Если выявлены дети с отрицательной динамикой развития пояснить причины (без указания ФИО ребенка). Нужно сформулировать причину, задачи для решения данной проблемы и действия необходимые для коррекции эффективности применяемых методов и приёмов обучения и развития воспитанников.

Образовательная область «Познавательное развитие» - итоговый показатель по группе ___

Не выявлено детей с отрицательной динамикой развития, но есть незначительные проблемы (Для более полного анализа нужно указать их , а также задачи для решения данной проблемы и действия необходимые для коррекции эффективности применяемых методов и приёмов обучения и развития воспитанников.

Пример:

1. Знают названия времен года, но путают их последовательность.

2. Путают временные понятия (вчера, сегодня, завтра).

Задачи: Отработать и закрепить навыки и умения по темам.

Через:

1. Дидактические и практические задания

2. Индивидуально – коррекционную работу

3. Совместную деятельность с родителями (индивидуальное консультирование, беседы, рекомендации)

Образовательная область «Речевое развитие» - итоговый показатель по группе ___

Не выявлены/ выявлены дети с отрицательной динамикой развития.

Если выявлены дети с отрицательной динамикой развития пояснить причины (без указания ФИО ребенка). Нужно сформулировать причину, задачи для решения данной проблемы и действия необходимые для коррекции эффективности применяемых методов и приёмов обучения и развития воспитанников.

Пример: в группе есть дети с ТНР:

  • нарушение звукопроизношения, активного и пассивного словаря,
  • недоразвитие лексико-грамматического строя речи,
  • несформированность фонематических процессов,
  • недоразвитие связной речи.

Проблема:

1. Не правильно согласовывают слова в предложениях и используют предлоги.

2. Не правильно употребляют имена прилагательные и местоимения.

3. Не способны логично продолжить начатый рассказ.

4. Не владеют пересказом.

Задачи: Продолжать работу по усвоению лексико-грамматических категорий, фонетико-фонематического восприятия, связной речи.

Через:

1. Продолжать индивидуальные занятия с детьми по развитию элементарных форм устной речи на базе уточнения и расширения словарного запаса, практического усвоения простых грамматических категорий.

2. Применять дидактические игры, продолжать читать литературные произведения, расширять знания о жанрах литературы, учить выразительно рассказывать стихи, составлять рассказы по сюжетным картинкам.

3. Создавать условия для самостоятельной речевой активности в течение дня; включать коммуникативные игры и упражнения при организации занятий, выполнять пальчиковую и артикуляционную гимнастики в режимных моментах.

Содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в речевом развитии детей с ТНР и оказание помощи детям этой категории в освоении Адаптированной образовательной программы для детей с ТНР.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - итоговый показатель по группе __

Образовательная область «Физическое развитие» - итоговый показатель по группе __

Средний показатель освоения образовательной программы за 20__- 20__ учебный год составляет ___%, это свидетельствует о положительной динамике личностного развития воспитанников в процессе образовательной деятельности, что позволяет сделать вывод об эффективности применяемых методов и приёмов обучения и развития воспитанников.

Также мы стараемся чтобы наши воспитанники активно участвовали в разнообразных творческих конкурсах. В выборе конкурсных мероприятий, учитываю результаты наблюдений по выявлению приоритетных интересов (предпочтений) детей. Учитывание личностных интересов детей, позволяет нам не только увеличить количество участий в разнообразных конкурсах (как творческих так и интеллектуальных), но так же повысить результативность.

Сводная таблица результатов достижений детей 20_- 20__уч.г.:

Форма мероприятия

(с указанием названия мероприятия, организатор)

Учебный год

Уровень мероприятия

Классы (группы, возраст или название коллектива)

Кол-во участников

Результат (участие, наличие победителей, призеров, лауреатов с указанием Ф.И. обучающего/ воспитанника)

Анализ таблицы показал, что в основном это конкурсы очной/заочной формы, регионального /Всероссийского/ Международного уровня, участвовало ___% группы, процент эффективности __ %.

В процесс воспитания и обучения детей, активно привлекали и родителей, вели разъяснительную работу через информационный стенд, папки – передвижки отражали актуальные темы, помогали им советами, рекомендациями старались быть им помощниками.

Результаты деятельности за 20__-20__ учебный год были тщательно проанализированы, сделаны выводы о том, что в целом работа проводилась целенаправленно и эффективно. Положительное влияние на этот позитивный процесс оказывают тесное сотрудничество в работе воспитателей, руководителей, родителей.



Предварительный просмотр:

Форма оформления сценария мероприятия с детьми

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Наименование методического материала: Сценарий образовательной деятельности с детьми _-_лет ____________________, тема «___________»

(вид деятельности детей)

Участники образовательной деятельности: дети _-_ лет, воспитатель.

Направленность разработки: обучающая/игровая

Место методического материала в педагогической системе: Методическая разработка, это сценарий педагогического мероприятия с детьми _-_ лет, составленный с учётом принципов программы _______________________________

(указать название программы)

и с использованием элементов технологии __________________________________.

Это педагогическое мероприятие является частью недельного тематического проекта ________________ и является логическим продолжением работы с детьми в рамках темы. Образовательная деятельность построена на основе цикла «План – дело - анализ», в процессе которой решается комплекс воспитательно-образовательных задач.

Актуальность: Обосновать актуальность методов, приемов и технологий.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Занятие проводится с группой детей, состоит из нескольких этапов. Последовательно представлены основные этапы, которые логически взаимосвязаны. На каждом из этапов решались определенные задачи.

  1. Организационный момент;
  2. Мотивационная игра;
  3. Поиск выхода из затруднения, или открытие новых знаний;
  4. Развивающие задания;
  5. Самостоятельное применение «нового» в других ситуациях;
  6. Рефлексия.

Активные формы обучения: _____________________________________________

Формы организации: ___________________________________________________

Виды деятельности: _____________________________________________________

Предварительная работа с детьми:________________________________________

Цель методического материала: __________________________________________

Задачи: (задачи формулируются в глагольной форме)

Обучающие:

-

-

Развивающие:

-

-

Воспитательные:

-

Методики и технологии, применяемые при организации образовательной деятельности детей:

Используемые методы и приемы:

Наглядные методы и приёмы:_____________________________________________.

Словесные методы и приемы:_____________________________________________.

Практические методы и приёмы:__________________________________________.

Ожидаемые результаты:___________________________________________.

Словарная работа: ________________________________________________.

Оборудование и техническое оснащение:

Наглядно – демонстративный материал:__________________________________.

Техническое оснащение: _________________________________________________.

Раздаточный материал на каждого ребенка и на подгруппу:__________________.

Методы и формы контроля: ________________________________________.

Список литературы:

1.

2.

СЦЕНАРИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Этап ОС/ Задачи

Методы и приемы

Содержание мероприятий/ учебно-методические средства

Ожидаемый результат

Примечание (индивидуальная работа)

I. Организационный момент

Задачи:

II. Мотивационная игра

Задачи:

Проблемная ситуация

Задачи:

III. Поиск выхода из затруднения, или открытие новых знаний

Задачи:

IV. Самостоятельное применение «нового» в других ситуациях

Задачи:

V. Развивающие задания

Задачи:

VI. Рефлексия – итоги

Задачи:



Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

Дата проведения ОС______________ вид ОС________________________________________________________

Возрастная группа______________________________________________________________________________

Количество детей ____________________________________________________________________________

ФИО воспитателя _____________________________________________________

Начало ОС ____________________, окончание ОС ______________________

Программное содержание ОС __________________________________________

______________________________________________________________________

Критерии оценки

Уровни оценки

1.

Умение составлять конспект ОС в соответствии с поставленными целями, определять ее содержание и структуру, подобрать дидактические игры

2.

Умение творчески использовать готовые конспекты ОС (вносить необходимые изменения в ход НОД, корректировать цели в соответствии с индивидуальными особенностями детей)

3.

Подготовка к ОС

Подбор демонстрационного материала

Рациональное размещение матерала

Предварительная работа с детьми (беседы, организация наблюдений, дидактические игры, чтение художественной литературы)

4.

Санитарно -гигиенические требования

Удовлетворение двигательной активности (организация динамических пауз, физминуток)

Смена видов деятельности детей во время проведения ОС

Соответствие длительности ОС санитарно-гигиеническим нормам

5.

Использование разнообразных форм организации детей в процессе ОС (работа малыми подгруппами, в паре, индивидуальная и коллективная работа детей)

6.

Использование разнообразных приемов работы с детьми

игровых

привлечения и сосредоточения внимания детей

обеспечение эмоциональности, интереса детей

активизации самостоятельного мышления детей

подачи нового с опорой на имеющиеся у детей знания

7.

Умение регулировать поведение детей в процессе ОС, сохранять интерес детей в течение всего занятия

8.

Индивидуальная работа с детьми

9.

Деятельность детей

проявление инициативы

сохранение интереса на протяжении ОС

активность слухового внимания, сосредоточенность при выполнении задания

10

Усвоение детьми программного содержания

Рекомендации: _______________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Проверил:

Ознакомлен:



Предварительный просмотр:

название организации по уставу

ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ

старшая группа № 1 «_____________»

(название группы)

Воспитатели:ФИО педагога

20__ – 20__ уч.г.

Методические рекомендации

Лист наблюдения заполняется ежедневно в течение недели.

В листе наблюдений указываем: дату проведения и степень усвоения детьми образовательных задач по всем образовательным областям.

Обозначения:

- Зеленый цвет- ребенок усвоил образовательную задачу;

- Синий цвет-ребенок не усвоил образовательную задачу;

- «н» - отсутствие ребенка.

Примечание:

Если ребенок в течение недели не усвоил какую-либо образовательную задачу, необходимо составить план индивидуальной работы на следующую неделю.

План индивидуальной работы включает:

- Индивидуальную работу с ребенком;

- Совместная работа со специалистами;

- Совместная работа с родителями (консультации, беседы, рекомендации).

Лист наблюдения (___________-__________ )

Промежуток времени наблюдения дата

ФИ ребенка

Речевое развитие

Познавательное развитие

Художественно - эстетическое развитие

Социально коммуникативное развитие

Физическое развитие

Обуч.гр.

Развитие речи

ЧтениеХЛ

ФЭМП

Ознакомление с окр. миром

Констр.

Апл-я

Лепка

ИЗО

Музыка

Этикет

ОБЖ

Труд

Физ-ра

Дата и результат наблюдения

План индивидуальной работы на неделю

(___________-__________ )

Промежуток времени наблюдения дата

ФИ ребенка

План индивидуальной работы

Совместная работа со специалистом

Совместная работа с родителями

Пример (План индивидуальной работы на неделю )

()

дата

ФИ ребенка

План индивидуальной работы

Совместная работа со специалистом

Совместная работа с родителями

Иванов Иван

ДИ «Третий лишний» «Найди детеныша»

Воспитатель экологическому воспитанию «Дикие животные и их детеныши»

Рекомендации ДИ «Третий лишний», «Найди детеныша»

Соколов Сережа

ДИ «Найди звук А»

Логопед – ДИ на развитие фонематического слуха

Консультация «Игры на развитие фонематического слуха»



Предварительный просмотр:

Консультация с элементами практики «Карта индивидуального развития от 0 до 7 лет В.К. Загвоздкина, И.Е.Федосовой»

Составила: Нугманова З.Ш. заместитель заведующего по УВР МДОУ «Детский сад Стрежевой» СП «Петушок»

Карты развития предназначены для документирования результатов педагогических наблюдений за динамикой развития детей от 0 до 3 лет и 3 до 7 лет в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
Издателями данных карт является «Издательство «Национальное образование», 2020 г., авторы проекта В.К. Загвоздкин, И.Е.Федосова, автор-составитель Е.Ю.Мишняева.

Вариативность форм и методов реализации содержания дошкольного образования, направленная на индивидуальный подход к оцениванию уровня развития каждого ребенка, не предполагает фиксирования жестких норм развития в соответствии с возрастом. При этом необходимость системного наблюдения, позволяющего зафиксировать наиболее характерные особенности развития ребенка в каждом возрастном интервале, существенно возрастает. Наблюдение становится важнейшей задачей педагога и приобретает новое качество, смещаясь от контрольно-оценочной функции к функции сбора информации о ребенке и проектирования образовательного процесса в соответствии с его индивидуальными особенностями. В основу критериев для интерпретации такого наблюдения ложатся целевые ориентиры в развитии ребенка, которые находят свое отражение в определенных показателях развития (компетентностях).

Документирование результатов наблюдений всегда являлось весьма трудоёмкой задачей. Карты развития призваны в максимальной степени снизить объем трудозатрат педагога по ведению документации благодаря возможности оперативно зафиксировать этот период, когда ребенок явно начал проявлять те или иные способности (период «устойчивого начала»).

Издание представляет собой комплект индивидуальных карт развития. Комплект предваряется списком группы, содержащим основные сведения о каждом ребенке. Каждая индивидуальная карта развития завершается страничками для выводов и рекомендаций. В картах развития определены и структурированы конкретные виды поведения и навыки детей в той последовательности, в которой они, как правило, формируются. Карты развития не претендуют на представление всех показателей, которые могут быть выявлены в результате как регулярного наблюдения, так и специальной диагностики. При этом в них зафиксированы показатели – «шаги развития», которые в комплексе могут дать простое, но достаточно емкое представление об «образе» ребенка и динамике его развития в направлении достижения целевых ориентиров по каждой из образовательных областей, определенных ФГОС ДО: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому развитию. В целях удобства использования карт области развития подразделяются на направления; области и направления развития обозначены символами. Показателям по каждому из направлений развития присвоены соответствующие коды, которые могут быть использованы при написании кратких выводов по истечении каждого возрастного периода. Проявление тех или иных показателей развития у каждого ребенка может происходить в разное время, однако знание психолого-возрастных особенностей детей позволяет устанавливать ориентировочные возрастные интервалы этого проявления.

Возрастные диапазоны проявления признаков развития выделены в карте заливкой соответствующих ячеек.

В картах развития достаточно широкий диапазон возрастных интервалов, что представляет возможность педагогу при регулярном наблюдении выявить период «устойчивого начала» проявления тех или иных показателей развития.

Рекомендации:

 Используйте карту развития регулярно. (на практике 3 раза в год)  Во время наблюдения за детьми для вас не составит труда поставить отметку в графе, соответствующей (показать Слайд) возрасту ребенка, в котором он начал демонстрировать те или иные навыки. Фиксируйте в карте только период «устойчивого начала» проявления конкретного показателя развития.

 Не забывайте записывать краткие выводы по истечении каждого возрастного периода и ваши рекомендации о том, на что нужно обратить особое внимание: вам – при корректировке индивидуальной траектории развития ребенка, родителям, а также – при необходимости – психологу или логопеду.

 Используйте карты развития для обсуждения с коллегами при проектировании или корректировке индивидуальных траекторий развития детей.

 Обязательно используйте индивидуальную карту развития ребенка в беседе с его родителями. Им будет небезынтересно узнать о способностях своего ребенка и, возможно, принять более активное участие в его развитии. В беседе особо подчеркивайте достижения ребенка.

 По истечении периода пребывания ребенка в группе отдайте родителям его индивидуальную карту развития. Не передавайте индивидуальные карты развития в другую организацию – это неправомерно с точки зрения защиты персональных данных.